После фиаско этого проекта на долгое время интерес Рима к Афону увял, но возродился в недавние времена. В первой половине ХХ века немаловажную роль в афонских делах, особенно их «русского сектора», стал играть бенедиктинский монастырь восточного обряда в местечке Шевтонь (Бельгия) С конца 1920-х годов он регулярно посылал своих монахов на Святую Гору, помогая афонитам морально и материально. Один из таких посланников, Давид Бальфур (1903–1989), после общения с пантелеимоновскими монахами даже принял православие. Именно Шевтоньский монастырь выступил в 1963 году инициатором проведения празднования на Западе тысячелетия Святой Горы, которое выразилось, в первую очередь, в важнейшей церковно-богословской конференции, прошедшей в Венеции. Остановимся, однако, на знаковом сюжете, вокруг которого выявляется проблематика нашей темы – на существовании на Афоне необыкновенного монастыря латинского обряда в местности, называемой ныне Морфино. Сам этот сюжет, несомненно реальный, приводит в недоумение современных афонитов, крайне антилатински настроенных. С тем, чтобы как-то встроить его в сложившиеся схемы, часто идет в ход разъяснение, что, мол, обитель эта возникла в начале XIII века, в лоне окатоличивания завоеванной крестоносцами Византии. Действительность, однако, была совсем иной. И к ней пытались приблизиться доступными ими средствами два ведущих русских «афоноведа» XIX века – епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин). Оба они непредвзято размышляли о смысле латинской обители на Святой Горе, приходя к интересным выводам. И Порфирий, и Антонин посетили Афон в одну эпоху, в 1840-е годы, Порфирий – чуть раньше (однако Антонин выпустил свое описание первым). Предоставим слово преосвященному Порфирию, который обратился к латинскому эпизоду после рассказа о грузинском Иверском монастыре: В одно время с грузинами селились на Афоне монахи латинские из Италии. В Лавре Афанасия, под начальством его, подвизался великий постник Никифор из Калабрии и спасался монах Иоанн, подписавшийся по-латыни под дарственною записью Афанасия в 985 году. Стоустая молва об Афоне, как о монашеском рае, достигла и до Рима и оттуда привела на сию гору несколько монахов и мирян, пожелавших принять тут монашеский постриг. Сперва пришел оттуда брат беневентского князя инок Беневентос, известный добрыми делами и уважаемый как в Риме, так и в Греции, и пришел не один, а с шестью учениками своими для богомолья в афонских обителях. Посетив их, он пожелал остаться на Св. Горе и построить себе и родичам своим особый от греков монастырь. Таким образом возник новый монастырь на Афоне, именовавшийся Римским. В нем жило много подвижников мирно и благочестиво по уставу св. Венедикта

http://isihazm.ru/?id=384&sid=16&iid=248...

Все это я узнал из личных разговоров моих со старушками, которые, однако, прибавили, что некоторым из них о. Антонин разрешил (также словесно) передать постройки свои сначала одной из родственниц или близкому лицу, а затем уже, после смерти этого последнего лица, постройка переходит в собственность вакфа. Я не имею основания сомневаться в правдивости этого заявления, тем более что подобные условия существуют и на другом вакуфном участке, на Масличной горе, и о. Антонин, при жизни своей, несколько раз говорил мне о подобных условиях. С точки зрения русских законов эти постройки не принадлежат старушкам, не имеющих на них никаких, даже частных, документов. Но не надо забывать, что в случае недоразумений этот вопрос о самом праве собственности будет рассматриваться в мусульманском духовном суде (Махкеме-и-шери), где они могут доказать свое право свидетельскими показаниями. Я убежден, что они этого не сделают. Но трудно поручиться за их наследников. Для обеспечения я могу пригласить их в консульство и составить надлежащий акт, которым каждая из них объявит, что дом принадлежит ей только пожизненно, а после ее смерти он и вся движимость в нем будет принадлежать вакуфу. Если императорскому правительству угодно, чтобы этот акт имел бы силу и в турецком суде, то он может быть составлен или же только засвидетельствован у турецкого нотариуса. Церковь и колокольня не внесены в вакуфную запись, но это не необходимо ввиду самого характера этих зданий. Точно так же не внесен в запись еще один дом, построенный после 1889 г. на вакуфной земле. Он был начат с разрешения о. Антонина и почти окончен до его смерти. Он принадлежит преосвященному Никифору 896 , митрополиту Петры Аравийской, который и до сих пор в нем живет, но выстроен был при сильной денежной помощи о. Антонина. Покойный о. архимандрит был с ним очень дружен и, кроме того, признателен за освящение им русского храма, находящегося в Горнем. Освящению этому долго препятствовал Синод Иерусалимского Патриарха. Но о. Антонин, воспользовавшись его дружбою и тем, что преосв Никифор был выбран наместником Патриаршего Престола, – упросил его освятить храм. Не добившись согласия Синода на это и после крайне бурных сцен, преосвященный приехал тайно на рассвете в Горнее и освятил храм 897 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По жанру и форме писания мужей апостольских это, в основном, небольшие трактаты, послания и письма. Для ряда памятников церковной письменности периода мужей апостольских характерно отсутствие точного определения авторства. Временные рамки письменности мужей апостольских: вторая половина I – середина II веков. Глава вторая. «Учение двенадцати апостолов» § 1. История и авторство Существование произведения «Учение двенадцати апостолов» («Διδαχ τν δδεκα ποστλων " ) было известно церковному преданию. Об этом древнейшем памятнике церковной письменности упоминает в конце II века Климент Александрийский , цитируя его как авторитетное писание. «Учение» было известно историку еп. Евсевию Кесарийскому и свят. Афанасию Великому . Никифор, патриарх Константинопольский, имел его текст. После IX века памятник исчез, но о нем упоминает еще с чужих слов историк XIV века Никифор Каллист. Последующие историки считали его в числе безвозвратно погибших. В 1860-х годах известный путешественник и востоковед архимандрит Антонин Капустин , в то время настоятель русской посольской церкви в Константинополе, нашел рукопись «Учения двенадцати апостолов» в библиотеке Святогробского подворья в Константинополе, о чем и объявил. К сожалению, архимандрит Антонин не вошел в детальное изучение своей находки. В 1875 году Никомидийский митрополит Филофей (Вриений) приступил к изучению этого сочинения, сохранившегося в библиотеке Святогробского подворья в Константинополе, в рукописи XI или даже X века. В 1883 году митрополит Филофей осуществил первое академическое издание «Учения двенадцати апостолов». «Учение двенадцати апостолов» – памятник анонимный. Ни сохранившаяся рукопись, ни древние христианские писатели, цитировавшие «Учение», не называют автора. И все же с большой долей вероятности можно предположить, что сие сочинение написано кем-то из числа ближайших последователей святых апостолов. Судя по названию, автор поставил перед собой задачу суммировать апостольское предание. Для определения даты написания «Учения двенадцати апостолов» служит цитирование этого памятника, например, в послании, приписываемом апостолу Варнаве и в «Пастыре» Ерма . Это позволяет отнести памятник к концу I века. Однако, высказывались и другие предположения относительно датировки памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

894 Арсений прибыл в Иерусалим 26 апреля 1894 г. для принятия дел после почившего архимандрита Антонина. 16 июля того же года Св. Синодом уже был назначен новый начальник – архимандрит Рафаил (Трухин), но до его приезда, т. е. до ноября, Миссией управлял архимандрит Арсений. 896 Никифор – митрополит Севастийский, позже Петро-Аравийский. Епитроп патриаршего престола. Друг и помощник Антонина. Освятил храм в Горнем (30 марта 1883 г.). Жил в Горнем, в доме своей герондиссы, монахини Марии (Гладкой). 897 Архиманрит Антонин записывает в дневнике: «29 марта . Приготовления всякого рода к предстоящему небывалому празднику. Всего 1 час с небольшим, а о. Савва уже и явился с известием, что Владыка ожидает. Недолго думая, сажусь и я на конь, и нагоняю честную компанию уже далеко на повороте. Веселое и прерадостное время. Теплынь, зелень, свежесть, цветы, птички... Прелесть, как хорошо! При спуске с горы трезвон. В большом доме водоваренье и чай. Подъезд нашего клира. В 5 ч. встреча Владыки в церкви. Вечерня и утреня светоносные. 30 марта. Целование Мариино. Встали до солнца. В 6 ч. звон и шествие ко «храму». Часы. Облачение 5 иереев, 4-х диаконов и владыки. Вложение в престольную доску мощей св. великомученика Георгия и миропомазание престола, а вместе с ним и полное освящение церкви. Вечерня и Божественная литургия Златоуста. Все шло в отличном порядке и глубоком умилении. Слава, слава, слава Богу! Закончили богослужение параклисом Божией Матери. В доме чай, беседы, приветы, заветы. Стол в 25 приборов. Многолетие местоблюстителю » ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Дневник. 1883 г.//Библиотека Музея истории религии (С.-Петербург). Шифр: И.П.П.О. Б. IV. 853/25. Записи 29, 30 марта). 898 Мария (Гладкая Татьяна Георгиевна; ум. 1910 в Иерусалиме), монахиня – выразительная фигура Русского Иерусалима. Дочь интеллигентных родителей, уроженка одной из южных губерний, мать большого, вполне благополучного семейства, оставила ради Палестины мужа и детей. Пострижена в Иерусалиме. Познакомившись с митрополитом Севастийским Никифором, она вскоре стала его герондиссой и поселилась в его келье – в монастыре Константина и Елены, по соседству с Патриаршими покоями. Через Никифора, уважаемого члена Синода, пыталась оказывать влияние на церковные дела в Патриархии. Несколько раз, по настоянию Патриарха Иерусалимского, была выслана из Палестины, но каждый раз, найдя заступников в константинопольском посольстве, возвращалась в Иерусалим. За невозможностью дальнейшего проживания в соседстве с Патриархией, приобрела, с помощью Антонина, собственный дом в Горней. Митрополит Никифор жил теперь у нее в Горней, на заседания Синода по старости не ездил, но голос по тем или иным вопросам исправно подавал, – следуя указаниям Марии. Завершение истории о пребывании монахини Марии (Гладкой) в Иерусалиме см. ниже, в донесении генконсула А.Г. Яковлева товарищу министра иностранных дел В.Н. Ламздорфу от 16 ноября 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Теперь в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя - поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой. Отец архимандрит не уставал заботиться о своем детище, постоянно проявлял свою к нему отеческую любовь и частенько на своем сивом ослике приезжал в любимую Горнюю. С немалым трудом ему удалось добиться от патриарха разрешения на освящение храма в Горней - это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор, освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Затем отец Антонин просил Синод установить особый праздник " Целования " , обычно совершаемый 30 марта, если Благовещение не падает на страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы). Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, навстречу выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Троицкий собор в Иерусалим. Отцом Антонином написана и служба этого праздника " Целования " , переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднства Благовещения. Синодом этот праздник был установлен и празднуется с нарочитым умилением из года в год, привлекая огромное количество народа как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев. В 1886 году 19 января о. Антонином даны и особые правила Горненской общине, которые должны были регулировать жизнь этого полумонашеского скита. Но все же, несмотря на внесенную в Горнюю организацию, форму и желание постоян-но увеличивать число монахинь, она сохранила дух своего основателя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

11 . Следует указать, что египетский [месяц] Тот у римлян является сентябрем, всегда имея свое начало, то есть новомесячье, 29 августа. Каинан Мелелеил Мафусала Арфаксад Каинан 270 (?) Авраам Моисей в пустыне Иисус старейшины Хусарсафем Гофониил Семегар Иевусеи Девора Ориф и Зиф Гедеон Авимелех Амманиты Иевфае Ессевон Филистимляне Сампсом анархия имир 4310 4350 Илий иерей Самуил иерей Соломон Ровоам Иосафат Охосия Гофолия Амасия Иоафам Езекия Манассия Иоахас Иоаким Иехония Седекия Навуходоносор Уаламадарах Валтасар Дарий и Астиаг Кир Перс Камбис Дариймидянин Ксеркс Артаксеркс Артаксеркс Александрмакедонский Птолемей Египетский Птолемей Филадельф Птолемей Эвергет Птолемей Филопатор Птолемей Эпифан Птолемей Филометор Птолемей Эвергет Птолемей Фискон Птолемей Сидерит Птолемей Александр Птолемей Сотер Дионис Новый Клеопатра Гай Юлий (Цезарь) Римский Цезарь Август Тиберий Клавдий Веспасиан Домициан Адриан Элий Антонин (Пий) Марк (Аврелий) Антонин Антоний Каракаллу Антоний другой Александрмамеин Максимин Гордиан Филипп Галл и Волузиан Валериан и Галин (Галлиен) Клавдий Авриллий (Аврелиан) Кар и Карин Диоклетиан Константин (I) Констанций Иовиан Валентиниан Валент Феодосий (I) Аркадий Феодосий (II)млaдшuй Мартиан (Маркиан) Лев (I) Анастасий (I) Юстин (I) Юстиниан (I) Юстин (II)млaдшuй Тиверий Маврикий Ираклий Константин (III) Константин (Констант) Константин (IV) Юстиниан (II) Лев (Леонтий) Тиверий, он же Апсимар Юстиниан (II) опять Филиппик, он же Вардан Артемий, он же Анастасий Феодосий (III) Атрамитинец Лев (III), он же Конон Артавасд Константин (V), сын Льва Лев (IV), сын Константина Константин (VI), сын Льва, сматерью Ириной 10 л. 2мес. Константин (VI) один 6 л. 9мес. Ирина, мать его, опять 2 г. 6мес. Никифор 8 л. 9мес. Ставракий, сын его Михаил (I) и Феофилакт Лев (V) Армянин Михаил (II) Феофил, сын его михаил (III) один михаил (III) и Василий Василий Фракиец Лев (VI) и Александр, сыновья его Александр и Константин (VII) Константин (VII) один О шести тысячелетиях, когда и при ком окончилось каждое из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Теперь в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма    и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя — поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой. Отец архимандрит не уставал заботиться о своем детище, постоянно проявлял свою к нему отеческую любовь и частенько на своем сивом ослике приезжал в любимую Горнюю. С немалым трудом ему удалось добиться от патриарха разрешения на освящение храма в Горней — это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор, освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Затем отец Антонин просил Синод установить особый праздник «Целования», обычно совершаемый 30 марта, если Благовещение не падает на страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы). Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, навстречу выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери  в гостях у праведных Захарии и Елисаветы остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Троицкий собор в Иерусалим. Отцом Антонином написана и служба этого праздника «Целования», переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднства Благовещения. Синодом этот праздник был установлен и празднуется с нарочитым умилением из года в год, привлекая огромное количество народа как из среды русских паломников, так  и особенно абиссинцев. В 1886 году 19 января о. Антонином даны и особые правила Горненской общине, которые должны были регулировать жизнь этого полумонашеского скита. Но все же, несмотря на внесенную в Горнюю организацию, форму и желание постоян-но увеличивать число монахинь, она сохранила дух своего основателя.

http://pravoslavie.ru/3100.html

152 Вернее, что надобно разуметь Новые-Патры, город в Фессалии, называемые попросту: Патраджик, или по-ученому: Ипати ( πτη). 153 Эта вторая Анна должна быть дочь упомянутого выше Иоанна Севастократора, Михайлова брата. Надобно представлять это потому, что у обоих братьев было по дочери Анне. Множество тожественных имен в фамилиях Комниных и Палеологов вносит крайнюю сбивчивость в изложение событий времен тех. Образчик сего нам представляет ученый и осторожный Дю-канж, утверждающий, что Анна, по смерти мужа, вышла за убийцу его Фому, Кефаллинийского графа! См. XL. Stemma Palaiologorum. 154 В сем пункте исторического каталога Деспотов, мы следуем исключительно «Хронографии Эпира», ставящей две пары Фом и Иоаннов, одну вслед за другою. Но надобно признаться, что у современных историков (Акрополита, Пахимера, Григоры и Кантакузина) дело представляется весьма неясным. Они говорят об одном Фоме, сыне Никифора и об одном Иоанне, называемом ими то Дукой ( δοξ, а по Кантакузину – Δοκας, т. е. из фамилии Дука), как-бы князем или, по-теперешнему, герцогом, то Контом ( Κντος – граф, comte) – по Григоре. Он самый (Кантакузин) и был женат на Анне (Андрониковне) и имел сына Никифора. Умер же в 1335 г. Чей сын был, историк не говорит. Но упоминает также вскользь и о Деспоте Фоме, женатом на дочери императора Михаила II, Анне, которого (Фому) называет сыном Деспота Никифора. Выходил бы по сему ряд Деспотов следующий: Никифор I, Фома, Иоанн, Никифор II. Иоанн этот совпадал бы с нашим Иоанном II (Ивановичем). По историку же Никифору Григоре, дело представляется в таком виде: Анна (Михайловна) выходит замуж за Фому и ее же имеет потом, убивший Фому Конт (без имени), названный племянником ( δελφιδος – сын сестры или брата) убитого. При вторичном упоминании о случае (убийстве) Конт (опять без имени) называется Кефаллинийским. Наконец, безымянный убийца является у писателя уже прямо Деспотом Этоло-Акарнатийским Иоанном! Умирает же он насильственною смертью , «служившей ему, равно как и бывшему перед ним Деспоту, казнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

32 . Из Университета Франца-Иосифа в Черновицах (Franz – Iosephs – Universität in Czernowitz) – брошюры: а) Feierliche Inauguration des Rektors für das Studienjahr 1902–1903. Czernowitz, 1902; и 6) Verzeichnis der öffentlichen Vorlesungen im Sommersemester 1903. 33 . Из Восточного Института во Владивостоке – Известия Института, том III, вып. I–III. Владивосток, 1901–1902. 34 . Из С.-Петербургского Лесного Института – Известия Института, вып. 8-й. СПб. 1902, и вып. 9-й. СПб. 1903. 35 . Из Института кн. Безбородко в Нежине – Известия Института, том XX. Нежин, 1902. 36 . Из Казанской Духовной Академии – а) Годичный акт 8 ноября 1902 г. Казань, 1902; б) Протоколы заседаний Совета за 1900 г. Казань, 1901. 37 . Из Киевской Духовной Академии – а) Григоревский, Учение Златоуста о браке. Архангельск, 1902; б) Филевский, Учение прав. церкви о свящ. предании. Харьков, 1902; в) Архим. Антонин, Книга пророка Варуха. СПб. 1902; г) Поснов, Идея завета Бога с Израильским народом в Ветхом Завете. Богуслав, 1902; д) Речь и отчёт за 1901–1902 учебн. год. Киев, 1903; е) Извлечение из протоколов Совета за 1900–1901 и 1901–1902 годы. Киев, 1901–1902. 38 . Из Управления Виленского Учебного Округа – а) Опись документов Виленского Центрального Архива, вып. II. Вильна, 1903; б) Акты, издаваемые Комиссией для разбора актов, т. XXIX. Вильна, 1902, и в) Отчёт Виленской Публичной Библиотеки и Музея за 1902 г. Вильна, 1903. 39 . От Попечителя Кавказского Учебного Округа – а) Сборник материалов для описания местностей и племён —285— Кавказа, вып. 29 и 30. Тифлис, 1902; б) Указатель к 21–30 вып. Сборника. Тифлис, 1902; в) Романовский, Очерки из истории Грузии. Тифлис, 1902. 40 . От Попечителя Московского Учебного Округа П. А. Некрасова – его книга: Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности. Москва, 1902. 41 . Из Калужского церковного историко-археологического Общества – Калужская Старина, том 2-й, кн. 1–3. Калуга, 1902. 42 . Из Нижегородской Губернской Учёной Архивной Комиссии – Действия Комиссии. Сборник, т. V. Н.-Новгород, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. При входе в столовую, временно устроенную на старых казённых постройках, желающий получить обед отдаёт хозяйке один билет, купленный в конторе; плата же деньгами в столовой ни в каком случае не допускается. 4. Поклонники могут получать обед только от 11 часов утра до трех пополудни. 5. Желающие пользоваться обедами в самой столовой или получать кушанье на квартиру приглашаются держать себя пристойно и миролюбиво, памятуя, что они прибыли в Иерусалим для поклонения величайшим христианским святыням и для спасения душевного, а не для того, чтобы обижать кого-либо и заводить ссоры или придаваться невоздержанности. Нежелающие подчиняться этому приглашению, позволяющие себе являться в помещение столовой в нетрезвом виде и оскорблять других, лишаются права входа в столовую и получения кушанья; в крайних же случаях будут представляемы на распоряжение Российского Императорского консула в Иерусалиме. 6. В случаях каких-либо неудовольствий, претендующие благоволят обращаться к помощнику уполномоченного Православного Палестинского Общества Якову Петровичу Славолюбову. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 21, л. 73–74. 82. Список членов Православного Палестинского Общества, пребывающих в Палестине Иерусалим, 1888 г. (Список составлен уполномоченным ППО в Иерусалиме Д. Д. Смышляевым) Почётные: 1. Патриарх Иерусалимский Никодим. 2. Митрополит Петры Аравийской Никифор. 3. Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин. 4. Графиня Ольга Ефимовна Путятина. 5. Дмитрий Дмитриевич Смышляев. Действительные: 1. Владимир Николаевич Тимофеев, вице-консул в Яффе. 2. Селим Константинович Хури, консульский агент в Кайфе. 3. О. Александр Анисимов, дополнительный член Русской Духовной Миссии. 4. Георгий Франгиа, архитектор в Иерусалиме. 5 . Прасковья Михайловна Соболева, там же. 6 . Платон Григорьевич Устинов, в Яффе. Сотрудники: 1. Александр Гаврилович Кезме, директор пансиона в Назарете. 2. Халиль Хури, араб-священник в Мжделе. 3. Иеромонах Вениамин 4. Иеромонах Парфений 5. Яков Егорович Халеби, драгоман Русской Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010