В 1994 году склепы были восстановлены. 2 февраля 1994 года состоялось первое богослужение в пещерном храме, которое возглавил благочинный Свято-Успенской обители иеромонах Арсений (Яковенко) (нынешний наместник митрополит Арсений). Службу приурочили к визиту в Святогорский монастырь матери Главы Императорского Дома Романовых, Великой княгини Леониды Георгиевны. Была отслужена панихида по почившим князьям Андрею и Николаю Голицыных, останки которых в то время временно находились в алтаре древнего храма преподобных Антония и Феодосия. Род Голицыных имел семейные связи с родом князя Багратиона, к которому принадлежала сама Леонида Георгиевна. В октябре 1994 года в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских был установлен иконостас из чугуна и дюралюминия (автор проекта А.Б. Дашевский, чугунное литьё выполнено под руководством А.Г. Бовздаренко). Иконы для иконостаса были написаны донецкими художниками Г.В. Жуковым и В.В. Теличко. Иконостас восстановленной церкви имеет трёхрядную композицию: нижний ряд — преподобные Антоний и Феодосий, второй — Спаситель и Богородица на тронах, верхний ряд — Рождество Христово и Успение Божией Матери. Иконы были выполнены на медных листах темперными красками. 7 декабря 1994 года было произведено перезахоронение останков князей Голицыных в их родовую усыпальницу. В 1994–1995 годах по заказу СГИАЗ институтом «Укрпроектреставрация» был разработан эскизный проект реставрации фасадов притвора храма, находящегося над склепами (архитектор Г.А. Дядюшенко). В 1995 году в пещерном храме администрацией музея была открыта новая выставка для посетителей Святогорья под названием церква прп. Усипальниця вместо археологической выставки, которая в 1994 году была демонтирована и перенесена в другое выставочное помещение. В 1995 году наместником архимандритом Арсением (Яковенко) в монастыре были начаты широкомасштабные восстановительные работы. 16 июня приступили к демонтажным работам в Успенском соборе, и пока в главном храме обители шли реставрационные работы, литургии и вечерние богослужения стали совершаться в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Подобно служению древних иноков, положивших начало Святогорской обители жительством в пещерах, или семени, вложенному в недра земли, которое тайно готовит первые ростки и цветы — будущего благолепия святой обители, — таковыми были служение и молитва братии в этом пещерном храме. Чудотворный же образ Владычицы Богородицы, именуемый Святогорским, в это время находился в скромном правом отделении пещерника, где утром служились полунощница и молебны, а вечером — монашеское правило.

http://sobory.ru/article/?object=05584

При мне был у преосвященнейшего Макария князь Багратион, помощник главного начальника края, которому преосвященнейший меня представил. А во вторник приехал в Вильну Ковенский губернатор князь Оболенский: по сему случаю князь Багратион прислал за мной, чтобы познакомить с губернатором, и поручил меня его покровительству. Мне пожелалось у святых мощей виленских мучеников, Антония, Иоанна и Евстатия, отслужить литургию. Архимандрит Иоанн содействовал исполнению моего желания, испросив на то благословение от преосвященнейшего Макария. В среду, 5 ноября, Господь привел меня отслужить у мощей святых мучеников, в пещере, под алтарем монастырской великой церкви. Со мной служили два иеромонаха Стятодухова монастыря, и два иеродиакона, один монастырский, другой приехавший со мной о. Иоанн. Должность певцов исполнял по случаю приехавший тогда в Вильну, Сувалковской губернии, села Покровского единоверческой церкви диакон Михаил Архангельский , со своими детьми. Зрителями обрядов единоверческого служения были преосвященный Иосиф, и архимандриты Святодуховский Иоанн и Святотроицкий Евгений, ректор семинарии. По окончании литургии, когда я говорил отпуст, вошел в церковь святых мучеников Сербский митрополит Михаил, в это время прибывший в Вильну. Когда Сербский владыка вошел в алтарь, архимандрит Иоанн объяснил ему, что это служили единоверцы. Я принял благословение от владыки. Он спросил: как велико различие в служении единоверческом и православном? Архимандрит сказал, что разницы нельзя и приметить. Я со своей стороны ответил, что в сущности различия нет, а есть различие только в некоторых обрядовых действиях и выговорах, как например, вместо веков , веком, и подобные. Митрополит сказал: имеющих единство веры и таинств обряды не должны разделять. Того же дня я был в келлии у преосвященнейшего митрополита Михаила: просил его благословения и молитв в помощь себе на предлежащее дело, и, получив благословение, возблагодарил за сие Господа. Был я и в Святотроицком монастыре, у отца ректора Евгения. Духовенство виленское смотрело на нас приятно, принимало весьма ласково, за чтó да вознаградит их Господь. Были и в женском Мариинском монастыре, слушали вечерню: богослужение шло весьма чинно, все стояли в великом молчании, – очень нам понравилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ II [груз. ] (Багратиони Теймураз; 8.01.1762, Тбилиси -21.12.1827, Н. Новгород), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811). Царевич, сын царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони, брат последнего царя Картли-Кахети Георгия XII . Богословское образование получил в Тбилисской ДС , где в 1782 г. принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 г. в составе груз. посольства посетил Россию. В 1784 г. по просьбе Ираклия II рукоположен во еп. Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Хиротония была совершена в придворной ц. Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II , к-рая в качестве подарка преподнесла А. драгоценную панагию. В том же году А. был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 г., после кончины Католикоса-Патриарха Антония I , А. в возрасте 25 лет был избран Католикосом-Патриархом Грузии. Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Годы Патриаршества А. пришлись на очень сложный период истории Грузии и ГПЦ. После кончины в 1798 г. Ираклия II положение усугубилось распрей между наследником престола царем Георгием XII и его братьями, собравшими вокруг себя недовольных царем феодалов. После смерти Георгия XII (28 дек. 1800) 18 янв. 1801 г. в С.-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при имп. Александре I (издан 12 сент. 1801, обнародован в Тбилиси в апр. 1802), по к-рому отменялись даже те автономные права, к-рые предоставлялись Грузии имп. Павлом I. Т. о. фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности ГПЦ. В февр. 1801 г. командующий кавказской линией ген. К. Кнорринг обратился к А. с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о ГПЦ, что и было передано А. с присовокуплением небольшого обзора по истории ГПЦ и ее управления (Исторические акты. Т. 1. С. 529-531). Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, А. в ответ на просьбу ген. Кнорринга осадить сепаратистские действия царевичей писал: «Верьте, Ваше Превосходительство, моему сану духовному, что я братьям своим и до сего времени советовал, и ныне советую, и в следующие времена никогда не перестану советовать им о пребывании в мире» (Там же. С. 236.). В дек. 1801 г. А. был награжден орденом св. Александра Невского с пожалованием белого клобука с крестом, украшенным бриллиантами, и Серафимами на воскрыльях.

http://pravenc.ru/text/116048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Иоанн (Чимчимели). Икона. Кон. XX в. (частное собрание) (Чимчимели) [Иоане; груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 10 февр.), груз. философ, церковный переводчик, представитель гелатской литературно-богословской школы, последователь течения эллинофильства в древнегруз. письменности (XII в.). Существует неск. т. зр. касательно этимологии родового имени И.- Чимчимели: «небесный», «драгоценный камень» (Сулхан-Саба Орбелиани); также оно трактуется как происходящее от Чирими - названия села в Самцхе (ист. провинция Юж. Грузии). Имя И. как автора хвалебного слова в честь сына царя св. Давида IV Строителя Димитрия I († 1155/56) упоминается в груз. хронике «История и восхваление венценосцев», входящей в состав летописного древнегруз. свода «Картлис Цховреба» . Там же И. приписывается авторство одного стихотворения. Личность И. и его творческая деятельность вызывают в груз. научной лит-ре споры. Нек-рые исследователи (Н. Я. Марр , М. Джанашвили , С. Горгадзе, К. Кекелидзе , И. Лолашвили, Т. Цкитишвили), опираясь на высказывания об И. писателей XVIII-XIX вв. католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) , мон. Германа, Давида Ректора, царевича Иоанна Багратиони (Батонишвили) и на нек-рые сведения, содержащиеся в рукописях, отождествляют И. с груз. средневек. философом Иоанном Петрици . Другие (Ф. Жордания , П. Ингороква , Д. Меликишвили, Э. Челидзе), иначе интерпретируя те же сведения, а также основываясь на анализе языковых и терминологических данных, опровергают идентичность приписываемых И. и Петрици произведений. Согласно груз. рукописям, И. принадлежат переводы толкований свт. Феофилакта Болгарского: на Евангелие от Марка (НЦРГ. A 102, S 404, XVIII в.; греч. текст: PG. 123. Col. 92-681), на Евангелие от Луки (НЦРГ. A 113, A 284, XVIII в.; S 3625, XIX в.; греч. текст: PG. 123. Col. 692-1126), на Евангелие от Иоанна (НЦРГ. A 52, XII-XIII вв.; греч. текст: PG. 123. Col. 1133-1343), к-рые имели большое значение для развития груз. духовной лит-ры того времени.

http://pravenc.ru/text/469025.html

Н. довольно рано проявил себя в сфере церковной гимнографии. По сведениям груз. гимнографа католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788), Н. уже в тбилисский период своей жизни создавал тропари, кондаки и др. молитвословия груз. святым, внесенные им в изданную в 1722 г. Псалтирь. В 1717 г. был выпущен Молитвослов, в предисловии к к-рому содержались сведения о Н. В частности, там было указано, что издание было осуществлено при «боголюбивом... образованном Вахтанге», к-рый «большими трудами и за высокую плату основал типографию, которой до сих пор не было в Грузии, и мне... его подчиненному, грешному иеромонаху... Николозу поручил наладить книги, и я не смог ему перечить. Я очень старался, и во имя Господа, если в книгах есть ошибки, не проклинайте меня, вспоминайте меня и простите» (Грузинская книга. 1941. Т. 1. С. 24-25). Также Н. участвовал в работе над составленным Вахтангом VI сводом груз. законов - «Судебником царя Вахтанга» (между 1703-1709) (Мцкемси. 1884. 13. С. 12). Как опытный в духовных и мирских делах пастырь, честный и преданный царю подданный, Н. в 1710-1712 гг. по представлению Вахтанга VI был хиротонисан во архиерея католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Доментием IV (Багратиони ; 1705-1741) и поставлен на Руисскую кафедру. То, что он был мровели (Руисским архиереем) уже в 1713 г., подтверждают сведения кондака, к-рый составил и преподнес в дар Н. в 1728 г. диак. Гавриил вместе с Четвероевангелием, подаренным им руисскому кафедральному собору в честь Преображения Господня ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 51). В 1715 г. Н. составил «Книгу паствы Руисской епархии» ( ), в к-рой были описаны 84 села Шида-Картли, входившие в юрисдикцию епархии. Книга содержит интересные сведения об экономической истории Грузии и дает представление о состоянии Руисской епархии в то время ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 209-210). Н. восстановил и покрыл серебром выносной крест, перенесенный в XVI в. еп. Эрушетским Дионисием из Эрушети (после того как регион заняли турки и кафедра была упразднена): имя Н. сохранилось в сделанной по случаю возобновления креста надписи (1716, повреждена) ( Такаишвили. 1905. Т. 1. С. 113). В 1717 г. католикос-патриарх Доментий IV временно поручил Н. управление Урбнисской епархией ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

185, XV в.), Рионское Четвероевангелие (Кут. 303, XII в.), Моцаметское Четвероевангелие (Кут. 182, XII в.). В коллекции представлены и образцы светской лит-ры, среди них - 8 списков соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (Кут. 205, 215, 383, XVII в., и др.), Словарь груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) (Кут. 300, XVIII в.), сборник законов царя Картли Вахтанга VI (Кут. 201, 1746 г.), Грамматика католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (Кут. 198, 1782 г.), а также сочинения др. авторов в области лексикологии, права, языкознания и т. п. В музее хранится «История Грузии» грузинского историка царевича Вахушти Багратиони (Кут. 46, 1828 г.), переписанная мхедрули и поступившая в К. м. из монастыря Джручи. Коллекция старопечатных книг представлена 824 ед. хр. груз. типографических изданий, среди к-рых наиболее раннее - соч. «Давитиани» груз. царя Арчила II (М., 1705 г.) (Кут. 4652/42); первая в Закавказье напечатанная книга - Четвероевангелие (Тб., 1709) (Кут. 4849/239) и ее переиздания, осуществленные в типографиях царей Вахтанга VI, Ираклия II , Соломона II , митр. Тбилисского Афанасия (Амилахвари) и др., хранившиеся в мон-рях Зап. Грузии. Эти книги интересны оформлением и колофонами. Коллекция документов и архивов содержит 65 тыс. ед. хр. исторических документов XIV-XIX вв.: это царские грамоты, документы пожертвований, пожалований, юридические акты и т. д. Они имеют большое значение в изучении средневековой истории Грузии, напр. жалованная грамота царя Баграта III (Кут. 608, 1512 г.), грамота о цене крови царя Александра V (Кут. 1608, 1748 г.). Особый интерес вызывают архивы церквей и мон-рей Зап. Грузии (Гелати, Моцамета, Джручи, Кацхи и др.), материалы, освещающие деятельность культурно-просветительных, благотворительных об-в и др. типов орг-ций, действовавших до 1917 г., личные архивы писателей и общественных деятелей Грузии (Лорткипанидзе, Д. Назаришвили, А. Гарсеванишвили и др.), эпистолярное наследие груз. писателей прав. Илии Чавчавадзе , Церетели, Н.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

30 июня 1811 г. ГПЦ утратила автокефалию и вошла в состав РПЦ как Грузинский Экзархат . Ист.: Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тбилиси, 1948. С. 211 (на груз. яз.); Габашвили Т. Mimoslva/Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1956. С. 85; Искандер Мунши. Сведения Искандера Мунши о Грузии/Ред.: В. С. Путуридзе. Тбилиси, 1969. С. 102. Лит.: Иоселиани П. Ист. взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849; он же. Жизнь царя Георгия XII. Тифлис, 1893. С. 10-21; Берзенов Н. Католикос Антоний I и его «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии». Тифлис, 1855; Кавтария М. Жизнь и деятельность Виссариона Орбелишвили//Вестник Ин-та рукописей АН Грузии. Тбилиси, 1959. 1. С. 75-111 (на груз. яз.); он же. Из истории груз. обществ. мысли XVIII в.: Эпистолярное наследие Антония Багратиони. Тбилиси, 1977. С. 18-40 (на груз. яз.); Жужунадзе О. К истории внешней политики Грузии в 1-й пол. XV в.//Вопросы истории внешней политики груз. феод. государств. Тбилиси, 1970. Т. 1 (на груз. яз.); Гугушвили М. Жизненный путь Теймураза I. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Орбелиани П. История Грузии. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Джамбурия Г. Полит. ситуация в Грузии в 30-90-х гг. XVII в.//Очерки истории Грузии. 1986. Т. 4. С. 328 (на груз. яз.); Абуладзе Ц. Османские грамоты по истории груз. колонии в Иерусалиме и на Синае//Изв. АН Грузии. 1987. 1. С. 91. З. Абашидзе Абхазский (Западногрузинский) Католикосат в XVI-XVIII вв. Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) В XVI в. в Зап. Грузии с севера усилился поток мигрирующих на юг и юго-запад северокавк. горцев-язычников, с юга нападала Османская империя, что привело к исламизации Абхазии и Юж. Грузии. В кон. 60-х гг., при католикосе Евдемоне I (Чхетидзе), резиденция Абхазского католикоса была перенесена из Бичвинты в храм св. Георгия в мон-ре Гелати. Туда же отправили святыню Западногрузинской Церкви - Пицундскую (Бичвинтскую) икону Божией Матери , покровительницу Абхазского Католикосата, созданную по заказу Евдемона I в 1568 г. Несмотря на это, Бичвинтский храм до конца существования Католикосата оставался кафедральным собором: католикосы жертвовали поместья и утварь, посещали Бичвинту на праздники, груз. священник на груз. языке регулярно совершал богослужения, зачастую при полном отсутствии паствы.

http://pravenc.ru/text/638558.html

(Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев; груз. ] (1744, с. Икалто, Кахети - 24.09.1837), митр. Бодбийско-Сигнахский (1792 - 14 июля 1811, 30 авг. 1814 - 24 сент. 1837) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ. Род. в семье дворянина Омана Макашвили, обучался дома. В 1769 г. поступил в мон-рь Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в Гареджи , где получил богословское образование. В 1774 г. принял там постриг, в 1776 г. был рукоположен во диакона, в 1778 г.- во иерея, в нач. 1788 г. по благословению католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) стал архимандритом и был переведен в Ниноцминдскую епархию настоятелем мон-ря Ниноцминда . В 1790 г. католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) хиротонисан во епископа Ниноцминдского (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 4). В 1792 г. территории Бодбийской и Сигнахской епархий были объединены, и И. был переведен в Бодбийско-Сигнахскую епархию, которой руководил 45 лет. Как политический деятель И. не разделял курс последнего царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) и после его смерти не поддержал притязаний на царский престол его сына Давида. И. вел переписку с др. претендентом, жившим в Иране и пользовавшимся поддержкой иран. шаха, сыном царя Картли-Кахети Ираклия II царевичем Александром (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 156, 258, 282; Иоселиани. 1978. С. 252). Сохранилось 2 письма от 25 окт. 1800 г., принадлежащие др. сыну Георгия XII, царевичу Иоанну. В 1-м, направленном командующему рус. военными частями в Грузии ген.-майору И. П. Лазареву, царевич сообщал, что Александр прибыл в стан правителя Аварии Омар-хана, намеревавшегося совершить вторжение на груз. территории, о чем и написал письма И. и «тамошним чиновникам». Собравший груз. ополчение царевич Иоанн просил Лазарева «на подкрепление наше... поспешить» с российскими войсками. В др. письме, адресованном И., царевич Иоанн предупреждал митрополита о готовившемся вторжении Омар-хана: «Возьмите меры осторожности, дабы он не напал на ваши селения» (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 161-162).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Роспись юж. рукава утрачена полностью, под большим окном сохранилась только подпись: «Св. Константин». В сев. рукаве были представлены частично сохранившиеся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Распятие», «Снятие с Креста», на откосах северного рукава - изображения вмц. Варвары и вмц. Марины. На сев. и юж. стенах зап. рукава храма был размещен ктиторский ряд (не сохр.). В углах пилястр зап. стены читались исполненные красной краской надписи на асомтаврули - имена изображенных представителей таойской ветви груз. царской династии Багратиони - Адарнасе III Куропалат (881/889-923), его отец царь Тао Баграт I Магистр (937-945) и его сын эристав эриставов Баграт, строитель Ошки; на южной стене - фрагменты изображения царских одежд визант. образца. Такаишвили допускает, что здесь также находились портреты таойских Багратиони, поскольку в Ошки сохранились аналогичные барельефные изображения эристава эриставов Баграта и его брата царя Тао Давида III Куропалата (2-я пол. X в.- 1001) в имп. визант. одежде. Здесь же были представлены образы св. воинов вмч. Георгия и вмч. Феодора Стратилата. На зап. стене находились фрески, посвященные библейским сюжетам. Сохранились фрагменты надписи: «...и перед Авраамом», частично - декоративный орнамент стен и окон, состоящий из листвы и цветов. В нижнем регистре сев. рукава видны фрагменты росписи XII в. Здесь были представлены поясные фигуры 7 святых, написанных черной краской, читаются подписи к 4: свт. Николай, архиеп. Мирликийский; ап. Иаков, брат Господень; ап. Андрей Первозванный; ап. Лука. Эпиграфика Кафоликон И. имеет богатые эпиграфические памятники. На внешних стенах храма содержатся 3 лапидарные надписи XI в. Две из них - строительные времени правления архиеп. Антония (I), касающиеся проводимых реставраций. На архитраве юж. входа помещена обширная надпись, выполненная асомтаврули, борозды букв заполнены синей краской (частично сохр.). Строки расположены полукругом, заключительные буквы последнего слова текста - вертикально и продольно, образуя крест.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

С перенесением столицы Картли в Тбилиси Мцхета потеряла свое значение политического центра страны, но сохранила статус церковного центра и кафедры главы ГПЦ. Кроме того, Тбилисский архиепископ не всегда мог сохранять свое преимущественное положение перед Мцхетским и др. архиереями, поскольку в периоды нашествий на Картли трудности в первую очередь отражались на состоянии Тбилиси как столицы гос-ва, к-рую неоднократно завоевывали и разоряли, в результате чего Тбилисская епархия периодически слабела и вдовствовала. Так, в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора» указано, что в то время архиепископ Мцхетский занимал 4-е место в церковной иерархии, а Тбилисский - 29-е, между Харчашнийским и Цалкским архиереями (Об освящении святого мира и о распорядке дарбазоба (приема)//ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В 1628 г. архиеп. Тбилисскому Елисею понадобилась жалованная грамота царя Картли Свимона (Симеона) II на получение кафедры и возвращение своих бывш. имений (царь утвердил его на кафедре, а поместья пожаловал в Сабараташвило) (Там же. С. 311). В кон. XVII в., при царе Картли Ираклии I (1688-1703) и католикосе-патриархе Вост. Грузии (Мцхетском) Иоанне X (Диасамидзе) (1688-1691; 1695-1700), Тбилисский архиерей получил титул митрополита. В 1749 г. по решению царя Картли Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони) Тбилисскому митрополиту в церковной иерархии было определено 4-е место (после католикоса-патриарха и митрополитов Алавердского и Кизикского и перед Ниноцминдским архиереем). Картлийский (Самтавройский) архиерей в этот период не упоминается - очевидно, территория Мцхетской епархии находилась в непосредственном подчинении католикосу-патриарху (Там же. С. 401). В кон. XVIII в. был составлен список епархий, подвластных католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) . Под его личным управлением находились храм Самтавро и приходы на территории между реками Рехула и Диди-Лиахви (т. е., земли, которые входили в Самтавройскую (Мцхетскую) епархию, возглавляемую архиепископом Картлийским): очевидно, в это время кафедра архиепископа Картлийского продолжала вдовствовать и управлялась непосредственно католикосом-патриархом.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010