См. Rouillard G., Collomp P. Actes de Lavra, p. 52. Цит. по: Дуйчев И. Центры византийско–славянского общения и сотрудничества. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), 19. М.–Л., 1967. С. 123. Фонкич Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей//Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. третий. М., 1983, С. 368. См. также: Филиппов М.В. О научной и литературной деятельности архимандрита Антонина Капустина//Богословские труды, сборник 27. М. 1986. С. 212–213. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1122. л. 354. Цит. по: Гердт Л.А. Архимандрит Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт–Петербурга. Спб. 1999. С. 14. Годовое общее собрание Православного Палестинского общества 21 мая 1894 года (Отчет)//Сообщения Православного Палестинского общества. СПб., 1894, июнь. С. 301—302. Дневник архим. Антонина находится в Центральном государственном историческом архиве в Санкт–Петербурге в собрании Синода (ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1118—1131). В Архиве хранятся 14 томов Дневника, объемом от 280 до 900 страниц каждый (авторская нумерация — по листам), писанных мелким убористым почерком. Они охватывают время от юных лет Антонина до 5 января 1894 г. включительно. (О. Антонин скончался 24 марта 1894 г. 77 лет от роду). Салмина М. А. Дневник архимандрита Антонина (Капустина)//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 27, 1973. С. 425 Чемодан с каталогом у о. Антонина «пропал где–то по дороге» (л. 372 об.). См. Гердт Л.А. Архимандрит Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт–Петербурга. Спб. 1999, С. 18–19. Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1874. С. 291. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М. 1993. С. 143. Антонин (Капустин), архим. Указ. соч. С. 292. Путеводитель по святой Афонской Горе. Изд. 5. М. 1888. С. 76.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2395

Приход был достаточно большим — примерно 850 дворов. Отец архим. Антонина прожил долгую жизнь и умер в 1865 г. — как раз в том году уже почти 50-летний о. Антонин поселился в Иерусалиме. После его смерти, по словам о. Антонина, у семьи «остался только деревянный дом на пригорке с рябинным садиком и огородом при нём, и положительно ничего более». Андрей Капустин начал своё образование дома и в храме. Читать он учился по Псалтири под руководством своего отца. А уже в девятилетнем возрасте уехал из дома учиться в Далматовское духовное училище. Оно открылось в 1714 году при Далматовском монастыре на берегу реки Исети и было первым училищем в Зауралье, устроенном для детей священнослужителей. В разные годы здесь учились А. Ф. Мерзляков — поэт и профессор Московского университета, изобретатель радио А. С. Попов, основатель Томского университета В. М. Флоринский и другие выдающиеся люди.  После поступления в училище Капустин домой уже не вернулся. Пятилетний курс училища он называл невесёлым для себя временем. Наука ему не давалась, и в классе он числился на одном из последних мест. Хотя уже тогда в маленьком школьнике начал зарождаться интерес к Востоку, «наука, вооружённая “лозой” и “без обеда”, постоянно искала закрыть [Византию] от воображения, представляя ему вместо светлого видения мрачный урок, урок и больше ничего» (Антонин Капустин, архим. Поездка в Румелию. С. 17—18). Впрочем, именно Далматовскому монастырю Капустин перед смертью завещал свой золотой наперсный крест, выданный ему по императорскому указу, богато декорированный, с изображением короны Российской империи. Крест, который он носил по торжественным случаям в течение многих лет. После училища Андрей Капустин поступил в Пермскую семинарию, где оставался пять лет, до 1836 г. А в 19-летнем возрасте он навсегда покинул уральские края и переехал далеко на юг, в Екатеринослав (нынешний Днепр), где его дядя — брат отца — стал ректором семинарии и взял на себе заботу о племяннике, а также связанные с его образованием расходы. Здесь же Капустин впервые начал преподавать: семинаристом он был назначен учителем греческого языка для младших курсов с жалованьем в 100 рублей ассигнациями в год.

http://bogoslov.ru/article/6174044

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИН (КАПУСТИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Антонин (Капустин) Архим. Антонин (Капустин) Весной 1863 г., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России ( Вена , Прага , Дрезден , Санкт-Петербург , Москва ) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же 1863 году по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии , подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в Константинополе переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи русскому правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи ( Македония , Фессалия , Эпир ), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории . В 1865 г. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме , а 5 июня 1869 года был утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. Архим. Антонин, благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке, прекрасному знанию греческого и ряда восточных языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны русского правительства и Святейшего Синода, ему удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему русского паломничества в Св. землю.

http://drevo-info.ru/articles/26725.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты П.Успенский и А.Капустин - 1 часть  Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты  П.Успенский и А.Капустин     Публикуем фрагмент статьи из журнала " Странник " с небольшими изменениями и дополнениями. - Афон     С о.Антонином Петра Севастьянова с вязывали добрые, даже дружеские отношения, преисполненные взаимного уважения, доверия и благодарности за поддержку в трудных ситуациях. В отличие от П.Успенского, архимандрит Антонин не был честолюбив и не ревновал к чужим успехам. Общительный, красивый, не чуждый самоиронии и юмора и в то же время деликатный, он достаточно легко находил общий язык в прямом и переносном смысле даже с такими непростыми собеседниками, как важничающие, но невежественные афонские «воротилы» - словечко из лексикона о.Антонина и Севастьянова.   Надо заметить, что все трое ученых, проведя много времени среди духовенства восточных монастырей, были невысокого мнения о нестяжательстве и благочестии их руководящей верхушки. О Капустине в дореволюционных справочниках и тем более советских энциклопедиях сведений обнаружить не удалось, и собирать их пришлось по крупицам. Андрей Иванович Капустин (1817-1894) - церковный деятель, археолог, востоковед, знаток древних языков. Так же, как Севастьянов и П.Успенский, он был членом Императорского археологического общества, возглавляемого великим князем Константином Николаевичем. Капустин был выходцем из рода потомственных священников российской северной глубинки (в одном из писем он пошутил по поводу своего «сибирского благодушия»). Существовала легенда о неудачной любви молодого человека, заставившей его после окончания Киевской духовной академии в середине 1840-х гг. принять монашество под именем Антонин. С 1850 по 1860 г. он служил в Греции в качестве архимандрита русской посольской церкви в Афинах. По-видимому, именно в Афинах, у посланника Озерова, произошло знакомство Петра Севастьянова и о.Антонина. Общий интерес к археологии их моментально сблизил, и тогда же возникла идея совместной поездки на Афон. Первое письмо священника Севастьянову на Афон датировано 15 июля 1858 г. Автор письма просил извинения за то, что не смог сдержать слова и приехать на Святую гору: «Господин посланник не давал паспорт в чужое государство, не снесясь предварительно с Министерством». Не сумел он также найти ни требуемые химикаты, ни фотографов, желающих выехать на Афон для работы с Севастьяновым. Сам о.Антонин тоже увлекся фотографией. В письме он делился опытом использования бумажных негативов и приложил свой снимок с мраморного барельефа «Грехопадение Адама».

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2898

Неуспехи в училище остались в прошлом, и семинарию Капустин закончил как один из лучших учеников. Именно поэтому он смог поступить в Киевскую духовную академию, в которой учился в 1839–1843 годах. Академию он кончил со степенью магистра богословия и был при ней оставлен как бакалавр по немецкому, а затем и греческому языку. А в ноябре 1845 года Андрей Капустин принял монашеский постриг в Киевских пещерах с именем Антонин и в том же месяце был рукоположён в диаконы и священники. Так он вступил на путь монашеского и священнического служения. Постриг и рукоположение совершил Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), недавно прославленный в лике святых.  Интересно, что о. Антонин принял постриг и был рукоположён в 28 лет — достаточно поздно, если учесть, что с девятилетнего возраста он жил при духовных школах. Возможно, это было связано с тем, что он долго не мог определиться с выбором пути: брак или монашество. Иногда даже говорят, что монахом он стал случайно . Вообще-то Капустин решил жениться. В Умани жила девушка, которую он полюбил и за которой начал ухаживать. Но один из его ближайших друзей тоже влюбился в неё. Этому-то другу девушка и отдала предпочтение. Вернее, предложения, сделанные одновременно обоими молодыми друзьями, девушка передала на суд своего отца… Это событие о. Антонин потом вспоминал как решающее в своей судьбе. А возможно, девушка и её отец почувствовали, что сердце молодого преподавателя духовной академии уже полностью занято христианским Востоком, наукой и Византией. Об этом этапе жизни Капустина хорошо написал о. Киприан (Керн), возможно, прошедший сходный путь к монашеству: «Поворот духовной жизни может иногда сопровождаться надломом. Часто в подобных случаях появляются уклон в мрачное обличение всего живого и счастливого. Личная неудача, не дай Бог, может повести к озлобленности, иной раз искусно маскируемой личиной аскетизма. Кроме этого, не меньшей опасностью грозило бы старание заглушить в себе чувство, испугаться его и возненавидеть. Но рано или поздно всё равно оно бы потом снова вырвалось наружу и, кто знает, в каких ещё проявлениях. Сердце должно было бы понять, что чувство это не было греховным и не стало им в силу одного того, что он решил идти другим путём. Не нужно было мудрому сердцу начать лгать себе и гнушаться хорошего и чистого чувства своего. Не искоренить в себе чувство к любимой девушке и не возгнушаться его, а одухотворить его было позвано сердце. И сердце его поняло всё это, и потому-то и легче стало Андрею Ивановичу, и без терзаний и мучений вспоминал он потом всё это…

http://bogoslov.ru/article/6174044

А так как именно Миссия первоначально должна была заботиться о паломниках, для чего необходимо было улучшить быт последних, устраивая дома для размещения приезжающих, отец Антонин решил действовать самостоятельно, не дожидаясь синодальных постановлений, и начал приобретать в Палестине земли. Это поставило Миссию в довольно щекотливое положение относительно Консульства, так как последнее должно было следить за недвижимостью России на определенной территории. Ввиду этого Палестинская Комиссия решила использовать подобные разногласия и преобразовать Миссию в Настоятельство при Консульстве, и уже был готов указ Синода (что было выгодно Палестинской Комиссии, так как она получила бы все имущество Миссии), но граф Е. В. Путятин, хорошо относившийся к отцу Антонину, ходатайствовал перед императрицей Марией Александровной о недопущении закрытия Миссии, и государыня приостановила ход дела. Казалось, архимандрит Антонин одержал победу, но на самом деле травля его продолжилась. В числе зданий, составлявших русский поклоннический приют в Иерусалиме был и дом Миссии, постепенно перешедший в ведение Консульства, хотя для последнего и был отведен участок в центре Иерусалима. Посторонние лица, начавшие появляться в Миссии с переездом в здание Консульства стесняли поклоннический приют, превнося в него светский мир, чуждый понятиям и взглядам паломников. Отец Антонин возбудил ходатайство об избавлении Миссии от излишних элементов и о территориальном отделении Миссии от Консульства, что было позволено лишь в 1890 году указом Синода Архимандрит Антонин с радостью принял здание, переходившее под его начало, и – там многочисленные перестройки. превратившие дом в удобный приют для паломников и обитель для членов Миссии. Архимандрит Антонин. Портрет работы акад. Кошелева. Ок. 1890 г. Архимандрит Антонин. Портрет работы акад. Кошелева. Ок. 1890 г. Но недоброжелатели Начальника Миссии, обвинявшие его во многих грехах, стали действовать более изощренно: орудиями их стали А. Ушинский и Ю. Добрынин (псевдоним), писавшие памфлеты и гнусные романы про отца Антонина (например, «Пейс-Паша и его консорты».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Arhiva A vzut lumina tiparului volumul dedicat Uralului din jurnalul arhimandritului Antonin (Kapustin) pregtit cu participarea Seminarului teologic din Ekaterinburg 29 octombrie 2020 15:26 В научном издательстве «Индрик» вышел очередной том уникальных дневников основателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина). Издание подготовлено профессором кафедры церковной истории и филологии Екатеринбургской духовной семинарии доктором исторических наук А.В. Мангилевой при поддержке преподавателей и студентов семинарии и Российского фонда фундаментальных исследований (проект 20-19-00047). Детство архимандрита Антонина было тесно связано с уральской землей. Он родился в Пермской губернии, недалеко от города Шадринска в селе Батурино. Духовное училище он закончил в Далматовском монастыре и в 1830-36 годах обучался в Пермской духовной семинарии, затем перешел в Екатеринославскую духовную семинарию. На Урале служили диаконами и священниками его близкие родственники, в том числе родной дядя — епископ Иона (Капустин). Проект по изданию уральской части дневников отца Антонина был организован в связи с подготовкой к празднованию 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина). Екатеринбургская духовная семинария принимала участие в организации Всероссийской научной конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)», посвященной 200-летию со времени открытия Далматовского духовного училища (1816-2016) и 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; †2017), которая прошла в г. Далматове Курганской области 12-13 мая 2016 года. 12-13 мая 2017 года, накануне юбилея основателя Русской Палестины, в стенах Екатеринбургской духовной семинарии прошла всероссийская богословская конференция, посвященная 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) и 135-летию Императорского православного палестинского общества . В ходе форума студенты семинарии представили свои первые попытки изучения дневника отца архимандрита.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5712035...

Вийшов уральський том щоденника за 29 жовтня 2020 р. 15:26 В научном издательстве «Индрик» вышел очередной том уникальных дневников основателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина). Издание подготовлено профессором кафедры церковной истории и филологии Екатеринбургской духовной семинарии доктором исторических наук А.В. Мангилевой при поддержке преподавателей и студентов семинарии и Российского фонда фундаментальных исследований (проект 20-19-00047). Детство архимандрита Антонина было тесно связано с уральской землей. Он родился в Пермской губернии, недалеко от города Шадринска в селе Батурино. Духовное училище он закончил в Далматовском монастыре и в 1830-36 годах обучался в Пермской духовной семинарии, затем перешел в Екатеринославскую духовную семинарию. На Урале служили диаконами и священниками его близкие родственники, в том числе родной дядя — епископ Иона (Капустин). Проект по изданию уральской части дневников отца Антонина был организован в связи с подготовкой к празднованию 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина). Екатеринбургская духовная семинария принимала участие в организации Всероссийской научной конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)», посвященной 200-летию со времени открытия Далматовского духовного училища (1816-2016) и 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; †2017), которая прошла в г. Далматове Курганской области 12-13 мая 2016 года. 12-13 мая 2017 года, накануне юбилея основателя Русской Палестины, в стенах Екатеринбургской духовной семинарии прошла всероссийская богословская конференция, посвященная 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) и 135-летию Императорского православного палестинского общества . В ходе форума студенты семинарии представили свои первые попытки изучения дневника отца архимандрита. К началу обеих конференций Екатеринбургской духовной семинарией были изданы сборники докладов , прозвучавших на форумах. Доклад Н.Ю. Суховой, сделанный в Екатеринбурге, был выпущен отдельным изданием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5712084...

Отец Антонин, видя опасность, исходящую от них, ратовал за необходимость налаживания постоянных сношений между Русской и Константинопольской Церквями, которую почувствовало и греческое духовенство. Архимандрит Антонин нередко выполнял поручения Синода, касающиеся этого вопроса, и свое назначение в Иерусалим воспринял как одно из таких поручений, выполнение которых длилось обычно не больше года. 11 сентября 1865 года отец Антонин прибыл в Иерусалим, где был торжественно встречен русскими членами Миссии и довольно прохладно – Патриархом Кириллом, так как последний ожидал письма Синода, которое не было ему передано по неизвестным причинам. Таким образом, новый Начальник сразу же столкнулся с неприятием его высшим греческим духовенством, а именно архимандрит Антонин должен был расследовать дело, связанное со скандалом вокруг имени архимандрита Леонида, чем он и занялся незамедлительно. Это дело положило начало его служению в качестве Начальника Миссии, ибо здесь он проявил свой дипломатический талант: завоевав расположение Патриарха, отец Антонин сумел выявить истинную причину скандала (а ею послужила личная неприязнь некоторых членов Миссии к архимандриту Леониду и использование этого консулом, который представлял события Иерусалимскому Патриарху, заведомо их искажая), сохраняя при этом хорошие отношения и с бывшим Начальником, которому приходилось указывать на некоторые ошибки. Личное обаяние и ум архимандрита Антонина сослужили ему хорошую службу, и он не стал очередной жертвой консульских интриг, не запутался (как того ожидали) в расследовании и, таким образом, довольно успешно начал свою деятельность в Иерусалиме. Святая Земля. Иерусалим. Начальник Руской Духовной миссии архимандрит Антонин (6), с двумя членами братии Миссии, оо. Виссарионом (7) и Вениамином (8), Генеральный Русский консул Ареньев (5), консул Михайлов (4) с супругой (3), г-жа София Домниковна Хитрово (1) и ее мать (2), – члены-учредители Императорского Православного Палестинского общества. 1892 г. Святая Земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Таким образом, поэтическое творчество архимандрита Антонина (Капустина) является малоизученной стороной его незаурядного и многогранного таланта. Быть может, оно не вызовет восторг литературоведов изяществом и совершенством поэтических форм. Тем не менее оно может быть весьма полезным историкам, чтобы полнее раскрыть характер и внутренний мир этого выдающегося церковного деятеля XIX века, выявить малоизвестные, скрытые за вуалью времени детали его биографии. На наш взгляд, имеющиеся сведения позволяют уточнить хронологию жизненного пути отца Антонина (Капустина) в период его обучения в духовных школах. Уставы духовных школ 1808 – 1814 гг. предусматривали ступенчатую систему духовного образования. Первая ступень – элементарная школа, в которую входили двухгодичные приходские училища в благочиннических округах. В них принимались дети духовенства и других податных сословий от 6 до 8 лет. Курс обучения в этих школах состоял из чистописания, арифметики, грамматики, катехизиса и пения. Вторая ступень – шестилетние уездные духовные училища, предназначенные исключительно для детей духовенства и призванные готовить учеников для поступления в семинарии. Здесь продолжали учить арифметику, грамматику, церковное пение, церковно-славянский язык, изучали начала греческого и латинского языков, истории и географии, библейской и церковной истории, пространный катехизис и церковный устав. Третья ступень – Духовная Семинария. Здесь было три класса, каждый по два года обучения: первое отделение – риторические классы; среднее – философские, последнее – богословские. В программу обучения входили расширенные курсы латинского, греческого и древнееврейского языков, факультатив французского и немецкого. В состав общеобразовательных дисциплин входили: математика, география, российская и всеобщая история, теоретическая и опытная физика, история философских систем. Комплекс богословских предметов составляли: Священное Писание, герменевтика (толкование канонических текстов), гомилетика (искусство проповеди), догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковная история и церковная археология. Выпускники духовных семинарий по степени своих успехов подразделялись на три разряда. Лучшим семинаристам присваивался первый разряд и звание «студента» с правом продолжения образования в духовных академиях.

http://bogoslov.ru/article/1284942

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010