Ровенская епархия опровергла информацию о переходе общины села Перенятин в «ПЦУ» 28 апреля 2022 г. 19:55 Религиозная община Свято-Троицкого храма села Перенятин Ровенской епархии   Украинской Православной Церкви не перешла в «Православную церковь Украины», документ о перерегистрации ее устава не имеет юридической силы,  сообщает епархиальный сайт . «27 апреля 2022 года официальный сайт Ровенской епархии " ПЦУ " сообщил, что якобы религиозная община УПЦ села Перенятин бывшего Радивиловского района на собрании решила перейти в ПЦУ, а глава Ровенской ОВА утвердил устав общины в новой редакции. Однако эта информация является частично правдивой, так как до сих пор в Едином государственном реестре в селе Перенятин зарегистрирована только община УПЦ, которая пользуется зданием церкви и не собирается менять юрисдикцию», — говорится в сообщении. Как рассказал пресс-секретарь Ровенской епархии протоиерей Василий Начев, решение о переходе религиозной общины с. Перенятин в «ПЦУ» принималось на собрании общины села, на которое пришли 50 человек. Настоятеля и прихожан Свято-Троицкого храма к участию в сборах не пригласили.  Собранию предшествовал сбор подписей в Перенятине, причем в нем участвовали не только жители села, но и многие выходцы, давно живущие за пределами населенного пункта и даже за рубежом. На основе подписей и проведенного собрания, председатель Ровенской областной военной администрации Виталий Коваль утвердил новый устав религиозной общины, который уже обнародовала Ровенская епархия. При этом госслужащий проигнорировал поданный две недели назад в ОВА документ с подписями верующих с. Перенятин, удостоверяющий устоявшуюся позицию действующей общины.  По словам правозащитницы Ровенской епархии Раисы Приходько, опубликованный «ПЦУ» документ не имеет юридической силы, поскольку отсутствует подпись Виталия Коваля, имеется только печать, а она «не является обязательным удостоверением документа, документы считаются действительными при условии подписи уполномоченного на это лица». Кроме того,  отметила  Раиса Приходько, с начала военных  действий на Украине все реестры закрыты, а следовательно, присутствие новосозданной религиозной общины «ПЦУ» в с. Перенятин официально задокументировать невозможно.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Свт. Димитрий использует тексты читанного на литурши Евангелия. Но эти тексты чаще всего отправная точка проповеди, зародыш зрительного образа, а не предмет экзегезы. Из текстов вырастает символ. Так, образ лествицы дается текстом воскресного Евангелия в первую неделю Великого Поста: «Отселе узрите небо отверсто» 76 , – «Лествицу духовную от добродетелей составленнук›, ко отверстому небу приставлю» 77 . Два «бока» лестницы – воздержание и покаяние; «отселе», π’ ρτι – «от сея святыя четыредесятницы» 78 . Старые исследователи упрекали южно-русских и польских проповедников XVII века в том, что экзегеза подменяется у них произвольным использованием текста в риторических целях. Ю. Самарин в своей известной диссертации писал о Стефане Яворском : «Избравши для себя текст, он редко устремляет внимание па то, что в нем есть существенного. Обыкновенно он берет одну его сторону, останавливается на каком-нибудь случайном обстоятельстве» 79 . Нет нужды приводить все огромное количество критических высказываний подобного рода. Эти суждения порождены или непониманием, или полнейшим равнодушием к особенностям изучаемого стиля. Свт. Димитрий, как святой, был огражден от прямых нападок. Но по недоразумению Самарин подверг критике его проповедь, полагая, что критикует Стефана Яворского 80 . Критиковали без пощады Фому Млодзяновского – вдохновителя свт. Димитрия; это считалось допустимым по отношению к католику. Порицали Антония Радивиловского, Лазаря Барановича, Иоанникия Голятовского. Чернили память друга свт. Димитрия, Стефана Яворского 81 , которого преосв. Филарет Черниговский не поколебался назвать блаженным. Все это говорилось о других, но во многом косвенно задевало свт. Димитрия. И конечно, это задевает такие хитрости экзегезы: святитель приводит слова архидиакона Стефана – «вижу небеса отверста и Иисуса стояща одесную Бога» 82 . «Почто видит стояща Иисуса, а не седяща? Не пишется ли в Символе: возщедшего на небеса и седяща одесную Отца? Сидел, встал почто?» 83 Поучительно вспомнить здесь отзыв митрополита Филарета: «Святитель Димитрий в писаниях собственно духовных подлинно велик. Жаль, что проповеди его подвергались действию современного вкуса красноречия» 84 . Пышность, «барочность» стиля свт. Димитрия быстро сделалась непонятной, и уже в XV III веке потребовалось «исправлять» и «подчищать» слог святого, причем не только в отношении полонизмов и украинизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

32) Жезл Правления, печатанный в 1666 году, в царствование Алексия Михайловича. 33) Меч духовный, или проповеди слова Божия – Лазаря Барановича Епископа Черниговского и Новгородского, печатанные в Киевопечерской лавре в 1666 году. Все проповеди иллюстрированы, применительными к заключающемуся в них учению, рисунками. 34) Мессия Правдивый, Иоанникия Голятовского. Эта книга напечатана в 1669 году, в Киевопечерской лавре. 35) Пентикостарион, печатанный в Москве в 1670 году, в царствование Алексия Михайловича и при Патриархе Иоасафе. 36) Триодь постная, печатанная в Москве в 1672 году в царствование Алексия Михайловича, при Патриархе Питириме. 37) Последование молебного пения, печатанное в Москве в 1676 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 38) Огородок Марии Богородицы иеромонаха Антония Радивиловского, печатанный в Киевопечерской лавре в 1676 году. 39) Патерик Печерский, печатанный в 1678 году в Киевопечерской лавре. 40) Псалтирь Царя и Пророка Давида, рифмы преложенная. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий . Напечатана в 1680 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 41) Евангелие учительное, воскресное, печатанное в 1681 г. в Москве, при Царе Феодоре Алексиевиче и при Патриархе Иоакиме. 42) Книга обед душевный, на все воскресные дни всего года, из пищи слова Божия, уготованный трудолюбием Симеона Полоцкого . Напечатана в Москве в 1681 году. По листам сей книги подписано: «лета 7191 февруариа во 2 день Великие Государи Цари и Великия Князи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич всеа Великия Малыя и Белыя Росии самодержцы и Благоверная Государыня Царевна и Великая княжна София Алексеевна пожаловали сию святую книгу обед душевный во град Владимир в соборную Апостольскую церковь Успения Пресвятыя Богородицы в вечное пребывание ради всенедельнаго прочитания Божественных словес в нем сущих на душеспасительную пользу всем усердно слушающим православным христианом, того же Успенскаго собора при протопопе Григорие Гаврилове с братиею, а ходатайствовала к их царскому пресветлому Величеству о сей книге святой Благоверная княгиня Анна Андреевна Мещерская, а подписал сию Богодухновенную книгу Благовещенскаго собора, что у Великих Государей на сенях священник Иоанн Афанасьев сын Леднев Владимирец».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Кроме сказок характера светского, у Радивиловского встречаем, множество сказок характера религиозного, или легенд. Католики обладают огромным запасом таких легенд и не стесняются выдумывать их для подтверждения своих мыслей, считая ложь ни сколько не противною закону Божию, если только она измышлена с благочестивою целью. Таких легенд были целые сборники на Западе и в Польше, а потом появились и в южной России. Потому нудивительно, что Радивиловский, состоявший более других под влиянием латино-польских проповедников, в своих проповедях пользуется также и легендами. Напр., в доказательство того, что имя Пресвятой Богородицы было известно задолго до Рождества Христова, он приводит следующую легенду: «Однажды каменщики, говорит он, по приказу Сибиллы, царицы венгерской и с дозволения Солдана, царя Вавилонского, начали делать глубокую раскопку в долине Иосафатовой. Находят из кирпича сделанный гроб, отворяют и в нем видят огромной величины труп, еще целый, с длинною бородою и длинными волосами, покрытый овечьею шкурой. При голове трупа находят большую таблицу, на которой еврейскими буквами были выбиты слова: «Я — Сиф, третий сын Адама; верую в Иисуса Христа, сына Божия и В Марию, Матерь Его, которые из моих чресл имеют родиться». А вот пример анекдотов, заимствованных в классической древности. «Аристипп философ ходатайствовал однажды пред царем Дионисием тираном за одного человека, чтобы царь оказал ему милость. Видя, что никакими просьбами и другими словами не убедить царя, он падает ему в ноги и, обняв оные, не встает до тех пор, пока царь не согласился на его просьбу. Увидя это другой философ, сотоварищ, начинает укорять Аристиппа, говоря: неприлично философу падать в ноги царю. На это Аристипп отвечает ему: я не виноват, что тиран Дионисий имеет уши в ногах. Так, продолжает проповедник, и евангельский лукавый раб, который сам быв прощен Господом, не захотел простить своему товарищу». В другом месте он приводит анекдот про того же Аристиппа, как он однажды на пиру у богатого купца, не нашедши нигде приличного места, где бы мог плюнуть, плюнул в бороду самому купцу.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Мало того: у него мы находим проповедь о непорочном зачатии Девы, как у Радивиловского (слово первое на Рождество Богородицы и на зачатие ее), рядом с отцами церкви греческой приводятся Амвросий, Августин, Иероним п., Григорий; есть пословицы; намек на басни, фантастические сказания о свойствах предметов природы и пр., как у других юго-западных проповедников. Впрочем, относительно материалов проповеднических, у Барановича замечаем ту особенность, что в проповедях его нет сказаний и анекдотов из мифологии, естественной истории и других светских книг. Об этом самом в предисловии к Мечу говорит так: «Проповедуя о том, кто сказал о себе: аз есмь истина, я старался писать только истину, не прибавляя не только никаких басней, но ниже историй, вне писания святого и учения церковного сущих». Главное пособие при развитии темы оказывают ему св. Писание и отцы церкви, особенно первое. Не только каждую мысль главную, но и второстепенные, чуть не каждое слово он подтверждает текстами, хотя пользуется им совершенно так же, как и другие схоластические проповедники, т. е., приводит тексты не целые, а отрывками, и, следовательно, приводит в подтверждение таких мыслей, с которыми они не имеют ничего общего, и соединяет их отрицаниями, толкуя большею частию в смысле аллегорическом. Как на особенность проповедей Барановича можно указать еще на присутствие в них лиризма, особенно в Трубах слов. Случается, что лиризм, не вполне соответствуя характеру ораторского слова, требует иной формы: тогда проповедь сменяется молитвой, а проза — виршами или стихами. В излиянии своих чувств, автор не забывает и своей личности, прося Бога укрепить его здоровье (слово в субботу Лазореву); проповеди во втором сборнике гораздо короче, чем в первом. Похвалы Богородице составляют даже особый отдел молитвенных славословий, развивающих содержание песни Богородицы: «Величит душа моя Господа…». Для выражения своих мыслей Баранович нередко употребляет сравнения, метафоры, антитезы, или противоположения, драматизм, и особенно любит игру словами.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Помощь в борьбе с COVID-19 продолжает оказывать медикам Украинская Православная Церковь 13 ноября 2021 г. 11:53 Помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19 оказывает медикам Украинская Православная Церковь . Епархии передают в больницы оборудование, медикаменты, расходные материалы, средства индивидуальной защиты. Духовенство и миряне регулярно сдают кровь. Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука передал Областной инфекционной клинической больнице видеоларингоскоп iS3-L для быстрой интубации дыхательных путей. Медицинское оборудование стоимостью более 91 тыс. гривен приобретено на пожертвования, собранные   Запорожской епархией  в рамках благотворительного проекта «Любовь милосердствует». Перед вручением прибора архиерей причастил больных, которые выразили желание принять Таинство. Киевская митрополия и Ровенская епархия   передали медицинским учреждениям Ровенской области препарат «Цефинак» на сумму более 300 тыс. гривен. Помощь Украинской Православной Церкви доставлена в Здолбуновскую, Корецкую и Радивиловскую районные больницы для бесплатного предоставления больным. Препарат «Цефинак» является антибиотиком широкой бактерицидной активности и применяется, в частности, при инфекциях верхних и нижних дыхательных путей. Одесская епархия  в рамках поддержки больниц области передала медикаменты, расходные материалы и средства индивидуальной защиты Беляевской ЦРБ. Коробки с гуманитарной помощью для созданного при больнице ковидного госпиталя доставил викарий Одесской епархии архиепископ Южненский Диодор . 35 священнослужителей Одесской епархии и студентов Одесской духовной семинарии стали донорами крови для маленьких пациентов Одесской областной детской больницы. Регулярно сдают кровь для больных клирики и миряне Запорожской, Ровенской, Александрийской , Мукачевской , Белоцерковской епархий Украинской Православной Церкви. В конце октября  Сумская епархия сообщила , что в рамках благотворительной акции «К Светлому дню — светлые поступки» 2021 года закупила и передала медикам для лечения онкобольных детей медицинские препараты и оборудование на сумму 1 027 153 гривны. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5861458.ht...

«Еще Спасов образ Нерукотворенный написан на Вятке, во граде Хлынове. Многи чудеса и исцеления быша от него». «Еще образ Спасов Нерукотворенный, написан, в Андроньеве монастыре. Принесен из Царяграда Св. Алексеем Митрополитом». «Еще Спасов образ Нерукотворенный написан у Соли Вычегодския, чудотворный же». «Еще образ Пресвятыя Троицы, чудотворный же, в обители Антония Сийского в области Колмогорской. Сам преподобный у моря писал его в лето 7131. Многа чудеса и явления быша человеком, и гласы от образа Христова, не повелевая и запрещая, еже бы православны християне табаку проклятого отнюдь не пили». Затем идет краткое «Сказание, от коих образов явныя чуда» – именно от икон Богородичных. Например, «От Пессидийския: из руки лилея выросла». – «От Знамения Богородицы: слезы шли, плакала». – «От Германовския: яблоко приняла Богородица. Екатерине перстень дал Иисус младенец». – «От Максимовския: амфор дала Богородица Св. Максиму митрополиту Московскому». – «От Печерския: дала образ и мощи Святых и деньги иконником и каменьщиком». – «От Онуфриевской: хлеб принимал младенец Иисус и Богородица» – и т. п. Замечу мимоходом, что последнее известие основано на превосходном сказании об Онуфрии, которое приведено уже мною в другом месте 380 . Сверх того, в обоих Сборных Подлинниках графа Строганова довольно подробно изложены сказания об иконах Богородичных (числом 137), с иконописными замечаниями о их подобиях. При некоторых сказаниях указаны источники, а именно: подписи на самых иконах, Патерики – Синайский, Скитский, Афонский, Минеи и Пролога, Летописец Греческий, история Афонская, жития Святых, полные сказания о некоторых иконах, книга Соборник, Степенная книга, Царственная книга, Русский Летописец, Киевский, Польский, История Новгородская, Книга Барония, Звезда Пресветлая, Киевские печатные листы; некоторые из старопечатных книг, каковы: Кириллова книга (1644 г.), Огородок Антония Радивиловского (1676 г.), Руно Орошенное Димитрия Ростовского (1683 г.) и особенно – Небо Новое Иоанникия Галятовского (1665 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Король Ян-Казимир остановился в Белой Церкви. Здесь коронный канцлер епископ Пражмовский пригласил к себе на пир некоторых важнейших русских духовных и с ними вместе Галятовского. Хозяин свел ученого православного с ученым иезуитом Пекарским, королевским проповедником; между последними произошел диспут, который был потом опубликован Галятовским в особой брошюре на польском языке. Спор вращался около вопроса о первенстве папы. Галятовский показал на этом диспуте знание церковной истории, знакомство с отцами церкви и с сочинениями западных богословов и историков. Доказательства Галятовского вески, изложение кратко, ясно: нет лишней риторики. Православный духовный старался побить иезуита свидетельствами самих же западных соборов: констанцкого и базельского. В противность паписту, хотевшему, по общепринятому на Западе обычаю, выводить из текстов Нового Завета, будто апостол Петр был выше других апостолов Христовых, - Галятовский доказывает, что все апостолы были равны между собою, что глава церкви есть один только Христос, что каждый патриарх в своей епархии может созывать соборы, сноситься с другими патриархами и, таким образом, созвать вселенский собор, что приговор церкви, а не приговор одного папы или патриарха, может быть незыблемым авторитетом. Между прочим, Галятовский так уличал папистов, говоривших, что папа необходим для созвания собора: " У вашего Беллярмина, - говорит Галятовский, - в сочинении о соборах сказано, что кардиналы и епископы могут сами созывать соборы, если папа впадет в ересь, или умрет, или сойдет с ума, или потеряет свободу. Стало быть, у вас без папы могут епископы собрать вселенский собор. Поэтому папа не может назваться верховным властителем церкви. Вспомните, что написано в 8 гл. кн. Царств. Когда израильтяне собрались к пророку Самуилу и стали просить у него царя, Господь сказал Самуилу: " Не тебя они отвергли, а меня, - не хотят, чтобы я царствовал над ними! Видите: Бог разгневался на израильтян за то, что они, отвергнувши Бога, своего царя, избрали себе царем и владыкою человека. И теперь Бог гневается на римлян за то, что они, отвергнувши Царя и Господа своего Иисуса Христа, выбрали себе смертного человека, папу, господином и монархом " . - " Если, - возразил Галятовскому противник, - вы не хотите признать главою церкви своей римского папу, то должны будете иметь главою мирского государя " . - " Вот прекрасное заключение, - воскликнул Галятовский, - я вам говорил и говорю: Христос, Христос, Христос, а не кто-нибудь другой, есть глава святой церкви " .

http://sedmitza.ru/lib/text/435669/

Георгия он коснулся ада, но ему стало жаль посылать туда грешных слушателей, и он советует им не отчаиваться, не унывать. Правда, из Св. Писания следует, что в аде будет более душ, чем на небе, и так надобно же, чтобы ад кем-нибудь наполнился-и вот проповедник утешает на этот счет слушателей, напоминая им, что ведь на свете много неверных жидов, магометан, есть довольно всяких еретиков, ариан, несториан, адамитов, монофизитов: будет кому наполнить ад; а мы, православные христиане, говорит он, будем надеяться, что все достигнем вечного спасения. Точно так же в проповеди на день Св. Илии он разразился против богачей, и как бы забыл, что в день Георгия всем обещал рай; " Не могут, - сказал он теперь, - восхищены быть на небо люди богатые; их души отягощены богатствами, сокровищами, маетностями; богачи за своими богатствами забывают о Боге; они злоупотребляют своими благами; они только едят, пьют, веселятся, а бедных людей забывают; не кормят их, в дом к себе не пускают... " Но потом проповедник сжалился над богачами и решил, что и богатым можно достигнуть неба, если только они станут давать милостыню, помогать церквам и монастырям и пр. В числе сочинений Галятовского есть одно, писанное по-русски: " Души людей умерлых " . Здесь автор ведет нас на тот свет, показывает нам жилища праведников и места мучений грешников - небо и ад. Души праведных размещаются по числу девяти ангельских хоров небесной иерархии, сообразно тем обязанностям, которые возложены на эти ангельские хоры по отношению к нашей временной жизни. В низшем хоре, собственно в хоре ангелов, - которым поручено надзирать над душами человеческими во время земного шествия, - обитают крещеные дети, убогие, сироты, вдовы и жившие честно в супружеском союзе; во втором, более высоком хоре, архангелов (которые до великих людей от Бога посольства справляют), священники и церковные учители; в третьем, называемом им князствами, обязанном наблюдать над государствами, нациями и провинциями, будут пребывать цари, цесари, князья, гетманы, воеводы и всякая старшина, если они чинили подначальным людям правосудие и не делали им обид: четвертый хор называется владзы, воюющие со злыми духами - с ними пребывают рыцари, которые сопротивлялись злым духам и побеждали грех; в пятом хоре, называемом моцарства - чудотворцы; шестой хор, панства - есть обитель девственников, пустынников, иноков; седьмой, фроны -там справедливые судьи, в осьмом - между херувимами -апостолы, епископы, митрополиты и пр.; девятый, высший хор, серафимы, которые возбуждают любовь к Богу - там мученики.

http://sedmitza.ru/lib/text/435669/

В проповеди на Воскресение Христово он сравнивает Христа с ихнеумоном. Крокодил проглотит ихнеумона, а ихнеумон крокодилу разъест внутренности; так Христос поступил со смертью, которой подвергся. Галятовский любит приводить в проповедях примеры и анекдоты; встречаются у него примеры из древней истории: о Демокрите, Птоломее, об Аннибале, берутся данные из мифологии в смешении с христианскими образами: являются аргонавты; дельфийский оракул приказывает устроить божницу Деве Марии; от глубокой древности проповедник переходит в более близкий ему мир, рассказывает анекдот о князе литовском Витовте, который приказал зашить живого человека в медвежью шкуру. Эти-то примеры, сравнения, анекдоты придавали проповедям Галятовского большую занимательность, и " Ключ Разумения " был одною из самых читаемых книг в Малороссии даже в близкое к нам время. Согласно духу схоластической мудрости, почерпнутой в школе, Галятовский в своем руководстве учил проповедников словоизвитию, построению поучений на словах, именах и вообще на внешних признаках: находит, что нежданные обороты привлекают любопытство слушателей. " Можешь, - говорит он, - занять внимание людей, толкуя им какое-нибудь имя, и всю проповедь построить на имени; например, в неделю (воскресенье) говори: неделя называется оттого, что в этот день ничего не делают, а только Богу молятся; или - на день Владимира скажи, что Владимир оттого так называется, что владеет миром; на Василия скажи, что Василий значит царь, ибо Василий Святой царствовал над своим телом " . Галятовский учит озадачивать слушателей каким-нибудь не сразу понятным для них заявлением; например: " На Вербное воскресенье, сказавши: " Православные христиане! Прошу вас и заявляю вам, чтобы вы непременно ходили в церковь и молились Богу; на этой седьмице будет страшный суд " , - сойди прочь с кафедры. Это значит, что на Страстной неделе будет читаться о суде над Иисусом Христом: вот оно и есть суд страшный " . Замечательны его наставления, как следует говорить над умершими.

http://sedmitza.ru/lib/text/435669/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010