Нам, во имя русского искусства и чуть-ли не патриотизма, – заявлен был протест против всякой мысли идти на поклон к чужому хлебу. К этому присоединен был аргумент ad hominem, обещавший сластолюбию нашему не только превосходную уху, но еще и пирожки с ягодами. Мы удовольствовались тем, что немедля отправились к преосвященному митрополиту засвидетельствовать ему свое почтение и поблагодарить его за благосклонное внимание к нам. Добрый и весьма почтенный, архипастырь Касторийский Никифор († 1868) принял нас со всевозможною ласкою и предупредительностию и долго настаивал на своем желании видеть нас, на все время пребывания нашего в его резиденции, его гостями, заботясь всего более о том, что скажет Его Всесвятость, Вселенский (Патриарх), когда узнает, что мы ночевали не в Митролии, а в хане, как торговцы какие-нибудь или извощики. Мы остались непреклонны, и утешили гостеприимное чувство хозяина тем, что дали верное и неизменное слово откушать у него завтра, и от него прямо отправиться в дальнейший путь. Хорошее впечатление произвел на меня владыка этот. Что сказать? Там, где нет повода (давления от инуды) людям забывать свои прямые обязанности, отеческие и Иерархические, и гоняться за целями народными, нет повода и быть недовольным ими. Человек дело свое делает (насколько понимает его) искренне и усердно, держит себя просто, открыто и с достоинством, до какого достигают понятия его паствы и, если несколько наглядно, и как-бы не в меру заботливо, относится к своим правам владычним, так это легко не только объяснить, но и извинить в его положении, ничем не обеспеченном, в Турции. Возвратились мы в свою гостиницу уже в потемках. 79 Имя царя (хотя бы уже краля или риги) Мокра так напоминает собою нашего «царя Гороха»! Когда, где и над кем удаюсь ему царствовать? Анна Комнина самого Самуила называет Мокром. Это было бы уже четвертое его имя. 81 Был ли этот Больша (или Балса, или еще иначе как) брат Зентского владетеля Георгия, упоминаемый под 1383 г., или другой кто, и кто такой был родом, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

43 . Архимандрит Антонин. Заметки XII-XV века, относящиеся к крымскому городу Сугдеи (Судаку), приписанные к греческому Синаксарю//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1863. – Т 5. – С. 595–628. 44 . Асохик. Всеобщая история: Пер. Н. Эмина. – М., 1864. 45 . Афанасий Александрийский . Творения. – М., 1902. 46 . Афиногенов Д. Е. Замерзший Босфор и святые иконы. [Вступ. ст., пер. фрагмента рукописи ГИМ. Синод. Греч. 303/Владимир 395 с описанием различных бедствий, случившихся при последнем иконоборческом императоре Феофиле (829842)]//Вестник Московского университета. – Сер. 9. Философия. – М., 1997. – 4. – С. 85–93. 47 . Афонский патерик, или жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших. – М., 1897. – Ч. 2. – 488 с. 48 . Балазури. Книга завоевания стран: Текст и пер. П. К. Жузе. – Баку, 1927. – 216 с. (Материалы по истории Азербайджана. Вып. 3). 49 . Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. – К., 1911. 50 . Бартикян Р. М. Источники для изучения истории павликанского движения. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1961. – 218 с. 51 . Бартикян Р. М. Петр Сицилийский и его «История павликиан»//ВВ. – 1961. – Т 18. – С. 323–358. 52 . Безобразов П. В. Материалы для истории Византийской империи: Неизданные монастырские уставы//ЖМНП – 1887. – Ч. 254. – С. 65–79. 53 . Бенешевич В. Н. Записки о поставлении русских епископов//Русская Историческая Библиотека. – СПб., 1908. – Т 6. – Прил. 2. – С. 432–436. 54 . Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного права. – СПб, 1915. – Т 1. 55 . Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца... – Вып. 1. – Пг, 1917. 56 . Беседа св. отца нашего Василия Великого против пьянствующих//Христианское чтение. – 1828. – Т 30. – С. 129–138. 57 . Беседа св. отца нашего Василия Великого о том, что не должно прилепляться к житейским вещам//Христианское чтение. – 1832. – Т 45. – С. 1–37. 58 . Беседы (Омилии) Святителя Григория Паламы : Пер. с греч. архимандрит Амвросий (Погодин) . – Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского , 1968. – Т 1. – 255 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

дом требует исправления, а хоз. построек нет. Приписная деревня Суск в 3 вёрстах. Дворов – 171, прихожан – 1,361 д. об. п., р-кат. 52 д. об. п. Есть школа. Свящ. – Стефан Констант. Жолтовский (с 1844 г.) и псаломщ. – Антонин Стефан. Жолтовский (с 1874 г.). 439 . с. Омеляна 50 волости Дятковичской, от Житомира 200 вер., от Ровно, ближ. ж.-дор. и почт. ст. 10 вер., от ближ. приход. с. Дяткович 1 вер. и с. Ясенинич – 3 версты. Приход 7-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, требует починки. При ней деревянная колокольня (колоколов – 4). Копии метрич. книг хранятся с 1817 года, а исповедные ведомости с 1838 года. Опись церк. имущества составлена в 1806 году. Земли: усад. 3 дес. 408 саж., под пастовяем 1,443 саж., пахот. 45 дес. сенок. 1 дес. 1,156 саж. и неудоб. 892 саж. – всего 51 дес. 1,824 сажени. Из этого количества отведены для псаломщ. 12 дес., остальная же земля в пользовании священника. На эту землю имеются план, межевая книга и проект, составленный в 1842 г. и утверждённый губернским комитетом в 1847 г. Причт владеет этой землёй спокойно. Причт: свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 p. Причт. дома и хоз. постройки крайне ветхи и уже разрушаются. Дворов – 98¼, прихожан – 824 д. об. п., р.-кат. 101 д. об. п. Есть р.-католич. каплица. Свящ. – Яков Феодор. Садовский (с 1852 г.) и псаломщ. – Яков Никифор. Сибиковский (с 1853 г.). 440 . с. Пересопница (при рч. Студенке, впадающей в р. Горынь) волости Дятковичской, от Житомира 180 вер., от Ровно 20 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Клевани 9 вер., от ближ. почт. ст. Клевани 6 вер., от ближ. приход с. Белева 3 вер., с. Милостова 4 вер. и с. Ново-Жукова – 2 версты; расположено на ровной местности. Село это некогда было столичным городом удельного Русского княжества. Касательно происхождения названия села существуют различные предположения. Так, по местному народному преданию, в древности некий князь имел в своём владении сто городов и этот город – Пересопница – был первым из ста городов; отсюда, говорят, и произошло название Первосотница, преобразившееся впоследствии в устах народа в Пересопницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Узнав об этом, бывший тогда в Едессе представитель римских царей, воевода Антонин, приказал немедленно взять их и всех, кто последовал их учению. Взятые язычниками, исповедники Христовы Гурий и Самон и с ними множество христиан содержались до времени под стражею. Затем Антонин, призвав захваченных христиан, приказывал всем подчиниться царскому повелению и принести жертву идолам; но ни один из них не захотел быть отступником от Господа своего. Тогда он приказал подвергнуть их биению; но затем сообразил, что если самих наставников склонить к идолослужению, то и другие, смотря на них, легко могут быть склонены к тому же, и, в этих видах, оставил для истязания только предводителей Христова стада, Гурия и Самона; прочих же, подвергнув биению, отпустил по домам, притворно показывая себя милостивым. А двух святых исповедников он призвал к себе на суд и сказал им: — Великие цари наши повелевают вам, чтобы вы поклонились великому богу Дию и принесли ему курение в его храме. Самон отвечал на это: — Не будет того, чтобы мы отступили от истинной веры, за которую ожидаем получить бессмертную жизнь, — мы не поклонимся делу рук человеческих. Тогда Антонин сказал: — Повеление царей во всяком случае вы должны исполнить. — Мы никогда не откажемся от святой и непорочной нашей веры, — отвечал Гурий, — и не уступим злой и пагубной воле человеческой; но мы исполняем волю Господа нашего, Который говорил: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10:32–33). Тогда судья начал угрожать им смертью, если они не подчинятся царской воли. Но святой Самон смело сказал ему: — Мучитель! мы, исполняя волю Создателя нашего, не умрем, но жить будем во веки; а если последуем царскому повелению, то, и не убитые тобою, сами погибнем. Услыхав это, Антонин приказал бросить святых в мрачную темницу. В то время прибыл в Едессу правитель области Музоний, нарочно присланный царями для предания христиан смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Дом Закхея Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. 6 февраля, 2011 Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. -… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», — заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится — об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря Закхея . Вход в трапезную на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне Обитатель русского участка в Иерихоне Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. На участке Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.

http://pravmir.ru/dom-zakxeya/

22. Итак, блаженный стоял на различных столпах 47 лет, и после сего Господь взыскал его для кончины. Был же день приготовления (Пятница); и мы ждали его и в субботу, и в воскресение, но он лежал и не подавал знака, как имел обычай, благословлять преклонивших колена на молитву. Когда же я, Антонин, увидел это, то во второй день (Понедельник) взошел к нему на столп и вижу лицо его, и было оно светло как солнце. И когда я восходил, он встречал меня и говорил со мною, а тогда не заговорил со мною; и я говорил в себе, что он умер, и снова не верил и боялся приблизиться к нему и, дерзнувши, говорю ему: «Раб Бога всевышнего, народ ждет тебя получить благословение сегодня третий день». И постоявши один час, сказал ему: «Не отвечаешь мне, владыко?» Протянув же руку мою, коснулся его бороды и увидел, что она мягка и тело его, когда осязал его, и узнал, что он умер; и возложил руки его на лицо мое и плакал о нем горькими слезами и, склонившись, облобызал его, и очи, и бороду, и сердце, и ноги; и был во всем теле его запах многоценного мира, так что я поражен был тем благоуханием. И когда я опять постоял около получаса, подвигнулось тело его вместе со столпом и я услышал голос, говорящий «Аминь», и в страхе сказал: «Благослови меня, владыко, и помяни меня в преподобном упокоении твоем». 23. И сошедши, я не возвестил никому, дабы не произошло смятение, но чрез верного мужа дал знать епископу Мартирию и стратилату Ардавурию; и на следующий день прибыл епископ Антиохийский со многими епископами, пришел и Ардавурий вместе с войском в 6000 человек, дабы соседние деревни, собравшись, не похитили тела его; ибо так они и намеревались. Тогда были повешены котлы вверху вокруг решетки столпа, и взошли три епископа и сняли его, произнесши три псалма, и спустили его вниз. И тогда узнал народ, что он скончался в Господе, и произошло стечение народа, так что горы не было видно от толпы, свечей, фимиама и горящих лампад; голоса же рыданий мужчин, женщин и детей были слышны за пятьдесят миль; ибо, можно сказать, и сама гора плакала; птиц же, собранных и окружавших двор и столп, не было числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5813 414 . Идет пятый год правления императора Ираклия./исправлено: Идет шестнадцатый год правления императора Ираклия. При нем славяне отняли у римлян Грецию, а персы – Сирию, Египет и многие другие провинции. (610–641 гг.) 415 . В Гиспании славнейший принцепс готов Сисебут силой своего оружия покорил многие города, бывшие под контролем римский войск./исправлено: . В Гиспании король готов Сисебут завоевал многие города, бывшие под контролем римский войск (612–621 гг.) 416 . и обратил в веру Христову евреев, бывших подданными его королевства./добавлено: После него глубоко верующий король Свинтила (621–631 гг.) начал войну против остальных римских городов и быстрой победой достиг единовластия над всем объединенным королевством Гиспании. 417 . Таким образом, от сотворения мира и до нашего времени, то есть до пятого года правления императора Ираклия и четвертого года благоверного принцепса Сисебута прошло 5813 лет./исправлено: Таким образом, от сотворения мира и до нашей эры 664 года, то есть до шестнадцатого года правления императора Ираклия и пятого года благоверного принцепса Свинтилы прошло 5827 лет. 418 . Время жизни, отмеренное человеку, ему неведомо. В целом, все противоречия по этому вопросу разрешил Господь наш, Иисус Христос , сказав: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти.» ( Деяния 1:7 , Синодальный перевод, 2003 г.), и в другом месте: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.» (От Матфея 24:36 , Синодальный перевод, 2003 г.) Таким образом, пусть каждый думает о кончине своей так, как это говорится в Святом Писании: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.» (Неканоническое, Сирах 7:39 ) А конец времен для любого наступает тогда, когда он расстается с жизнью. Конец 1 Марк Аврелий Антонин – (лam. Marcus Aurelius Antoninus; 121–180)  – римский император (161–180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма. 6 ...принципата Ираклия Августа... Византийский император Ираклий I, Флавий Ираклий Август (610 – 641).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

68 Ср. свидетельство А. А. Дмитриевского : «Кроме обычных, положенных в чине молитв, читается Патриархом особая молитва Пресвятой Троице: “Троице пресущественная, преблагая, пребожественная”. При словах молитвы, произносимой Патриархом: “Велий еси, Господи”, певчие поют: “Слава Тебе Господи, слава Тебе”» (Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане и в святом граде Иерусалиме. СПб., 1907. С. 31–32). 69 Основан ок. 455 г. преп. Герасимом Иорданским в километре от р. Иордан, в 6,5 км к юго-востоку от Иерихона. Многократно разрушенный и запустевший с XII в., монастырь был возобновлен греческими монахами лишь в 1880-е гг. 71 Сушкова Евфимия Яковлевна – смотрительница Иерихонского паломнического приюта («Иерихонской Москобии»). Вопрос о воде оставался крайне актуальным во всех городах Палестины до второй пол. XX в. Сушкова на общих основаниях использовала для нужд Русского Иерихонского подворья и сада при нем воду из общественного, номинально «султанского», источника Елисея (вся земля в Иорданской долине считалась собственностью султана). Д. Д. Смышляев вспоминал: «В соседстве с церковью находится сад и домик, принадлежавший уроженке Тамбовской губернии Евфимии Яковлевне Сушковой, бывшей прежде управительницей Иерихонского дома о. Антонина. В ее саду замечательны громадные плоды цедрара» (Письма с Востока. Письмо третье: Иерихон. Мертвое море. Иордан//Пермские епархиальные ведомости. 1886. 1 ноября. 21. С. 401). 74 Имеется в виду знаменитый источник, поилец и кормилец всего Иерихонского оазиса, пораженный когда-то Богом, по грехам народа, горечью и заразой: И сказали жители Иерихона Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой, но вода не хороша и земля бесплодна, И сказал он: дайте мне новую гашу и положите туда соли, И дали ему, И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия, И вода стала здоровою до сего дня ( 4Цар. 2:19–22 ). С тех пор за источником осталось имя пророка Елисея. Не только христиане, но и мусульмане и иудеи считали его воду целебной.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

69. Адриан Минуцию Фундану. - Получил я письмо, писанное ко мне предместником твоим, знаменитейшим Серением Гранианом; и не желаю оставлять без исследования дело, о котором мне донесено - чтобы и невинные не были в беспокойстве, и клеветникам не было повода заниматься гнусным ремеслом. Итак, если наши подданные в провинциях твердо могут поддержать свое требование против христиан, так что и пред судом могут доказать, то не запрещаю им делать это - только не дозволяю им прибегать к громким требованиям и крикам. Гораздо справедливее, чтобы если кто захочет донести, ты сделал дознание о деле. И тогда если кто донесет и докажет, что вышеупомянутые люди делают что-нибудь против законов, то ты определяй наказания сообразно с их преступлениями. Особенно постарайся, ради Геркулеса, о том, чтобы если кто по клевете потребует к обвинению кого-либо из христиан, тебе поступать с таким человеком наистрожайшим образом, соразмерно с гнусным злодеянием его. 70. Письмо Антонина к обществу азийскому. Самодержец Кесарь, Тит Елий Адриан Антонин, Август, благочестивый, великий первосвященник, на 15-м году трибунской власти, в третий раз консул, отец отечества, обществу азийскому радости желает. - Я думал, что и боги позаботятся о том, чтобы такие люди (христиане) не могли укрыться; тем более они, если бы могли, наказали бы их за то что не хотят поклоняться им: а вы преследуете таких людей, и образ мыслей, какой они имеют, осуждаете, как безбожный, и взносите на них другие вещи, которых впрочем доказать мы не можем. Но для них полезно, чтобы думали, что они идут на смерть за то, в чем обвиняют их, и они одерживают над вами победу, предавая скорее жизнь свою на смерть, нежели, соглашаясь на то, что требуете от них. О землетрясениях же прежде бывших и нынешних не следует и упоминать, так как вы в случае их бываете малодушны, если сравните себя с ними, потому что они приверженнее вас к Богу. Вы, кажется, и не знаете в то время богов, небрежете о храмах, и не признаете служения Богу. Поэтому и ненавидите тех, которые служат Богу, и гоните их даже до смерти. Другие из областных правителей также писали об этих людях к божественнейшему отцу моему; и он отвечал им, чтобы не тревожили таких людей, если не окажется, что они предпринимают что-нибудь против правительства римского. - И мне многие доносили о них и я также отвечал им, согласно с мнением отца моего. Если же кто станет доносить в суд на какого-либо из таких потому только, что он такой, то тот, на кого доносится, Да будет свободен от обвинения, хотя бы и оказалось что он из таких, а доноситель будет подвергнут наказанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/540/...

L. Friedlander, раввин еврейской синагоги в Лондоне, соглашается, что последние стихи V главы евангелия Матфея содержать блестящие нравственные правила. Но они будто бы ничего не прибавляют к закону или к его истолкованию раввинами (The Jewish Sources of the Sermon on the Mount. London, 1911, p. 84). В частности, XIX глава Левит, по его словам, внушает не питать злобы, не воздавать злом за зло, не ненавидеть, но любить своего ближнего. Закон Моисея, – продолжает ученый раввин, – объясняет, как мы должны любить своего ближнего, хотя бы он был нашим врагом: «если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавши под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» ( Исх. 23:4–5 ). Но здесь собственно внушается милосердие к скоту (Ср. Иов. 38:41 ; Пс. 147:9 ), хотя бы он принадлежал и к врагу и – во всяком случае – заповедуется известное внешнее – благожелательное, бесспорно, – поведение в отношении ко врагу, не захватывающее и не перерождающее всей личности человека, всего его внутреннего настроения и самочувствия в отношении ко врагу. Весьма высоки, но далеки от заповеданного Господом совершенства всецелой самопреданной любви, решительно забывающей о себе, и наставления Притч. 20:22 : «не говори: «я отплачу за зло»; надейся на Господа, и Он поможет тебе», (Е. Антонин. Цит. книга, стр. 122) и Притч. 24:27–29 ; «не становись безосновательным свидетелем против ближнего своего, и к чему тебе допускать обман устами своими? Не говори: как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, отплачу человеку за дело его» (Ibid., стр. 154). И там и здесь наставление рекомендует воздерживаться от мести; во втором случае, сверх сего, – не нарушать справедливости ко врагу в свидетельских показаниях. Как пример возвышенного раввиннстического учения о любви к врагам, обычно приводят следующий. К равви Гиллелу, современнику Господа, пришел язычник и говорит: «я хочу сделаться иудеем, но ты должен научить меня всему закону, пока я стою на одной ноге».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010