Кто повинуется отцам своим, тот повинуется Господу, и кто повинуется Господу, тот повинуется отцам своим; а кто не повинуется отцам своим, тот не повинуется и Господу. Возлюбленные мои в Господе, повинуйтесь отцу своему и исполните то, о чем он написал вам теперь. На вас утвердится благословение его, и вы получите духовный покой, благодать, мужество и славу, и Бог соделает легкими пути жизни вашей. Вот я уже показал вам теперь в письме сем, как должно трудиться вам и телесно, и духовно; открыл вам и вражду тела против духа, и диавольские искушения. Трудитесь и упражняйтесь в подвигах благочестия, чтобы получить вам благословение от Господа в день Суда Его и чтобы здесь, на земле, вселилась в вас благодать Божия. Да водворится между всеми вами мир, да будет спасение от Господа Иисуса Христа предметом ваших размышлений, к которому бы стремились ваши чистые сердца и ваш смиренный дух. Да ниспошлет на вас Бог благословение Свое, которое Он ниспосылает на всякое место, где только есть смирение. Господу нашему, Отцу Его и Святому Духу Его, ныне и во всю вечность все разумные твари должны приносить хвалу, славу и честь. Аминь. Комментарии Всех писем Антония Великого , которые посылал он ученикам из своего уединения на «внутренней горе» у Красного моря в различные египетские монастыри, насчитывается двадцать. Он писал их на родном коптском языке, на котором они и доныне сохраняются во многих египетских монастырях. Еще в IV веке они были переведены с коптского языка на греческий, в VIII веке – на арабский, а в XVII веке – с арабского на латинский маронитом Авраамом Ехилленским, который и издал их в Париже в 1646 году. Святой Антоний писал эти письма в старости, что видно как из следующих слов его в седьмом письме: «Вся протекшая довольно долговременная жизнь моя была не что иное, как непрестанный плач и стенание о грехах моих», так и из того, что в четвертом письме он упоминает об арианской ереси, которая начала распространяться в восьмидесятых годах жизни преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

– Наверное, настороженное отношение к Вам со стороны некоторых православных людей вызвано Вашим сценическим костюмом (обнаженный торс и шорты). Разве не должны внутренние изменения приводить к внешним? – Если мне удобно выступать в шортах, почему я не имею на это морального права? Если б я в этих шортах заявился в храм Божий, это было бы совершенно недопустимо. И этого я себе не позволю никогда в жизни. В церковь я хожу в подобающей одежде. Места надо знать, где как одеваться и как себя вести. А на рок-сцене я одеваюсь так, как мне удобно, комфортно. И нахожусь в той атмосфере, которая присуща именно тому буйному действу, которое представляет собой рок-концерт. Я делюсь своим мировоззрением с людьми прежде всего нецерковными, обращаюсь к тем, кто еще не выбрал свою дорогу, а только ищет. Как говорил апостол Павел: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона» (1 Кор. 9:20-21). Здесь я с рокерами говорю как рокер, на одном языке. Я уже говорил о сценическом образе шута, он для меня важен – и визуальный ряд соответствующий. По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело – это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой. Также я начал заниматься спортом. Это благодаря тому, что я прочитал у митрополита Антония. И думаю, к 50 годам я буду в достаточно приемлемой физической форме. То есть мое тело меняется. Но будет просто враньем, если я оденусь в строгий костюм, отпущу бороду и большой живот, надену очки. Я не такой. Я буду моложавым, дерзким, в меру буйным на рок-сцене, то есть соответствующим той музыке, которую играю. – Можете вспомнить конкретные истории, когда люди под влиянием Ваших песен пришли к вере?

http://pravmir.ru/poyushhij-na-lezvii-br...

Насколько небезопасно тщеславиться полученными от Бога дарами благодати, видно из истории, описанной в «Древнем Патерике» об иноке высокой жизни, который прилюдно сотворил некое чудо: Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: «Мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань». Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: «О чем плачешь, авва?» Старец отвечал им: «Сейчас пал великий столп Церкви!» Это он говорил о молодом монахе. «Но пойдите сами к нему, — продолжал он, — и посмотрите, что случилось!» Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: «Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, — и я надеюсь очистить грех свой и покаяться». Но по прошествии пяти дней он скончался . Каиафа, « будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ » (Ин. 11: 51). Уважение к священному сану Каиафа, за деньги получивший должность первосвященника и осудивший Господа на смерть, произнёс пророчество, знаменующее саму суть искупительного подвига Иисуса Христа: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 50). Почему же Дух говорил устами нечестивца? — Потому, отвечает Златоуст, что Каиафа, несмотря на все свои преступления и злой нрав, был законным архиереем : «Удостоившись вполне архиерейства, хотя был недостоин, он пророчествовал, сам не разумея того, что говорил. Благодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердца… Однако же и при этом Дух еще присущ был им. Только тогда, когда они воздвигли руки на Христа, Он оставил их и перешел на апостолов» .

http://pravoslavie.ru/30002.html

Небо наполнено чинами ангельскими, по слову пророка: « Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред ним» ( Дан. 7:10 ). Нескудна и святая обитель Печерская, которая имеет столько ангелов, сколько преподобных. Божественный Златоуст написал: «Плохо будет городу, в котором нет святого», и говорил, что в запустение придет такой город: «Город, в котором нет праведника или где был праведник, да забыли его, приходит в запустение». Кто же не ублажит тебя, святая обитель Печерская, видя, что не только украшена ты святыми, но на святых Божиих и основана: « Твое основание на горах святых» ( Пс. 86:9 ). Богогласный евангелист Матфей обещает, что здание, основанное человеком на камне, не падет ни от дождя, ни от рек, ни от ветра: « Пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камени» ( Мф. 7:25 ). Как же мы не будем дерзновенно обещать святой Печерской обители, что не только телесные, но и душевные враги не смогут повредить ей, потому что основана она на мощах святых Божиих мучеников. Еврейский историк Филон говорит: «Когда я вижу в доме или городе каком-нибудь святого и благого мужа, ублажаю я и дом тот и город». Если же такая похвала относится к дому или городу, в котором один только преподобный, какой похвалы достойна святая Печерская обитель, в которой не один, а бесчисленное множество преподобных. Воистину называем ее блаженной. Как не блаженна она, когда непрестанно молится о ней преподобный отец наш Антоний, по обещанию своему: « Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет. 1:15 ). Или как не услышит Бог молитвы ходатайствующего о ней святого Антония, которого он сам послал от Святой Горы и воздвигнул на основание монастырю, и так свидетельствует о нем через Исаию: « Я воздвиг его к правде и уровняю все пути его, он построит город мой» ( Ис. 5:13 ). Бог ясно показал при основании небесиподобной святой Печерской церкви, что приятны Ему молитвы преподобного Антония, когда по молению его низвел воду и росу с неба на место святой Печерской церкви, как о том подробнее описано в житии его. Какая же в том была тайна? Если рассмотрим некоторые свойства росы и огня, узнаем причину. Как от росы земля напояется влагой, так и от святой обители Печерской Русская земля напоилась учением святым. « Воды ростили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревьям полевым. Оттого высота его перевысила все деревья полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался» ( Иез. 31:4–5 ). Так и святая обитель Печерская, подавшая из себя начало иноческой жизни другим обителям, облекла их в труд, в подвиги, в праведность, как в зеленые листья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Небо наполнено чинами ангельскими, по слову пророка: " Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред ним " (Дан. 7:10). Нескудна и святая обитель Печерская, которая имеет столько ангелов, сколько преподобных. Божественный Златоуст написал: " Плохо будет городу, в котором нет святого " , и говорил, что в запустение придет такой город: " Город, в котором нет праведника или где был праведник, да забыли его, приходит в запустение " . Кто же не ублажит тебя, святая обитель Печерская, видя, что не только украшена ты святыми, но на святых Божиих и основана: " Твое основание на горах святых " (Пс. 86:9). Богогласный евангелист Матфей обещает, что здание, основанное человеком на камне, не падет ни от дождя, ни от рек, ни от ветра: " Пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камени " (Мф. 7:25). Как же мы не будем дерзновенно обещать святой Печерской обители, что не только телесные, но и душевные враги не смогут повредить ей, потому что основана она на мощах святых Божиих мучеников. Еврейский историк Филон говорит: " Когда я вижу в доме или городе каком-нибудь святого и благого мужа, ублажаю я и дом тот и город " . Если же такая похвала относится к дому или городу, в котором один только преподобный, какой похвалы достойна святая Печерская обитель, в которой не один, а бесчисленное множество преподобных. Воистину называем ее блаженной. Как не блаженна она, когда непрестанно молится о ней преподобный отец наш Антоний, по обещанию своему: " Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память " (2 Пет. 1:15). Или как не услышит Бог молитвы ходатайствующего о ней святого Антония, которого он сам послал от Святой Горы и воздвигнул на основание монастырю, и так свидетельствует о нем через Исайю: " Я воздвиг его к правде и уровняю все пути его, он построит город мой " (Ис. 5:13). Бог ясно показал при основании небесиподобной святой Печерской церкви, что приятны Ему молитвы преподобного Антония, когда по молению его низвел воду и росу с неба на место святой Печерской церкви, как о том подробнее описано в житии его. Какая же в том была тайна? Если рассмотрим некоторые свойства росы и огня, узнаем причину. Как от росы земля напояется влагой, так и от святой обители Печерской Русская земля напоилась учением святым. " Воды ростили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревьям полевым. Оттого высота его перевысила все деревья полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался " (Иез. 31:4-5). Так и святая обитель Печерская, подавшая из себя начало иноческой жизни другим обителям, облекла их в труд, в подвиги, в праведность, как в зеленые листья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Небо наполнено чинами ангельскими, по слову пророка: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» ( Дан.7:10 ). Нескудна и святая обитель Печерская, которая имеет столько ангелов, сколько преподобных. Божественный Златоуст написал: «Плохо будет городу, в котором нет святого», и говорил, что в запустение придет такой город: «Город, в котором нет праведника или где был праведник, да забыли его приходит в запустение». Кто же не ублажит тебя, святая обитель Печерская, видя, что не только украшена ты святыми, но на святых Божиих и основана: «твое основание на горах святых» ( Пс.86:9 ). Богогласный евангелист Матфей обещает, что здание, основанное человеком на камне, не падет ни от дождя, ни от реки, ни от ветра: «Пошел дождь и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камени» ( Мф.7:25 ). Как же мы не будем дерзновенно обещать святой Печерской обители, что не только телесные, но и душевные враги не смогут повредить ей, потому что основана она на мощах святых Божиих мучеников. Филон, историк еврейский, говорит: «Когда я вижу в доме или городе каком-нибудь святого и благого мужа, ублажаю я и дом тот и город». Если же такая похвала относится к дому или городу, в котором один только преподобный, какой похвалы достойна святая Печерская обитель, в которой не один, а бесчисленное множество преподобных. Воистину называем ее блаженною. Как не блаженна она, когда непрестанно молится о ней преп. Отец наш Антоний, по обещанию своему: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Петр.1:15 ). Или как не услышит Бог молитвы ходатайствующего о ней св. Антония, которого он сам послал от Святой горы и воздвигнул на основание монастырю, и так свидетельствует о нем через Исаию: «Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его, он построит город мой» ( Ис.45:13 ). Бог ясно показал при основании небесноподобной святой Печерской церкви, что приятны Ему молитвы преп. Антония, когда по молению его низвел воду и росу с неба на место святой Печерской церкви, как о том подробнее описано в житии его. Какая же в том была тайна? Если рассмотрим некоторые свойства росы и огня, узнаем причину. Как от росы земля напояется влагою, так и от святой обители Печерской Российская земля напоилась учением святым. «Реки ея окружали потомки ея, и она притоки свои посылала по всем деревам полевым. Оттого высота ея превысила все деревья полевыя и сучьев на нем было много, и ветви его умножились и сучья его становились длинными от множества вод» ( Иез.31:45 ). Так и святая обитель Печерская, подавшая из себя начало иноческой жизни другим обителям, облекла их в труд, в подвиги, в праведность, как в зеленые листья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О рабе-христианине Онисиме пишет апостол Павел своему ученику Филимону, чтобы он принял его, не как раба, а как близкого, как брата. Так изменилось отношение к рабам. Апостол требует, чтобы и к рабам относились, как к свободным. «Несть мужеский пол, ни женский». Да, и женщины стали теперь едины с мужчинами в вере, стали равны с мужчинами пред Богом, пред Христом, Которого возлюбили всем сердцем. Празднуем ныне память величайшей преподобной — Марии Египетской. Скажите, неужели эта великая святая была хоть сколько-нибудь ниже величайших преподобных Антония, Евфимия, Паисия и наших преподобных Антония, Серафима Саровского и Сергия Радонежского? О нет, она даже превосходила во многих отношениях этих великих святых. И воздвиг Господь из женского пола трех даже равноапостольных: Марию Магдалину, первомученицу Феклу и Нину, просветительницу Грузии. Итак, все стали равны пред Богом, все стали любимы Христом, потому что возлюбили они Его. Все удостоены такой величайшей чести, такой славы, выше которой быть не может, той славы, о которой написал святой апостол Иоанн Богослов в своем великом Евангелии: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими…» (Ин. 1, 11–12). О, Господи, Господи! Какую власть Ты дал людям, возлюбившим Тебя и уверовавшим в Сына Твоего Единородного: дал власть быть чадами Божиими! А Сам Христос говорил однажды ученикам Своим, а в их лице и всем возлюбившим Его, всем всецело предавших себя в волю Его: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 14–15). Друзьями Своими называет Христос всех тех, кто всем сердцем возлюбил Его. Вот это и есть величайшая и святейшая форма единения, доступная для нас — единение в любви, с Самим Господом Иисусом Христом, а чрез Него и между собою. Тем, кто сподобляется быть причастниками такого единения, писал святой апостол Петр: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства, призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божиий, некогда непомилованные, а ныне помилованые» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

о. Феодосия. Как скоро он напился воды и умылся, то тотчас воскипел весь гноем за то, что не с полною верою в молитвы св. Антония и Феодосия пришел в монастырь; болезнь его до того усилилась, что все начали убегать его; ибо по причине смрада, исходившего от него, нельзя было вместе быть с ним. В каком ужасном положении, со слезами и печалью он возвратился в дом свой и несколько дней сряду не выходил из своего дома по причине смрада, покрывавшего все тело его, и сознался пред друзьями своими, что Бог наказал его так за неверие в силу молитв св. Антония и Феодосия; но болезнь не проходила. Наконец, после размышления с самим собою, он решился идти к священнику и исповедать пред ним все грехи свои. А потому, возвратившись в Печерскую обитель, он явился к бывшему тогда священником преподобному отцу нашему Алипию, и исповедался во грехах своих. Алипий, выслушав от него исповедь, сказал ему: «Хорошо ты сделал, чадо, что исповедал Богу грехи пред моим недостоинством, ибо так и пророк о себе свидетельствует, говоря пред Господом ( Пс.31:5 ): сказал: исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» Потом ввел его в церковь и приобщил его Святых Таин; после сего повелел умыться водою, которою священники умывают уста по причащении Святых Таин, и он получил совершенное здравие телесное». В. Решение недоумений относительно чина причащения больных а) Можно ли в одной и той же болезни причащаться несколько раз? В течение одного дня можно причащаться только один раз – отнюдь не более; но в течение одной и той же болезни, длящейся несколько дней, можно причащаться несколько раз. В Требнике Петра Могилы есть особый устав «О еже како причащати больного вскоре». В этом уставе читаем: «Первее коегождо больного иерей должен есть исповедати, и к исповеданному уже с Божественными Тайнами идти и причастити, – разве аще нужда смертная надлежати будет: то с Божественными Тайнами да идет, и исповедав да причастит. Аще больной, причастився Божественным Тайнам, дний колико поживет и паки, в беде смертной быв, вожделеет божественное причащение, никако же иерей да отрицается и паки причастити его, и аще случится и многажды потом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Особняком от других произведений стоит «Житие св. Антония» – первое в истории христианской письменности житие, послужившее образцом для всей средневековой агиографической литературы. Для нас особенно интересны детали, раскрывающие идеологию и взгляды раннего монашеского движения. Описание того, как Антоний решил стать монахом, стало традиционным для жанра житий святых: По смерти родителей остался он с одною малолетнею сестрою, и будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме, и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, он, идя по обычаю в храм Господень и собирая воедино мысли свои, на пути стал размышлять, как апостолы, оставив все, пошли вослед Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам апостольским для раздаяния нуждающимся, какое они имели упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм; в чтением тогда Евангелия слышит он слова Господа к богатому: «...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). Антоний, приняв это за напоминание свыше,... выходит немедленно из храма, и что имел во владении от предков, дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его, ни сестру; а все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры. Но когда, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф.6:34 ), ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное раздает людям нуждающимся; сестру, поручив известным ему и верным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении. («Житие Антония», гл. 2) В этом описании важны следующие моменты: во-первых, обычное представление связывало монахов с пустыней. Афанасий же подчеркивает, что св. Антоний ходил в церковь , т.е. участвовал в сакраментальной жизни общины; во-вторых, в основе его решения стать монахом лежит не стремление к личному, мистическому общению с Богом, а библейское учение: Антоний просто хочет жить согласно Евангелию. Он удаляется от мира не потому, что хочет уединения, бежит суеты, а потому, что он послушен библейской заповеди о бедности. Еще живя в миру, св. Антоний «работал своими собственными руками», «молился часто», и, что особенно интересно, «память заменила ему книги» – святой подвижник был неграмотен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Пожертвования эти обыкновенно бывают больше плотские, чувственные: в гневе – уступка какихнибудь прав; в распутстве – отказ чувственности; в скупости – отказ себе в деньгах, отказ, которого не следовало бы делать, по расчету плотскому; в пьянстве – отказ жгучей жажде вина и пр. Но то беда, что обыкновенно мало или вовсе не противятся приступам страстей: и оттого они, взявши силу над людьми, тиранят их. Как стать безмятежным Один брат сказал: «Просил я себе у Господа такой помысл смиренномудрия, чтоб, когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, говорил я помыслу: «Это господин твой, слушай его». А если прикажет другой брат, опять говорил: «Это брат господина твоего». И если прикажет ребенок, и тогда говорил: «Слушай сына господина своего». И таким образом противясь чуждым помыслам, при содействии благодати, безмятежно делал он дело свое. О преуспеянии в совершенстве О преуспеянии в совершенстве Некто спросил авву Антония: «Что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу?» Старец сказал в ответ: «Соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди и спасешься». Авва Памво спросил авву Антония: «Что мне нужно делать, чтобы спастись?» Старец сказал ему: «Не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево». В чем состоит совершенство? Один брат спросил авву Макария Великого: «В чем состоит совершенство?» Старец отвечал: «Человек не может быть совершенным, если не приобретет смирения в душе и в теле столь великого, чтобы не оценить себя ни за какое дело, но смиренно считать себя ниже всякой твари; чтобы никогда не осуждать никого, кроме себя самого; чтобы переносить обиды и бесчестия; исторгнуть из сердца своего всякую нечистоту; заставить себя быть долготерпеливым, благим, братолюбивым, целомудренным, воздержным, – ибо в Писании сказано: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010