«Больше всего на свете они [борцы с религией] боятся, что кто-нибудь узнает о настоящем смысле религии, – восклицал А. Шмеман, – об этих потрясающих, освобождающих словах Христа: “в Духе и Истине”!» . «Поклонение в Духе и Истине» до сих пор является для большинства русских людей неизведанной планидой. Вывод по изложенному в статье материалу остается неутешительным – непонимание Руси Россией по-прежнему остается. Великая русская культура до сих пор остается глуха к голосу наследия св. митр. Филарета (Московского) и митр. Антония (Храповицкого), не говоря уже об опыте внутреннего делания старцев, описанном в «Добротолюбии». «Трагическое непонимание» религиозных основ культуры, да не только культуры, а основ самой религии, всегда будет вносить противоречия смыслов между поклонниками высокой культуры и подвижниками веры, оставляя выбор между «третьим Римом» и «вторым Иерусалимом», между А.С. Пушкиным и прп. Серафимом Саровским. Такой взгляд будет вызывать и вызывает непонимание не только у иностранцев, но и у самих русских, ибо «не плоть, а дух растлился в наши дни…» . Лилиенфельд Ф. Восстановление? Нет – возвращение//Литературная газета. 1988. С. 13. Сазонов Д., прот. Церковь и государство: на пути к третьему Риму//Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Материалы конференции. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. С. 25-40. Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники. Мои дневники. Вып. 1-7. Сергиев Посад, 1914–1916. С. 68-69. Антоний (Храповицкий), архиеп. Чей должен быть Константинополь? Ростов-на Дону: Типография «Электра», 1916. С. 8-10. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 67. Страж Церкви Христовой: Священномученик Вениамин (Воскресенский), жизненный путь, письма, документы/Сост. – епископ Рыбинский Вениамин (Лихоманов), И.Г. Менькова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.

http://bogoslov.ru/article/6165892

Епископ Алексий в Семипалатинске. Епископ Рафаил в Семипалатинске. Епископ Иоасаф. Епископ Иов. Епископ Антоний. Епископ Тихон (Шарапов). Епископ Тарасий (Хоров). Глава 17. Протоиерей о. Алексей Ставровский «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. Xv, 13). Митрофорный протоиерей Алексей Андреевич Ставровский родился 2 марта 1834 г. в селе Сижна, Гдовского уезда, С. Петербургской губ. Происходил из древней русской духовной семьи. Окончил в 1861 г. С. Петербургскую Духовную Академию с ученой степенью кандидата богословия. Один год учительствовал в Александро-Невском духовном училище и в 1862 г. был рукоположен в иереи. За все время своей долгой священнической службы прот. Ставровский служил только в двух церквах. Сначала в Петропавловской церкви Военного Клинического госпиталя, а с 1896 г. по день своей кончины настоятелем С. Петербургского Адмиралтейского собора. (Его перу принадлежит труд: «Санкт Петербургский Адмиралтейский Собор во имя Св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца». История и описание Собора. В двух частях. СПБ. 1906 г). Кроме настоятельства покойный протоиерей был законоучителем в ряде школ, членом бесчисленных комиссий и благочинным с. петербургских морских церквей с 1896 г. до дня своей кончины. За свою выдающуюся деятельность имел не только все духовные награды до митры включительно (последнюю еще в конце прошлого века), но и светские, включая орден св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени. Он был также одним из тех 300 человек, которые в день трехсотлетия царствования Дома Романовых имели счастье представляться Государю и в память сего получить переходящий в род по старшей линии нагрудный романовский знак. Еще в прошлом веке о. Ставровскому со всеми его детьми было даровано потомственное дворянство. Наконец, после отъезда протопресвитера Г. Шавельского на Юг России, Святейший Патриарх Тихон назначил его исп. д. протопресвитера военного и морского духовенства, в каковой должности он и принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   В 1-й половине 60-х гг. резко изменился состав епископата Русской Церкви. Из жизни земной в жизнь вечную уходили архипастыри, родившиеся в XIX в., хиротонисанные во епископы в довоенные и военные годы: председатель Хозяйственного управления при Священном Синоде архиепископ Можайский Макарий (Даев; † 1960); реэмигрант из Китая архиепископ Ростовский и Новочеркасский Никандр (Викторов; † 1961); митрополит Воронежский Иосиф (Орехов; † 1961); митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский), архиерей с 1924 г., в 30-х гг. узник лагерей, много потрудившийся в деле восстановления канонического общения Русской и Грузинской Православных Церквей († 1962); архиепископ Иоасаф (Журманов; † 1962), незадолго до кончины уволенный по болезни на покой с Тамбовской кафедры; митрополит Вениамин (Федченков; † 4 октября 1961 г.), пребывавший на покое в Псково-Печерском монастыре после 1958 г.    28 октября 1962 г. ко Господу отошел архипастырь-исповедник епископ Афанасий (Сахаров), который провел в лагерях и тюрьмах 33 года. Участник Поместного Собора 1917—1918 гг. в сане иеромонаха, он вместе с академиком Тураевым составил службу праздника всех святых, в земле Российской просиявших, восстановленного Собором. В сан епископа Ковровского он был хиротонисан в 1921 г. После издания «Декларации» 1927 г. отделился от Патриархии и возвратился в послушание Патриархии после избрания первосвятителем Русской Церкви Алексия I, находясь еще в лагере. После освобождения епископ Афанасий поселился в Петушках, совершая богослужение в церкви, устроенной в его маленьком доме. Как пишет митрополит Мануил в своем «Каталоге», «последние годы жизни епископа Афанасия в Петушках были годами затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием нашего православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу православной Церкви " " . К нему в Петушки стекались посетители со всей России. «Любовь, теплоту и сердечность,— пишет митрополит Мануил,— чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем». Перед кончиной он испытывал большую тревогу за судьбу гонимой Церкви. Последнюю службу свою епископ Афанасий совершил 15/28 июня в день всех святых, в земле Российской просиявших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Булдовский, ярый националист и автокефалист, но потом Зайцев просил архиеп. Григория передать Патриарху, чтобы его не ждали, так как он отказался приехать. Прошло важное дело молитвенного воссоединения с Грузинской Церковью, автокефалия которой не признавалась в течение 25 лет. В Тифлис по этому поводу был откомандирован Патриархом архиеп. Антоний Романовский, он выполнил миссию успешно, за что получил крест на клобук. По предложению Карпова были посланы обследователи в освобожденные от оккупации немцами области: Харьковскую, Смоленскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую, Днепропетровскую, Ворошиловоградскую. Заместитель Карпова Зайцев говорил архиеп. Григорию, что скоро придется послать обследователей и в северо-западный край. Он же просил архиеп. Григория передать Патриарху, что надо подыскать двух священников для отправки на румынский и чехословацкий фронт, в качестве полковых. Когда Патриарх был в Совете по делам РПЦ, у него интересовались организацией духовных миссий за границей. Архиепископу Григорию, как управляющему делами Патриархии, пришлось принимать разных лиц: кандидатов в священники, просящихся на работу в канцелярию Патриархии, желающих работать на курсах или в Богословском институте, а также желающих поступить в в него. За полтора месяца Владыке пришлось много хлопотать. По утрам у него был прием, затем часто были поездки по вопросу топлива, по осмотру здания для института и часто – в Совет по делам РПЦ с делами и докладами. Вечером он просматривал бумаги и резолюции Патриарха и готовил их к исполнению в канцелярии, занимался написанием журналов Синода. «14 мая... Патриарх по общему отзыву чувствовал себя прекрасно. Вечером гулял в саду и намечал с Управделами вопросы для заседания Синода на следующий день. А утром 15 мая (2, V ) в 6ч.50 мин. скончался от кровоизлияния в мозг. Сразу архим. Иоанн известил м[итрополита] Николая, м[итрополита] Алексия, меня и о.Н.Ф.Колчицкого. Мы с м[итрополитом] Алексием прибыли в конце восьмого часа, за нами о.Колчицкий.

http://bogoslov.ru/article/2041545

I. Нетованный Василий. Туровский Иван. Коич Георгий. Павлов Василий. 5. Хащаб Антоний. Подлипский Порфирий. Григорьев Михаил. КовалёвСимеон. Сергеев Иван. Лобачевский Владимир. II. Любинский Евгений. ИващенкоМихаил. Жержерунов Николай. Константинов Иван. 15.Мякенко Аркадий–диакон. Иванов Николай . Муретов Михаил. Соболев Николай. Кульчицкий Евгений. 20. Фирсов Василий. Котранджиев Велко. Любинский Михаил. Швачко Александр. Липский Ксенофонт. 25. Потапенко Александр. Штенко Сергий. Иванов Иван. Рыбальченко Ювеналий. Бойченко Феодор. 30. Брадучан Сергий. Рогозинский Константин. Войцеховский Михаил. Афанасьев Владимир. Вердиш Георгий. 35. Герман Иеродиакон (грек). Смирнов Николай. Горич Владимир. 1898 425 I. Акель Христофор. Беззабава Иван. Бибиков Стефан. Брадучан Илиодор. 5. Белоусов Анатолий. Белявский Даниил. Гадзинский Сергий. Галевич Валериан. Генкин Григорий. 10. Господинов Крести. Грабенко Алексей. Диаковский Александр. Дубовецкий Николай. Киселевич Алексей. 15. Клопотов Василий. Коляда Феодор. Коротенко Димитрий. Крыжановский Андрей. Лиханский Афанасий. 20. Лобачевский Евгений. Любинский Николай. Любистков Косьма. Мацко Симеон. Миронов Иван. 25. Мстиславский Владимир. Муретов Александр. Павловский Михаил. Плакунов Георгий. Романовский Димитрий. 30. Слюсаревский Петр. Соломаха Димитрий. Тимковский Александр. Тимофеев Василий. Хрижантовский Алексей. 35.Цедрик Николай. Чемена Виктор. 1899 I. Потапов Владимир. Лебедев Платон. Гинкул Иоаким. Панадиади Димитрий. 5. Раззук Иван. Берзули-Швили Михаил. Бунтовников Стефан. Ситницкий Иларион. II. Чернов Николай. 10. Шрамков Павел. Фролов Павел. Слободянников Пантелеймон. Чинченко Лука. Крыжановский Василий. 15. Кульчицкий Леонид. Цыкаловский Кирилл. Тимковский Геннадий. Чернов Иван. Рогава Андрей. 20. Криницкий Вячеслав. Чернявский Роман. Гроза Николай. Буримович Григорий. 24. Сурмели Димитрий. 1900 I. Дегтяров Косьма. Тихонов Михаил. Кнышев Владимир. Мильский Михаил. 5. Довбня Николай. Сикорский Иван. Дубневич Вадим. Ковердынский Вячеслав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После школы «попик» Лева поступил в Ставропольскую семинарию. В канцелярии была всего одна штатная машинистка, которой не разрешали печатать богослужебные тексты для семинаристов — нагрузка у нее и без того была огромная. Поэтому семинаристам приходилось самим их переписывать. Переписывая раз за разом одни и те же стихиры, Лев Мормыль многие запоминал наизусть. Как-то на каникулах архиепископ Антоний (Романовский) послал семинариста Мормыля в Ессентуки, где настоятель Никольской церкви отец Петр Сергиев назначил его псаломщиком и регентом левого клироса. А на правом хором управлял известный на Северном Кавказе регент Павел Звоник. У него Лев многому научился. В Лавре А потом были учеба в Московской духовной академии, пение в хоре и мечта — уйти в монастырь. Рассказывал отец Матфей, как первокурсником пришел на исповедь в Успенский собор в Лавре: «Я на исповеди сказал отцу Тихону о своем заветном желании, что хочу в монастырь пойти. Он как держал у меня епитрахиль на голове, так постучал рукой по голове несколько раз: “Ну, ничего, брат Лев, года через три всё Господь управит”. Достал из своего кармашка небольшую книжечку, смотрю — Святое Евангелие... и туда вложена икона Владимирской Божией Матери. “Вот, брат Лев, молись”. И получилось так, что ровно через три года, в 1962 году, в этот же день, Господь меня сподобил принять постриг». Прошение в Троице-Сергиеву лавру Мормыль подал после второго курса. Его приняли и назначили уставщиком и старшим регентом монастырского хора. А ведь поступить в Лавру в те годы было непросто: при Хрущеве всю молодежь из нее просто выгнали. И лаврский наместник епископ Пимен (Хмелевский) поначалу, желая понять настрой соискателей, объявил подавшим прошения юношам: — У нас никаких постригов. Мы никого не принимаем. А если постригать, то только после тридцати лет! Но те взмолились: — Примите нас! Кем бы ни быть, — лишь бы в монастырь. Монахом ли, послушником ли. В братстве ведь молиться же можно, спасаться можно. — Ладно, посмотрим... И всех их после летних каникул приняли в монастырь.

http://foma.ru/chelovek-kotoryj-pel-bogu...

В 1944–1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников 28 . Систематически назначал незарегистрированных “священников в несуществующие общины” даже после запрета со стороны уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии 29 . Епископ Иларий (Иль­ин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией “послал в гор Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви”. Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, епископ Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул “Ульяновский и Мелекесский” и не может допустить, чтобы титул “не соответствовал обстановке” из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей 30 . Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) 31 и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Па­ли­цы­на). “Назначенные” последним служители культа установили “постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел и под их руководством уполномоченные” предъявляли “нас­той­чивые требования об ускорении открытия церквей” 32 . На Урале священников “в несуществующие церкви” посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) 33 и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский). Последний выдал указы 4–5 незарегистрированным священникам 34 . А епископ Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих “в районах области” все более росла 35 .

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

В 1947 году в Ставрополье нашел временное пристанище подвижник, имя которого теперь всем широко известно: иеромонах Симеон – в будущем иеросхимонах Сампсон (Сивере). Пристроить его удалось благодаря заботам правящего архиерея Ставропольской епархии архиепископа Антония (Романовского). Этот Владыка отличался святой жизнью и праведностью. Выросший в простой крестьянской семье из села Савинцы Полтавской области, он 51 год прослужил в монашеском чине с именем Антония (в честь преподобного Антония Печерского), из них 38 лет в архиерейском сане. Само же епископство принял от Святейшего Патриарха Тихона, ныне причисленного Русской Православной Церковью к лику святых. Претерпел много страданий от безбожной власти, был сослан в лагеря, но по милости Божией вновь возвратился к архиерейскому служению. Почил о Господе в сане митрополита Ставропольского и Бакинского 7 ноября 1962 года и погребен вблизи врат Даниловского кладбища в городе Ставрополе. Невзирая на многочисленные угрозы со стороны властей, Владыка Антоний давал в своей епархии приют священникам и монахам, которым удавалось вернуться живыми из мест заключения. Так сюда из Борисоглебска приехал и освободившийся из очередного заключения иеромонах Симеон. Некоторое время жил у монахини Фессалоникии: с нею он был лично знаком по годам лагерных скитаний. У своей духовной наставницы с подвижником познакомился и Петр Сухоносов. Однако вскоре отца Симеона перевели на новый приход, который находился в 18 километрах от Ипатово, и монахиня Фессалоникия вместе со своим юным воспитанником стала ездить туда, чтобы помогать изможденному солагернику, а юноше давать возможность духовного окормления. Иеромонах Симеон чрезвычайно уважал монахиню Фессалоникию за ее ревностное служение Богу. В недоступных горах Грузии, где скрывались от преследования монахи, отца Симеона, матушку Фессалоникию и таких же, как они, отшельников, не имевших при себе никаких документов, оперативники НКВД вылавливали, как диких зверей, с помощью служебных овчарок и бросали за колючую проволоку. А там их ожидали снова издевательства, пытки, допросы, унижения…

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskaya-gol...

В следующий 1856 год, ознаменованный венчанием на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, лавра и Академия светло ликовали, узрев Богом венчанных Царя и Царицу. В августе и сентябре этого года приезду Государя Императора в лавру предшествовал приезд туда миогих святителей, долженствовавших принять участие в священнодействии коронования, и многих иностранных посланников. Из архиереев были в лавре: Никанор митрополит новгородский, Иосиф митрополит литовский, Арсений архиепископ варшавский, Василий архиепископ полоцкий, Гавриил архиепископ рязанский и Филофей епископ костромский. Августа 22 обозревал храмы, ризницу и достопримечательности лавры принц прусский Фридрих Вильгельм. 1-го сентября посетила лавру великая Княгиня Мария Павловна, 6-го сентября – принцы Николай и Александр Ольденбургские; 13-го числа – великая Княгиня Мария Николаевна с князьями Романовскими, Николаем и Евгением; 14-го числа – принц Нидерландский Фридрих. Но самыми радостными и торжественными днями были 19 и 20 числа сентября. В 4 часа пополудни 19 числа изволили прибыть ко вратам лавры Государь Император с Государыней Императрицей, Наследник Цесаревич великий Князь Николай Александрович, великие Князья Александр, Владимир и Алексий Александровичи и Михаил Николаевич. Государь Император был встречен в св. воротах приветственной речью митрополита и потом изволил шествовать в Троицкий собор, близ которого на проспекте стояли студенты Академии, а при самом входе в собор наставники ее. Их Величества слушали молебен и после речи митрополита, обращенной к преп. Сергию, возложили на главу Преподобного пожертвованный Ими покров, богато украшенный драгоценными камнями и жемчугом. После молебна у Их Величеств был обеденный стол, к которому вместе с митрополитом удостоены приглашения ректор Академии архимандрит Евгений и наместник лавры архимандрит Антоний. В 7 часов Их Величества и Их Высочества слушали в соборе всенощное бдение и на другой день 20 числа литургию. Возвратясь от литургии Государь Император удостоил принять от митрополита поднесенные Его Величеству от имени Академии некоторые из печатных сочинений студентов и два нарочито к сему случаю приготовленные, но по недостатку времени не могшие явиться в печатном виде, произведения: профессора А. В. Горского Историческое изложение обрядов Царского священного коронования и помазания и бакалавра С. К. Смирнова Стихотворение на пришествие в Троице-Сергиеву лавру Их Величеств после коронования Их 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Во внимание к помощи Вологодской епархии указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников был награжден Патриаршим знаком храмостроителя. Церковную награду главе региона вручил митрополит Антоний. От Вологодской епархии митрополит Савва преподнес Олегу Александровичу икону Спасителя. Во внимание к трудам по восстановлению Воскресенского кафедрального собора г. Вологды были награждены: митрополит Игнатий, настоятель Воскресенского собора протоиерей Алексий Ольховников, В.П. Перевалов, директор ООО «Электра» К.Л. Смирнов — медалью Вологодской епархии преподобного Димитрия Прилуцкого I степени; протодиакон Вадим Новинский и протодиакон Алексий Пертин — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского I степени; заместитель губернатора Вологодской области Е.А. Богомазов и председатель комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Е.Н. Кукушкина — медалью Вологодской епархии преподобного Димитрия Прилуцкого II степени; заместитель губернатора Вологодской области Л.В. Каманина — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского II степени; директор ООО «Англитер» Н.А. Невзорова — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского III степени. Архиерейской грамотой были награждены главный архитектор ООО «Промрест» А.В. Смирнов, директор ООО «Промрест» С.Ю. Попов, А.А. Морозова, И.В. Дорохин, А.Л. Колодкин. Всем участникам богослужения были вручены иконки Воскресения Христова с благословением митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы. Это был четвертый чин великого освящения в истории Воскресенского кафедрального собора. Предыдущие состоялись в XVIII и XIX веках. Строительство Воскресенского собора длилось с 1772 года по 1776 год. По завершении строительства 30 октября 1776 года архиепископ Ириней (Братанович, 1775-1796) торжественно освятил собор. В 1832-1833 гг. в соборе проходили масштабные работы по его благоукрашению. После их окончания, 13 сентября 1833 года (по старому стилю), на престольный праздник Воскресения Словущего епископ Стефан (Романовский) освятил собор.

http://patriarchia.ru/db/text/5700606.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010