Антоний I (Багратиони). В том же году он помазал на царство в Картли Теймураза II, т. о., после почти полуторавекового перерыва на Картлийский престол взошел царь-христианин; Кахетинский престол занял также христианин - сын Теймураза II и двоюродный брат Антония I Ираклий II. Иран был вынужден признать обе кандидатуры, что стало значительной победой христ. Грузии над мусульм. Ираном. Католикос Антоний I энергично взялся за управление Церковью: были собраны и представлены на утверждение царю все царские грамоты о пожертвованиях Мцхетскому престолу, четко определены границы епархий; управление всеми церковными землями было передано патриарху, была образована церковная декастерия, выполнявшая функции церковного суда, иерархически распределено положение архиереев и священнослужителей на приемах у царя и патриарха, а также во время служб. В 1748 г. был созван Собор, восстановивший нормы правосл. жизни и чинопоследование богослужения (ПГП. Т. 3. С. 798-804). Решением Собора 1749 г. была восстановлена созданная Вахтангом VI типография. Особое внимание Антоний I уделял вопросам духовного образования: в Светицховели из собранных по всей стране книг была образована б-ка, насчитывавшая 7 тыс. томов, возобновлена просветительская деятельность Давидгареджи, открыта ДС в Тбилиси (1755), при епархиальных кафедрах были образованы уч-ща и школы. Антоний I вел активную борьбу против монофизитской пропаганды в Грузии, в 1750-1752 гг. он написал антимонофизитское богословское произведение «Мзаметквелеба» (груз.- готовый ответ). Сторонник европ. пути в образовании, он установил тесные контакты с миссионерами-католиками, за что был обвинен в переходе в католичество и на Соборе 16 дек. 1755 г. смещен. Выехав в Россию, он был оправдан Святейшим Синодом РПЦ и назначен архиеп. Владимирским ( Кавтария. Из истории. 1977. С. 18-40). Католикос-патриарх Антоний I (Багратиони). Портрет. XVIII в. Католикос-патриарх Антоний I (Багратиони). Портрет. XVIII в. Католикосом-патриархом был избран еп. Руставский свт.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Согласно исторической традиции, мон-рь был воздвигнут на месте «укрепленного и многолюдного города» Цкалцители, опустошенного в результате разорительных походов Марвана (Мурвана) ибн Мухаммада (Глухого) в 30-х гг. VIII в. (Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). Археологические раскопки показали, что в раннее средневековье городище располагалось на 3 террасах и занимало более 5 тыс. кв. м. На средней террасе стояла малая базилика с криптой, в ней были упокоены мощи великомучеников Давида и Константина Аргветских († 740) ( Ланчава, Карцидзе. 2009. С. 12). Местные предания связывают название р. Цкалцители (букв.- Красная вода), воды к-рой имеют красноватый оттенок, и одноименной местности с цветом крови великомучеников Давида и Константина, к-рых волокли к р. Риони, чтобы утопить ( Dubois de Montp é reux. 1839. Vol. 2. P. 176). В 1-й синаксарной редакции Мученичества святых Давида и Константина (XIII-XIV вв.) местом их захоронения названо Утмини ( - место страстотерпцев; древнее название с. Моцамета) (Месяца октября 31... 1968. С. 361). 300 лет спустя царь Грузии Баграт IV (1027-1072) «для поминания сих святых» заново выстроил над склепом церковь, «нетленные и невредимые» мощи великомучеников Давида и Константина «упокоил... в прекрасном гробе» и «сделал доступными народу». По словам агиографа, от мощей часто происходили исцеления, и тогда же «на том пустынном и укромном месте» был основан мон-рь ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 158; Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). В более поздних источниках («Мартирика» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) и «Калмасоба» царевича Иоанна Багратиони († 1830)) указано, что мон-рь основал царь Имерети Баграт III Великий (1510-1565) и назвал его Зогад цховребулта ( - Вместе спасшиеся) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 169; Иоанн Багратиони. 1984. С. 414). Некоторые исследователи (Д. Бакрадзе, Н. Баланчивадзе) датируют основание мон-ря временем царствования в Грузии Баграта V Великого (1360-1393).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ МНАТОБИ [Светоч; груз. ] (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 3 нояб.), груз. гимнограф. Сведения о его жизни крайне скудны. Его имя упоминается в сочинении католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) «Мерное слово» (строфы 779-780): католикос-патриарх писал, что Н. М.- автор мн. песнопений, и более подробно остановился на одном из них, содержащем моление Н. М. о прекращении дождя и о помиловании душ умерших от дождя людей ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 276-277). Груз. исследователь XIX в. П. Иоселиани считал, что последний период деятельности Н. М. пришелся на время правления в Грузии царя Вахтанга III (1298, 1302-1308). В подготовленном им издании «Мерного слова» Иоселиани писал, что во время своего путешествия в груз. Иверский монастырь на Афоне он нашел среди груз. рукописей нек-рые песнопения, созданные Н. М., однако какие именно, осталось неизвестным ( Антоний I (Багратиони). 1853. Замеч. 149). По мнению К. Кекелидзе , Н. М. принадлежат также переводы с греч. языка литургической лит-ры: в частности, он называет «Чин освящения воды», переведенный, по его мнению, в 1306-1316 гг. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Согласно церковной традиции, Н. М. скончался в 1308 г. В Энциклопедическом словаре груз. музыки (2015) в статье о нем указана его фамилия - Орбелиани; однако неизвестно, на основании каких источников был сделан этот вывод. Сочинение Н. М. о прекращении дождя сохранилось в коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. A 450) и было издано в Требнике 1826 г. (С. 553-559). Это сочинение - гимнографический канон с редуцированной 2-й песнью (каждая песнь содержит ирмос и 3 тропаря) и молитвой о прекращении дождя в конце; кондак и икос отсутствуют. По мнению Кекелидзе, творчество Н. М. представляет собой сочинения «довольно высокого поэтического взлета и продолжает традиции образного мышления гимнографического жанра» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Ист.: Требник. М., 1826 (на груз. яз.); То же/Сост.: свящ. И. Гивишвили-Амилахвари. Тб., 2004 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: П. Иоселиани. Тифлис, 1853 (на груз. яз.); он же. То же/Сост., исслед., коммент., словарь: И. А. Лолашвили. Тб., 1980 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. 150; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тб., 2002. С. 185; Энцикл. словарь груз. музыки. Тб., 2015 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2566126.html

Антоний II, Католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картли-Кахети) Родился 8 января 1762 года в семье царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони в Тбилиси. Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию. В 1784 году рукоположен во епископа Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла Антонию драгоценную панагию. В 1784 году епископ Антоний был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 году, после кончины католикоса-патриарха Ahmohuя I, митрополит Антоний в возрасте 25 лет был избран католикосом-патриархом Грузии. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при императоре Александре I, по которому отменялись даже те автономные права, которые предоставлялись Грузии императором Павлом I. Таким образом фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности Грузинской Православной Церкви. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церковью: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. 21 июня 1811 года на совещании Святейшего Синода по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха. Митрополит Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI, помогавшие ему в течение всей оставшейся жизни. Скончался митрополит Антоний 21 декабря 1827 года и погребен в нижегородском Благовещенском соборе, в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Литература: Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 366. Жмакин В. , протоиерей. Грузинский католикос Антоний в России//Христианское чтение. – 1905, январь-февраль. Абашидзе 3.//Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 658–659. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) [груз. ] (Эристави) (8.08.1763, Ксанское эриставство - 18.12.1830, Москва), митр., экзарх Грузии (1811-1817). Из рода эриставов Ксанских, сын эристава Давида. Начальное образование получил дома. В 1784 г. окончил Тбилисскую ДС. Со времени учебы в семинарии ему покровительствовал Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788), под рук. к-рого В. изучал духовную и светскую лит-ру и богословие. Молодой иеромонах (точная дата пострига неизвестна) пользовался большим авторитетом при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798). После кончины Антония I Ираклий II собирался возвести В. в сан Католикоса-Патриарха, но по совету наследника престола, царевича Георгия (буд. и последнего царя Георгия XII - 1798-1800), царь и церковный Собор поддержали кандидатуру молодого митр. Антония (Багратиони) (Католикос-Патриарх Антоний II , 1788-1811), сына Ираклия II; В. занял Ахталинскую кафедру. В 1794 г. он отбыл в Россию и поселился в С.-Петербурге, в Александро-Невском монастыре. С 1801 г. В. был советником (или помощником) митр. С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . В марте того же года стал членом Синода РПЦ. В. изучил рус. язык, иврит, рус. лит-ру, возродил груз. типографию, к-рую основал груз. царь Арчил в 1705 г., издал более 20 книг, в т. ч. труды Католикоса-Патриарха Антония I и свою «Грамматику грузинского языка». В 1808 г. В. отозвали в Грузию с поручением составить совместно с ген. А. П. Тормасовым (главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии) и груз. духовенством проект реорганизации Грузинской Церкви. В июле 1809 г. в письме на имя обер-прокурора Синода кн. А. Н. Голицына ген. Тормасов предложил создать в Грузии духовную дикастерию по образу существовавших в России (Акты 4. 140). Католикос-Патриарх Антоний II должен был учредить дикастерию и возглавить ее, предполагалось, что В. будет его заместителем. После отъезда Католикоса-Патриарха Антония II в Россию в нояб. 1811 г. В. был назначен временным управляющим груз. духовенством, и разработка проекта учреждения духовной дикастерии была поручена ему.

http://pravenc.ru/text/154217.html

Антоний I, католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картлийский) Родился 17 октября 1720 года в семье Картлийского царя Иессея и Елены, дочери царя Ираклия I. В 1738 году в монастыре Гелати был пострижен в монашество. В 1739 году Антоний – игумен Гелатского монастыря. В 1740 году хиротонисан во епископа Кутаисского и возведен в сан митрополита. В 1744 году митрополит Антоний избран католикосом-патриархом Восточной Грузии. Митрополит Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами. Митрополит Антоний хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но противники Антония обвинили его в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 года состоялся поместный Собор Грузинской Православной Церкви, провозгласивший Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать Россию, где проживали его родственники – наследники царя Вахтанга VI. 16 марта 1757 года Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Православной Церкви и был оправдан. 23 ноября 1757 года указом императрицы Елизаветы Петровны Антоний был назначен архиепископом Владимирским. Царь Ираклий II вызвал Антония из России. 20 марта 1763 года владыка Антоний прибыл в Грузию. В 1764 году на Соборе Грузинской Церкви Антоний был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии. В 1772 году Антоний прибыл в Россию с особой дипломатической миссией, которая привела к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 года. В 1783 году Антоний был назначен членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Скончался 1 марта 1788 года. Погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами. С именем Антония связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й половине XVIII века. Он возобновил работу типографии, содействовал открытию новых начальных школ. С его помощью были основаны Тбилисская и Телавская духовные семинарии. Антоний составил новые редакции Праздничной Минеи, пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых. Антонию принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника . Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[груз. ] (Наибидзе Иесей Арчилович; 1757-1813), митр. Тбилисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (1794-1810). Из рода Багратиони, внук царя Картли Иесея (1714-1716), представитель рода, оппозиционно настроенного царю Картли-Кахети Ираклию II . Был женат на дочери одного из противников политики царя Ираклия II кн. Элизбара Тактакишвили. Овдовев, принял монашеский постриг с именем А. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мон-ря Кацхи в Имерети (см. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат ). Через нек-рое время хиротонисан во епископа на Никозскую кафедру. 16 февр. 1801 г. отслужил торжественную литургию в Тбилисском Сионском соборе в честь вхождения Картлийско-Кахетинского (Восточногрузинского) царства в состав Российской империи. А. активно поддержал новую гражданскую власть, подчас действуя против воли и согласия Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) и демонстративно обращаясь по всем церковным вопросам в Святейший Синод РПЦ. Неоднократно предоставлял гражданской власти Российской империи ценные сведения о положении политических дел в Грузии. По представлению управляющего Грузией П. Д. Цицианова (Цицишвили) был награжден имп. Александром I орденом св. Анны 1-й степени, а в 1807 г. по представлению командующего Кавказской линией ген. И. В. Гудовича ему был пожалован белый куколь, украшенный бриллиантовым крестом. А. был противником проекта о введении духовной дикастерии (см. Консистория ), разрабатываемого под рук. Католикоса-Патриарха Антония II, т. к. это вело за собой упразднение Тбилисской кафедры. С жалобой на Католикоса и гражданские власти А. обратился к императору, но не нашел поддержки. 12 дек. 1809 г. на торжественном молебне в Тбилисском Сионском соборе в честь дня рождения имп. Александра I в присутствии Католикоса-Патриарха Грузии Антония II, главноуправляющего А. П. Тормасова и др. гражданских и военных чинов А. публично оскорбил архиеп. Варлаама Эристави (буд. Экзарх Грузии) и известного церковного деятеля прот. Алексия Петриашвили. Вскоре после этого А. был уличен в финансовых и служебных злоупотреблениях и предан церковному суду ГПЦ, по решению к-рого был отстранен от управления Тбилисской кафедрой, запрещен на 6 месяцев в служении и сослан в Гареджийскую пуст. Но А. не подчинился указу суда и отправил неск. ходатайств об амнистии императору. В 1813 г., уже после упразднения автокефалии ГПЦ, император разрешил митрополиту приехать в С.-Петербург и предстать перед Святейшим Синодом для рассмотрения своего вопроса. Но А. скончался, так и не осуществив этой поездки. Погребен в Тбилисском Сионском соборе.

http://pravenc.ru/text/76244.html

К. в Кахети католикосы-патриархи вынуждены были обращаться к персид. правительству, что означало вступление в долгую и часто бесперспективную тяжбу с местными феодалами. В период кратковременного правления в Кахети Арчила II (1664-1675) католикос-патриарх Доментий III после тяжбы все же сумел вернуть неск. деревень - Пашаани, Ведзисхеви, Бердзенаули (Аннотированный словарь. 1993. Т. 2. С. 94-95), но впосл. М. К. опять утратил приобретенное (Там же. 2004. Т. 3. С. 299). Кахетинские земли удалось вернуть М. К. при католикосе-патриархе Доментии IV (Багратиони) , к-рый в 1707-1708, 1713 и 1714 гг. лично получал фирманы от персид. шаха. На свои средства Доментий IV восстановил принадлежавшие М. К. тбилисские церкви Анчисхати и Метехи. В годы османского (1723-1735) и иранского (1735-1748) господства в Вост. Грузии царства Картли и Кахети претерпели значительные разрушения: историк Папуна Орбелиани писал, что из-за непрекращающихся войн и непомерной дани Надир-шаха крестьяне рубили собственные сады и виноградники, бросали земли и покидали родину ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 48). Новое возрождение М. К. началось с восшествием на престол католикоса-патриарха Антония I (Багратиони ; 1744-1755 1764-1788). От царей Теймураза I и Ираклия II он получил подтверждения старых владений Светицховели в Картли и Кахети и на основании их стал собирать земли и разыскивать беглых крепостных Католикосата. В распоряжении М. К. к концу предстоятельства Антония I находились ок. 70 сел в Картли и Кахети, пахотные земли, виноградники, торговые лавки в Тбилиси, доля в таможенных пошлинах г. Гори. Объем главных доходов М. К. составлял ок. 2,9 тыс. пудов пшеницы, 395 пудов вина и 3980 р. серебром ( Бубулашвили. 2002. С. 25). История Учреждение М. К. Учреждение М. К. восходит к образованию после Крещения древнегруз. царства Картли (ок. 326) Мцхетского епископства. Первым Мцхетским епископом был присланный рим. имп. равноап. Константином свящ. Иоанн I ( Леонти Мровели. 1955. С. 115), который освятил храм Светицховели: согласно концепции источника, это событие знаменовало символическое двуединство церковной и светской властей, которое легло в основу гармоничного сотрудничества Мцхетских предстоятелей с картлийскими царями.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) М. пользовался особым покровительством царей Картли (св. Вахтанга Горгасали, мч. Арчила († 744 или 766)) и единой Грузии (св. Давида IV Строителя и царицы св. Тамары ): они возобновляли и перестраивали обитель, щедро одаривали М. поместьями и крестьянами (ПГП. 1965. Т. 2. С. 368; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 712-713). Одним из ранних пожертвований монастырю, наряду с с. Марткопи, считается с. Ахмета, где в нач. 2-й пол. VI в. была воздвигнута церковь Гвтаеба (Спасителя), ставшая подворьем М. ( Чубинашвили. 1959. С. 78-79). После 1265 г., когда золотоордынский хан Берке разрушил г. Рустави и епископская кафедра была перенесена в М., началось расширение М. ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 538; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149-150). В 1477 г. в Грузию вторгся персид. правитель Узун-Гасан и «опустошил Харки, Сагурамо, Марткопи и Тианети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 568; Монастырь Марткопи. 2009. С. 17). В XV в., после распада единой Грузии, царь Кахети Георгий I (1466-1476) упразднил эриставства и разделил Кахети на садрошо (военные округа), во главе которых были поставлены не эриставы, а епископы. Главой 2-го садрошо и командующим левым флангом груз. армии стал епископ Руставский, резиденция которого находилась в М. Здесь же хранилось боевое знамя садрошо, на одной его стороне был изображен Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - вмч. Георгий ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 158-159). В 10-х гг. XVII в. М. и его окрестности разорил персид. шах Аббас I. В нач. XVIII в. из тур. плена бежал царь Кахети Константин (Махмадкули-хан); он скрывался сначала в М., затем в Телави. В 1723 г. турки разорили М.: взяли в плен насельников и жителей села, разбили иконы и кресты, ограбили собор, сожгли и опустошили село и окрестности и возвратились в Тбилиси (Ассирийские отцы. 2013. С. 132). В окт. 1735 г. в сопровождении царя Кахети Теймураза II и царя Картли Ираклия II с 3-тысячным отрядом персов в М. прибыл персид. правитель Надир-шах. Он пожертвовал мон-рю 2 тыс. р. серебром и 200 драгоценных «восточных» камней. По его приказу на крыше маленькой ц. во имя вмч. Георгия (кон. XVII в., датируется на основании использования в кладке красного кирпича) установили символ ислама - полумесяц, который был виден со всех сторон ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 720).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

А 59, отличается полнотой, памяти приведены по слав. Прологу, в книгу внесены переработанные синаксарные жития из слав. Пролога. Есть в календаре и груз. памяти: св. равноап. Нины, преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев, память Петра Ивера (она попала в груз. книги в XVII в. благодаря груз. переводу (очищенному от монофизитских намеков) его сир. Жития; впосл., когда стало ясно, что Петр Ивер был монофизитом, по настоянию католикоса Антония I (Багратиони) эта память была изъята ГПЦ из употребления), памяти святых Або Тбилисского и Илариона Грузина. Примерно тем же путем пошел католикос Доментий IV (Багратиони), но отличительной чертой его сборника (Кекел. А 425) является полнота груз. праздников, к-рые включают в себя памяти вмц. Кетеван, святых Исаака (Сахака) и Иосифа, праздник Хитона Господня, памяти прп. Григория Хандзтийского, мц. Шушаник, святых Давида и Константина Аргветских, Константина-Кахи, Авива Некресского, Михаила-Гоброна и Илариона Грузина, память Петра Ивера, памяти святых Або Тбилисского, равноап. Нины, Иоанна Зедазнийского, преподобных Арсения Икалтойского, Евфимия и Георгия Святогорцев, св. Антония Марткопского, преподобных Шио Мгвимского и Давида Гареджийского. Почти такой же полнотой груз. памятей отличаются минейные части двух Гулани нач. XVIII в. (Кекел. А 111 и А 366-379-380). Эти рукописи отражают тенденцию к возрастанию значения груз. памятей в Месяцеслове - тем же Виссариону и Доментию принадлежит создание специальных сборников, состоящих только из житий и последований груз. святых (Кекел. А 170 и А 130). Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В нач. XVIII в. был заново переведен на груз. язык греч. Евхологий. Работу осуществил еп. Киприан Самтависский (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XVII-XVIII, 221-225). Перевод чинов Требника был обусловлен накопившимся расхождением груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010