«Терские ведомости» (1891) сообщали следующие толки: появлению антихриста будут предшествовать знамений: земля не даст урожая, города и селения уменьшатся, и перед концом мира останется всего 77 городов во всем мире. В последние дни останутся только 77 мальчиков, и они будут так слабы, что лишь сообща смогут зарезать одного барана и будут есть его целый день. Перед концом света подымется Китай, и никому несдобровать от этой великой и могучей силы. Предводительствовать ею будет антихрист, он и теперь уже тайно служит у важного китайского сановника. Ист.: Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь. СПб., 1993. Лит.: Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. Антон Вихревей Народное название дня св. прп. Антония Римлянина (1147), 3/16 авг. Предание о жизни этого русского святого, по национальности итальянца родом из Рима, было хорошо известно русским людям. Душу крестьян трогала история гонения святого из Рима в Новгород. Приплыв туда на камне, Антоний возрадовался, что Бог принес его к православным. Узнав об этом чуде, еп. Никита построил церковь и келью для Антония на месте его прибытия. Через год рыбаки выловили бочку с золотом и серебром, которую когда-то, уходя из дому, Антоний бросил в море. На возвращенное ему Богом золото и серебро он построил монастырь и прожил в нем 30 лет. В дни памяти Антония Римлянина наблюдались сильные вихри. Они служили признаком снежной зимы. За эти вихри Антония и называли Вихревым, а в некоторых местах России этот день был еще известен под названием Вихревей, Вихревеи, Вихровей. А т. к. в этот день было принято собирать лесную малину, то добавлялось и еще одно название – Малинник. Антон Перезимник Народное название дня свв. прпп. Антония Великого (356), Антония Дымского (1224), Антония Черноезерского (XVI в.), Антония Краснохолмского, 17/30 янв. Соединенное в этот день празднование одноименных святых, трое из которых были русскими, придавало этому в глазах русских людей особый смысл. В этот день совершался обряд отваживания нечистой силы от дома. По древнему обряду полагалось встать рано и выйти из дома, пятясь назад, чтобы обмануть нечистого. А чтобы злые силы забыли путь к дому, следовало на снегу начертить крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время в Краснохолмском монастыре не ведают, где погребено тело основателя их обители; по мнению одних, он был погребён у жертвенника начатого им постройкой Никольского собора, а другие полагают могилу пр. Антония в малом приделе, пристроенном к юго-западной стороне Николаевского храма, посвящённом Всем Святым. Думают, что посвящение Всем Святым этого придела (в коем под спудом почивает пр. Антоний) сделано было с целью, что и его имя, как святого, будет прославляться с ними. От времени пр. Антония сохранилась только чудесно обретённая им и местно чтимая икона св. Николая Чудотворца. В обители ныне 5 храмов (древних). К этой обители питал особенное уважение патриарх Никон и делал в неё вклады (на кадиле есть надпись, свидетельствующая о том, что оно подано было им в Краснохолмский монастырь). Не сохранилось в Краснохолмском монастыре и изображения пр. Антония. В «Соборе Св. Тверских» он изображён старцем с седой круглой бородой, – в монашеском одеянии и схиме; в правой руке держит пяти-купольный храм, а левая рука приподнята вверх. – Есть его изображения (но недавно написанные) в иконостасе училищной церкви в Бежецком духовном училище и в Апостольской церкви Тверского архиерейского дома; в последнем храме – пр. Антоний изображён только по груди (один бюст его). (Архиепископ Димитрий, месяцеслов русских святых, январь, 136–137 стр.). Описание Антониева Краснохолмского монастыря составлено в 1883 году. 18. Преподобный Нектарий Бежецкий В книге, глаголемой «Описание о российских святых» в числе святых града Твери упоминается пр. Нектарий. «Преподобный Нектарий, Начальник Введенского монастыря Пресвятойе Богородицы, преставился в лето 7000 апреля в 3-й день ( М. В. Толстой ), стр. 188). Год кончины пр. Нектария относят то к 1490 г. (у Толстого), то к 1492 г. (архиепископ Сергий, II, 85), то к 1494 г. (Месяцеслов архиепископа Димитрия, 3 апреля). Ничего не известно о сем пр. Нектарии, основателе существовавшего в г. Бежецке Тверской губернии Введенского мужского монастыря; некоторые считают его за одно лицо с пр. Нектарием, основателем упразднённого Покровского мужского монастыря в с. Нектарьеве (в 15 вёрстах от г. Твери).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Антоний Заоникиевский, один из первых игуменов Владимирской Заоникиевской пустыни, находящейся в 12-ти верстах от Вологды, которая основана преп. Иосифом Заоникиевским во второй половине XVI века (Память его в одних святцах записана под 23-м Июля, в других – под 3-м Ноября), – Ист. Uep. IV, 134 , Верюжск. 607. Антоний, архиепископ Каменец-Подольский, до Каменца бывший некоторое время епископом Воронежским, скончавшийся на покое в Задонском Богородицком монастыре 29-го Марта 1827-го года. По словам преосв. Димитрия в Месяцеслове, – 1 изд. вып. IV, 2 отд., стр. 95, «о нем хранится в монастыре предание (?), как о нетленно почивающем угоднике Божием»; принадлежит к числу местно чтимых подвижников, -ibid. Антоний Краснохолмский, основатель Краснохолмского или Бежецкого Николаевского Антониева монастыря, который находится близ Красного Холма, заштатного города Тверской губернии, Бежецкого уезда, скончавшийся 17-го Января 1481-го года (Филарета Русские святые, 17 Января; о монастыре – Ист. Uep. IV, 807 ). Антоний, игумен Соловецкого монастыря с 1603-го по 1612-й год (Строева Списки иерархов) или с 1 (505-го по 1613-й год (Описание Соловецкого монастыря архим. Мелетия. О почитании см. у Ратшина, стр. 4 нач.; в Соловецким Патерике нет). Антоний Черноозерский, основатель упраздненной Антониевой на Черных озерках пустыни, которая находилась в Череповецком уезде Новгородской губернии, неизвестно когда живший (Ист. Uep. III, 103 ). Аркадий Новоторжский или Вяземский, ученик преп. Ефрема, основателя Новоторжского Борисо-Глебского монастыря (Ист. Uep. III, 420 , Филарета Русские святые, 28-го Января. Называется иначе Вяземским потому, что был родом из города Вязьмы Смоленской губернии и что первоначально подвизался подвигом юродства в родном своем городе, см. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, Спб. 1864, стр. 309. У преосв. Сергия и за ним у Барсукова ошибочно-Вязниковский; у преосв. Димитрия ошибочно – погребенный в Вязьме; у архим. Леонида ошибочно разделенный на двоих – Новоторжского и особого Вяземского).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Местность, где основан монастырь, состояла в Бежецком Верху Новгородской области и принадлежала, с 1462 года, к уделу Угличского князя Андрея Васильевича Большого, сына Василия Темного. В 1491 году великий князь Иоанн III Васильевич отнял у брата своего Андрея отчины и по духовному завещанию (1503 г.) назначил Бежецкий Верх сыну своему Симеону Иоанновичу, князю Калужскому, после которого, в 1518 году умершего неженатым, удел этот присоединен к Москве. В церковном управлении Бежецкий Верх, а следовательно и монастырь зависели до 1776 года от Новгородской кафедры. II. Устроение монастыря в разные времена Еще при жизни Преподобного Антония обитель его начала изменять свой вид и даже первоначально избранное для нее место. Увеличивавшееся с каждым годом число богомольцев и приношений от них, а также горячее усердие к новооснованному монастырю бояр Нелединских-Мелецких внушили Пр. Антонию мысль соорудить каменную церковь . Здесь нужно заметить, что берег реки, на котором впоследствии начал устрояться и ныне стоит монастырь, был низменный, заливавшийся в весеннее время водою, и потому первая деревянная церковь и кельи были, конечно, на ближайшей к реке возвышенной местности. Антоний же возъимел желание, чтобы предположенный к построению каменный храм, а также кельи и службы монастырские были на самом берегу реки, для чего потребовалось сделать насыпную площадь, значительную по пространству и высоте насыпи. 2 И в этом деле, требовавшем значительных средств, каких в монастыре и быть не могло, видно участие Нелединских. На этой насыпной и выравненной площади, по сказанию монастырского летописца, в 1481 году Антоний положил основание величественному по тому времени храму во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы. Храм был достроен уже по смерти Антония преемником его Германом. В 1494 году, по тому же летописцу, начаты строением каменная церковь с трапезою, известная по описям XVI столетия под именем Св. Великомучен. Димитрия Селунского 3 и некоторые монастырские службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существует предание, что однажды ночью прп. Антоний увидел за окном кельи небывалый свет. Когда он вышел, то на одном из деревьев обрел икону свят. Николая Чудотворца . Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника. К прп. Антонию стали приходить за советами, молитвами, принося пожертвования, а некоторые испрашивали дозволение жить при его келье. Для образовавшейся монашеской общины старец изволил поставить деревянную церковь во имя свят. Николая. Через несколько лет община разрослась, и возник монастырь. Согласно «Летописцу», в 1481 году прп. Антоний заложил каменную церковь Николая Чудотворца, но вскоре скончался и был погребен братиею в монастыре. После кончины основателя и строителя старца Антония, братия выбрала себе нового наставника старца Германа. В 1480-е годы он отправился к новгородскому архиепископу, который поставил его во игумена. Монастырский «Летописец» довольно подробно сообщает о поставлении Германа игуменом, но ничего не сообщает о его кончине. Скорее всего, он почил в 1490-е годы и был погребен на территории монастыря. XVI–XVII века Монастырь активно отстраивается и становится крупным вотчинником. К началу XVII века имеется два каменных храма, богато украшенных иконами, снабженных всей необходимой церковной и богослужебной утварью, книгами. В обитель вносят пожертвования цари, владыки, местные землевладельцы, представители именитых боярских родов. Среди вкладчиков монастыря последние Рюриковичи, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, епископ Вологодский и Великопермский Иоасаф , старица-инокиня Марфа Ивановна Романова, патриарх Иоасаф II , Нелединские, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы. За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина , появляются различные монастырские службы (среди которых мельничные и солодяничные), усиливается экономическое влияние в крае. В конце XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития) – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень . Живет монастырь по общежительному уставу , введенному новгородским архимандритом Макарием в монастырях Новгородской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/13677672.h...

Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига. Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI b.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вот несколько случайных примеров щедрости царя, заимствованных из Вкладных и Кормовых книг, которые если и не отличаются детальною точностью в показаниях, но конечно, не преувеличивают сумму пожертвований. В Кормовой книге (XVI в.) Троицко-Сергиева монастыря упомянуты вклады Uoahha IV , общая стоимость которых была не ниже 11,961 рублей и 25 алтын (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1879. II, стр. 35 и след.). Кроме того по случаю пожара монастыря 25 сентября 1564 года он же дал 1000 рублей (Русск. Ист. Библ., т. III, 223; Чт. О. И. и Др. Р. 1891, III, 12–13). В 7050 году царь пожертвовал в Новоезерский монастырь 1000 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1864, III, смесь, 8). Но опальных в Нижегородской Печерский монастырь от него же поступило 800 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1868, I, 4), в Московский Богоявленский монастырь – 407 рублей, (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1875, IV, стр. 153), в Новгородский монастырь св. Николая, что на Лятке, – 600 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 5. стб. 437), во Владимирский Рождественский монастырь – 900 рублей по опальных людях и еще 370 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 4, стб. 342). Новгородский Кириллов монастырь получил от царя вкладов на 2100 руб. (А. И., Т. I, 242, стр. 458), Махрищский московский – на сумму 530 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1878, III, 5–8), Спасо-Прилуцкий Вологодский – на сумму в 266 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. III, вып. 4, 1861, стб. 305), Антониев Сийский – на сумму свыше 2120 рублей (Чт. О. И. и Др. Росс, 1878, III, 71; Кононов впрочем, в брошюре «преп. Антоний Сийский чудотворец», СПБ. 1895, стр. 36, определяет сумму вклада Иоанна – неизвестно, на каких основаниях – в 1867 рублей 8 алтын и 2 деньги), Ростовский Борисоглебский – на сумму 1913 рублей (Вкладные и Кормовые книги Рост. Борясоглеб. монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII стол., изд. Титова, Ярославль, 1881), Тверской Краснохолмский – на сумму 1588 рублей (А. К. Жизневский, Древний Архив Краснохолмского монастыря, Древности, т. VIII, стр., 46, сравн. стр. 45. и друг. – Итог вкладов, впрочем, не вполне соответствует здесь их перечню). – Общая цифра перечисленных здесь вкладов равняется 25,555 р., но следует иметь в виду, что сюда не включено множество пожертвований недвижимостью и предметами, цена которых неизвестна. Помимо этого Грозный жертвовал и во многие другие монастыри, как то Белевский Спасо-Преображенский женский (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1862, кн. II, стр. 76 и 79), в Ростовский Богоявленский (Описание Ростов. Богоявлен. Авраамиева мужского монастыря, архим. Иустина, Ярославль, 1862, стр. 35 и 52), в Суздальский Покровский девичий и Переяславский Никитский (К. Тихонравов, Владимирский сборник, М. 1857, стр. 90–91 и 94; Труды седьмого археол. съезда в Ярославле, 1887, М. 1892, т. III, стр. 34), в Псково-Печерский монастырь (Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. Дерпт, 1821, стр. 29–30) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Димитровский монастырь намерен был скрыть более ценные вещи по близости от монастыря, за неимением средств отправить их в более отдалённое место. На военные надобности пожертвовано было монастырём пятьдесят рублей чрез Тверскую Духовную Консисторию. Виктор 1813–18 г. Из иеромонахов Тверского архиерейского дома; в 1818 году перемещён в Кашинский Клобуков монастырь. Августин 1818–30 г. Из иеромонахов Калязина монастыря; был присутствующим Кашинского Духовного Правления; в 1828 г. произведен в игумена. При нём в 1827 г. построен деревянный дом для братии. По его ходатайству, в том же году указом Святейшего Синода от 30 марта разрешено Димитровскому монастырю делить оброчную сумму на три части: одну часть настоятелю, другую братии, а третью на содержание монастыря. Моисей 1830–43 г. Из священников, был присутствующем в Кашинском Духовном Правлении и благочинным над Кашинскими и Калязиным монастырями. В 1833 году 17 сентября сгорела часть настоятельского корпуса, который и был перестроен в 1835 году. Моисей помер и погребён в Димитровском мо­настыре в 1843 году. Александр 1843–47 г. Из казначеев Тверского Отроча монастыря. При нём устроены две небольшие деревянные кельи для братии и окончена постройкою каменная ограда; перемещён в число братии Орпина монастыря; умер в Кашине и погребён в Димитровском монастыре. Иннокентий 1847–49 г. Из наместников Калязина монастыря. Фёдор Игумен 1849–56 г. Из казаков, служил на кораблях черноморского флота в 1824–38 годах, был благочинным флотского духовенства, произведён в игумена в 1840 г., был настоятелем Корсунского Онуфриева монастыря, временно исправлял должность настоятеля Крестного монастыря Архангельской губернии в 1848 г., определён в Димитровский монастырь в 1849 году; перемещён в Старицкий Успенский монастырь 1856 года. Антоний 1856–61 г. Из наместников Калязина монастыря. В Димитровский монастырь определён 1856 г.; перемещён в Краснохолмский монастырь, где первоначально возведён был в сан игумена, а потом архиман­дрита; отсюда перемещён в Новоторжский монастырь, а затем в Калязин монастырь. Был благочинным монастырей сперва Новоторжского округа, а потом Калязниского. Помер в Калязине в 1897 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет, благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба Всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память Всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более сорока угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями Тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12 июня, 2 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта), и епископ Арсений († 1409; память 2 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига. Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января и 11 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.); основатель Сретенского монастыря преподобный Савва († 1467); и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459) основатель СвятоТроицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17 марта, 26 мая); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7 декабря, 27 мая); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11 апреля, 4 октября); убитый псшяками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониева Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При учреждении в 1836 году викариатства в тверской епархии, с пребыванием викарному епископу в Желтикове монастыре, штатное 2-го класса положение Антониева монастыря перенесено на Желтиков, а сего последнего штат 3 класса обращен на Антониев мон. По особому определенно Св. Синода и распоряжению министра финансов прибавочная сумма в 200 р. оставлена за краснохолмским монастырем. Архимандрит Серафим перемещен во второклассный суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. 68. Павел Алимпиев (1836) С поступлением Желтикова монастыря в управление викарного Епископа и с обращением на здешний монастырь желтиковского штата перемещен сюда и тамошний архимандрит. Умер в том же году 20 ноября и погребен близ собора на южной стороне. 69. Игум. Виктор Лебедев (1837 – 1839) С мая по ноябрь 1837 г. исправлял должность настоятеля, бывши иеромонахом и смотрителем духовного училища; 27 ноября утвержден настоятелем и произведен во игумена. Отсюда перемещен в Томский Алексиевский монастырь во архимандрита, где и до ныне (1882 г.) настоятельствует. 70. Амфилохий (1839 – 1843) Из архимандритов Томского Алексиевского монастыря. Отсюда перемещен на должность смотрителя петрозаводского дух. училища, с поручением ему в управление Александро-Ошевенского монастыря. 71. Паисий (1843 – 1853) Перемещен из полоцкого Богоявленского второклассного монастыря с оставлением за ним степени настоятеля второклассного монастыря. Вследствие запутанности в Полоцке денежных счетов по разным строительным комиссиям, которых он был членом, прибыл сюда в конце 1845 года; а до него управляли монастырем сначала казначей, а последние полгода – смотритель училища иеромонах Иоасаф. Паисий умер здесь 10 августа 1853 года и погребен близ собора на южной стороне. 72. Иннокентий Одинцов (1853 – 1861) Произведен сюда в архимандриты из иеромонахов и экономов тверского архиерейского дома. Умер 13 сентября 1861 года и погребен там же, где и Паисий. 73. Антоний Диевский (1861 – 1864) Из строителей кашинского Дмитровского монастыря; отсюда перемещен в новоторжский Борисоглебский монастырь. 74. Игум. Виктор Гумилевский (1864 – 1869)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010