Глава 7 …в лавре Пиргийской – Греческое слов «пиргион» (собственно «башенка») имело также значение «келейка». Пиргийская лавра находилась подле Иордана. …Аввы Антония… – Имеется в виду Антоний Великий (см. коммент. к разделу «Изречение отцов пустыни»). Глава 20 Драконарий – войсковой знаменосец; знамя в виде дракона, полезное, между прочим, стрелкам для учета направления и силы ветра, на исходе античности заимствуется римлянами у восточных нардов и распространяется от Ирана до Британи. …Рабе Твоей Фекле… – См. «Деяния Павла и Феклы». Глава 24 Хозива – место в Палестине. Святой Град – Иерусалим (ср. его арабское обозначение с тем же назначением – аль-Кудс). Иерихон – город в 37 км от Иерусалима. Глава 45 …в лавре Фаранской … – Между Синаем и Красным морем. Глава 47 …Есть в Ливанской Финикии город Гелиополь… – в отличие от египетских и греческих городов с тем же названием. Глава 70 Старец – монах, со ссылкой на которого изложен предыдущий рассказ. Глава 77 Софист – здесь: профессиональный преподаватель красноречия и, шире, светски образованный человек общегуманитарной специализации. Софроний – друг Иоанна Мосха и спутник его странствий. Здесь имеется в виду Евлогий Александрийский . Тетрапил -портик на пересечении двух главных улиц Александрии. Иеремия – иудейский пророк VII-VI вв. до н.э.; после гибели Иудейского царства окончил жизнь в Египте. По утверждению «Житий пророков», приписанных Епифанию Саламийскому (IV-V вв.), но, по-видимому, ему не принадлежащих, Александр Македонский, вообще фигурирующий в иудейских и христианских легендах как друг «истинной веры», перенес останки Иеремии как святыню и залог благоденствия в основанную им Александрию. Глава 94 Востра – столица риской провинции Аравии. Киновия -общежитийный монастырь. Мотив яда, теряющего свою смертоносную силу по молитве святого, присутствует в легендах об апостоле Иоанне Богослове. Ср. обещание Христа об уверовавших: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им» ( Мк 16:18 ). Глава 107 История о льве, прирученном святым Герасимом, пользовалась в Средние века особой популярностью, найдя отражение в русской иконописи; на Западе она была по ошибке перенесена на Блаженного Иеронима, атрибутом которого стал при этом лев 9например, на знаменитой гравюре Дюрера).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Пустынники приняли это малое приношение с такой благодарностью к Господу, как бы от Его руки. Кто жил всегда в довольстве, и никогда не знал лишения, тому и не понять этого. В великие праздничные дни все старцы собирались в келью к о. Афанасию на общее келейное богослужение. По окончании богослужения вместе обедали; иногда подкрепляли изможденные многолетними подвигами силы свои чаем, или за неимением его, какой-нибудь другой травкой; а молодому Александру, как новоначальному, в первое время и в этом был отказ. Впоследствии ему дозволялось иногда после угощения старцев допивать жидкий спитой чай, почти что одну горячую воду, и по благословению старца, он пивал это, по собственным его словам, с большим вкусом, чем другие пьют лянсин. После сего старцы расходились до следующего праздника. На Пасху же и на Рождество, а также и в другие нарочитые праздники приходил к ним из ближайшего села Луги (верстах в 7) старец священник, и приобщал их запасными св. дарами. Ни из зверей, ни из людей никто не возмущал душевного спокойствия Рославльских безмолвников. В продолжение целой зимы около их кельи выли волки, но к вою их они так привыкли, как бы к вою ветра. Медведи иногда расхищали их огороды, но самих их никогда не трогали. Раз только готовилось для них испытание. Рославльский исправник, проведав, что в лесу живут «богатые московские купцы» (так называли о. Моисея с братом), вздумал отправиться к ним для освидетельствования, – исправны ли их бумаги, и не раскольники ли они? и т. д. Но и это испытание Господь отвратил от рабов своих. Целый день около них проездил исправник и не мог найти их келий, хотя с разных сторон весьма близко подъезжал к ним. Из опыта известно, как важно начало монашеской жизни: преуспеяние в ней много зависит от того, какое произволение человек оказывает при самом вступлении в нее. Избрав старшего своего брата себе старцем и руководителем в духовной жизни, Александр предался ему в совершенное послушание, с полной верой и с тем же горячим произволением, которое являл и в других своих подвигах; и это-то послушание в свою очередь облегчало и услаждало многотрудную его жизнь. Вот как в последствии о. Антоний писал одному из своих учеников, в назидание, о вступлении своем на поприще монашеской жизни:

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

В самой древней церкви на Фарерских островах совершено православное богослужение Рейкьявик, 23 января 2018 г.      12-15 января 2018 года по благословению руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископа Венского и Будапештского Антония настоятель Николаевского ставропигиального прихода в Рейкьявике (Исландия) протоиерей Тимофей Золотуский совершил пастырскую поездку на Фарерские острова, сообщает Патриархия.ru . 13 января в поселке Чирчубёвур (остров Стреймой) было совершено богослужение в самой древней сохранившейся на Фарерских островах церкви — Олавсчирчья, церкви святого Олава. Протоиерей Тимофей Золотуский с группой православных верующих, проживающих на Фарерах, совершил молебное пение святому благоверному королю Олаву и святителю Николаю Чудотворцу. Отец Тимофей также освятил привезенную с собой икону святого Олава и передал ее на молитвенную память семье Патурссонов — хранителям храма в Чирчубёвуре. Оригинал иконы святого Олава хранится у настоятеля прихода святой Анны в Тронхейме иерея Александра Волоханя.      По окончании молебна отец Тимофей и прихожане посетили расположенные неподалеку развалины храма святого Магнуса (Магнусарчирчья) и церкви Пресвятой Богородицы (Мариючирчья), где исполнили православные песнопения. 14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, протоиерей Тимофей Золотуский совершил Божественную литургию в церкви в поселке Фуннингур (остров Эстурой). Богослужение совершалось на церковно-славянском, сербском, английском и исландском языках. Настоятель прихода в Фуннингуре пастор Эмиль Ольсен прочитал евангельское зачало на фарерском языке. Из-за ураганного ветра начало богослужения было перенесено на вторую половину дня. Несмотря на непогоду, православным верующим с разных островов удалось добраться до Фуннингура, чтобы помолиться за Божественной литургией, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.      Вечером того же дня состоялось собрание русскоязычных православных верующих и российских граждан, проживающих на Фарерах. Отец Тимофей провел с ними беседу, а также обсудил перспективы развития православной общины на островах. Было принято решение о регулярных собраниях общины для совершения богослужений мирским чином, а также для совместного прослушивания проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Фото: orthodox.is 23 января 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/110099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 12.02.1889, с. Луппа Лохвицкого у. Полтавской губ.- 21.03. 1974, Тбилиси), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. Род. в крестьянской семье, закончил церковноприходскую школу. В 1906 г. поступил в Глинскую пуст. под начало иером. Антония (Ветра) . Нес послушание в гостинице, в прачечной, в саду, на кухне. В 1913 г. переведен в ошский Покровский мон-рь под начало о. Иулиания (Гагарина). В 1915 г. направлен в действующую армию, попал в плен и 3,5 года прожил в Австрии. В 1918 г. вернулся в Глинскую пуст., нес послушание на мельнице, был возведен в должность эконома. Схиархим. Андроник (Лукаш) Схиархим. Андроник (Лукаш) В 1921 г. принял монашеский постриг с именем А. После закрытия пустыни в 1922 г. поступил в келейники к еп. Рыльскому, вик. Курской епархии Павлину (Крошечкину) и был рукоположен во иеродиакона. В 1923 г. А. был на 5 лет сослан на Колыму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Служил санитаром в лагерной больнице, за исключительную любовь к ближним заключенные называли его «мамой». В лагере совершил достойное погребение еп. Иринарха (Синькова), за что впосл. был награжден золотым крестом. В 1928 г. вернулся из ссылки и еп. Павлином был рукоположен во иеромонаха. В 1929 г., тяжело заболев, принял схиму и вскоре выздоровел. В 1939 г. за исповедание правосл. веры вторично осужден и сослан на Колыму. В лагере был всеми уважаем за подвижническую жизнь. Начальник лагеря, видя высокое смирение и необычайное трудолюбие А., взял его к себе на домашние работы, что, возможно, спасло ему жизнь. В 1948 г. А. смог вернуться в Глинскую пуст., открытую в 1942 г. В 1949 г. назначен благочинным и ризничим мон-ря. Мудрый духовный наставник, А. был наделен дарами прозорливости, утешения, молитвенности, безошибочно провидел внутреннее состояние человека и указывал ему самый верный путь ко спасению, его руководство отличалось особой мягкостью и добротой. Это привлекало к старцу и братию, и множество паломников. По молитвам А. исцелялись не только духовные раны, но и телесные болезни. В 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I возведен в сан схиигумена, в 1960 г. награжден палицей.

http://pravenc.ru/text/115400.html

Быстро пролетели будни, и приблизилось первое мое воскресенье в обители. Все эти дни я, ложась рано, еле-еле вставал к окончанию Литургии, боясь обострения болезни. Пообвыкнув и ощутив к концу недели небольшое физическое облегчение, я решился-таки принудить себя выстоять всю воскресную службу и причаститься Половина четвертого утра. Звезды и шум ветра в листьях деревьев на пути в церковь. В то утро в службе принимал участие и старец, посему все было невероятно степенно и долго. Чтобы отогнать головокружение и тошноту, приходилось выходить во двор, омывать лицо, гулять вокруг Церкви, — лишь бы выдержать до конца службы. Поневоле подтрунивал над собой: «Дожил, в сорокапятиградусную жару по Амурской тайге в армии бродил, сутками мог без сна пахать, а здесь — на тебе, постоять спокойно не можешь!» Забрезжил рассвет. Началась Литургия. Пришло время причащаться, и я, на подкашивающихся ногах и с внутренней дрожью, встал одним из последних. Отец Паисий, грек канадского происхождения, много лет подвизавшийся в Филофее и ставший игуменом «Святого Антония», причащал монахов и паломников. Отец Паисий, услышав мое негреческое имя, взглянул в глаза и спустя мгновение произнес: «Причащается раб Божий…» «Слава тебе, Господи!» — с облегчением подумал я, отходя от Чаши Трапезная наполнилась народом, приехавшим на праздники. Вот и детишки, которых я приметил в Церкви, по виду — точно русские. В ноздри пахнуло чемто вкусным. Оказалось, что по воскресеньям разрешено оливковое масло, поэтому мы славно поели чего-то жареного, морского, и салата из фруктов. Работы в воскресный день не было, все куда-то разошлись, а я решил проведать «свой» виноградник.. Затрудняюсь описать то, что произошло в этот день Зрение мое как бы изменилось, стало резче, пустынный воздух — невероятно прозрачным. Головная боль, до тех пор не отпускавшая меня двадцать четыре часа в сутки, как будто отошла на задний план. Если и есть слово, способное вместить ощущаемое в тот момент, то это «пронзительность». Я долго бродил по винограднику, обошел весь сад и все часовенки. После этого я решил отправиться на вечерню и раннюю общую трапезу

http://pravmir.ru/vinogradnik-starca-efr...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 3 дня Поздравляем с праздником Победы! Афон. Моему деду, не вернувшемуся с Войны Поздравляем с праздником Победы! Афон. Моему деду, не вернувшемуся с Войны   Умещается море в ладонь, Я его от штормов берегу. Вот кораблик — зеленый огонь. Вот маяк на ночном берегу. Я храню их от бурь и ветров Вместе с городом, там, у воды. Вот и дом, он почти еще нов. И дорожка, где чьи-то следы. И ступеньки, и дверь... Тишина. И портьера от ветра дрожит. И портрет... твой портрет у окна, Там, где света полоска лежит...     Стихи монахов Святой Горы Афон Комментарии Всего комментариев: 4 2014/05/12, 22:29:25 Отцы бились за лучшую мирную жизнь , Сыновья трудились для достойной жизни семьи , Внуки творят красивую жизнь а у Правнуков все есть и им скучно хочется развлечься нарушая традиции . все возвращается на круги своя и люди мы же способны прорвать порочный круг истории . так сложно жить с верой , надеждой и любовью к Братиям и Сестрам своим . просвети умы наша и спаси Господи всех . валериан 2014/05/11, 09:37:24 С праздником победы! Прошу молитв о упокоении душ погибших на войне моих родственников рабов Божиих воинов Симеона, Потапа, Емельяна, Антония, Василия, Николая и других имен которых не знаю. Упокой Господи души усопших всех погибших и не попусти новых войн. Димитрий 2014/05/10, 23:10:59 С СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ! Раба Божия Ирина (Москва) 2013/05/11, 13:44:40 Посвящается маме... В моем саду сирень цветет, И у окна - скамеечка. И от нее остался светлый след В душе моей, как песнь - жалеечка. И расстояние отмерило предел - Тот путь, что в Божий дом ведет. И мама моя там живет, В райском саду поет как горлица. В ладонях - лепестки цветов, Что на земле весной цвели. И синий, нежный василек Дрожит в протянутой руке... Раба Божия Валентина Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1493

Но не могу сказать, подлинник ли это, или копия. С него сделаны были литографии, которые ходили по рукам. Преосвященный Иаков там в Петербурге и умер, умер так, как и жил везде и всегда. Умер в нестарые годы, положительно от постнического истощения. От недостатка питания в чужом петербургском климате, при недостатке чистого воздуха и движения, у него развилась водяная. Дело стало в великий пост. Врачи заявляют необходимость более сильного и легкого питания, иначе смерть грозит. Святитель отказался сделать себе какую–либо послабу, изнемог окончательно и скоро после пасхи скончался. Погребен в Александро–Невской лавре, без выдающегося народного внимания. Тогдашняя уже знаменитость, архимандрит Макарий, впоследствии митрополит московский, произносил надгробное слово. Я все это видел своими очами и грустил на тему, что не так похоронили бы сего святителя–подвижника в его кафедральном граде, благочестивом Нижнем Новгороде, как в холодном, безучастном Петербурге. А все перст Божий. Это был самый непреклонный подвижник–монах, какого я видел и знал на своем веку. Рассказывают за достоверное, что, по окончании курса в с–петербургской духовной академии, он совсем было собрался сочетаться законным браком и избрал себе даже невесту. Но перст Божий. Когда он был в доме родителей невесты, поднялась буря и гроза, причем от поднявшегося ветра хлопала калитка; мать по­просила дочь–невесту выйти притворить калитку. Вдруг удар грома, и девушка–невеста пала мертвою. Жених перекрестился пред образами и тут же, пред родителями скончавшейся оказал: «Так Богу угодно; Бог зовет меня на иное поприще». А взявшись за рало монашества, богозванный монах уже не озирался вспять; напротив: все простирался в предняя и в предняя, в восхождении по лестнице монашеского подвига, который и истощил его даже до смерти. Думаю, что даже у святителей митрополитов Филофея и особенно Филарета, а также у Антония, архиепископа казанского и Евсевия могилевского их постническое подвижничество развивалось проще и естественнее, не так настойчиво и неуклонно, как у архиепископа Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В храме святого апостола Павла заканчивается косметический ремонт. Храм святого Николая расположен в помещении бывшего магазина. Это большая удача: каменные стены здания, стоящего на вершине холма, хорошо защищают от ветра и дождя. Прихожане храмов встречают гостей с особым радушием. Не сговариваясь, все повторяют: «мы любим гостей». После традиционных песнопений кенийские верующие, хлопая в ладоши под звуки барабанов, обязательно исполняют свои специфические песни и танцы. vk fb tw ok @ g+ lj Причастие К Причастию на воскресной Литургии идет почти весь храм. А вот исповедаются кенийцы не чаще одного раза в месяц. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj Рукописные богослужебные книги В Кении издаются богослужебные книги на местных языках, но не каждый приход может себе их позволить. Священники больше доверяют рукописным книгам, по которым служат уже много лет. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj В кенийских семьях традиционно много детей. Нынешние младенцы – это уже не первое поколение православных верующих в этой стране. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj Наряду с традиционными песнопениями, в храмах исполняются песни и танцы на традиционные мелодии в сопровождении барабана. Обычно это происходит после Литургии прямо в храме, или в церковном дворе. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj Главное сокровище кенийского алтарника – его богослужебная одежда, стихарь. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj Проповедь семинариста Проповедь семинариста в храме святого Марка. Учащиеся семинарии обязаны заниматься миссионерством на приходах, которые направляют их учиться. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj Жители отдаленной деревни встречают гостей своего прихода традиционными песнями народа Кикуйю. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj Пришли за водой Дети пришли за водой на церковный двор храма святого Антония. Фото: Денис Маханько vk fb tw ok @ g+ lj Прихожане, в домах которых нет электричества, приносят мобильные телефоны в храм для зарядки. Фото: Денис Маханько Однако деятельность кенийских православных не ограничивается богослужением.

http://pravoslavie.ru/49345.html

Но не только по этой причине книжка с такими сентенциями должна была быть изъята из православной книготорговли. По сути своей тот взгляд на Матрону, который выражен в этой книге, не является православным. Это скорее жизнеописание какой-нибудь магической целительницы и ясновидицы вроде Ванги, но не христианки. Религиозная жизнь персонажей этой книжки вращается главным образом вокруг “сглазов” и “порчи”. “К Матушке приходили разные люди, в том числе и темные, после которых она болела, сникала и говорила: за борьбу с ними она расплачивается болезнями. Рассказывала она мне, что сидячей стала так: Шла в храме после причастия и знала, что к ней подойдет женщина и отнимет у нее хождение. Так и было” . “Матушка сказала: Бывают мнимые болезни, их насылают. Боже упаси поднимать на улице что-либо из вещей или денег . “В дни демонстраций Матушка просила закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей”. Оказывается, оконное стекло может остановить демонов. Живи под стеклянным колпаком и спасешься… Но не стоит на это надеяться. Как предупреждал прп. Антоний Великий : “Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери” (свт. Афанасий Великий . Житие Антония, 28). Так что же это за “насланные болезни”, что это за “сглазы” и “порчи”? The Esoteric & The OcculmNockoльky же мы ничего не узнаем о “порче” из книг по богословию и истории церковной мысли, то надо обратиться к историкам, изучавшим народные верования. Н. Костомаров так пишет об этом народном убеждении: “Под именем порчи в обширном смысле разумелось вообще нанесение вреда человеческому здоровью от злоумышления или зложелательства, при участии нечистой силы; но в тесном смысле сюда относились по преимуществу те нервные болезни, которые внезапностью и исключительным ужасом припадков потрясают воображение, настроенное к таинственным толкованиям… Порча сообщалась через разные предметы, посредством ветра и выимки следа. Равным образом колдуны пересылали свое зложелательство через подмет разных вещей, к которым случайно мог прикоснуться тот, на кого обращалось злое намерение. Не только верили, но даже избегали сомненья в том, что причины таких явлений надобно искать исключительно во влиянии злых духов, а не в обыкновенной природе. Очень часто появлялись беснующиеся и кликуши.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

Начинается крестный ход. Тиха аризонская ночь, даже цикад не слышно, попрятались. И совсем нет ветра, даже не надо прикрывать свечу ладонью. Сквозь веера пальм и серебряное кружево олив плывет половинка луны. Мы обносим Плащаницу вокруг храма под погребальный звон колокола и возвращаемся. Все лепестки с пола народ подобрал, и только на том месте, где стояла Плащаница, мерцают алые капли. В субботу на Литургии Василия Великого я причастилась Святых Таин Христовых в монастыре Святого Антония. Между Литургией и вечерней службой получаю благословение Геронды Паисия на написание статьи в российский провинциальный православный журнал. Геронда Ефрем принимает в основном греков, он не говорит по-английски. Греки едут к нему не только со всех концов Америки и Канады, но и из Греции. Я спросила двух немолодых гречанок из Каламаты: зачем же ехать так далеко? Ведь у них столько монастырей и старцев на родине. Они сказали, что старец был для их семей отцом и советчиком еще в Греции. Он — святой, он (женщина долго подбирает слово на чужом языке) — gold, золото, сокровище. «Мы приезжаем к нему на исповедь и за помощью, когда нам трудно». Иду на ланч — самое время сказать несколько слов о монастырской кухне. Еда простая, но очень вкусная. Даже в пост. В книге старца Ефрема говорится о чудесном фасолевом супе, который готовил старец Иосиф. Не знаю, старца ли это рецепт, но суп и правда — пальчики оближешь. И хлеб необыкновенный, и оливки, и артезианская вода. А местный грейпфрутовый сок и оливковое масло?! Орехи, изюм, халва… Но все эти вкусности больше для паломников, монахи в Страстную неделю держат суровый пост. Я честно стараюсь хоть немного поспать перед Пасхальной утреней, но уснуть невозможно. И в одиннадцать я у собора, где уже собрался народ. Очень много местных русских: из Финикса, Тусона и маленьких окрестных городков. Милая молодая женщина Наташа живет совсем неподалеку, она приехала с тремя дочерьми. И девочки, и мама одеты в национальные русские сарафаны. В их городке есть маленький православный приход, а по большим праздникам они часто приезжают в монастырь.

http://pravoslavie.ru/82191.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010