Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/(дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 См.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере? 

http://e-vestnik.ru/reports/baturino_rod...

Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 601. Л. 19). В 1900 г. К. П. Победоносцев командировал профессора МДА В. Н. Мышцына в Иерусалим специально для составления описей библиотеки и музея о. Антонина. К сожалению, вторую часть задания профессор не выполнил. (См. черновые наброски: РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1240. Л. 160–163.) О неудовлетворительном хранении и неизученности коллекций свидетельствовали позже М. И. Ростовцев (Ростовцев М. И. Русская археология в Палестине//Христианский Восток. 1912. Т. 1. Вып. III. С. 264) и М. Я. Дьяконов (Дьяконов М. Я. Отчет по ревизии Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1914)//Россия в Святой Земле. Т. II. С. 162). О последующей судьбе музея см.: Loukianoff Elisabeth. Le musée du Counvent russe du Mont des Oliviers à Jérusalem//Bulletin de l’Institut d’Egypme. T. XIII. 1930–1931. P. 97–101. Pl. I-VIII; Гурулева В. В. «В Палестине скоро будет русский музей» (Музей архимандрита Антонина в Иерусалиме)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXX. СПб., 2007. С. 384–395. 1072 Гамбетта Леон Мишель (02.04.1838–31.12.1882) – французский политический и государственный деятель, один из лидеров левого крыла буржуазных республиканцев. С сентября 1870 по февраль 1871 министр внутренних дел, в 1879–1881 председатель палаты депутатов, в 1881–1882 премьер-министр и министр иностранных дел. 1077 Дом в Бет-Джале рядом с русской школой, принадлежавший смотрительнице Женского приюта на Русских Постройках в Иерусалиме монахине Магдалине (Эберн; † 16.03.1870) и перешедший по ее завещанию в собственность архимандрита Антонина. См. о ней: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Памяти монахини Магдалины (Эберн)// Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 374–378. 1078 Имеется в виду протоиерей Григорий Дюков, посетивший Святую Землю в сентябре 1869 г. и описавший свое путешествие в книге «Заметки и воспоминания поклонника святым местам на Афоне и в Палестине в 1869 году» (Харьков, 1872); в библиотеке Антонина имелось два экземляра издания, очевидно, присланные автором ( Мышцын В.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

287 Γενικο κανονισμο περ διευθετσεως τν εκκλησιαστικν και θνικν πραγμτων τν π τν οικουμενικν θρνον διατελοντων ορθοδξων χριστιανν πηκων το σουλτνου. Κωνσταντινοπολ, 1900. Подробнее о преобразованиях см.: Σταματπουλος Δ. Μεταρρθμηση και κκοσμκευση. Πρς μα ανασνθεση της ιστορας του Οικουμενικο Πατριαρχεου τον 19ον αινα. Αθνα, 2003. Σ. 77–152. 289 Кн. Г. Т[рубецкой]. Россия и Вселенская Патриархия после Крымской войны 1856–1860 гг. По неизданным материалам//Вестник Европы. 1902. Т. 3. С. 9–10. 291 Герд Л. А. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном Востоке (1878–1898). М., 2006. С. 167–170. 292 Предложение Св. Синоду. 10 апреля 1910 г. 11683. РГИА. Ф. 796. Оп. 191. VI отд. 1 ст. Л. 1–5 об. 294 Выписка из определения Св. Синода от 13 июля – 2 августа 1912 г. 6231. РГИА. Ф. 797. Оп. 82. 2 отд. 3 ст. Д. 437. Л. 1–2 об. 296 Архим. Иаков – митрополиту Санкт-Петербургскому. 3 октября 1910 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 191. VI отд. 1 ст. Д. 268. Л. 2–2 об. 297 Хозяйственное управление при Св. Синоде – Св. Синоду. 29 марта 1911 г. 11157. Там же. Л. 18–18 об. 299 Как отмечает исследователь П. Конортас, оттоманское правительство ставило вопрос о привилегиях Церкви в полную зависимость от текста бератов и тем вынуждало и Патриархию поступать так же. Κονρτας П. Η εξλιξη των «εκκλησιαστικν» βερατων και το «Προνομιακν Ζτημα»//Τα ιστορικ. 1988. N. 5. Τεχ. 9. Σ. 259–286. 300 Τ κατ τ ζτημα τν κκλησιαστικν προνομων π τς 19 φεβρουαρου 1883 μχρι τς πιβραβεσεως το ρχαου καθεσττος. ν Κωνσταντινουπλει, 1884. 304 Иером. Павел – С. М. Лукьянову. Санкт-Петербург, 15 июня 1910 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 187. VI отд. 1 ст. Д. 7087. Л. 30–31 об. 305 Взгляды о. Петра (Троицкого) находились в созвучии с позицией обер-прокурора Св. Синода А. П. Толстого. П[етров] Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т. 7. С. 274–286. 306 Архим. Антонину (Капустину) посвящена большая библиография, отражающая преимущественно его научную деятельность и иерусалимский период жизни. Афинский и константинопольский периоды только начинают систематически изучаться. См .-.Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины)//СИППО. 1904. T. XV. Вып. 2. С. 95–148; Киприан (Керн) , архим. О. Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). Белград, 1934; Παπουλδης К. К. О ελληνικς κσμος του Αντωννου Kapustin (1817–1894): Συμβολ στην πολιτικ της Ρωσας στη Χριστιανικ Ανατολ το 19° αινα. Θεσσαλονκη, 1993; Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов. СПб., 1999. С. 8–35; Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1881/Изд. подг. Η. Н. Лисовой , Р. Б. Бутова. М., 2011 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Думая о тысячах русских паломников, приезжающих на Святую Землю впервые, о. Антонин, сам оказавшийся таким паломником, писал: «Всё для него непохоже на то, что он знал и видел у себя дома. Всё должно уверить его, что Святая Земля не похожа на его родину. В первый раз он, может быть, с прискорбием заметит, что между созданными им самим образами библейскими и между действительностью есть разница часто безмерная. Его представления городов, деревень, полей, лесов и рек, упоминаемых в священной истории, неожиданно оказываются для него неверными, простым сколом окружавших его дотоле предметов. Тяжело, но полезно такое разочарование. Оно приготовляет поклонника к выходу из той исключительности, в которую его невольно поставила его привычка видеть одно и то же у себя на родине — оно расширит его большею частью ограниченный круг зрения на предметы знания и веры и если не тотчас, то мало-помалу приучит его к умеренности и терпимости, столько нужной тому, кто решился принести на Гроб Господень дань и своей признательной души вместе с тысячами других, подобных ему пришельцев, часто непохожих на него ничем, кроме одного образа человеческого и имени христианского» (Там же. С. 12, 15). Своё возвращение в Яффу из Иерусалима о. Антонин описывал очень характерным для всего его мироощущения образом: «Трёхчасовой последний мой путь по Святой Земле совершён был под самыми благими впечатлениями. Прошедшее представлялось сладким сном, будущее — великолепным праздником» (Там же. С. 124). Человеку с таким видением мира предстояло стать самым выдающимся русским пастырем и строителем на Святой Земле. За пять лет жизни в Константинополе Капустин сблизился с русским послом в османской столице — графом Николаем Павловичем Игнатьевым. Всё, что было связано с конфликтами между Русской миссией в Иерусалиме и консульством, не могло пройти мимо посла. Игнатьев решил, что для разрешения этих конфликтов хорошо бы отправить в Иерусалим хорошо ему известного настоятеля русской посольской церкви в Константинополе. Ну а на его место на время прислать начальника миссии из Иерусалима. Так и было сделано. В 1865 году архим. Леонид (Кавелин) отбыл из Иерусалима в Константинополь, а Капустин высадился на берегах Святой Земли. Как тогда казалось — ненадолго.

http://bogoslov.ru/article/6174044

Константинополь (Пера) 22 ноября 1870 г. Публикация ...Мельников 799 говорит мне о Вашей новой затее – о покупке места встречи Богородицы с Елизаветой. Устроили бы прежде приют у дуба, а то, пожалуй, за двумя зайцами погонишься и ни одного хорошенько не поймаете? Переписка архимандрита Антонина (Капустина) с графом Н.П. Игнатьевым. 1865–1893 г. М, 2014. С. 349. 462. Из письма посла в Константинополе Н.П. Игнатьева к архимандриту Антонину Константинополь (Буюк-дере) 12/24 мая 1871 г. Публикация Сообщите мне подробные данные и подлежащие копии и план касательно владений ваших в Горней, на Елеонской горе, Яффе и Бейт-Джале. Постараюсь сделать возможное, хотя и не обойдется без затруднений. Надо вам угодить – не теперь, так при удобном случае, а таковый может представиться, и не мешает нам быть во всеоружии своевременно, чтобы не упустить благоприятную минуту. Не понимаю я вполне пользы для Духовной Миссии нашей приобретать более и более клочков земли палестинской, но готов способствовать вам по мере сил и возможности. Переписка архимандрита Антонина (Капустина) с графом Н.П. Игнатьевым. 1865–1893 г. М, 2014. С. 353. 463. Показание помощника драгомана Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби Иерусалим 1 октября 1871 г. Подлинник Я, нижеподписавшийся, сим свидетельствую, что все деньги, которые я употребил на покупку нижеозначенных мест, т. е. земли в селении Бетжала 800 , где находится девичья школа, известная под именем Русской, пяти участков земли близ Хеврона с Дубом Мамврийским, сада в Яффе, известного прежде под именем Каарм-Абукауд, где мною построен дом и вырыт колодезь, – земли на горе Елеонской с вновь возведенным зданием, и места в Горней, купленного у г. Ханны Карло, которых все границы ясно и точно означены в существующих в руках моих законных ходжетах и частных купчих сделках, и все – какие издержал на эти земли от времени покупки их до настоящего дня на поддержку их, ограждение стенами и постройку потребных зданий и пр., я занял у начальника русской Иерусалимской Духовной Миссии архимандрита Антонина, и поскольку вижу себя не в состоянии возвратить занятых денег, объявляю настоящей записью, что передаю сказанному начальнику Миссии все исчисленные мною земли со всем, что на них находится, в уплату сделанного мной долга, так что он может распоряжаться ими как собственник, полновластно 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Справедливость требует сказать, что о. Антонин в деле о «неустройствах в Иерусалимской духовной миссии» обнаружил заметное колебание, которое митрополит Филарет предусматривал еще пред отправлением его в Палестину. «Если послан будет в Иерусалим архимандрит Антонин, то с каким поручением? спрашивал московский владыка. Если в качестве посредника или при­мирителя, то можно ли ожидать успеха? Действуя скромно и мирно, решится ли он притом сказать некоторые твердые слова патриарху, чтобы разрешить его предубеждения против архимандрита Леонида, и консулу, чтобы изъяснить ему неправильность принятия доносов, переданных от него, и следствия? Будет ли иметь довольно силы, чтобы сделать послушными возмутившихся монахов, трудно ре­шиться утверждать сие» 72 . Отправленный из Константино­поля с целью заменить в Иерусалиме своего предшествен­ника архимандрита Леонида, о. Антонин не имел, по слабости человеческой, достаточно мужества, чтобы на дело посмотреть беспристрастно и указать прямо и реши­тельно и патриарху Иерусалимскому и русскому консулу их неправильный образ действия но отношению к о. архи­мандриту Леониду. В шестой статье своего донесения о. Антонин между прочим «соглашается быть настоятелем миссии» 73 , к чему, по словам митрополита Филарета, «не имел для себя затруднений ни со стороны консула, ни со стороны патриарха» 74 , т. е., иначе говоря, угодил и тем и другим. И за эту дань слабости человеческой горько пришлось поплатиться о. Антонину в последствии. В донесении о. Антонина однако же вполне правильно указана была причина происшедших беспорядков. «С пе­редачею в хозяйство консульства всех русских заведений в Иерусалиме, писал в Св. Синод о. Антонин, миссия, считавшаяся если не собственницею, то распорядительницею всего, что было наше здесь, вдруг увидела себя без собственности, без права, без власти, без силы, даже без совещательного голоса в устройстве наших дел палестинских. Такой переворот во взаимных отношениях двух ведомств естественным образом должен был возбуждать в одной стороне жаление об утраченном значении, а в другой некоторую долю надмения им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Антонин любил вспоминать этот эпизод из своей семинарской жизни. Слышавшие это передавали, что однажды Андрей Капустин решил уже даже бежать от строгого и непреклонного дяди-ректора домой, но случившийся тут в семинарии пожар удержал его от этого; он побоялся как бы его не обвинили в поджоге. Оставалось лишь покориться дядиной воле и кое-как изживать свой последний год в семинарии. Так из того же письма узнаем о появлении в Екатеринославле приезжего зверинца, театра, какого-то безрукого артиста, все делающего ногами, новом инспекторе в семинарии ожидаемом новом архиерее 57 . И наряду с этим вдруг такой неожиданный вопрос: «Скажи, брат, на милость, можно ли, живя в Академии, иметь гусли и играть на них?» 58 . Или еще в следующем письме (13 марта 1839 г.): «Пьешь ли ты ныне чай? Или иначе – можно ли в Академии пить его? Или еще иначе – позволено ли пить ну, кто бы ни захотел? Не худо бы то для меня узнать. Я имел глупость привыкнуть к этой траве и ныне поутру, если не напьюсь, то целый день хожу как баран» 59 . Чаепитие и потом осталось слабостью о. Антонина. Сколько раз в своих дневниках он вспоминал «любимое питье далекой отчизны», и самовар, невиданная игрушка «москобов». не раз скрашивал ему отдых в путешествиях по Македонии, Эпиру и Синайской пустыне. Весной 1839 г. Андрей Капустин окончил Екатеринославскую семинарию. Глава III Академия. Подгурские. Пострижение. (1839–1850 гг.) «Поведения честного, в должности исправен и благонадежен». Отметка рукой митрополита Филарета Киевского на послужном списке о. Антонина. 1850 г «Мы, все равно, не можем сохранить Неумирающего счастья...» Блок Наступает для Андрея Капустина «четвертая седмина лет человеческих». Ему 22 года, и он по определению начальства Екатерино-славской семинарии отправляется в Киевскую Духовную Академию в состав XI ее учебного курса. Об его студенческих годах мы ничего не знаем. Время проходит, несомненно, в упорных трудах, серьезных занятиях науками, самообразованием. Большой университетский город, расширяющийся круг знакомств, профессора Академии, близость к духовному миру Киева – Лавре и Братскому монастырю, сравнительно независимое положение студентов способствуют духовному росту и развитию мировоззрения молодого Капустина.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Архимандрит Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин, родился в семье причетника (позднее – священника) Ивана Леонтьевича Капустина, в селе Батурине Шадринского уезда Пермской губернии. Дед, прадед и прапрадед будущего архимандрита были священниками; мать его, Мария Григорьевна Варлакова, также происходила из семьи местного священника.. Не удивительно, что в жизни семьи Капустиных самым важным был храм, и сына своего Иван Леонтьевич воспитывал в вере Православной, зажигая с ее помощью в душе Андрея свет Истины, развивая отзывчивость, чуткость, красоту душевную и понимание красоты. Особенно этому способствовали природная впечатлительность и любознательность мальчика, его интерес к любым наукам. Грамоте его учил отец по Псалтири, а в 1826 году Андрей ушел учиться в Далматовское Духовное училище. Вот что сам отец Антонин говорит об этом времени, будучи уже на Востоке: «Давно все это было, и далеко от Византии, которую и тогда ленивый ум, впрочем, уже ловил всяким подходящим образом, а «наука», вооруженная «лозой» и «безобедом», постоянно искала закрыть от воображения, подставляя ему, вместо светлого видения, мрачный урок, урок, и больше ничего!» Однако, несмотря на побои и зубрежку ненавистной латыни, архимандрит Антонин вспоминал Далматовскую обитель (где находилось училище) почти с нежностью в своих «Записках Синайского богомольца» (Труды Киевской Духовной Академии: 1871 г.– кн.2,4,8; 1873 г.– кн.5; 1873 г.– кн.3,5), и на смертном одре отписал ей, по духовному завещанию, кабинетный крест с алмазами на память о воспитаннике и в благодарность за преподанные азы наук. Проучившись пять лет в Далматовском Духовном училище, Андрей поступил в Пермскую Духовную семинарию для продолжения образования. Помимо латыни. преподавали Андрею французский, к которому он обнаружил склонность, по его замечанию, никем не поддержанную и не развитую. В Перми проявилась страсть Андрея к «стихотворству», не покинувшая его до самой смерти. Помимо прочего, Андрей никогда не оставался праздным: он читал, рисовал, играл на гуслях...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В 2010 г. Н. Н. Лисовой и И. Ю. Смирнова работали еще в одном иерусалимском архиве – Государственном архиве Израиля. Фонд, содержащий материалы по истории русского присутствия, включает 99 дел, объемом от 20 до 200 лл., обнимающих хронологический период от 1891 г. до 1951 г. Выявлено, изучено и подготовлено к печати более 100 документов, представляющих первостепенный интерес. Особенно важны материалы по истории русских подворий в период Британского мандата (1918–1948) и в первые годы существования государства Израиль (1948–1951). По понятным причинам документы указанного времени полностью отсутствуют в отечественных архивах. Тем самым удалось частично восполнить весьма существенную лакуну в наших знаниях о судьбе храмов, монастырей и подворий Русской Палестины в первой половине XX в. В Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (С.-Петербург) находится фонд великого русского историка-литургиста А. А. Дмитриевского , занимавшего в 1906–1917 гг. пост секретаря ИППО (Ф. 253). Фонд интересен не только собственными материалами Дмитриевского, но и бережно собранными им в ходе работ по истории Палестинского общества документальными комплексами деятелей Русской Палестины (переписка В. Н. Хитрово , письма архимандрита Антонина (Капустина) и др.). Здесь, в частности, находятся материалы переписки архимандрита Антонина с обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым , с афонским археографом монахом Азарией (Попцовым), архимандритом Леонидом (Кавелиным) , архимандритом Филаретом (Филаретовым) , Н. П. Игнатьевым, А. Н. Карцевым, П. П. Мельниковым и др. Письма архим. Антонина присутствуют и в других личных фондах Отдела: В. В. Болотова (Ф. 88), А. С. Норова (Ф. 531), И. В. Помяловского (Ф. 608. Оп.1) и др. Интересные материалы из раннего периода Русской Духовной Миссии в Иерусалиме хранятся в Отделе рукописей РГБ – в фонде архимандрита Леонида (Кавелина) , члена Русской Духовной Миссии в 1858–1860 гг. и ее начальника в 1864–1865 (Ф. 148), в фондах Оптиной пустыни (Ф. 213, 214), Московской Духовной Академии (Ф.172). Огромный интерес представляет фонд выдающегося церковного деятеля и духовного писателя А. Н. Муравьева, (Ф. 188). Если для истории русского духовного присутствия на Ближнем Востоке второй половины XIX века первостепенную важность имеют дневники и автобиографические материалы Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина) , то для истории связей Русской Церкви с Иерусалимской и Антиохийской периода 1830-х – 1850 гг. таким уникальным и почти не затронутым историками источником является архив А. Н. Муравьева. Документы муравьевского фонда активно изучались и публиковались в последние годы И. Ю. Смирновой. 875

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Антонин (Капустин) — создатель Русской Палестины. Ч. 3 Из книги архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья» . Сотрудничая в различных органах отечественной печати отец архимандрит всем постоянно напоминал о своей неутомимой ученой деятельности. Нельзя умолчать и об его увлечении астрономией, попутно с его главной научной стихией — «детством человечества». Звездное небо привлекает его внимание уже издавна. Если не считать чисто любительского и поверхностного увлечения пасхалией еще и на школьной скамье, то астрономией начал о. Антонин заниматься в Афинах в начале 1850-х годов. Он находит в этой области сочувствие и интерес у своего любимого брата отца Платона. Так, тот пишет ему ( 7 июля 18 53 года) из Москвы: «Об астрономии? Изволь! Вот что! Если ты чувствуешь в себе эту болезнь, как и я несколько, то думаю, ее не прогонишь от себя никакой длины и цены рефракторами, а лучшим противодействием ей может быть правильное, хотя бы и популярное изучение астрономии. Тогда и малая труба откроет много испытующей мысли. Вот и у меня охота смертная, да участь горькая...» — и дальше идут специальные рассуждения об инструментах. Часто их переписка прерывается сообщением друг другу о своих наблюдениях, формулами и вычислениями. С этого времени занятия астрономией становятся систематическими, и этим любимым делом Антонин увлекается до самой смерти. Им постепенно приобретаются различные необходимые приборы, между которыми были и весьма ценные. О своих «оптических путешествиях по горам и пустыням Луны» вспоминает он не раз и с любовью. В здании Миссии, на восточной стороне, высится небольшая ба-шенка-обсерватория отца архимандрита, в которую с радостью вводил он всякого, кто выказывал интерес к любимой области знания. Сохранился среди его бумаг листочек с вычерченными разноцветными концентрическими кругами, символизирующими относительную величину различных телескопов и рефракторов, как принадлежащих ему, так и известных понаслышке и составляющих предмет его оптических вожделений. Внизу шутливая подпись все объясняет: «Похоть очес».

http://pravoslavie.ru/3101.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010