Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Рафальский Григорий Антонович) Родился 19 февраля 1789 года в селе Нуйне Волынской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам. В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге. В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил. В 1809 году окончил Волынскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах. В 1809 году рукоположен во священника. В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейскою ризницей, консисторским архивом и семинарскою библиотекой. В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви. В 1815 году освобожден от преподавания в духовной семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома. В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным. В 1821 году овдовел. С 1831 года – законоучитель в Кременецком лицее. 20 ноября 1832 года, по совету митрополита Московского Филарета (Дроздова ; † 1867), принял монашество и был возведен в сан архимандрита. В 1833 году утвержден наместником Успенской Почаевской лавры, обращенной им в 1831 году из униатства в Православие. 8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского, викария Волынской епархии. 5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа. 17 января 1843 года возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской лавре. Преосвященный Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве, и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием. О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, владыка Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к Православию значительной части униатов, в том числе монахов Успенской Почаевской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Высокопреосвященный митрополит Антоний Преосвященный Антоний, в мире Григорий Антонович Рафальский, был сын бедного священника Волынской епархии Ковельского уезда, села Гнуйны – недалеко от родины св. Петра, 1-го московского митрополита. Младенчество его сопровождалось особенными знаменательными событиями: он был часто приносим отцом во храм, и здесь у самого подножия престола почивал во время утренних молитвословий; здесь-тο по молитвам родителя он, вероятно, получил то благодатное осенение промысла Божия, которое сопровождало его последующую жизнь: здесь он развил в себе любовь к богослужению, которая выражалась потом в его всегдашней заботливости о благолепии богослужения. По бедности своей отец его затруднялся дать сыну приличное образование, тем более что, в тамошнем крае, еще не было русских училищ. И вот юный Григорий по необходимости поступил в униатское училище. Но отец крепко привил к его душе основные истины православия, и эта заботливость отца и его молитвы сохранили юного питомца от всего иноверного. Григорий Рафальский не окончил еще курса учения в униатских училищах, как открыта была Волынская православная семинария, и он тотчас же поступил в нее. Окончив здесь с отличным успехом курс, он, как наилучший из воспитанников, был определен в нее учителем поэзии. Отличаясь здравым умом и живым-увлекательным словом, он в качестве наставника заслужил прекрасную репутацию. Но, с детства воспитанный в любви к церкви и благочестью, он пожелал восприять благодать священства и определен был священником в город Острог к соборной Преображенской церкви. При множестве униатов и католиков, явно и тайно действовавших против православия, от православного священника здешнего края требовалось много змеиной мудрости и голубиной простоты, чтобы защищать свою паству. И отец Григорий умел так действовать! Кротким обхождением и особенно увлекательным словом он некоторых католиков и униатов так расположил в пользу православной церкви, что одни из них присоединились к ней, а другие готовы были присоединиться. Вскоре по возведении в сан священника о. Григорий был сделан благочинным и протоиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

Период третий. От возвращения Почаевской Лавры на лоно православия (1831 г.) до наших времен «Взбранной Воеводе, избравшей гору Почаевскую в место селения своего, похвальная восписуем ти, рабы твои, Богородица, яко от, лет древних прославила еси место сие Богоносное, явлением цельбоносная стопы Твоей и Твоего Божественного образа чудоденствием; темже, яко избавльшая иногда обитель Твою от нашествия агарянского, от всяких нас бед и напастей свобода, да всегда Твоей помощью избавляемые, из глубины душевные вопием Ти: Радуйся похвало Почаевская, надежда наша и утешение». (Из рукописного акафиста в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской). 9-го октября, 1831 года, накануне святых мученик Евлампия и Евлампии, возсияла 1) новая благодатная заря в лавре Почаевской. В этот день православные служили первое водоосвящение с вечерней в большой лаврской Успенской церкви по возвращении лавры на лоно православия и потом первый торжественный православный молебен пред чудотворным ликом Почасвской иконы Божией Матери. На другой день, в том же храме, совершена была первая, по возсоединении, православная обедня в лавре, а с тем вместе и св. икона ее и все имущество обители возвратились в недра Церкви православной, как ее исконная и неотъемлемая собственность и достояние 2). 1) Евлампий значит Благосветлый, а Евлампия–Благосветлая. 2) Рассказывают, что еще в мае 1831 г. в лавре Почаевской, во время утрени, послышатся однажды необыкновенный гром, подобный пушечному выстрелу, которого грохот и гул разнесся мгновенно в Успенском соборе по сводам зданий и монастырским корридорам. Это произошло от того, что Как значится в описи, составленной православными приемщиками лавры (в числе которых, между прочим, был и кременецкий протоиерей Григорий Рафальский, впоследствии Антоний митрополит новгородский и с.– петербургский), св. икона Почаевская была принята православными в углублении того же запрестольного униатского киота, в котором она была поставлена униатами в 1791 году, в медной посеребренной, узорчатой доске и в ризе из крупного и мелкого жемчуга, с двумя золотыми венцами на Спасителе и Богоматери, украшенными рубинами и алмазами (должно быть, теми самыми, которыми св. икона была коронована в 1773 году 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Рафальский Григорий Антонович; 19.02.1789, с. Нуйно Ковельского у. Волынской губ.- 16.11. 1848, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Новгородский. Род. в семье правосл. священника Волынской епархии. Первоначальное образование получил в ДУ униатского Верховского базилианского (см. Базилиане ) мон-ря, затем в 1800-1809 гг.- в правосл. Волынской ДС в г. Остроге. Как лучший ученик Г. Рафальский был направлен в КДА, но по болезни не поступил и служил в Волынской ДС учителем поэзии в младших классах. 16 июля 1809 г. рукоположен во священника к Преображенскому собору Острога, одновременно с 6 сент. 1809 г. служил экономом Волынской ДС. В 1812 г. во время Отечественной войны переправил в глубь России архиерейскую ризницу, консисторский архив и б-ку семинарии. За успешное исполнение этого поручения 15 июня 1813 г. свящ. Григорий Рафальский был возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем собора Острога, затем благочинным. Восстановил уничтоженные пожарами 1809-1812 гг. здания архиерейского дома и Волынской ДС. В 1815 г. освобожден от преподавания в ДС и назначен экономом ДС и архиерейского дома. В 1821 г. овдовел. С 1823 г. являлся членом духовной консистории. Оклеветанный сослуживцами, прот. Григорий Рафальский в 1830 г. был переведен на служение в приходской храм г. Кременца Волынской губ. и законоучителем и благочинным Кременецкого лицея. Приложил немало усилий по обращению насельников Почаевской лавры из унии в Православие. По благословению свт. Московского Филарета (Дроздова) 20 нояб. 1832 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита, назначен наместником Почаевской лавры и присутствующим Волынской духовной консистории. 8 июля 1834 г. А. был хиротонисан во епископа на учрежденное Варшавское вик-ство Волынской епархии. В Польше оградил правосл. паству от нападок со стороны католич. кругов, при этом благодаря свойственным ему благоразумию и такту сохранил хорошие отношения с польск. об-вом. С 5 окт. 1840 г. архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. С 17 янв. 1843 г. митр. С.-Петербургский и Новгородский, первоприсутствующий член Святейшего Синода. Переведен в столицу по инициативе имп. Николая I , высоко оценившего деятельность А. по обращению Почаевской лавры в Православие. С первых дней служения в С.-Петербурге А. привлек к себе расположение паствы особой доброжелательностью к просителям, частым посещением духовных учебных заведений и пышностью богослужений. Будучи знатоком иконописи, на всех местах своего служения покровительствовал иконописанию. Многие современники А. не находили в нем ни выдающихся адм. и ученых способностей, ни аскетизма, обвиняя его в «светскости домоустройства». А. конфликтовал с обер-прокурором гр. Н. А. Протасовым .

http://pravenc.ru/text/116006.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) IV. Епархия С.-Петербургская С.-Петербургская епархия учреждена в 1742 г. Четвёртая из первоклассных. 1. Никодим Сребницкий , еписк. С.-Петербургский и Шлиссельбургский, 1 сент. 1742 перев. с Черниговской епархии; с 2 февр. 1745 викарий Киевской митрополии (еписк. Переяславльский). 2. Феодосий Янковский , архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, хирот. 10 мар. 1745, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; † 22 апр. 1750 и погребён в Александро-Невском мнтре. 3. Сильвестр Кулябка , еписк., 25 апр. 1750 перев. с епархии Костромской, 4 июля пожалован в архиеп.; † 17 апр. 1761 и погребён в Александро-Невском мнтре. 4. Вениамин Пуцек-Григорович , 15 сент. 1761, из еписк. Псковского, пожалован архиепископом; 25 июля 1762 перев. в Казанскую епархию. 5. Гавриил Кременецкий 25 июля 1762 из еписк. Казанского пожалован архиепископом; с 22 сент. 1770 митр. Киевский. 6. Гавриил Петров 22 сент. 1770 из еписк. Тверского пожалован архиепископом С.-Петербургским и Ревельским; 1 янв. 1775 наименован «Новгородский и С.-Петербургский»; 22 сент. 1783 пожалован в митр-та; 16 окт. 1799 переименован «Новгородский и Олонецкий». (См. Новгород. епархию). 7. Амвросий Подобедов 16 окт. 1799 перев. с Казанской епархии; с 19 дек. 1800 «архиепископ Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский»; 10 мар. 1801 пожалован в митр-та; 26 мар. 1818 оставлен на одной епархии Новгородской; 6 апр. уволен на покой; † 21 мая. Погребён в Александро-Невской Лавре (?). 8. Михаил Десницкий 26 мар. 1818 из архиепископов Черниговских пожалован в митр-та С.-Петербургского, с 25 июня и Новгородского; † 24 мар. 1821 и погребён в Александро-Невской Лавре. 9. Серафим Глаголевский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 19 июня 1821 перев. из Москвы; † 17 янв. 1843. Погребён в Александро-Невской Лавре. 10. Антоний Рафальский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 17 янв. 1843 перев. из Варшавы; † 16 нояб. 1848. Погребён в Александро-Невской Лавре. 11. Никанор Клементьевский 20 нояб. 1848 перев. из Варшавы; † 17 сент. 1856. Погребён в Александро-Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Сошествия Святого Духа Архитектор Д. Трезини спроектировал восточную линию монастырского каре в виде двухэтажных корпусов, расположенных тремя уступами от собора в сторону Невы. В 1717 году под его руководством началось сооружение ближайшей к Благовещенской церкви части корпуса, предназначавшейся для приемов, для чего на первом и втором этажах после галерей были устроены просторные залы-трапезы. Два остальных флигеля планировались как келейные. Сооружение северо-восточного корпуса звершил Т. Швертфегер в 1725 году. На первом этаже располагались зал для собраний и монашеские кельи, на втором - также зал, покои наместника, кельи иеромонахов и братии. В 1760 году открытые галереи корпуса были застеклены. В 1819 году оба примыкавших к Александро-Невской Благовещенской церкви зала на первом и втором этажах были объединены в один двусветный зал, с востока к нему пристроили алтарь. Работы по созданию нового храма велись по проекту и под руководством лаврского архитектора В. П. Петрова. Освящение церкви во имя Сошествия Святого Духа совершилось 18 мая 1922 года. Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. В церковном зале вблизи алтаря нашли упокоение столичные митрополиты Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Антоний (Рафальский), Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников). При советской власти Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная. В 1950-е - 1960-е годы в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление. В 2001 году Духовской корпус вернули Лавре. В настоящее время в нем находятся покои наместника и братские кельи, а в помещении церкви - духовно-просветительский центр " Святодуховский " , начавший свою работу в январе 2003 года. Свято-Духовский храм будет восстановлен в качестве домовой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05276

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРШАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской епархии РПЦ, существовало в 1834-1840 гг. на территории Царства Польского. К 1834 г. в Польше действовало 6 приходских правосл. храмов и правосл. Яблочинский прп. Онуфрия Великого муж. мон-рь . Православие исповедовали преимущественно греки, румыны и представители др. некоренных национальностей, число правосл. украинцев было незначительным - большинство проживавших в Царстве Польском малороссов (в основном в р-не Холма и Люблина) были униатами. С 1785 г. правосл. общины в Польше подчинялись Переяславскому и Бориспольскому епископу, викарию Киевской епархии, жившему в Слуцке; указом Святейшего Синода от 24 февр. 1825 г. эти общины перешли в ведение Минского, затем Волынского (с 3 нояб. 1827) архиерея. Причинами учреждения В. в. были удаленность приходов от епархиального центра и автономия Царства Польского внутри Российской империи; кроме того, участие католич. и униатского духовенства в Польском восстании 1830-1831 гг. послужило поводом для российского правительства к увеличению влияния правосл. Церкви в крае. Церковь в честь Преображения Господня в Люблине. Литография. 1896 г. (РГБ) Церковь в честь Преображения Господня в Люблине. Литография. 1896 г. (РГБ) Идея создания В. в. принадлежала наместнику Царства Польского (1831-1856) кн. И. Ф. Паскевичу. 17 мая 1834 г. указом Святейшего Синода епископом Варшавским (с местом пребывания в Варшаве) был назначен настоятель недавно возвратившейся из унии Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры архим. Антоний (Рафальский) . 8 июля 1834 г. в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась архиерейская хиротония, в окт. того же года архим. Антоний прибыл в Варшаву. Первоначально епископ совершал богослужения в единственном правосл. храме Варшавы - Свято-Троицком на Подвале, причт к-рого был преобразован в соборный, а настоятель, прот. Феофил Новицкий, назначен благочинным храмов Царства Польского. Штат клириков Варшавской кафедры первоначально состоял из 5 священников, 3 диаконов, 2 иподиаконов, 15 певчих и 3 причетников. 30 нояб. 1834 г. было образовано Варшавское духовное правление, с 1837 г. доклады о состоянии дел в вик-стве Варшавский епископ направлял не только Волынскому архиерею, но и обер-прокурору Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/150465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, создана в окт. 1840 г. с названием «Варшавская и Новогеоргиевская» в результате преобразования Варшавского вик-ства Волынской епархии в самостоятельную епархию. С янв. 1843 г.- Варшавская и Волынская, с июля 1860 г.- Варшавская и Новогеоргиевская, с 1875 г.- Холмская и Варшавская, с июня 1905 г.- Варшавская и Привислинская, с 1923 г.- Варшавская и Волынская. 17 сент. 1925 г. вошла в получившую неканоническим путем автокефалию Польскую Православную Церковь (каноническая автокефалия была дарована Польской Православной Церкви в 1948). Территория В. е. совпадала с границами Царства Польского в составе Российской империи. В епархии существовали вик-ства Люблинское (с 1875, в 1905 преобразовано в Холмскую и Люблинскую епархию , возрождено в 1922) и Новогеоргиевское (1912-1917). Необходимость создания В. е. была вызвана тем, что «положение православной Церкви в Царстве Польском требовало дать ей более твердости во внутреннем устройстве» (из доклада обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова имп. Николаю I). 1 окт. 1840 г. имп. Николай I подписал указ об образовании В. е., к-рой был усвоен 2-й класс, 5 окт. правящим Варшавским архиереем был назначен бывш. викарный Варшавский еп. Антоний (Рафальский) с возведением в сан архиепископа. За время пребывания архиеп. Антония на Варшавской кафедре количество храмов в епархии возросло с 12 до 18, в т. ч. за счет присоединения к Православию 3 униатских общин в селах Лукова, Бабице и Поток-Гурны Люблинской губ. В 1840-1841 гг. существовавшее при Варшавском вик-стве духовное управление было преобразовано в духовную консисторию. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г. 17 янв. 1843 г. на Варшавскую кафедру был назначен архиеп. Волынский и Житомирский Никанор (Клементьевский) , объединивший под своим управлением Варшавскую и Волынскую епархии (носил титул «Варшавский и Волынский»). Временное объединение 2 епархий имело целью укрепить важную в миссионерском отношении, но бедную и имевшую небольшое число правосл. верующих В. е. за счет более благополучной Волынской епархии. За время пребывания архиеп. Никанора на Варшавско-волынской кафедре в Царстве Польском были построены правосл. храмы: во имя мц. царицы Александры при Александринском ин-те благородных девиц в мест. Пулавы (в 1848-1918 Нов. Александрия), во имя блгв. кн. Александра Невского при дворце в Лазенках в Варшаве, во имя мц. Александры в рус. Александринской колонии близ Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин). Важным событием было открытие архиеп. Никанором первого в В. е. единоверческого прихода близ г. Сувалки, где издавна проживало значительное число старообрядцев, в 1848 г. по проекту К. А. Тона был построен единоверческий Покровский храм в усадьбе Каролин, переименованной в с. Покровское.

http://pravenc.ru/text/150457.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010