Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА [греч. Ισδωρος Μιλσιος] (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле . Достоверных сведений о жизни и трудах И. из М. сохранилось немного. Родом из Милета в М. Азии (территория совр. Турции), он жил и работал сначала в Александрии, затем в К-поле. Немногочисленные упоминания в источниках можно разделить на 2 группы. Во-первых, это упоминания в связи со строительной деятельностью И. из М. в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» ( Procopius. 1940. I 1. 24; I 1. 50; I 1. 66-77; II 3. 1-15) и в поэтическом описании храма Св. Софии Павла Силенциария ( Paul le Silentiaire. 1997. 552-555). Во-вторых, это упоминания в греч. математических текстах, среди которых - комментарии Евтокия к трактатам Архимеда «О сфере и цилиндре» ( Archimedis. 1915. 48. 28-31, 84. 8-112, 24. 7-10) и «Измерение круга» (Ibid. 260. 10-12), а также приписываемая Евклиду 15-я кн. «Начал» ( Euclidis. 1888. 50. 21-22). В истории архитектуры имя И. из М. неразрывно связано с именем др. визант. архитектора и ученого Анфимия из Тралл , вместе с к-рым он выполнил грандиозный заказ имп. Юстиниана I по проектированию и строительству собора Св. Софии. Под их руководством собор возводился с 532 по 537 г. В греч. источниках, связанных со строительством собора, профессия И. из М. и Анфимия чаще всего определяется как μηχανοποις - «механик» или «строитель машин», однако из контекста следует, что под этим словом понималось сочетание профессий зодчего, инженера и ученого. Соотношение участия И. из М. и Анфимия в строительстве собора Св. Софии в различных источниках определяется по-разному, причем И. из М. чаще отводится второстепенная роль. У Прокопия Кесарийского говорится, что Анфимий руководил действиями строителей, заранее планировал работы и изготовлял образцы, в то время как с ним вместе трудился И. из М., «механик», также искусный и достойный того, чтобы служить имп. Юстиниану ( Procopius. 1940. I 1. 24-50). Схожим образом в описании Павла Силенциария превозносится Анфимий, но упоминается и И. из М., как обладающий «премудрым разумом» ( Paul le Silentiaire. 1997. 552-556). Агафий Миринейский приписывает все заслуги по возведению великого храма только Анфимию из Тралл ( Agathias. 1975. Vol. 9).

http://pravenc.ru/text/674910.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый статус константинопольской Софии 21.07.2020 593 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба. В далеком прошлом ее превращение из православного храма в мечеть совпало с началом нового времени: из разных вариантов хронологической границы между Средневековьем и Новым временем самым убедительным и почти общепринятым является 1453 г., когда пал Константинополь, завоеванный османами. Столица православной империи стала резиденцией османского султана Мехмета Завоевателя. Кафедральный храм Константинопольской Патриархии был им обращен в мечеть. В 1934-м г. по воле основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка Святая София стала музеем, и вот, по указу президента Турции Э. Эрдогана, ей еще раз поменяли статус – она снова обращена в мечеть. Многочисленные протесты против этого несколько лет назад задуманного и заранее публично обещанного акта не возымели желаемого эффекта, были проигнорированы Анкарой. Многочисленные протесты были проигнорированы Анкарой Это событие воспринято православным миром, христианами разных конфессий, культурным сообществом с горечью. Для православных русских людей Святая София особенно дорога – и потому, что посещение ее посланцами Великого князя Руси равноапостольного Владимира, их рассказ о том, что они видели и что пережили, пребывая в этом храме: «Мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог», – послужили князю толчком к принятию решения о собственном Крещении и Крещении своего народа. В сложившейся ныне ситуации необходимо трезво и адекватно оценить характер и масштаб понесенной утраты. Непревзойденное творение великих архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета не было разрушено президентским указом. Сохранились и софийские мозаики, и среди них шедевры, представляющие высшие достижения христианского искусства. А с другой стороны, и в ту пору, когда Софийский храм имел статус музея, в нем все равно не было места для общественной молитвы, для православного богослужения, молиться же сердечной и умной молитвой в этой святыне ничто не мешало христианским паломникам и в те времена, когда она была мечетью.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/21/novyi_...

  Сколько было «щедрых строителей»? Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Возможно, что так Мандельштам решил назвать императора Юстиниана, который все свои средства и силы вкладывал в то, чтобы построить самый роскошный собор в мире и в первую очередь превзойти царя Соломона с его Иерусалимским храмом. После того как в 537 году в соборе произошло первое богослужение, Юстиниан воскликнул: « Слава Богу ,  который дал мне возможность закончить эту постройку .  Я превзошел тебя , о  Соломон !» Однако высокими «душой и помыслом» были и главные строители храма. Исторические хроники называют имена двух архитекторов из Малой Азии: Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Анфимия Прокопий Кесарийский даже назвал «образованнейшим человеком своего времени» — он был выдающимся математиком и ученым. Вместе с двумя мастерами работало еще сто архитекторов и около десяти тысяч рабочих, которым удалось создать гармоничную и прочную конструкцию собора.   Во время написания стихотворения храм был мусульманской мечетью Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон — света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. Осип Мандельштам ни разу не был в Константинополе и не видел храма Святой Софии, однако его поэтически-архитектурные описания интерьера собора поразительно точны. Интересно, что в 1912 году, когда было написано стихотворение, собор Святой Софии был не христианской святыней, а мусульманской мечетью. После завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году, храм был превращен в мечеть и оставался ею до 1935 года. Крест с купола Софийского собора был заменен на полумесяц, а к самому зданию пристроили минареты. Однако Мандельштам в Айя-Софии видел прежде всего величественную и непоколебимую твердыню христианства. Поэт описывает «храм, купающийся в мире» — благовонном масле, которое используется при освящении только что построенного храма. Veyis Polat Купол храма действительно окружают сорок окон, которые Мандельштам упоминает в стихотворении. Их размер и расположение позволяют солнечному свету проникать так, что он заставляет переливаться различными цветами многочисленные мозаики храма. На парусах Айя-Софии, треугольных сферических сводах, изображены не четыре архангела, как у Мандельштама, а другие представители ангельских чинов — шестикрылые серафимы (о которых поэт пишет в заключительных строках). Четыре серафима на парусах были единственными изображениями в соборе святой Софии, которые мусульмане сочли за талисманы и не замазали штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.

http://foma.ru/mandelshtam-stihotvorenie...

Обращение Святой Софии в мечеть — это символ и некое утверждение, кто в доме хозяин. Также это и жест, обращенный в сторону христианского мира, Европы и всех международных институтов, которые категорически против этого акта. Они все прекрасно понимают, что это не какая-то частность, не какой-то сюжет, связанный с обращением конкретного музея в действующее богослужебное пространство. А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой. Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго.  Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями.  Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации. Главный христианский храм, причем не только в православном мире.  Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием.  Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И. из М. получил известность как видный ученый-математик, войдя в историю визант. науки. Деятельность И. из М. и Анфимия стала важным звеном в цепи, соединяющей позднеантичную и визант. научные традиции. Если рассмотреть ряд крупнейших позднеантичных ученых-неоплатоников от Прокла и его ученика Аммония к Олимпиодору, Дамаскию, Симпликию и завершить его Евтокием Аскалонским, к-рый, видимо, в 1-й пол. VI в. был главой неоплатонической школы Александрии, то окажется, что биография последнего напрямую связана с биографией И. из М. и Анфимия из Тралл. Комментарии к трактату Аполлония Пергского о конических сечениях Евтокий посвятил «любезному другу» Анфимию. Одновременно до нас дошли комментарии Евтокия к трактатам Архимеда, в к-рых указывается редакция И. из М., «великого учителя нашего». На основании этого упоминания вплоть до недавнего времени считалось, что И. из М. был учителем Евтокия (ODB. 1991. Vol. 2. P. 1016). Однако, судя по упомянутому обращению Евтокия к Анфимию, последний мог быть ровесником или младшим товарищем ученого. В свою очередь Анфимий не мог оказаться младше И. из М., источники дают основания предполагать подчиненное положение И. из М. по отношению к Анфимию. Более обоснованным является мнение, что слова о «великом учителе» И. из М. на страницах комментариев Евтокия были добавлены позже учеником И. из М., являвшимся одновременно издателем сочинения Евтокия ( Heath. 1921. P. 25, 540). Примечательна еще одна вставка в сочинение Евтокия, где описывается процесс построения параболы при помощи особого инструмента, «изобретенного милетским механиком Исидором, великим учителем нашим, и описанного им в комментарии, который он составил к сочинению Герона Александрийского «О сводах»» ( Archimedis. 1915. III 84. 8-11). Упоминания о «нашем великом учителе» И. из М. есть и в т. н. Пятнадцатой книге «Начал» Евклида, вероятно, лишь условно приписываемой последнему ( Euclidis. 1888. 50. 21-22). Указанная книга могла быть составлена тем же или др. учеником И. из М. Трактат Герона и комментарии к нему не сохранились, как и др. научные труды И. из М. То, что он был редактором Евтокия, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона о конструкции сводов, не вызывает сомнений. Также есть все основания полагать, что И. из М. начал научную и преподавательскую деятельность в Александрии и затем стал основателем математической школы в К-поле.

http://pravenc.ru/text/674910.html

Феодосиевская базилика сильно пострадала при пожаре во время восстания Ника в январе 532 г. 14 . Целью восставших партий цирка не был сам храм – вечером 13 января они пытались поджечь находящийся рядом императорский дворец, – но огонь быстро перекинулся вначале на Сенат, а потом на церковь и площадь Августеон. Через три дня другой пожар уничтожил соседний храм Св. Ирины. Юстиниан решил не восстанавливать старую базилику Св. Софии, но построить на этом месте новую церковь . Вполне вероятно, что одной из причин такого решения было соперничество с Аникией Юлианой, построившей в 524–527 гг. роскошную церковь Св. Полиевкта 15 . От этой церкви остались только фундаменты, раскопанные в 1960-х гг., а также несколько фрагментов колонн и мраморной резьбы, украшавшей капители, антаблементы и экседры 16 . В эпиграмме, украшавшей стены церкви Св. Полиевкта и известной по Палатинской антологии, был упомянут храм царя Соломона 17 . Видимо, не случайно «Сказание о возведении Великой церкви, именуемой Святой Софией», повествуя об окончании строительства Св. Софии, вкладывает в уста Юстиниана фразу: «Слава Богу, удостоившему меня свершить такое деяние. Я победил тебя, Соломон!» 18 Итак, Юстиниан замыслил создать постройку невиданной величины и оригинальности. Для воплощения своего замысла он пригласил двух выдающихся специалистов своего времени – Анфимия из Тралл и Исидора из Милета 19 . Оба, судя по всему, были не столько архитекторы, сколько математики и механики. Эти люди могли создать планы, чертежи и необходимые расчеты. Анфимий был сыном врача Стефана из Тралл в Малой Азии. Все его братья были видные ученые: Митродор – грамматик, Олимпий – юрист, а Диоскор и Александр – медики. Анфимий много строил как в Константинополе, так и в других городах империи (например, перестраивал крепость Дару). Современники описывают его как выдающегося инженера и механика-изобретателя, а также математика, занимавшегося вопросами криволинейных поверхностей, равно как и проблемой изогнутых зажигательных зеркал, – эти его знания были реализованы при строительстве Св. Софии, в частности, ее купола. Об Исидоре из Милета известно меньше: он был выдающимся специалистом по математике, которую изучал в Александрии и Константинополе. Очевидно, при строительстве Св. Софии он занимался преимущественно расчетами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акриты имели собственную военную организацию и сочетали обязанности воина с крестьянским трудом. Акритские песни, рассказывающие о постоянных стычках с арабами и с апелатами-разбойниками, создавались на языке, близком к разговорному. В них воспевались не только храбрость, любовь к родине, героизм, чувство собственного достоинства воинов-акритов, но и их полная опасностей и нелёгкого труда сельская жизнь на лоне идиллической природы. Наиболее известными героями акритских песен были Армурис, Просфир, Ксанфин, Перфирий, Дигенис Акрит и другие. На основе нескольких сотен песен о Дигенисе Акрите была создана одноимённая эпопея. Акритские песни пользовались большой популярностью среди народных масс, что вызывало негодование церковников. Епископ Арефа Кесарийский , например, с возмущением писал, что «попрошайки и шарлатаны и проклятые пафлагонцы» сочиняли и распевали за обол (1/6 греческой драхмы) у каждого дома песни о подвигах прославленных мужей. Александр из Тралл (ок. 525605) – знаменитый малоазийский врач, брат математика и архитектора Анфимия. Один из крупнейших медиков Византии он учился врачебному искусству у своего отца, занимавшегося лечебной практикой. Считая главным для врача профилактику, Александр из Тралл стремился прежде всего выявить причину болезни и поставить точный диагноз. Он был также известен как автор теоретических работ по патологии и терапии внутренних болезней (12 книг) и трактатов о лихорадке, глазных болезнях и др., написанных на основе собственной лечебной практики. Александрия – один из крупнейших ранневизантийских городов, в IVV вв. вступила в полосу экономического и культурного упадка. В 391 г. в ходе ожесточенных религиозных распрей между язычниками и христианами был разрушен Мусейон, последний оплот языческих наук. Однако в городе продолжали свою деятельность риторские и философские школы, в которых преподавались грамматика, риторика, философия, латынь, право, естественно-научные дисциплины (геометрия, астрономия, медицина, музыка); существовало также медицинское училище, где получили образование знаменитые византийские медики Оривасий, Гесихий и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диоптра – угломерный прибор для измерения высоты отдаленных предметов. Уже в античности Д. широко применяли в военном деле для измерения высоты стен осажденных городов. Диоскор из Тралл – знаменитый врач VI в., брат Александра и Анфимия из Тралл. Диофант Александрийский (ок. 250 г. н. э.) – греческий математик. В своем основном труде «Арифметика» использовал вычислительные методы древних египтян и вавилонян. Занимался решением линейных и квадратных уравнений с одним или несколькими неизвестными. Впервые ввел буквенную символику в алгебру. Его работы использовал в своем учебнике о математической четверице Георгий Пахимер (1300 г.). Диоцез – 1) территориально-административное подразделение поздней Римской империи, округ, меньше префектуры; 2) территория, находящаяся в ведении епископа, епископство. В Православной Церкви во главе Д. стоит Патриарх. Д. делился на приходы. Дипломатика – научная историческая дисциплина, задачей которой является изучение рукописных грамот, актов, то есть документов, содержание которых носит договорный или сделочный характер правового характера (от лат. diploma – документ). Задачи Д. состоят в том, чтобы определять происхождение актов, их социальную сущность и политическую направленность, обстоятельства происхождения (время, место появления, авторство), подлинность и степень достоверности, то есть выполнять на актовом материале все задачи общего источниковедения. Основы этой дисциплины были впервые разработаны Жаном Мабийоном. См.: регесты. Дипнон – вторая (вечерняя) трапеза (обед). См.: аподипнон. Диптих – двойная пластинка, обычно из кости: 1) делалась по заказу консула при объявлении о его назначении (см.: спортула); 2) атрибут священника, на внутренней лицевой стороне которого были написаны имена живых и мертвых, за которых священник молился во время Божественной литургии. Диррахий (Драч) – бывший античный город Эпидамн, колония Коринфа и Керкиры на восточном, далматинском побережье Адриатического моря, в византийское время – главный, очень сильный и укрепленный город провинции Эпир. Совр. Дуррес в Албании. См.: албанцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 538 г. город был разрушен персидским царем Хосровом I, но восстановлен в меньших размерах Юстинианом I. В 1516 г. Антиохия была завоевана турками. Антоний Великий (Египетский, 251356) – основатель коптского монашества, один из первых аскетов, который, согласно легенде, продал после смерти родителей имение и раздал деньги бедным, а сам удалился сначала в пещеру, затем – в развалины крепости на восточном берегу Нила, где пробыл в течение 20 лет. «Отец монахов», как называли его современники, основатель отшельнического и скитского монашества, он подвергал себя всевозможным лишениям, боролся с телесными вожделениями, укрепляя свой дух в молитве, в общении с Богом. В первые годы отшельничества его преследовали различные искушения: прекрасные женщины, великолепные яства, предметы роскоши, но он нашёл в себе силы отказаться от них. Жизнь Антония стала образцом подвижничества. В 305 г. он создал первую монашескую общину, состоявшую из его учеников, и установил следующие правила общежития: полное отречение от всех земных благ, молитва , труд. В 312 г. Антоний покинул общину и поселился в одной из горных пещер на пустынном берегу Красного моря. Ученики и последователи Антония основали первую колонию отшельников (греч. «еремит») – «лавры». Первая биография египетского аскета – «Житие преподобного отца нашего Антония» – была создана александрийским епископом Афанасием Великим . Мотив «искушения святого Антония» широко использовался в западноевропейском искусстве (И. Босх, Г. Флобер и др.). Анфимий из Тралл (VI в.) – талантливый архитектор и механик, создатель теории параболических зеркал, автор комментариев к сочинению древнегреческого математика неопифагорейского направления Никомаха из Герасы «Введение в арифметику» (ок.100 н.э.) и трактата «О зажигательных зеркалах» (сохранился один фрагмент), в котором он описал методы построения эллипса и параболы. Византийский архитектор несомненно знал труды александрийского механика первой половины I в. н.э. Герона. В 527530 гг. совместно с Исидором Милетским Анфимий построил церковь св. Ирины и церковь Сергия и Вакха в Константинополе, в плане которой был намечен крест, вписанный в базилику. Но создать просторное базиликальное здание, центральная часть которого была бы полностью перекрыта куполом, архитекторам не удалось. Эта задача была решена при сооружении собора св. Софии в Константинополе (532537) – первого центрического храма, увенчанного куполом, в котором новаторски соединены монументальность и пластичность античной архитектуры с достижениями зодчества Востока (Сирия, Иран, Малая Азия). Талантливые зодчие изобрели систему полукуполов, что позволило выделить подкупольное пространство как центр сооружения. Агафий Миринейский считал Анфимия «ученым, заслуживающим бессмертной славы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ранней Византии врачи, лекари пользовались большим уважением. Среди них даже были святые – Косьма и Дамиан, Леонтий Киликийский, Пантелеймон и другие. Наиболее прославленной была четверка известных врачей-ученых: Оривасий из Пергама, друг императора-философа Юлиана Отступника (вторая половина IV в.), врачи эпохи Юстинана – Аэций из Амиды, Диоскор и Александр из Тралл, братья знаменитого математика и инженера, гениального строителя храма Св. Софии Анфимия, а также Павел Эгинский, в VII в. попавший в плен к арабам, захватившим Александрию. В частности, Оривасий и Аэций много внимания уделили гинекологии, венерическим заболеваниям женщин, в том числе и тем, которые передавались половым путем. Будучи самоучками, они основывали свои выводы, практические рекомендации не столько на скомпилированных достижениях классической античности, сколько на опыте, наблюдении и здравом смысле. Их сочинения в свою очередь скомпилировал в Х в. Феофан Нонн. В «темные века» известностью пользовались Стефан Афинский и его ученик Иоанн Александрийский. Ромеи не создали прославленных медицинских школ, подобных тем, что существовали на средневековом Западе в Салерно, Болонье, Монпелье, Париже. Знаменитая сирийская школа медицины известна в ранневизантийское время только в Нисибисе, крупном центре образования на персидской территории, у границы Византии в Месопотамии. Но это не помешало им достичь некоторого прогресса в вопросах санитарии. Они регламентировали рецептуру и хранение лекарств, преподавали медицину, ежегодно готовили достаточное количество обученных специалистов здравоохранения, чтобы обеспечить комплектацию персонала общественных лечебниц – иатрин, устраиваемых в городах, иногда при крупных храмах, а также монастырских больниц – носокомионов или, как их стали чаще называть с VII в., ксенонов. Такие заведения получали иногда помощь от государства или Церкви, но обычно заботился о них тот, кто являлся инициатором учреждения. Он поставлял все необходимое, включая кровати и тюфяки с отверстиями для лежачих больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010