Рафаил выберет одну. Они выбрали кандидаток, но через три дня заявили мне, что они желают иметь начальницею Т.Г Гладкую, постриженную здесь под именем Марии митрополитом Никифором. Г-жа Гладкая совсем не подходила к этому назначению. Женщина образованная, умная и в высшей степени честолюбивая, она приехала сюда в первый раз 17 лет назад. Подружившись с митрополитом Никифором, она приобрела над ним такое влияние, что переехала к нему на жительство в келью, откуда, по жалобе Патриарха Никодима, была выслана при помощи турецкой власти и выслана г. Максимовым в Россию в 1889 году. Вскоре она опять сюда вернулась. Преосвященный Никифор выехал из Патриархии и поселился с нею в доме, выстроенном ею в Горнем наполовину на средства о. Антонина. Это произвело большой скандал, тогдашний консул г. Бухаров вновь ее выслал в Россию, но она опять вернулась. Различные влияния позволили ей остаться здесь. Возмечтав о себе, она начала мстить своим врагам в Патриархии, сея раздор среди братства. В 1894 г. Блаженнейший Герасим просил меня снять с нее монашеское платье, носить которое она недостойна. Я попросил его написать мне об этом, но он, боясь ее влияния на преосвященного Никифора, не решился на это. Какие грубости претерпевал от нее покойный о. Антонин, а затем о. Рафаил, я не могу описать. Могла ли такая личность быть утверждена старшею сестрою, тем более, что она была пострижена здесь преосвященным Никифором еще тогда, когда ее муж был жив. После этого заявления сестер я вызвал г-жу Гладкую, и она обещала мне отказаться от предлагаемой должности. После этого я написал для этой общины правила. О. Рафаил послал их в Св. Синод, который их утвердил и приказал в августе ввести в употребление. Почти 2 месяца я вел об этом переговоры с сестрами, большинство которых упорно присваивали себе право выбора старшей сестры, хотя по утвержденным Синодом правилам они могли выбрать только 5 кандидаток на эту должность. При этом большинство требовало выбора Гладкой, которая действовала чрез монахинь Антонину и Захарию на прочих, давая им деньги и различные обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ничего подобного, по-видимому, не думал ласковый и заботливый старец, преосвященнейший Никифор, к которому мы явились потные, запыленные, истомленные. Преобладающею относительно нас мыслью в нем была, что мы, должно быть, страшно проголодались. Если он и на свое духовенство, посещающее его, тоже смотрит прежде всего с „голодной“ точки зрения, то для вопроса о филотимном доходе нет большого простора. Разве только предположить, что и у сказанного пункта, как у всего на свете, есть два конца, из коих один упирается в упомянутые 10 эпитрахилей, а другой в – омофор с неизбежными при нем голодующими орарями. Мы нашли свои вещи уже давно перенесенными из хана и сложенными чуть ли не в самой спальне владыки, ради вящего почета. За ночлег в „гостиннице“ заплатили 111 1/2 пиастров, что равняется почти 1 фунту стерлингов. Не дешево, сказал-бы кто-нибудь, но зато ведь это первый отель столицы Марка Кралевича, да к тому-же и – родолюбие... Пока уготовлялась трапеза, я выпросил у владыки позволение осмотреть библиотеку Митрополии. Она оказалась очень скудною, но все-же, в числе немногих рукописей (все греческих) нашлись три мемвраны (пергамента), заслуживавшие осмотра. Это были: 1) Евангелие, расположенное по чтениям, in 4° (38 х 26 см) и писанное в два столбца по 22 строчки крупным почерком XII века. Есть в книге на приличных местах и изображения четырех Евангелистов, конечно, попорченные временем и трением. 2) Четвероевангелие в 16° (15 1/2 х 10 1/2 см), писанное в один столбец, тонкого и изящного письма. Сохранились в нем 7 рисунков в красках по золотому полю тщательной кисти. При Евангелисте Матфее изображен Ангел, держащий книгу. Перед Марком стоит лев – тоже с книгою и, кроме того – таинственное четверообразие ( τετρμορφον), т. е. крылатое животное с 4-мя лицами, виденное пророком Иезекеилем. Перед Лукою – телец окрыленный, тоже с книгою и, кроме него, сказанное животное. Перед Иоанном орел с книгою и – животное. В начале книги вплетено несколько листков позднейшего письма, содержащих указание чтений и месяцеслов. В конце книги есть приписка: Иоанне, девственниче и богослове, Евангелисте и друже Господень! будь предстателем писавшего в часъ суда. Скромно, сердечно и умилительно, но для отдаленного потомства бесплодно и как бы обидно. Судя по прямому почерку письма, книгу можно относить к X и, даже, IX веку. К сожалению, я не имел времени заняться более подробным обзором ее. 3) Жития святых in 4° (32 1/2 х 23 см) Письмо тщательное, в 2 столбца. Книга полная, содержит в себе жития святых с 1-го по 13-е число ноября месяца, и может быть отнесена к XI – XII векам. В конце есть приписка: Рука Макария монаха и иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Ничего, встали живые. Ветра нет, и, пожалуй, будет жарко. Вступительные дела. Цыган с корзинкой. Присест к тетрадке. Надежда Иерихонская. Simos, не верующий в пятницу. Видение в конце коридора, не очень, впрочем, страшное, хотя и четверодневное. Некий поклонник из Воронежа с письмом, содержащим два других. Некий «счастливый» мальчик приказывает родным своим отслужить благодарный Богу молебен за то, что к нему все везде хороши и ласковы. Не доехал еще до Эвксинского понта. Некий калогир 1081 Саввинский с опиралкою для моей старости. Это уже четвертый в 4 дня. Что-то на них вышло такое недоброе. Дай да помоги! Не до писанья тут. Александр за служебными инструкциями. Ненила, моющая библиотеки. Обед. Чтение или другое что крайне покойное. Всенощная. Преподавание лекарства. Усиленное собирание банофилов. Таким оказался один доктор. А баня была просто напоказ. Закончилось пивом, и у самовара я сидел один. Ну что я буду делать? Не пишется, да и только. А уж как дремлется. Суббота, 29 авг Служение с казенной панихидой. Чай. Снабжение иерихонитки всякими огородными семенами. Клеение фотографий. Патриарший диакон с приказом явиться на вечерню в 3 часа. Обед поскорее. Канчелер за бумагой. О. Вениамин с скверной историей, которой не слушай, хоромина! Окончание работы. К 3-м часам поспешаю в Патриархию. Все заперто, Его Б во уже давно в храме (а я на сих словах давно уже сплю.). Вечерня шла со всем блеском и шумом. Священники несчетные, диаконы все наперечет. Нашего между ними не оказалось. Видно, заснул крепко после обеда. Возвратились домой в 5 ½ ч. и сейчас же начали служить утреню, длившуюся до потемок. Отыскивание комет в небесах. Нашел обеих место. Тут стак малины. Намерение черкнуть статьи, парализованное дремотой! Ну, хоть дневник сей замечу. И дозамечались до вышеописанных каракуль усталые и ленивые руки мои! Воскресение, 30 авг Что-то хорошее и как-то хорошо снилось. С 2-х до 3-х ч. читал правило. С 3-х до 5 ½ спал. До солнышка ушел в город, нашел Патриархию на запоре и прочесал в храм, а Патриарх с полчаса сидел и дожидался меня. Служение с молебном перед Гробом Господним. Прохлаждение наверху. Визит больному консулу. Благословение поклоннической трапезы. Закуска большая с пением и шипением. Дома толкотня от поздравителей 1082 . Сон на час. Ожидание не зашедшего от консула Патриарха. Игумен Саввинский Никифор со племянницы. 2 письма с жидовской почты, с Афона и из Старой Руссы. Г. Елисеев намерен писать «Анти-Пейс-Пашу». Увидим. Набег нектарийцев 1083 . Иллюминация и музыка с шумящим народом под окнами. Обошел и я дом Миссии. Нет охоты идти на вечер. Стакан чаю. Переписка худая. М-г Lambrou. В 11 ч. конец музыке и водворение мертвой тишины на Постройках. Понедельник, 31 ч

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Вскоре по своем приезде она переехала на житье к тогдашнему митрополиту Севастийскому Никифору, человеку хотя и пожилому, но не дряхлому, и поселилась там на правах полной хозяйки. Помню такую сцену. По дороге из Вифлеема в Иерусалим встречаю наемную карету, из окон выглядывают розовые подушки, на козлах большая перина и служка. Этот последний и заставил меня обратить внимание. Кто это сидит? – спрашиваю я. А это владыка Никифор и Мария Гладкая переезжают на дачу в Ильинский монастырь. Такой соблазн сделался, наконец, столь вопиющим, что Патриарх Никодим потребовал от русского консула ее выселения из Иерусалима. С консульским кавасом была она препровождена в Одессу. Из Одессы она приехала в Таганрог, села на пароход и через месяц вновь хозяйничала в келлиях Никифора. Консул предполагал, что она приняла турецкое подданство, так как никакого русского паспорта не предъявляла. Такое совместное сожительство продолжается доныне. После низложения Никодима Никифор, как тогдашний местоблюститель, очень энергично выставил свою кандидатуру, и тогда душою всех интриг и подвохов была Гладкая. В настоящее время Никифор, переменивший свою архиепископию на митрополию, – впавший в детство старик, она же – юркая и бойкая об. старуха, таковой я еще видел ее в прошлом году в Иерусалиме. Как она попала в Горнюю. Покойный Антонин выстроил там, как Вам известно, церковь . Освятить ее никто из Патриархов не соглашался. Воспользовавшись своим местоблюстительством (первым после Иерофея и перед Никодимом), Никифор ее по секрету освятил. В благодарность за это Антонин позволил ему на Горненском месте, среди других келий, выстроить и свою, которую Никифор и передал Марии Гладкой, и к великому соблазну и сюда приезжает на дачу. Одной части горненских сестер это даже с руки: имеем-де своего архиерея. Мария же Гладкая, видя, что не сегодня-завтра Никифор может умереть и она останется ни при чем и в лучшем случае одной из горненских сестер, задалась мыслью, что ей лучше там быть начальницей, поэтому образовала себе сильную партию, с которой вот уже 3-й год по смерти Антонина мутит всю общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Т. II. С. 226). В 1898–1899 гг. рукописи были доставлены в Петербург. См.: Отчет Имп. Публичной библиотеки за 1899 год. СПб., 1903. С. 6–29 (греческие рукописи), 29–89 (славянские и восточные рукописи). Об истории приобретения отдельных памятников: Фонкиг Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей//Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368–379; Приложение. Греческие рукописи, принадлежавшие Антонину Капустину //Там же. С. 375–379 (описаны 94 рукописи). См. также: Дмитриевский А. А. Наши коллекционеры рукописей и старопечатных книг профессор В. И. Григорович, епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин)/Публ. с комм. Ф. Б. Полякова и Б. Л. Фонкича //Byzantinorussica. 1994. Т. 1. С. 165–197. 1157 Св. Иаков Брат Господень († 63) считается, согласно церковному преданию, первым епископом Иерусалимским. Храм во имя Иакова является приходским для арабской православной общины Иерусалима. Расположен рядом с храмом Гроба Господня. 1159 Очевидно, опасаясь подделки, о. Антонин решил посоветоваться с КлермономГанно, занимавшим в это время пост французского вице-консула в Яффе, стоит ли покупать предложенную ему «древнюю печать с финикийской надписью» (см. выше, запись от 25 сентября). Ответной телеграммы археолога он с нетерпением ждал весь день 27 сентября и получил ее только вечером 28-го (см.). 1160 Лат. ‘младший’. Имеется в виду Мазараки Никифор Васильевич, младший брат Х. В. Мазараки, также по профессии врач. Неоднократно замещал врача Русской больницы при его отлучках из Иерусалима. 1164 Тиханова Мария Николаевна – смотрительница Женского подворья на Русских Постройках, ее сестра Надежда Николаевна – с 1875 г. смотрительница приюта 1-го класса, известные, с одной стороны, грубым обращением с паломниками и беззастенчивыми поборами, а с другой, тесными связями с корыстолюбивыми представителями греческого духовенства. См. выше примеч. 209. 1165 Монастырь, основанный в V в. св. Феодосием Киновиархом († 11 января 532), другом и сподвижником Саввы Освященного, находится в 8 км к востоку от Вифлеема (и в таком же примерно удалении от Саввинской Лавры), на месте «Пещеры Волхвов», где они, по преданию, укрывались, возвращаясь из Вифлеема. Феодосий первым в Палестине сделал свою обитель киновией, т. е. ввел в ней общежительный устав, почему его и называют «общих житий начальником» (Киновиархом). В нач. VII в. монастырь был разрушен персами, затем ненадолго возрожден в эпоху крестоносцев. В 1167 г. здесь была похоронена русская подвижница преп. княжна Евфросиния Полоцкая (ее мощи были потом перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 г. возвращены в Полоцк, но место захоронения преподобной сохранялось и почиталось в палестинской обители). В 1881 г. монастырь был восстановлен иноками иерусалимского Крестного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

867 О. Антонин имеет в виду предание, согласно которому Яффа (древняя Иоппия) была основана Иафетом, сыном Ноя, от чего и получила свое название. Ср.: «Нелегко было вообразить праотца Европы Иафета сидящим в пристани своего города и надсматривающим за построением первого мореходного судна по образцу – конечно, памятному всему роду человеческому – ковгега» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году. М., 2007. С. 12). 872 РДМ, как и все русские храмы и духовные учреждения за границей, была формально подчинена митрополиту С.-Петербургскому и, соответственно, С.-Петербургской консистории. См.: Мальцев Алексей , протоиерей. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906. 873 РДМ, как и все русские храмы и духовные учреждения за границей, была формально подчинена митрополиту С.-Петербургскому и, соответственно, С.-Петербургской консистории. См.: Мальцев Алексей , протоиерей. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906. 874 Имеется в виду митрополит Севастийский Никифор. 2 июня по церковному календарю совершается память святителя Никифора Исповедника. 875 Оба иерарха – Блаженнейший Патриарх Иерофей и митрополит Никифор – были представлены к награждению орденами Российской империи в связи с паломничеством в Иерусалим великих князей. 876 Елисеев Александр Васильевич (1858–1895) – военный врач, антрополог, известный путешественник, автор книг: Путь к Синаю. 1881 г. СПб., 1883 (Православный Палестинский сборник. Т. II. Вып. 4); Русские паломники в Святой Земле. Доклад в Православном Палестинском Обществе 18 октября 1884 г. СПб., 1884; С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб., 1885. Его первые путешествия (1875–1880) обнимают север России, Финляндию и Урал; в 1881 г. он посетил Египет и Сирию; в 1882 г. был на Скандинавском полуострове и в Лапландии, в 1883–1884 гг. – снова в Египте и Палестине, а оттуда проехал в Триполи, Тунис, Алжир и Сахару, до Гадамеса. В 1886 г. по поручению Палестинского Общества посетил Малую Азию, исследуя путь из России в Святую Землю. Намеревался написать статью «Анти-Пейс-паша» в защиту о. Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

(см.: Переписка императора Александра II с великим князем Константином Николаевичем. Дневник великого князя Константина Николаевича. М., 1994; Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. I. М., 2000. С. 125–135; Великий князь Константин Николаевич на Святой Земле в 1859 году. М., 2009. 192 с.). Председатель Палестинского комитета (1859–1862), руководитель строительства русских подворий в Иерусалиме. В 1880–1881 гг. содействовал В. Н. Хитрово в организации Православного Палестинского Общества. Почетный член ППО с 1882 г. После его смерти архимандрит Антонин, по поручению ИППО, построил дом на Гефсиманском участке, близ церкви Марии Магдалины (освящен в сентябре 1892 г.), ныне именуемый «Дом Великого Князя». 260 «Восток» – политическая и литературная газета, издававшаяся в Москве в 1879–1886 гг., посвященная проблемам отношений России с Христианским Востоком. Издатель-редактор Н. Н. Дурново, придерживавшийся грекофильских воззрений, неоднократно подвергал резкой критике восточную политику России, причем доставалось и МИДу, и Св. Синоду, и Православному Палестинскому Обществу. 261 Никифор – митрополит Севастийский, с 1881 г. Петро-Аравийский. Многолетний друг и покровитель архимандрита Антонина, на деньги которого для митрополита был построен дом в Горней. 263 Катамон (Катамонас) – пригород Иерусалима, где находится, рядом с храмом на месте дома Симеона Богоприимца, загородная дача Патриархов Иерусалимских. Ныне в черте города. 264 Зырянова Екатерина (урожденная Кашина, в тайном постриге Евгения; 1810–14.08.1883). Как она сама рассказывала перед смертью о. Антонину, родилась в Перми, еще в детстве желала быть монахиней, но была выдана замуж против воли. С начала 1870-х гг. – смотрительница приюта, построенного о. Антонином для русских богомольцев на участке с Дубом Мамврийским в Хевроне, за месяц до смерти была назначена смотрительницей Иерихонского приюта. «Настоящая строгая и глубокая христианка», как скажет исповедовавший ее перед смертью о. Антонин. А. В. Елисеев вспоминал: «Была в Хевроне еще в 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Теперь в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя – поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой. О. архимандрит не уставал заботиться о своем детище, постоянно проявлял свою к нему отеческую любовь и частенько на своем сивом ослике приезжал в любимую Горнюю. С немалым трудом ему удалось добиться разрешения патриарха на освящение храма в Горней – это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец-то митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Затем о. Антонин просил Синод 269 установить особый праздник «Целования», обычно совершаемый 30 марта, если Благовещение не падает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы). Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, к которой выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Миссию в Иерусалим. Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднества Благовещения. Синодом этот праздник был установлен 270 и празднуется с нарочитым умилением из года в год, привлекая огромное количество народа, как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев. Наконец, 19 января 1886 года о. Антонином даны и особые правила Горненской общине, которые должны были регулировать жизнь этого полумонашеского скита. Но все же несмотря на внесенную в Горнюю организацию форму и желание постоянно увеличивать число монахинь, она сохранила дух своего основателя. Вложенное им с самого первого дня жизни этого русского уголка настроение простоты и искреннего религиозного чувства живо и, хочется верить, не умрет, а может быть, Бог даст, когда-нибудь поможет воссоздать заново и развить то, что хотел видеть в ней о. Антонин. О нем помнит Горняя и вещает потомству его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

974 Имеется в виду великий князь Сергий Александрович. Его именины – праздник обретения мощей преп. Сергия Радонежского (5 июля). В оригинале слово выделено киноварью. 975 Митрополит Севастийский Никифор и епископ Иорданский Епифаний (о том и другом см. выше примеч. 62 и 261). 976 Иронич. ‘Псевдо-Циммерман’. В библиотеке Антонина было несколько изданий популярного швейцарского историка и географа К.И. Циммермана. Судя по контексту, автор имеет в виду «Топографию Древнего Иерусалима» (Zimmermann K. I. Karten und Pläne zur Topographie des alten Jerusalem. Basel, 1876). (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 217.) 978 Ибраим (Ибрагим Хаммури) эфенди – шейх в Хевроне, шериф Гробницы Авраама. См. выше примеч. 694. 979 Хавз (Хафиз) эфенди – торговец, сын Османа, каваса и почтаря РДМ (см. выше примеч. 116). Он же «Ибн-Осман». 980 План приобретения земельного участка в Гефсимании и строительства на нем храма-мемориала в память императрицы Марии Александровны. 981 Bulletin des sciences mathematiques et astronomiques. 1881. Janvier. (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 213.) 982 Возможно, о. Антонин давал Софии Апостолиди читать имевшуюся в его библиотеке книгу А. Калмета «Тайны загробного мира», изданную на русском языке в 1877 г. (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 189об.) Дом Августин Калме (Calmet Antoine Augustin; 16.02.1672–25.10.1757) – французский богослов, монах-бенедиктинец, автор многих трудов по толкованию Писания и библейской археологии. Большой резонанс вызвала его «Диссертация о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлении вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии» (1746), вскоре переведенная на английский и немецкий языки, а во второй половине XIX в. появившаяся под разными названиями и в России. 983 «Пять с половиной сердец» – семейство Апостолиди (мать и четыре дочери), а также сам о. Антонин, ждущие приезда Евфимия (см. примеч. 181). 989 Кригер Йозеф – влиятельный представитель еврейской общины Иерусалима, занимал должность драгомана иерусалимского паши (губернатора), а позже его секретаря. Был связан с Центральным Комитетом Всемирного Израильского Союза в Париже, в 1867–1870 гг. основал на средства Союза и возглавил одно из первых в Иерусалиме еврейских ремесленных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В России был заказан иконостас, приобретены плащаница, сосуды, иконы и другая утварь. Большой колокол в 41,5 пудов был пожертвован Ф.Н. Самойловым, он же, как писал в своем дневнике о. Антонин, «отсыпал на дела мои 2 тысячи», а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых». Русское строительство вызвало неоднозначную реакцию. Ханна-Карло («Иван Карлович») Джель-Яд умер через несколько дней после оформления купчей. Католики были уверены, что отставного драгомана «Бог наказал»: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита. Патриарх Иерусалимский Иерофей жаловался в послании Св. Синоду, что о. Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение». Пришлось воспользоваться межпатриаршеством. В феврале 1883 г. местоблюститель Патриаршего престола митр. Петры Аравийской Никифор сначала дал о. Антонину устное благословение «учинить перенос антиминса из дома в церковь », а 30 марта сам приехал и совершил полное освящение храма. Архимандрит Антонин установил, с благословения Св. Синода, особый праздник – Целования, или Прихождения, Божией Матери в Горний град Иудов 30 марта (обычно он совершается в первый воскресный день после Благовещения). Соответственно, глубокая литургическая связь соединила, по замыслу основателя, Горненский храм с Троицким собором Иерусалима: начиная с Благовещения, 25 марта, чудотворная икона Благовещения, стоящая в специальном киоте в правом крыле трансепта Троицкого собора, переносится в Горнее, где поставляется на игуменском месте и пребывает там до времени Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля н. ст.). Именно столько, 3 месяца, гостила в Горнем у Елизаветы Богородица – Небесная Игумения русской Горненской обители. К 1886 г. сложилось ядро «русского поселка» вокруг храма. В акте об учреждении о. Антонином от 12 сентября 1889 г. отмечено 14 домиков– келий, в документах 1894 г. названы, кроме домов для ризницы и для трапезной, 2 дома для приема паломников, а также 6 казенных (т. е. уже перешедших в собственность общины) и 30 частных домиков (по несколько комнат в каждом), в которых проживало более 80 человек. К 1917 г. в отдельных домиках-кельях, окружавших храм, жили около 200 монахинь и послушниц. В мае 1948 г. почти все они, под грохот орудий первой еврейско-арабской войны, были вынуждены уйти из монастыря. Вернулись далеко не все. Государство Израиль передало русские храмы и участки, оказавшиеся на израильской территории, в том числе Горненский монастырь, Советскому правительству. Не желавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата остались тогда на Елеоне – в Вознесенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010