Благодарю тя, владыко мой, Господи Исусе Христе, яко съподобилъ мя еси недостойнааго съповдателя быти святыимъ твоимъ въгодьникомъ, се бо испьрва писавъшю ми о житие и о погублении и о чюдесьхъ святою и блаженою страстотрьпьцю Бориса и Глба, 913 понудихъ ся и на другое исповдание приити, еже выше моея силы, ему же и не бхъ достоинъ – грубъ сы и неразумичьнъ, къ симъ же яко и не бхъ ученъ никоеиждо хытрости, нъ въспомянухъ, Господи, слово твое, рекъшее: «Аще имате вру яко и зьрно горущьно и речете гор сей: преиди и въврьзися въ море, и абие послушаеть васъ». 914 Сина ум азъ гршьный Нестерь приимъ и оградивъся врою и упованиемь, яко вься възможьна отъ тебе суть, начатъкъ слову списания положихъ, еже о житии преподобнааго отьца нашего Феодосия, бывъша игумена манастыря сего святыя владычиц нашея Богородиц, его же и день усъпение нын праздьнующе память творимъ. Се же якоже, о братие, въспоминающю ми житие преподобнааго, не сущю же съписану ни отъ кого же, печалию по вься дни съдрьжимъ бхъ и моляхъся Богу, да съподобить мя по ряду съписати о житии богоносьнааго отьца нашего Феодосия. Да и по насъ сущеи чьрноризьци, приимьше писание и почитающе и, тако видяще мужа доблесть, въсхвалять Бога, и въгодника его прославляюще, на прочия подвигы укрпляються, наипаче же яко и въ стран сей такъ сий мужь явися и угодьникъ Божий. О семь бо и самъ Господь прорече: «Яко мнози приидуть отъ въстокъ и западъ и възлягуть съ Авраамъмь и съ Исакъмь и Ияковъмь въ царствии небесьнмь» 915 и пакы: «Мнози будуть послдьнии пръвии», 916 ибо сии послдьнии вящии прьвыхъ отьць явися, житиемь бо подражая святааго и пьрвааго начальника чьрьньчьскууму образу, великааго мню Антония 917 чьрньчьскууму образу. И се же чюдьне, якоже пишеть въ отьчьскыихъ кънигахъ: «Слабу быти послдьнюму роду»; сегоже Христось въ послдьниимь род семь такого себе съдльника показа и пастуха инокыимъ, б бо измолода житиемь чистъмь украшенъ, добрыими длесы, врою же и съмыслъмь паче. Его же нын отьсюду уже начьну съповдати еже отъ уны вьрсты житие блаженааго Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Феофил, получив новую рану в свое сердце, стал рыдать сугубо, оплакивая горькое разлучение с отцом и наставником своим, преп. Марком, и свою кончину, которой ожидал всякий день, вспоминая пророчество того отшедшего пещерника. Проливал он источники слез, и они еще более умножались. Блаженный Феофил имел обычай, когда творил молитву и приходили на него слезы, тогда подставлял сосуд и над ним плакал, и за много лет наполнил его слезами. Получив зрение в глазах, по обещанию преп. Марка, он понял, что кончина его близка. И он начал молиться Богу прилежно, чтобы угодны были слезы его и, воздев руки к Нему, говорил так: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, не хотящий смерти грешникам, но ожидающий обращения их, зная немощь нашу, Царь Пресвятый, Утешитель Благий, больных здравие, грешников спасение, изнемогающих укрепитель, падающих восставитель, молю Тебя в этот час, удиви на мне недостойном милость Твою, прими излияние горьких слез моих и излей на меня неисчерпаемую пучину Твоего благоутробия, чтобы не быть мне искушаемым воздушными мытарствами и не быть во власти князя тьмы ради молитв великих угодников Твоих, преп. отцов наших Антония и Феодосия Печерских и всех святых, от века Тебе благоугодивших». Когда блаженный Феофил произнес это, в образе прекрасного юноши предстал перед ним Господень ангел, говоря: «Хорошо молишься ты, Феофил, но что хвалишься тщетою слез, собранных в сосуд?» И он показал ему свой сосуд, больший того, полный благоухания, как от многоценного мира, и сказал: «Это твои слезы, которые в молитве к Богу ты пролил от сердца и отер рукою или полотенцем, или одеждою, или которые из глаз твоих упали на землю; все эти слезы я собрал в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки моего и Творца. И теперь я послан поведать тебе радость, чтобы с веселием отошел ты к Тому, Кто сказал: «Блажени плачущие, яко тии утешатся» ( Мф.5:4 ). Сказав это и оставив свой сосуд, он стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему об явлении и словах ангела, показал и два сосуда, наполненные слезами один свой, другой же ангельский, благоухающий сильнее ароматов, и его он просил по кончине свое вылить на тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Где же наши христианская любовь и терпение? Они приходят с молитвой, но обязательно искренней молитвой сокрушенного сердца. Когда-то один праведник сказал, что человек становится по-настоящему верующим лишь тогда, когда он научился плакать перед Богом. Сердце должно плакать перед тем горем, причиной которого очень часто являемся мы сами. Бог ждет от нас искреннего покаяния и молитвы. — И, в завершение нашего разговора, о приятном. В воскресенье, в день памяти преподобного Антония Печерского, основателя монашества на Руси, вы празднуете день Ангела и юбилей. Поздравить вас приедут представители Поместных Церквей. Чего ждете от этого праздника? — Знаете, в своей жизни я никогда не праздновал День рождения в общепринятом смысле. Сколько себя помню, я и мои брат и сестра свои Дни рождения встречали в храме. Мы в этот день всегда исповедовались и причащались. А потом уже нас поздравляли родители. И на этом все. Но сейчас, когда мне исполняется 50 лет, многие мои друзья сказали, что хотят приехать, поздравить меня и совместно помолиться. Известно, что приедут представители Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Элладской и Польской Православных Церквей. Также будут гости из Белоруссии, России, Молдовы, Македонии, Чехии, Словакии и др. Но это не является официальным дипломатическим мероприятием. Приедут друзья, чтобы, прежде всего, совершить святую Евхаристию, засвидетельствовать наше единство и совместно помолиться о мире в Украине и в Церкви. Беседовала Надежда Стешенко-Григорьева Фото: Серафим Росоха Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 ноября, 2014 3 декабря, 2014 9 декабря, 2014 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 7 июня, 2022

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

В виду всего вышесказанного я принимаю, что Поликарп был знаком с Печерской летописью и что эта летопись служила источником некоторых исторических данных, приводимых им в своих сказаниях. В подтверждение последнего предположения укажу на следующее обстоятельство: в сказаниях Поликарпа нет ни одного известия исторического характера позже 1110 года, к которому относится только что приведенная ссылка его на явление трех столпов в Печерском монастыре 16 ). Думаю, что это не может объясняться простой случайностью: всего вероятнее допустить, что источник исторических сведений Поликарпа – Печерская летопись оканчивалась на 1110 году. Ср. указание, извлекаемое из Повести временных лет о том, что данные о Печерском монастыре, находившиеся в распоряжении Сильвестра (в 1116 году), не переходили этого 1110 года. Древнейшее известие, сообщаемое Поликарпом – это смерть Глеба Святославича в Заволочии (1078 г. ср. Лавр., Ипат.); самое позднее – это явление трех огненных столпов в Печерском монастыре (1110 г.); древнейшее известие находим в первом сказании Поликарпа о Никите затворнике, позднейшее известие в сказании о Пимене многострадальном – последнем в сочинении Поликарпа 17 ). Я не думаю, чтобы это обстоятельство могло объясняться простою случайностью. Если принять во внимание, что Печерская летопись оканчивалась 1110-м годом, ясно будет, что Поликарп, излагая события из жизни печерских угодников, руководствовался данною в летописи хронологической основой, приурочивал к ней то или другое известное ему происшествие из этой жизни и заимствовал из нее оживляющие его рассказ исторические события. Исследователь, изучающий сказание Поликарпа, поражается тем, что с одной стороны кругозор исторических его знаний как бы не переходил за 1110 год, между тем как с другой – в числе описанных им житий есть такие, которые принадлежат угодникам, жившим несколько позже. Так Спиридон проскурник и Никодим жили в дни игуменства Пимена, то есть в середине XII века, так как Пимен был, согласно данным митрополита Евгения, игуменом от 1132 до 1141 года, а служба Спиридона и Никодима в пекарне, куда их поставил игумен, продолжалась тридцать лет (Берсен. список, а в Кассиановских: за многа лета). Но соображал ли это Поликарп и не предполагал ли он, что Пимен игумен жил гораздо раньше? Название его постником указывает как будто на отождествление личности этого игумена с тем Пименом-постником, который назван (и при том третьим) в числе отцов, посетивших во время игуменства Никона (умершего в 1088 году) одержимого бесом Никиту затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Телевидение послужит православному образованию Украины. Хмельницкий-Киев, 23.05.2005 г. По благословению архиепископа Хмельницкого и Шепетовского Антония, в работе научно-практического семинара, который состоялся на днях в актовом зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, от Хмельницкой епархии участвовали: секретарь епархиального управления, глава областного отделения ГО «Всеукраинское Православное педагогическое товарищество», заведующий кафедрой трудового и профессионального обучения Хмельницкого государственного университета, кандидат технических наук – Игорь Каньковский и сотрудница епархиального образовательного отдела Надежда Теслюк. Протоиерей Александр Дацюк в своем выступлении, доложив о системе преподавания предмета «Основы христианской морали» в Хмельницком институте МАУП, выступил с рядом конкретных пропозиций относительно дальнейшей совместной работы преподавателей из разных уголков Украины на ниве образования. В первую очередь, было внесено предложение создания единого Интернет-сайта для оперативного размещения и обмена информацией, относительно вопросов православного образования на всех уровнях. Для более эффективного преподавания религиоведческих дисциплин было предложено использовать вспомогательный материал, в частности православные кинофильмы и телепередачи. Для реализации этой идеи была выдвинута пропозиция, обратившись к организаторам фестиваля Православного кино «Покров 2004», создать набор видеокассет, который содержал бы ряд необходимых видеофрагментов для иллюстрации учебного материала. Для более широкого привлечения духовенства к процессу преподавания в учебных заведениях всех уровней было предложено обратиться к Министерству образования Украины с целью проведения государственной аккредитации и признания образования, которое получают в Духовной академии, высшим государственным образованием.   Пресс-служба Хмельницкой епархии 23 февраля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12774.html

Интересными были доклады «Боевой путь Патриарха Пимена», который представил вниманию участников Чтений протоиерей Николай Соколов, и доклад монаха Антония (Воеводина) о Псковской миссии Псково-Печерской обители. Хотя, наверное, можно сказать, что все доклады о знаменитых пастырях и архипастырях, проходивших ратное служение в годы Великой Отечественной войны, были содержательными и интересными. Мне вообще очень близка военная тема. Я родился в Белоруссии, в тех местах, где началась операция «Багратион». С детства читал книги о войне, в школе мы всегда торжественно отмечали День Победы. Мой отец был фронтовиком, но очень мало рассказывал о своих воинских подвигах, и, лишь повзрослев, я понял, что он не считал себя героем. Как и многие люди, прошедшие войну, он был счастлив уже тем, что остался жив, что не стал инвалидом… Ему было даже как-то стыдно перед погибшими товарищами за то, что из одного боя кто-то вышел живым и здоровым, а кто-то остался лежать на поле битвы. Фронтовики умели радоваться жизни, были очень неприхотливы, дорожили человеческим общением и, казалось, были готовы отдать последнюю рубашку тому, кто в ней нуждался. В наш век развития коммуникаций, интернета и разнообразных средств связи человек очень часто чувствует себя одиноким. Забери у него телефон, и он словно окажется в пустыне. А в те годы люди берегли обретенную с Победой возможность общения, для них было очень важно встречаться и говорить друг с другом глаза в глаза, от сердца к сердцу. — Последним пунктом в программе работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» значилось обсуждение документов комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Скажите, какие темы на этот раз разрабатывала Комиссия, которую Вы возглавляете? — В формате круглого стола Комиссия обсуждала две темы: о монашеских общинах в духовных школах и служении монашествующих на приходах. Для работы над первым документом мы пригласили к сотрудничеству людей, чья деятельность непосредственно связана с духовным образованием. К настоящему времени проект документа подготовлен, прошел обсуждение, теперь, учитывая поступившие предложения, рабочей группе предстоит доработать его и предложить как результат своей работы президиуму Межсоборного присутствия.

http://patriarchia.ru/db/text/5589170.ht...

Тут в известный час, после второй вечерней трапезы, собрались к Старцу братия на правило. Из них я заметил двух, которых прежде не видел. Это были: батюшка о. Макарий (Иванов) , прибывший после меня из Площанской пустыни, и монах Иоанникий, прибывший из Невской Лавры, давний ученик Батюшки. – По окончании правила Батюшка кликнул: „Мишутка!“ 72 – Подходит упомянутый Михаил Иванович Антимонов: – „Благословите, Батюшка“. – Указывая на меня, Старец сказал: „Вот возьми с собой этого львенка, – там в передней уложите его, а ты, Аникий-невеликий, помягче постели ему, да к утреннему правилу его не будите, – пусть отдыхает, а то он летел из Малоархангельска без оглядки, подбирай только пятки“. – С этого времени я жил в Скиту до самого назначения меня Батюшкой в Калужскую Тихонову пустынь 14 ноября 1837 г., и в этот промежуток времени постепенно все более и более прилеплялся к Батюшке всею моею душой и разумом». Из приведенного рассказа ясно можно видеть и простое шутливое обращение старца о. Леонида с своими учениками, и его отеческую любовь, и искреннее участие ко вновь пришедшему в Скит брату, а также и то, какая невыгодная молва о нем везде распространялась. Его называли и волшебником или просто колдуном, и знахарем, и обманщиком, подозревали даже принадлежавшим к какой-либо секте. Но все это было только начало болезням или, по простонародному выражению, это были только цветы, а ягоды ожидали Старца впереди. 67 Вот главы, указанные старцем: Гл. 70. «Притворяющихся добродетельными и иными являющихся по внешнему виду, иными же бывающих по внутреннему человеку, – исполненных иной раз всякой неправды, полных зависти, рвения и зловония сластей чувственных, – многие почитают, как бесстрастных и святых, имея неочищенным око души (чтоб познать их прямо) и не в состоянии будучи познать их по плодам их; а тех, которые живут в благоговеинстве, добродетели и простоте сердца и суть воистину святы, не отличают от прочих людей, мимоходят их с небрежением и вменяют ни во что». – Гл. 71. «Говоруна и показливаго такие почитают более учительным и духовным, а молчаливого и блюдущегося от празднословия почитают дикарем, необразованным и безгласнымъ». – Гл. 72. «От того, кто говорит в Духе Святом, высокоумные и недугующие диавольской гордыней отвращаются, как от высокоумного и горделивого, будучи словами его паче поражаемы, чем приводимы в умиление и сокрушение; а того, кто мелет, как жернов, и говорит от чрева своего или по науке, – хвалят и принимают, хотя он о деле спасения все лживо толкует. Таким образом, между такими нет никого, кто бы мог добре и как есть на самом деле распознать и видеть (людей и дело спасения)». – Указанные старцем Леонидом по славянскому Добротолюбию слова св. Симеона Нового Богослова приведены здесь в русском переводе по Добротолюбию епископа Феофана, где они означены 79, 80 и 81 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В жизнеописании св. Саввы тот же Кирилл, прославивши Бога за то, что при помощи Его неизреченного милосердия он получил возможность выполнить поручение своего патрона, и смиренно исповедав свое неведение и недостоинство, – так заключает продолжительные колебания перед началом литературного труда: «нъ прслоушани блюдыис осужни. и страшнаго оного прслоушани бос. и помышл глющаго. рабе лоукавыи и лнивыи. лпо ти б положити србрьникы мо прдъ коупьци»... «Молю же оубо, – читаем далее, – почитающа мо си троуды и подобьство тво оче блажныи, и любочадыи оче герги.. перво оубо влкоу. млтвовати ха. миловани полоучити ми оканьномоу. о гршнмь момь житии. и о многыхъ моихъ грсхъ»... (Изд. Помяловского, стр. 7–9). Палладий в предисловии к своему Лавсаику, между прочим, пишет: «Я, и необразованный языком, и слегка только вкусивший духовного знания, и недостойный описывать духовную жизнь святых отцев, убоявшись важности поручения, превышающего силы мои, не хотел было принять на себя этого поручения, требующего и внешней мудрости, и духовного ведения; но, уважив во–первых добродетельную ревность побудившего нас к сему труду, приняв также во внимание и пользу читателей, и боясь подвергнуться опасности даже за благовидное непослушание, я, наперед приписав это важное поручение промыслу Божию и употребив с своей стороны великое тщание, окрыляемый предстательством святых отцев, вступил в подвиги этого поприща»... (По русск. перев. Спб. 1850, стр. 2). Имея в виду душеспасительное назидание братии–читателей, и св. Афанасий Александрийский предпринимает составление жития Антония Великого : «Съ многыимъ ваше и мн бо прибртель и оуспшна есть, еже помнити. вд же ко и вы слышавше паче естественое члка. и вы хощете ревновати тоже створити. есть бо доволенъ бразь инком на еже оубо слышасхе немь вруите ко тако есть»... (Рукоп. Новгор. Соф. б. 1366, л. 242, c–d). «Гь аки свтила показаеть всмъ да и тако слышавше и оувдт силны соуща заповди. на пути добротнаго се оубо и ино и почтте. да оувдт какомоу пбаетъ инокых быти»... (там же, 270, d–271, а).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

И никто в Москве владыке Онуфрию за это совместное коммюнике не пенял. И никаких причин для раскола тут нет. Ведь по совести все, включая ругателей-блогеров, понимают: Крым украинским никогда не был, украинским он стал только в административном воображении Никиты Сергеевича Хрущева, некогда обещавшего нам еще при своей жизни показать последнего в нашей тогда общей стране попа. Нынешние радетели " украинского Крыма " к Православной церкви относятся на самом деле немногим лучше Хрущева. Неслучайно ведь колумнистка Religious Information Service of Ukraine Екатерина Щеткина вполне в духе видящего во всем квартирный вопрос Швондера подозревает УПЦ МП в желании захватить греко-католические храмы в Крыму. Ссылка. А тот же Юрий Черноморец в своем блоге предрекает, что в случае отказа Церкви от духовной войны с Россией " от 13 тысяч приходов УПЦ МП останутся 1300, и они будут называться РПЦ в Украине " . В том же посте Черноморец, кстати, чуть ли не проклинает " попов, которые открыто поддержали врага, когда он стоял на пороге нашего дома " . Это, согласитесь, еще похуже Хрущева будет. Сегодня их бесит молчание Вот такой нынче в Киеве " мейнстрим " , и ненависть к Патриарху Кириллу для людей, пришедших навестить владыку Антония в Киево-Печерской Лавре, является непременной частью этого мейнстрима. Не учитывать этого политического фактора управляющий делами УПЦ МП не может. Но представляете, какое же это все-таки унижение – кивать головой людям, оскорбляющим, поносящим твое собственное священноначалие! Правильно переворот в Киеве сравнивают с большевистской революцией 1917 года – для Церкви унижения в результате этих революций вышли весьма схожие. Сегодня ругателей Святейшего, всех этих якобы православных авторов больных " самостийничеством " порталов, больше всего бесит молчание Патриарха. Им бы очень хотелось, чтобы он восславил действия российских военных в Крыму, или поддержал попытки создания Донецкой республики, или хотя бы пропел осанну Путину за расширение формально-земных пределов Отечества (хотя специальность Церкви – пределы духовные). В логике тоталитарного государства Патриарх обязан был бы это сделать – поддержать, похвалить и вообще высказаться. Невозможно представить себе, чтобы покойный Предстоятель РПЦ Сергий (Страгородский) смог бы отмолчаться, если бы Сталину потребовалась его поддержка, скажем, во времена присоединения к УССР Западной Украины в 1939 году. Но в том-то и дело, что в России сегодня не 1939-й год, не 1937-й год и даже не 1991-й. Никакого тоталитарного государства в России сегодня нет – оно существует только в больном сознании Татьяны Деркач и западных СМИ. В России, при всех ее недостатках, порой идиотских " реформах " и зыбкости созданного самодурами- " девяностниками " рынка труда, сегодня можно молчать, когда хочешь. А заодно и говорить, когда тебе это заблагорассудится. И вот этот факт их бесит – и Татьяну Деркач, и Юрия Черноморца, и Вахтанга Кипиани, и многих, многих...

http://religare.ru/2_104179.html

Заметим, что исторически подобная «интеграция» удава и кролика всегда начиналась с навязывания русскому народу чуждой ему католической веры. Западная модель колонизации «туземцев» общеизвестна и стандартна: сначала в чужие земли идут европейские торговцы, затем - миссионеры, за ними - солдаты. Причем последние иногда заходили даже без войны, по «добровольному» приглашению «туземных» правителей; после состоявшегося экономического и религиозного подчинения такое приглашение бывало нередким. Недаром в Киево-Печерской Лавре аршинными буквами выбиты слова преподобного Антония Печерского о том, что «проклят будет» любой русский, принявший «латинскую ересь». Если набрать в поисковом сайте слово Ватикан, то высветится огромное количество количество ссылок на экуменическую деятельность папистов, фактически работающих над скрещиванием всех религий. Как известно, Римские папы все время пытаются «кнутом и пряником» присоединить к себе ряд религиозных конфессий, часто - небезуспешно, а иудеев фактически признали своими «старшими братьями», вопреки христианским канонам молясь вместе с ними. (см. здесь .) После 2 Ватиканского собора католицизм реально утратил, строго говоря, право называться христианской конфессией. В самом Ватикане давно играют в постмодернистские игры смешения добра и зла, иногда доходя до совершенно абсурдных антихристианских заявлений, противоречащим не только догматике, но и простому здравому смыслу. Например, в 2006 году монсеньор Вальтер Брандмюллер, глава папского совета по вопросам истории, и писатель Виттори Масури, оба - близкие друзья слывущего «консервативным» Папы Римского Бенедикта 16, - публично провозгласили, что образ Иуды якобы стал жертвой " теологической инсинуации " , которая послужила затем толчком к появлению и развитию пресловутого «антисемитизма». Они сказали, что намерены продвигать в массы идею, что Иуда Искариот не был предателем, а лишь «исполнял волю Божью». Это явно санкционированный ватиканской верхушкой шаг к прославлению Иуды. Конечно, ватиканской верхушке приходится пока еще маскировать свое манихейство «христианством», и поэтому иногда получаются совершенно противоречивые и комические заявления. Например, Вактикан официально всегда противодействовал внедрению контрацептивов. Однако явно давно их одобряет. И вот Бенедикт 16 «выдал», что презервативы использовать вообще-то нельзя, но если это сделают... проститутки мужского пола, то можно! (см. здесь ).

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/17/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010