В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий. 6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета. Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова. В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей». В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местный преосвященный, пребывавший тогда в городе Остроге, Стефан (Романовский) задумал направить его по пути монашества и взял его в 1823-м году к себе экономом Архиерейского Дома. Протоиерей Рафальский состоял и членом Консистории. Когда преосвященный Стефан был переведнн в Вологду и в Острог прибыл новый епархиальный владыка, епископ Амвросий (Морев), протоиерей Рафальский, пользовавшийся большим значением при прежнем владыке, был в 1828-м го-ду выжит из Острога и получил место при соборе в городе Кременце. В Кременце он был учителем в Лицее и присутствующим в Духовном Правлении. Здесь он также приобрел всеобщее уважение. Местные военные и гражданские Русские власти относились к нему с глубоким уважением, и военный губернатор Потемкин решился даже представить Государю о нем памятную записку. Он не успел этого сделать, но записка все же была представлена – его преемником, генерал-губернатором Левашевым, который однажды на обеде, в присутствии митрополита Киевского Евгения, сказал о протоиерее Рафальском: «я нашел в протоиерее Рафальском такого умного и образованного человека, какого не встречал ни между белым, ни между черным духовенством». Когда, после усмирения Польского мятежа в 1831-м году, решено был передать православным Почаевскую Лавру, принадлежавшую униатам, для приема Лавры, по настоянию гражданских властей и чинов, прибывших из Петербурга, в приемную Комиссию назначен был протоиерей Рафальский. В этом деле он выказал выдающейся такт и ему удалось Почаевских монахов – базилиан обратить в Православие. После этого Святейший Синод поручил епископу Амвросию склонить протоиерея Рафальского к монашеству. Но он отказался, «но смотря на двукратное предписание». Тогда Московский: митрополит Филарет написал ему собственноручное письмо о том, что Государь Император желает видеть его наместником Почаевской Лавры. «Воля Государя моего есть воля Божия и я свято повинуюсь ей», – ответил он на этот призыв и затем в ноябре 1832-го года представил новому Волынскому преосвященному Иннокентию (Сельнокринову) прошение о дозволении поступить в монашество. В 1833-м году, 8-го апреля, протоиерей Рафальский принял монашество с именем Антония, возведен в архимандрита и назначен наместником Лавры. Впрочем, был в этой должности не долго. В это время решено было учредить в Варшаве викарную архиерейскую кафедру, в составе Волынской епархии, и викарием в Варшаву избран был архимандрит Антоний. Хиротония его состоялась в Петербурге, в Казанском соборе, 8-го июля 1834-го года. Митрополит Серафим подарил ему свою митру и жезл. Государь, при представлении преосвященного Антония, сказал ему: «я слышал про вас много похвал и с нетерпением желал видеть вас, но вы превзошли все похвалы и мои ожидания». В 1840-м году он был назначен архиепископом Варшавским.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Причин такого отказа было несколько: во 1-х, Антоний любил быть в обществе, выпить, поиграть в карты, пошутить с женщинами, спеть малороссийскую песню, послушать музыку, одним словом, все противоположное требованиям монашеского устава; во 2-х, получив в то время место законоучителя с годовым окладом по 600 руб. сер., и с переводом в Киев, он мог жить безбедно и не испытывая более гонений Амвросия; в 3-х, когда Рафальский овдовел и близкие знакомые стали подшучивать над ним, что он пойдет в монахи и будет архимандритом (далее этого сана архимандрита воображение их не простиралось), то он сказал: «Я докажу вам, что не честолюбив и даю слово, что монахом не буду». Когда на донесение об отказе Антония последовал из синода второй указ – стараться непременно его уговорить, но и это не подействовало, то Рафальский вдруг получил собственноручное письмо от московского митрополита Филарета, в котором сказано было, что на назначение его наместником есть воля Государя. Тогда Рафальский, прослезясь, сказал: «Воля Государя моего есть воля Божия и я свято повинуюсь ей». Он был пострижен и посвящен в сан архимандрита, с званием наместника Почаевской лавры, в 1833 году. В этой должности ему предстояло много хлопот и трудов: нужно было все устроить, произвести несколько необходимых переделок, ввести, с чином русского богослужения, порядок и устав православного монастыря. Кроме того, наместнику Почаевской лавры надлежало постоянно бодрствовать над безопасностью, как лично своею, так и монастыря. Базилиане и униаты уступили силе и принужденно сдали сокровища лавры, но не все, как уже впоследствии обнаружилось. Так, они скрыли в столбе, под чудотворною иконою, разные золотые и серебряные вещи, которые найдены были спустя долгое время после принятия лавры. 103 Видно было, по многим признакам, что в душе католического духовенства кипело мщение против православных монахов, завладевших богатою лаврою; Волынь волновалась от зловещих слухов; лавре угрожали; проповеди католических и униатских ксендзов кишели возмутительными мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рафальский сего приглашения не принял, – и преосвященный Амвросий поспешил представить Святейшему Синоду в наместники того же иеромонаха Феодосия. Когда же на место преосвященного Амвросия поступил епископ Волынской епархии преосвященный Иннокентий; то, по званию священноархимандрита лавры имел случай лучше увериться в достоинствах протоиерея Рафальского, а с другой стороны – ближе познать качества иеромонаха Феодосия; и потому опять предложил первому о том же. Рафальский на предложение нового архипастыря изъявил согласие, и преосвященный Иннокентий представил о сем от 20 ноября 1832 года Святейшему Синоду, который разрешил постричь его Рафальского в монашество и вместе с тем произвесть его в сан архимандрита с утверждением наместником лавры. Протоиерей Рафальский, в монашестве Антоний, архимандрит и наместник Почаевской лавры скоро оправдал выбор архипастыря и вполне заслужил доверие и внимание его к себе. Он всячески старался и умел облегчать труды преосвященного, по управлению лаврой. 8. Назначение нового внешнего эконома Обширное монастырское хозяйство, особенно по земледелию, требовало, чтобы внешний эконом имел опытность по этой части, знал здешнюю почву земли, способ возделывания оной, качество земледельческих орудий, время посева и уборки хлеба и сена, характер слуг и наемных рабочих, и другие имел бы нужные местные сведения. По совету протоиерея Рафальского, которые еще сам всем этим занимался, но уже был представлен в наместника лавры, вызван на должность такого эконома, как известный по собственному хорошему хозяйству, вдовый протоиерей Заславского уезда, местечка Белогородки Николай Немоловский и вместе определен членом духовного собора. 9. Отношение преосвященного Иннокентия к должностным лаврским лицам Чтоб лучше могли знать свои обязанности должностные лица, преосвященный Иннокентий предписал каждому из них правила к исполнению своей службы, – выдал им соответственные инструкции, велел завести приходо-расходные книги, указал образцы ежемесячных ведомостей и установил особый счетный стол для поверки записей прихода и расхода по всем частям.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

33 См. О. Соколова – «Варлаам Шишацкий» 1883 г., оттиск из Литов. еп. Вед.; «Воспоминания старинного семинариста – Черниг. еп. Вед., 1877 г. 8, и «Странник» за 1877 г. кн. 6; и Юр. Толстого «Списки архиереев и архиер. кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Св. Правит. Синода (1721–1871 г.). СПб. 1872, стр. 22. 35 Варшавская самостоятельная епархия учреждена была в 1840 г. 5 октября, а до того времени существовало Варшавское викариатство епархии Волынской, учреждённое в 1834 г. 22 апреля. Первым викарием Варшавским был Антоний Рафальский, он же был и первым самостоятельным Варшавским архиепископом. С назначением его к 1843 г. 17 января митрополитом С.-Петербургским и Новгородским, преемниками его по кафедре были Никанор и затем Арсений, кои именовались, как выше было сказано, архиепископами Варшавскими и Новогеоргиевскими со званием управляющих Волынской епархией. В 1860 г. 17 июля, по отделении от неё Волынской епархии, на Варшавскую кафедру был назначен Иоанникий Горский. 36 Правда, ещё раньше – с 1834 года – викарием Волынской епархии считался епископ Варшавский Антоний (в мире Григорий) Рафальский, хиротонисанный из наместников Почаевской Лавры (в звании такого викария он находился до 1840 г, когда он был сделан самостоятельным епископом, причём возведён был в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского; в 1843 году возведён был в сан митрополита Новгородского и С.-Петербургского. Но в собственном смысле Волынское викариатство учреждено было в 1840 г. Кстати заметим, что этот митрополит Антоний был сын священника с. Нуйна Ковельского уезда Волынской губернии Антония Рафальского и приходился двоюродным братом Волынского викарного епископа Иерофея (отец первого был родной брат матери последнего). 38 См. ст. архим. Амвросия – «Воспоминание о преосв. Иерофее, еп. Острожском», в Волын. епарх. Ведом. за 1873 г. 5 и 6. 39 Такова чудотворная икона Почаевской Божьей Матери и при ней – цельбоносная стопа Богоматери, от лет древних (открытие её относят к 1240 году) источающая благодатную воду всем, с верою почерпающим её. Эта же икона своим небесным явлением спасла обитель Почаевскую в 1675 году от нашествия татар. Таковы затем чудотворные иконы – Богоматери в с. Зимном (около г. Владимира-Волынска), в Житомире и в Тригорском (Житом. уезд), и Загоровском (Влад. уезд) монастырях, Спасителя в м. Боремль (Дуб. уезд), св. Николая в с. Западинцах (Старо-Конст. уезд), Преп. Онуфрия – в местечке Любаре (Новоград-Вол. уезд) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

«В Январе 1843 г. умер Митрополит Серафим. Обер-Прокурор задался целью возвести на его место такого человека, который не мог мешать его деспотизму. И он достиг своей цели вполне. Преемником Серафима назначен был Архиепископ Варшавский Антоний (Рафальский), ничем не заслуживший такой чести сравнительно со многими другими, современными ему, Иерархами Русской Церкви. Антоний происходил из вдовых священников, не имел академического образования, из наместников Почаевской Лавры в 1834 г. был хиротонисан в Епископа Варшавского, а в 1840 году получил Архиепископство. Когда Граф Протасов объявил в Синоде Высочайшее повеление о назначении Антония С.-Петербургским Митрополитом, Члены Синода крайне изумились, несмотря на то, что они при Протасове вообще были приучены ко всякого рода неожиданностям. Антоний был человек больной, что делало его совершенно безгласным Членом Синода. Под влиянием внушений Обер-Прокурора, Митрополит Антоний крайне грубо и бестактно отнесся к Московскому Митрополиту Филарету. При вступлении Антония на С.-Петербургскую Митрополию, Филарет Московский послал ему братское приветственное письмо, но Антоний не отвечал ему, так же, как и на все другие его письма 409 . «Митрополит Антоний умер 16 Ноября 1848 г. Преемник Антония, Митрополит Никанор (Клементьевский) , бывший учеником и подчинённым Митрополита Филарета, как Первенствующий Член Синода, также не обладал достаточною силою воли и твердостью голоса перед энергическом Обер-прокурором, а равным образом он не отличался и административными способностями. Митрополит Никанор был послушным орудием Протасова, под влиянием которого он поставил себя, особенно в первые годы своего Митрополитства, в натянутые отношения к Митрополиту Филарету. На приветственное письмо Филарета Никанор долгое время не отвечал, но потом одумался и написал ответ» 410 . «Само собою понятно, что, при враждебно-настроенных Первенствующих Членах Синода и Обер-Прокуроре, Митрополиту Филарету трудно было не только проводить свои взгляды в Синоде, но для него нередко встречались затруднения даже по епархиальному управлению» 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

18 декабря приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не мог. 19 декабря все дела по управлению епархией передал викарию – епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову), ночь под 20 декабря провел в молитве, утром пособоровался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. Продиктовал духовное завещание (известное как “Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского своей пастве”, которое, оставшись без его подписи, не получило статуса формального акта, но по силе своего нравственного воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана) и подписал последнее письмо на имя Государя. 20 декабря, в полдень, благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, тихо и мирно отошел ко Господу. Первая панихида была отслужена епископом Елпидифором, священником Е.Светозаровым, ректором семинарии архимандритом Симеоном (Авдуловским), профессорами семинарии священниками П.Эсманским, И.Дагаевым, кафедральным протоиереем М.Подзорским, ими были произнесены слова искреннего уважения о приснопамятном иерархе, позже напечатанные отдельными изданиями и в жизнеописаниях владыки Антония. Панихиды по святителю были отслужены по всей России, в Санкт-Петербурге заупокойное богослужение возглавил первенствующий член Святейшего Синода митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Антоний (Рафальский; † 1848), в сослужении викария Санкт-Петербургской епархии, епископа Ревельского Нафанаила (Савченко; † 1875) и 30 священнослужителей. В Москве службу по почившему возглавил святитель Филарет (Дроздов; † 1867). 27 декабря, после заупокойной литургии, было совершено погребение в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. Над местом погребения была положена чугунная плита: Антоний завещал похоронить себя при самом входе в церковь (вне ее) с западной стороны, не ставя никакого памятника, “да вся приходящая попирают меня ногами”, без дорогих архиерейских украшений в схимонашеском образе.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

Амвросий Подобедов 1799–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1860–1892. С.-Петербургские и Ладожские: Палладий Раев 1892–1898. Антоний Вадковский 1898. Нарвское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890. Никандр Молчанов 1891–1895. Иоанн Кратиров 1895–1899. Никон Софийский 1899–1901. Иннокентий Беляев 1901–1903. Антонин Грановский 1903–1908. Никакдр Феноменов 1908. Ямбургское викариатство, учр. в. 1897 г. Епископы: Вениамин Муратовский 1897–1898. Борис Плотников 1899–1901. Сергий Страгородский 1901–1905. Сергий Тихомиров 1905–1908. Феофан Быстров 1909–1910. Георгий Ярошевский 1910. Гдовское викариатство, учр. в 1892 г. 47 Епископы (в С.-Петербурге) Николай Налимов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893–1897. Вениамин Мураховский 1898–1901. Константин Булычев 1901–1904. Кирилл Смирнов 1904–1909. Вениамин Казанский 1910. Кронштадтское викариат., учр. в 1907 г. Епископы: Владимир Путята 1907 – 1911. Саратовская, учр. в 1828 г. Кафедра в Саратове Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832. Иаков Вечерков 1832–1847. Афанасий Дроздов 1847–1856. Иоанникий Горский 1856–1860. Евфимий Беликов 1860–1863. Иоанникий Руднев 1864–1873. Тихон Покровский 1873–1882. Павел Вильчанский 1882–1889. Авраамий Летницкий 1889–1893. Николай Налимов 1893–1899. Иоанн Кратиров 1899–1903. Гермоген Долгапев 1903. Вольское викариатство 48 . Епископы: Антоний Шокотов 1850. Никон Софийский 1898–1899. Гермоген Долганев 1900–1903. Палладий Добронравов 1903–1908. Досифей Протопопов 1909. Симбирская, учр. в 1832 г. Кафедра в Симбирске Епископы и Архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович 1832–1842. Архп. Феодотий Озеров 1842–1858. Архп. с 1856. Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874. Феоктист Попов 1874–1882. Варсонофий Охотин 1882–1895. Никандр Молчанов 1895–1904. Гурий Буртасовский 1904–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Антоний (Павлинский), епископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский, с 29.08.1860 архиепископ с 08.04.1862 по 17.06.1866 архиепископ Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьёв), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 08.03.1876 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиепископ Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский), архиепископ бывший епископ Саратовский и Царицынский с 06.03.1882 16.04.1885 Палладий (Ганкевич), архиепископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое; 13.01.1893 бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года. Кафедра в Варшаве Имена Сведения Антоний (Рафальский), епископ рукоположен с 08.07.1834 по 5.10.1840 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года. Кафедра в Остроге, а в 1873 году перенесена в Кременец Имена Сведения бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 епископ Могилёвский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский), епископ рукоположен с 25.03.1845 17.04.1871 Иустин (Охотин), епископ рукоположен с 5.08.1871 по 13.04.1879 епископ Харьковский и Ахтырский рукоположен с 13.05.1879 по 06.10.1882 епископ Могилёвский и Мстиславский Израиль (Никулицкий), епископ бывший епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 08.01.1883 по 25.10.1883 епископ Вологодский и Великоустюжский; 23.04.1894 Александр (Закке-Заккис), епископ рукоположен с 21.11.1883 по 03.06.1890 епископ Архангельский и Холмогорский; 18.07.1899 Антоний (Флоренсов), епископ рукоположен с 12.08.1890 по 30.04.1894 епископ Вологодский и Тотемский; 20.02.1918 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже Воронежская 16 С 1682 года Имена Сведения Митрофан, епископ, свт. рукоположен с 02.04.1682 по 1700 переименован епископ Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010