44 . Феофан (Говоров), еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900, 256 с. 45 . Феофан, еп. Краткое учение о богопочитании «Написано в 1845 г. в бытность его помощником инспектора С.-Петербургской духовной академии, в сане иеромонаха». Рукопись хранится на Афоне.//АРПМА Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 43. Док. 4348. Л. 1–31. 46 . Феофан, еп. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. 506, III, 2 c. 47 . Феофан, еп. Письма о христианской жизни. Вып. 1–2. СПб., 1858. 48 . Феофан, еп. Письма о христианской жизни. Вып. 3–4. СПб., 1860. 49 . Феофан, еп. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Вып. 1–3. СПб., 1868–69. Формулярный список ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии архимандрита Феофана (Говорова) 1856 г.//АВПРИ. Ф. Дело личного состава. Формулярные списки. Оп. 464. Д. 917. Л.1–9. 1 Антоний (Рафальский, 1789–1848) был митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским с января 1843 года. 2 Василий Иванович Долоцкий (ум 1885 г.) – выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1837 года. Был первым заведующим кафедры литургики в Санкт-Петербургской академии, автором публикаций по литургике и истории Византии. 3 Никандр (Клементьевский, 1787–1856) – был назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским в январе 1843 года, с января 1848 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, первенствующий член Святейшего Синода. 4 Так, иеромонах Феофан писал епископу Нижегородскому Иеремии (Соловьеву) 3 марта 1847: «Простите, Господа ради, я все докучаю Вам то своим непотребством, то, может быть, заносчивыми предприятиями. Говорю – может быть. Ибо они не выдуманы, а лежат на душе, нудят и томят, не стихают, а все растут, растут» c. 164]. 5 В монашеском постриге Гермоген (1820–1893) – с 1873 года епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской митрополии, в 1882–1885 годах возглавлял Таврическую епархию, скончался епископом Псковским и Порховским. 6 Так характеризует святителя Феофана следующая его фраза: «Думается, что хорошо, потому что надобно думать, что нехорошо».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

60 Иеромонах Моисей – В 1842 г., за учиненные беспорядки, этот иеромонах перемещен из Зеленецкого Троицкого монастыря на Валаам, под надзор. В 1844 г. отправлен в Введенский Островский монастырь 61 Требование иеромонахов на Флот… – Флот нуждался в корабельных священниках. Потребность эта удовлетворялась за счет иеромонахов различных монастырей, в том числе и Валаамского. Эта практика была затруднительной для монашеских обителей, во-первых, потому что она лишала монастыри подготовленных иноков, исполнявших, как правило, чреду священнослужения и заменить их было крайне трудно, а во-вторых флотские экипажи по образу их жизни были далеки от привычной атмосферы монашеского общежития, и монах, проведший не менее семи месяцев на борту воинского корабля, неминуемо подвергался воздействию этой среды и, вернувшись в свой родной монастырь, своими рассказами, привычками мог внести нежелательное расстройство. В 1859 г. о. Дамаскин подал прошение на имя Высокопреосвященнейшего Митрополита Григория о прекращении посылки на флот валаамских монахов, начинавшееся словами: «С глубоким сокрушением сердца видя, как все более и более разливается во вверенном мне Валаамском братстве стремление к стяжанию собственности, сознавая, что главная причина такого опаснаго стремления происходит от представителей монашества – иеромонахов, командируемых на Флот для священнослужения…», и далее: «…возвращаются они в монастырь, но уже взгляд на святую жизнь постничества в них испорчен: корень, возникавшей в них любви к подвигу, поврежден» (Архив Валаамского Монастыря (АВМ). Ф. 2. Оп. 4. Л. 3–4). Прошение было удовлетворено (Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Духовной Консистории за 1830. АВМ. Ф. 2. Оп. 4. Л. 6). 63 Его Высокопреосвященства… – Антоний I (Рафальский). Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский († 1848). Возглавил митрополию в 1843 г. До этого назначения был Епископом Варшавским 67 …Коневском монастыре… – Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь. Расположен на острове Коневец, в юго-западной части Ладожского озера. Основан в 1393 г. преподобным Арсением Коневским, бывшим прежде несколько лет иноком Валаамского монастыря. (Действующий: Ленинградская обл., Приозерский район, пос. Владимировка, о. Коневец.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

а) Митрополит Михаил (Десницкий) – погребен на месте, где стоял жертвенник церкви. Доска с барельефом Владыки, находившаяся на наружной стене алтаря, хранится в Музее городской скульптуры в б. ризнице Благовещенской лаврской церкви. б) Митрополит Серафим (Глаголевский) – был погребен пред местною иконою «Сошествия Св. Духа». Доска с надписью находится в Музее-усыпальнице Суворова. в) Митрополит Антоний (Рафальский) – погребен перед иконою Божией Матери в церкви Св. Духа. Доска с надписью находится в Музее – усыпальнице Суворова. г) Митрополит Никанор (Клементьевский) – погребен в царских вратах Свято-Духовской церкви. Доска мемориальная хранится в Музее городской скульптуры; вторая доска с надгробным словом Епископа Макария Булгакова хранится в Музее городской скульптуры. д) Митрополит Григорий (Постников) – погребен (по указанию Рункевича в «Истории Александро-Невской Лавры» стр. 904), в алтаре Свято-Духовской церкви, а по данным «Историко-статистических сведений о СПб Епархии» выпуск 8, стр. 74, СПб. 1884 г. – в Лаврской Благовещенской церкви. Мемориальная доска и доска со словом ректора Семинарии Архимандрита Платона – не сохранились. 3 . Осмотреть подвальное помещение Троицкого собора Лавры Комиссии не удалось, т.к. подвал находится в ведении Научно-исследовательского института 48, и для прохода в него требуется специальное разрешение» 27 . Выводы этой комиссии особенно актуальны сейчас в связи с повторным возвращением здания Свято-Духовской церкви верующим и возможным продолжением поисков захоронений петербургских архиереев. В письме Патриарху Алексию от 30 марта 1954 г. митрополит Григорий писал: «Наш уполномоченный (А.И. Кушнарев) выехал в Москву, по-видимому, на совещание. Некоторые вопросы (о месте погребения архиереев, о Троицком соборе, о строительстве нескольких церковных зданий) все еще ждут решения из-за неприезда сюда Г.Г. Карпова» 28 . Обсуждение вопроса о возвращении Свято-Троицкого собора и перехоронении архиереев происходило на каждой встрече владыки Григория с Г.Г. Карповым, которые были регулярны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Антоний (Рафальскй) епископ Варшавский, а потом митрополит Новгородский, † 1848 г. Ходатайствует о построении церкви и о назначении причта для единоверцев Сувалкской губернии. Арбенев , генерал. Назначается прокурором Московской Синодальной конторы. Арсений (Москвин) епископ Тамбовский, а впоследствии митрополит Киевский, † 1876 г. Представляет проект часовен-палаток в деревнях, отстоящих далеко от церквей; замечание владыки Филарета о сем проекте. Ахматов , Алексей Петрович, ген.-адьют. обер-прокурор Свят. Синода, † 1870 г. М. Филарет просит его ускорить разрешение построить колокольню при Софийской церкви; препровождает М. Филарету проект устава Мариинского человеколюбивого общества; письмо с замечаниями М. Филарета на сей проект; письмо М. Филарета с замечаниями об отзыве преосвящ. Леонтия о рукописи иером. Парфения «Возражение против защитников раскола»; письмо к М. Филарету об укреплении за Московским Новодевичьим монастырем земли и дома Горлицыных; ответ владыки о сем деле; письмо М. Филарета о назначении А. Гренкова бакалавром Казанской духовной академии и Арбенева прокурором Московской Синодальной конторы; письмо М. Филарета о споре Успенской церкви с Козакевич о ее доме; препровожд. М. Филарету депеши посланника о запрещении кн. Кузою совершать Богослужение на греческом языке в церквах Молдавии и о притязаниях Молдавского правительства на имения греческих монастырей в Молдавии; письмо М. Филарета о сем; письмо владыки об утверждении в степени доктора богословия о. В. Гетэ; поздравляется владыкою с праздником Рождества Христова в 1863 г.; два письма святителя к мнениям о сношениях с американским пастором Юнгом; поздравляет М. Филарета с праздником Св. Пасхи в 1864 г. от имени Государя, Государыни и своего; письмо владыки к замечаниям о письмах и статьях протерся Е. И. Попова ; письмо к нему М. Филарета об упразднении в Москве Успенской церкви. Афанасий (Протопопов) епископ Чигиринский, потом архиепископ Тобольский, † 1842 г. Доносит о распространении сводных браков между раскольниками Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

архиеп. Антоний (Рафальский; 5 окт. 1840 - 17 янв. 1843); архиеп. Никанор (Клементьевский; 17 янв. 1843 - 4 нояб. 1848); архиеп. Арсений (Москвин; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860); архиеп. Иоанникий (Горский; 17 июля 1860 - 16 нояб. 1875, с 1 мая 1875 Холмский и Варшавский); архиеп. Леонтий (Лебединский; 16 нояб. 1875 - 17 нояб. 1891); еп. Флавиан (Городецкий; 14 дек. 1891 - 21 февр. 1898, с 15 мая 1892 архиеп.); архиеп. Иероним (Экземплярский; 27 февр. 1898 - 2 нояб. 1905, с 16 июня 1905 Варшавский и Привислинский); архиеп. Никанор (Каменский; 9 дек. 1905 - 5 апр. 1908); архиеп. Николай (Зиоров; 5 апр. 1908 - 20 дек. 1915); в 1916 г. временно управляющим епархией назначен Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов), в управление не вступил; в 1918-1921 гг. епархией временно управлял Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий); митр. сщмч. Серафим (Чичагов; назначен 17 сент. 1918, не смог выехать в епархию); митр. Георгий (Ярошевский; 30 янв. 1922 - 8 февр. 1923); митр. Дионисий (Валединский; с 27 февр. 1923, 17 сент. 1925 возглавил Варшавскую кафедру неканонически провозглашенной ПАПЦ). Лит.: Корженевский И. , прот. Состояние Варшавской епархии под управлением преосв. Арсения//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1879. 3; Лотоцкий А. , прот. Церк.-ист. и стат. описание Варшавской правосл. епархии. Почаев, 1863; Список церквей, часовен, приходов и священнослужителей Холмско-Варшавской епархии с показанием местностей, составляющих приходы, числа прихожан и количества церк.-приходских земель. Варшава, 1882. Прил. к 17/18 Холмско-Варшавского епарх. вестн.; Сидоров А. А. Русские и рус. жизнь в Варшаве, 1815-1895: Ист. очерк. Варшава, 1901; Козловский Р. Варшавская епархия РПЦ со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875): Курс. соч./МДА. Загорск, 1959. Ркп.; Лысынкевич И. История Холмско-Варшавской епархии (1875-1905): Курс. соч./МДА. Загорск, 1960. Ркп.; Дубровский А. , свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. 1. С. 45-48; Свитич А. Правосл. Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в XX ст. М., 1997; Сокол К. Г. Русская Варшава. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/150457.html

Биографы митрополита Антония 1-го указывают в его жизни видимые предуказания Божия Промысла на высокое церковное служение владыки, выпавшее ему к концу его дней. Митрополит Антоний 1-й был сын священника церкви села Гнуйны или Нуйны, Волынской епархии, Ковельскаго уезда, в мире Григорий Антонович Рафальский. Родился 19-го февраля 1789-го года. В простоте деревенской обстановки глубокого Полесья, при трудовой жизни священнической семьи, младенца часто приносили с отцом в церковь и он почивал «у самого подножия престола», когда отец совершал священнослужение. Когда он подрос, отец отдал его, за отсутствием на Волыни православных духовных училищ, в униатское, базилианское, при Верховском Монастыре. Но вскоре на Волыни была открыта Духовная Семинария и он перешел в нее. Окончив курс с блестящим успехом, он был назначен в Киевскую Академию, но, заболев, не мог отправиться в Киев и остался учителем в Семинарии. Стремление к знанио у него сохранилось на всю жизнь в самой высокой степени. Оп продолжал изучать Богословие, историю, литературу, классиков и, по воспоминаниям одного из близких к нему лиц, услышав о какой-нибудь хорошей книге, он не упускал случая достать ее и прочесть. Тотчас по окончании курса в 1809-м году, он женился, принял священство и был определен к соборной Преображенской церкви в город Острог. В 1815-м году оставил учительство, но остался экономом Семинарии. Был назначен благочинным. В первые годы священства получил протоиерейство. Будучи кафедральным протоиереем, он поддерживал постоянные живые связи со своими бывшими учениками, ставшими воспитанниками Киевской Академии, и по переписке с ними и их лекциям как бы проходил академический курс. Судьба дала ему случай проявить и свою распорядительнность, и хозяйственные способности при охранении в 1812-м году казенного имущества во время нашествии Наполеона и при возобновлена монументального Острожского Монастыря, остававшегося после иезуитов в развалинах. Кротким обхождением и особенно увлекательным словом он расположил к себе римско-католиков и униатов и некоторые из них перешли в Православие. Острожский протоиерей приобрел уже прочную известность на Волыни, но оставаться в Волынских краях ему оставалось недолго. В 1821-м году скончалась его жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Более ста лет владели униаты обителью Почаевскою (1720–1831). В это время стараниями Потоцкого (1771–1782) была построена на горе Почаевской нынешняя великолепная лаврская соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы; сооружен братский корпус со всеми принадлежностями; монастырские здания, обнесённые каменною стеною и т.п. Совместно с этим в 1774 году устроена, или точнее, переделана (novimer extructa) в Лавре, на самой окраине Почаевской горы, по южную сторону, теперешняя пещерная церковь с искусно-оставленною в оной, пещерою преподобного Иова. С дозволения тогдашнего униатскою Луцкого епископа Феодосия Рудницкого церковь эта была освящена в 1786 году местным супериором Лавры Иеронимом Братковским, одновременно с большою Успенскою церковью, и вследствие особенного памятного обстоятельства в Лавре посвящена во имя св. великомученицы Варвары. 417 Тогда же, по всей вероятности, перенесены сюда и нетленные останки преподобного Иова, и поставлены под навесом природной скалы, где и поныне почивают. В таком положении, между прочим, находились дела, когда в октябре 1831 года по высочайшему повелению императора Николая Павловича, базилиане были удалены из Почаева, и обитель Почаевская снова возвращена в ведение православной церкви, как искони законная святыня и несомненное её достояние. 418 Вместе с этим, снова возвращены были православной церкви и нетленные мощи преподобного Иова. В том же 1831 году, по описи составленной православными приемщиками Лавры, в числе которых участвовал, между прочим, и известный Кременецкий протоиерей Григорий Рафальский (в последствии высокопреосвященный Антоний митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский), под заглавием: «церкви», в 2 значится: « церковь пещерная алтарем на восток во имя св. великомученицы Варвары, занимающая пространство под галереей в длину на 87, а в ширину на 10 локтей, с резным, местами позолоченным иконостасом, и с большим на север отверстием, ведущим в пространную пещеру в скале, где в гробнице за стеклом почивают мощи преподобного Иова, игумена, Почаевского».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Большая мраморная плита закрывает на вершине Елеона его прах. Кругом все дышит и говорит о вознесшейся к Небесному Отцу и Творцу всяческих преображенной плоти. Легкий ветерок из пустыни качает вершины сосен и кипарисов. А вдали, за Мертвым морем серо-лиловые тени, будто дымкой подернутые вершины Моава, такие близкие и в то же время где-то далеко-далеко утонувшие во мгле жаркого летнего дня. В сердце богомольца, пришедшего на Елеон помолиться у могилы об упокоении души этого большого русского человека, с болью и тоскою невольно закрадывается жалость, что мы, русские, погребли под этой длинной белой плитой не только самого отца Антонина, но и самую память о нем Потому-то вот и воскресение ее является для всех нас нашим общим делом. 4 Антоний Рафальский, из вдовых протоиереев волынской епархии; род. В 1789 г., был наместником Почаевской лавры; без высшего богословского образования; был петербургским митрополитом с 1843 по 1848 год. 6 Заимствовано из послужного списка еп. Ионы. Архив Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, дело 1429. 9 Письма его от 23 ноября 1851 г., там же, дело 1412; от 17 февраля 1854 г., дело 1415; от 24 марта 1856 г, дело 1417. 15 «Записки синайского богомольца». 1873, вып. 5, стр. 47. (Этот путевой дневник о. архимандрита цитируется по отдельному изданию оттисков из журнала «Труды Киев. Дух. Академии»). 47 Серафим Антонович Серафимов, впоследствии протоиерей в г. Одессе и духовный писатель. Скончался в 1884 году, его перу принадлежат «Гавриил, архиепископ екатеринославский, херсонский и таврический», «Писатели греческой церкви по падении Константинополя», «Славянские древности в Пелопонессе». 54 Как раз в 1838 г. должен был быть прием именно в Московскую Академию, а в Киевскую приема не было. 57 Иннокентий Александров, епископ екатеринославский с 23 апреля 1838 г. по 19 августа 1853 г. Скончался 30 марта 1869 г. Он сменил на екатеринославской кафедре епископа Анастасия Ключарева, бывшега там с 22 мая 1837 по 14 апреля 1838 г. и скончавшегося 22 марта 1851 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

В июле 1953 г. владыка митрополит осматривал Благовещенскую церковь , Тихвинское и Лазаревское кладбища: «2 июля 1953 г. Четверг. Вчера днем осматривали Суворовскую усы-пальницу и всю б. Благовещенскую церковь и кладбища – Лазаревское и Тихвинское (некрополь). В Благовещенской церкви покоятся Митрополиты Серафим и Антоний I. Хранится и надпись над могилой м. Михаила (а сам он лежал в Дух. церкви). Там лежат архиеп. Евгений Булгар и Иннокентий П(неразб.). Там же родственника Петра I: сын Петр, сестра Наталья, Царица Параскевия, жена Иоанна V, дочь ее Екатерина Ив. и Принцесса Анна Леоп. (мать Иоанна VI Антоновича)… Дочь Павла I, дочь Александра I. Много интересных могил в Лазаревской церкви и на Лаз. Кладбище […]. 25 июля. Суббота. Вчера у Г.Г. Карпова. По вопросу о перехоронении Карпов обещал заняться этим вопросом (о соборе Лавры), но сказал, что на это, вероятно, трудно надеяться» 26 , – писал митрополит в дневнике. Согласно резолюции владыки от 11 июля 1953 г., была создана Комиссия по выяснению вопроса о перехоронении иерархов в бывшей Александро-Невской Лавре, в которую вошли протоиереи А. Медведский, С. Румянцев и церковный староста Б.И. Бычков. В отчетной докладной записке Комиссии от 31 июля 1953 г. говорилось: «1. Комиссии путем личного расследования и опроса экскурсоводов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского) . митрополита Исидора (Никольского) и Палладия (Раева) – перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепископа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анастасия (Александрова) . Могилы перехороненных на кладбище епископов: Бориса (Плотникова) . Гермогена (Добронравова) и др. иерархов найти не удалось… 2 . О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Петербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого) . Серафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами установлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Духовской церкви, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010