Ни один голос не поднимается в защиту ее свободы по существу, никто уже как будто не чувствует той ее «иноприродности» государству, во имя которой столько крови пролито было за сто лет до этого... Мы говорили о совершенно исключительном значении, которое к концу седьмого века приобретает в Восточной Церкви Константинопольский патриарх. И вот, в общем развитии Византийской Церкви останавливает внимание следующий знаменательный факт: чем дальше идет время, тем Константинопольский патриарх оставляет все меньший и меньший след в истории; постепенно этот след сводится почти к одному перечислению имен. Речь идет, конечно, об общей характеристике, в которой попадаются и исключения. И все же, чтобы убедиться в правоте характеристики, достаточно сравнить, например, десятый век - эпоху Македонской династии, с двенадцатым - эпохой Комненов. После выдающихся патриархов иконоборческой эпохи - Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия, следуют не менее выдающиеся - Игнатий, Фотий, Николай Мистик, (одержавший над императором Львом 6-м Мудрым победу в вопросе о четвертом браке), Полиевкт. Еще в 11-м веке мы встречаем таких «князей Церкви», как Михаил Керуларий (при котором было окончательно порвано общение Византии с Римом) или Ксифилин. Конечно, и в эти века не все патриархи могут уподобиться названным деятелям первой величины. Можно указать и на тихую фигуру Антония Кавлея и на скандального9 патриарха Стефана (брата Льва 6-го - возведенного в патриархи девятнадцати лет!), в особенности же на Феофилакта, сына императора Романа Лекапина в течение тридцати-трех лет позорившего своим неприличным поведением Византийскую Церковь. Но после 1081 года - воцарения Алексия Комнена патриархи как будто стушевываются. В византийских хрониках мы находим о них самые скудные сведения, по которым можно восстановить имена, главные «деяния», годы интронизации и кончины. Можно начертать своеобразную кривую, указывающую на постепенно бледнеющий образ патриарха рядом с все возрастающим блеском Василевса. И этот факт не случайный.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

3-е поколение 1 . Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит ), святой Тарасий, патриарх Константинопольский , преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец. 2 . Вифиния, Палестина. 3 . Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита ). Житие святого Тарасия Константинопольского . Дeяhuя VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца. IX век 1-е поколение 1 . Преподобный Феодор Студит , святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Палестина. 3 . Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2-е поколение 1 . Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3 . Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3-е поколение 1 .Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо-дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский , святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан-дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2 . Константинополь, славянские страны, Афон, Ви-финия, юг Италии, Грузия. 3 . Жития и творения: преподобного Иосифа Песно-писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Согласно греч. Мученичеству (BHG, N 1471), П. Н. род. и был воспитан в К-поле. Когда имп. Константин V Копроним (741-775) усилил преследование иконопочитателей, П. Н. в числе др. правосл. христиан открыто выступал против политики императора и поддерживаемой им ереси. За это он был схвачен и брошен в тюрьму. Через неск. дней (согласно лат. Мученичеству, через 8 дней) П. Н. доставили на допрос, во время которого император убеждал его отказаться от поклонения иконам. П. Н. смело порицал заблуждения Константина, указывая на то, что императору не следует менять каноны, установленные апостолами и св. отцами. П. Н. отрезали нос и вновь взяли под стражу. Через 3 дня его привели к императору, к-рому П. Н. сказал, что не намерен отказаться от почитания икон Божией Матери и святых. Тогда имп. Константин приказал вылить ему на голову кипящую смолу с серой. П. Н. стойко перенес и эту пытку, его опять заключили в темницу, где он укреплялся молитвой и чтением Свящ. Писания. На 3-м допросе П. Н. остался верен своему решению. Тогда император приказал выколоть ему глаза, связать руки и ноги и протащить через городскую площадь, затем отдать на съедение псам. П. Н. мученически скончался 8 июня. Благочестивым христианам удалось похоронить его в особом месте, привалив к гробу большой камень. Спустя 122 года К-польскому патриарху Антонию Кавлею было во сне повеление от Бога отыскать мощи П. Н. рядом с мон-рем Кайюма (мон-рь известен с нач. VI в.; название, возможно, получил по имени основателя; находился рядом с цистерной Аспара (ныне цистерна Султан-Селим) - Janin. Églises et monastères. P. 274). Мощи оказались нетленными и издавали благоухание. Патриарх с клиром торжественно перенес святыню в храм Пресв. Богородицы, где у мощей происходило множество исцелений. Вероятно, П. Н. был казнен между 771 и 775 гг., а его останки обретены в 893 или 897 г.; И. Пиний датировал кончину мученика 766 г., а обретение его мощей - 888 г. (ActaSS. Iul. T. 2. P. 633), т. е. до Патриаршества Антония Кавлея, что не согласуется с текстом Мученичества. Почитание

http://pravenc.ru/text/2578559.html

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

К этим житиям в IX веке принадлежат: биографии патриархов Тарасия и Никифора; житие царицы Феодоры, жития препп. Феофана Исповедника , Феодора, Платона и Николая Студитов, Михаила Синкелла, Феофана и Феодора Начертанных, Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Никиты Мидикийского, Макария Пеликитского и Феофилакта Никомидийского. Остальные жития – второй половины IX столетия открывают новую эру в агиографии и по важности своего культурно-исторического содержания стоят наравне с житиями X века. Чувствуется, что после долгих политических и религиозных замешательств наступило, наконец, известное успокоение и обусловленный им расцвет культуры и мирной религиозности. Место житий, наполненных бурными сценами иконоборческого периода, вероисповедными тирадами и богословскими диспутами, за которыми исчезал бытовой фон и интерес к житейской обстановке святого, заступают жития праведников, долго и мирно совершавшись свой смиренный подвиг веры и любви, и оставивших твёрдую память о массе чисто будничных, повседневных проявлений своих добродетелей. К числу таких житий принадлежат: биографии императрицы Феофано и патриархов Мефодия, Игнатия и Антония Кавлея, житие константинопольского игумена Иоанна Психаита, жития пелопонесских святых: препп. Варвара и Афанасия Мефонского, солунских святых пр. Феодоры, Иосифа Песнописца и Григория Декаполита . Далее идут афонские жития препп. Павла Ксиропотамского и Евфимия Нового; фракийские, преп. Германа Козинитского и Власия Мниха, островные, преп. Афанасии Эгинской, Даниила Фасосского, Феоктисты Лесбийской, Иоанникия В., Евстратия Авгаровского, Антония Нового, Евдокима и мучч. Аморийских, сирийское житие преп. Феодора Эдесского , рассказ о перенесении мощей муч. Евфимии. Значительный численный перевес житий пелопонесских, солунских и островных, над житиями Малой Азии, подтверждает важный факт упадка культурной жизни в этой области, подверженной постоянной арабской опасности, и говорит о не передвижении центра византийской жизни, в относительно более спокойные, хотя и менее населённые и богатые, европейской части империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

64 Исключение представляют жития: Василия В., патриархов Евтихия, Антония Кавлея и Евфимия, из которых последнее есть скорее мемуары современника, касающиеся придворной жизни, чем житие. 69 См. его Etudés byzantines, 101: «Се qu’il convient ici, à mon sens, de faire de préférence, ce cont des monographies sur le gouvernement interieur da tel ou tel prince... plutot que des études d’ensemble, suivant d’un bout à l’aumre de l’histoire byzantine l’évolution de telle ou telle institution». 95 Palladius, Hist. Laus., 69. Ср. Житие Антония, гл. 16, 45, 55; Иероним, De viris illustr. с. 88. 98 Житие Герасима Иорданского, 175; Житие Георгия Хозевита, 114; Феодорит, Религиозная история, 1400 и 1488; Житие Евфимия В., гл. 77; Мосх, Луг, духовный, 2985 и 2957. 108 См. житие Саввы Освященного, отец которого, родом каппадокиец, был причислен к отряду исаврян: гл. 3 и 25. 134 См. Евстафия «De Thessalonica capta», с. 113, и Tafel, De Thessalonica, 506. Вениамин считает в Солуни 500 евреев. 143 Житие Александра Ак. 308. Оказывается, что многие из этих евреев наружно приняли христианство: «Judaei enim sunt, licet dicuntur Christiani». 148 Житие Евфимия М., 41−42; Житие Лазаря Г. 513. Ср. сообщение Льва Диакона о бунте столичного населения против своевольничавших армянских солдат Никифора Фоки: стр. 64−65. 149 См. изложение этого, к сожалению, неизданного жития в «Извест. Русс. Константиноп. Института», 1899, 190 и сл. 165 Житие Арсения В., 20, 22, 28; Житии Евфимия В. гл. 76.; Мосх, Лимонарь, 2909, 2957, 3024. Из синаксарного сказания о пр. Коприи (Syn. Eccl. C -pol., 75) и жития Иоанна Молчальника (стр. 16) видим, что во время этих нападений кочевников сельское население искало спасения в стенах соседних монастырей. 190 Стр. 39. Ср. с этим сообщение Лиутпранда об итальянцах – нищих в Константинополе X в.: «latinae linguae pauperes, qui me eleemosynarum gratia adierunt» (Leo Diaconus, Bonn., 363), в которых можно видеть или бедных паломников или неудачников авантюристов. 234 Житие Кирилла и Мефодия у Макария Ноябрь, л. 979. Ср. с этими показаниями агиографии другие источники: Михаил Акоминат и его брат прибыли в Константинополь из Хон для обучения (Opera, Ed. Lambros, I, 347) Лев Диакон мальчиком жил в столице ради образования (Leo Diaconus, 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие сведения находятся, например, в житиях святых Антония Кавлея, Иоанникия Бриеннского, Никиты Мидикийского (IX b.), Христодула (XI b.), Григория Асского (XII b.), Максима Кавсокаливита (XIV b.) и других. Предметом чтения у византийских школьников служили также творения святых отцов Церкви и жития святых, как это видно на примерах преп. Симеона Нового Богослова (XI b.), читавшего аскетические творения святых Марка, Леонтия Иерусалимского (XII b.), преп. Нифонта (XIV b.) и Нила Россанского (XI b.), читавших жития святых. Последний в молодости ознакомился, между прочим, с житиями преп. Антония Великого , Саввы Освященного и Илариона. Вторым предметом школьного курса в Византии было письмо. Как предмет школьного преподавания, письмо понималось у византийцев в смысле умения писать правильно, красиво и быстро. Отсюда обучение письму распадалось на обучение орфографии, которая входила в состав и грамматики, каллиграфии и тахиграфии, или оксиграфии. Вообще письмо было одним из главных школьных предметов и на него обращалось серьёзное внимание. В житии святого Мефодия, патриарха Константинопольского, рассказывается, что в детстве наряду с другими предметами он хорошо изучил правописание и скоропись ( ρθογραφαν κα ξυγραφαν). Большого совершенства в скорописи достиг и святой Николай Студит, учившийся в школе при Студийском монастыре: своим умением быстро писать он превзошёл всех сверстников. Святой Симеон Новый Богослов (XI b.), учившийся в Константинополе, был известен как каллиграф; святой Дионисий, подвизавшийся на Олимпе, в детстве прекрасно изучил каллиграфию и впоследствии занялся перепиской душеполезных книг. С особенным вниманием письмо изучалось в монастырских школах. Византийские монахи высоко ценили искусство письма и смотрели на переписку рукописей как на дело богоугодное, своего рода подвиг. В некоторых монастырях существовали целые каллиграфические школы из монахов-писцов, на обязанности которых лежало переписывать рукописи для монастырской библиотеки. Писцам-монахам хорошо было известно искусство письма в различных его формах; как каллиграфия или криптография и как хрисография (письмо золотом).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Во введении автор делает довольно подробный обзор всего, что он мог найти соприкасающегося с его исследованием в русской и иностранной литературе и приходит к заключению, —312— что ни у нас, ни на западе нет особого специального исследования о царствовании Льва Мудрого в церковно-историческом отношении, что если исследователи и касались иногда этого предмета, то только слегка и мимоходом, не останавливаясь на нем нарочито. Такое положение дел заставило автора, для решения своей задачи, обратиться к изучению всех тех первоисточников, в которых заключаются какие-либо данные о царствовании Льва, и которые он подробно указывает и по возможности критически оценивает во введении. В самом исследовании, сказавши предварительно о рождении, воспитании и семейной жизни императора Льва, его отношении к отцу, вступлении на престол и общем характере его государственного управления (гл. 1-я), автор со второй главы переходит к обзору всех церковных событий из времени царствования Льва Мудрого. Он подробно рассказывает о низложении императором Львом знаменитого патриарха Фотия, о последней судьбе этого патриарха, причем попутно излагает предшествующую борьбу фотиан и игнатиан, говорит (гл. III) о поставление в патриархи вместо Фотия Стефана, брата императора Льва и сношениях по этому поводу с римскими папами. Сказав за тем (гл. о патриаршестве Антония Кавлея, занявшего место умершего Стефана, автор переходит к характеристике Николая Мистика (гл. V), ставшего патриархом до смерти Антония и подробно рассказывает об отношении патриарха Николая к императору и его семейным делам, о его энергическом сопротивлении четвертому браку Льва (гл. VI), об отлучении императора по этому поводу от церкви, о происшедшем вследствие этого разделении в среде самого духовенства, об оставлении Николаем Мистиком патриаршей кафедры (гл. VII), об избрании на его место Евфимия, о характере этого патриарха, о сношениях при нем с римскою церковью, о возникшей борьбе между николаитами и евфимитами (гл. VIII), о восстановлении на патриаршей кафедре Николая Мистика, о его сношениях с Римом (гл. IX), о его кончине и последовавшем затем примирении николаитов и евфимитов. В трех последних главах (X, XI и XII) автор сначала довольно подробно рассуждает о законодательной деятельности Льва Мудрого по отношению к церкви, затем обозревает духовную письменность в царствование Льва и в заключение говорить о территориальных границах константинопольского патриархата при императоре Льве, о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наравне с мужчинами, агиографические источники упоминают, в качестве подёнщиц, также и женщин, не имеющих другой возможности снискать себе пропитание. Такова некая Юлиания в Александрии, исцеляемая мучч. Киром и Иоанном 1376 , такова знаменитая Мария Египетская, по временам принуждённая браться за прялку, чтобы не умереть с голоду, такова жена муч. Евстафия Плакиды и мать свмч. Климента, принуждённые после кораблекрушения добывать пищу дневным трудом 1377 . Такова, наконец, та «беднейшая женщина, трудом рук своих снискивавшая себе ежедневное пропитание», которая упоминается в житии патр. Антония Кавлея 1378 . Что же касается пролетариев, принуждённых поступать в личное услужение, то хорошим примером их является пр. Симеон Юродивый, нанявшийся слугой к одному Эмесскому трактирщику, и подававший вино пьяным гостям, глумившимся над юродствами святого. Помимо этих своих непосредственных обязанностей Симеон должен был оказывать своему хозяину и его жене различные услуги по хозяйству (например, растапливать очаг). Что же касается до обращения с ним, то оно было крайне грубое и жестокое. Хозяин морил слугу голодом, всячески бранил его, наносил побои, и однажды так избил Симеона, что тот впал в обморок 1379 . Житие пр. Иоанна Милостивого рассказывает об одном александрийском бедняке, который был наёмным человеком (μσϑιος) некоего богача, и занимался согреванием воды для ванн, получая за это всего три номисмы в год, т. е. по 2½ обола в день, на которые он должен был кормить жену и двух детей 1380 . Наконец, о свободных наёмных слугах сообщают и чудеса вмч. Артемия, называя их состояние λευϑερικ πουργα 1381 . Несказанная нужда проходила красной нитью через всё существование византийского пролетария. Говоря о нищей братии византийских городов, как она очерчена в народнических житиях пр. Симеона Юродивого, Андрея Юродивого и Василия Нового, мы уже описывали убогую обстановку их жилищ, ютившихся где-нибудь под крышей константинопольских небоскрёбов, или гнездившихся в зловонных, заражённых переулках столицы. Мы уже говорили о жалких хитонах и плащах, составлявших единственную их одежду. Мы отмечали, как всякое вздорожание съестных припасов, всякое резкое понижение температуры зимой, ввергало их в новый ряд страданий. Мы указывали, наконец, на печальную смерть этих париев, и убогое погребение на кладбищах бесприютной голытьбы. В чудесах свт. Николая Угодника, этого величайшего византийского святого-народника все деяния которого направлены на смягчение социальных несправедливостей, есть характерный знаменитый рассказ о тайной помощи бедняку, который, не имея возможности выдать своих дочерей замуж, сам придумывает, как бы отдать их в публичный дом, чтобы дочерним позором прокормить себя и остальных членов семьи 1382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как бы там ни было, незадолго до кончины патриарха Евфимия Николай Мистик посетил его, и между патриархами достигнуто было полное примирение. Одновременно с низложением патриарха Евфимия своих кафедр лишены были и некоторые из архиереев, занявшие их после устранения Николая Мистика с патриаршего престола. В послании, адресованном папе Анастасию, патриарх Николай «…изложил со своей точки зрения всю историю четвертого брака, критикуя, – как выразился Ш. Диль, – с оскорбительной строгостью поведение василевса, порицая с презрительной жалостью слабость Сергия III , обманутого своими легатами , читая наставление латинянам… требуя в особенности исправления произведенных скандалов. Он не хотел видеть в четвертом браке царя ничего, кроме блуда… грязной связи, дозволенной скоту и позорной для человека; и если он согласился, чтобы простили мертвым, зато требовал, наоборот, самого сурового обвинения виновных, оставшихся в живых, то есть Зои» , которая императором Александром была выслана из столицы. После смерти Александра, последовавшей в 913 году, патриарх Николай возглавил регентский совет, правивший империей в малолетство василевса Константина Порфирогенета, но уже в следующем году верховную власть перехватила мать Константина Зоя, удалившая ненавистного ей святителя от двора и лишившая его правительственных полномочий. Продолжая и в опале первосвятительское служение, Николай Мистик прилагал усилия к преодолению церковного разделения на две партии Продолжая и в опале первосвятительское служение, Николай Мистик прилагал усилия к преодолению церковного разделения на две партии: своих сторонников и евфимитов, но не ценой беспринципных компромиссов. В письме одному из имперских сановников он писал: «Я… ищу мира, но такого, который бы сохранил честь Церкви, благоприятствуя порядку дел в настоящее и последующее время, чтобы по отшествии нашем из этой жизни потомство не осудило нас, как безумных и как презрителей божественных канонов, и за это и нас, и вас не предало бы проклятию» .

http://pravoslavie.ru/147379.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010