Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья ЗВЕРИНЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, связанный происхождением с киевским Зверинецким во имя арх. Михаила мон-рем ЗДОРОВЬЕ оценочная категория, обозначающая соответствие комплекса природных свойств организма человека его реальному состоянию в границах морфологической и физиологической нормы ЗЕВИН прп. Сирийский (пам. 23 февр.) - см. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан, преподобные Сирийские ЗЕВС в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ библейское наименование земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам - народу Израиля, которую они получили после исхода из Египта ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686) - 1743), архит., градостроитель, художник-график, один из первых зодчих С.-Петербурга ЗЕНА МАРКОС (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), святой Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тахсаса (29/30 нояб.)) ЗЕНИН Никифор Дмитриевич (1869- 1922), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию ЗЕНОБИЯ [Зеновия] (ок. 240 - после 274), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Русское строительство вызвало неоднозначную реакцию. Ханна-Карло («Иван Карлович») Джель-Яд умер через несколько дней после оформления купчей. Католики, не стесняясь, утверждали, что отставного драгомана покарал Господь: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита. На самом деле, Ивана Карловича убили собственная жена с любовником, чтобы заполучить вырученные за продажу деньги. Греки тоже были недовольны. Патриарх Иерусалимский Иерофей жаловался Св. Синоду, что Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение». Сменивший Иерофея Никодим заявлял, что он «единственный хозяин и в Горней, и на Елеоне», и высказывал надежду, что им, грекам, «достанется и Горняя, и Елеон, и Иерихон». Пришлось воспользоваться межпатриаршеством. 7 февраля 1883 г. местоблюститель патриаршего престола, митрополит Петры Аравийской Никифор, после троекратной попытки консула В.Ф. Кожевникова добиться от него письменного разрешения, дал Антонину устное благословение «учинить перенос антиминса из дома в церковь ». Обратимся вновь к дневнику Антонина. «13 февраля 1883. К 5 часам достигаем своих владений, идем в церковь и часа два готовим в ней все, что нужно, даже перестраиваем жертвенник. Звон на всю окрестность при полной темноте и тишине. Всенощная со всем праздничным апломбом. Поклонников набралась почти полная церковь . Помазание елеем длилось до конца канона. Кончили свою молитву уже в 11-м часу. 14 февраля. Перенос из временной церкви в новосозданную икон и др. вещей. Молитвы там же. К 8 часам по возможности все приготовили, чтобы начать дело. Облачились 4 иерея и два диакона, с большим торжеством перенесли антиминс, совершили водосвятие, надели св. трапезу и жертвенник, обошли с антиминсом по уставу церковь, переговорились с певцами при входе в нее и положили на св. престоле антиминс. Первая литургия в храме, конечно, преисполнила сердце мое умилением». Полное освящение храма было совершено тем же местоблюстителем Никифором полтора месяца спустя, 30 марта. Это был третий по времени возникновения русский храм в Палестине – первый и единственный из русских храмов, посвященный здесь Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К началу 1882 года храм в Горней был окончен постройкой, и наступило время подумать об освящении его. Но тут на пути встали вышеуказанные затруднения и всякого рода проволочки частью со стороны патриархии, а частью даже со стороны и русского Генерального Консульства. Правда, престарелый митрополит Петры Аравийской Никифор, проживавший в Горней и благонастроенный в пользу русских своей духовной дщерью Марией Гладкою, склонился было освятить Горненский храм, не испрашивая даже на то благословения свято-гробского братства, но консул русский В. Ф. Кожевников просил его секретно не делать этого, пока султанский фирман не будет получен на Горненскую постройку. По секрету, „Святый Петре», как звали в Палестине митрополита Никифора, сообщил об этом о. Антонину 1 сентября 1882 г., к каковому сообщению последний отнесся, однако, с полным недоверием. Но письмо консула того же дня к о. Антонину, рекомендовавшее ему не спешить с освящением храма „по политическими соображениям,» по признании о. Антонина, „разорвало его сердце на 23 части» и показало ему ясно, что „неверие» его было совершенно излишне. Святогробское же братство, со своей стороны, рекомендовало о. Антонину дождаться выборов нового патриарха, каковые в это время были весьма затяжные и крайне бурные, и от него уже получить разрешение на давно ожидаемое освящение храма в Горней. 5 февраля 1883 года, наконец, местоблюститель патриаршего трона согласился „на перенесение антиминса из временной церкви в новосозданную в Горней», причем он сообщил о. Антонину, между прочим, что консул троекратно „добивался от него какого-нибудь письменного отзыва о деле Горненской церкви, дающего о. Антонину благословение учинить перенос антиминса из дома в церковь ». На сей раз о. Антонин не стал ожидать письменного разрешения, а, воспользовавшись устным благословением местоблюстителя патриаршего трона, начал быстро готовиться к малому освящению Горненской церкви во имя Казанской Божией Матери. 13 февраля, заготовив „терновый лик» Спасителя для Горненского нового храма, произведение собственной усердной, но недостаточно искусной в художестве кисти, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Великолепное утро весеннее. На дворе шум и движение. Собирается иорданская партия человек в 200 446 . Лекарство, киванье и шатанье, нарицаемое молитвой. Рекомендательное письмо в Иерихон. Провожание барынь в те страны. Еще письмо с деньгами туда же через Зяде. Посол с запиской от западных стран. Блазнство 447 ради поднятого на консульстве флага, салютующего германского «дядю» 448 , а вовсе не внука Ярлеонского, невесть на каком базаре теперь т а м толкущегося. Консул уже послал запрос послу о том, что и как творится «там». Осман с почтой Ллойдовой. И в 8 «Церк Вестника» нет ничего «Из Иерусалима». О. Александр, отправляющийся в Галилею сухопутьем. Г-жа Ростовцева за адресом нашей худости. Канчелер с просьбою о выписке книги через Вольфа. Наконец, все кругом угомонилось, и я с набитыми всяким добром карманами пустился в пешеходство обходною дорогою. У «поворота» узрел вожделенную рожу Самаана. Затем цветущими полями, под наитием самых аркаднейших впечатлений, шел в свою дорогую Горнюю. Приближаясь к ней, тоже избрали обходный путь, и под Харубией 449 закусили жаворонками вчерашними. Потный и усталый добрался я до своей Московии. Осмотр церкви и места будущей скитницы имярек, спуск к большому дому. Сидение на его террасе. Стакан чаю с луком (!), нагоняй кому следует, звон к вечерне на «нашей» колокольне. О. Исаак. Внизу повечерие, а наверху поречение. Мул, на котором не езжал с 1859 года. Прощанье не без грусти. Подъем и весь путь наиблагополучнейший. Навстречу Виссарион, Епифаний, Никифор. Устрояемая для прынца трумхальная арка 450 . Патриарх Армянский и множество публики, ожидавшей встречи сына вчерашнего покойника паши (?). Водворение у себя. О. Парфений с кружкой колоколенной. Иосиф с реляцией о своих делах на Елиёне. Обедо-ужин. Тяжесть в голове и сон до 11 часов. Газета немецкая. Кружечные счеты. 127 ½. Сие. Уже пробило 3 часа. Будто бы в арабской газете некоей говорится, что старого царя угомонил новый... Верно, это – отместка нам за Абдул-Азисовы «ножницы» 451 . Среда, 11 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мк.9:1 .  «И глаголаше им: аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе». Царствием Божиим назвал славу Своего преображения. Он, когда преобразился на Фаворстей горе, тогда воссиял луч Божественной Его славы, той, то есть, славы Отца Своего, с которою приидет судити живым и мертвым; той славы, которой удостоятся быть причастниками праведные в небесном царствии. Ибо «лице Его просветилося тогда яко солнце, ризы же Его быша белы, яко свет» ( Мф.17:2 ): и ученики Его, не могши зреть на таковый преславный и Божественный свет, «падоша ницы, и убояшася зело» ( Мф.17:6 ). Сию-то, говорил, славу Божию, суть нецыи от зде стоящих, – Петр, то есть, Иаков и Иоанн, – иже не могут вкусити смерти, дóндеже узрят. И самым делом, сии три Апостолы видели сию славу на Фаворстей горе, явившуюся тамо в силе Божества Иисуса Христа. Слышали же и глас с небеси глаголющ: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте»! ( Мф.17:5 ) Беседа о душе Богочеловек Иисус премного почтил достойную чести и славы человеческую душу. Поставив сию лучшею паче всего мира, рек, яко ни едина вещь сего мира не может быть за оную изменою. Посему что может быть дражае, или справедливее сказать, всечестнее и бесценнее души? Откуда она получила начало? Какое ее есть существо и сложение? Какой предел существования ее? Многие из древних идолослужителей всячески старались сие постигнуть: но, не имея света Божественного откровения, спутника их стараний, тщетно суетились постигнуть. Иные из сих, естественным светом просвещаемые, достигли до большего степени познания: но таковый свет, недовольный к познанию высочайшего, зашел от них, почему впали они в ров бессмысленных заблуждений; другие же, не просветився столько, сколько нужно, ниже светом естественным осияваемые, так судили о душе, сколько сами были глупы и несмысленны: от чего воспоследовало то, что сколько было языческих философов, столько и мнений о душе. Цицерон утверждал, яко душа от Бога есть; Епиктет, Сенека, Марк Антонин – якобы была часть Божиего существа; Епикурейцы же поставляли количеством, Фалес – существом, всегда в самом себе движущимся, Пифагор – самодвижимым числом, Платон – духовным существом, движимым гармоническим союзом, Аристотель – неокончательностию; Дикеарх, гармониею и согласием четырех стихий; Асклипиад врач – общим движением всех совокупно чувствований; Ираклит – испарением; Емпедокл – смесию всех стихий; Демокрит и Левкит – из огня сотворенною, Епиформ же из солнца, а Ипп из воды, но Ксенофан – из воды и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Санкт-Петербург. Церковь Грузинской иконы Божией Матери при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Грузинской иконы Божией Матери при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии В 1604 г. инок Варлаам основал мужской монастырь на Красной горе, на правом берегу реки Пинеги, в 16 верстах от одноименного уездного города. В 1629 г. этой обители была подарена купленная в Персии икона Грузинской Божией Матери, которая прославилась многими чудесами и которую летом носили с крестным ходом в Архангельск. Другой почитаемой местной святыней была икона XVII века Владимирской Божией Матери. В 1874 г. в обители умер столичный мещанин Александр Дмитриевич Попов, владелец мастерской монументов. Он завещал монастырю участок на Б. Охте с деревянным двухэтажным домом. К дому, по проекту Ф.К. Пирвица, братия пристроила деревянную часовню Владимирской Божией Матери, освященную 2 декабря 1879 г. игуменом Ювеналием. После обращения часовни в церковь 22 февраля 1897 г. последовало новое освящение. Рядом с этой церковью 20 июля 1903 г. был заложен каменный трехпрестольный храм на 1500 человек, воздвигавшийся по проекту Н.Н. Никонова на средства местных купцов. Здание было оформлено в русском стиле XVII века: имело высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом, шатровое завершение и крыльцо. Внизу находилась часовня, освященная уже 12 декабря 1904 г., на втором этаже – кельи, на третьем – сам храм. Его постройкой руководил долголетний настоятель подворья иеромонах Никифор, единственный уцелевший участник православной миссии на остров Вайгач. Епископ Нарвский Антонин 6 февраля 1905 г. освятил главный престол; черед правого – свт. Николая и прп. Серафима – настал 26 марта, левого – свт. Алексия Московского – 17 сентября того же года. Хотя в кассе при начале строительства было всего 2 тыс. руб., пожертвования окупили всю стоимость – 150 тыс. руб. Через год после освящения храму были подарены золоченый потир и дискос великолепной работы. Главными святынями в нем были списки монастырских чудотворных икон Грузинской и Владимирской Божией Матери и образ прп. Нила Сорского с мощами.

http://sobory.ru/article/?object=36055

ложные, в число последних относит: Деяния Павла, книгу, «именуемую» Пастырь, Апокалипсис Петра, послание Варнавы и Учения ( Διδαχα ) (PG. 20, col. 269 А). Точно так же и св. Афанасий Великий в 39-ом своем послании, перечисляя 27 книг Нового Завета и называя их «источниками спасения,» рекомендует, кроме того, для назидательного чтения: Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Эсфирь, Иудит, Товит, Учение, называемое Апостольским, и Пастырь. Помнили об этом памятнике, т.е., вероятно, знали его не только понаслышке, но и читали в XII в. Зонара, в XIV в. Властарь и Никифор Каллист. На Западе его знает Руфин. С XIV века это произведение исчезает из памяти церковной. Извлечена эта книга из тьмы забвения благодаря находке митрополита Никомидийского Филофея Вриенния одной древней рукописи, вероятно, X века, в Константинопольском подворье Святогробского монастыря. В том же году он издал этот памятник, снабдив его научно-критическими примечаниями, и с тех пор этот документ неоднократно издавался на Западе и создал очень обширную о себе литературу. Любопытно, что в 60-х годах прошлого века наш известный путешественник и востоковед, тогда настоятель нашей посольской церкви в Константинополе, архим. Антонин Капустин видел эту рукопись, работая в библиотеке Святогробского метоха в Константинополе, но, не зная, что это за сокровище, только вскользь о ней упоминает, не углубившись в её детальное изучение. Теперь, с 1887 г., эта рукопись хранится в библиотеке Святогробского монастыря в Иерусалиме. Значение открытия митроп. Филофея совершенно исключительное. Памятник проливает свет на строй христианской общины в древнейшую эпоху, можно сказать, в годы непосредственно следующие за поколением апостолов. «Дидахи» в свое время было очень широко распространено в христианской среде, его читали и многие мысли его повторяли. Выше были приведены параллели из « Пастыря » и показаны сходные тексты из других памятников «двух путей.» Кроме того, отдельные цитаты или же влияния из «Дидахи» можно найти в так называемом 2-ом послании Климента к Коринфянам и у Климента Александрийского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Феодор охотно отправился в Азию (вероятно, в Нимфей, где большею частью проживали Никейские самодержцы). Иоанн, продержав его при себе довольно времени, собрал войско, и отправился вместе с ним на неприятеля... какого? Есть полная вероятность думать, что Феодор всех менее знал об этом. Войско прошло всю Фракию, подчиняя города скипетру Иоанна... Которого? Об этом конечно всего менее рассуждали. Наконец, оно дошло и до Солуня, где и остановилось в «саду овчаря». Город ещё раз попал в осаду. Иоанн Солунский приготовился было отбиваться от нападающих, но тут явился слепой Император отец и уговорил сына удержаться от бесполезного кровопролития. Заключён был под стенами города мир на условиях, чтобы Солунский государь отложил титул Императорский, и звался только Деспотом в вассальных отношениях к действительному Императору (Ватаци). Любопытен рассказ очевидца Г. Акрополита об этой осаде города своими против своих. «Царь (Иоанн Дука Ватаци), собрав всю армию, водружает палатку по близости Фессалоники стадиях в 88-ми. Стенобитные орудия и машины несподручно было ему поставить против такого города, чтобы затем и овладеть им, сражаясь. И так, он делал только набеги своими войсками, и грабил все окрестные места, главным образом, руками Скифов, которые всё обращали в добычу 83 . При нём были и суда (трииры), которыми начальствовал Кондофре Мануил. Свиту Государя составляли отборные мужи: Торникий Димитрий 84 , заведовавший общими делами и хлопотавший по разным сношениям, Андроник Палеолог 85 , который облечён был в силу Великого Доместика, и смотрел за всеми войсковыми делами, и другие многие, поставленные вождями, как-то: протовестиарий Рауль Алексий 86 стольник Никифор Траханиот, Кондо-Стефан 87 , имевший достоинство протосеваста, Петралиф 88 названный Великий Хартуларий, и других немало из знаменитостей. И так, царь Иоанн, расположившись перед городом, делал, что мог, против него. Но и бывшие внутри города не ленились действовать. Выходя из городских ворот, и они делали набеги на царя».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

102 Историк (Н. Григора. VIII. 3) рассказывает две истории о его любовных похождениях в Константинополе и в Солуне. Тоже подтверждают и обстоятельства его первого брака с дочерью Георгия Музалона. Хотя осталось невыясненным, от кого она осталась беременною ко дню обручения своего, но уже одно решение императора выдать её за Константина, даёт разуметь, что «некто из царского родства» (предполагаемый виновник беременности) был именно сам Константин. 104 Когда пленного Деспота – дядю представили племяннику Императору, то с ним оказалось ещё два Константина Палеолога, один в звании стратопедарха, а другой – Папия (Пαπας). Четвёртый Константин Палеолог был муж той прекрасной неокесарьянки, за которой ухаживал в Солуне Деспот, и которую взял, наконец, за себя, по смерти (по примеру Урии, книги царств?) мужа. 105 По историку Григора, он был «дважды и трижды» (δς κα τρς) правителем Солуня. Упомянутый случай относится в 1325 или 1326 году. Однако же у историка есть место, где говорится, что в январе 1327 года правитель Солуня Димитрий находился при армии Андроника старшего. А городом управлял вместо него Великий Стратопедарх Хумн. А в 1330 г. правителем был некто Сириан. Значит, в третий раз ряд властителей Солунских оканчивается на фатальном имени Димитрия. 106 По всей вероятности ей хотелось быть регентшей государства от имени внука. Но как это мирится с её монашеством? 107 «Фессалоника не изволила (?) пристать ни к кому, ни к Константину, ни к князю Триваллов (Сербов). Ею давно владел мятеж. Скопище Зилотов – так называемых, первенствовало над другими. Ни на какое гражданство она не походила. Не была она ни аристократическою, ни демократическою, ни смесью того и другого на подобие Кипра или Рима, но какою-то странною охлократией, порождённой случаем. Ибо наиболее дерзкие (люди), совокупившись в самопоставленное сборище начальников, преследуют там всякий возраст, направляя чернь городскую туда, куда им нужно и отнимая имущество богатых. Сами наслаждаются, и других заставляют не подчиняться никакому государю отвне, но считать законом то, что придумают». Никифор Григора. т. II. стр. 795–96. Так охарактеризовал вечно мятежный Солунь современный историк, не отличавшийся сочувствием к Кантакузину!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

С весны 251 г. в христ. общинах начала восстанавливаться нормальная жизнь, однако вскоре возникли острые разногласия внутри Церкви по вопросу отношения к падшим, что привело к расколам (см. в статьях Киприан , еп. Карфагенский, Новациан ). Несмотря на усилия правительства Д., его правление не отличалось внутриполитической стабильностью: в 249 г. поднял мятеж Иотапиан, в следующем году - Юлий Валент Лициниан. Мятежи были подавлены, оба узурпатора погибли. Энергичной политике Д. положило конец очередное вторжение варварских племен в пределы империи: карпы напали на Дакию, а готы - на балканские провинции Мёзия и Фракия (250). Д. удалось разбить готов при Никополе, однако затем он потерпел от них поражение у Берои. Вскоре гот. отряды под предводительством Книвы захватили и разграбили Филиппополь. В июне 251 г. Д. сразился с готами у г. Абритта в Н. Мёзии. В ходе битвы в болотистой местности римляне были разбиты, а Д. погиб в бою вместе с сыном, Децием Младшим, к-рый с 250 г. был соправителем отца (по сообщению Аврелия Виктора, Д. утонул в болоте). Вслед. этой катастрофы рим. власть на нижнем Дунае рухнула. Готы нек-рое время безнаказанно грабили и опустошали дунайские провинции империи. Сенат, узнав о гибели Д., вынес решение о его обожествлении. Младший сын Д., Гостилиан, был провозглашен императором, однако в 251 г. умер от чумы. Упомянутые в календаре РПЦ святые, пострадавшие в гонения Деция Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий Коринфские (31 янв.); Трифон Никейский (1 февр.); Папий, Клавдиан и Диодор Атталийские (3 февр.); Агафия Катанская (5 февр.); еп. Нестор Магиддийский (или Пергский; 28 февр.); Кодрат, Саторин, Руфин и др. (10 марта); пресв. Пионий (Фотин) Смирнский и др. (11 марта); еп. Никон Тавроменийский и его 199 учеников (Сицилия; 23 марта); еп. Акакий Мелитинский (31 марта, 16, 17, 18 апр.); Африканские мученики: Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и 33 др. (10 апр., 28 окт.); Христофор Ликийский (9 мая); Исидор Хиосский (14 мая); Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина Лампсакские (18 мая); Эфесские отроки: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин (4 авг., 22 окт.); еп.

http://pravenc.ru/text/Деций.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010