Митрополит Сурожский Антоний «Это не торжество православных над другими людьми» – митрополит Антоний Сурожский Мы празднуем сегодня день Торжества Православия над неправдой, над ересями, над лжеучениями. Но мы не празднуем торжество православных над другими людьми... Митрополит Антоний Сурожский. Три проповеди на Преображение Бывает, что человек, которого мы знали близко, который казался знаком нам, знаем нам до самых глубин, вдруг предстанет перед нами, каким мы никогда его не видели, никогда не чуяли. Когда чаша гнева и страдания переливается… Митрополит Антоний о войнах Часто думается: что мы можем сделать? Сердце разрывается любовью к одним и сочувствием к другим: что мы можем сделать, когда мы бессильны, безмолвны, бесправны? Отцы Киево-Печерской Лавры Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. Митрополит Антоний Сурожский. О войне Я призываю всех вас, перед лицом всего того, что сейчас совершается в мире, снова посмотреть на то, каково же наше стояние христианское, где наше место на этом разрыве ткани, где льется кровь, слезы, ужас, — и понять, что наше место на кресте, а не только у креста. Что читать на выходных: лучшие материалы недели (9-13 июня) Владыка Антоний Сурожский, отказница, ставшая монахиней, инвалидная коляска под водой и... коты в материалах наших порталов [+ Видео] Но живет во мне Христос… Мы знаем, что бывает с нами, когда мы кого-нибудь так полюбим, что никогда в течение всей нашей жизни не можем потерять сознание этой любви и мысли об этом человеке. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/mitropolit-surozhs...

С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. " Много лет я прожил,- обыкновенно говаривал он,- а добрых дел нет " . Если кто хвалил его, он всегда замечал: " Он еще не все знает мои слабости и недостатки " . Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, делал проповеди), а вне храма с 1808 года заведовал лаврской типографией. Личная жизнь иеромонаха Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил. 20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер . Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести. Антоний подал прошение о посвящении его в схиму , но в этом ему было отказано. 2 января 1815 года был назначен наместником Киево-Печерской Лавры . Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять иеромонах Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах Лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости. Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших Лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни. 10 июля 1817 года был возведен в сан архимандрита . Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды Лавру посетил государь со своим хором. По желанию государя литургию служил наместник Лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. " Скоропоспешно, - ответил Антоний, - так что я затруднялся в чтении молитв " . " Люди дорожные " , - оправдывался государь. " Дело Божие, - сказал набожный и прямодушный наместник, - должно делать в надлежащем порядке " .

http://drevo-info.ru/articles/11845.html

Еще в 1066 году братья Ярославичи Изяслав, Святослав и Всеволод вступили в войну с воинственным Полотским князем Всеславом Брячиславичем. Война эта хотя продолжалась только четыре месяца и кончилась для Ярославичей благополучно, но они победили Всеслава не в бою, а клятвопреступлением; ибо, целовав ему крест, зазвали его как бы для переговоров, а когда он положившись на крестное целование, пришел к ним в шатер, то Изяслав немедленно заковал его в цепи, и как пленника отвез в Киев и там засадил в поруб, т. е. в глубокую яму с срубом. Такой бесчестный и нехристианский поступок Киевского князя крайне огорчил святаго старца Антония; и он, не обинуясь, обличал Изяслава в клятвопреступлении и предрекал, что Бог и честный крест не оставят его без наказания. И действительно божеское мщение за клятвопреступление было не далеко. В следующем же 1067 году дикие Половцы напали на переяславские владения, и по проречению преподобного Антония разбили на голову Изяслава, выступившего с братьями Святославом и Всеволодом к реке Альте. Поражение, потерпенное русскими князьями было полное, так что Всеволод не осмелился воротиться в свой Переяславль и вместе с Изяславом бежал в Киев, Святослав же отступил в Чернигов. Разбив русских князей, Половцы свободно переправились через Днепр и стали опустошать южные границы киевских владений; города и села запылали, жители или были избиты или толпами погнаны в степи на продажу в рабство. Богатые Киевляне, ожидая и себе такой же участи, созвали вече и потребовали, чтобы Изяслав дал им оружие и снова пошел на Половцев; когда же он им в этом отказал, то всем городом возстали на него, разломали темницы, выпустили оттуда узников и наконец вывели из поруба Полотского князя Всеслава. Изяслав, не ожидая восстания и не приготовясь к собственной защите, бежал в Польшу; а Киевляне разграбили его двор и провозгласили своим князем Всеслава, только что выведенного из поруба; и таким образом божеское наказание явно постигло Изяслава, как говорит преподобный Нестор «понеже Изяслав, целовав крест ко Всеславу, и заковал его, за то Бог навел поганых, а Всеслава явно избавил крест честный».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

В жизни преподобного Феофила Печерского находим ответ на эти вопросы такой: Феофил, когда становился на молитву, то всегда горько плакал; и слёзы при этом настолько обильно текли из очей его, что капали с лица его в уготованный им для них сосуд, который в продолжение нескольких лет Феофил и наполнил ими. Но вот, наконец, пришла к Феофилу смерть. Почувствовав её приближение, он обратился с молитвою к Богу и говорил в ней так: «Владыко Человеколюбче Господи, не хотящий смерти грешника, но ожидающий обращения его и знающий немощи наши! Ты Утешитель Благой, болящих здравие, изнемогающих укрепитель, грешников спасение и падающим восстание! Умоляю тебя, Господи, в час сей, удиви на мне недостойном милость Твою! Прими излияние горьких моих слёз и излей на меня благоутробия Твоего неисчерпаемую пучину! Соделай, чтобы мне не быть задержанным на воздушных мытарствах, и чтобы не подпал я под власть князя тьмы, молитв ради великих угодников Твоих, преподобных Антония и Феодосия Печерских и всех святых, от века Тебе благоугодивших». Только окончил Феофил эту молитву, как вдруг в образе прекрасного юноши предстал пред ним Ангел Господень и сказал: «Хорошо ты молишься, Феофил, только зачем же помышляешь о тщете собранных тобою слёз?» С этими словами Ангел показал ему сосуд, исполненный неизреченного благоухания, и продолжал: «Вот, в этом сосуде собраны твои слёзы, которые ты от сердца проливал в молитве к Богу и которые или отирал рукою, полотенцем и одеждою, или которые падали с очей твоих на землю. И вот, все они по велению Владыки Творца моего собраны мною и, как видишь, сохранены. И сегодня я послан возвестить тебе радость эту, чтобы ты с веселием отошёл к Рекшему: «блажени плачущии, яко тии утешатся " ». Сказав это и оставив Феофилу сосуд свой, Ангел сделался невидим. После сего Феофил, призвав игумена, поведал ему о видении Ангела, и показал ему два сосуда исполненных слёз – один свой и другой Ангела, и завещал содержимое в последнем вылить на себя после смерти. Вскоре после этого Феофил скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

С одной стороны, считая его «исключительным» у нас явлением для 12 века, он признает в нем «ученого проповедника, изучившего и знавшего науку проповедничества и писавшего свои проповеди именно по этой науке, со всем ее знанием и со всем ее приложением»; но с другой стороны, сравнительно с настоящими древними проповедниками-ораторами, считает его не имеющим ни одного из тех преимуществ, которыми они отличались, а его произведения, и проповеднические по преимуществу – лишенными всякого значения для современников и позднейших времен 277 . В издании преосв. Евгения, вышедшем в том же 1880 году, г. Голубинскому справедливо было замечено, что его взгляд на св. Кирилла «грешит односторонностию», потому что, «охарактеризовав его, как проповедника, он совершенно забыл о св. Кирилле, составителе молитв, а в них-то выразился св. Кирилл тою сердечною и жизненною теплотою, которой не могла дать никакая заимствованная и подражательная образованность» 278 . Затем, в следующем (1881) году основательный разбор мнений г. Голубинского о древнерусской проповеди вообще и о поучениях Кирилла в частности сделан был в прекрасной статье преосв. Антония, архиеп. Финляндского (бывшего тогда Казанским профессором), помещенной в «Прав. Обозрении» 279 . В дальнейших работах по изучению св. Кирилла был выдвинут вопрос о подлинности известных под его именем церковно-учительных произведений и о целой школе русских писателей его времени, произведения которых по частям и в отрывках удается, наконец, открывать в наших старинных, мало еще обследованных, библиотеках. Но работы в этом направлении, которые обещают многое осветить в творениях св. Кирилла и в общей истории древнерусской учительной литературы пока только начинаются и не привели еще ни к каким положительным заключениям, так что судить об их успехах теперь было бы преждевременным... 280 He входя в рассмотрение вышеприведенных взглядов и мнений относительно св. Кирилла, что могло бы послужить предметом целого исследования, мы обратим внимание читателей на те стороны в его произведениях, которыми, по нашему мнению, наиболее выясняются значение и особенности его как писателя, а с тем вместе – особенности его Поучений, издаваемых нами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

в уединение» (III стр.). «У нас с заботами о своем спасении, продолжает автор, монахи соединяли труды по возрождении и исправлению общественной нравственности, а там целью жизни было личное спасение; поэтому монахи наши лишь только монахи-подвижники, а не аскеты» (3 стр.). Таким образом в конце концов «детство» русского монашества от «зрелого возраста» восточного монашества отличается по мысли нашего автора только тем, что первое есть только «подвижничество» с нравственным воздействием на жизнь, а второе есть «аскетизм» с задачей личного спасения. Суждение более, чем наивное. Неужели задача нашего подвижничества была иная, нежели восточного? Разве наши монахи-подвижники не имели в виду личное спасение и не для этого личного спасения удалялись в монастыри и их строили? Ведь и задача христианства ничто иное, как личное спасение. Родство духовное нашего монашества с восточными нужно признавать уже и потому одному, что оно имеет свой корень на Востоке. Сам автор признает это и первую главу своего сочинения начинает такими словами: «монашество не русское изобретение, оно перешло к нам из Византии вместе с христианством» (1 гл. I). Почему автор считает монашество «изобретением» и почему он в приложении к монашеству счел за лучшее изобрести свою терминологию, – не понятно. Впрочем, общий очерк положения монашества до преп. Антония и Феодосия сделан толково и даже научно в смысле знакомства с литературой предмета. То же можно сказать и о 2-й главе, в которой автор кратко перечисляет игуменов Киево-Печерской лавры при разных русских князьях и значение этой обители при указанных князьях для жизни общественной. Очевидно здесь автор старался раскрыть свою основную идею, что период детства русского монашества характеризовался служением его обществу. Мы не согласны с некоторыми положениями, высказанными автором в этой главе: напр. на стр. 53-й автор говорит, что «стремление к монашеству предполагает уже известную культурную христианскую ступень, какой мы не видим в тогдашнем среднем русском человеке». Что же это за ступень и разве в монахи не шли простецы и средние люди? На стр. 56-й автор говорит, что

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковы врачи в Киеве и Переяславле, лечившие многих 1108 . Вторая группа – княжеские придворные врачи Владимира Мономаха в Чернигове, Святослава Давыдовича (Святоши) 1109 . Наконец, третий тип врачей – монастырские «врачи-иноки, например, Агапит киевлянин, который, следуя примеру Антония, «зелием» (лекарствами, травами) лечил братию и получил прозвище Лечец 1110 . Между тремя отмеченными группами врачей, особенно между двумя первыми, не существовало резкой грани. Врачи жили, очевидно, своим ремеслом и брали за лечение немалые деньги. Этим было вызвано и включение пункта о мзде лечцу в ст. 2 Краткой редакции Русской Правды, и многократные жалобы на то, что у больных не было средств на оплату врачей, и они теряли надежду на выздоровление. Средневековая организация городского общества приводила к постепенному втягиванию различных социальных элементов, бывших прежде более или менее независимыми, в сферы влияния и власти феодальных собственников. Если в деревне расширение и укрепление светского и монастырского землевладения приводило к превращению сельского населения в зависимое от этих основных групп феодалов крестьянство, то в городе отдельные группы (населения находились под сильным давлением церкви, стремившейся подчинить их своей власти. Конкуренция светских врачей с врачами-монахами, описанная в Печерском патерике 1111 , значительные средства, которые приносило это ремесло врачам, наконец, их неопределенное положение в требовавшем четкой иерархической структуры феодальном обществе было причиной стремлений церкви включить лечцов в число церковных людей. Карл Маркс подчеркивал эту иерархическую структуру феодального общества, которая не ограничивалась иерархической лестницей феодалов. Он писал, что в этом обществе «все зависимы – крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни» 1112 . Люди, лишенные средств существования вследствие своих физических данных, – это personae miserabilis латиноязычных средневековых документов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Величаем. Величаем Тя, живодавче Христе, и почитаем еси Божественныя ризы Твоея честное положение. Парем. (1. Исх.15:22–27, 16:1; 2 . Прит.3:11–18; 3 . Ис.60:21–16 ; Утр. Ев. Мф.27:27–32; 112 зач.; Ап. 1Кор.1:18–24; 125 зач.; Ев. Мк. 15:16–32; 67 зач.). В Уставе не указан порядок службы этого празднества, но все последование ее ищется в Мес. Минее. Пр. отца нашего Печерского, иже в Киеве бывшего начальника всех Российских монахов. В мире Антипа, пр. Антоний, знаменитый начальник монашества в России, родился в 983 г., в местечке Любиче (Черниг. губ., в 40 вер. от Чернигова). Впечатлительный от природы, воспитанный в набожно-благочестивой семье, пр. Антоний, наслышавшись рассказов о подвигах иноков и пустынножителей Востока, с юности пылал любовью к иночеству и к созерцательно-подвижнической жизни, сам вырыв себе пещеру (которая и доныне показывается в Любиче), чтобы в ней подвизаться для спасения души. Но скоро он сознал необходимость для такой жизни опытного руководства, отправился на Афон и, приняв пострижение, стал усердно подвизаться под руководством настоятеля Евсигменовой обители, старца Феоктиста. Созерцательный от природы и любящий уединение, пр. Антоний, по указанию своего наставника, удалился в пещеру, находившуюся недалеко от обители. Отвергшись «плотскаго желания» он «яко победитель страстей на колесницу добродетелей возшел», украшая себя «целомудрием», «смирением, высокими нравы», «безмерным пощением», «всенощным стоянием» и своими быстрыми успехами в подвижничестве возбуждая удивление даже среди старых афонских иноков. Вскоре за свои высокие подвиги и как уже достаточно созревший в духовной жизни, пр. Антоний был послан своим маститым игуменом в России для насаждения иночества; причем старец, предвидя великую пользу подвижничества пр. Антония для нашего отечества, так говорил ему: «Господь укрепил тебя в святых подвигах; пора тебе и других руководить в святой жизни; возвратись же в свою русскую землю и да будет там благословение св. Афонской горы: от тебя произойдет множество черноризцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Центр тяжести разбираемой диссертации, повидимому, падает на изучение сказаний со стороны их литературных источников: «насколько в них самостоятельного и насколько жития подчинились чужеземному влиянию и какие именно источники влияли на наши жития» (стр. 15). Собрав некоторый материал для длинных и в существе дела довольно таки бесплодных споров о так называемых «общих местах» в житиях 4 , – втор, строго говоря, не указал нам ни одного несомненного источника – ни для Несторова Жития, ни для Посланий Симона и Поликарпа, ни для Слова о создании церкви Печерской. Его выводы, что, напр., «сочинение Нестора вообще представляет в варьянтах и даже просто в копиях множество эпизодов византийских житий» и этого «вполне достаточно, чтоб судить, насколько оно оригинально по своему содержанию» (стр. 75 и 90. Ср. 158), – подобные заключения для историка литературы очень мало убедительны, как не обоснованные текстуально 5 . В конце концов нашему ученому не удалось надлежаще выяснить происхождение даже тех мест Патерика, где сами авторы ссылаются на готовые литературные источники: «пишет в отьчьскыих книгах», «якоже в отечьнице писано», «помяни же и оного патрикиа», «рече лествичник», и др. Напр. в словах Жития Феодосия Печерск.: «Дивно же и се, яко же пишет в отеческих книгах, слабу быти последнему род» – Яковлев видит указание на то, что «преп. Нестор знал вообще литературу отцев церкви, вместе с тем автор свидетельствует еще о том, что на Руси в XII в. (?) существовало мнение о близкой кончине мира» (стр. 70). На самом же деле приведенные слова Жития – не больше как перифраз одного из изречений пр. Антония Великого , читаемых в Apophthegmata Patrum 6 . Исторической оценке Печерского Патерика в книге Яковлева отводится очень скромное место: сделана она довольно поверхностно и в такой же мере малонаучно. На последних страницах (158–160) приводятся слова Срезневского – о больших затруднениях, какие приходятся преодолеть исследователю тех вопросов древне-русской письменности, в которых она соприкасается с византийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

В проведении заволжцами мысли о том, что древние русские подвижники и основанные ими монастыри не имели земель и крестьян. Иосиф видел хулу на всех русских чудотворцев и воспользовался ею для обвинения своих противников. В его не дошедшем до нас сочинении находилось между прочим положение: «еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша великих чудотворцев Антония и Феодосия, и всех святых чудотворцев, иже в печерском монастыри и во всей русской земли». Вассиан в своем ответном сочинении возражал своему противнику: «сие, Иосифе, на мя и на старца моего лжеши, что будто се мы похулили всех чудотворцев во всей русской земли. Мы же благодатию Божиею чудотворцев киевских ублажаем и всех во всей русской земли... и знаменосци их именуемъ; понеже сохранили заповеди Божии и жили по Евангелию и Апостолу». Критическое отношение Вассиана к аргументам Иосифа, заимствованным им из сказаний о чудесах святых, подало повод к еще более серьезному обвинению его Иосифом. Последний по этому поводу писал: «о еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша не токмо в русской земли чудотворцев, но иже и в древняя лета и в тамошних землях бывших чудотворцевъ; чудесем их не вероваша и от писания изметаша чудеса их». Тем и закончил свою литературную борьбу с Вассианом Иосиф. Одновременно с литературной полемикой Вассиан Косой действовал в пользу своих идей и другим более практическим путем. Приближенный великого князя он старался убеждать последнего действовать в своем духе и настаивал пред ним на отобрании у монастырей земельных владений и крестьян. Вассиан не безусловно отрицал законность церковной поземельной собственности, он оставлял ее для архиереев и приходских церквей, хотя и ограничивал употребление и пользование землями и угодиями строго каноническими правилами. 205 Чрез всю полемику Вассиана против владельческих прав монастырей проходит одна замечательная и достойная идея, – это его постоянная симпатия к низшему классу, который в то время жил одними страданиями. Вассиан постоянно противопоставляет последнюю нищету и страдания бедняка роскоши и изнеженности высших привилегированных классов. Здесь уже Вассиан затрагивал очень важный социальный вопрос. Нужно сказать, что голос Вассиана в защиту угнетаемого бедного простого народа не прошел бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010