Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Гедеванишвили Иоане) [груз. ] (1737, Мцхета - 4.08. 1821, Москва), митр. Руисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) (1775-1780), путешественник, писатель. Принадлежал к груз. княжескому роду Гедеванишвили, основателем к-рого, по преданию, был Гедеон, служивший вместе с братом Элиозом в войсках Римской империи и присутствовавший на Голгофе при Распятии Христа. Братья привезли в Грузию хитон Господень и отдали его на сохранение сестре, прав. Сидонии . Согласно источникам, Гедеванишвили жили в древней столице Грузии Мцхете, владели землями в Горовани, Сасхори и Корди (последнее село принадлежало родителям и близким родственникам И.) и занимали высокие должности при груз. царском дворе и при дворе католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского). Так, сардалами (военачальниками) были дед И., Гиорги (при дворе царя Картли Ираклия I (1688-1703)) (ПГП. 1970. Т. 3. 159, 162, 171, 177, 221, 222, 225), отец Габриел и дядя Заза (при дворе Вахтанга VI (джанишин Картли в 1703-1714, царь Картли в 1716-1724)) (Там же. 209, 214), братья Шиош, Гиорги и Иосеб (Там же. 319, 323, 331, 372, 453, 516); др. дядя - Паата (Парфений) - служил хранителем казны (моларетухуцеси) (Там же. 229, 243). Биографические сведения об И. содержатся в его соч. «Путешествие по Востоку», в письме католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) К-польскому патриарху Прокопию (1784-1789), в стихотворных произведениях поэта царевича Димитрия Багратиони, в некрологе И., написанном Багратом Багратиони, и в др. источниках. В РГАДА и ЦГИА СПб. хранятся материалы, относящиеся к последнему периоду жизни И. в России. Иоане вырос при дворе католикоса-патриарха Антония I, который с детства готовил его к священническому служению. В 1753 г. католикос-патриарх постриг 16-летнего юношу в монахи и рукоположил во диакона (Путешествие. 1852. С. 1). В 1756 г. И. в составе свиты Антония I выехал в Россию. 8 марта 1757 г. они прибыли в С.-Петербург. До 1763 г. И. жил в России, во Владимирской и в Иерапольской епархиях. После возвращения в Грузию Антоний I возвел И. в сан архимандрита и назначил на пост настоятеля мон-ря Джвари в Мцхете; в 1775 г. И. был хиротонисан во епископа, возведен в сан митрополита и поставлен на Руисскую кафедру. Сохранился рус. перевод указов католикоса-патриарха Антония I и царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) о назначении И. (ЦГИА СПб. Ф. 796. Оп. 73. Д. 403); в предисловии к «Путешествию...» издатель текста П. Иоселиани опубликовал на груз. языке текст Ираклия II, переданный ему неким Петром Кебадзе (Путешествие. 1852. С. 5-6).

http://pravenc.ru/text/578302.html

Согласно исторической традиции, мон-рь был воздвигнут на месте «укрепленного и многолюдного города» Цкалцители, опустошенного в результате разорительных походов Марвана (Мурвана) ибн Мухаммада (Глухого) в 30-х гг. VIII в. (Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). Археологические раскопки показали, что в раннее средневековье городище располагалось на 3 террасах и занимало более 5 тыс. кв. м. На средней террасе стояла малая базилика с криптой, в ней были упокоены мощи великомучеников Давида и Константина Аргветских († 740) ( Ланчава, Карцидзе. 2009. С. 12). Местные предания связывают название р. Цкалцители (букв.- Красная вода), воды к-рой имеют красноватый оттенок, и одноименной местности с цветом крови великомучеников Давида и Константина, к-рых волокли к р. Риони, чтобы утопить ( Dubois de Montp é reux. 1839. Vol. 2. P. 176). В 1-й синаксарной редакции Мученичества святых Давида и Константина (XIII-XIV вв.) местом их захоронения названо Утмини ( - место страстотерпцев; древнее название с. Моцамета) (Месяца октября 31... 1968. С. 361). 300 лет спустя царь Грузии Баграт IV (1027-1072) «для поминания сих святых» заново выстроил над склепом церковь, «нетленные и невредимые» мощи великомучеников Давида и Константина «упокоил... в прекрасном гробе» и «сделал доступными народу». По словам агиографа, от мощей часто происходили исцеления, и тогда же «на том пустынном и укромном месте» был основан мон-рь ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 158; Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). В более поздних источниках («Мартирика» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) и «Калмасоба» царевича Иоанна Багратиони († 1830)) указано, что мон-рь основал царь Имерети Баграт III Великий (1510-1565) и назвал его Зогад цховребулта ( - Вместе спасшиеся) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 169; Иоанн Багратиони. 1984. С. 414). Некоторые исследователи (Д. Бакрадзе, Н. Баланчивадзе) датируют основание мон-ря временем царствования в Грузии Баграта V Великого (1360-1393).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

(Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев; груз. ] (1744, с. Икалто, Кахети - 24.09.1837), митр. Бодбийско-Сигнахский (1792 - 14 июля 1811, 30 авг. 1814 - 24 сент. 1837) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ. Род. в семье дворянина Омана Макашвили, обучался дома. В 1769 г. поступил в мон-рь Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в Гареджи , где получил богословское образование. В 1774 г. принял там постриг, в 1776 г. был рукоположен во диакона, в 1778 г.- во иерея, в нач. 1788 г. по благословению католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) стал архимандритом и был переведен в Ниноцминдскую епархию настоятелем мон-ря Ниноцминда . В 1790 г. католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) хиротонисан во епископа Ниноцминдского (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 4). В 1792 г. территории Бодбийской и Сигнахской епархий были объединены, и И. был переведен в Бодбийско-Сигнахскую епархию, которой руководил 45 лет. Как политический деятель И. не разделял курс последнего царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) и после его смерти не поддержал притязаний на царский престол его сына Давида. И. вел переписку с др. претендентом, жившим в Иране и пользовавшимся поддержкой иран. шаха, сыном царя Картли-Кахети Ираклия II царевичем Александром (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 156, 258, 282; Иоселиани. 1978. С. 252). Сохранилось 2 письма от 25 окт. 1800 г., принадлежащие др. сыну Георгия XII, царевичу Иоанну. В 1-м, направленном командующему рус. военными частями в Грузии ген.-майору И. П. Лазареву, царевич сообщал, что Александр прибыл в стан правителя Аварии Омар-хана, намеревавшегося совершить вторжение на груз. территории, о чем и написал письма И. и «тамошним чиновникам». Собравший груз. ополчение царевич Иоанн просил Лазарева «на подкрепление наше... поспешить» с российскими войсками. В др. письме, адресованном И., царевич Иоанн предупреждал митрополита о готовившемся вторжении Омар-хана: «Возьмите меры осторожности, дабы он не напал на ваши селения» (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 161-162).

http://pravenc.ru/text/469506.html

В трагическом мае 1919 года, 90 лет назад, в Ставрополе было создано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (ВВЦУ). Вызвано это было необходимостью решать, при длительном обрыве связей с Патриархией, текущие вопросы церковной жизни. В Крыму, при главнокомандующем генерале бароне П.Н. Врангеле, Управление возглавил епископ Таврический Димитрий (Абашидзе). Владыка Димитрий оказался единственным человеком, работавшем в ВВЦУ при Врангеле, который после исхода Белой армии не эмигрировал… …Накануне Пасхи 2009 года за алтарной частью Крестовоздвиженской церкви в Киевской Лавре были сняты строительные ограждения, и посетителям Ближних Пещер открылось несколько надгробий. На плите, расположенной прямо под храмовой иконой, на церковнославянском языке выбито: «На сем месте покоится прах в Бозе почившего Схиархиепископа АНТОНИЯ (Абашидзе) 1857-I.XI.1942. В память вечную будет праведник». Надгробие, восстановленное в 1991 году, к сожалению, сохранило ошибку и ныне, после недавних работ: в дате рождения выдающегося иерарха РПЦ сохранилась ошибка в десять лет. О причине её возникновения мы скажем позже, а пока вспомним. I Княжеский титул рода Абашидзе является одним из древнейших в Грузии, известен с VII века. Абашидзе находились в родстве с владетельным родом Багратиони и в некоторые моменты грузинской истории соперничали с родом царей. Князь Давид Ильич Абашидзе родился в праздничный день – на Покров Пресвятой Богородицы 1 октября 1867 года недалеко от Тбилиси, в родовом имении Веджины. С младых ногтей он был обучен танцам, искусству фехтования, верховой езде… Молодой аристократ с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета (Одесса, 1891) и в тот же год, неожиданно для близких, поступил в Киевскую Духовную академию. На первом курсе, в возрасте 24 лет, он был пострижен в монашество, при постриге получил имя в честь святителя Димитрия Ростовского. Он вышел на поле битвы. Дыхание революции, тектонические сдвиги русской почвы уже чувствовались повсюду – и в Одессе, и в Киеве, и на Кавказе. Оставалось всего несколько лет до того момента, когда и пламя начнёт выхлёстывать из бездны на поверхность.

http://pravoslavie.ru/37456.html

Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос (версия для печати)/Православие.Ru Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос Православие.Ru , 8 июля 2004 г. Древнейшая в Западной Грузии первосвятительская кафедра с 1776 по 1795 годы возглавлялась Максимом II Абашидзе, Католикосом «Северного Понта, Абхазии и Имеретии и всей Нижней Иверии». Время его правления пришлось на такие годы, когда вся Грузия была разделена на несколько царств и удельных княжеств. Персия и Турция совершали беспощадные набеги на эти земли, уничтожая всё на своём пути. Царь Картли и Кахети Ираклий II искал военного и политического союза с Россией. Положение же в Имеретинском царстве не позволяло предпринять подобные шаги в сторону Россиийской Империи. В то время вся Западная Грузия находилась под властью Турции. Во всех важных стратегических пунктах и почти в каждом крупном городе стояли турецкие гарнизоны. Присутствие турок отложило свои негативные последствия на нравы местных феодалов. Они позволяли себе весьма противоречащие христианству поступки, как например продажа крестьян в рабство туркам. В это трудное время пришлось править Католикосу Максиму. Он родился приблизительно в 1725 году в семье князя Бориса Абашидзе. Родной его брат, Рост, впоследствии принял монашество с именем Антония и находился с ним до смерти его. Вероятно, что Католикос Максим принял монашеский постриг в Гелатском монастыре при настоятельстве архимандрита Христофора, который был его духовником В 1759 году по инициативе Имеретинского царя Соломона I (1751-1784) в Кутаиси был созван церковный собор под председательством Католикоса Западной Грузии Виссариона (1742-1769). На соборе присутствовали митрополиты: Чкондидский - Гавриил Дадиани, Гаэнатский - Иосиф Багратиони – брат царя Соломона I, Шемокмедский - Николай Гуриели, Цагерский - Григорий Дадиани, бывший Мровский - Иосиф Мачабели, Никорцминдский - Николай, Джуматский - Даниил, Ниноцминдский - Михаил, Цаишский, Греческий митрополит Герман, Бедийский - Максим Иашвили, а также архимандриты, иеромонахи, священники и диаконы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПЕТРИЦИ [Иоане, Философ; груз. ] (сер. XI - 1-я четв. XII в.), груз. церковный писатель, переводчик, филолог, поэт, философ-неоплатоник, представитель гелатской литературно-богословской школы, один из основателей т. н. течения эллинофильства в древнегруз. письменности. Наряду с прп. Ефремом Мцире и со свт. Арсением Икалтойским основоположник т. н. «литературной школы Петрици», создатель философской и богословской терминологии на груз. языке. Жизнь Сведения о времени жизни и лит. деятельности И. П. достаточно поздние и носят отрывочный и противоречивый характер; они легли в основу большинства биографий И. П., где отождествляются И. П., прп. Иоанн (Чимчимели) и Иоанн (Таричисдзе) . И. П. посвящена одна из глав сочинения католикоса-патриарха Восточной Грузии Антония I (Багратиони) «Спекали» (Драгоценный камень). Автор рассказывает, что И. П. жил во времена царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), принадлежал к груз. аристократическому и даже царскому роду, был знатоком «всех греческих наук», посвятил себя созерцанию «невидимых умопостигаемых сущностей». В монастыре Опиза возглавлял «богословские школы», его учениками были преподобный Ефрем Мцире и Арсений Икалтойский ( Кекелидзе. Агиогр. лит. 1956. Т. 1. C. 270-282). В 1764 г. ученик еп. Некресского Досифея (Черкезишвили) иером. Герман сделал копию приписываемого И. П. перевода «Первооснов теологии» Прокла Диадоха (далее: «Первоосновы») и снабдил текст (НЦРГ. H 1823. Л. 155) краткой заметкой об авторе, где указал, что выполнивший работу «грузинский философ Иоанн», скрыв наст. имя Чирчими (Чимчими) (по названию селения, из к-рого он происходил), носил прозвище Петрици, поскольку подвергся преследованиям из-за своих произведений. Он обучался в Афинах, о чем свидетельствуют его прекрасное знание греч. языка и стиль переводов. И. П. как учителя прп. Ефрема Мцире упоминает при перечислении знаменитых груз. переводчиков святоотеческой лит-ры и др. переписчик «Первооснов», Закария Габашвили (НЦРГ. H 2235, 1759 г. Л. 190) ( Иоселиани. 1866. С. 154-155; Цагарели. 1886. Вып. 1. С. 61-62).

http://pravenc.ru/text/471437.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ X (Херхеулидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1741-1744). Согласно сведениям груз. царевича Вахушти Багратиони , Н. был избран на престол первоиерарха Грузинской Православной Церкви согласно воле умирающего католикоса-патриарха Доментия IV ( Багратиони; 1705-1724, 1737-1741) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 518). Груз. историк Папуна Орбелиани в «Истории Грузии» подробно написал об этом. Доментий IV «при жизни велел назвать католикоса», и церковный клир Картли-Кахети выбрал сына царя Картли Иесе (1714-1716) - Антония (католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) в 1744-1755, 1764-1788), к-рый «с раннего возраста отказался от богатства, престола и постригся в монахи, и при жизни его дядя (Доментий IV.- Авт.) желал его патриархом после себя и на этом настаивал церковный клир, чтобы он занял престол после дяди». Однако Антоний отказался. Тогда обеспокоенный Доментий IV позвал «епископа Урбнисского Николоза Херхеулидзе, который преклонил колени перед его постелью. Доментий положил руку ему на голову и покинул этот мир и предстал перед Господом» ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 34-35). Очевидно, факт выбора почившего католикоса-патриарха имел для Н. особое значение: так, заверяя купчую грамоту 1741 г., он подписался: «Избранный католикосом-патриархом Доментием Батонишвили (царевичем.- Авт.) его духовный сын, при его жизни благословенный и благословляющий Грузию католикос-патриарх Николоз, заверяю сию грамоту» (Документы из соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 295). Сохранилось письмо Н., отправленное папе Римскому Бенедикту XIV (1740-1758), которое демонстрирует благожелательное отношение католикоса-патриарха к католич. миссии в Грузии. В обращении к папе он писал о проповедовавших в Грузии капуцинах, что он всегда «обращался с ними с любовью и желал им счастья и всех благ, особенно в этот короткий промежуток времени, в течение трех или четырех месяцев, когда скончался патриарх Доментий»; от лица всех грузин «покорно просил» папу «заботиться об этой провинции… не бросать на произвол неверующих»; сетовал, что «некоторые патриархи Грузии забыли о надлежащей покорности» папе, и просил папу «не сравнивать его с ними», заверяя, что он «слуга покорный и готов выполнять указания» папы ( Тамарашвили. 1902. С. 237).

http://pravenc.ru/text/2566072.html

Антоний I, католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картлийский) Родился 17 октября 1720 года в семье Картлийского царя Иессея и Елены, дочери царя Ираклия I. В 1738 году в монастыре Гелати был пострижен в монашество. В 1739 году Антоний – игумен Гелатского монастыря. В 1740 году хиротонисан во епископа Кутаисского и возведен в сан митрополита. В 1744 году митрополит Антоний избран католикосом-патриархом Восточной Грузии. Митрополит Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами. Митрополит Антоний хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но противники Антония обвинили его в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 года состоялся поместный Собор Грузинской Православной Церкви, провозгласивший Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать Россию, где проживали его родственники – наследники царя Вахтанга VI. 16 марта 1757 года Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Православной Церкви и был оправдан. 23 ноября 1757 года указом императрицы Елизаветы Петровны Антоний был назначен архиепископом Владимирским. Царь Ираклий II вызвал Антония из России. 20 марта 1763 года владыка Антоний прибыл в Грузию. В 1764 году на Соборе Грузинской Церкви Антоний был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии. В 1772 году Антоний прибыл в Россию с особой дипломатической миссией, которая привела к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 года. В 1783 году Антоний был назначен членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Скончался 1 марта 1788 года. Погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами. С именем Антония связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й половине XVIII века. Он возобновил работу типографии, содействовал открытию новых начальных школ. С его помощью были основаны Тбилисская и Телавская духовные семинарии. Антоний составил новые редакции Праздничной Минеи, пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых. Антонию принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника . Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[груз. ] (Наибидзе Иесей Арчилович; 1757-1813), митр. Тбилисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (1794-1810). Из рода Багратиони, внук царя Картли Иесея (1714-1716), представитель рода, оппозиционно настроенного царю Картли-Кахети Ираклию II . Был женат на дочери одного из противников политики царя Ираклия II кн. Элизбара Тактакишвили. Овдовев, принял монашеский постриг с именем А. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мон-ря Кацхи в Имерети (см. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат ). Через нек-рое время хиротонисан во епископа на Никозскую кафедру. 16 февр. 1801 г. отслужил торжественную литургию в Тбилисском Сионском соборе в честь вхождения Картлийско-Кахетинского (Восточногрузинского) царства в состав Российской империи. А. активно поддержал новую гражданскую власть, подчас действуя против воли и согласия Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) и демонстративно обращаясь по всем церковным вопросам в Святейший Синод РПЦ. Неоднократно предоставлял гражданской власти Российской империи ценные сведения о положении политических дел в Грузии. По представлению управляющего Грузией П. Д. Цицианова (Цицишвили) был награжден имп. Александром I орденом св. Анны 1-й степени, а в 1807 г. по представлению командующего Кавказской линией ген. И. В. Гудовича ему был пожалован белый куколь, украшенный бриллиантовым крестом. А. был противником проекта о введении духовной дикастерии (см. Консистория ), разрабатываемого под рук. Католикоса-Патриарха Антония II, т. к. это вело за собой упразднение Тбилисской кафедры. С жалобой на Католикоса и гражданские власти А. обратился к императору, но не нашел поддержки. 12 дек. 1809 г. на торжественном молебне в Тбилисском Сионском соборе в честь дня рождения имп. Александра I в присутствии Католикоса-Патриарха Грузии Антония II, главноуправляющего А. П. Тормасова и др. гражданских и военных чинов А. публично оскорбил архиеп. Варлаама Эристави (буд. Экзарх Грузии) и известного церковного деятеля прот. Алексия Петриашвили. Вскоре после этого А. был уличен в финансовых и служебных злоупотреблениях и предан церковному суду ГПЦ, по решению к-рого был отстранен от управления Тбилисской кафедрой, запрещен на 6 месяцев в служении и сослан в Гареджийскую пуст. Но А. не подчинился указу суда и отправил неск. ходатайств об амнистии императору. В 1813 г., уже после упразднения автокефалии ГПЦ, император разрешил митрополиту приехать в С.-Петербург и предстать перед Святейшим Синодом для рассмотрения своего вопроса. Но А. скончался, так и не осуществив этой поездки. Погребен в Тбилисском Сионском соборе.

http://pravenc.ru/text/76244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Иоанн (Чимчимели). Икона. Кон. XX в. (частное собрание) (Чимчимели) [Иоане; груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 10 февр.), груз. философ, церковный переводчик, представитель гелатской литературно-богословской школы, последователь течения эллинофильства в древнегруз. письменности (XII в.). Существует неск. т. зр. касательно этимологии родового имени И.- Чимчимели: «небесный», «драгоценный камень» (Сулхан-Саба Орбелиани); также оно трактуется как происходящее от Чирими - названия села в Самцхе (ист. провинция Юж. Грузии). Имя И. как автора хвалебного слова в честь сына царя св. Давида IV Строителя Димитрия I († 1155/56) упоминается в груз. хронике «История и восхваление венценосцев», входящей в состав летописного древнегруз. свода «Картлис Цховреба» . Там же И. приписывается авторство одного стихотворения. Личность И. и его творческая деятельность вызывают в груз. научной лит-ре споры. Нек-рые исследователи (Н. Я. Марр , М. Джанашвили , С. Горгадзе, К. Кекелидзе , И. Лолашвили, Т. Цкитишвили), опираясь на высказывания об И. писателей XVIII-XIX вв. католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) , мон. Германа, Давида Ректора, царевича Иоанна Багратиони (Батонишвили) и на нек-рые сведения, содержащиеся в рукописях, отождествляют И. с груз. средневек. философом Иоанном Петрици . Другие (Ф. Жордания , П. Ингороква , Д. Меликишвили, Э. Челидзе), иначе интерпретируя те же сведения, а также основываясь на анализе языковых и терминологических данных, опровергают идентичность приписываемых И. и Петрици произведений. Согласно груз. рукописям, И. принадлежат переводы толкований свт. Феофилакта Болгарского: на Евангелие от Марка (НЦРГ. A 102, S 404, XVIII в.; греч. текст: PG. 123. Col. 92-681), на Евангелие от Луки (НЦРГ. A 113, A 284, XVIII в.; S 3625, XIX в.; греч. текст: PG. 123. Col. 692-1126), на Евангелие от Иоанна (НЦРГ. A 52, XII-XIII вв.; греч. текст: PG. 123. Col. 1133-1343), к-рые имели большое значение для развития груз. духовной лит-ры того времени.

http://pravenc.ru/text/469025.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010