Глава II. Св. София Игнатьево Ж. патр. Тарасия. – Ж. патр. Никифора. – Ж. Григория Декаполита . – Ж. Евдокима Младого.– Стефаново Ж. Стефана Нового. – Ж. патр. Антония Кавлея. – Ж. патр. Евфимия. Патриаршая школа при Великой Церкви, существовавшая с давнего времени, при первых иконоборцах пережила острый кризис. Возродилась она вместе с временным церковным успокоением и со вступлением на престол патр. Тарасия. Во втором периоде иконоборчества деятельность школы снова замерла, пока наконец торжество православия 842 г. окончательно не восстановило этой академии риторико-философских и богословских наук. Авторы, вышедшие из этой академии, прошли прекрасную литературную школу и почти все известны нам по именам. А наблюдение над агиографическою письменностью привело нас к заключению, что произведения с именами авторов есть обыкновенно сочинения, отмеченные печатью таланта и литературными достоинствами. Переходим к обзору литературной деятельности одного из видных писателей IX века, человека хотя и мало писавшего, но усвоившего себе приемы классиков, и выражавшегося на изысканно-чистом языке с примесью языка старого времени. И этот носитель древнеэллинского духа, блестяще образованный, сумевший удачно гармонировать представления древности с библейскими, евангельскими и современными ему понятиями, был диакон и сосудохранитель Софии. От Игнатия мы прежде всего имеем Житие патр. Тарасия. 159 Автор, имел близкие связи со вселенским патриархом, в молодости своей под его руководством изучал античную поэзию. Заканчивая биографию своего учителя, Игнатий с благодарностью замечает: «не забуду пользы твоего преподанного мне учения и времени моего горячего тебе служения, когда я в цветущую пору юности с наслаждением научался у тебя лучшим урокам о триметрах, тетраметрах, трохеях, анапестах и ироических произведениях, когда я проводил время за беседами, рачительно тобою произносимыми ежедневно к устроению душ и возрастанию всечестной церкви: я записывал их скорописною ставкою и чернилами, отдавал (для переписки) лучшим писцам и заботился о том, чтобы тщательно восстановить твой образ в книгах...; если я забуду тебя, да забудет меня Бог» (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ НОВЫЙ [Греч. Παλος νος] (VIII в.), мч. Кайюмский (пам. греч. 8 июня). Источники Сведения о П. Н. содержатся в посвященном ему Мученичестве (BHG, N 1471), к-рое впервые было опубликовано в кон. XIX в. А. Пападопуло-Керамевсом ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 247-251). Эта же редакция содержится в Императорском минологии (Царской Минее) XI в., изданном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 23-27). Е. Папаилиопулу-Фотопулу обнаружила в Патмосской рукописи XIII - нач. XIV в. (Patm. 187. Fol. 152-158v) др. расширенную редакцию Мученичества (BHG, N 1471b), конец к-рой утрачен, а также службу в честь П. Н. и издала их ( Παπαηλιουπολου-Θωτοπολου Ε. Αγιολογιλ και υμνογραφικ εις γιον Παλον τον Νον εν τοις Καουμ επ των Εικονομχων αθλσαντα. Δπτυχα, 1979. Τ. 1. Σ. 53-96). В заглавии этой редакции мученик назван Павлом Новым. Вероятно, греч. Мученичество было написано в К-поле не ранее X или в сер. XI в. По стилю оно примыкает к Житиям IX в., таким как Житие Стефана Нового ( Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680-850): The Sources. Abingdon, 2001). С. Ефтимиадис считает, что греч. оригинал был написан, возможно, во 2-й пол. X или в XI в., после смерти К-польского патриарха свт. Антония II Кавлея (893-901), при к-ром были обретены мощи святого (The Ashgate Research Companion to Byzant. Hagiography/Ed. S. Efthymiades. Farnham, 2014. Vol. 2: Genres and Contexts. P. 87). Сохранилось лат. Мученичество П. Н. (BHL, N 6591; ActaSS. Iul. T. 2. P. 635-639), в к-ром святой также наделен эпитетом Новый, что указывает на его греч. оригинал - редакцию BHG, N 1471b (L " hagiographie et l " Iconoclasme Byzantin: Le cas de la Vie d Étienne le Jeune/Ed. M.-F. Auzépy. Aldershot, 1999. P. 192-193). Лат. Мученичество содержится в единственной рукописи XVI-XVII вв. (Vat. Reg. Christin. lat. 532. Fol. 17v - 21r), вместе с рассказами о перенесении в 1222 г. мощей П. Н. из К-поля в Венецию, в мон-рь Сан-Джорджо-Маджоре (Ibid. Fol. 21v - 24r; BHL, N 6592) и о чуде П. Н. (Vat. Reg. Christin. lat. Fol. 26r - 27r; BHL, N 6593). Рассказ о перенесении мощей входит еще в одну рукопись XVII-XVIII вв. (Vat. Barbes. lat. 3221). Петр Наталис и Петр Кало в XIV в. составили краткие версии Мученичества П. Н. и поместили их в «Перечне святых» ( Petr. Natal. CatSS. VI. 69) и в Легендарии (BHL, N 9039) соответственно. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578559.html

Константинопольский Патриархат в правление святых предстоятелей Антония Кавлея, Николая Мистика и Евфимия Протоиерей Владислав Цыпин Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский 3 августа 893 года, после кончины 26-летнего патриарха Стефана, сына императора Василия Македонянина, на Константинопольский престол был возведен Антоний Кавлея. Дата его рождения неизвестна. Родители патриарха переселились из Фригии в окрестности Константинополя. В раннем детстве он лишился матери и воспитывался отцом. В 12 лет будущий патриарх поступил в монастырь и принял там постриг. С самого начала монашеского жития он отличался молитвенностью и постничеством, усердным изучением Священного Писания. По прошествии лет Антоний был рукоположен и со временем стал игуменом одного из столичных монастырей, после чего убедил своего отца поступить в его монастырь. Игуменом он проявил особую ревность в делах милосердия, регулярно обходя окраины столицы, где ютились бедняки, подавая им деньги на пропитание и на другие их нужды. Благотворительность святого Антония снискала ему народную любовь. В посвященном ему «Житии» он охарактеризован как «праведный муж, воспитанный в добродетелях, жилище милосердия, источник добра» . Когда после удаления святого Игнатия с патриаршего престола духовенство и церковный народ разделились на сторонников Игнатия и поставленного на его место патриарха Фотия, Антоний Кавлея оказался в числе видных игнатиан. В 12 лет будущий патриарх Антоний поступил в монастырь и принял там постриг Но став патриархом Константинопольским уже в преклонные годы, Антоний II способствовал примирению игнатиан и фотиан. Как и в пору своего игуменского служения, он проявлял особую заботу о благотворительности, располагая для этого теперь уже значительно большими возможностями. В бытность патриархом Константинопольским он восстановил несколько обветшавших столичных церквей и основал загородный монастырь Кавлею, откуда впоследствии пошло его прозвище. Святитель с ревностью стоял на страже основ христианской семейной этики и канонических норм, невзирая на лица, их попирающие. Поэтому он не устрашился осудить вступление императора Льва Мудрого во второй брак с дочерью сановника Стилиана Зоей, поскольку василевс вступил в связь с нею при жизни своей жены святой Феофано и когда Зоя также была замужем. Святой Антоний изверг из сана священника, который из угождения царю совершил венчание. Патриарх Антоний II отошел ко Господу 12 февраля 901 года и был погребен в основанном им Кавлейском монастыре. В его «житии» помещены рассказы о посмертных чудесах, совершенных по молитвенным обращениям к нему. Они послужили основанием для его канонизации.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Лев не внял совету старца, и тот удалился из столицы в Агафов монастырь на Босфоре, но в 903 году Лев Мудрый снова вернул его в Константинополь и приблизил к себе. Три года спустя патриарший синкел участвовал в крещении сына Льва и Зои Карбонапсины Константина как восприемник. После вынужденного отречения Николая Мистика император предложил занять патриарший престол своему духовнику После вынужденного отречения Николая Мистика император предложил занять патриарший престол своему духовнику. Вначале на это предложение он ответил отказом, но в конце концов был убежден настойчивыми просьбами царя, который говорил ему: «Если ты будешь противиться… то для меня совершенно не будет надежды спасения, я впаду в пропасть отчаяния и бесстрашно стану делать всякое зло и лукавство – и взыщет Бог Господь душу мою и всех погибающих со мною от рук твоих» . Для сердобольного старца это был сильный довод, и все-таки он еще колебался, но к согласию на патриаршество его подтолкнула реакция Рима на конфликт, разгоревшийся в Константинополе. Дело в том, что император обратился к папе Сергию и восточным патриархам с вопросом о возможности признания его четвертого брака законным. Из Рима ответ был привезен легатом без отлагательства в феврале 907 года: на Западе отношение к подобному многобрачию было более терпимым, а главное, папская курия воспользовалась сложившейся ситуацией для того, чтобы продемонстрировать свой исключительный авторитет в области церковного права и таким образом свою супремацию по отношению к Константинопольскому Патриархату. Ответ папы Сергия III был благоприятным, и это обстоятельство подтолкнуло смиренного монаха Евфимия, никогда не стремившегося к почестям и чинам, согласиться на поставление его патриархом. Состоявшийся в Константинополе собор с участием папских легатов, игравших на нем ведущую роль, принял Льва Мудрого в церковное общение без расторжения его 4-го брака, признал патриарха Николая Мистика заслуживающим низложения и предложил Евфимию принять патриарший сан, и он подчинился этому решению.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Легаты, утвердившие эти решения, опять, как и в 861 г., вышли за пределы данной им папой инструкции, поэтому папа Иоанн VIII, согласившись с восстановлением Фотия, не одобрил той интерпретации прошлых поступков Константинопольского патриарха, которая была дана на соборе 879–880 гг. 1201 Кроме того, на этом соборе Фотий убедил легатов подписать определение, осуждающее использование Символа веры с Filioque. Легаты легко могли это сделать, т. к. в Риме Filioque никогда не употреблялось. Судя по всему, после смерти папы Uoahha VIII отношения Фотия с Римом вновь испортились, и новый папа Марин (882–884 гг.) отказался признавать Фотия Константинопольским патриархом 1202 . Именно в это время Фотий вновь обращается к полемике против Filioque и пишет «Послание к патриарху Аквилейскому» 1203 . В нем Фотий проявляет определенную осведомленность об аргументации оппонентов, что позволяет предполагать некоторое его знакомство с сочинением монаха Рантрамна Корбийского «Против обвинений греков, хулящих Римскую Церковь », написанным от имени собора епископов восточно-франкского королевства против «Окружного послания» 867 г. 1204 В 886 г. византийский император Лев Мудрый по непонятным причинам снова сместил Фотия с патриаршего престола и отправил его в почетную ссылку, где патриарх и скончался в 891 г. Если верить т. н. «Антифотиевскому сборнику», у сменившего Фотия патриарха Стефана и его преемника патриарха Антония Кавлея возникли значительные проблемы с признанием в Риме, т. к. римские папы снова отказались признавать Фотия и его ставленников 1205 . В этой ситуации нового обострения споров о своем патриаршестве Фотий приступает к своему последнему и самому большому труду, посвященному проблеме Filioque, – это «Слово о тайноводстве [мистагогия] Святого Духа» 1206 . Это сочинение во многом похоже на «Послание к патриарху Аквилейскому», но более чем в два раза превышает его объем. Основой «Слова о тайноводстве» является последовательное опровержение доказательств правильности учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, приводимых каким-то западным полемистом (судя по всему, Рантрамном Корбийским), но потом первоначальный текст был дополнен излюбленными патриархом Фотием многочисленными логическими доводами, сводящими учение о Filioque к абсурду.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

По предложению императора на Константинопольскую кафедру синодом эндимуса был избран патриарший синкел Евфимий, по характеристике Продолжателя Феофана, «муж священнодостойный, скромный и богобоязненный» . Он появился на свет в 834 году в Селевкии Исаврийской и был родственником святого Григория Декаполита. С ранних лет он стремился к аскетическому житию и уже в юные годы принял постриг в одном из монастырей Вифинского Олимпа, откуда впоследствии перешел в обитель, расположенную в окрестностях столицы. В пору противостояния фотиниан и игнатиан Евфимий, вероятно, принадлежал к сторонникам патриарха Игнатия. Своим смирением, молитвенностью и подвижническим житием он снискал известность, и в правление Василия Македонянина был приближен ко двору, став духовником его сына Льва, которого он поддерживал и утешал, когда тот подвергся опале и оказался в заточении. Взойдя на престол, Лев Мудрый возвысил Евфимия. Он был назначен патриаршим синкелом и вскоре затем игуменом построенного тогда близ Золотых ворот Псамафийского монастыря, храм которого был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Став одним из советников императора, Евфимий не страшился противоречить ему. Он воспрепятствовал уходу в монастырь супруги василевса святой Феофано в пору увлечения царя дочерью самого влиятельного из сановников Стилиана Зауцы Зоей. После преставления Феофано Евфимий не дал благословения своему духовному сыну Льву Мудрому на брак с Зоей, за что впал в немилость царю и в 897 году был сослан в монастырь святого Диомида. После смерти Стилиана и Зои, когда император вновь овдовел, он вернул Евфимия в столицу, и тот снова занял должность патриаршего синкела. Евфимий I, Патриарх Константинопольский      Но Евфимий не одобрил намерение царя устроить пышные похороны его третьей жены Евдокии в самый день Святой Пасхи и писал по этому поводу Льву: «Не помрачай управляемого тобою города в светлый и всечестный день святого Воскресения, и вместо веселия и радости о нашем спасении и воскресении не вводи плача и жалких воплей, ибо это недостойно нашей христианской веры; но, если принимаешь совет смиренного монаха-старца, пусть она (царица) предана будет гробу без публичного торжества. Да и какая ей польза от криков и бесчинных воплей следующих за гробом? Ведь и при этом она будет в гробу. Я знаю, что эти слова смирения ты сочтешь болтовнею; но ты увидишь – справедливость их – после» .

http://pravoslavie.ru/147379.html

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Итак Петр жил в IX и X веках. Ни года его рождения, ни года его смерти совершенно неизвестно. Издатель его жития и его сочинений Cozza-Luzi в своем вообще дельном исследовании о Петре и в этом вопросе старается прийти к каким либо определенным датам. Так он пишет, что Петр родился после 851 года. Эта дата извлечена им таким образом. По житию, Петр жил 70 лет (§ 20), по поздней памяти Даниила Аргосского, он присутствовал на Константинопольском соборе 920 (у Даниила 922) года и вскоре после того и скончался. Вторая посылка строго не обоснована. Современный агиограф говорит о 70 годах Петра – это факт достоверный; но он не говорит о присутствии его на соборе 920 г., об этом сообщает только наш современник (1870 г.), пользовавшийся сомнительного достоинства памятями и почерпнувший очевидно из них это известие. Но рассказ о присутствии Петра в это время в Константинополе, равно как легенда о подвижнике Феодосии, как об этом мы особо скажем в IV части настоящего сочинения, внушают подозрение, опираться на них мы не можем, а стало быть не можем определить и основные даты биографии святого. Житие св. Афанасия Мефонского, написанное хотя и близким его современником Петром Аргосским. 607 очень ничтожно в историческом отношении. Собственно говоря, это не в собственном смысле слова житие, это только надгробное слово, πιτφιος. Cozza-Luzi и другие утверждают, что слово это было произнесено автором при погребении Афанасия, однако едва ли можно согласиться с таким толкованием. Мы уже видели, что ритор и философ Никифор написал πιτφιον патр. Антония Кавлея, – не надгробное слово, как мы понимаем его теперь, а вообще «эпитафию», то есть характеристику деятеля, хотя бы даже и несовременного (ср. стр. 149); тоже самое видим и здесь. Любопытным кажется то наблюдение, что в обоих случаях агиографы знали жизнь своих героев очень недостаточно и желали заполнить пробел биографических сведений посредством риторики и обильных экскурсов в область классического мира Эллады. Здесь мы видим не непосредственное чувство автора, а только искусственное риторическое произведение в честь прославляемого героя, 608 прочитанное быть может, в день его памяти, 31 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Когда в 904 году Андроник Дука затеял провальную попытку захватить императорский трон, после чего бежал в халифат, Лев высказал патриарху свои подозрения о его возможном соучастии в заговоре Дуки. Трудно сказать, насколько сам император принимал эту версию всерьез: никаких репрессивных мер в отношении святителя Николая за этим не последовало, но с тех пор патриарх обнаруживал большую деликатность по отношению к поселившейся во дворце Зое и нередко вступал с ней в беседу. И когда она родила мальчика, Константина Порфирогенета, Николай Мистик согласился совершить над ним таинство Крещения с подобающей императорскому сыну торжественностью, но при условии, что после этого Зоя будет удалена из дворца. Лев Мудрый принял это условие, но уже через три дня после крещения сына возвратил Зою во дворец, и хуже того, вскорости некий придворный священник по имени Фома без благословения патриарха совершил венчание императора Льва с Зоей. Святитель Николай изверг Фому из сана. В праздник Рождества Христова патриарх Николай запретил императору войти внутрь храма и причаститься Тела и Крови Спасителя В праздник Рождества Христова патриарх Николай, предварительно обсудив сложившуюся ситуацию с митрополитами и опираясь на их соборную поддержку, закрепленную клятвой, запретил императору войти внутрь храма и в алтарь Святой Софии и там причаститься Тела и Крови Спасителя, угрожая в случае его неповиновения покинуть храм вместе со всем духовенством. Император подчинился запрещению первосвятителя. В праздник Богоявления 907 года святитель Николай снова не позволил Льву причаститься Тела и Крови Спасителя. Император подчинился патриарху, но после этого инцидента терпение его истощилось. 1 февраля, в день памяти святого мученика Трифона, он устроил прием во дворце, на который были приглашены патриарх и находившиеся в столице митрополиты. Лев снова просил признать его брак с Зоей законным, но и на сей раз патриархом ему в этом было отказано, а митрополиты высказали ему свою поддержку. После этого инцидента по подсказке паракимомена Самоны святителю Николаю было предъявлено обвинение в государственной измене – в том, что в свое время он был вовлечен в заговор Льва Дуки, и, как пишет Продолжатель Феофана, «прямо с пира посадили его в Вуколеоне на малое суденышко и переправили в Иерию, откуда он с трудом добрался до Галакрии, ибо было там тогда много снега» . Так он был сослан в основанный им на азиатском берегу Босфора Галакринский монастырь. Вскоре за тем в эту обитель прибыл его ненавистник Самона и принудил патриарха подписать акт об отречении от патриаршего престола.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Согласно греч. Мученичеству (BHG, N 1471), П. Н. род. и был воспитан в К-поле. Когда имп. Константин V Копроним (741-775) усилил преследование иконопочитателей, П. Н. в числе др. правосл. христиан открыто выступал против политики императора и поддерживаемой им ереси. За это он был схвачен и брошен в тюрьму. Через неск. дней (согласно лат. Мученичеству, через 8 дней) П. Н. доставили на допрос, во время которого император убеждал его отказаться от поклонения иконам. П. Н. смело порицал заблуждения Константина, указывая на то, что императору не следует менять каноны, установленные апостолами и св. отцами. П. Н. отрезали нос и вновь взяли под стражу. Через 3 дня его привели к императору, к-рому П. Н. сказал, что не намерен отказаться от почитания икон Божией Матери и святых. Тогда имп. Константин приказал вылить ему на голову кипящую смолу с серой. П. Н. стойко перенес и эту пытку, его опять заключили в темницу, где он укреплялся молитвой и чтением Свящ. Писания. На 3-м допросе П. Н. остался верен своему решению. Тогда император приказал выколоть ему глаза, связать руки и ноги и протащить через городскую площадь, затем отдать на съедение псам. П. Н. мученически скончался 8 июня. Благочестивым христианам удалось похоронить его в особом месте, привалив к гробу большой камень. Спустя 122 года К-польскому патриарху Антонию Кавлею было во сне повеление от Бога отыскать мощи П. Н. рядом с мон-рем Кайюма (мон-рь известен с нач. VI в.; название, возможно, получил по имени основателя; находился рядом с цистерной Аспара (ныне цистерна Султан-Селим) - Janin. Églises et monastères. P. 274). Мощи оказались нетленными и издавали благоухание. Патриарх с клиром торжественно перенес святыню в храм Пресв. Богородицы, где у мощей происходило множество исцелений. Вероятно, П. Н. был казнен между 771 и 775 гг., а его останки обретены в 893 или 897 г.; И. Пиний датировал кончину мученика 766 г., а обретение его мощей - 888 г. (ActaSS. Iul. T. 2. P. 633), т. е. до Патриаршества Антония Кавлея, что не согласуется с текстом Мученичества. Почитание

http://pravenc.ru/text/2578559.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010