Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [груз. ] (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (21-26 нояб. 1756 - март 1764; с дек. 1755 местоблюститель). Принадлежал к кахетинскому княжескому роду, происходившему от моурави (правителя) Велисцихе Джандиера. 16 дек. 1755 г. Собор Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) осудил церковную политику предшественника И., католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) , установившего тесные контакты с миссионерами-католиками. Католикос-патриарх был обвинен в принятии унии, низложен и запрещен на 18 месяцев в священнослужении; местоблюстителем предстоятеля Мцхетского Католикосата был избран архиеп. Руставский И. (до хиротонии подвизался в мон-ре Давидгареджи ). Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Сведений об И. сохранилось немного. Ф. Жордания в монографии, посвященной католикосу-патриарху Антонию I, приводит письмо И. от 28 янв. 1756 г., направленное клиру Руставской епархии с повелением «по-прежнему поминать» в церквах опального католикоса-патриарха, к-рый принес покаяние на Соборе (янв. 1756). Решением следующего Собора (4 апр. 1756) Антонию I было разрешено выехать в Россию, где проживали его родственники, потомки царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). На Соборе 21-26 нояб. 1756 г. И. был возведен на Патриарший престол Мцхетского Католикосата. Интронизация состоялась в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете в присутствии царей Картли Теймураза II (1744-1762) и Кахети Ираклия II (1744-1762; 1762-1798 - Картли-Кахети). Современник И., грузинский историк Папуна Орбелиани, описавший эти события, отметил, что И. с юношеских лет отличался «святостью и добродетелью» и имел дар чудотворения: по его молитвам больные выздоравливали, слепцы прозревали ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 244).

http://pravenc.ru/text/578463.html

д. «Законы католикосов» сохранились в сборнике гражданского права груз. царя Вахтанга VI (Кекел. S 51, 1794 г.; Н 3167, 1797 г.; Н 3046 и др., XIX в.- ПГП. Т. 1. С. 393-397) и были приняты на Соборе 1543-1549 гг., созванном в Имерети по инициативе католикосов Вост. и Зап. Грузии. На Соборе присутствовали 9 епископов (сохр. их подписи), в примечании указано, что при составлении документа они руководствовались Великим Номоканоном. В «Законы католикосов» вошли 23 постановления Собора, к-рые предусматривают суровые наказания за ограбление мон-рей и церквей, смертоубийство, воровство, измену царю, незаконные браки, торговлю пленниками и т. д. «Распорядок и заповеди» (Кекел. А 1085, XV-XVI вв.- ПГП. Т. 3. С. 351) - это характерный памятник церковного права XVI в., касающийся приходского устройства Церкви. Содержит 4 пункта правил, установленных патриархом для прихода Гергетского храма. Принятый в пределах только одного прихода, он регулировал отношения священно-церковнослужителей и прихожан, напоминал о соблюдении поста и выходных дней, запрещал священству ношение и держание холодного оружия и т. д. Царь Картли-Кахети Ираклий II. Прижизненный Портрет (ЛМГ) Царь Картли-Кахети Ираклий II. Прижизненный Портрет (ЛМГ) От XVIII в. сохранилось неск. документов церковного права. «Постановление Церковного Собора о монастырском чине и распорядке» (Кекел. Ad. 340, 1702 г.- ПГП. Т. 3. С. 633-635) было принято в присутствии католикоса Евдемона, архиеп. Алавердского Николая, архиеп. Ниноцминдского Христофора и др. епископов, а также представителей мон-рей и приходов. Оно состояло из 5 правил, касающихся распорядка монастырской жизни (запреты на переход монахов Давидгареджи в др. мон-рь, запрет о принятии на светскую службу отлученных от Церкви и т. д.). В 1748 г., на собранном в царском дворце в Тбилиси царем Кахети Ираклием II Церковном Соборе под председательством католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) были приняты «27 правил» (Кекел. Q 412. Л. 1-8, 1755 г.- ПГП. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/639853.html

«Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было», — преподобноисповедник Антоний (Абашидзе) Источник: Православие в Украине С конца 1937-го до 1941 года владыка Антоний был единственным православным архиереем в Киеве. Почти через 70 лет со дня смерти, 14 июня 2011 года, Священный Синод УПЦ прославил его в лике месточтимых святых ( журнал 21 ). Посвятить себя на служение Церкви Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) принадлежал к старинному и знатному грузинскому роду. По отцу он происходил из князей Абашидзе, по материнской линии был в родстве с другим знаменитым княжеским семейством — Багратуни, из которого вышел герой Отечественной войны 1812 года генерал Багратион. Родился будущий светильник Церкви 12 октября1867 г. в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии в имении своих родителей. По окончании Тифлисской гимназии поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1891 г. с отличием. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но вместо этого князь Давид неожиданно для близких уехал в Киев и там, сдав «поверочный экзамен», поступил на I курс Киев­ской духовной академии. 1 октября1892 г. Давид Абашидзе подал на имя ректора академии епископа Сильвестра (Малеванского) прошение, в котором писал: «Имея непреодолимое желание привести в исполнение обет, давно данный мною Господу, посвятить себя вполне на служение Святой Его Церкви, прибегаю к стопам Вашего Преосвященства и смиреннейше прошу посвятить меня в иноческий чин». Как напишет позднее сам владыка, «Господь сподобил меня воспринять иночество в церкви Преподобного Антония в Ближних пещерах в Святой Успенской Киево-­Печерской Лавре, в коей, пред поступлением своим в Духовную Академию и при вступлении в монашество, прожил 3 месяца, а по принятии иночества, в продолжение 4 лет своего обучения, считал Св. Лавру своим родным монастырем». В том же году 16 ноября Давид Абашидзе был пострижен в монашество с именем Димитрий, в честь свт. Димитрия Ростовского. Через пять дней, 21 ноября, в Богоявленской церкви Киево-Братского монастыря рукоположен в сан иеродиакона.

http://pravoslavie.ru/48151.html

Седьмой принцип: русский народ – это суперэтническая общность, становым хребтом которой являются этнические русские в их триединстве: великороссов, малороссов и белорусов. Инструментами вхождения в русскую суперэтническую общность для представителей всех народов и народностей России являются русский язык и русская культура. В нашей истории полно примеров, когда нерусские русские защищали Россию, обогащали наше Отечество научными и культурными достижениями. Русская Церковь чтит как русских святых царевича Петра Ордынского, этнического татарина Авраамия Болгарского, этнического вепса Александра Свирского, этнического серба Савву Крыпецкого, этнического эллина Максима Грека, этнического латинянина Антония Римлянина, этнических немок Елизавету Фёдоровну и её сестру Александру. Мы гордимся русскими военачальниками и флотоводцами Бурхардом Минихом, Михаилом Барклаем де Толли, Эдуардом Тотлебеном, Иваном Крузенштерном, Самуилом Грейгом, Петром Багратионом, Александром Чеченским, Иваном Баграмяном... Нашу науку и культуру прославляли потомок эфиопа Александр Пушкин, потомок шотландца Михаил Лермонтов, малоросс Николай Гоголь, грузин Шота Руставели, датчанин Владимир Даль, молдаванин Антиох Кантемир, еврей Осип Мандельштам, дагестанец Расул Гамзатов... И все они – русские, как представители самобытного государства-цивилизации по имени Россия. И сегодня на полях сражений на Украине выковывается это русское братство воинов разных национальностей: великороссов, малороссов, чеченцев, татар, башкир, якутов, бурятов и других малых и больших народностей России. Фёдор Михайлович Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи в 1880 году пророчески предсказал, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». И сегодня, когда на наших глазах осуществляется пророчество славянофилов о «гниении Запада», слова Достоевского звучат по-настоящему актуально: «Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению... Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/na...

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Опасаясь, чтобы такое, истинно царственное сокровище, не перешло в частные руки совершенно иного поколения, Князь намерен был завещать животворящий крест сей в собор Успенский, где хранится и священный гвоздь от сего креста, принесенный предком его, Царем Имеретинским Арчилом, так как он уже уступил одно подобное сокровище – крест Св. Нины, Тифлисскому собору. Между тем смерклось, и наступившая непогода умножила ночной мрак. Гостеприимный владелец Лыскова предложил мне у себя ночлег, и мне отвели в верхнем жилье обычный приют для его посетителей. Три большие портрета поразили меня при входе: Шаха Аббаса, одного из величайших властителей Персии, горько памятного Грузии, последнего Католикоса Антония, сына великого Ираклия, и бывшего Имеретинского Царя Арчила, который пять раз возводим был на престоле в Кутаиси, и столько же раз терял свое шаткое достояние. Этот отрывок Грузинской истории в лицах, под кровом восьмидесятилетнего родного внука Царя Бакара, которым окончилась в Грузии старшая династия Карталинская, посреди внешних бурь своего царства, и притом еще бурная ночь, при раскатах грома и блеске молнии:– много было тут высоко-поэтического для меня, посетившего колыбель Багратионов, у подошвы Арарата и Казбека, и ознакомившегося с их народными преданиями. Долго не мог я заснуть, доколе, наконец, не усыпил меня однообразный шум ливня, бившего в окна, как убаюкивающий шепот природы над колыбелью детей своих. Казань От Васильсурска, который сторожит на крутой горе устье быстрой Суры, впадающей в Волгу, напоминая именем своим отца покорителя Казани, погрузился я, на сто верст, в вековые дубравы Черемисские, обозначающие пределы Казанской области. Долго служили они, по нагорной стороне Волги, заветным забралом враждебному Царству, от оружия возмужавшей России, доколе не обогнули их по водам ее ратные ладьи и не проникли их наконец воинские дружины. Тогда открылись победителям таинственные требища Черемисов, в сердце их заповедных лесов, и свет Христианства мало-помалу стал проникать во мрак языческих дебрей, где рассеяны были их древесные жилища. Но и доселе великолепны леса сии, освежающие путника тенью столетних дубов своих и лиственниц, как будто бы рука человеческая еще не коснулась их недоступного величия. Если и открываются кое где просветы в очищенные поляны, редко однако расступаются зеленые стены по сторонам столбовой дороги; гуще и гуще становятся леса, по мере приближения к Чебоксарам, первому уездному городу Казанскому, который был заложен Святителем Гурием, когда он плыл в свою новую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Некресскому) Иоанну о добровольном обращении в крепостных (Там же. С. 361), в «Книге пожертвований монахини Елены Николаю Алавердскому» того же года (ПГП. 1970. Т. 3. С. 790-791), в грамоте 1749 г. Автандила Джавахишвили настоятелю мон-ря Натлисмцемели об отсутствии имущественных претензий к с. Чвироси (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 371-372). Еп. Иоанн был участником церковных Соборов: 1748 г., на котором рассматривались нарушения в ГПЦ и пути их искоренения (подпись еп. Иоанна стоит в документе 11-й, между подписями цилкнели Христофора и урбнели Филиппа (ПГП. 1970. Т. 3. С. 798-804)), и 1762 г., где решались мн. вопросы епархиального управления и контроль за исполнением постановлений Собора был поручен алавердели Зинону, некресели Досифею и самебели Иоанну (Там же. С. 848-850). В 1752 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788) наградил еп. Иоанна правом носить облачения из виссона (Там же. С. 823). По указу царя Картли Теймураза II (1744-1762), царя Кахети Ираклия II (1744-1762) и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (1755-1764) от 29 марта 1760 г. мон-рь Натлисмцемели был выведен из юрисдикции самебели и переведен в ведение ниноцминдели (Там же. С. 843; Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 403). К. е., как и др. епархии Вост. Грузии, в XVII-XVIII вв. неоднократно разоряли персы и лезгинские племена (леки). Периодически ее объединяли с другими епархиями (напр., с Руставской в сер. XVII в.- Исторические документы Гареджи. 2011. С. 725), либо она оставалась вдовствующей (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1765 г. указом царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) и католикоса-патриарха Антония I К. е. была упразднена. Ее территории были разделены по р. Иори (Там же. С. 916) и переданы в управление еп. Руставскому Доментию и митр. Ниноцминдскому Савве (Там же. С. 860). Царь Ираклий II (в документе ошибочно указан 1720) оставил митр. Савве следующее распоряжение: «Когда восстановятся церкви Самеба и Додо, должно им вернуть крестьян, поместья и украшения» (Исторические документы Гареджи.

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Ираклий II особенно заботился о заселении Н. е. и возрождении здесь сельского хозяйства ( Гильденштедт. 2002. С. 88). Царский указ от 1771 г. запрещал брать крестьян, принадлежавших Некреси, в течение 2 лет в малые походы из-за ведущегося в мон-ре строительства; разрешалось привлекать их только в походы в чужие страны или на Ахалцихе; также запрещалось взимать в течение 2 лет гос. налоги с продовольствия и вина. Эти подати некресели должен был направлять на нужды церкви ( Какабадзе 1967. С. 223). Вслед. участившихся набегов лезгин паства Н. е. сильно сократилась. К кон. XVIII в., как явствует из пояснения католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони ; 1788-1811) к ген. К. Ф. Кноррингу, власть некресели распространялась на 14 селений и 5 князей (ПГП. 1970. С. 1114; Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531). Еп. Амвросий перенес архиерейскую резиденцию из разоренного мон-ря Некреси в Шилду, в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Шилдели. 1895. С. 6-7). Эпиграфические памятники Шилды свидетельствуют об активной хозяйственной и строительной деятельности еп. Амвросия (Там же. С. 6; Барнавели. 1961. С. 133-134). По утверждению историка XIX в. П. И. Иоселиани, еп. Амвросий скончался в Тбилиси в 1799 г. ( Иоселиани. 1936. С. 258). Однако источники доказывают, что еп. Амвросий дожил до 1815 г. ( Нижарадзе. 2008. С. 31-32). В прошении жителей с. Агдгома в Шихиани на имя царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) от 14 окт. 1799 г. Некресским епископом назван Григорий (Нодаришвили) (ПГП. 1985. Т. 8. С. 577). Некресели Амвросий был, видимо, на нек-рое время по неясным причинам смещен с кафедры, но вскоре восстановлен. В 1801 г., после присоединения Грузии к Российской империи, царевич Давид предпринял попытку отстранить еп. Амвросия, обвинив его в «согласии с мятежниками» (Письмо от царевича Давида к католикосу Антонию от 7 февр. 1801 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 323), но, видимо, безуспешно. В 1802 г. еп. Амвросий вместе с тавадами (князьями) и иерархами Кахети подписался под прошением на Высочайшее имя о восстановлении Царского дома в Вост.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Прав. Илия Чавчавадзе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В 60-х гг. XIX в. в среде груз. интеллигенции, получившей образование в России, возникло движение «Тергдалеулеби» (т. е. испившие воды Терека; выпить воды из Терека при пересечении Кавказского хребта считалось символическим прощанием с родиной), или «Пирвели даси» (Первая группа). Движение положило начало новому этапу национально-просветительского движения в Грузии. Оно продолжало и развивало патриотические и демократические традиции ранних груз. гуманистов и просветителей: Вахушти Багратиони , католикоса-патриарха Антония I, А. Амилахвари, Д. Гурамишвили, Н. Бараташвили, Г. Эристави, Д. Кипиани и др. «Тергдалеулеби» возглавил прав. Илия Чавчавадзе (1837-1907), с именем к-рого связан прежде всего идейный переворот в идеологии груз. национально-просветительского движения 2-й пол. XIX в. Движение поддерживали широкие круги груз. об-ва, его членами были такие груз. мыслители, писатели, поэты, как А. Церетели, С. Месхи, Н. Николадзе, Д. Гогебашвили, А. Казбеги, Важа Пшавела и др. Первым печатным органом об-ва стал ж. «Сакартвелос Моамбе» (Вестник Грузии. 1863), закрытый после выхода 12 номеров. Позже «Тергдалеулеби» сотрудничали с газ. «Дроеба», ж. «Кребули» (Сборник), основанным св. Илией журналом «Иверия» (с 1886 газета). Большое внимание уделялось проблемам Грузинской Церкви и груз. языку. В 1861 г. св. Илия писал о том, что «три богатства достались... от предков - язык, отечество, вера. Если мы упустим и их, то что мы за люди и какой ответ сумеем дать потомкам?!» ( Чавчавадзе. 1965. С. 49). Составной частью программы «Тергдалеулни» стало также пробуждение национального самосознания и среди грузин-мусульман и католиков, к-рые после присоединения юж. и юго-зап. территорий чувствовали себя в отрыве от остального правосл. населения Грузии. Особое внимание об-ва было направлено на изучение груз. языка. В 1879 г. в Тифлисе св. Илией было основано Об-во по распространению грамотности среди грузин, при к-ром были бесплатные учебные заведения, где обучение в отличие от гос. училищ велось на родном языке.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Одна из обнаруженных К. рукописей привлекла наибольшее внимание ученых. Это грузинский Евхологий (НЦРГ. А 86), относящийся к древнейшему периоду истории грузинского богослужения, когда ГПЦ следовала не к-польской, а иерусалимской литургической традиции (см. статьи Грузинская Православная Церковь (разд. «Богослужение»), Иерусалимское богослужение ). Рукопись содержит литургию ап. Иакова и чины хиротоний. В 1908 г. К. издал ее в русском переводе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 6-32), позднее - груз. текст ( Он же. Древнегруз. Архиератикон. 1912). В 1912 г. он опубликовал соч. «Иерусалимский канонарь VII в.», которое содержит выписки (как на груз. языке, так и в рус. пер.) из 2 рукописей древнегруз. перевода Иерусалимского Лекционария VI-VIII вв., представляющий собой указатель чтений из Свящ. Писания и уставных предписаний на каждый день года согласно иерусалимской традиции доиконоборческой эпохи. Т. о., К. первым ввел в научный оборот один из ключевых памятников по истории богослужения не только ГПЦ, но и визант. Церкви. Позже критическое издание древнегруз. перевода с учетом большинства рукописей было подготовлено М. Тархнишвили ( Tarchnischvili. Grand lectionnaire), издание арм. версии - Ш. Рену ( Renoux. Lectionnaire armenien). В 1917 г. К. опубликовал «Акафист Животворящему Кресту и хитону Господню» и «Чин древнегрузинской епископской хиротонии». Отдельные исследования ученого были посвящены празднованию в Грузии Рождества Христова (1954), литургическим доказательствам правомочности автокефалии ГПЦ (1906), литургической деятельности католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1914). К. принадлежит 2 исследования по истории груз. церковного календаря. В соч. «Грузинская эра и эортологический год» (1940) ученый рассмотрел т. н. древний (до Х в.) груз. календарь, основанный на делении года на 9 семинедельных циклов, что, по мнению ученого, доказывает связи ГПЦ и в целом книжно-культурной жизни Грузии с Сирией, Палестиной, Арменией и Ираном. К. подробно исследовал источники и принципы деления года. Так, он выявил, что 6-й период (от Пятидесятницы до дня памяти сщмч. Афиногена) содержит следы почитания сщмч. Афиногена не только в Др. Грузии, но и в Армении, где память этого святого трансформировалась в праздник роз (Вардавар) (подробнее см. в ст. Атенагеноба ). «Календарь Иоанна Грузина (Х в.)» (1950) является 2-м, исправленным изданием важного литургического памятника - компиляции груз. календарей Х в. (Sinait. iber. 34), составленного мон. Иоанном-Зосимом (1-е изд.: Джавахишвили И. Описание грузинских рукописей горы Синай. Тифлис, 1947. С. 200-225 (на груз. языке); лучшим критическим изданием является: Garitte. Calendrier Palestino-Georgien).

http://pravenc.ru/text/1684111.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010