На другой день пришли с митрополитом Иоанном епископ Иоанн Черниговский, Исайя Ростовский, епископ Антоний Юрьевский, епископ Лука Белгородский, никем не званные, пришли они на чин освящения. И спросил их блаженный митрополит: «Почему пришли вы, когда вас не звали?» И отвечали епископы: «Владыка, посланец от тебя сказал нам, что четырнадцатого августа будет освящение церкви Печерской, и мы все должны быть с тобой на литургии. Мы не смели ослушаться твоего слова, и вот мы здесь». Антоний же, епископ Юрьевский, сказал: «Я был болен, и вот этой ночью вошел чернец ко мне и сказал мне: «Завтра освящается церковь Печерская, будь там». И только что услышал я это, как сразу выздоровел, и вот я здесь по повелению твоему».    Святитель хотел разыскать тех людей, которые звали их, и вдруг раздался голос: «Да исчезнет испытывающий предначертанное!» Тогда митрополит воздел руки к небу и сказал: «Пресвятая Богородица! как на Успение свое ты со всех концов вселенной собрала апостолов, в честь своего погребения, так и ныне, на освящение своей церкви, созвала ты их наместников и наших сослужебников!»    И все в ужасе были от великих чудес. Обошли вокруг церкви трижды и начали петь: «Поднимите, врата, верхи ваши», и не было никого в церкви, кто бы мог отпеть: «Кто есть сей Царь славы?», потому что все до одного вышли из церкви, дивясь приходу епископов. После долгого молчания вдруг из церкви раздался голос, похожий на ангельский: «Кто есть сей Царь славы?» Стали искать, что это за голоса, откуда они и чьи. Когда же вошли в церковь, то все двери были затворены, и ни одного человека не нашлось в ней. И стало ясно всем, что все свершается Божьим промыслом о той святой и божественной церкви.    После этого и мы скажем: «О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Кто познает ум Господень или кто может быть соратником Ему?» Господь да сохранит вас и будет блюсти вас во все дни жизни вашей молитвами Пречистой Богородицы и преподобных и блаженных отцов наших печерских, Антония и Феодосия, и святых черноризцев монастыря того. С ними же да удостоимся и мы получить милость в этом веке и в будущем о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава с Отцом и со Ссвятым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— С тех пор как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтоб я не работал чего-нибудь своими руками до утомления; я не помню также, чтоб я ел когда-либо хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда — заработанный трудами моих рук; и из уст моих не выходило такого слова, в котором бы мне приходилось теперь со стыдом раскаиваться; однако я отхожу к Господу так, как будто и не начинал богоугодно и по-иночески жить. С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии [ 16 ], не пострадав никакой телесной болезнью. Такова была жизнь и кончина этого угодника Божия, святые молитвы которого да помогут и нам научиться богоугодной жизни и кончину добрую получить по милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), — сказал Апостол Павел. Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал: —  «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби» (Откр.1:9). С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему: — Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя. Отвечал ему обуреваемый страстью: — Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Братии тогда было числом двадцать. Достохвальный же игумен, преп. отец наш Феодосий, хотя и принял старейшинство, не изменил своего смирения и своих обычаев. Но он имел в памяти слова Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И потому он смирялся, делая себя меньшим всех и служа всем, во всем подавая собою образец добрых дел, прежде всех выходя на дело и прежде всех приходя в церковь , а уходя последним. И молитвою этого праведника умножалось и процветало это место, по слову: «Праведник цветет как пальма и возвышается подобно кедру в Ливане» ( Пс.31:13 ). При нем умножалась братия в пещере, как в земле доброй, потому что он воистину имел семя благодати, приносящее плоды во сто крат; в небольшое время собрал он братии сто человек, и все они процветали добрыми нравами и молитвами. Преп. отец наш Феодосий, воистину земной ангел и небесный человек, видя, что при великом умножении братии место тесно и все не могут поместиться в пещере для безмолвной жизни, а в малой церкви над пещерою для соборной службы, видя кроме того скудость не впал в печаль. Он не скорбел о том, но ежедневно утешал братию, поучая ее не заботиться о внешнем, и напоминал слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.19:2 ) и еще: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Преподобный помнил эти слова, и Бог щедро подавал ему все потребное. Выбрав прекрасное место близ пещеры и рассудив, что его достаточно для устроения монастыря, он укрепил себя верою и упованием, и стал заботиться о том, как населить это место. И так, по благословению преп. Антония, испросив это место у христолюбивого князя Изяслава, вскоре, при помощи Божией, он соорудил там большую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, поставил много келий и обвел все оградою. И тогда он переселился из пещеры на то место. И с тех пор, благодатью Божией, возросло то место, и прославился монастырь, который и доныне от прежнего жительства иноков в пещере называется Печерским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал о истине [Вот Ты ли Тот? И Иоанн посылал. Ты ли Тот, или ждать нам другого? (см. Мф. 11:3 ). Это не сомнение Иоанна Предтечи, а сомнение его учеников. Он никак не мог. Они по слабости человеческой никак не могли преодолеть этого : как это так – от Иоанна, к которому вся страна в пустыню шла, вдруг отхлынул весь народ, отошёл, и все пошли за Иисусом? Так вот они сомневались, а не Иоанн в темнице. Вот он и посылает, чтобы развеять: Ты ли Тот, или ждать нам другого? Он им говорит: Вы посылали к Иоанну; и он засвидетельствовал о истине]. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство [Синедрион посылал вопросить Иоанна: Ты Мессия? – Нет. – Ты Христос? – Нет. – Илия? – Нет. – Так кто же ты? – Я глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу. Вот, я видел и свидетельствую, – скажет, – что это Сын Божий (см. Ин. 1:19–28 ). Вот какое его свидетельство. Дальше: Я же имею свидетельство больше Иоаннова А о нём говорит Он:] Он был светильник, горящий и светящий [горящий ревностью. И вот образно говоря, эта ревность его и сожгла-то быстро. Ревность. Действительно ревность. Такая, что у него не было и друзей. Никто по ревности не мог ему со-ревновать. Такие люди обречены в известном плане на духовное одиночество. Почему? Потому что никто не может им подражать в их ревности. Никто. Вот такая ревность была у Антония Печерского. Собралось 12-ть человек – это дружина, я не знаю, как Апостольская. И то, говорит Феодосий, избирайте себе игумена, а я отойду и буду жить один, как и обвык. Не может быть у него друзей, ему все в тягость: он и Бог. Вот и такой Предтеча. Господь говорит: Он был светильник, горящий и светящий, а не фитиль, который коптит. Фитиль. Вот масла нет, и он выжимает последнее и всё это коптит]; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова [Небо имеется в виду. Какое свидетельство? Бога. Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (см. Лк. 3:22 ). Дальше]: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня [Вот ссылается на Свои дела чудесные, и дела, которые яснее слов свидетельствуют, что Христос – Бог и послан Богом ].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И мы хорошо знаем, что никто из нас не пришел в эту жизнь, чтобы жить вечно на земле. Вечность - в Царстве Небесном. Там в невечернем Дне Царства Христова все любящие Христа будут жить в духовной радости и блаженстве. Но, если мы стремимся к жизни в Боге в нескончаемом веке, то причастниками Его вечного Царства мы призваны стать уже здесь, на земле. Воскресением Христовым открылась новая жизнь для человека. Уверовавшему во Христа, Воскресшего из мертвых, дарована благодатная возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить вечно в Царстве Небесном. Если же мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, как исповедуем свою надежду в Символе веры, то должны знать и путь в Царство Небесное. А путь в Царство Небесное Христос Спаситель указал Своим Крестом и Воскресением. Апостол Павел учит: " Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения " ( Рим. 6,8 ). " Если же мы умрем со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним " ( Рим. 6,8 ). Перед крестными страданиями Христос Спаситель молился Небесному Отцу Своему о том, чтобы верующие в Него имели жить вечную. " Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " ( Ин. 17,3 ). Поэтому, дорогие братья и сестры, радуясь ныне Христовы Воскресению, мы должны твердо знать и помнить, что основная наша жизненная забота - неуклонно следовать спасительным путем, указанным Господом нашим Иисусом Христом. Путь в Царство Небесное показывают нам все святые угодники Божии, ныне предстоящие Престолу Божию и там вместе с нами славящие Воскресшего Христа Жизнодавца. Прямой путь в Царство Небесное, предпочитая его земным радостям и утешениям, во все века христианской истории избирали себе те христиане, которые следовали стезей спасения через подвиг. В нынешнем году Русская Православная Церковь радостно празднует 1000-летие появления русского монашества на Святой Горе Афон. тысячу лет по милости Пресвятой Богородицы, Небесной Покровительницы Афона, Святая Гора Её привлекает взоры и молитвы благочестивых русских людей. Подвигам преподобных Антония Печерского, Нила Сорского, Максима Грека, Паисия Величковского, старца Силуана и других великих подвижников веры и благочестия монашеские заветы Афона распространялись по Руси Святой, ставшей Новым Уделом Богородицы и страной многочисленных монашеских обителей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

И не могли ему ни рук протянуть, ни рта закрыть, как будто он давно умер. Больной же тотчас встал, как бы никогда и болен не был. И ужаснулись старцы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты. Тогда спросили Тита: «Что все это значит?» И он так стал говорить: «Видел я Ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел Ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвый. Мне же Ангел подал руку и поднял меня». Услышавши это, старцы убоялись Бога, сказавшего: «Прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Господь сказал: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф. 5:22 ). Преподобный же Ефрем говорит: «Если кому случится умереть во вражде, тот подвергнется неумолимому Суду». И если этот Евагрий не получит отрады, ради святых Антония и Феодосия, – горе лютое ему, побежденному такою страстью! Берегись от нее и ты, брат мой, и не дай места бесу гнева: кто раз послушается его, тот и поработится ему; но скорее поди и поклонись враждующему с тобой, чтобы не быть преданным Ангелу немилостивому. Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он (чрез Апостола Своего) сказал: «солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Слава Ему с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки! (Из Киево-Печерского «Патерика») Признак истинного смирения Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя, – ибо кто не стерпит поношения от себя самого? – но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Из «Лестницы» Иоанна Лествичника ) 7. Что нужно для спасения? Прежде всего должны мы, братие, хранить сию заповедь: веровать во Единого Бога, в Троице славимого, как научили Апостолы и утвердили святые Отцы: «Верую во Единого Бога» и проч. Веруйте Воскресению, жизни вечной, вечной муке грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Когда собралась братия, сказал им великий Антоний: «Это, братия, бог объединил нас, и благословение на нас Святой Горы, с которым меня постриг игумен Святой Горы, я же вас постриг, и да будет же на вас благословение, во-первых, от бога и пречистой богородицы, во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им еще: «Живите теперь сами по себе, и я поставлю вам игумена, а сам пойду на другую гору и там останусь один. Ведь я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем, в ней он и умер, живши в добродетели сорок лет, не выходив из пещеры, в ней же лежат честные мощи его, творящие чудеса и доныне. Игумен же и братия продолжали жить в пещере. И умножилось их число, и не могли они уже в пещере вместиться, и задумали они рядом с пещерой поставить монастырь. И пришли игумен и братия к святому Антонию, и сказали ему: «Отче! Братии стало так много, что не можем поместиться в пещере, да благословит бог и пречистая богородица, и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И разрешил им преподобный. Они же поклонились ему до земли и вышли. И поставили церковку маленькую над пещерой во имя Успения святой богородицы. И стал бог, молитвами пречистой богородицы и преподобного Антония, умножать черноризцев, и братия, посоветовавшись с игуменом, решили построить монастырь. И пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия умножается, и хотим мы построить монастырь». Антоний же возрадовался и сказал: «Благословен бог за все, молитва святой богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами!» И сказав это, послал одного из братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже благочестивый, бог умножает братию, а местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к ним боярина своего, чтобы передать им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь большую и монастырь, обнесли оградой, и много келий поставили, и, поставив церковь, украсили ее иконами. И с тех пор прозвался монастырь Печерским, потому что черноризцы прежде жили в пещере. И с тех пор называется он Печерским монастырем, и на нем благословение Святой Горы.

http://sedmitza.ru/lib/text/438044/

На другой день пришли с митрополитом Иоанном епископы: Иоанн Черниговский и Исайя Ростовский, Лука Белгородский и Антоний Юрьевский, никем не званные, пришли они на чин освящения. И спросил их блаженный митрополит: «Почему пришли вы, когда вас не звали?» И отвечали епископы: «Владыка, посланец от тебя сказал нам, что четырнадцатого августа будет освящение церкви Печерской, и мы все должны быть с тобой на литургии. Мы не смели ослушаться твоего слова, и вот мы здесь». Антоний же, епископ Юрьевский, сказал: «Я был болен, и вот этой ночью вошел чернец ко мне и сказал мне: “Завтра освящается церковь Печерская, будь там”. И только что услышал я это, как сразу выздоровел, и вот я здесь по повелению твоему». И все удивились приходу епископов. Святитель хотел разыскать тех людей, которые звали их, и вдруг раздался голос: «Да исчезнет испытывающий предначертанное!» Тогда митрополит воздел руки к небу и сказал: «Пресвятая Богородица! Как на успение свое ты со всех концов вселенной собрала апостолов, в честь своего погребения, так и ныне, на освящение своей церкви, созвала ты их наместников, наших сослужебников!» И все в ужасе были от великих чудес. Обошли вокруг церкви трижды и начали петь: «Поднимите, врата, верхи ваши», – и не было никого в церкви, кто бы мог отпеть: «Кто есть сей царь славы?», потому что все до одного вышли из церкви. После долгого молчания вдруг из церкви раздался голос, похожий на ангельский: «Кто есть сей царь славы?» Стали искать, что это за голоса, откуда они и чьи. Когда же вошли в церковь , то двери были затворены, и ни одного человека не нашлось в ней. И стало ясно всем, что все свершается Божьим промыслом о той святой и божественной церкви. После этого и мы скажем: «О бездна богатства и премудрости! Кто познает ум Господен или кто может быть советником ему?» Господь да сохранит вас и будет блюсти вас во все дни жизни вашей молитвами пресвятой Богородицы, и преподобных и блаженных отцов наших печерских Антония и Феодосия, и святых черноризцев монастыря того. С ними же да удостоимся и мы получить милость в этом веке и в будущем о Христе Иисусе Господе нашем, ему же слава с Отцом и со Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том,...    Во время княжения самодержца Русской земли, благоверного великого князя Владимира Святославича, соблаговолил Бог, чтобы появился просветитель Русской земли и наставник иноков, о котором и будет это сказание.    Жил в городе Любече некий благочестивый муж, в которого смолоду вселился страх Божий, и захотел он стать иноком. Человеколюбивый же Господь вложил в его душу желание идти в страну Греческую и там постричься в монахи. Немедля устремился он в путь, странствуя за странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения Господа, и достиг Царьграда. И пришел он на Святую Гору, и обошел афонские святые монастыри, и, увидев эти монастыри на Святой Горе и жизнь монахов, превосходящую человеческие возможности, — оставаясь во плоти, они подражали ангельскому житию, — еще сильнее воспылал он любовью ко Христу и захотел повторить подвиги этих монахов. Пришел он в один из тамошних монастырей и умолил игумена, чтобы тот возложил на него ангельский образ иноческого чина. Игумен же, прозрев, что он свершит великие добрые дела, послушал его, постриг под именем Антония, наставив и обучив иноческому житию. Антоний же, угождая во всем Богу, в остальном подвизался в покорности и послушании, так что все радовались за него. И сказал ему однажды игумен: «Антоний, иди снова на Русь, да будешь там и другим примером их успеха и утверждения в вере, и будет с тобой благословение Святой Горы».    Антоний же пришел в город Киев и стал думать, где бы ему жить. Походил он по монастырям и не пожелал ни в одном из них поселиться: потому что Бог не хотел. И стал он ходить по лесам, и по горам, и по разным местам, и, придя в Берестово, нашел пещеру, которую когда-то выкопали варяги, и поселился в ней, и жил в ней в великом воздержании. Через некоторое время после этого умер великий князь Владимир, и захватил власть безбожный и окаянный Святополк, и, сев в Киеве, стал избивать братьев своих, и убил святых Бориса и Глеба. Антоний же, увидев такое кровопролитие, содеянное окаянным Святополком, снова удалился на Святую Гору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Он бы мог воскликнуть со св. Григорием Богословом : «Умертвил я тело мое, в юности противящееся духу, – трудами и подвигами, и пресыщение, и вместе с ним гнездящегося тирана, нечистоту, победил; очи мои смирил и утопил их в веждах моих, удержал ярость гнева моего, владел поступками своими, смех обратил в плач, и со всем, что было у меня, положил себя к стопам Божиим; земля была ложем мне, власяница – одеждою, бдение было мне сном, и слезы – успокоением; днем обременял я плечи мои работою, всю же ночь, как крепкий столп, проводил в пении псалмов, а утехи мирской не допустил и до мысли моей. Отверг я и великую тяготу богатства, чтоб без всякого препятствия приблизиться к Богу; такова была в юности жизнь моя». Воистину велика была приязнь между Давидом и Ионафаном, снявшим с себя одежду, в которую был одет, оружие, лук и пояс, и давшим Давиду, как сказано в Писании: «Снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой; и лук свой, и пояс свой» ( 1Цар.18:4 ). Но еще большую любовь к Богу показал преп. отец наш Антоний, который не только мирскую одежду свою, богатство и славу, но, что еще больше – сердце свое принес в жертву Богу, исполняя Писание: «Сын мой, отдай мне сердце твое» ( Притч.23:26 ). Если бы хотели очертить образ преп. отца нашего Антония, то, вспомнив о самом имени его, нужно бы нам сказать, – так как он был с неба, то человек небесный. И каковы могли быть его помышления, его дела, и упражнения: не небесные ли, как у человека, посланного свыше. Всегда помышлял он о небесных вещах, зная, что нет совершенства в благах мира, и что они оставляют всегда чувство неудовлетворенности. Есть у тебя богатство – нет почестей; есть почести – нет здоровья; есть здоровье – нет мудрости; есть мудрость – нет красноречия и благодати. А на небе праведники изобильно наслаждаются разом всеми благами, ибо у них есть богатство Божие, мудрость Божия, сладость Божия, сила Божия, утешение от ангелов и всех святых. Все это имеют они зараз и иметь будут всегда, всю вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010