Род сей избрал себе погребальным местом обитель мартвильскую. При входе с северной стороны, написаны на стене Кация Дадиан и супруга его Сеудия, тут погребенные, и сын их Георгий с женою Еленою, родители покойного владетеля Левана. Над их ликами есть на стене молитвенное воззвание к Матери Божией: «О, ты, превысшая семи небес и славнейшая херувим, от которой прозяб плод, освящающий неплодных, стирающий проклятие Адамово и расторгающий узы, его связавшие, и в благословение их обращающий! Ты, обиталище Духа святого, ковчег священной скинии, которую назвал Исаия легким облаком, лествицею возводящею на небо, чрез которую Бог сошел на землю, Маргвильская Богородица, подобная небесам! Я, надеющийся на твое хранение, владетель Легхума и Саннасара, Салипартияна и всей Мингрелии…» (остальное стерлось). При выходе из церкви нам представилась башня, на самом обрыве холма, к верхнему ярусу её была приставлена снаружи деревянная лестница, с сломанными ступенями, которая колебалась от сильного ветра, так что по ней опасно было подыматься. В этой башне спасается столпник, при малой церкви великого столпника Симеона, которого образ изваян над входом. Имя подвижника Иессей, и он недавно переселился в сие горнее жилище из глубины лесов, когда упразднилась келья, по смерти прежнего столпника Романа; и так древние образы подвигов, столпников и молчальников, еще не прекратились по ту сторону Кавказа. От подножия сей башни видна была в лесу, на соседнем холме, пустынная обитель Благовещения, одного из великих тружеников Мингрелии, архиепископа Антония от рода Дадианов, который долгое время управлял своею паствою, в минувшем столетии, и славился красноречием и святостью жизни. Его простое и неприготовленное слово сильно действовало на князей и народ; но старец пожелал окончить дни в уединении и, устроив себе обитель в виду мартвильской кафедры, уступил ее племяннику своему Виссариону, равно благочестивому, а сам еще 30 лет подвизался, в посте и молитв, в мирном жилище, избранном им на пороге вечности; там почивает прах его и многие стекаются ко гробу пастыря, оставившего по себе благую память.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Я направлялся в горы, к устью реки Ганг, в Ганготри. Это был мой 28-й день рождения. Слушая удары ветра о скалы и воду, внезапно я словно был поражен мечом херувима в самое сердце, — хотя я и осознавал происходящее умом, но переживал откровение сердцем, — встречу с Живым Богом, Иисусом Христом, и осознание себя, отделявшегося от самого себя. Что я могу сказать? Все, что я узнал, практиковал, пережил за все 11 лет, теперь изменилось — вошло в одно ухо и вышло в другое. Все трасформировалось в христианские термины, реальность вытеснила химеры. Теперь я знал, что воскресение посредством реинкарнации невозможно и бессмысленно, потому что я — это моя душа, и что карма — ложь, потому что существует Божественное вмешательство. Я был свидетелем этого. Я испытал боль и радость там, в пещере: не было больше одиночества, не было отчужденности. В Гималаях, в пещере, это произошло мгновенно, как будто меня ударило током: я действительно встретил Христа и на мгновение онемел. В Вечности я увидел в своем сердце Личность Бога как Христа и понял, что я никогда, никогда не буду один. Может быть, конечно, я ПОЧУВСТВУЮ себя одиноким, конечно, что сомнительно, но я должен запомнить об этом откровении — о невозможности одиночества. Возможно, так следовало бы назвать это письмо. В Вечности я увидел в своем сердце Личность Бога как Христа и понял, что я никогда, никогда не буду один Что же произошло потом? Я взял Библию и прочитал ее в гостевом доме в Дхарамсале, что в 12 часах езды от Ганготри, а потом я вернулся в Америку. После тряски в автобусах и чудовищных церемоний сожжения тел, желто-черных богов и богинь, наконец, я попал в лоно Православной Церкви в Юджине. Я очень бегло рассказываю об этом из-за нехватки времени. Я хотел бы рассказать о монастыре Святого Антония в Аризоне и о монастырях и церквях по дороге, но все это требует целой книги. Молитва святому Герману и его заступничество привели меня на Еловый остров т туда, где, преклонив колени перед его мощами, я обрел дом — в Хомер. Есть еще много всего, о чем я хотел бы написать. Столько всего произошло с моим сердцем. Простите меня за бессвязность. Да просветит нас Отец Светов и помилует нас. Аминь.

http://pravoslavie.ru/157085.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афон, новости 02.08.2011 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде... Листок на дереве зеленый; и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок; жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить. 30.07.2011 Британский принц Чарльз, посетил монастырь Хиландар и предложил помощь в восстановлении корпусов обители после пожара в марте 2004 года. 26.07.2011 Родился Евфимий Варлами в 1942 году. Большую часть жизни Евфимий Варлами провел в Австрии, где признан не только как знаменитый архитектор, художник, ваятель, но и как педагог. 21.07.2011 Его последняя ночь была мученической. В боли он призывал Пресвятую Богородицу. «Сладкая моя Па­нагия», - говорил он. 14.07.2011 ...Хрущев грозился «показать по телевизору последнего попа». Отец Авель в это время служил в Ярославской епархии В областной газете о нем опубликовали статью на весь разво­рот: «Шарлатан XX века». 10.07.2011 Фотогалерея пещеры прп. Антония Печорского Есфигмен. Удивительное место. Немного выше пещеры построена церковь святому. Сама пещера мала и убога, закрывается от ветра каменной кладкой. Можно назвать это место колыбелью русского монашество. Именна так это и чувствовали русские люди. В этой пещере всегда жили русские подвижники, а в Есфигмене всегда было много русских монахов... 08.07.2011 Хилендарь стоит на самом невыгодном месте, славится частою смертностью между иноками и вдобавок к невыгодам жиз ненным - штатный афонский монастырь; значит, это одно отнимает у него уже много достоинств в аскетическом отношении. Важность его только в том, что он в афонской олигархии занимает одно из почетных мест. 03.07.2011 Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца 01.07.2011 На фотографии Панигер Нового скита примерно 1928 год. Здесь старец Иосиф Ватопедский - еще мальчик - сидит у ног своего дяди старца Хараламия, который тогда был игуменом монастыря Дионисиат. 29.06.2011 Одно из самых заме­чательных изображений, связанных с аскетической темой, находится в большой трапезной монастыря, и оно настолько глубоко запечатлелось в душе святого, что он позднее напи­шет целую книгу, основанную на этом сюжете, назвав ее «Новая Лествица». Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&pid=48

4 ноября. Сегодня «Казанская»…Мы в океане…Сегодня отдыхаю и обдумываю доклад. 8 ноября 6-го послал благодарственную телеграмму Торпам, Градо и Богословской, Авсенова просил прислать в Москву списки приходов. Л.Н.Парийский довольно небрежно отнесся к этому и не позаботился взять их с собой. 11 ноября. Идем по Средиземному морю; тихо, без ветра […]. Сегодня кончил печатание своего первого доклада. 19 ноября Стоим в Хайфе. Вчера вечером закончил печатание второго доклада (об Экзархате). 21 ноября. 9 час. утра Идем в архипелаге. Погода бурная, ветер. Подготовляю доклады по остальным частным вопросам: о Феодоре, Антонии, Борисе и проч. 12 ч. ночи. Прошли Дарданеллы; идем Мраморным морем […]. Закончил вчера все доклады, остается перепечатать. Рассортировал и все газетные вырезки. 23 ноября. Вчера утром проехали Босфор; было темно и я еще спал. Встав, видел только, как оканчивался пролив и входили в Черное море. Таким образом, красивого Константинополя не пришлось видеть. Все время заканчивал писать и печатать доклады. Наконец, сегодня закончил все – получилось II: 1) По вопросу об «исполнении» миссии по воссоединению – с приложениями. 2) О состоянии Экзархата – тоже с массой приложений. 3) По Карпаторусскому вопросу. 4) По вопросу об Американском центре а[рхимандрита] Бориса. 5) Об еп. Феодоре Аргентинском. 6) О прошении Алберта Г.Сурринса (западный обряд). 7) О пожертвовании Библий и Евангелий Американским Библейским обществом. 8) О прошении еп. Антония Сан-францисского о переезде в СССР. 9) С прошением архим. Христофора Олейникова о монастыре в СССР. 10) Об архиеп. Адаме (с документами). 11) С прошением о.И.Кедрова о поездке в СССР. Еще осталось перепечатать всю переписку с Патриархом. 22-го получили ответную телеграмму от А.Г.Торп с сообщением, что «Феофиловский собор епископов отверг предложения Патриарха, объявляют полную автономию, считая невозможным иметь зависимость от Москвы. Решение суда ждем днями». Так я и предполагал. Иначе и не могло быть, раз Гос[ударственный] Департамент 14 августа дал директиву в «Россию» Рыбакову – «начать кампанию против М [итрополита] Григория», а М[итрополиту] Феофилу, очевидно, это давно было указано.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Преподобне отче Андрониче, моли Бога о нас! Преподобный Андроник (Лукаш). Краткие биографические сведения Андроник (Лукаш Алексей Андреевич; 12.02.1889, с. Луппа Лохвицкого у. Полтавской губ. — 21.03.1974, Тбилиси), схиархим., старец Глинской Рождества-Богородицкой пуст. Род. в крестьянской семье, закончил церковно-приходскую школу. В 1906 г. поступил в Глинскую пуст. под начало иером. Антония (Ветра) с. 178]. В 1915 г. направлен в действующую армию, попал в плен и 3,5 года прожил в Австрии. В 1918 г. вернулся в Глинскую пуст., нес послушание на мельнице, был возведен в должность эконома. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем А. После закрытия пустыни в 1922 г. поступил в келейники к еп. Рыльскому, вик. Курской епархии Павлину (Крошечкину) и был рукоположен во иеродиакона. В 1923 г. сослан на Колыму по обвинению в контрреволюционной деятельности. В тюрьме совершил достойное погребение еп. Иринарха (Синькова), за что в 1936 г. награжден золотым крестом. В 1928 г. вернулся из ссылки и еп. Павлином был рукоположен во иеромонаха. В 1929 г., тяжело заболев, принял схиму и вскоре выздоровел. В 1939 г. за исповедание правосл. веры вторично осужден и сослан на Колыму. В 1948 г. А. смог вернуться в Глинскую пуст., открытую в 1942 г. В 1949 г. назначен благочинным и ризничим монастыря. В 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I boзbeдeh в сан схиигумена, в 1960 г. награжден палицей. После закрытия Глинской пуст. в 1961 г. А. подвизался в Тбилиси под непосредственным попечением бывш. глинского насельника митр. Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца с. 53]. В 1963 г. А. был возведен в сан архимандрита с. 101]. Он совершал богослужение и исповедовал в тбилисском храме св. Александра Невского, отвечал на многочисленные письма. Оставил обширное эпистолярное наследие. Преподобный Андроник похоронен на Грмагельском кладбище в Тбилиси, куда приезжает множество богомольцев почтить его память. К лику святых причислен в 2009 году Синодом Украинской Православной Церкви. Дата памяти — 9 сентября (22 сентября по н. ст.) с. 56]. Список литературы

http://pravmir.ru/uroki-prepodobnogo-and...

Неприятно мне было смотреть на М., как на кандидата экономской должности. Ожидал я от него иного направления. Господь да управит во Свою благую и чистую волю всех нас. Января 9-го 1853. 907 Сие доставит вам, отец наместник, Есаул Золотарев. Он желает помолиться Преподобному Сергию, и видеть Лавру. Примите его попечительно, и споспешествуйте ему и в духовном деле, и в удовлетворении благочестивому и патриотическому любознанию. Января 11-го 1853. 908 Отцу наместнику о Господе радоватися. Такожде и братии. Мир душам братий наших Иакова и Варлаама. Утешительно видеть отходящих с добрым подвигом, хотя и жаль, что лишаемся добре подвизавшихся. Скитский строитель гостит в Москве так, что иногда более суток ищу и не нахожу его. Да будет сие на пользу обители, и да не принесет он ветра городского в тишину пустыни. С назначением Герасима в Махру помысл мой не слагается. А о. игумену Антонию буду рад. Молитвами Преподобных Отец ваших да ущедрит Господь Махру; яко время ущедрити. Пять десять лет смотрю на нее, и все не видится строителя довольно благоустроенного и благоустрояющего. Варлаам добрый человек: но не довольно в нем силы начальственной и руководительной. Недоумеваю, что делать с В. По крайней мере скажите мне, как устранить его от сношения с содержателями скитских лавок, о чем они просят, и конечно не без причины. Вифанских к рукоположению представьте. На Петербургское подворье, кажется, годился бы находящийся при мне на подворье И. Вениамин. Только и здесь иногда страждет геморроидальною болезнию. В искательстве, думаю, напрасно подозревают его. Он сделался знаком с графом Шереметьевым, потому что служил в его церкви; и некоторые взяли его в духовники, потому что он служит внимательно, и живет смирно. Есть еще в виду человек, который может быть на пользу, если Бог приведет его к вам. Это И. Аврамий, бывший духовник блаженной памяти преосвященного Антония Воронежского. Покойный Донской архимандрит перевел его из Воронежа в Донской: но по кончине его Аврамий испытывает затруднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пространство виденной мною обители очень велико. Там построены большие здания по правой и по левой стороне – там обитают святые. Обитель Всесвятыя Владычицы стоит отдельно от обителей святых, она очень красива – красивее всех и больше всех, она ярко освещена каким-то особенным светом, который сияет, но не тяготит, а освежает, оживляет. Свет этот не от солнца, а от славы Его неисповедимого Божества. Этот свет дух живит, сердце умиротворяет, ум озаряет, уясняет, и невидимая явно видимым делает, и непонятное уясняет. Везде тишина, мир, любовь царствует; ветра нет, бури нет, вихря нет, зноя палящего нет, мороза и холода нет. Воздух тонкий, животворный, легкий, чистый и светлый. Все там: дыхание, и тварь, и деревья, и цветы – хвалят, славословят, благодарят Господа Бога, во Святей Троице поклоняемого и славимого от всех. Аминь. Аминь. Аминь. Написано это по милосердию Божию и милостию Всесвятой Владычицы Госпожи Богородицы, всех святых во славу Божию, Божией Матери и всех святых 1891 года, февраля 11-го дня. Архимандрит Иона, в схимонасех Петр. г. Киев. Свято- Троицкий общежительный монастырь. Явление батюшке Ионе иеродиакона Антония Не следует забывать и сего посещения Божественного, благоизволившего Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Всеблагословенной Владычицы нашей Госпожи Богородицы, и молитвами ко Господу всех святых. Было так: какого года, месяца и числа, не помню, ибо я никогда не записывал, а старался все скрывать. Был я в монастырской экономии Гусенцах Полтавской губернии Переяславского уезда. Приехали мы туда для обозрения всего в экономии. Братья, бывшие со мною, о. Антоний и Феодосии иеромонахи, своего же монастыря. По приезде туда, помолясь Богу, Божией Матери и всем святым, пообедали, повечеряли все вместе с тамошнею братиею и, все совершив правило – вечерние молитвы на сон грядущим, попрощались, похристосовались по обычаю иноческому, и всяк пошел спать на свое, ему назначенное место. Так и я пошел в свою келлию, совершив все должное пред Богом, и лег спать. Лежал я на правом боку и заснул очень крепко.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Нет, ничего. Тогда старец рассказал о бывшем ему откровении. Брат, в свою очередь, поведал ему о своем падении. Старец, выслушав исповедь брата, сказал ему: — Поистине, рассуждение твое сокрушило всю силу вражию 69 . • Как вызывали подвижники на бой бесов и гнали их, яко прах пред лицем ветра (Пс. 17, 43), показывает пример первоначальника отшельнического монашества св. Антония Великого 70 . Демоны так однажды избили подвижника, что приносивший тому пищу, придя с нею к нему, нашел святого «на земли лежаща аки мертва», без гласа и движения. Он поднял его и принес в селение, невдалеке от которого святой спасался. Но едва только Антоний пришел в сознание и мог пошевелить языком, как проговорил едва слышно: — Неси меня обратно в пустыню… Принесенный в свою келью, не будучи в силах стоять, Антоний, лежа ниц на земле, стал молиться, а после молитвы закричал громким голосом: — Эй, бесы! Вот здесь я, Антоний! Не бегаю от ваших нападений, если и большие нанесете… Что было после, когда демоны услыхали этот его дерзновенный призыв, пересказать невозможно… Но Антоний все мужественно перенес. Немного оправившись, Антоний после пятнадцати лет жизни вблизи селения, оставил обитаемые местности и ушел в дикую, непроходимую пустыню. Отложивши всякий страх и отрезав для себя всякую возможность помощи со стороны людей (и даже надежды на таковую), он три дня шел по ужасной пустыне и наконец пришел на пустое огороженное место, где гнездилось множество разных ядовитых гадов, змей и скорпионов, и поселился тут. Чем еще можно было устрашить диаволу этого мужественного борца?!     Глава 7. Внутреннее делание спасающегося человека при помощи Благодати Божией I. В чем состоит внутренний труд духовного человека § 1. Понятие о добродетели. Добродетели естественные и сверхестественные. Об истинном доброделании I. Что такое добродетель? Ответ на этот вопрос — я говорю не о теоретической, словесной формулировке, а о восприятии данного понятия всем своим духовным существом — не под силу человеку и не поддается точному определению и в том случае, когда к последнему приступает перо и великих богословов. «Люблю я добродетель, — говорит св. Григорий Богослов в одном из своих таинственных стихотворений 1 , — однако ж это не научило меня тому, что такое добродетель и откуда она придет ко мне, который так много любит ее. А неудовлетворенное желание мучит». Посему у святых отцов мы находим лишь общие определения добродетели, притом, замечу мимоходом, совершенно тождественные. Вот два таких определения, принадлежащих мужам, достигшим края добродетелей, исчерпавшим их в совершенстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Любимый ученик св.Антония, Иларион в первой половине IV века перенес монашество на свою родину, в Палестину, где основал первый монастырь около Газы. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Как мы уже знаем, Василий Великий, ознакомившись с жизнью местных монахов, написал монашеский устав, получивший всеобщее распространение. В V веке монашество было распространено по всему востоку. Наивысшего расцвета помимо Египта монашество достигло в Сирии. Известно, что уже во времена Златоуста отшельники останавливали карательные отряды Феодосия на подступах к Антиохии. Школа учеников Иоанна Златоуста насаждала монастыри по всему сирийскому побережью. У отрогов Синая зазвучали гимны отшельников. На том месте, где по преданию Моисей беседовал с Богом, небо казалось ближе. Зеленые оазисы с финиковыми пальмами давали приют не только отдельным поселенцам, но и большим общинам. Как писал великий подвижник Нил Синайский, проживший здесь немало лет, «вид рощи и приветное пение птиц и чистое веяние свежего ветра успокаивает меня подобно качающейся колыбели». Не случайно монашеский аскетизм носил здесь несколько иной характер, чем в Египте. В писаниях сирийских подвижников больше поэзии, любви к природе и созерцания. В полной мере дух сирийского монашества выразила поэзия великого аскета Ефрема Сирина. Ефрем Сирин (ок.306–ок.373) Ефрем родился в Низибии, на территории современной Турции. Родители его, по–видимому, были язычниками. По ложному доносу Ефрем попал в тюрьму, где ему было дано откровение, после которого он отправился к Иакову Низибийскому — знаменитому отшельнику, миссионеру и борцу за православие — и был рукоположен в дьяконы (возможно, Иаков в 325 году брал с собой Ефрема на Никейский собор). Много лет Ефрем вел в горах подвижнический образ жизни, изучал Священное Писание. В 363 году, когда Низибия была взята персами, Ефрем поселился в Эдессе, где поучал народ и читал проповеди язычникам. От него остались множество толкований на Священное Писание и другие сочинения. Кроме того, Ефрем составил удивительной красоты молитвы и песнопения. Будучи высокообразованным богословом, он способствовал победе Церкви над многочисленными ересями, процветавшими в Сирии, так как эта страна находилась на стыке всех древневосточных миров и культура ее впитала самые разнообразные религиозные течения и верования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

22 Ср. Кириченок Е. И. Символика сакрального пространства в русской архитектуре (город и село, кремль и монастырь, храм)//Макариевские чтения: “Христианская символика”. С. 437. 23 См. Священник П. Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств//Священник П. Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 201–205; То же//Священник П. Флоренский. Собрание сочинений. Т. 1: Статьи по искусству. Paris, 1985. С. 41–55. 24 Диакон Е. Самойлов. Православная вечерня//ЖМП. 1971. 2. С. 72–73; Георгиевский А. И. Церковная свеча и её символика//ЖМП. 1977. 9. С. 78–80. 26 Архиепископ Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения. М., 2009. С. 211. Имея в виду пластичность воска, составитель кондака преподобному Макарию Египетскому (†390; пам. 19 янв.) говорит: “Богоноснаго быв убо Антония ученик, отче, искренний, якоже воск, изобразуя, всякую изобразил еси того поистине добродетель…”. — Минея Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 109. 27 В русском переводе читаем этот текст: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:14–16). 31 Минея Сентябрь. С. 276. В службе иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Всеблаженная, прославляется введение Богоматери в Иерусалимский храм и при этом говорится: “…свещеносныя же девы светло стекошася к Создателю”. — 3 тропарь 3 песни канона//Минея Сентябрь. С. 36. 38 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950. С. 14. Используя мысль князя Симеона, Н. С. Борисов назвал книгу о преподобном Сергии: “И свеча бы не угасла” (М., 1990). 39 Из чудес святителя Николая в близкое к нам время известно, как в 1950-е годы одну благочестивую женщину соседка пригласила в храм на праздник Мирликийского Чудотворца. Но она сказала, “что у неё нет денег даже на свечку. Пошла она на рынок и, проходя между рядами, где было немного людей, увидела, что порыв ветра кружит под её ногами рубли. Когда она их собрала, оказалось десять рублей, по тем временам сумма немалая. Рассказала она об этом соседке, а та сказала: “Это тебе Николай Угодник послал!”. — Никола Милостивый. Чудеса святителя Николая в наши дни. М., 2008. С. 236.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010