А вот обозрел ли ты широту земли? Обозрел, со спутников, сфотографировали всё. Дальше :] Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико [конечно, это ирония. “Ты, конечно, знаешь это всё”]. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града [да три дня пойдёт какая-то позёмка, и встанет весь город со всеми институтами и университетами, встанет всё на месте, не двинется никак – всё будет завалено снегом], которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?» ( Иов. 38:2–28 ) – вот в таком духе. Смотрите, теперь Он переходит к животному «Ты ли ловишь добычу львице стих] и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах, или покоятся под тенью в засаде? Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи? Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру» ( Иов. 38:39–41; 39:1–5 ). И дальше Он переходит к таким животным как: к боевому арабскому коню, к левиафану и к бегемоту, эти животные являются прототипом неповиновения и сатаны, как было открыто Антонию Великому , что описание этих животных – это прототипы сатаны. Вот я что вам хочу сказать. Мы с вами должны из книги Иова сделать такой вывод: меньше совопросничества, меньше наших убогих рассуждений. И давайте читать эту книгу, видеть этот и ответ, результат: я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. Хотите, чтобы у нас не было никаких противоречий и вопросов? Надо увидеть Господа – в себе ли, вне ли себя, – и тогда умолкнут все эти бесовские вопросы. А это – бесовские вопросы. Они ставятся исключительно с тем, чтобы подорвать нашу любовь к Богу, нашу веру, остудить и охладить её. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А если так, то мы уже входим в то истинное положение, что Он добровольно принял на Себя всю людскую вину пред Богом, а чрез то и равносильное следствие ее, смерть, в которой разрушилась вина, как преграда между Богом и людьми для вечной жизни в Воскресшем Христе, что подсказывалось Правдою Божией и исполнилось любовью Его. Этот ход мыслей по существу не может изменить богословствующий ум. Вот почему и Ваше Высокопреосвященство в своем письме обходите поставленный мною вопрос о смерти безгрешного Христа. Для философствующего ума крест Христов не существует. Он ложится «вопреки» горизонтальной линии – мирской, человеческой мысли, но, все же, ложась «вопреки» ее на земле, Он восходит к небеси и туда, к Воскресшему Христу возводит верующих в Него. Другого пути туда нет. Выньте из христианского понимания Искупления, главнейшего догмата, крест, образуется бездонная огромная пропасть, в которой окажется поглощенным все христианство . Конечно, этого не будет, но я этим только оттеняю великость заблуждения всех, кто хочет обойти страшную Голгофу, как центр Искупления. Это большое искушение. Вы немножко иронизируете: «Бог Отец оскорблен (термин из «дуэли») Адамом. Он должен для восстановления Своего достоинства пролить кровь не мужика Адама, а равного себе Бога, и вот поскольку жертва Христова была добровольною, то в Его действиях проявилась и любовь и справедливость». На самом деле тут не было ни любви, ни справедливости, а родовая месть: согрешил Адам, а удовлетворять должны 1) все люди и 2) исполнит Сын Божий. Вы прекрасно знаете, что пролил кровь за нас не Сын Божий, как Таковой, но Иисус, как безгрешный человек, воспринятый в Ипостась Сына Божия. Нет здесь любви и Правды Божией? А что свидетельствует о том Св. Ап. Павел? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? Кто осуждает нас? Христос умер и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Прошу вникнуть во всю силу выражения: «не пощадил, но за всех нас предал Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келии, которая была в уединении вне Лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью. Ибо отцы египетские имеют обыкновение до смерти сберегать свой левитон и куколь, в которых принимают монашеский образ, и в них погребаться; в продолжение жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келию и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит Отрок с веселым лицом и говорит ему: " Авва Иаков! Что здесь ты делаешь? " . Иаков вдруг осиян был светом и, почувствовав в себе силу от видения Отрока, отвечал Ему: " Господи, ты знаешь что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная что делать, я решился на такой подвиг " . Господь отвечает ему: " Хорошо там, где ты " , и тотчас при сем слове авва Иаков увидел себя пред дверьми святой Церкви православных последователей Халкидонского Собора " .Авва Антоний, проникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: " Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? " . Тогда пришел к нему глас: " Антоний! Себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их " .Некоторые братия пришли к авве Антонию и предложили ему слова из книги Левит. Старец пошел в пустыню, а за ним тайно последовал авва Аммон, знавший его обыкновение. Старец отошел на далекое расстояние, стал на молитву и громким голосом воззвал: " Боже, пошли Моисея, и он изъяснит мне слова сии! " . И пришел к нему голос, говоривший с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Антоний не сказал. Афанасий не спросил. Конечно, у первого монаха были ученики, последователи и продолжатели, так что любители духовной литературы выстраивают целые генеалогии святости. Но подумайте: на протяжении десятилетий самым преданным и самым близким Антонию человеком оставался этот маленький безвестный труженик! Не потому ли святой старец решил спрятать ото всех имя верного друга? Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Даже Евангелие, за тысячелетия изученное во всех деталях, пестрит лакунами и тайнами биографий и имен таинственных друзей Христа, которые, возможно, были ближе апостолов. Мы не знаем точно. Но есть повод делать такие предположения. Накануне Тайной вечери Христос посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. — Где велишь нам приготовить? — Вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте (Лк. 22:9-12). Знаменательно, что Тайную Вечерю поручено готовить самым близким — Петру и Иоанну. Они следуют за Христом повсюду. Господь их берет туда, куда другим вход закрыт. Им доверены самые удивительные тайны и знамения. И апостолы будто оспаривают друг у друга первенство: кто ближе, кто дороже Учителю? Они будто соревнуются в этой близости, и, может быть, именно эта ревность подтолкнула Петра заявить, что уж он точно никогда не отречется от Господа, не то что некоторые! Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Но даже после Воскресения Христа эта ревность не утихла, и на последних страницах Евангелия от Иоанна мы слышим, как Господь призывает Петра: «Иди за Мной!» И Петр готов идти, но совсем рядом снова оказывается этот шустрый Иоанн. — Господи! А он что? — Если Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. Однако и сам Иоанн, похоже, не был свободен от этой ревности, иначе зачем бы ему постоянно подчеркивать, что именно его любил Иисус, так что позволил быть на Вечери приклонившись к груди Учителя. Не эта ли ревность дружбы заставила Иоанна так настойчиво подчеркивать, что Иуда был вор и человек пропащий?

http://pravmir.ru/kem-byl-chelovek-s-kuv...

Берется Царствие Божие усилием, т. е. трудом, часто мукой и скорбями. Узок, страден путь в него, но не крив. Кривыми, далеко окольными дорожками, компромиссами да поклонами сильным мира сего и сам никто войти не сможет, и других не введет. Мир вконец измучился от лжи и ненависти, этими плевелами, обильно посеянными на земле воинствующим безбожным большевизмом, исчадием адских глубин. Он захлебнулся в крови миллионов неповторимых человеческих личностей, принесенных на алтарь нового Ваала. Он больше не в силах выносить этой ужасной муки. Предел, по-видимому, достигнут. Человечество должно прийти и уже приходит в себя и тянется к Тишине, Миру, Свету, Любви и Правде. «Пусть неправедный еще делает неправду; нечистый пусть еще осквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще», и может быть, еще сильнее это по церковно-славянски: «Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще». Так для вечности вещает Тайнозритель Иоанн Богослов и немного дальше говорит еще сильнее: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь право на древо жизни и войти в город воротами», т. е. прямым путем. «А вне псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:1415 ), а значит, и нынешние безбожники вместе со всеми поклонившимися им церковниками. «Прииди, Господи, суди земли, яко Ты царствуеши во веки», – вопием мы, немощные. Ате, кому дано, уже слышат, пусть издалека еще, гремящие глаголы: «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Откр.32:12 ). «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Архимандрит Серафим (Иванов) теперь епископ Сент-Ягский 1059 Архив ОВЦС. Дело «Русская Зарубежная Церковь ». Ч. 2. Папка «1945». Л. 8994. Машинопись, копия. 23. Письмо архиепископа Виталия (Максименко) архимандриту Антонию (Синькевичу) о положении Русской Зарубежной Церкви 4 февраля 1946 г. Благословение Божие, мир и помощь да будет с Вами и Вашими верными братьями и сестрами, твердо ставшими на защиту Русских Святынь от большевистского поругания. Мы здесь все в Америке восхищаемся крепким стоянием наших Иерусалимских братьев и сестер, и пример их многих здесь воодушевляет. На защиту Вашего дела я послал в Ваше полное распоряжение в конце Января с. г. 500 дол. Смотрите сами по обстоятельствам, как с ними поступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог исполняет все прошения того, кто всем сердцем служит Ему и людям. Он исполнял все прошения Своих апостолов, прошения великих святых, подобных Великому Антонию. На них исполнялись слова Христовы: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Следовательно, для того, чтобы на нас исполнилось это слово Христово, мы не должны быть прелюбодеями и прелюбодейцами по отношению к Богу, мы должны быть чистыми и святыми, как были чисты и святы апостолы. К нам не должны быть приложимы и другие слова апостола Иакова: «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (3, 10–11.) Уста святых апостолов, уста великих преподобных, уста великих святителей всегда изливали только сладкую, благодатную воду; не слышал от них мир слов гнилых, слов праздных. Никогда не текла вместе с водой сладкой — вода горькая, вода проклятий, изрыгаемая устами нечистыми. Это запомните, это да будет критерием для суждения вашего о людях. Если видите человека, уста которого изрыгают то слова добрые, то слова проклятий и гнева, слова раздражения, — уходите от такого, знайте, что сердце его нечисто, знайте, что далек он от того, чем должен быть христианин. Знайте, что в общении с таким человеком и сами развратитесь, ибо общение с развращенными никогда не остается без последствий — и сами развратитесь, сами станете подобны тем, из уст которых течет одновременно и сладкая, и горькая вода. А мы должны быть не таковы, мы должны всегда помнить пример, приведенный святым Ефремом Сириным: он уподобляет душу губке, которую опустили в сосуд с уксусом, и которая вся напиталась уксусом. Не исправить содержания губки: сколько на нее ни лей драгоценного вина, всё равно останется она наполненной уксусом. И напротив: если губку опустить в драгоценное вино, она вся пропитается этим вином, и всё нечистое, что попробуем мы прибавить к содержанию этой губки, не будет воспринято ею, потому что уже не может она вместить ничего другого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Бог требует всего человека, всего его сердца, исполнения всех Его заповедей, ибо «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» ( Мф. 5, 19 ). Итак, горение духа и подвиг во Христе, «несение креста» ( Лк. 14, 27 ) необходимо каждому, кто хочет быть достойным Царствия Небесного. Господь не терпит теплохладности и предупреждает христиан: «Ты ни холоден, ни горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» ( Апок. 3, 16–18 ). Существует мудрая народная поговорка: «Человек сам кузнец своего счастья». И когда к преподобному Антонию Великому пришел один монах, у которого не хватало ревности для своего спасения, и просил помолиться о нем, тот ответил: «Ни я, ни Бог не сжалятся над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу». Однако и при нашей немощи и слабости не надо отчаиваться и сомневаться в возможности достижения Царства Небесного. Господь Всемогущий и Милостивый слышит всякую молитву и простирает руку помощи всякому, как простер некогда утопающему апостолу Петру. Будем помнить также, что жизнь всякого человека всегда исполнена бед, скорбей, печалей и трудностей – всякому человеку неизбежно нести тяжесть и бремя земной жизни. Но самое легкое из них – это «иго Христово». И не только легко оно, но с помощью Божией оно радостно для сердца, дает свет очам и мир душе. Кто пойдет за Христом, тот на опыте узнает истинность обетовании Христа – «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Фарисейство «Буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3, 6 ). Многие из христиан не понимают этого и, не зная цели христианских подвигов, в них одних думают найти спасение. Надо вспомнить слова Господа апостолам Иоанну и Иакову, когда те, в подражание пророку Илии, хотели низвести огонь с неба на самаритян, не принявших Господа. Он сказал апостолам: «Не знаете – какого вы Духа» ( Лк. 9, 55 , 4Цар. 1, 10 ). Действительно дух Нового Завета – Царствия Божия в душе христианина другой, чем дух Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришел, Антоний, захотев испытать, переносит ли он оскорбление, и увидев, что не переносит, сказал ему: «Ты похож на село, которое на вид красиво, а по сути разграблено разбойниками» 1 . Тот, кто кичится своей праведностью, заведомо честолюбив, и любой добрый поступок такого человека есть зло Показная праведность есть уродливое явление в духовной жизни человека. Верующий не имеет права имитировать праведность , он должен по-настоящему стремиться идти путем праведности и благочестия. Есть три категории людей: верующие, лицемеры и безбожники. Самая худшая категория людей – это именно лицемеры. Они даже хуже безбожников, ибо последние хотя бы не лицемерят. Тот, кто кичится своей праведностью, заведомо честолюбив, а это означает, что для такового его добрые дела есть повод для самолюбования в своих собственных глазах и в глазах других людей. Религиозность в данном случае удобная ширма для подобного лицемера, ею он скрывает свое собственное самолюбие, сластолюбие и самолюбование от себя самого и от других людей. Любой добрый поступок такого человека есть в действительности зло и для него самого, и для других. Лучше бы было, если бы таковой бездействовал. В таком случае он не был бы лицемером и, пребывая в подобном состоянии, смог бы и догадаться о своем реальном порочном бытии 2 . Итак, Христос учит нас: «Смотрите, не творите милостыни (то есть праведности. – прот. О.С. ) вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного». Этими словами Сын Божий научает нас ничего не приписывать доброго себе самим. Как и сказано о всяком праведном и благом действии: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1: 17). И мы читаем далее: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6: 2). Здесь и далее слово «милостыня» на языке греческом означает именно «благотворительность» , в отличие от 1-го стиха данной главы, где слово «милостыня» правильнее понимать как «показная праведность» .

http://pravoslavie.ru/96073.html

В жертве первенствующей смысл был не в смерти, или как Вы называете – казни животного, не в сожжении его тела, а в исповедании над животным своих грехов чрез возложение на его голову рук приносящих. Подобно тому, как теперь чрез возложение рук священника на голову кающегося низводится прощающая грехи благодать, так и там чрез возложение рук приносившего как бы на голову животного низводились грехи грешника. А смерть животного была уже результатом, как бы принятия на себя грехов приносившего, символизируя непреложность воли Божией: «смерть – оброцы греха». Но ветхозаветные жертвы не очищали душу человека, ибо «не возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). Кроплением кровью животного только освящалось тело (9:13) и чрез то возвращалась милость Божия в отношении плотской, внешней земной жизни ( Ис.1:16–19 ). А в отношении внутренней духовной стороны жертвы только напоминали совести грехи человека, но не очищали, не возрождали ее. И если, по свидетельству ветхозаветного Слова Божия, Бог иногда прощал грехи людям, то прощал только вину их пред Собою, притом прощал не потому, что беспредельная вина покрывалась покаянием человека, а потому, что она Правдою Божией переносилась на предопределенного прежде века Агнца Божия, вземшего грехи всего мира ( Рим.3:25 ; ср. Евр.9:11–14 ). Поэтому, не обилие и разнообразие богатых жертв делали их приятным благовонием пред Богом, как это было бы, если бы жертвы были угощением Бога, а только богатство внутреннего покаянного сердца, без чего все жертвы были неугодными Богу ( Ис.1:11–20 ; ср. Евр.10:5–7 ). Несоответствующее ветхозаветному Ваше воззрение на жертвы, хотя Вы и не находите в них прообразовательного смысла, привели Вас к такому сближению их со смертью Спасителя, в котором приходится усматривать особый, Вами только созданный, прообраз первых в отношении Последнего: по Вашему пониманию и смерть Спасителя, как жертва Богу Отцу, была ничем иным, как приятным Ему угощением. Это уже слишком... Приводя Евр.8:3 , Вы как будто не хотите знать, что указанное место стоит в тесной связи с концом предыдущей главы: «Таков и должен быть у нас Первосвященник... Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом же за грехи народа; Ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». В этих-то словах и находится смысл указываемого Вами места: «Всякий Первосвященник поставляется для приношения даров и жертв (за что? сперва за свои грехи, а потом народа), а потому нужно было, что бы и Сей также имел что принести» (принести Себя за что? за грехи народа) Этим я заканчиваю свои замечания на Ваш предвзятый экзегесис отдельных мест Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В качестве комментария к этим тезисам можно сказать, что, с одной стороны, и самые выдающиеся святые угодники Божьи смиренно почитали себя грешными людьми, достойными наказаний и мук. С другой стороны, в период деятельности святого Иринея и Тертуллиана , а это было время жестоких гонений на Церковь , уровень веры нередко определялся готовностью претерпеть мученичество и смерть за Христа. По всей вероятности, именно по этой причине оба писателя и выделили из всех категорий христиан категорию мучеников. VIII. Но где же находится нынешний Рай? Из Священного Писания известно, что Господь, совершив Искупление и уходя в «дом Отца», в присутствии многочисленных свидетелей «стал отдаляться от них и возноситься на небо » ( Лк. 24:51 ). Собственно, месторасположение рая и соотносят с невидимым Небом. Так, Христос, отвечая на просьбу разбойника помянуть его «во Царствии Своем», ответил: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). А апостол Павел, достигнув третьего неба, впоследствии рассказал, что был восхищен в рай: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). В дальнейшем многие очевидцы созерцали возносящиеся к Небу души почивших о Господе святых. Вот, например, что повествует об одном из таких случаев святитель Афанасий Александрийский : «Антоний (Великий – А. Л.) выходит... и, возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный и касается главою облаков и что восходят еще некие, как бы окрыленные , и первый простирает к последним руки и одним преграждает путь, другие же перелетают через него и, миновав его, безбедно уже возносятся вверх ; на последних великан этот скрежещет зубами, о тех же, которые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию говорит голос: “Уразумей видимое”. Тогда отверзся ум его, и уразумел он, что это есть прехождение душ , что стоящий великан есть – враг, завидующий верным, и он подпавших власти его удерживает и возбраняет им идти далее, но не может задержать непокорившихся ему, потому что они проходят выше его» с. 473].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010