1396 Факт этот сообщает Иоанн Лидиец. – Три сына Анфимия участвовали в бунте против Зенона в 479 году – Маркиан, Прокопий и Ромул. Их четвертый и, вероятно, младший брат был Анфимий. В 515 году император предоставил ему консульство. 1401 Ib. 10, 27, 2. – Сюда же относятся два указа, помещенные в другой титул в Кодексе, а именно: 1, 4, 17 и 18. 1403 Jos. Styl. с. 32; Chron. Edess. ed. Halier. 74, p. 118. Эта хронология подтверждается свидетельством Кирилла Скифопольского в Житии св. Саввы (гл. 54). На приеме у Анастасия весною 512 года Савва поминал об этой милости императора, которою Палестина пользуется уже 13 лет. 1407 Johan. Lyd.De mag. 3, 49. – В этих жалобах и сожалениях об умалении значения префектуры есть большая доля наивности и недоразумения. Общее заведование податным делом осталось в руках префектов, как видно из свидетельства Кирилла Скифопольского (Житие св. Саввы, гл. 54). 1418 По предположению Seeck’a, счет на мешки мелкой медной монеты был введен Диоклетианом в 302 году, одновременно с изданием его эдикта de pretiis rerum venalium. 1419 Marc. Com. s. a. 498. Nummis, quos Romani Terentianos vocant, Graeci follares, Anastasius princeps suo nomine figuratis plasabilem plebe commutationem distraxit. – Вид новой монеты см.: Гр. И. И. Толстой . Византийские монеты. Вып. 2 (1912). Табл. 12. 1421 В начале правления Юстиниана считалось 210 фоллов на одну золотую номизму (Procop. Hist. arc. с. 25, 4), а в 534 году – 200 (Cod. Just. 10, 29). 1422 Malala.401. – Старые комментаторы хроники Малалы правильно объяснили этимологию слова κπτω – рубить, резать, и δρμα – кожа, но в юридическом материале не нашли никаких указаний по этому поводу. К. Э. Цахариэ фон Лингенталь в своей Geschichte des byzantinischen Rechts не остановился на этом вопросе. Mimmeis привел свидетельство Малалы в своем капитальном исследовании Reichsrecht und Volksrecht (Leipzig, 1891. P. 362) и указал, что в Сирии и Палестине держался обычай продажи детей родителями; но позволительно усомниться, что «копидермия» имела отношение к этому обычаю. Скорее это кабала, которую давали на себя свободные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

—524— дующие внутренние смуты, обессилившие некогда могучую Империю до того, что в начале 13-го века (1204) ею легко завладели крестоносцы, уничтожившие большинство её старинных памятников. Припомнился и ужасный 1453 год. Уносились мыслью и к будущему, к известному пророчеству о дальнейшей судьбе славной некогда Византии… Проехав через площадь и несколько узких и грязных переулков, мы скоро очутились, недалеко от берега Мраморного моря, у Св. Софии, про которую ещё наши предки, посланные Св. Владимиром отыскивать лучшую веру и побывавшие в чудном храме Юстиниана, говорили: «несть бо на земли такого вида, ни красоты таковыя». Как-то не верилось, что мы стоим перед этим единственным в мире зданием, с историей построения которого связано столько полуисторических легендарных сказаний о многочисленных чудесах, бывших при созидании его, о несметных богатствах, истраченных на него, о поразительной, по верованию многих сверхъестественной (при помощи Ангела), скорости построения такого грандиозного храма 382 в очень ко- —525— роткий срок, именно – в 5 лет, 11 месяцев и 10 дней. 383 Словом не верилось, что это тот храм, при виде которого, во время обряда освящения его, Юстиниан мог воскликнуть: Νενχηχ σε, Σολομν, – в знамение каковой победы он и поставил вблизи храма медную статую Соломона, взирающим с удивлением на него, а вместе с тем и как бы смущённого от признания превосходства этого храма перед построенным им Иерусалимским. Такой «скепсис» подтверждался и внешним видом его, который, признаемся, не произвёл на нас особенного впечатления; и в нашу душу невольно стало закрадываться опасение, что действительность помрачает тот величавый образ, который составился у нас, по книжкам и лекциям, об этом величайшем произведении византийского зодчества. С первого взгляда Ая-София действительно не поражает ни величием, ни красотой. Это как будто громадная масса камней, похожая больше на причудливую гору, нагромождённую природой, чем на художественное здание – классическое создание знаменитых зодчих: Исидора Милетского и Анфимия Тральского. Пристроенные к нему турками со всех четырёх сторон минареты и контрфорсы для поддержания разрушающихся стен, придают этому перлу архитектурного искусства неуклюжий, громоздкий вид. Но в этой чудовищной груде камней таится, говорят, прекрасный храм. Успокоенные этой мыслью, мы горели нетерпением скорее увидеть внутренность Св. Софии. Между тем о. Г-он уплатил за каждого из нас (кажется по чиреку – 40 коп.) и мы получили право войти в мечеть. Надев бабуши, мы вслед за имамом по тёмной каменной лестнице пошли, – о чём много потом жалели, – прямо на хоры, вследствие чего первое впечатление от великого храма было не в его пользу. На лестнице, по которой нужно идти с осторожностью, прохладно и сыро; получается впечатление заброшенности и не уютности, ещё более увеличивающееся, когда входишь в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как свидетельствует Феофан Византиец, аналогичный эпизод ещё раз произошёл в жизни св. Маркиана. Во время войны с персами св. Маркиан вместе с войском отправился в поход, но по дороге занемог. Он остановился в городе Сидиме, что находился в провинции Ликия, на постой у двоих братьев Юлия и Татиана. Спустя некоторое время, когда здоровье его пошло на поправку, св. Маркиан вместе с ними отправился на охоту, а в полдень они легли уснуть. Проснувшись, братья обнаружили орла, парящего над их попутчиком. Орёл с древних времён символизировал царскую власть, и братьям не составило труда прийти к выводу, что перед ними – Божий избранник. Разбудив св. Маркиана, они спросили, что он сделает им, когда станет царём? Удивлённый юноша недоумевал, почему это должно произойти («что я за человек, чтобы это со мной могло случиться?»), но пообещал Татиану и Юлию, что назовёт их в таком случае «отцами». Братья дали солдату 200 монет и отправили в Константинополь, где он догнал свою армию 779 . Замечательно, что впоследствии, когда св. Маркиан станет царём, он действительно пригласит этих братьев в столицу и пожалует высокими назначениями. Татиан станет префектом Константинополя, а Юлий – префектом Ливии, и в своих посланиях император будет именовать их «отцами» 780 . Почти 15 лет служил св. Маркиан у Аспара, став его доверенным другом, и получив титул трибуна – не слишком высокий, чтобы задумываться о высоких перспективах. Рядом находились могущественные фигуры, и едва ли можно понять, почему выбор св. Феодосия Младшего и св. Пульхерии пал именно на него. Да, св. Маркиан был благочестив, православен, надёжен и весьма скромен в быту, но объективно ни при каких обстоятельствах он не мог рассматриваться в качестве нового самодержца. Он был вдовцом, и от первого брака имел дочь, которую выдал замуж за Анфимия, внука опекуна св. Феодосия Младшего, правившего в первый период его царствования. Надо сказать, что, опровергая рассказы о солдатских нравах времён Римской империи, св. Маркиан был предельно целомудрен и никогда не давал повода для скабрезных историй в отношении себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько статей трактата регулировали международный обмен. Как в договоре времен регентства Анфимия в начале V века, торговые караваны обеих держав вели обмен в двух пунктах: Нисибин на персидской стороне и Дара – на римской. Товар, переходивший границу, оплачивался здесь 10% таможенного собора от своей стоимости под надзором установленных властей (3). Было специально оговорено, что арабы и другие варвары не имеют права вести торговлю по другим путям, а должны держаться Нисибина и Дары. В случае нарушения этого условия, товар подлежал конфискации и виновные подвергались наказанию по суду (5). За послами и вестниками по международным сношениям сохранено старое право пользования государственной почтой, соответственно рангам отдельных лиц; товары, которые они везут с собой, свободны от пошлины (4). Подданные той и другой державы, переходящие в чужие пределы в военное время, имеют право возвратиться по наступлении мира; во время мира такой переход не дозволяется и считается изменой; обе стороны обязуются не принимать изменников (6). В случае взаимных обид дело подлежит местному суду, причем допускается представительство потерпевшего доверенным лицом (7). В случае столкновения пограничных общин, дело разрешается на границе властями обеих держав. В случае недовольства со стороны потерпевшего, дело переходит на суд префекта, который обязан решить его в шестимесячный срок; а в случае неисполнения этого условия, дело переходит на суд государя страны, где находится обидчик (11). В 12 статье договор поставлен под охрану богов, а в последней, 13-й, определен срок его действия, а именно 50 лет, причем год считается в 365 дней. – Таково было содержание главной хартии, не заключавшей в себе ни определений относительно Лазики, ни указания на размеры уплат. В дополнительной хартии были оговорены права христиан в Персии. Им предоставлялось право невозбранно отправлять свой культ, погребать умерших, но запрещалось распространять свое учение среди исповедующих религию магов. Христиане были свободны от принуждения принимать участие против собственного желания в культе персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Я сейчас скажу, почему упомянул об этом муже. Естьв Византии некий человек, по имени Зинон, записанныйв списки риторов, чрезвычайно красноречивый и большой любимец императора. Жил он по соседству с Анфимием, так что, казалось, они обитают в одном жилище изаключены в одних пределах. С течением времени у нихвозникли споры и раздоры или вследствие вида[постройки], необычного раньше, или вследствие новой,неумеренно поднятой в высоту и загораживающей свет,или изза чего другого, так как естественно, что у слишком близко друг от друга живущих возникают споры. 7 . Тогда Анфимий был побежден противникомобвинителем, так как не в состоянии был противопоставить одинаковое ораторское искусство. Но он в своюочередь поразил его своим искусством следующим образом. Зинон приобрел отличный дом, очень обширный икрасивый, изысканно изукрашенный, в котором он и самобыкновенно пребывал и угощал друзей. Нижние помещения были с одной стороны близки к дому Анфимия,так что общая крыша соединяла потолок одного и частьпостройки другого. Здесь, в различных частях помещенияон разместил много сосудов, наполненных водой, обтянулкожаными крышками, снизу широкими, чтобы охватитьсосуды, затем они суживались наподобие труб, прикрепил концы их к доскам и балкам и тщательно закрыл всеотверстия, так что весь пар, сколько его содержалось вкожах, не улетучиваясь и не проходя наружу, свободнопоступал вверх, поднимаясь по полым трубам, пока недостигал крыши. Приготовив все это скрытным образом,он подложил сильный огонь под основание сосудов иразвел сильное пламя. Тотчас из кипящей воды поднялсявверх пар, сильный и одновременно густой. Так как онне имел возможности распространиться, то он несся потрубам и, сжатый теснотой, с большой силой стремилсявверх, пока беспрерывным потоком не ударялся о крышуи всю ее сотрясал и приводил в движение, так что бревнасильно тряслись и скрипели. Бывшие у Зинона были охвачены страхом и ужасом и высыпали на площадь, пораженные бедствием, стеная и призывая на помощь. Он жеотправившись в императорскую резиденцию, спрашивалзнакомых, как у них произошло землетрясение и какойони потерпели убыток. Когда же они отвечали: «Говоридобрые слова, друг», и «прочь», и «пусть никогда этогоне будет», и к тому же еще гневались на него, как болтающего такие несуразные с дурным предзнаменованиемслова, он не знал, что и подумать. Он не мог отнять усамого себя веры в то, что, как он знал, недавно с нимслучилось, и в то же время стыдился дольше спорить состолькими людьми, притом его так порицавшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/o-...

Но как только бедствие ослабело и прекратилось,тотчас большинство возвратилось к привычному. Такоедвижение может быть названо не истинной справедливостью и благочестием, одинаково прочным и действенным,которое обычно создается правой верой и постояннымусилием, но какойто беспорядочной уловкой и весьманенадежным торгом для обмана и чтобы избежать настоящей беды. Таким образом, добрыми делами мы пользуемся только по необходимости, пока давит страх. 6 . Снова в это время выставлялись и отбрасывалисьмногие учения об испарениях и часто упоминали Стагирит 65 на собраниях, одни, утверждая, что он весьма правильно учил о землетрясениях и установил их причины,другие, что он совершенно расходился с истиной. Некоторые, желая подкрепить его учение, что дымные итяжелые испарения, скопляющиеся в недрах земли, вызывают подобные толчки, в подкрепление этого учениявыдвинули прежнее изобретение Анфимия. Отчествомему являлся город Траллы, специальностью изобретение машин для механиков, которые, переводя линейныйрисунок на материал, фабрикуют некие подражания иизображения существующих вещей. Он был лучшим вэтом искусстве и дошел до вершин математических наук,так же как брат его, Митродор, в так называемых грамматических и я бы назвал счастливой их мать, произведшую на свет потомство, преисполненное такой разнообразной учености; ибо она породила этих двух мужей иОлимпия, прославленного знанием законов и опытностьюв ведении судебных дел, и, кроме того, Диоскора иАлександра, обоих опытнейших во врачебном искусстве,из которых один жил в отечестве и дал прекрасные доказательства своего искусства, другой жил в древнем Риме,приглашенный туда с большим почетом. Когда молва оМитродоре и Анфимии распространилась повсеместно,она дошла до самого императора. Поэтому они пришлипо приглашению в Византию и провели здесь остальнуючасть жизни, причем каждый из них оставил величайшиедоказательства своего искусства. Один из них обучилмногих юношей из знати и приобщил их к прекраснейшей из наук, так что внушил всем, насколько мог,стремление и любовь к наукам и красноречию. Другойвоздвиг удивительные строения как в столице, так и повсеместно, которые, думаю, если бы о них и ничего неговорили или не писали, пока они стоят и сохраняются,сами по себе достаточны, чтобы снискать ему бессмертную славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/o-...

Феодосий помышлял сначала о поездке в Рим, но отказался от этого намерения и отправил в качестве своего представителя магистра оффиций Гелиона, который облек в императорский пурпур Валентиниана. 753 За малолетством императора правила его мать Плацидия. Она не сумела надлежащим образом воспитать своего сына. Он возымел склонность к тайным наукам астрологии и отрав и, войдя в юношеский возраст, вел распущенную жизнь, любил роскошь и удовольствия и вовсе не проявлял знаний и талантов, требуемых его саном и трудным положением империи. 754 При дворе шло соперничество враждовавших между собой сильных людей. Интриги Аэция вызвали восстание Бонифация в Африке. Будучи объявлен врагом отечества, Бонифаций вызвал на помощь вандалов из Испании. Царь Гензерих переправился в Африку всем племенем вместе с слившимися с вандалами аланами. Бонифаций скоро возобновил свои добрые отношения к двору, но Гензерих превратил свою помощь в завоевание. Из Рима были посланы войска для поддержки Бонифация в борьбе с вандалами. На границе провинции Мавритании Бонифаций дал вандалам битву, но потерпел жестокое поражение. Гензерих его преследовал и осадил в Гиппоне. Августин, епископ этого города, поддерживал бодрость населения и защитников до самой своей смерти. Плацидия просила помощи у Феодосия, и он отправил в Африку войска под начальством Аспара (431 г.). Гензерих снял осаду Гиппона, но военные действия имперских войск шли неуспешно, и Гензерих нанес им поражение. Бонифаций бежал в Рим, а Аспар уехал в Константинополь, оставив в руках Гензериха много пленных и в числе их своего доместика Маркиана, будущего императора. Не встречая сопротивления, вандалы взяли и сожгли крепость Гиппон, из которой население разбежалось заранее, и продолжали подчинять себе страну. Равеннский двор начал переговоры с Гензерихом, и в 435 году был заключен договор, 755 по которому император признал вандалов властителями захваченных ими областей, а Гензерих обязался выплачивать часть взимаемых с населения податей. Карфаген остался римским городом. В обеспечение верности договору, Гензерих выдал Валентиниану заложником своего сына Гунериха, но вскоре получил его назад. Так как вандалы были ариане и духовенство их отличалось большим фанатизмом, то между победителями и местными жителями, твердо державшими православие, была глубокая вражда.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Богатая житница Рима была окончательно потеряна, и море оказалось во власти Гензериха. Как далеко простерлось гуннское нашествие в 442 году, об этом нет точных сведений в наших источниках. По-видимому, вся Фракия была наводнена гуннскими грабительскими отрядами, так как отправленный ко двору гуннских царей посол императора Сенатор не решился ехать сухим путем, хотя его титул давал гарантию личной безопасности, и направился из столицы морем в Одисс (Варну), где имел свое пребывание дукс провинции Скифии. 788 Об условиях, на каких был восстановлен мир с гуннами, не сохранили сведений дошедшие до нас источники. В связи с теми тяжкими бедствиями, которые пережила империя от нашествия гуннов, стоит указ Феодосия, изданный на имя магистра оффиций Нома 12 сентября 443 года. Под угрозой строгих кар император повелевал пограничным дуксам довести состав пограничных войск до нормального числа и не обижать пограничных солдат и состоящих в союзе племен (foederatae gentes) при выдаче им содержания (annonaria alimenta); далее, подтверждается старое право пограничных солдат владеть и пользоваться предоставленной им землей, не платя никаких повинностей. На эти земли не простирается никакое право давности при захвате ее другими лицами, а равно он не подлежат отчуждению. Магистру оффиций вменяется в обязанность в январе месяце каждого года докладывать императору о точной цифре всех пограничных войск по всем границам империи, а также о состоянии сторожевых флотов, а в то же время сообщать о лицах, заслуживающих наград за ревностную службу или кары за нерадение. В заключение император выражает надежду, что при надлежащем состоянии пограничной охраны, в случае нашествия где-либо врага, раньше придет весть о дарованной Богом победе, чем о битве. 789 Указы о неприкосновенности земель, предоставленных пограничным солдатам, выходили и раньше: в 409 и 423 годах, 790 но, очевидно, злоупотребления продолжались по вине корыстных командиров. На следующий год после заключения мира Аттила устранил от соправительства своего брата Бледу и стал единым повелителем всех гуннских орд, кочевавших на широком пространстве от Паннонии и до Кавказских гор, а также и множества других народов, покоренных гуннами как в прежнее время, так и особенно в его грозных походах.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

784 Ныне Орашье на правом берегу Моравы при ее впадении в Дунай. Констанцию Иречек помещает близ Кубина на левом берегу Дуная. 786 Этот город одни помещают на месте Костолаца, Арчер-Паланка, другие признают его в Пожаревце или Смедереве. 792 Ib. 11. Урод, родом из Египта, по племени маврусий. Будучи взят в плен Аспаром, он был подарен Ардабурию; опять попал в плен к гуннам во время одного нашествия и пользовался большим расположением Бледы. По смерти Бледы он был подарен Аэцию, который подарил его Аспару. О его забавном шутовстве во время пира у Аттилы поминает Приск в своем рассказе. 795 Крепость в провинции Moesia inferior при впадении реки Asemus, Осма, в Дунай. Ныне она называется Осем-Калесси. 796 Отрывок Приска об осаде города см.: Fr. h. g. ed. MiillerV, p. 25. – Сооружение осадных машин было делом римских пленных, как и бани, которые выстроил себе Онигисий в резиденции Аттилы. 799 Priscifrg. 8, p. 94, a; Muller. Ζνϖν... κα πολλν μ’ ατον χϖν σαρϖν δναμν, μεϑ’ ς κα τν Κϖνσταντνου κατ τν το πολμου καιρυ υλττειν πετετρπετο. 800 Priscifrg. 5. В отрывке Приска только упомянуто о несчастной битве, и никакого ее описания до нас не дошло. 802 Güldenpfenning и за ним проф. J. Bury относят мир Анатолия к 443 году, им следовал и я в первом издании. Но, переработав вновь относящийся сюда материал, отказался от этого решения вопроса и соответственно тому существенно изменил свое изложение в этом отделе. 803 В 435 году он был квестором и принимал участие в редакционной комиссии Феодосиева Кодекса; а раньше, в 425 году, состоял комитом царских щедрот. 804 Последнее имя соответствует, очевидно, римскому имениТибиск для реки, которая ныне носит имя Темеш. Иордан (Get. 178), заимствуя сведения из Приска, назвал реки Tisia, Tibisia, et Dricca. Томашек отождествляет реку Drecon, Drenkon, Dricca с восточным притоком Тисы – Бега. 805 Латышев В. B.Scymhica et Caucasica е veteribus scriptioribus graecis et latinis collegit et cum versione Rossica. СПб., 1896. 1, 833–833 (перевод заимствован с некоторыми изменениями).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Последний оставался неподвижным, не менялся в лице и никаким словом или поступком не обнаруживал своего веселого настроения. Только когда самый младший из сыновей, по имени Ирна, вошел и встал около него, он потрепал его по щеке, смотря на него нежными глазами. Когда я выразил удивление тому, что он не обращает внимания на других детей, а к этому относится ласково, сидевший рядом со мною варвар, понимавший по-латыни и предупредивший, чтобы я никому не передавал его слов, объяснил, что кудесники предсказали Аттиле, что его род падет, но будет восстановлен этим сыном. Пока гости проводили ночь в пире, мы потихоньку вышли, не желая долго засиживаться за попойкой. 805 После этого пира посольство было задержано на некоторое время, пока секретари Аттилы составляли ответ на письмо императора. Жена Аттилы Крека угостила послов обедом у управляющего ее делами, некоего Адамия, на следующий день их опять пригласил сам Аттила. За столом он удостоил их ласковой беседой. Речь шла между прочим о том, чтобы император исполнил свое обещание дать его секретарю Констанцию богатую невесту. Констанций имел случай побывать в Константинополе с одним из посольств и сам просил императора дать ему богатую невесту, обещая со своей стороны устроить прочный мир с гуннами. Император обещал исполнить его желание и имел в виду дочь Сатурнина, убитого в Иерусалиме Евдокией. Но исавр Зинон, занимавший в ту пору пост магистра армии Востока, похитил эту девушку и держал ее в какой-то крепости, имея в виду выдать за своего родича Руфа, что и привел в исполнение. Феодосий конфисковал наследство Сатурнина. Через три дня после второго обеда у Аттилы посольство было отпущено назад, и с ним вместе отправился в качестве посла к императору один из приближенных к Аттиле князей по имени Верих. По дороге назад, уже за Адрианополем, послы встретились с возвращавшимся к Аттиле Вигилой. Когда Вигила прибыл в становища Аттилы, его обыскали, нашли деньги, и Аттила, разоблачив его злые умыслы, грозил казнить на его глазах его сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010