Астрономия стала из семейного увлечения Антонина, хорошо прослеживаемого в дневнике и письмах к родным, фактором светской жизни Иерусалима. Посмотреть на звезды к Антонину приходили именитые гости, иностранные дипломаты, заезжие ученые. Большая роль в дневнике отведена снам. Кому-то, может быть, покажется излишним внимание, которое уделял автор дневника фиксации своих сновидений. Но не надо забывать, что для ровесников Антонина и старших его современников особое отношение к снам было скорее типично, чем экстраординарно, и являлось характерной чертой как светского романтического мирочувствования, так и монашеской и духовно-академической среды. Снам верили святители Филарет (Дроздов) и Феофан (Затворник), о пророческих снах Пушкина и Лермонтова написаны исследования. Что касается Антонина, стоит напомнить о влиянии, которое оказал на него старший друг и наставник по Киевской Духовной Академии, философ и психолог архимандрит Феофан (Авсенев), лекции которого о «ночной жизни» души, ее загадочных и магических явлениях, о сне и лунатизме не одному Антонину запомнились на всю жизнь. Архимандрит Антонин даже выработал со временем собственную теорию «пифагорства». Образ Пифагора – философа, математика, политика, эзотерика был для Антонина символом высокого интеллектуального озарения, творчества научного и поэтического, а более всего созерцательномемуарной стихии, самого процесса воспоминания. По преданию, боги наградили Пифагора исключительным даром помнить все его предыдущие рождения. Антонин, постоянно погруженный в стихию памяти, помнит (то видит во сне, то вдруг уносится мыслью – над книгой, в дороге, за письменным столом) свои «прежние жизни»: батуринское детство, семинарскую и академическую юность, первую и единственную любовь 1843–44 гг., затем смену имени и образа в иночестве. Непроизвольный, с годами все более частый уход в воспоминания и связанные с ними размышления автор дневника и называл своим «пифагорством». Роднили его с древним математиком также и любовь к астрономии, цифровой и знаковой символике, загадывания о будущем, напряженное внимание к сновиденным, нередко сбывающимся интуициям.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Вместе с тем поощрение нашего духовенства во всех чинах оного к частому посещению и поклонению святым местам есть также необходимость нового принимаемого нами направления. Наконец, и чтобы в немногих словах выразить мое мнение, я скажу: поднятием Русского флага над предполагаемою нами в Палестине деятельностию мы возбудим опасение и недоверчивость туземных, единоверных нам хозяев, греческого духовенства, подозрения турецкого правительства и противудействие западных держав, располагающих в тех странах материальными средствами и силами, которых мы не имеем и иметь не можем ни для защиты, ни для поддержания своих учреждений. Коммерческий предлог не обманет никого, ни друга, ни недруга, и борьба начнется прежде даже, нежели мы успеем воздвигнуть и предмет оной. Природный наш сотрудник для успеха в начинаемом деле есть греческое духовенство; мы должны его сделать исполнителем наших намерений, ибо сами и без него, а тем паче при его сопротивлении, мы ничего начать и ничего совершить не успеем. Привести и заставить его принять это звание исполнителя под разумным руководством нашим – вот задача новой политической роли, которую мы принимаемся разыгрывать на Востоке. Цель и намерение наши чисты пред Богом. Бог нам поможет и увенчает успехом наши благие начинания. ОР РГБ, ф. 188, картон 11, ед. хр. 5, л. 92–103 об. 637. Замечания архимандрита Антонина (Капустина) и посланника в Афинах А.П. Озерова 1182 на статью В.М. Жемчужникова 1183 «Православный восток и Россия» Афины Без даты (после 22 ноября 1858 г.). Копия Вверху листа карандашные пометы: «Еп Кирилл. 57 или 58»; «И Дух М ». Под заголовком примечание, также карандашом: «Замечания написаны арх Антонином, тогда настоятелем Афинской посольской церкви» 1184 . Важность предмета, рассматриваемого запискою г-на Жемчужникова, усугубляемая данным ей назначением служить источником сведений для лица, столь высокопоставленного 1185 , побуждает меня обратить на нее самое близкое внимание. Если, соглашаясь в некоторых пунктах с автором, я на другие делаю замечания, то этим нисколько не думаю ни защищать его, ни нападать на него, а излагаю только свое мнение, не на впечатлениях поспешного путешествия, а на многолетних наблюдениях основанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Первым делом о. Антонина на Святой Земле стала попытка утвердить мир как внутри русской миссии, так и между нею и российским МИДом, а также другими христианскими общинами, в первую очередь — Православной Иерусалимской церковью. Все 29 лет жизни о. Антонина в Иерусалиме это ему будет удаваться, как благодаря выдающимся дипломатическим способностям и личному обаянию, так и благодаря тому, что он видел великую ценность в сохранении мира. Сложности в отношениях с российским МИДом были улажены благодаря дружбе о. Антонина с российским консулом в Константинополе графом Игнатьевым. Они могли решать все вопросы друг с другом, минуя собственно иерусалимский состав миссии и консульства. Тех дипломатов, которые в Иерусалиме представляли некоторые сложности для миссии, о. Антонин перед Игнатьевым хвалил и отправлял, с его помощью, на повышение. Так, он писал ему о консуле А. Н. Карцеве — основном противнике прежних начальников РДМ, — что это очень талантливый молодой человек и вряд ли ему стоит столь долго оставаться в такой дыре, с точки зрения дипломатической карьеры, как Иерусалим. Так Карцев был отправлен консулом на Корфу… С Игнатьевым архим. Антонин поддерживал переписку до конца своих дней. Иерусалимский патриарх Кирилл также был рад водворению в Русской миссии опытного и дипломатичного о. Антонина вместо куда более жёсткого и конфликтного о. Леонида (Кавелина). В послании Иерусалимского патриарха российскому Синоду Капустин назван «добрым и действительно добродетельным мужем», «истинно благочестивым», «почтенным по своему образу действий», «мягким», «кротким», «мирным», «добродетельным», «богобоязненным», «братолюбивым», «добролюбивым», «которого и мы отечески любим и чтим». Восстановление добрых отношений с российским МИДом и, независимо от него, с Иерусалимским патриархом предопределило решение Синода оставить о. Антонина в Иерусалиме. Как писал Иерусалимскому патриарху митр. Филарет, «по крайней мере до тех пор, когда усмотрен будет другой, соответствующий требованиям тамошнего служения». Более соответствующий так и не нашёлся. Назначение о. Антонина в Иерусалим стало началом целой «капустинской» эпохи в жизни Русской духовной миссии, да и всего тогдашнего христианского Иерусалима, продлившейся более четверти века.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Зауралье установят памятник бывшему главе Русской духовной миссии в Иерусалиме 27.01.2017 Памятник архимандриту Антонину (Капустину) , который в 1865-1894 годы был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме и являлся почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества, установят на его малой родине в селе Батурино Шадринского района Курганской области. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу губернатора области. «Архимандрит Антонин (Капустин) 30 лет возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме и сумел, не предавая интересы и духовные ценности Русской Православной Церкви , конструктивно взаимодействовать с властями Османской империи, мусульманскими и иудейскими общинами. Он был великим дипломатом и ученым. Поэтому в селе Батурино, где родился архимандрит, будет установлен памятник священнослужителю», - приводит пресс-служба слова губернатора Курганской области Алексея Кокорина. Там добавили, что 2017 год объявлен в Курганской области годом архимандрита Антонина (Капустина). В регионе идет реставрация Спасо-Преображенского храма в Батурино. Курганские власти планируют сделать небольшое село местом паломничества. «Реставрация храма уже идет. Его реконструируют на добровольные пожертвования. В Батурино служили православию несколько поколений знаменитого рода священников Капустиных. Кроме того, необходимо широко рассказывать об архимандрите Антонине (Капустине)», - подчеркнул губернатор. Архимандрит Антонин (Капустин) - священнослужитель Русской православной церкви, ученый-византинист, начальник Русской духовной миссии на Святой Земле в 1865-1894 годах. Он значительно расширил владения миссии - при его содействии были приобретены земли для строительства православных храмов. Они стали историческими достопримечательностями Иерусалима . Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.01.2017 13:14:17

http://drevo-info.ru/news/21898.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи голови ВЗЦЗ послом в для друку 22 лютого 2022 р. 11:23 21 февраля 2022 года в Русской духовной миссии в Иерусалиме председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Государстве Израиль А.Д. Викторовым. Во встрече также участвовали заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , заместитель начальника РДМ иеромонах Дометиан (Маркарян), секретарь РДМ игумен Никон (Головко), первый секретарь российского посольства Ф.В. Георги. Митрополит Иларион поблагодарил А.Д. Викторова за активное взаимодействие с Русской духовной миссией в Иерусалиме. Собеседники обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, касающихся взаимоотношений России и Израиля. В ходе встречи также была затронута проблематика положения христиан в Святой Земле и в целом на Ближнем Востоке. Обсуждались перспективы возобновления паломничества в связи с ослаблением противоэпидемических мер, ограничивающих въезд в Израиль. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru за темою Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирила з РФ К. Чуйченко У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його з ключовими словами Свята земля – церковно-державний – – Руська духовна в   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5903116...

41 Поступок Илариона Макариупольского, по мнению Новикова, сам по себе с канонической точки зрения заслуживает осуждения. Однако ход событий остановить невозможно, и примирительная роль России закончилась. «Целая бездна лежит уже между болгарским народом и греческим духовенством, факт прискорбный, но неоспоримый», – заключает Новиков. Дипломатическое ведомство, как мы видим, также не видело перспективы в миротворческих акциях со стороны России, однако, в отличие от Синода, не находило полное бездействие и устранение правильным. Напротив, после пасхальной акции 1860 г. Лобанов-Ростовский сделал все возможное, чтобы перевести центр тяжести церковного вопроса в Порту, на которую он мог иметь непосредственное влияние: в частности, уже в конце апреля российская дипломатия выступила с требованием проведения широкомасштабных реформ в европейских провинциях. 42 Свои доводы против пассивной выжидательной линии, на которой настаивал обер-прокурор А. П. Толстой, посланник высказал в депеше к директору азиатского департамента Е. П. Ковалевском у от 10 мая 1860 г. 43 Точка зрения посольства и МИДа была поддержана Александром II, мнение которого оказалось в этом вопросе решающим: посольство продолжило линию поддержки болгар, а архимандрит Петр Троицкий, как было сказано выше, был удален из Константинополя. Антонин Капустин , таким образом, прибыл в Константинополь в чрезвычайно сложный момент развития церковно-политической ситуации. С одной стороны, налицо был конфликт между митрополитами-геронтами, сочувствующим им высшим духовенством и мирянами-членами смешанного совета; с другой стороны, Порта и народное собрание требовали скорейшего принятия нового устава. К этому прибавлялось несогласие в мнениях русского МИДа и посольства с точкой зрения Св. Синода. Как было сказано выше, на дипломатические способности Антонина возлагались большие надежды. «Прямое, формальное сношение [Русской церкви с Константинопольской. – Л. Г.] не принесет той пользы, которую принесло частное и косвенное, – писал по поводу константинопольских церковных дел митрополит Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи На Святу землю прибув виконуючий обов " язки начальника Церкви для друку 12 жовтня 2010 р. 18:31 вересня до прибув виконуючий обов " язки начальника РПЦЗ Тихон (Амельченя). 1 жовтня його з начальником Московського . час знайомства гостю про сучасну 10 жовтня у Тихона звершив Божественну в представив Тихона Тихон подякував у за молитву теплий прийом. Сайт в за темою Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його чергове Синоду Церкви Миколаю з : та звернення] Предстоятель Церкви в Синодальну Церкви та Церков взяли участь у перекладу книги святителя Миколая (Велимировича) Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його з ключовими словами Свята земля – РПЦЗ – Руська духовна в   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1296934...

Интересно, что в те годы большой русский храм в Афинах был фактически не нужен. Русских прихожан было совсем немного. Но его возведение не просто свидетельствовало о той масштабной роли, которую Россия хотела играть в греческих делах, но и было заделом на будущее. В XX веке, после революции, Афины стали одним из многих прибежищ русских эмигрантов, и храм наполнился прихожанами. После признания Грецией Советского Союза русские эмигранты сумели «отписать» храм от советского посольства. Он стал одним из приходов Афинской архиепископии, но предназначенным именно для русской общины. У его стен был погребён последний посол Российской империи в Афинах Елим Демидов, принадлежавший к известному купеческому роду и получивший в Италии титул князя Сан-Донато. В Италии им был построен русский храм во Флоренции. Рядом с ним покоится его жена — Софья Воронцова-Дашкова. Особый интерес у о. Антонина вызывала эпиграфика — изучение византийских надписей на греческом языке. За десять лет пребывания о. Антонина в Афинах он обнаружил, переписал и исследовал 200 христианских надписей VI–XII веков. В 1874 году они были изданы в Петербурге книгой «О древних христианских надписях в Афинах». Труды о. Антонина тех лет не остались незамеченными в научных обществах: в 1854 году Афинское археологическое общество избрало его своим членом, Императорское русское археологическое общество — членом-корреспондентом в 1856 году и Одесское общество истории и древностей — тоже в 1856 году. В Греции о. Антонин начал читать византийские рукописи, что также стало одним из его важнейших научных интересов. Из Афин он впервые в жизни совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), знакомясь там с различными рукописными собраниями. В 1859 году он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также описанию нескольких монастырских книгохранилищ. В эти годы Капустин познакомился с архим. Порфирием (Успенским), своим предшественником по Русской миссии в Иерусалиме и человеком во многом сходных с ним воззрений и академических интересов.

http://bogoslov.ru/article/6174044

Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] За Церкви в про людей з ментальними порушеннями Одинцовський Красногорський Фома у Красногорська постраждалих теракту в «Крокус та звершив панахиду на волонтери в Донецьку вдома " нужденних. зведення про допомогу 19 березня 2024 року) [Стаття] Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його Голова Синодального Церкви з виступив перед учасниками нових Голова церковних зв " з свободи з питань та Ради при РФ з об " У Священного Синоду Церкви Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года) [Стаття] Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Представники ВЗЦЗ взяли участь в 25-м роковинам бомбардувань У допомоги «Милосердя» «Даруй на Розпочався другий етап «Даруй на До свята святителя Миколая Чудотворця в допомоги нужденним Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його з ключовими словами – Церква медицина – Свята земля – синодальний Церкви з – синодальний та – пандемия коронавируса – – Руська духовна в   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5638891...

Наш, например, официальный духовный орган не нашел возможным для некролога этому неустанному рато­борцу на православном Востоке свыше сорока лет, уделить и полных сорока строк 3 , имея быть может в виду тот факт, что за год перед тем, по поводу пятидесятилетия служения и литературно-ученой деятель­ности о. архимандрита Антонина, на страницах его нашел себе место весьма сочувственный краткий очерк жизни и деятельности его, написанный приснопамятным проф. нашей Академии покойным И. И. Малышевским 4 . Небольшую, но весьма горячую и выпуклую по освещению фактов характеристику личности о. Антонина представил в годичном отчете Императорского Православного Палестинского Общества за 1894 г. скончавшийся в прошлом году весьма энергичный деятель на пользу православия в Палестине, бывший помощник председателя, член совета и секретарь Общества покойный В. Н. Хитрово 5 , лично хорошо знакомый с о. Антонином. Это, можно сказать, и почти все 6 , чем помянули в России незабвенного о. Антонина. Призванные лестным для нас поручением занять ваше просвещенное внимание в настоящем торжественном собрании Киевского отдела Императорского Право­славного Палестинского Общества, мы решаемся предло­жить очерк жизни и деятельности о. Антонина, как выдающегося деятеля на пользу православия на Востоке вообще и в Палестине в частности, с тем, чтобы и по­чтить память этого близкого нам, киевлянам, деятеля и вы­яснить пред вами, почему само Палестинское Общество считает его своим «непосредственным учителем» 7 заветами которого оно руководится в своей деятельности и доселе. Спешим при этом оговориться, что мы, не желая навя­зывать своих дум и мыслей, постараемся большею частью говорить словами о. арх. Антонина, оставившего драгоцен­ный биографический материал в своих многочисленных учено-литературных трудах и в подавляющей массе корреспонденции, помещенных им в наших периодических изданиях духовных и светских. О. архимандрит Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин, сын священника 8 села Батурина, Шадринского уезда, Пермской губернии, в Зауралье.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010