Однажды авве Антонию Великому даже было открыто Богом в пустыне: «Есть в городе Александрии некто подобный тебе, искусством – врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами трисвятое». В Библии отличительным качеством богоугодных и богобоязненных врачей служит то, что они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сирах, 38,14)». (епископ Варнава, стр. 48–49). Через таких врачей Бог лечит Сам. «Мы только руки на вас возлагаем, – говорили святые Косьма и Дамиан, силою же своею ничего не можем делать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете», (там же). Беседа восьмая Вопрос: Вы описали воздействие на человека и его здоровье разных грехов. Но есть еще один грех, который, по видимому, имеет огромное значение для жизни и здоровья, человека: это – чревоугодие. Как он влияет на наше здоровье? Да, совершенно верно, чревоугодие, или объедение, или обжорство – один из главных (смертных) грехов человека. Его влияние на здоровье человека особенно четко прослеживается в нашем XX–XXI веке. Иоанн Колов пишет: «Кто сильнее льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, и тогда вся его сила не служит ни к чему» . А святой Исидор Пелусиот говорит: «пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребностей теперь порой дает болезни, а в будущем подвергает ответственности на Суде» . Итак, святые отцы давно уже указывали нам на значение этого греха в развитии наших болезней. Пища и дыхание, как и размножение – основа биологической жизни человека. Странно было бы говорить, что человеку не надо питаться, растить и добывать пищу. Если бы мы стали так утверждать, нас вправе было бы посчитать за умалишенных. Благодаря пище мы живем, развиваемся, работаем, и недаром Господь Иисус Христос дал нам молитву и научил нас молиться словами: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в Ветхом Завете Бог заповедал человеку: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят» ( Быт.3:19 ): И так от рождения до смерти мы должны питать себя, чтобы сохранить свою жизнь. Это – закон биологической жизни, нарушить его – значит умереть. Но нарушить его оказывается можно, не только отказавшись от еды и этим обречь себя на медленную голодную и мучительную смерть. Нарушить его можно и тем, что мы можем заставить себя есть много или есть очень вкусные лакомые яства и этим опять же обречь себя на медленную мучительную смерть от болезней, развивающихся от обжорства и неправильного (греховного) питания (грехи чревоугодия, гортанобесия, винопития).

http://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-is...

Однажды, пришедши с поля домой внезапно, он открыл ее связь с человеком посторонним. Промысл обратил сей случай во благо для Павла. Он оставляет ту жену, потом, никому не сказав ни слова, обходит восемь монастырей и, пришедши к блаженному Антонию, стучится в двери. Антоний, вышедши, спрашивает его: «Что тебе нужно?» Павел отвечает ему: «Хочу быть монахом». – «Не можешь, – сказал Антоний, – тебе уже шестьдесят лет; ступай лучше опять в свое селение, работай и живи в трудах, благодаря Бога; ты не можешь перенести скорбей пустыни». Старец опять отвечал: «Я все буду делать, чему ты научишь меня». – «Я сказал тебе, – продолжал Антоний, – что ты стар и не можешь быть монахом; ступай отсюда: если же тебе хочется быть монахом, то поди в общежительный монастырь, где много братии, которые могут снисходить к немощам твоим. А я здесь живу один, ем чрез пять дней, и то не досыта». Сими и подобными словами Антоний отгонял от себя Павла, и чтобы не пустить его к себе, запер дверь и три дня не выходил из-за него, даже для своих нужд. А старец все стоял и не отходил. На четвертый день Антоний, по необходимости отворив дверь, вышел и, увидев опять Павла, сказал ему: «Отойди отсюда, старец; чего ты от меня домогаешься? Нельзя тебе здесь остаться». – «Невозможно мне умереть в другом месте, как здесь», – отвечал Павел. Посмотрев на него и видя, что с ним ничего нет съестного: ни хлеба, ни воды и ничего другого – и что он уже четвертый день остается совсем без пищи, Великий Антоний подумал: «Как бы он, не привыкши поститься, не умер и не положил пятна на душу мою», – и после этого принял Павла к себе, сказав ему: «Можешь спастись, если будешь послушен и станешь делать все, что услышишь от меня». – «Все буду делать, что ни прикажешь», – отвечал Павел. И начал Антоний в следующие дни вести такую суровую жизнь, какой не вел и в ранней юности. Искушая Павла, он сказал ему: «Стой здесь и молись до тех пор, пока я не приду и принесу тебе работу»; потом, ушедши в пещеру, смотрел на него в окно и видел, как он, палимый зноем, простоял на том месте целую неделю неподвижно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Она же не соглашалась и слушать его не хотела. А когда уходила от него, то блаженный, войдя в пещеру, усердно молился Богу о спасении матери своей и о том, чтобы дошли слова его до ее сердца. И услышал Бог молитву угодника своего. Об этом так говорит пророк: «Рядом Господь с теми, кто искренне зовет Его и боится волю Его нарушить, и услышит их молитву, и спасет их». И вот однажды пришла мать к Феодосию и сказала: «Чадо, исполню все, что ты мне велишь, и не вернусь больше в город свой, а, как уж Бог повелел, пойду в женский монастырь и, постригшись, проведу в нем остаток дней своих. Это ты меня убедил, что ничтожен наш кратковременный мир». Услышав эти слова, возрадовался духом блаженный Феодосий и, войдя в пещеру, поведал великому Антонию, и тот, услышав, прославил Бога, обратившего сердце ее на покаяние. И, выйдя к ней, долго поучал ее на пользу и для спасения души ее, и поведал о ней княгине, и послал ее в женский монастырь святого Николы. Там постриглась она, облеклась в монашеское одеяние и, прожив много лет в искреннем покаянии, мирно скончалась.    Об этой жизни блаженного отца нашего Феодосия с детских лет и до той поры, когда пришел он в пещеру, поведала мать его одному из братии, именем Феодору, который был келарем при отце нашем Феодосии. Я же от него все это услышал — он рассказывал мне — и записал, чтобы узнали все, почитающие Феодосия. Однако обращусь я к дальнейшему рассказу о подвигах отрока, а нужное слово укажет мне Бог, дарующий благо и славослов.    Тот отец наш Феодосий вышел победителем в борьбе со злыми духами в пещере. После пострижения матери своей отвергся он от всего мирского и еще с большим усердием начал отдаваться служению Богу. И было тогда три светила в пещере, разгоняющих тьму бесовскую молитвою и постом: говорю я о преподобном Антонии, и блаженном Феодосии, и великом Никоне. Они пребывали в пещере в молитвах Богу, и Бог был с ними; ибо сказано: «Где двое или трое собрались служить мне, тут и я среди них».    В это же время был некто по имени Иоанн, первый из княжеских бояр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Отец мой Африкан сделал громадный крест, в десять локтей, и изобразил на нем Богочеловеческое подобие Христа, и, почитая его, возложил на чресло Его пояс, в котором 50 гривен золота и золотой венец на главу Его. Когда Якун изгнал меня из моей области, я взял пояс с Иисуса и венец с главы Его, и слышал голос от образа, который обратился ко мне и сказал: «Не возлагай, человек, этого венца на Мою главу, но неси на приготовленное место, где преподобным созидается церковь Матери Моей и дай ему в руки, чтобы повесил над жертвенником Моим». В страхе упал я и, оцепенев, лежал как мертвый. Потом же встал и сел на корабль. Когда же мы плыли, поднялась большая буря, так что все мы отчаивались в своей жизни. Тогда вспомнил я о поясе, о котором ничего не слыхал, и стал вопить: «Господи, прости мне; я погибаю ради пояса, который взял с Твоего честного и человекоподобного образа». И вот, я увидел высоко церковь , и думал какая это церковь? И был свыше голос, говорящий: «Та, которая созиждется преподобным во имя Божией Матери, и как видишь ты ее в величии и красоте, ее размерит он тем золотым поясом, в 20 поясов в ширину, и в 30 в длину, в вышину же стены с верхом на 50. И в ней ты будешь положен». После того на море легла тишина. Мы все прославили Бога и утешались безграничной радостью, что спаслись от горькой смерти. Рассказав все это, Шимон прибавил: «Доселе, отче, я не знал, где создастся показанная мне церковь, пока не услыхал из честных твоих уст, что я буду положен здесь в церкви, которая создастся». И, взяв золотой пояс, он дал его преп. Антонию со словами: «вот мера основания церкви той»; дал и венец, говоря: «пусть этот венец будет повешен над святым жертвенником». Старец прославил за то Бога и сказал: Чадо, с этих пор пусть не будет тебе имя Шимон, но Симон». Призвал св. Антоний блаженного Феодосия и сказал: «Симон, это он воздвигнет такую церковь» и передал блаженному тот пояс и венец. И с тех пор Симон имел великую любовь к св. строителю Феодосию, и жертвовал много на возведение Богом указанной церкви, и часто приходил к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Откр.12:9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. «И вложен бысть змий великий... на землю». И правильно! Ибо небо не стерпело земных мудровании, так как свет не имеет общего с тьмою. Хотя слово «сатана» и стоит с членом (в греческом языке), как бы в отличие от диавола, но оба эти слова – «диавол» (клеветник – Ред.) и «сатана» (противник – Ред.) – названия одного и того же. Он называется диаволом потому, что клевещет и лжет на любящих добродетели и на Самого Бога людям, когда, например, Адаму изобразил Бога завистливым ( Быт. 3:4, 5 ). Ниспадение диавола от Креста Христова было не таково, как первое падение прародителей по немощи, потому что он сам сказал великому Антонию, что после него «у врага совсем не стало оружия» ( Пс. 9:7 ). Поэтому падение его состоит в разрушении его лукавых замыслов и начинаний и лишении его прежнего владычества по свержении с неба. Блаженный Иустин, мученик и философ, говорит, что диавол после пришествия Христова и своего осуждения в геенну стал еще большим хулителем; раньше он тоже хулил Бога, но не так бесстыдно. Поэтому истинно говорится о нем, что «сердце его упорством во зле ожесте аки камень» ( Иов. 41:15 ). Если только ожидание наказания побудило его на безмерное лукавство, то каким образом сам он или его делатели, претерпевая мучения, способны очиститься от скверн греховных посредством огненного испытания? А без того как они могут ожидать конца своим мукам, как думают об этом суемудрые еретики? Откр.12:10 . И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом нашим день и ночь. «Яко низложен бысть клеветник братии нашея». Ложь диавола и клевета его на людей и служит, как сказано, причиною его имени. Низвержению его радуются Ангелы, ибо «кая часть верну с неверным?» ( 2Кор. 6:15 ). Откр.12:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откуда же знаем мы, братия, когда приближаемся ко гробу его, о честных мощах святого отца нашего Антония? От знамения огня, который некогда изошел от его гроба, о чем и расскажем. Св. Афанасий пишет о святом Антонии Великом , что он имел такую благодать от Бога, что лицо его светилось как солнце, и, когда ему однажды пришлось стоять между множеством братии, то все, кто стоял далеко, не почему так не узнавали святого Антония, как по свету, исходящему от лица его. Такую благодать имел, имеет и теперь преп. отец наш Антоний Печерский, как равный в подвигах преп. отцу Антонию Великому . Сам Бог явился ему и свидетельствовал: «Антоний, ты обрел благодать предо Мною» (о чем и пишется в житии его). Потому, если нельзя нам видеть его святых мощей, но по светлому огню, исшедшему некогда из гроба его, познаем, что это наш преподобный отец Антоний. Это знамение, отличающее его среди столь великого множества бесчисленных преподобных, удостоверяет нас, удаленных долгими годами от жизни преподобного, что там находились сокровенные честные мощи святого Антония, и может он сказать со псалмопевцем: «Это покой мой на веки века» ( Пс.131:14 ). Напоследок же укажем еще на причину, по которой преп. отец наш Антоний возлюбил жизнь в пещерах. Воины, приступая ко крепкому и неодолимому городу, чтобы взять его, сперва обыкновенно устремляются на ворота, разбивают их разными орудиями, и так одолевают. Если же в этом будет неудача, тогда делают подкоп и берут город. А какой же город столь крепок и неодолим, как небо? Святой Иоанн Богослов видел небо, и было у него двенадцать ворот, и на них двенадцать ангелов: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот и с запада трое ворот ( Откр.21:12–13 ). А число стен и оснований также двенадцать, по сказанному св. Иоанном Богословом: «Стена города имеет двенадцать оснований». О Боже наш, сколь многие хотят достигнуть того небесного города, ударяя в ворота различными орудиями воинских подвигов своих; то есть биением в грудь свою, поклонами и метаниями, по сказанному: «Стучите и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Зная твердо, что царство небесное берется силою и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:11 ), как добрый воин Христов, желая обладать тем городом, преподобный отец наш Антоний старался взять тот небесный город, не только ударяя себя в грудь и творя метания и поклоны, и ими как бы орудиями небесного воинствования ударяя в ворота города, но и подкопом. И потому он стал копать пещеры, как бы ведя настоящий подкоп к небесному городу, и не вотще трудился, так что исполнилось над ним слово Господне, сказанное пророком: «Избранные мои не будут трудиться напрасно» ( Ис.65:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Откуда же знаем мы, братия, когда приближаемся ко гробу святого отца нашего Антония, о честных мощах его? От знамения огня, который некогда изошел от его гроба, о чем и расскажем. Святой Афанасий пишет о святом Антонии Великом, что он имел такую благодать от Бога, что лицо его светилось как солнце, и, когда ему однажды пришлось стоять между множеством братии, то все, кто стоял далеко, не почему так не узнавали святого Антония, как по свету, исходящему от лица его. Такую благодать имел преподобный отец наш Антоний Печерский, как равный в подвигах преподобному отцу Антонию Великому. Сам Бог явился ему и свидетельствовал: " Антоний, ты обрел благодать предо Мной " (о чем и пишется в житии). Потому, если нельзя нам видеть его святых мощей, то по светлому огню, исшедшему некогда из гроба его, познали мы, что это наш преподобный отец Антоний. Это знамение, отличающее Антония Печерского среди столь великого множества бесчисленных преподобных, удостоверяет нас, отдаленных долгими годами от жизни преподобного, что именно там находились сокровенные честные мощи святого Антония, и может он сказать со псалмопевцем: " Это покой Мой навеки " (Пс. 131:14). Напоследок же укажем еще на причину, по которой преподобный отец наш Антоний возлюбил жизнь в пещерах. Воины, приступая к крепкому и неодолимому городу, чтобы взять его, сперва, обыкновенно, устремляются на ворота, разбивают их разными орудиями, и так одолевают. Если же в этом будет неудача, тогда делают подкоп и берут город. А какой же город столь крепок и неодолим, как небо? Святой Иоанн Богослов видел небо, и было у него " двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов; ...с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот " (Отк. 21:12-13). А число стен и оснований также двенадцать, по сказанному святым Иоанном Богословом: " Стена города имеет двенадцать оснований... " (Отк. 21:14). О Боже наш, сколь многие хотят достигнуть того небесного города, ударяя в ворота различными орудиями воинских подвигов своих; то есть биением в грудь свою, поклонами и метаниями, по сказанному: " ...стучите, и отворят вам " (Мф. 7:7). Зная твердо, что царство небесное берется силой и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12); как добрый воин Христов, желая обладать тем городом, преподобный отец наш Антоний старался взять небесный город, не только ударяя себя в грудь и творя метания и поклоны, и ими как бы орудиями небесного воинствования ударяя в ворота города, но и подкопом. Он стал копать пещеры, как бы ведя настоящий подкоп к небесному городу, и не вотще трудился, так что исполнилось над ним слово Господне, сказанное пророком: " Избранные Мои не будут трудиться напрасно " (Ис. 65:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

п. Следовательно, правда и милость действуют каждая сама по себе, не сталкиваясь, не ограничиваясь взаимно, но в некоторой гармонии, уступая место действию, при известном условии, одна другой. Иначе, какой бы был смысл говорить в Откровении о правде и милости, если бы эти понятия были синонимичны, и правда переходила в милость? И Христос, говоря, что фарисеи оставили вящее закона – суд и милость, и веру, если под судом разуметь правду, имеет в виду не только защиту обиженных, но и наказание виновных, как это видно из Мф.5:21–22 ; а еще грандиознее это выражаете св. ап. Павел в Рим.1:18; 2:1–16 и др.; 1Кор.3:16–17 ; Ис.11:3–4 . Точно такое же соотношение мы видим и в псалме 84, откуда взяты: «милость и истина сретостася»... Вспоминая недавнюю историю плена и возвращения из него израильтян, псалмоп. говорит: «Господи, Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иаковль, простил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи его, отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». Созерцая современное написанию псалма печальное состояние народа, псалмопевец просит Бога: «возстанови нас, Боже спасение нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?.. Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам». В духовном восхищении он говорит: «послушаю, что скажет Господь Бог ? Он скажет мир народу Своему и избранным Своим». Однако, эта милость не безусловна, а обусловливается правдою, ожидающею покаяния, «да не впадут они снова в безрассудство. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава на земли нашей». И вот, только при таком сочетании покаяния и прощения с дальнейшими милостями, «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются». Значит, последние слова не вырываются схоластиками, а находятся в полном соответствии с контекстом всего псалма, являясь своего рода выводом из предшествующего. С этим гармонируют и последние слова: «истина возникнет из земли» – первое условие со стороны человеческой – покаяние, возвращение к Богу, на истинный путь, «и правда приникнет с небес» – второе условие – правда Божия снимает вину, и тогда уже будет действовать милость: «и Господь даст благо и земля наша даст плод свой». А все-таки «Правда пред Ним (милостию) пройдет и поставит на путь стопы своя». Посему, и прор. Исаия, засвидетельствовав о грядущем гневе Божием на Евреев, говорит: «тогда суд водворится в этой пустыне… и делом Правды будет мир и плодом правосудия – спокойствие и безопасность на веки ( Ис.32:16–17 ). «Когда суды Твои совершаются на земли; тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать на земле правых и не будет взирать на величие Господа» ( Ис.26:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

По освящении храма в Церковщине не было ни одного певчего. Я обратился в Киево-Братский монастырь, которому принадлежала Церковщина, с просьбой дать мне на первое время какого-нибудь певчего. Монастырь отказал, ссылаясь на то, что у него самого нет певчих. И пришлось мне в силу необходимости принять певчего-алкоголика. Это был замечательный бас, прошедший все московские монастыри и нигде не удержавшийся из-за несчастной слабости. И вот, 5 января 1903 года, в самый сочельник Богоявления Господня, напился этот мой певчий пьян вдребезги и перед самой вечерней упал у врат монастырских в бесчувственном состоянии. Пришли ко мне крестьяне и сообщили об этом для того, чтобы я распорядился убрать пьяного. А убрать было некому: всей братии тогда было 10 человек, и все они были [разными послушаниями заняты. Пришлось позвать] крестьян, и они пьяного певчего, как мертвого, втащили в гостиницу… (За этот год мы при всей своей скудости успели устроить небольшое помещение под гостиницу…) Наступило время вечерни, и пришлось мне одному служить ее и за иерея, и за певчего. Вышел я на воду и с трудом начал читать паремии. Прочитал первую и вторую благополучно, но при чтении третьей так разволновался, что горько заплакал. Заплакали, глядя на меня, и собравшиеся богомольцы, особенно женщины. А собралось в новый монастырь послушать пение и Богослужение народу полна церковь. И пришлось мне чего словами не дочитать, то слезами докончить и тем завершить освящение воды. По милости Божией, на народ такое Богослужение произвело умилительное впечатление, и он с радостью и как бы даже в духовном восторге стал разбирать воду, освященную благодатию Духа Святаго и слезами. Но мне-то каково было?! По дороге в Тамбов я заехал в Чернигов к преосвященному Антонию. Владыка был мне очень рад и встретил меня словами: — Вас Сама Матерь Божия прислала ко мне! — Ваше преосвященство, — ответил я на его приветствие, — я приехал к вам за советом, а не на жительство, зная ваше архипастырское незаслуженное ко мне расположение.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Помни об этом, а все остальное - прости " . Человека призывает только Бог. Наивно думать, что мы можем как-то оттолкнуть или наоборот призвать. Если у нас есть цель призвать, то только самим попросив Бога об этом. Цели оттолкнуть, конечно, ни у кого нет. Ирина (еще одна) 16 сентября 2014, 17:36 НН, да и я с Вами соглашусь, что такие они - блудные дети или заблудшие овцы, но мы-то, кто уже видит себя в Церкви (тем паче служит в том или ином качестве), разве не должники, которым 500 динариев уже прощено? Мне кажется, статья об этом. Валентина 16 сентября 2014, 16:58 Еще нетерпимость проявляется дома по отношению к домочадцам. Потерпеть немытую посуду, пыль и т.д., не раздражаясь при этом, - это тоже подвиг. Не накручивать себя, вовремя останавливать, мягко делать замечания, - трудно. Я нетерпима дома и страдаю от этого. Надеюсь на помощь Божией Матери. Василий Н. 16 сентября 2014, 15:42 НН, а я так думаю, что если хамят, прикрываясь Богом или Церковью, то неокрепший в вере человек может и усомниться: а действительно ли православие несет любовь? Андрей 16 сентября 2014, 15:25 Спаси Господи! Есть над чем задуматься! Людмила 16 сентября 2014, 13:49 Поддерживаю автора. Пройдя этап неофитства надо заниматься своим внутренним миром, а не стремиться учить всех подряд. Скорее, думаю, нужно подражать тем аскетам, о которых автор пишет, чем становиться для многих людей непрошенными учителями. Помните, как сказал Господь Антонию Великому: " Антоний! Внемли себе " . Ирина 16 сентября 2014, 12:34 " Любовь ДОЛГОТЕРПИТ, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. " (Первое Послание к Коринфянам апостола Павла) И снова о Любви! А точнее об ее отсутствии. Любовь - это в первую очередь долготерпение.

http://pravoslavie.ru/73564.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010