Трифона постригся в монашество. Спустя некоторое время, когда нерасположение Льва к Фотию и его родственникам мало-помалу исчезло, Николай был вызван ко двору и даже почтен достоинством мистика – μυστικς, которому поручались государственные дела, подлежавшие тайне. По смерти патриарха Антония Кавлея [Антоний II Кавлей (893–901)] Николай был избран его преемником по кафедре. Он был предпочтён другим кандидатам патриаршества потому, что отличался выдающимся образованием и был вообще талантливым деятелем. И на патриаршей кафедре Николай оказался вполне достойным предстоятелем Церкви и много содействовал внутреннему миру, упорядочению церковного строя, торжеству церковных канонов и независимости Церкви от вмешательства гражданской власти. 35 Что касается его трудов в области духовного просвещения, то и в этом отношении патриарх Николай должен быть выделен из ряда других деятелей эпохи. Продолжатель Феофана говорит, что Николай имел многие преимущества сравнительно с другими в отношении мудрости ( πολλ κατ τς σοφας προτερματα), 36 а Кедрин свидетельствует, что он первенствовал умом и мудростью ( π συνσει κα σοφ δοκν πρωτεειν). 37 Патриарх Николай хорошо знал и понимал Священное Писание , как это видно из некоторых его писем XXII), где он приводит тексты Писания и объясняет их, – был сведущ в святоотеческой письменности (письмо к римскому папе Анастасию III о четвёртом браке, принятом Западной церковью) и особенно в канонах: известно, что он почти всё своё патриаршество посвятил борьбе в защиту акривии канонов, ввиду их нарушения императором Львом VI и разногласия в их оценке со стороны Римской церкви, причём был даже насильственно лишён кафедры (907г.) за свою стойкость в охранении авторитета и независимости Церкви. Затем, патриарх Николай известен и литературными трудами. Особенную историческую ценность имеют те письма, которые относятся к столкновению патриарха Николая с императором Львом VI и Римской церковью из-за четвёртого брака басилевса. Просвещённый и энергичный патриарх, строгий блюститель церковных канонов, вовсе не хотел быть послушным орудием императора Льва, вопреки его расчёту и предположению, что придворный монах и мистик, соученик басилевса, будет и на патриаршем престоле снисходительно относиться к вмешательству царя в церковные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

2064 Император Исаак Ангел обращался к монахам за молитвенной помощью во всех трудных обстоятельствах своего царствования и глубоко был убежден в ее действительности. 2065 Но было бы долго перечислять случаи молитвенной помощи от византийских иноков государству, областям и частным лицам, так как каждый византийский монах, по самой идее восточного аскетизма, был молитвенником по преимуществу, в частности и за мирян. А какие неизреченные благодеяния, какие могущественные и действенные благословения неба они низводили своими молитвами на общество, – это известно одному Всеведущему. Служение византийских монахов обществу выразилось и в исполнении ими обязанностей духовников . В описываемое нами время обязанности эти вверялись преимущественно монахам. 2066 Конечно, звание духовных отцов несли люди благочестивые и вполне способные к нему. Какую пользу монахи могли принести в этом служении своим духовным чадам, это понятно всякому. Что касается византийского общества, то оно высоко ценило монахов как духовных отцов. Почти каждая византийская фамилия имела своего отдельного духовника из монахов, к которому относилась с полным уважением и расположением, которого чтила как истинного духовного отца, как помощника, руководителя и советника в трудных семейных делах. Сами императоры избирали своими духовниками не кого иного, как монахов. Монах Евфимий был духовным отцом императора Льва Философа, а Косьма Цинцулук – Михаила Пафлагона. Особенно характерен для оценки значения монахов в рассматриваемом отношении следующий факт. Когда император Иоанн Комнин почувствовал приближение смерти, то приказал позвать к себе одного монаха, родом из Памфилии, мужа святого, и просил непрестанных его молитв пред Богом. 2067 Вообще монахам как духовникам византийское общество отдавало предпочтение пред белым духовенством. Наконец, не следует забывать служения иноков византийской церкви в качестве высших иерархических лиц. Еще со времени Феодора Студита высшие иерархические места стали замещаться преимущественно монахами, а не лицами из белого духовенства. В одной константинопольской церкви из 43 патриархов, занимавших патриаршую кафедру в период с 842 по 1204 г., 26 вышли из монастырей. 2068 Равно и епископские кафедры большей частью замещались монахами. Вообще монастыри были, можно сказать, рассадниками высшего духовенства Византийской церкви. И современники высоко ценили служение иноков в качестве высших иерархов церкви и восторженно приветствовали избрание многих из них на ту или иную иерархическую должность. Так было с патриархом св. Мефодием, к избранию которого, по словам его биографа, с величайшею радостью отнеслись все благочестивые люди, священники, миряне, монахи и те, которые подвизались в горах. 2069 Восторженно было встречено и избрание на константинопольскую кафедру Антония II Кавлея, великого аскета своего времени. 2070

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

    Св. Феодора царица. Жизнь ее см. у Филарета: Подвижницы Восточной церкви. Она отказалась от правления царством в 854, по мнению других в 856 году. Скончалась, по Болландистам, 11 февр. 867 года, по других вскоре после отречения от царства (Herzog. XV, 725. Деян. св. Febr. II. 554). В греческом часослове (ρολγιον 1838 г.) под 12 декабря говорится, что во время взятия турками Константинополя 1453 г. 20 мая иерей Георгий взял мощи Феодоры Августы и в 1460 г. передал их жителям острова Коридиры. По всей вероятности здесь — разумет сию Феодору августу, а не супругу царя Иустиниана 14 ноября. 12     Св. Мелетий. По исследованию об нем в Деяниях св. (Febr. II. 599) он умер 12 или 14 февраля или немного спустя, но не в августе, ибо в мае уже прибыли египетские епископы на собор по смерти св. Мелетия. (См. Сократа кн. V. гл. 8.) — Мощи его перенесены были из Царьграда в Антиохий через города, что тогда не позволялось в отношении к другим телам, и везде встречаемы были торжественно. (См. о нем Herzog. IX. 305.)     Св. Антоний Кавлей. Родители Антония, по прозванию Кавлея, были из Фракии или Фригии, славны в синклите и отличались благочестием. Св. Антоний родился в Константинополе во время смятений от иконоборства в 898 или 829 году. В младенчестве еще замечено было в нем стремление к священным действиям, так что, будучи еще 5 лет, он подражательно возносил хлеб и держал кадильницу; 12 лет поступил в обитель по смерти матери и, подражая настоятелю, проводил ночи в молитве и вел жизнь истинного подвижника; со временем против воли сделан иеромонахом и затем настоятелем обители, в которой и отца своего постриг в монашество; во время настоятельства отличался особенною любовию в нищим и бедствующим, простирая свои благодеяния на отдаленных Скифов, Фракиан и Мазийцев, так что сам приходил в бедственное положение. Когда он однажды находился в оскудения, вдруг является человек или ангел в виде человека, подает ему узел с золотом и быстро удаляется, сказав только: прими это на нужды тех, о которых заботишься. Наконец в 893 году он сделан патриархом и с императором Львом VI Мудрым (888—912) много сделал добра для церкви. Скончался мирно в 895 году и вскоре после кончины много сотворил чудес; на 8 день по кончине его мощи его издавали благоухание. Жизнь его и чудеса по кончине весьма скоро описаны современником его Никифором философом и оратором в виде ораторской реки. (См. Деян. св. Febr. II. 622 et Aug. I. 113). Этот патриарх жил после Фогия, но чтится западную церковию, как святой 12 же февраля. Этим римская Церковь сама себя осуждает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сохранились и др. постановления, традиционно связываемые с Собором в Равенне ( Mansi. T. 18. Col. 229-233). Возможно, это 2-я часть постановлений Собора, к-рая была посвящена урегулированию церковно-политических осложнений в Риме и во всей Италии: сообщалось об упадке церковной дисциплины и авторитета Папского престола, о повсеместной неуплате десятины, об отсутствии средств в папской казне и о бесчинствах знати, из-за чего не удалось организовать восстановление обрушившейся Латеранской базилики. Участники Собора попытались привлечь к этим фактам внимание имп. Ламберта, желая восстановить тесное сотрудничество между папой и императором в поддержании церковной и светской дисциплины. Однако в окт. 898 г. Ламберт погиб. Последовавшая борьба за власть между знатными родами и вторжение в Италию венгров (с 899) привели к дальнейшему ослаблению авторитета Папского престола. И. попытался положить конец церковным разногласиям в Византии, возникшим после низложения К-польского патриарха свт. Фотия I (886) между приверженцами патриарха свт. Игнатия : часть иерархов и клириков во главе со Стилианом, митр. Неокесарийским, отказались признать совершенные Фотием рукоположения. Митр. Стилиан поддерживал связь с папами Стефаном V (VI) (885-891) и Формозом, однако из-за сложных обстоятельств в Риме переписка временно прервалась. И. отправил Стилиану краткое послание, в к-ром призвал принять меры к прекращению разногласий. Похвалив митрополита за верность Римской Церкви, И. сообщил, что Папский престол признает законными патриархами не только свт. Игнатия, но и свт. Фотия I, Стефана I (886-893) и Антония II Кавлея (893-901), не подвергая сомнению действительность совершенных ими рукоположений. Вероятно, послание папы явилось непосредственным поводом для примирения митр. Стилиана с патриархом Антонием II в 899 г. ( Dvorn í k. 1948. P. 270-271). В марте 899 г. И. подтвердил привилегии аббатства Монте-Кассино ( Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis//MGH. SS. T. 7. P. 613). Тогда же папа принял участие в разрешении спора о епископской кафедре г. Лангр (Франция) между местным духовенством и Лионским архиеп. Аврелианом, желавшим возвести на кафедру своего кандидата. Спор начался при папе Стефане V (VI), к-рый по просьбе жителей Лангра отверг епископа, рукоположенного Аврелианом, и рукоположил предложенного ими Теотбольда. Однако папа Формоз признал законным епископом Аргрина, поставленного Аврелианом, и даже послал ему паллий. В мае 899 г., отвечая на запрос лангрского духовенства, И. подтвердил решение Формоза и попросил кор. Карла Простоватого поддержать еп. Аргрина.

http://pravenc.ru/text/469688.html

2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита). Житие святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца.   IX век 1–е поколение 1. Преподобный Феодор Студит, святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2–е поколение 1. Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3. Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3–е поколение 1. Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо–дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский, святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан–дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2. Константинополь, славянские страны, Афон, Ви–финия, юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: преподобного Иосифа Песно–писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века. Казань, 1894. Житие равноапостольных Кирилла и Мефодия (см. Книгу для чтения по Истории средних веков под ред. П. Виноградова. Вып. 2–й). 1–е поколение 1. Преподобный Михаил Малеин, преподобный Андрей, Христа ради юродивый, преподобный Василий Новый, блаженный Симеон Метафраст, святой Евфимий, патриарх Константинопольский, святой Петр Аргосский, святой Климент Величский (Охридский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Легаты, утвердившие эти решения, опять, как и в 861 г., вышли за пределы данной им папой инструкции, поэтому папа Иоанн VIII, согласившись с восстановлением Фотия, не одобрил той интерпретации прошлых поступков Константинопольского патриарха, которая была дана на соборе 879–880 гг. 1201 Кроме того, на этом соборе Фотий убедил легатов подписать определение, осуждающее использование Символа веры с Filioque. Легаты легко могли это сделать, т. к. в Риме Filioque никогда не употреблялось. Судя по всему, после смерти папы Uoahha VIII отношения Фотия с Римом вновь испортились, и новый папа Марин (882–884 гг.) отказался признавать Фотия Константинопольским патриархом 1202 . Именно в это время Фотий вновь обращается к полемике против Filioque и пишет «Послание к патриарху Аквилейскому» 1203 . В нем Фотий проявляет определенную осведомленность об аргументации оппонентов, что позволяет предполагать некоторое его знакомство с сочинением монаха Рантрамна Корбийского «Против обвинений греков, хулящих Римскую Церковь », написанным от имени собора епископов восточно-франкского королевства против «Окружного послания» 867 г. 1204 В 886 г. византийский император Лев Мудрый по непонятным причинам снова сместил Фотия с патриаршего престола и отправил его в почетную ссылку, где патриарх и скончался в 891 г. Если верить т. н. «Антифотиевскому сборнику», у сменившего Фотия патриарха Стефана и его преемника патриарха Антония Кавлея возникли значительные проблемы с признанием в Риме, т. к. римские папы снова отказались признавать Фотия и его ставленников 1205 . В этой ситуации нового обострения споров о своем патриаршестве Фотий приступает к своему последнему и самому большому труду, посвященному проблеме Filioque, – это «Слово о тайноводстве [мистагогия] Святого Духа» 1206 . Это сочинение во многом похоже на «Послание к патриарху Аквилейскому», но более чем в два раза превышает его объем. Основой «Слова о тайноводстве» является последовательное опровержение доказательств правильности учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, приводимых каким-то западным полемистом (судя по всему, Рантрамном Корбийским), но потом первоначальный текст был дополнен излюбленными патриархом Фотием многочисленными логическими доводами, сводящими учение о Filioque к абсурду.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Под домостроительством (οικονομια) византийцы понимали воплощение Христа и искупление Им рода человеческого. То, что икона входит в таинство домостроительства как его явление, есть один из постулатов византийского богословия, начиная с Иоанна Дамаскина. Примечательно, что подражание превращается в природу благодаря сошествию Святаго Духа, и, таким образом, иконопись, по мнению Фотия, приобретает пневматологическое измерение. Первоисточником этой фразы, вероятно, является Великий канон св. Андрея Критского, 4-я песнь, Богородичен: «И раждаеши и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин». – Триодь постная. М., 1992. Л. 302 об. Греческий текст: Τριωδιον κατανυκτικον. Αθηναι, 1993. Концепция «священного реализма» является стержневой для патриарха Фотия. Для него важно доказать, что икона – не предмет фантазий художника и даже не попытка подражательно передать образ святого, а его подлинное явление. Позднее эту концепцию будет развивать его ученик император Лев VI в проповеди, посвященной монастырю Кавлея: «Ты, пожалуй, скажешь, что видишь не дело искусства, но Самого явившегося в природе смертных Надзирателя и Управителя всего, только что переставшего увещевать и наложившего на губы молчание». Под убийством могут подразумеваться, прежде всего, гонения на иконопочитателей, часто завершавшиеся казнями, особенно при Константине Копрониме. Однако, если вернуться к идее второго плана, то, возможно, здесь содержится косвенный намек на то, как Аморийская династия пришла к власти – через убийство Льва Армянина (см.: Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. С. 21). Представление о том, что иконоборчество является своего рода продолжением иудейства, содержится как в нарративных памятниках, таких как «Повесть об обращении императора Феофила» (см.: Афиногенов Д.Е. Повесть об обращении императора Феофила. М., 2006), так и в догматико-полемических памятниках. Так, патриарх Никифор сравнивает иконоборческий собор с совещанием первосвященников против Христа у Каиафы: «Лукавый собор, родственный собранию Каиафы, поскольку и они (т.е. иконоборцы) на Христа замыслили тщетное (Пс. 2: 1) и, подобно иудейскому сборищу, взволновались против Христова воплощения». – Nicephorus. Refutatio et eversio. Cap. 4//Nicephorus. Op. cit. P. 10.

http://pravoslavie.ru/61321.html

847 - 23.11.858, 23.11.867 - 23.10.877); свт. Фотий (25.12.858 - 23/25.09.867, 26.10.877 - 29/30.09.886); Стефан I (18.12.886 - 17/18.05.893); Антоний II Кавлея (08.893 - 12.02.901); Николай I Мистик (1.03.901 - 1.02.907, 15.05.912 - 15.05.925); Евфимий II (02.907 - 15.05. 912); Стефан II (29.06.925 - 18.07.927); Трифон (14.12.927 - 08.931); Феофилакт Лакапин (2.02.933 - 27.02.956); Полиевкт (3.04.956 - 5.02.970); Василий I Скамандрин (12.02.970 - 03.974); Антоний III Студит (после 03.974 - до 04. 979); Николай III Хрисоверг (04.979 - 16.12.991); Сисинний II (12.04.996 - 24.08.998); Сергий II (06/07.1001 - 07.1019); Евстафий (07.1019 - 1112.1025); Алексий Студит (15.12.1025 - 20.02.1043); свт. Михаил I Кируларий (25.03.1043 - 21.01.1059); Константин III Лихуд (2.02.1059 - 9/10.08. 1063); Иоанн VIII Ксифилин (1.01.1064 - 2.08.1075); Косма I Иерусалимит (08. 1075 - 8.05.1081); Евстратий Гарида (05.1081 - 07/08.1084); Николай III Грамматик (08.1084 - до 24.05.1111); Иоанн IX Агапит (24.05.1111 - 04.1134); Лев Стиппиот (05.1134 - 01.1143); Михаил II Куркуас Оксит (07.1143 - 03. 1146); Косма II Аттик (04.1146 - 26.02. 1147); Николай IV Музалон (12.1147 - 0304.1151); Феодот II (Феодосий; весна 1151/52 - 10.1153/54); Неофит I (10.1153/11.1154); Константин IV Хлиарин (11.1154 - 05.1157); Лука Хрисоверг (08/10.1157 - 11.1169/01.1170); Михаил III Анхиал (до 01.1170 - 03. 1178); Харитон Евгениот (03/08.1178 - 02/30.07.1179); Феодосий I Ворадиот (до 3.07.1179 - 08.1183); Василий II Каматир (08.1183 - 02.1186); Никита II Мундан (02.1186 - 02.1189); Досифей Иерусалимский (02.1189, 10.1189 - 10.09. 1191); Леонтий Феотокит (02/03 - 09/10.1189); Георгий II Ксифилин (10.09. 1191 - 7.07.1198); Иоанн X Каматир (5.08.1198 - 15.02.1206). Латинский Константинопольский патриархат . Томмазо Морозини (1204 - 06/07.1211); Гервасий (11.1215 - 8.11. 1219/20); Матфей (31.01.1221 - 11/12. 1226); Иоанн Альгрен (23.12.1226 - 09. 1227); Симон (1227 - 1232); Николай I Пьяченцский (1234 - 1251); Панталеон Джустиниани (15.02.1253 - 1261).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

В современном секулярном обществе слово митрополита Антония звучит непривычно — это слово проповедника, пастыря, оно призвано изменить жизнь людей, а не их взгляды и убеждения, но изменить не так, как меняет гипнотическое, агрессивное слово проводника какой-либо идеологии, но скорее так, как ее углубляет поэзия. Об этом говорит Рильке: «Здесь [в искусстве] нет ни одной точки, где тебя не видно. Ты должен жить по-иному». Мы позволим себе добавить, что в своей особой плотности и концентрации слово митрополита Антония преображает нашу жизнь подобно тому, как это делает Священное Писание: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12). Все беседы, лекции и проповеди митрополита Антония, собранные в этой книге, представляют собой запись живой, устной речи, и мы надеемся, что читатель почувствует особенности этой речи, прямой во всех смыслах слова. Естественно, устные жанры не предполагают разъясняющих примечаний и библиографических ссылок, поэтому все они даны редакцией. Митрополит Антоний цитирует творения святых отцов так, как он их пережил и, может быть, дополнил личным духовным опытом, поэтому в подавляющем большинстве случаев мы не даем точной ссылки на источник цитаты. Нам кажется также нелишним напомнить читателю, что только небольшая часть проповедей и бесед, собранных в этой книге, произнесена в лондонском приходе перед одними и теми же людьми, отсюда происходит неизбежность повторов самых важных идей, самых запоминающихся примеров и ярких образов, с тем чтобы они были непременно услышаны, поняты и прочувствованны самыми разными людьми, которые, может быть, встретили митрополита Антония только один раз в жизни. Все точные библейские цитаты, кроме особо оговоренных, приводятся по Синодальному переводу в издании Московской Патриархии. Собранные в этой книге лекции, проповеди и беседы митрополит Антоний произнес на русском, английском, французском и немецком языках. Все переводы, кроме особо оговоренных случаев, сделаны Е. Л. Майданович. Библиографию трудов митрополита Антония читатель найдет в конце книги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Да восстанет Бог , и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. Затем Антоний пропел стих из 117-го псалма: Все народы окружили меня; но именем Господним я низложил их. Антоний постоянно призывал своих учеников: «Пойте псалмы перед сном и после сна» (Житие св. Антония 55). И они послушно следовали совету наставника, «проводя жизнь в пении псалмов, в молитвах, в посте и бдении». После знакомства со всеми этими сообщениями может зародиться мысль, что подобный «певческий» образ возник только под пером Афанасия Александрийского , написавшего «Житие святого Антония». Однако и в других источниках Антоний предстает с тем же «певческим ореолом». Палладий (ок. 364–425 гг.), автор главнейшего источника о жизни раннего монашества – «Лавсаиковой истории» (названной так по имени Лавсаика, управляющего двором восточно-римского императора Феодосия II Малого, которому труд был посвящен), рассказывает, что некий старик хотел монашествовать вместе с Антонием, обещая следовать ему во всем. Вот один эпизод из их совместной жизни: «Вновь [ночью] поднялся Антоний, прочел двенадцать молитв и спел двенадцать псалмов. Затем он лег для своего первого краткого сна и еще раз поднялся среди ночи, чтобы петь псалмы до наступления дня. И когда увидел, с каким рвением старик подражает ему, он сказал: „Если ты можешь делать это каждый день, тогда оставайся со мной " » (Лавсаикова история XXII). Иероним описывает случай, происшедший через три года после смерти Антония, когда преподобный Иларион посетил место его отшельничества. Ученики Антония сказали Илариону: «Вот место, где он пел псалмы» (Житие св. Гилария 26). Эти слова весьма знаменательны, так как они показывают, что даже в древности воспоминания об Антонии были неразрывно связаны с представлением о поющем монахе. Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что еремит пел не ради самого пения. Оно было лишь одним из способов достижения цели, ради которой и возникла идея монашества. Но это уже другой вопрос, и мы остановимся на нем несколько далее. Сейчас же примем к сведению все, что сообщают древние авторы о важности пения в пустыннической жизни Святого Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010