Диавол не перестанет гнать Церковь , но Церковь, имеющая два орлиных крыла – Ветхий и Новый Завет – скроется от диавола в пустыню, под которой можно понимать и духовную и чувственную пустыню, в которую скрывались и скрываются истинные христиане–подвижники. Святой Андрей Кесарийский говорит: «И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» (гл. 35)., Откр. 12:15–16. И испусти за женою изъ устъ своихъ воду яко рку, да ю въ рц потопитъ. И поможе земля жен, и отверзе земля уста своя, и пожре рку, юже изведе от устъ своихъ. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. Под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землей, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца, „аз есть земля и пепел“ ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все диавольския сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение» (35). Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров, и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны рушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом . Откр. 12:17. И разгнвася на жену и иде сотворити брань со оставшимъ сменемъ ея, иже соблюдаютъ заповди Бoжiя и имютъ свидтелство Иисусъ Христово. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Это та непрерывная и многовековая борьба, которую повел диавол против всех истинных сынов Церкви по утверждении христианства на земле и которую он будет вести все в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста. Параллельные места к двенадцатой главе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Днесь ад стеня, вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии рождшагося не принял». «Днесь ад стеня, вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единого от умерших» (Вел. Суб. на Гос. воззв.). «Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть» (Кан. В. Суб. 5 п.). «Его» же поглоти желанием ад, отпусти трепетом» (3 Нед. В. Пост. Кан. 3 п.). «Уязвися ад, в сердце прием уязвенного копием в ребра и воздыхает» (Вел. Суб. Кан. 7 п.). «Адаму первому Вторый, иже в вышних живый, сниде до адовых сокровищ» (8 п.). «Приобщается сущим во аде» (7 п.). Диавол, некогда говоривший Ему в пустыне: «еда Ты Сын Божий...» и устами бесноватых признававший во Христе Сына Божия, видя Его умершим, не иначе, как по общему закону о смерти, притом умершим на кресте, след., как величайшего грешника («проклят всяк висяй на древе»), не предполагая, посему, в Нем безгрешного Иисуса, в Котором по силе величайшего, до последней степени истощания сокрылось Божество Сына Божия, обманувшись, бесстрашно принимает Его в самую адову глубину 4 . Снишествием Христа в ад и приобщением Его «сущим» там закончилось «вечное Искупление» мира. Смерть Иисуса, как «оброцы» воспринятой Им на Себя греховной вины всего человечества пред Богом, была, с одной стороны, полноценным понесением во всем беспредельном объеме Божия приговора ( Быт.2:17 ), с другой – уничтожением вины, как причины дальнейшего пребывания человечества в смерти, ибо умер не простой человек Иисус, но безгрешный лично, пребывающий неразлучно в Ипостаси Сына Божия. Воспринят в полноте Божий приговор, наказание за грех и, по суду Правды Божией, прощен и грех, разрушена преграда со стороны Бога к людям. В глубинах адовых Христос 2) исполняется блистанием Божества, 3) проповедует всем, находившимся там, о спасении. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадав за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» ( 1Пет.3:18–20 ). «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Достигшие сего суть таинники Божии, и состояние их есть то же, что состояние апостолов. Богоявление же является источником множества других благодатных даров, и первее всего – пламенной любви, по коей они с дерзновением удостоверяют: Кто нас разлучит от Бога? (ср.: Рим.8:35 ). А любовь есть подательница пророчества, причина чудотворений, бездна просвещения, источник огня Божественного. Поскольку такое состояние есть плод безмолвия, когда проходят его с разумом, то не все безмолвники оставляются в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому , как Иоанну в пустыне, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими» 29 . – И далее продолжает Затворник Вышенский: «Достигшие совершенства слышат голос Божий явно в душе своей. На них начинает сбываться слово Господа: Когда приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И апостол Иоанн также пишет: Помазание (от Духа) в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (ср.: 1Ин.2:27 )» 30 . Рассмотрим теперь вопрос о старчестве по материалам, какие мы находим у профессора С. И. Смирнова в его труде «Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока» 31 . По древним монашеским представлением, старец – существо богоизбранное и богоодаренное. Всякий старец непременно обладает какими- нибудь духовными дарованиями. Прежде всего дар различения духов (χρισμα διακρσεως τν πνευμτων), о котором говорит апостол Павел (см.: 1Кор.12:10 ). Дар различения духов необходим для монаха. Еще Антоний Великий предписывает молиться о том, чтобы приять дарование различения духов, чтобы не всякому духу веровать (ср.: 1Ин.4:1 ). Дар различения получается путем подвига и с помощью старческих молитв. Варсануфий Великий заявляет: «Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе оное, но пусть и твое сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе это дарование... Когда Бог , по молитвам святых и за болезнование твоего сердца, даст тебе сие дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Его устрашило слышанное им среди прочих слов слово Господне: " Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие " (Мф. 19:24). И вот, он пришел однажды к преподобному Антонию и открыл ему свою мысль, говоря: " Хотел бы я, отче, если Богу угодно, быть иноком и жить с вами " . Отвечал ему старец: " Хорошо желание твое, чадо, и мысль твоя исполнена благодати, но смотри, чтоб богатство и слава мира этого не возвратили тебя назад. Ибо (по слову Господню) " никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия " (Лк. 9:62). И о многом другом беседовал старец на пользу блаженного, и сердце Варлаама распалялось еще более любовью к Богу, и так ушел он домой. На другой день после беседы со старцем он оставил не только родителей, но и обрученную уже с ним жену; одетый в светлую и богатую одежду, сел на коня и, окруженный шедшими вокруг него многочисленными слугами, ведшими коней, нагруженных добром, в великой славе подъехал к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему, как кланяются вельможам, он также поклонился им до земли. И тогда, сняв с себя боярскую одежду, положил ее пред ногами преподобного Антония и также поставил пред ним нагуженных коней, говоря: " Это, отче, все сокровища, прелесть мира этого, делай с ними, что хочешь, а я " от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... " (Флп. 3:8), и хочу жить с вами в этой пещере, и уже не возвращусь в мой дом. Преподобный же Антоний сказал ему: " Подумай, чадо, Кому обещаешься ты и Чьим хочешь быть воином. Ибо невидимо предстоят ангелы Божии, принимая обещания твои. Смотри, как бы отец твой, придя сюда с великой силой, не увел бы тебя против воли, и мы не будем в состоянии тебе помочь; ты же явишься пред Богом лжецом, отметником Его " . Отвечал ему блаженный: " Верую Богу моему, отче, что, если мой отец захочет и мучить меня, я не вернусь к мирской жизни, и только прошу тебя скорее постричь меня " . Тогда преподобный Антоний приказал блаженному Никону постричь его и облечь в монашескую одежду; и тот, сотворив обычные молитвы, постриг блаженного Варлаама и облек его в монашеские одежды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Если Вы такое понимание Искупления считаете «моментальным», то разве не будет моментальным и Вами лично созданное понимание его? Ведь если искупительная сострадательная любовь выразилась в оплакивании Христом в саду Гефсиманском грехов человечества, то был же последний момент Его плача и сокрушения, за которыми совершилось Искупление. Не так ли? Где же я так говорил? Если Христос воспринял на Себя грехи людей со всею скверною, то, как же могло произойти Искупление вне душ человеческих. Я только говорил, что люди реально этого не сознавали, до сошествия Св. Духа на Апостолов, не веровали в Него, как Искупителя от грехов. Даже ученики Христовы не только во время Его жизни ( Лк.24:21 ), но и пред Вознесением все мечтали увидеть в Нем земного царя ( Деян.1:6 ). Однако это не означает, что Искупление Христовою смертью произошло вне спасаемых душ. Наоборот, здесь произошло таинственное не только объединение Искупителя со всеми людьми (Вы прибавляете: «точнее со всеми верующими» – какими же? где они находились? а весь мир?), как Вы говорите, но больше того, совершилось восприятие Им в Себя индивидуально всего человечества. «Когда я вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). А это Христос сказал, имея в виду Свою смерть. И Ап. Павел говорит: «Христос для того и умер и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим.14:9 ). «Итак, твердо знай весь дом Израилев, Что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли. Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать мужие, братие? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из Вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:36–38 ). Здесь уже выявление в действительности таинственного восприятия в Себя грехов человеческих, а с ними и душ их. Потому-то на просьбу фарисеев показать им знамение с небеси Господь сказал, что знамение не дастся роду лукавому, кроме знамения Ионы, т. е. смерти и Воскресения Спасителя, указывая этим на то, что только таинственно воспринятое в этих искупительных актах человечество придет к познанию Христа, как Искупителя ( Деян.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

" Если кто не родится свыше, не может войти в Царствие Божия. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух " (Ин. 3, 56). " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши " (2 Кор. 1, 21-22). 2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком Одним из свойств Божественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждому разумному творению — это путь святости. Поэтому, чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума, сердца и тела, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя. Но даже несмотря на то, что на вершинах святости многое открывается подвижникам, возможности познания человеком Божественного Промысла остаются весьма и весьма ограниченными. Замечателен пример из жизни прп. Антония, египетского подвижника III-IV столетия. Однажды он начал жаловаться Богу, что не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в младенчестве, почему праведники нередко терпят лишения и притеснения, в то время как люди нечестивые, наоборот, проводят жизнь в полном довольстве и т. д.? На это ему был дан от Бога ответ: " Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно " . Этот совет должно всем держать в памяти, и когда нам приходят на ум аналогичные мысли, полезно вспоминать эти слова Божий, сказанные св. Антонию. Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже самые святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Ап. Павел говорит, что " теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно " (1 Кор. 13, 12). Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века. Ап. Павел говорит: " Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13, 10 и 12). Как Бог знает нас сейчас, так же все судьбы Божий будут открыты нам в будущем. Свт. Василий Великий так говорит:

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Значит, была нужда в предании за нас Христа. Не нужно было бы «непощадения» и предания за нас Сына, если бы не было пред Богом нашей вины, по силе Правды Божией, разделявшей грешников от Бога. А дальше Он говорит и о любви, сказавшейся в этом предании Богом Отцом за нас своего Сына: «Кто отлучит ны от любви Божией? Скорбь ли, или теснота, ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»? ( Рим.8:32–38 ). Именно, только эта-то любовь, подсказанная правдою, и сильна привлечь к Богу во Христе всех людей, как говорит о том и Сам Искупитель: «аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин.12:32–33 ). Только «силою Возлюбившего нас (именно этою крестною любовью) мы преодолеваем все сие», т. е. гонение, скорбь, тесноту... – ( Рим.8:35–37 ). Не закрывайте ради Бога своего внимания от ясных слов Св. Ап. Павла Рим.3:22–26 . Ведь нельзя же утверждать то, что противоречит всему Слову Божию и не находит для себя ни малейшего в нем оправдания, а опираться только на один человеческий, сам по себе заблуждающийся в постижении силы Креста, ум. Да и Вы сами не можете оторваться от Богооткровенного Учения о жертве, но только по малопонятной причине прибегаете к туманным объяснениям этого догматического предмета, лишь бы избежать ясно раскрытого смысла его в Слове Божием. Напрасно Ваше Высокопреосвященство со всею решительностью восстаете против выражения: грех Адама оскорбил Всеблагого и Правосудного Бога и против термина «удовлетворение», употребляемых в традиционном богословии, Вами называемом «схоластическим», утверждая, что они заимствованы «из дуэли» родовой мести. А как же говорит пророк Исаия: «Так разрушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей Славы Его» (3:8). Если грехи не оскорбительны для Всеблагого и Правосудного Бога, то, как понять Пророка Давида, когда Он обращается к Богу: «Господи да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене», или ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он: «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит». И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми. К Поликарпу. Не стану я много говорить о святых. Если не довольно тебе моей беседы, того, что ты слышал из уст моих, то и мое писание не убедит тебя; если этому не веруешь, то и тому, что человек из мертвых воскрес, – не поверишь. О СВЯТОМ АФАНАСИИ ЗАТВОРНИКЕ, КОТОРЫЙ УМЕР, А НА ДРУГОЙ ДЕНЬ СНОВА ОЖИЛ И ПРОЖИЛ ПОТОМ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ. СЛОВО 19 Вот что еще случилось в том святом монастыре. Брат один, именем Афанасий, проводивший жизнь святую и богоугодную, после долгой болезни умер. Два брата омыли тело мертвое и ушли, спеленав его, как подобает покойника. Случайно пришли к нему другие иноки и, увидя, что он умер, также ушли. И оставался покойник весь день без погребения: был он очень беден, и никаких сбережений не имел, и потому был в небрежении; богатым-то всякий старается послужить как в жизни, так и при смерти, чтобы получить что-нибудь в наследство. Ночью же явился некто игумену, говоря: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Узнавши об этом, игумен утром со всею братнею пришел к умершему, и увидели его сидящим и плачущим. И ужаснулись они, видя, что он ожил, и стали спрашивать его, говоря: «Как ты ожил и что видел?» Он же не отвечал ничего, только: «Спасайтесь!» Они же умоляли его рассказать о случившемся, говоря, что и им это будет на пользу. Он же сказал им: «Если я вам расскажу, не поверите мне». Братия же поклялась ему: «Соблюдем все, что бы ты ни сказал нам». Тогда он сказал им: «Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, и пречистой его Матери, и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере, со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем, и молю вас простить меня». После этого ушел он в пещеру, заложил за собой двери и пробыл в ней, никогда и ни с кем не говоря, двенадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекою. На земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» – под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землёй, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца: «я прах и пепел» ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все дьявольские сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы дьявола, как смирение». Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны разрушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом (ст. 16). «И рассвирепел дракон на жену и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» – это та непрерывная и многовековая борьба, которую повёл дьявол против всех истинных сынов Церкви по утверждению христианства на земле, и которую он будет вести всё в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста (ст. 17). Глава тринадцатая. Зверь-антихрист и его пособник лжепророк Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из среды волнующегося, подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся дьявол , как думали некоторые, а человек. Некоторые под этим «зверем» понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это – зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него также семь, как и у самого дьявола-дракона, причём головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или дьявола, который отдаст ему свой престол (ст. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И пустил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И испусти змий за женою из уст своих воду, яко реку. Когда Церковь побежит в безводные места, недоступные для обольстителя, то он пойдет по следам ее, как река, чтобы ее победить; иначе - выйдет за нею множество злых бесов, или искушений. Но земля, как сказано, помогла ей, задерживая замыслы и устремления демонские или дальностию расстояний, или засухою и бездождием, или кротостию и смирением святых, которые сердечным признанием: аз есмь земля и пепел (Быт. 18, 27) разрушают все козни диавольские, ибо ничто не сокрушает и не уничтожает так силы демонов, как смирение, как об этом было открыто ангелом божественному Антонию. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа. И иде брань сопворити с оставшими. Когда лучшие и избранные учители Церкви и презревшие земное удалятся от бедствий в пустыню, антихрист, обманувшись в своих расчетах на них, восстанет на брань с воинами Христа в мире, чтобы восторжествовать над ними, ожидая легко уловить их, как бы посыпанных прахом земным и увлеченных житейским. Но и из них многие окажутся победителями, ибо искренно возлюбили Христа. Статья тридцать шестая О семиглавом и десятирогом звере И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами; на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Под зверем иные разумеют некоторую нижайшую силу сатаны, властвующую над прочими демонами, а под выходящим после него из земли - антихриста. Мефодий, Ипполит и другие настоящего зверя считают за самого антихриста, выходящего из моря житейского, потрясаемого бурями и сильно волнующегося. Десять рогов с венцами и семь голов указывают, что диавол и антихрист одно и то же (ибо и выше это отнесено к нему же), но вместе с этим и на разделение в последние времена земли на десять царств и соответствующее сему миру царство седьмое, измеряемое семью днями и разделяющееся, как увидим ниже, на семь периодов. Поэтому сатана, действующий в нем, и называется князем века сего. Его хульное имя написано на его головах, то есть помощниках и слугах, ибо они непрестанно хулили Бога от начала мира до великого и благочестивого Константина, после которого богохульниками были Юлиан и Валент.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010