Вокруг Девы Марии с Младенцем Христом представлены многочисленные прообразовательные символы. Они, как и отдельные детали композиции, имеют непосредственным источником Канон благодарный прп. Иосифа Песнописца: практически каждый символ канона находит точное соответствие на иконе. Божию Матерь с Младенцем окружают звезда, книга, луна, подсвечник, кадило, небесный сегмент с изображением рая. Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в нек-рых случаях накрытом покровом с Голгофским крестом. Престол составляет единое композиционное целое, примыкая к коленям Божией Матери, что дает буквальную иллюстрацию к словам канона, именующим Богоматерь «престолом огненным Вседержителя», «одушевленной трапезой». Чертоги по сторонам Пресв. Богородицы и Христа - «палата всех Царя», «пространное селение Слова» - напоминают о традиц. понимании Божией Матери как Дома Премудрости Божией. Обильные цветы, стоящие в вазонах и прорастающие из увенчанного крестом жезла, иллюстрируют неск. хайретизмов канона, ставших основной темой этой иконографии: «Радуйся, сладкоуханный крине Владычице...» и «Цвете неувядаемый, радуйся, едина прозябшая яблоко благовонное...». Процветший жезл - это символ Девы Марии, от Которой «прозябе нам красный цвет Христос Бог». Иконописцы, создавая образ Божией Матери «Н. Ц.», обращались также к текстам Свящ. Писания и к творениям св. отцов Церкви. В Песне Песней в соответствии с толкованиями св. отцов к Пресв. Богородице относятся пророческие слова о «звезде, являющей солнце», «живом запечатанном источнике», «вертограде заключенном». Вазоны с цветами, процветший жезл - это знаки рая, «вертограда» («Вертоград заключенный» (Песнь 4. 12) - устойчивый символ Богородицы, который в русской иконописи нашел отражение в иконе Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1675, ГТГ). Полисемантический образ «вертограда», популярный в христ. лит-ре и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении символа Богородицы, Которая «на земли была... вертоградом ради ненарушенного девства» (Антоний Радивиловский; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Образование, полученное в коллегии (продолженное, в ряде случаев, в католических академиях), с одной стороны давало необходимые навыки и багаж сведений для занятий богословием. С другой − предоставляло возможность реализовать свой творческий потенциал, создавая литературные произведения, свойственные эпохе барокко. Могилянцы с успехом вступили на поприще создания различных авторских богословских трудов катехизических жанров, кои были столь надобны для изъяснения догматов и вероучительных истин Православной церкви. Поэтому, несмотря на внешние потрясения, вторая половина XVII в. для Могилянской богословской школы стала весьма плодотворной. Ключевыми фигурами эпохи выступили киево-печерский архимандрит Иннокентий Гизель и черниговский архиерей Лазарь Баранович. Оба иерарха обладали достаточным авторитетом и политическим талантом для того, чтобы сохранять свое положение в условиях непрекращающихся конфликтов и политических пертурбаций эпохи Руины». При этом и архим. Иннокентий Гизель, и архиеп. Лазарь Баранович были последовательными сторонниками царской власти. Под их покровительством, в Киеве и Чернигове были созданы условия для плодотворной работы выпускников коллегии. Среди них особенно выдавались Иоанникий Галятовский, Варлаам Ясинский, Антоний Радивиловский. Архиеп. Лазарь Баранович при своей кафедре основал второй по значимости после Киева церковно-культурный центр. С 1674 г. в Новгороде-Северском открылась типография, с 1679 г. перенесенная в Чернигов 321 . При типографии архиепископ собрал учёный кружок, самым маститым представителем которого был архим. Иоанникий Галятовский, автор многих гомилетических и полемических трудов. Представители могилянской школы второй половины XVII в. продолжили программу митр. Петра Могилы и его сподвижников по изданию «конфессиональных» православных трудов. Однако для новых поколений был характерен иной масштаб задач: книги новых авторов носили, скорее, более практический характер, больше не создавались такие фундаментальных труды как «Православное исповедание» или «Евхологион».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Клецк. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1876 и 1879. Адрес: Беларусь, Минская область, Клецкий район, город Клецк Координаты: 53.0744, 26.6384 Проезд:Расположена на кладбище на севере города. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Возник город Клецк на месте феодального замка на высоком берегу реки Лань. Началом биографии считают 1127 год, город уже был центром княжества в составе Турово-Пинской земли. Впервые Свято-Покровская церковь упоминается инвентарём Клецка в 1626 г. и носила название «Во имя Вознесения Господнего». Находилась она вне пределов города, при въезде в Клецк со стороны Несвижа. Стояла на возвышении, которое в XVI в. называлась гора Горынь. Минуя эту церковь, Несвижский большак спускался к реке Сильная и через гать вел в Клецк к Рыночной площади города. По данным церковного историка Н. Руберовского Вознесенская церковь была пятиглавая, высотой в 12 сажен и имела форму правильного креста размерами 38 на 38 аршин. Могла вмещать до 1500 человек (Руберовский, 1876 г. С. 140). Примерно с 18 века церковь начали называть Покровская, а также Кладбищенская, кладбище вокруг неё было главным в Клецке. Церковь славилась местно-почитаемой иконой Богородицы, к которой собиралось много паломников. По словам Н. Руберовского и воспоминаниям прихожан Икона «Одигитрия» была принесена в 18 веке с Несвижского Михайловского костёла в день вмц. Ирины (18 мая н.ст.). В 2010 г. икона была реставрирована, является особопочитаемой святыней Прихода и по воскресным дням перед иконой совершается молебен с акафистом. После упразднения унии (1839 г.) здание церкви длительный период не имело должной заботы и сильно обветшало. В 1845 г. минский епископ Антоний (Зубко) просил губернские власти, чтобы они заставили владельца города Леона Радивилла отремонтировать церковь. В 1852 г. было даже императорское распоряжение, но к этому времени храм обветшал так, что ремонтировать его не было возможности. Радивил распорядился составить смету на строительство новой церкви и 5 ноября 1853 г. комиссией она была утверждена. Но уже в 1854 г. дело было остановлено в связи с тем, что радивиловская администрация начала ходатайствовать у епископа Михаила (Голубовича) об объединении прихода с Воскресенской церковью на Рыночной площади.

http://sobory.ru/article/?object=44031

Вероучительные проповеди составил игумен киевского Николаевского мон. Антоний Радивиловский. В его сборнике проповедей «Огород Марии Богородицы» говорится, в духе католичества, о непорочном зачатии Владычицы. Самыми лучшими были полемические труды Адама Зерникова. Он родился в Кенигсберге и учился в тамошнем университете. Продолжил он учение в Иене. Оттуда он проехал в Оксфорд для ознакомления с находившимися в Англии многочисленными текстами святоотеческих книг. Расширил Адам свои знания работами в парижских и итальянских библиотеках. Книга Критопула «Исповедание восточной Церкви» обратила его к православной Церкви. Он направился в Чернигов к архиеп. Лазарю Барановичу, коим и был присоединен к православию. Работал он в Батурине, где гетман устроил его у себя, в качестве архитектора-художника. Он трудился над обширным трактатом «Об исхождении Духа Святого от единого Бога». Архиеп. Филарет пишет: «Это было сочинение образцовое, какого доселе не было на востоке».– " Около 20 лет пред сим обрел он отечество небесное, к которому был избран Богом у нас в Малой России»: так писал ректор Прокопович около 1713 года. Зерников почил в Батуринском монастыре, когда управлял сею обителию св. Димитрий; потому смерть его надобно отнести к 1691 г. Превосходный трактат его о Святом Духе, писанный на латинском языке, издан в двух частях архиепископом Самуилом Мстиславским в Кенигсберге (1774, 1776 г.г.). Перевод митрополита Евгения Булгара на греческий язык, обогащенный множеством замечаний, издан в Петербурге 1797 г.» П. Знаменский так определяет труды киевских ученых: «Во всей массе литературных трудов, которые произвела киевская ученость, господствовало схоластическое направление, имевшее множество недостатков. Богословская и философская мысль киевских ученых путалась в массе разных схоластических аргументов, дивизий и субдивизий и всяких силлогистических тонкостей, развивалась исключительно с формальной стороны, оставаясь в сущности весьма простодушной и наивной. Она не способна была не только обогатить философской и богословской науки каким-нибудь новым научно-литературным содержанием, но даже освободить ее от разных средневековых фантастических бредней и суеверий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Это предрасполагало видеть в Премудрости именно Богоматерь – «окончательную цель вечного совета», termine fisso d " eterno consiglio, как выразился Данте (Paradiso, 33:3). Еще Лютер возмущался, как насилуют библейский текст, когда тексты о Премудрости относят к Богоматери. Богословы в таком толковании видели обычно только «применение» библейских текстов (adaptatio или accomodatio). Но мистики и проповедники были смелее. В XVI и XVII веках такое объяснение становится почти что всеобщим. Достаточно назвать П. Канизия и Корнелия а Лапиде, который в своих толкованиях на Священное Писание подводит итоги всей предшествующей экзегетики... Из этих ходячих католических представлений вполне понятно, как символическая икона Непорочного Зачатия могла оказаться иконой Софии... Хорошо известно, насколько общепринятым было католическое мнение о Непорочном Зачатии Девы Марии у киевских богословов XVII века. Его защищает и развивает Антоний Радивиловский в своем «Огородике Богоматери» (ср. Hortulus reginae [садик царицы] И. Меффрета), Ианникий Галятовский в «Небе Новом» – на заглавном месте первого, Черниговского издания этой книги (1677 г.) изображена Богоматерь, окруженная ангелами, на звездном небе... Нужно назвать свт. Димитрия Ростовского ... Любопытно, что студенческая конгрегация Киево-Могилянской Академии праздновала свой годовой праздник в день Зачатия, и члены конгрегации должны были исповедовать и утверждать, что «Мария не токмо без греха действительного смертного или простительного, но и без первородного есть»... Всё это заставляет думать, что киевская икона св. Софии есть не что иное, как изображение Непорочного Зачатия. Любопытно, что Сковорода в одном из своих стихотворений икону, подобную Киевской (в «богословской школе» в Харькове), прямо называет «образом зачатия Пречистыя Богородицы» и заключает: «Победи сия! Христос в тебе вселится. Будь как дева чист: мудрость в сластях не местится» – vivere in impuro corde Sophia nequit [не может жить Премудрость в нечистом сердце]... Читать далее Источник: Догмат и история/Протоиер. Георгий Флоровский; Сост. Е. Холмогоров; Общ. ред. Е. Карманов; Ред. В. Писляков; [предисл. Е. Холмогорова]. - Москва: Изд-во Св.-Владимир. Братства, 1998. - 487 с. (Православная богословская библиотека; Вып. 1). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

«Посетихом обитель премудростного учения, Ставропигион патриаршеское, монастырь святый Братский и киевский Богоявленский, благо разумный, искусный и общежительный, идеже от премудрых учителей и труждающихся в православном учении юностного возраста и проповеди Слова Божьего, с наставником и многотрудным ректором да игуменом братским Варлаамом игуменом братским Варлаамом Ясинским многолюбезный приветствия пастырству нашему благоугодне восприяхом». Паисий «возблагодарил Бога, Который в России воздвиже вторые Афины, вместо древних греческих тщанием великого ревнителя церкви Божьей кир Петра Могилы на укрепление и утверждение православия и защищение его от близ сущих иноверных». «Радостным сердцем Бога благодарихом, яко вторые зде Афины, вместо оных греческих древних в России воздвиже тщанием блаженной памяти преосвященного митрополита Киевского кир Петра Могилы на укрепление и утвержение православно-восточной веры, к защищению ее от близ сущих им иноверных». Разумеется, изменения, допущенные г. Эйнгорном при означенных выдержках из письма Паисия, сущности дела не касаются, но все-таки одобрены они быть не могут, чт объяснений не требует. К каким последствиям ведут интерполяции текста, укажу на примере более бьющий в глаза. В сочинении г. А. Барсукова: «Род Шереметевых», – сочинении во многих отношениях почтенном, – на стр. 394, книги VI, читаем: «22 Февраля 1666 года, во двор к киевскому воеводе боярину Петру Васильевичу Шереметеву приехали: блюститель киевской митрополии епископ Мефодий, печерский архимандрит Иннокентий Гизель, игумен и ректор Братского Богоявленского училищного монастыря Иоанникий Галятовский, Выдубицкий игумен Климент Старушич, Межигорский игумен Варнава Лебедевич, Кирилловский игумен Мелетий и прочие киевские власти»... Цитата: Акты, относящиеся к истории южной и западной Росси. Т. VI. Спб. 1869 г. 30. В соответствующем месте документа читается: «В нынешнем в 174 году, февраля в 22 день приезжали к боярину и воеводе к Петру Васильевичу Шереметеву Мефодий, епископ Мстиславский и Оршанский и архимандрит печерский и киевских монастырей игумены…» и проч. Таким образом, автор позволил себе сделать значительное восполнение текста документа, но в большинстве случаев крайне неудачно: Иоанникий Галятовский пребывал в то время во Львове; а игумены–киево-выдубицкий Климент Старушич и киево-межигорский Варнава Жебедевич около двух лет находились уже в обителях Отца Небесного (см. речи при погребении их, произнесенные в 1664 году А. Радивиловским, в сочинении М. Марковского: Антоний Радивиловский, южнорусский проповедник XVII в. Киев. 1894. Прилож. стр. 20–36). Отсюда вывод: Блюдите, како опасно ходите!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

K. Borromacus. De pictura sacra. Ed. princ., 1634). Как на образец, обычно, указывали на заглавную гравюру в книге: J. Clihtovii. De puritate Sanctae Virginis (editio princ., 1513). Уже в XV веке подобное изображение, обычно, в рукописях и затем переходит в гравюру. Очень любопытно, что нередко в этих изображениях делается ссылка на Притч.8:22 , – стих о Премудрости (уже в 1492 г. у К. Гривелли, в Лондонской National Gallery, 906 («The Virgin in Ecstasy» 672 ), – ut in mente Dei ab initio concepta fui, ita et facta sum 673 ; ср. гравюру в «Heures a Pusage du diocese d " Angers, par Simon Vostré» 674 , 1510, надписи «Nec dum erant abyssi, et ego concepta eram» 675 ...). Это было связано, конечно, с тем, что очень рано (может быть, уже с XII века) на службе в день Зачатия Богородицы, 8 декабря, полагалось «чтение» именно из книги Притч.8:22–30 ... Это предрасполагало видеть в Премудрости именно Богоматерь – «окончательную цель вечного совета», termino fisso d’eterno consiglio, как выразился Данте (Paradiso, 33,3). Еще Лютер возмущался, как насилуют библейский текст, когда тексты о Премудрости относят к Богоматери. Богословы в таком толковании видели, обычно, только «применение» библейских текстов (adaptatio или accomodatio). Но мистики и проповедники были смелее. В XVI и XVII веках такое объяснение становится почти что всеобщим. Достаточно назвать П. Канизия и Корнелия а Лапиде, который в своих толкованиях на Священное Писание подводит итоги всей предшествующей экзегетике... Из этих ходячих католических представлений вполне понятно, как символическая икона Непорочного Зачатия могла оказаться иконою Софии... Хорошо известно, насколько общепринятым было католическое мнение о Непорочном Зачатии Девы Марии у киевских богословов XVII века. Его защищает и развивает Антоний Радивиловский в своем «Огородке Богоматери» (ср. «Hortulus reginae» И. Меффрета), Иоанникий Галятовский в «Небе Новом», – на заглавном листе первого, черниговского издания этой книги (1677 г.) изображена Богоматерь, окруженная ангелами на звездном небе...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

183. Иван Дмитриевич Сирко , атаман Запорожского коша, получивший образование, по всей вероятности, в Киевской коллегии; гениальный воин, храбрый и сострадательный, правдивый и бескорыстный, умный и простосердечный, враг мусульманства и пламенный християнин. † 1680 г. Из писем его самые замечательные: а) к Дорошенку, от 1 окт. 1673 г., с резкими укоризнами за связь его с врагами имени Христова – магометанами, которая навлекла на Украйну одно опустошение (у Велички II, 343–345); б) к Крымскому хану 1679 г., писанное после того, как за коварное нападение хана на кош (ночью на Рождество Христово) Сирко заплатил открытым опустошением Крыма. Сирко показывает хану, каковы воины казаки, и советует хану подражать честности казаков (у Ригельмана II, 167–170; у Маркевича II, 265–267; III, 220–223). Другие три письма у Велички II, 394–396, 469–472, 492–493. Его подпись в Альбоме Погодина. Даниила Перекрестовича известна книжка: «Дары Духа Св.», напечатанная в Чернигове 1688 г. Антоний Радивиловский , в 1687 г. игумен Киево-Николаевского монастыря, писал «Поучения на господские праздники и воскресные дни». Сперва они изданы были в К., 1676 г., с именем: «Огородок Марии Богородицы» и с посвящением Богоматери. Во втором издании, К., 1688 г., посвящены они «Господу Создателю» и названы: «Венец Христов». Словарь считает эти два издания за два разные сочинения; но это ошибка его (Опис. Харьк. епархии, Харьк., 1852, стр. 67). «Орация» Антония Петру I у Толстого (II, 220; I, 329). 184. Адам Зерников , более чем кто-нибудь из современников его достойный уважения, но в свое время едва замеченный. Рожденный и воспитанный в лютеранизме, Адам сам по себе почувствовал недовольство лютеранизмом. Чтение книги Критопула: «Исповедание церкви Греческой», обратило мысли его к православной церкви. Главный предмет спора православия с Римом – исхождение Духа Св., обратил на себя все его внимание. Он посетил библиотеки Оксфорда, Кембриджа, Парижа и Рима, чтобы в древних и лучших списках отеческих сочинений видеть учение отцов о сем предмете.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При митр. Петре (Могиле) в связи с обретением гробницы В. С. в Десятинной ц. появляются изображения князя в монументальной живописи. В росписи киевской ц. Спасителя на Берестове, исполненной в 1644 г. афонскими художниками по заказу митр. Петра, изображение В. С. входит в состав ктиторской композиции над зап. входом в храм: митр. Петр представлен коленопреклоненным перед образом Христа Великого Архиерея, слева от к-рого стоит Богоматерь, справа - В. С. с широкой бородой, в шубе и закрытом венце (изображение В. С., очевидно, связано с известием о его кончине в Берестове). Вероятно, при митр. Петре, обновившем киевский Софийский собор, фигура В. С. была включена в состав древней ктиторской композиции на его зап. стене: судя по копии кон. XVIII в. с рисунка А. ван Вестерфельда 1651 г., в центре древней фрески было помещено фронтальное изображение В. С. в шубе, закрытом городчатом венце, с мечом и скипетром. К этому произведению довольно близка гравюра из «Синопсиса» Иннокентия (Гизеля) (К., 1680, и др. издания), в обрамление к-рой включены фигуры князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, а также изображения проповеди философа и Крещения В. С. Еще одна сцена деяний В. С. присутствует в гравюре из кн. архиеп. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников...» (К., 1674, 2-й вар. изд.) с изображением сокрушения идолов В. С. Особый иконографический тип, характерный только для укр. книжной гравюры,- изображения В. С. на престоле (Минея праздничная (Анфологион). Львов, 1638 и 1643, гравюра мастера Илии; Антоний Радивиловский. Огородок Марии Богородицы. К., 1676 - по сторонам престола представлены ангелы). В нек-рых укр. изданиях XVII в. фигура В. С. включена в состав более сложных композиций. На гравюре кн. архиеп. Лазаря «Меч духовный» (К., 1666) В. С. представлен полулежащим на земле у основания древа с изображениями царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевичей Алексея, Феодора и Симеона (по сторонам показаны князья-страстотерпцы Борис и Глеб). Эта панегирическая композиция под названием «Род правых благословится» утверждала святость царского рода, восходящего к В. С., по словам ап. Павла: «Аще корень свят, то и ветви» (Рим 11. 16). С 20-х гг. XVII в. в киевских изданиях появлялись орнаментальные обрамления титульного листа с изображениями Киево-Печерской лавры и святых, где часто встречаются изображения В. С., Бориса и Глеба, кнг. Ольги, преподобных Антония и Феодосия Печерских, т. е. В. С. включен в число почитаемых киевских святых. Известны случаи сопоставления его фигуры с изображениями имп. Константина и ап. Андрея Первозванного, напоминавшими о Крещении Руси и расцвете христианства, предсказанном во время легендарного путешествия ап. Андрея по рус. землям. Иконография В. С. в искусстве Нового времени

http://pravenc.ru/text/159104.html

христ. правителям с призывом дать отпор «неверным». Посланная царем на защиту Киева армия во главе с кн. Ю. П. Трубецким была торжественно встречена И. в сер. февр. 1673 г. 8 марта 1680 г. печерский архимандрит посылал в Москву старцев Паисия, Варлаама (Ясинского) и писаря И. Армашенко с просьбой пожаловать Киево-Печерскому монастырю обитель в Брянске или в Трубчевске в качестве укрытия на случай неприятельского нападения. По грамоте царя Феодора Алексеевича к Киево-Печерскому мон-рю в следующем году были приписаны Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь близ Брянска и Чёлнский в честь Преображения Господня монастырь близ Трубчевска. Помимо помощи Киево-Печерскому мон-рю царский двор оказывал И. др. знаки внимания. Так, в 1681 г. Феодор Алексеевич послал ему только что опубликованный «Обед душевный» Симеона Полоцкого, в 1683 г. царская семья в качестве поминального вклада по Феодору Алексеевичу пожаловала обители богослужебные облачения. И. руководил типографией Киево-Печерского мон-ря, принимал участие в подготовке изданий, в частности, благословил «Патерик, или Отечник, Печерский» (1661), предварительно просмотрел и внес исправления в соч. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников», опубликованное киево-печерской типографией в 1674 г. В 1672 г. И. направил в Москву монахов для устройства книжной лавки и организации продажи изданий Киево-Печерского мон-ря. Печерский архимандрит поддерживал отношения с видными деятелями Киевской митрополии. Сохранилась многолетняя переписка И. с архиеп. Лазарем (Барановичем), носившая доверительный характер (примером может служить письмо И. с рассказом о низложении патриарха Никона , где читаются слова: «Погасло великое светило»). Антоний (Радивиловский) посвятил И. сборник проповедей «Огородок Марии Богородицы» (1676). И был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря. М. А. Корзо, Б. Н. Флоря Сочинения И. является создателем ряда сочинений. Не подлежит сомнению его авторство в отношении философского курса «Сочинение о всей философии» (Opus totius philosophiae).

http://pravenc.ru/text/389655.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010