Даже об истории ереси жидовствующих у него весьма странное представление: " Все (!) типографии Литвы готовили еретические книги и под видом вещей послов возами завозили в Новгород, Москву " (с. 139). Автор книжки про " старца Антония " поставил восклицательный знак после слова " все " . А я бы поставил большой знак вопроса с несколькими восклицательными знаками после слов " типографии Литвы " . Дело в том, что в XV веке – веке, когда в Новгороде и появилась ересь жидовствующих (объявилась она в 1471 году), никаких типографий в Литве не было. " В начале 20—х годов XVI века Франциск Скорина приезжает в Вильно и в доме богатого белорусского мещанина Якуба Бабича основывает первую в нашей стране типографию, где издает " Малую подорожную книжицу " и " Апостол " . В церковнославянском и греческом языках " старец " силен ровно настолько, чтобы перевернуть смысл богослужебного выражения с ног на голову: " ад всесмехливый начатое дело высмеивания всего Божьего, духовного доведет до конца " (с. 62). Но в аду нет места для смеха. Там место плача. Христианин же может посмеяться над обманувшимся адом. " Ад всесмехливый " значит " ад, достойный всяческого посмеяния " . В " Полном церковно—славянском словаре " протоиерея Григория Дьяченко говорится: " Всесмехливый – достойный всякого осмеяния или поругания " . Еще апостол Павел говорил: «Ад, где твое жало. Смерть, где твоя победа». Это некая издевка. Надо заметить, что и в некоторых апокрифах, размышляющих о сошествии Христа во ад звучит эта тема иронической издевки над сатаной. Познания " старца Антония " в Писании видны из его призыва: " Евангелие следует понимать буквально – сказано бежать в пустыню, вот и беги, не обдумывая святые словеса " (с. 207). Но нет таких слов в Евангелии. " Старец " спутал модную ныне проповедь " Анастасии " и Евангелие . Христос говорит не о бегстве из города в пустыню, а о переходе из одного города в другой город же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10,23). О пребывании Церкви в пустыне говорит не Евангелие, а Апокалипсис (вот уж книга, при чтении которой буквализм как раз опасен): " И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени " (Откр.12,14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Доказательство десятое Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой ( Деян. 7, 59 ). Доказательство одиннадцатое Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ ( Откр. 6, 11 ). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами. Доказательство двенадцатое Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его ( Откр. 7. 13–15 ). Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением. Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого , говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого , 17 января. Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения. Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«Если ты не с Богом, то не можешь быть счастливым» – Василий, ты довольствуешься малым. А нам, у которых есть всё, но мы всё равно остаемся недовольными, – как нам довольствоваться тем, что дает Бог? – Я думаю, что каждый человек, если бы благодарил Бога, достиг бы состояния душевного спокойствия, не желал бы себе слишком многого. Хорошо быть и богатым, но и богатством нужно управлять с рассуждением, подаяниями, милостью к нуждающимся и к бедным. Если ты, будучи богатым, становишься таким, как немилосердный богач из притчи о нищем Лазаре или же как тот богач, у которого был хороший урожай в поле, – людьми, потерявшими свою душу, так как не были милосердны, – тогда трудно быть богатым. Есть и простые люди, миряне, которых мы не знаем, ведущие в мире святую жизнь. Я читал в житии преподобного Антония о человеке из Александрии, который был мирянином и много молился, а из своих небольших доходов творил милостыню, – и вот, он достиг высоты святого Антония! В первые годы болезни я был у одного отшельника, отца Прокла, в горах Нямца. Меня впечатлил этот отшельник, и я мог бы его сравнить с «дедушкой» Порфирием из Греции – это простой человек с очень высокой духовной жизнью. Какое-нибудь слово, небольшое его прикосновение производили глубокое впечатление, по-настоящему утешали эмоционально и духовно. Отец Прокл осенил меня святым крестным знамением и сказал мне, что Бог может поднять меня на ноги сейчас, через секунду, но мне это не принесет пользы, для меня лучше оставаться таким, больным. Я думаю, что и это слово его преподобия произвело сильный эффект, и я сказал себе, что мне полезно быть больным… Я, если бы находился лицом к лицу со Спасителем, сказал бы Ему то, что говорил до сих пор: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!” – Если бы ты встретил Спасителя лицом к лицу, чего бы ты у Него попросил? – Я слышал слово отца Феофила (Пырыяна): «Я, если бы находился лицом к лицу со Спасителем, сказал бы Ему то, что говорил до сих пор, эту молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!” И тогда, я думаю, Спаситель не смотрел бы на меня с презрением, но с радостью и милостью, и принял бы меня как грешника, у которого в душе покаяние, и воздал бы мне по моей молитве».

http://pravoslavie.ru/76538.html

Зачем же ты смотришь на священника как на предвестника смерти? Неужели покаяние и приобщение Святых Таин имеют губительную силу умерщвлять? Грех об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку . Манассии – царю Израильскому – Бог обещал чрез пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелился. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи как причины болезни. Так, Он, исцеляя больного, расслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил; сначала сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» потом «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»; тоже сказал другому, 38-летнему недужному, исцелив его от недуга расслабления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если раскаяние во грехах бывает причиною не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение Святых Таин. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела? " Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; чрез это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии св. Алипия («Четьи-Минеи», житие св. Алипия, авг. 17). «Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкою болезнию – проказою. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов печерских Антония и Феодосия, чтоб их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преп. Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители печерской, игумен велел напоить его и умыть ему лицо и голову водою из колодезя преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Здравствуйте. Это не позиция лично свт. Феофана, а общее церковное учение. От него лишь какие-то нюансы и акценты. Кроме того, иное дело воздержание от развлечений новоначального и иное — преуспевшего. Вот для цитата, начинающая Древний патерик: “Некто спросил авву Антония: что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу? Старец сказал в ответ: соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься”. Вы старайтесь поступать по слову прп. Антония Великого, молитесь перед развлечениями, и тогда со временем почувствуете свою меру. Если же будете вести себя невоздержно, то кайтесь, и это тоже поможет на будущее. И постарайтесь найти благоговейного опытного священника, чтобы можно было у него испрашивать совета. Поняла, спасибо большое! Всегда радуйтесь.  Непрестанно молитесь. За все благодарите.  Немного практичных советов: 4. Массаж — вещь полезная и лечебная для тела. 3. Прослушивание современной музыки… здесь обратите внимание о чем поют и как поют. Сопоставьте это с вашей совестью. Фильтруйте душепагубные песни. В конце концов не забывайте, что вы можете петь сами! В том числе и петь молитвы. (К примеру, петь Псалмы или Акафисты ко Пресвятой Богородице ).  2. Походы в кино будут полезны, если кино поучительное, а не суетное и греховное ( статистика по этой теме, к сожалению, плачевная ). Но вы также можете устроить просмотр поучительного фильма на дому. 1. От вкусной еды желательно воздержаться в постные дни, чтобы не пресыщаться ею. Но в целом вкусную еду люди, как правило, вкушают по праздникам. А, представьте, если бы вы сделали праздник кому-то незнакомому. Сделали праздник тому, кто не может позволить себе вкусной еды. Вспомните слова Христа: Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

http://azbyka.ru/vopros/dopustimy-li-udo...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные маргариты, родила в пещерах, как в недрах морских, по сказанному Исаией: «Рождался ли народ в один день, как Сион, едва начал родами мучиться родил сынов своих» ( Ис.66:8 ). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех пещерах, если не действием, то силою. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: «Если я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол.2:5 ). И так пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: «Ищите горняго, где Христос седит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.2:3 ). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: «Польется как роса речь моя» ( Втор.32:2 ). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: «Взывают праведники, и Господь слышит их» ( Пс.33:18 ). Потому то и было отмечено, по молитвам преп. Антония, место для основания святой Печерской церкви росою и огнем. Зная, братья, великую любовь преп. отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: «Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе» ( 2Мак.15:14 ). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преп. отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его. Здесь следует, братья, спросить, отчего не веревкой, но поясом было размерено место для создания храма Пресвятой Богородицы? Нужно бы спросить, что значит тайна эта, тебя, преп. отец наш Антоний, так как ты сам сделал это измерение. Но, так как ты скрыл это молчанием, как хранитель безмолвия, зная, что и за то будет хвалить тебя Печерская обитель, как сказано в Псалтири: «хваление его в церкви преподобных», мы по нашему разуму думаем, что причина этому такая. Пояс есть знамение славы, как вещает Сирах: «Препоясал его поясом славы» ( Сир.45:8 ). Преп. отец наш Антоний показал, что Бог прославит эту святую обитель более других русских обителей, поэтому и размерил ее поясом, говоря с пророком Иеремией: «Как пояс лежит близко к чреслам человека, так я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, что бы они были моим народом и моей славою» ( Иер.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через ту росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные Маргариты, родила в пещерах как в недрах морской, по сказанному Исайей: " Рождался ли народ в один день, как Сион,- едва начал родами мучиться, родил сынов своих " (Ис. 66:8). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви - в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех вещах, если не действием, то силой. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: " Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами " (Кол. 2:5). И как пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: " Ищете горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном " (Кол. 3:1-2). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: " Польется как роса речь моя " (Втор. 32:2). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: " Взывают праведники, и Господь слышит их " (Пс. 33:18). Потому-то и было отмечено, по молитвам преподобного Антония, - место для основания святой Печерской церкви росой и огнем. Зная, братия, великую любовь преподобного отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: " Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе " (2 Мак. 15:14). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преподобный отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через ту росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные Маргариты, родила в пещерах как в недрах морской, по сказанному Исаией: « Рождался ли народ в один день, как Сион, – едва начал родами мучиться, родил сынов своих» ( Ис. 66:8 ). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви – в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех вещах, если не действием, то силой. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: « Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол. 2:5 ). И как пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: « Ищете горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол. 3:1–2 ). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: « Польется как роса речь моя» ( Втор. 32:2 ). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: « Взывают праведники, и Господь слышит их» ( Пс. 33:18 ). Потому-то и было отмечено, по молитвам преподобного Антония, – место для основания святой Печерской церкви росой и огнем. Зная, братия, великую любовь преподобного отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: « Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе» ( 2Мак. 15:14 ). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преподобный отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет( Лк. 13:16 ). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор.12:7–9 ). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого » рассказывает: Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли. Но по Божию Промыслу (ибо Господь не оставляет без призрения уповающих на Него), на следующий день приходит тот знакомый, который приносил ему хлеб. Отворив дверь и увидев, что Антоний лежит на земле, как мертвый, взял и перенес его в храм, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сродников и из жителей селения окружили Антония, как покойника. Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались. Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда русские люди, а равно и наши предки по вере, жители православнаго Востока, исполнялись дерзновением пред Богом, то возносили усердную молитву за Царей и за всех христиан православных, причем, напр., Божия избранница св. Мария Египетская в молитвенном порыве поднималась от земли на воздух и продолжала молитву свою, держась на локоть выше земли. Кстати нужно сказать, что только после-петровский полунемецкий наш шовинизм устранил в церковных молитвах упоминание о Православных Царях, заменив его «Царем», т. е. русским. Такое нечестивое дерзание дошло до такой степени у наших синодальных чиновников, что они решили даже изменить текст Св. Писания и заменили «Царей», одним «Царем» и в таком виде предлагают вниманию молящихся Апостольское чтение на благодарственных Царских молебнах (Ср. 1Тим. 2, 2 ). Наиболее типичные русские люди постоянно называли своей духовной родиною Иерусалим (по примеру преп. Антония Великаго ), а самый великий человек нашей истории патриарх Никон говорил так: «по телу я русский, а по душе грек», причем под греком он разумел не измельчавшую греческую народность, а отрешенное от национализма все православное христианство. Ответим кратко еще на два вопроса: во-первых не уничтожается ли до конца приведенными словами всякий национальный патриотизм и не проповедуется ли полный космополитизм во имя Христа и Евангелия. Ответ на такое недоумение мы находим в лице того же патриарха Никона , который совмещал в своем уме и сердце и сочувствие ко всем православным народам и одушевленную любовь к русской Родине, что кроме всего прочаго известно из его поведения во время чумы в Москве. Впрочем, что же нам ссылаться на человеческие примеры, когда подобное же совмещение явил в своем лице Господь Иисус Христос, бывший одновременно и космополитом и иудейским патриотом. « И ерусалим, Иерусалим, сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели» ( Лук. 13, 34 ). О скорченной женщине в Св. Земле Господь выразился так: « Н е отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» ( Лук. 13, 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010