Пронского, наследниками которых были Лещинские. После брестской унии 1596 года Яблочинский монастырь был главною опорою и приютом православия для всех окрестных православных жителей. Когда же настоятель монастыря уклонился в унию, то граф Александр Лещинский позаботился передать монастырь в ведение луцкого православнаого епископа Гедеона Четвертого, по грамоте от 27 октября 1670 года. Яблочинский монастырь был защищаем Императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II оградила его особливым пунктом (8) вечного трактата. В 1712 году Яблочинский монастырь перешел в ведение киевского митрополита, а в 1796 году, с отделением Холма к Австрии, был подчинен буковинскому епископу, а потом минскому. В 1828 г. 4 октября в настоятели Подвальной церкви и благочинным 6 церквей, назначен кандидат богословия Киевской академии Феофил Новицкий, с жалованьем от правительства в 600 руб. Во всех приходах считалось тогда прихожан 1170 душ. В конце 1827 г., и в начале 1828 г. была производима ревизия сих церквей через протопресвитера Московского собора Иакова Димитриева, результатом которой было составление положения греко-российской церкви в Царстве Польском, с разделением дел церковных от гражданских, в чем немало потрудился д.т.с. Новосильцев. Это положение было утверждено Государем Императором 25 января 1829 г. Учреждение в Варшаве архиерейской кафедры было мыслью генерал-фельдмаршала Паскевича. Высочайшее утверждение штатов совершилось 22 апреля 1834 г. Первым епископом в качестве викария волынского, назначен был наместник Почаевской лавры Антоний Рафальский, прибывший в Варшаву 8 октября 1834 года. Он некогда учился в базилианской школе. Будучи приходским священником в Остроге и экономом Волынской семинарии, он многих обратил в православие. Он участвовал при приеме от базилиан Почаевской лавры. После посвящения Антоний представлялся Государю Императору, который ему сказал: «Вы превзошли все похвалы и мои ожидания», а митрополит Серафим дал ему свой жезл и митру, как бы в предзнаменование его в митрополиты гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словом, оказалось необходимым ввести в коридоры лавры солдат и только тогда монахи, смирясь и быстро перейдя от дерзости и наглости к малодушию и трусости, стали целовать руки у членов комиссии. 102 Но еще опаснее было движение за стенами монастыря, куда собрались толпы крестьян-униатов, которым внушено было неблагонамеренными, что теперь для них закроют лаврские церкви. Здесь-то Антоний обнаружил свой практический ум, деятельность, изворотливость и сметливость и по его убеждению крестьяне-униаты, из которых состоял приход лавры, согласились, почти без сопротивления и без всякого шума, принять православие. Все попытки монахов скрыть имущество лаврское, или возмутить крестьян, были вовремя открываемы Антонием, и из первого, как мы увидим ниже, им удалось утаить только некоторые вещи. Бойкий протопоп очаровал Войцеховича, который, по возвращении в Петербург, отрекомендовал его отличнейшим образом. Не скроем, впрочем, слуха, довольно распространенного в то время на Волыни и дошедшего даже до столицы, будто Рафальский имел счастье понравиться Войцеховичу особенно тем, что не мешал ему распоряжаться сокровищами лавры по своему усмотрению и что оба они не совсем были чисты в приеме её драгоценностей. Позволительно думать, что это была клевета, порожденная недоброжелательством, злобою и завистью, но только в Петербурге некоторые из духовных почти вслух говорили о бывшем протоиерее следующие фразы: «И видно, что сам обворовал Почаевскую-то лавру, потому что так усердно защищает воров». Это относилось к тому времени, когда Антоний, уже митрополит с.-петербургский, покрыл и оставил без наказания консисторского секретаря Лисенко, укравшего казенную сумму, и приказал членам консистории внести её. Как бы то ни было, но со времени отнятия Почаевской лавры у унии, взошла звезда Антония. Синод, предписав Волынскому архиерею представить кандидатов в наместники этой лавры, велел предложить вдовому Рафальскому, не согласится ли он поступить в монашество и занять сказанное место. Неохотно и с большим неудовольствием сделал Амвросий это предложение нелюбимому им протоиерею и столько же обрадовался, как и удивился, когда последний отвечал решительным отказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утешение нашел я в том, что незадолго пред тем он написал ко мне письмо, которое при получении обрадовало меня... Между тем я пригласил духовенство вверенной мне епархии совершить о нем четыредесятидневное поминовение церковное, которое я в своей домовой церкви начал днем ранее погребения его. Как будто в изъявление за сие благоволение, он повидался со мною чрез несколько дней во сне, вначале по-обыкновенному, а потом во время самого сна имел я сознание, что вижу преставльшегося, тогда как другие, находящиеся тут же, в алтаре Казанского собора, не видят его. Господь да вчинит его в Церкви написанных на небесех!» На место скончавшегося Серафима назначили варшавского архиепископа Антония (Рафальского). Филарет давно знал его и сам в свое время благословил его принять монашество. В середине тридцатых годов, будучи наместником Почаевской лавры, Антоний прославился успешным обращением в православие униатов, в 1834 году возглавил Варшавскую епархию, где его слава еще более выросла – он не только продолжал обращать в православие, но и многое сделал для улучшения отношений между католиками и православными. Его полюбили и те и другие, но в Варшаве же эта слава стала губить владыку – он привык к добродушному общению с людьми за трапезами, которые становились с каждым годом все обильнее. Филарет пока еще не слишком был наслышан об Антониевых пиршествах и потому от души приветствовал назначение его митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. Тогда это была такая обширнейшая единая епархия. Поначалу владыка Антоний деятельно взялся обозревать все петербургские храмы и подведомственные учреждения, сам совершал литургии, много бывал в учебных заведениях, где проверял знания учеников. Но показав себя с самой лучшей стороны, после Великого поста вернулся к образу жизни, приобретенному в Варшаве – стал устраивать пышные застолья, вызывающе роскошно отделал митрополичий дом, населив его позолоченной мебелью. Особенно бросалась в глаза петербуржцам чрезмерно пышная жизнь владыки, когда он выезжал куда-либо на великолепном экипаже, запряженном шестеркой, а то и восьмеркой лошадей, с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

эконома. Эконом сей был никто иной, как вдовый священник Рафальский, который впоследствии достиг высоких степеней. В 30-х годах, когда из Петербурга послана была комиссия для приема Почаевской лавры от базилиан, в числе местных членов этой комиссии был и семинарский эконом, который действительно оказал немаловажные услуги делу, как местный житель, отлично знавший лавру (он во время помешал прежним хозяевам лавры скрыть или увезти монастырские богатства). В награду за эти услуги, священнику Рафальскому предложено было управление тою же Почаевскою лаврою, в качестве наместника и в сане архимандрита (1833). Через год Антоний возведен в епископа, викария Варшавского. Новые заслуги его по управлению епархией и особенно по делу воссоединения униат обратили на него внимание Императора Николая, который, после посещения Варшавы и личного знакомства с Антонием, в 1840 г. повелел учредить особую Варшавскую епархию, а Антония возвести в сан архиепископа. Впоследствии также по желанию государя Антоний действительно сделался митрополитом Петербургским, после смерти Серафима (1843 г.), но предсказание Смарагда исполнилось гораздо раньше этого случая: его перевели из Харькова в Астрахань еще при митрополите Серафиме, а при Антонии он переведен был из Астрахани в Орел. («Стран.» 1888 года I том). 26. К характеристике архиепископа Доната В «Историч. Вести.» за 1900 г. напечатана весьма интересная статья: «К характеристике архиепископа Доната», в которой указываются добрые, отеческие отношения преосвященного к семинарии. В начале статьи выводятся два ректора семинарии. Ректор – начальник семинарии; он дает тон жизни всей семинарии и учащим и учащимся. В семинарии в начале года один ректор сменил другого. Первый был из монашествующих, держался в стороне от внутренней, повседневной жизни семинаристов, предоставлял ее ведению инспектора. Сам же имел только общее наблюдение за семинарией. За одним он тщательно и неустанно следил – это за тем, чтобы не было высказано устно или письменно как учениками, так и учителями не православной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

156 Базилиане умели запасаться напитками: в погребах найдено питного меду 74 бочки, – разносортного виноградного вина, большей частью венгерского, 20 бочек, и в бутылках старого венгерского и других высшего сорта вин 415 бутылок. Водки 10 больших куф, – разных наливок несколько бочек, также известное количество бутылок с ромом, портером, старым медом и разными ликерами. 167 При приеме от базилиан Почаевской обители, в числе других сановников, был чиновник, командированный обер-прокурором Святейшего Синода князем мещерским, коллежский асессор Войцехович. Чрез все время нахождения в Почаеве он имел случай ежедневно видеть трудолюбие и способности в протоиерее Рафальском, как сотруднике по принятию монастыря, – и по возвращении в столицу достоинства его сделать известными Священному Синоду. 177 Братская молитвословная кружка в 1832 г. составляла только 5500 рублей ассигнациями, или на серебро, по тогдашнему курсу, 1378 р. 50 к., а в 1833 г. поступило в эту кружку 10141 р. ассигнациями. 178 Ректор Каменец-Подольской семинарии архимандрит Гедеон, – ректор Волынской семинарии архимандрит Флавиан, – настоятель Дерманского монастыря архимандрит Иерофей (бывший Волынский Викарий епископ Острожский) и наместник Почаевской лавры, архимандрит Антоний. 183 См. донесение Кременец. исправн. от 1 января 1839 года. Странно, что и прежде не узнали в этом Павле злонамеренного и коварного врага обители, когда поведение его обнаруживало это. Во все время пребывания своего в лавре он не служил, редко ходил в церковь , делал насмешки над православными обрядами, и предавался поступкам, унижающим иноч. чин. 185 Всеми глубокоуважаемый за благочестивую жизнь старец сей, в 1863 году принял великий образ иеросхимонаха, с наречением имени Зосима. 189 Воля есть предместье г. Варшавы, в двух верстах, за заставой по Калишской дороге. До 1830 г. там был Латинский приходской каменный костел с домом, хозяйскими строениями и обширным садом, принадлежавшими пробощу. Во время бывшего в 1831 году мятежа поляки сделали здесь укрепление. По взятии Варшавы и усмирении мятежников, это укрепление обращено в православное кладбище, а костел обращен в православную кладбищенскую церковь во имя Владимирской Божией Матери. Внешность и внутренность этой церкви напоминают, что здесь в 1831 году 26 августа в день Владимирской Божией Матери при взятии приступом укрепления, происходила кровопролитная битва. Наружность храма, с юго-западной стороны, вся усеяна ядрами. Внутренние стены украшены бронзовыми шестью таблицами, изображающими войну 1831 года. Между сими таблицами на стене совершенное подобие больших орудий, а в соответствие тому сделано было и сказанное паникадило в виде пушки, которое висело среди церкви: но когда в 1854 году известный русский вельможа Демидов сделал в Париже на свой счет другое подобное бронзовое паникадило, составленное весьма искусно из ядер, и пожертвовал в помянутую церковь : то прежнее оказалось лишним, а потому уступлено Почаевской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

188 Обращаем внимание читателей на эти слова Макария и вот почему. По нашему мнению, они указывают на то, что при исполнении петербургской программы по догматическому богословию он имел в виду и соображался (не более) с программою киевскою. Видно, что по киевской программе, которую, как увидим, Макарий принял и в основание своего догматического сборника, трактат о таинствах находился во второй половине программы, тогда как в Петербургской Академии он был прочитан в первый учебный год курса и, следовательно состоял в начале программы. 191 См. послужной список м. Макария в брошюре: «Кончина в погребение высокопреосвященнейшего Макария, митрополита московского и коломенского». Москва. 1882 г. стр. 22–23. 196 См. Христ. Чт. 1842 г. ч. IV отд. IX стр. 262– 275 ср. Слова в Речи Макария, митрополита московского, произнесённые в 1841–1868 г., в Киеве в Петербурге, в Тамбовской в Харьковской епархиях, изд. 2, СПБ. 1891, стр. 13–20. Проповедь эта в свое время была напечатана, кроме того, и отдельными оттисками (См. Церк. Вестн. 1883 г. 8). 197 См. Церк. Вестн. 1843 г. 9. С.-Петербургским митрополитом в это время был преосв. Антоний (Рафальский 1843–1848 г. См. о нем у архим. Сергия. Филарет Амфитеатров , митрополит Киевский и его время. Казань, 1888 т. m.III стр. 528–529). Кстати заметим здесь, что г. Кипарисов В. (См. его сочинение: «Митрополит московский Макарий Булгаков , как проповедник»). Сергиев Посад. 1893 г., стр. 24, прим. 43), как на причину, почему проповедь Макария на Благовещение 1843 года нигде не была напечатана автором, указывает на возможную слабость её, обусловленную, в свою очередь, будто бы поспешностью, с какою Макарий работал тогда над всеми своими сочинениями. Но едва ли можно согласиться вполне с таким объяснением. Хотя, правда, сам Макарий, по естественному чувству скромности, и жаловался на незрелость двоих тогдашних трудов, однако же решительно нельзя допустить, чтобы он мог отнестись легко и равнодушно к составлению проповеди, которую должен к был произнести в присутствии митр. Антония, тогда только что вступившего на Петербургскую кафедру. Это совершенно не согласуется с характером Макария. Не вернее ли будет предположение, что личный элемент проповеди (разумеем обращение проповедника по адресу м. Антония), произнесенной Макарием в день Благовещения 1843 года, был причиною, почему проповедь его не могла быть напечатана сначала на страницах «Христианского Чтения», где тогда печатались статьи с большим разбором, а потом и в сборнике проповедей Макария изданном в 1847 году?

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

«1. Ко­миссии путем личного расследования и опроса экскурсо­водов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского). митрополита Исидора (Никольс­кого) и Палладия (Раева) - перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепис­копа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анас­тасия (Александрова). Могилы перехороненных на клад­бище епископов: Бориса (Плотникова). Гермогена (Доб­ронравова) и др. иерархов найти не удалось... 2. О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Пе­тербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого). Се­рафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами уста­новлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Ду­ховской церкви, а именно: а) Митрополит Михаил (Десницкий) - погребен на месте, где стоял жертвенник церкви. Доска с барелье­фом Владыки, находившаяся на наружной стене алтаря, хранится в Музее городской скульптуры в б. риз­нице Благовещенской лаврской церкви. б) Митрополит Серафим (Глаголевский) - был погре­бен пред местною иконою «Сошествия Св. Духа». Доска с надписью находится в Музее-усыпальнице Суворова. в) Митрополит Антоний (Рафальский) - погребен пе­ред иконою Божией Матери в церкви Св. Духа. Доска с надписью находится в Музее - усыпальнице Суворова. г) Митрополит Никанор (Клементьевский) - погребен в царских вратах Свято-Духовской церкви. Доска мемо­риальная хранится в Музее городской скульптуры; вторая доска с надгробным словом Епископа Макария Булгако­ва хранится в Музее городской скульптуры. д) Митрополит Григорий (Постников) - погребен (по указанию Рункевича в «Истории Александро-Невской Лавры» стр. 904), в алтаре Свято-Духовской церкви, а по данным «Историко-статистических сведений о СПб Епархии» выпуск 8, стр. 74, СПб. 1884 г. - в Лаврской Благовещенской церкви. Мемориальная доска и доска со словом ректора Семинарии Архимандрита Платона - не сохранились.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

22 сентября высокопреосвященный Иосиф освятил храм во имя Успения Божией Матери в Пожайском монастыре, в 9-ти верстах от г. Ковны. Монастырь принадлежал прежде римско-католическим монахам-камальдулам и был закрыт за участие этих монахов в польском мятеже. В церкви собралось много православных и католиков. При освящении храма Иосиф сказал назидательное слово. До 1840 года православные причты существовали только в Вильне, Ковне и Новоалександровске. По ходатайству Иосифа, в этом году были назначены православные причты во все остальные уездные города Виленской губернии. В 1841 году входившие в состав Литовской епархии воссоединенные церкви Киевской, Волынской и Подольской губерний, для большего удобства в управлении ими, по представлению Иосифа, были подчинены местным древле-православным епархиальным начальствам, и таким образом все западнорусские епархии вошли в настоящие их пределы. С целью окончательного выделения из состава Литовской епархии духовенства Минской и Волынской епархий, высокопреосвященный сделал распоряжение о переводе более 30-ти воспитанников Литовской семинарии и духовных училищ, из уроженцев Минской и Волынской губерний, в учебные заведения этих епархий. Предпринятое высокопр. Иосифом в 1842 году путешествие по святым православным русским местам, продолжавшееся семь недель, открыло перед Иосифом как бы новый мир, в котором однако же все представлялось ему чем-то родным, знакомым. Поклонившись древним святыням Новгорода, Иосиф в начале июня прибыл в Москву, служил литургию и молебен у преподобного Сергия Радонежского и совершил много богослужений в московских храмах, имея местопребывание в Чудовом монастыре. Красивый и величавый вид, недавно отращенная, темная, окладистая борода Литовского архиеп. Иосифа производили сильное впечатление на православных москвичей. Высокопреосвящ. Иосиф был принят в Москве с большим почетом. Московский викарий представлял ему в Чудове настоятелей монастырей и членов консистории; когда он служил обедню в Успенском соборе и в Сергиевой лавре, его встречали со звоном во все колокола. Митрополит Филарет давал в честь его обед. – Затем он посетил Тулу, Задонск, Воронеж, Курск и Киев. Киев привел его в неописанный восторг, как своими древними святынями, так и господством здесь русского и православного начала. В Житомире и в Почаевской лавре Иосиф служил обедню. На пути Иосиф наиболее останавливался и показывался народу в тех пунктах, где были воссоединенные церкви. Со стороны православных иерархов он везде встречал самый радушный прием, а десятки тысяч богомольцев у русских святынь с благоговением добивались счастья получить благословение у знаменитого иерарха-воссоединителя. В начале июля с Иосифом встретился в Брест-Литовске Антоний (Рафальский), архиепископ Варшавский, с которым он имел совещание об общих делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

24 апреля 1963 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил принять в свою юрисдикцию Болгарскую епархию в Америке. Администратором епархии стал архимандрит Кирилл. В постановлении говорилось, что в случае необходимости архиерейских действий (хиротонии, освящения храмов) таковые будут выполняться архиепископом Аверкием (Таушевым) . Выход из состава РПЦЗ допускался после восстановления в Болгарской Церкви свободной церковной власти. 811 9 августа 1964 г. архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа Толедского и Торонтского для зарубежных болгарских приходов. 812 Активно развивалась церковная жизнь в Южной Америке. Здесь продолжала существовать Бразильская епархия во главе с архиепископом Феодосием (Самойловичем). В 1951 г. в Лондоне был рукоположен во епископа Монтевидеоского, викария Бразильской епархии архимандрит Виталий (Устинов), впоследствии переведенный в Канаду. 813 19 мая 1957 г. во епископа Гоянийского (по г. Гояна в Бразилии), викария Бразильской епархии, был рукоположен епископ Агапит (Крыжановский). 814 В Аргентине в 1950 г. архиепископа Пантелеймона (Рудыка) сменил архиепископ Иоасаф (Скородумов), после смерти которого в ноябре 1955 г. кафедру возглавил епископ Афанасий (Мартос). 815 Массовый отток эмиграции в Южную Америку поставил перед РПЦЗ задачу создания здесь новых самостоятельных епархий. В 1953 г. свой архиерей появился в Чили. На кафедру епископа Сантьягского и Чилийско-Перуанского был поставлен епископ Леонтий (Филиппович), 816 ранее епископ Асунсьонский и Парагвайский. При этом Парагвайская епархия была присоединена к Аргентинской. 817 В марте 1957 г. во епископа Каракасского и Венесуэльского был рукоположен архимандрит Серафим (Свежевский). 1950 – начало 1960-х гг. были годами бурного церковного роста и для Австралии. В 19501955 гг. архиепископом Сиднейским и Австралийским был Феодор (Рафальский). В 1955 г. умершего архипастыря сменил епископ Савва (Раевский). С 1950 г. на континенте существовало Мельбурнское викариатство, которое последовательно возглавляли епископы Афанасий (Мартос) (19501954), Савва (Раевский) (19541955) и Антоний (Медведев) (с 1956 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010