Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Основание монастыря, по сказанию монастырского летописца, 1 было так: в княжение великого князя Василия Васильевича Темного приехал на службу в Россию из города Кролевца один из знатных литовских вельмож польской службы Станислав Мелецкий; принял православие с именем Михаила, получил в управление город Вологду и – в вотчину несколько сел и деревень в Городецком (Бежецком) уезде. В 1461 году ко внуку этого боярина Афанасию Васильевичу Нелединскому – Мелецкому, владельцу местности, где теперь находится монастырь, пришел из Белозерских монастырей старец священноинок Антоний. Благочестивый боярин с любовью принял старца; но здесь ему приключилась болезнь, от которой, благодаря попечениям радушного хозяина, он скоро оправился. Не имея, вероятно, достаточно силы после болезни продолжать путь, Антоний, искавший глубокого уединения, испросил себе у Афанасия Нелединского небольшой участок земли, где для совершения молитв он построил деревянную часовню, а для себя – келью, и мирно потекла его подвижническая уединенная жизнь. Недолго, однако, Антоний наслаждался пустынною тишиною: слух о богоугодной жизни отшельника скоро распространился по окрестности и благочестивые чтители подвижничества начали к нему стекаться; одни желали с ним вместе жить и подвизаться, другие приходили, чтобы получить от него благословение и назидание и просить молитв о себе и о почивших; при чем каждый, по своему состоянию, делал приношение из своих пожитков. Это дало ему средства построить на первый раз деревянную церковь и вокруг оной такую же ограду. Существует устное предание, что однажды ночью Антоний увидел из оконца своей кельи не вдалеке необыкновенный свет. Объятый трепетом и радостью, он вышел узнать, что означало это дивное явление, и узрел на дереве икону Святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Богу и Его угоднику, он внес Св. икону в свою часовню, а по устроении деревянной церкви посвятил оную имени сего Святителя. Желавших вместе с ним жить он принимал всех, вместе с ними трудился при устроении келлии и был для них образцом и руководителем в богоугодной жизни. Так образовался монастырь, названный в честь храмового Святого и в память основателя Николаевским-Антониевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То ручеек, то мелкая речка, а иной раз и коварное мрачное болото – все оставалось за спиной инока, все преграды преодолевали его широкие шаги. Версты одна за другой ложились под ноги. В бежецких пределах, на том лакомом куске лесистой земли, за обладание которым не первое десятилетие продолжалась, но уже явно затихала упорная московско-новгородская вражда, время от времени сдабриваемая тверским вмешательством, странник почувствовал недомогание. И хотя дух монаха оставался бодр, бренное тело настоятельно требовало отдыха. На иноческое счастье в глуши бескрайних и безмолвных лесных пространств мелькнули тесовые крыши: то было селение, принадлежавшее Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому. Здесь инок нашел себе пристанище, здесь над ослабленным телом окончательно взяла верх болезнь, грозившая завершить его земную дорогу. Но пути Господни, как хорошо известно всякому христианину, неисповедимы. Валяясь в бреду, инок твердил заученные еще отроком слова премудрого Соломона: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука». Страдания действительно отпустили тело подвижника, болезнь миновала. Внесли свою лепту в исцеление страждущего и лекари Афанасия Васильевича, почитавшего своим особым долгом заботиться о монахах – тех, кто возложил на себя тяжелое бремя нести по грешной земле прообраз ангельского чина. Впоследствии не один час провели за неторопливыми беседами о райских блаженствах и адских терзаниях протянувший руку помощи и принявший ее. Афанасий Васильевич все больше проникался недюжинной личностью спасенного им инока. Да и сам монах посчитал Бежецкий Верх подходящим местом для своего дальнейшего служения Всевышнему: он стал упрашивать Афанасия Васильевича, чтобы тот разрешил ему поселиться в бежецких пределах. Нелединский-Мелецкий не заставил себя долго ждать и решил навсегда закрепить узы их духовной дружбы – на слиянии рек Неледины и Могочи он выделил иноку землю из своих владений. Так начинался, или, если точнее, мог начинаться, согласно преданиям, Краснохолмский монастырь. Его основателя и первого насельника, пришедшего из белозерской стороны, звали Антоний.

http://pravoslavie.ru/48600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ († 1481), прп. (пам. 17 янв. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), основатель Краснохолмского мон-ря . Единственным источником сведений об А. К. является «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей», составленный предположительно в кон. XVI в. (опубл.: Жизневский. Древний архив). Время и место рождения А. К. неизвестны. «Летописец» сообщает, что в 1461 г. из белозерских мон-рей на р. Мологу, во владения дворянина А. В. Нелединского-Мелецкого, пришел священноинок Антоний. Здесь А. К. заболел и был вынужден остаться. Через нек-рое время Нелединский-Мелецкий пожертвовал ему землю, на к-рой А. К. поставил келью и часовню (видимо, преподобный поселился на острове, т. к. монастырские описи XVII в. сообщают, что часовня находилась на острове близ мон-ря). Вскоре к святому стали собираться ученики и возник мон-рь. Однажды ночью А. К. увидел из окна необыкновенный свет, вышел из кельи и обрел на дереве икону свт. Николая Чудотворца. Явленную икону преподобный поставил в часовне. После того как в мон-ре была построена церковь, ее освятили во имя свт. Николая. Поскольку к чудотворной иконе приходило много богомольцев, А. К. решил построить вместо деревянной церкви каменный собор. Для этого на берегу реки, к-рый был низким и весной заливался водой, сделали насыпь, значительную по протяженности и высоте. В 1481 г. на насыпи началось строительство каменного Никольского собора. В том же году А. К. преставился, и собор был закончен уже его преемником - строителем Германом (1481 - ок. 1493). День преставления А. К. неизвестен, его память празднуется в один день с прп. Антонием Великим . Не сохранилось сведений и о месте погребения А. К. Игум. Анатолий (Смирнов), составивший в 1883 г. описание Краснохолмского мон-ря, предполагал, что ц. во имя Всех святых, пристроенная в XVII в. к юго-зап. углу собора, была поставлена над могилой преподобного. В Никольском соборе находилась икона свт. Николая, обретенная А. К. (в XVII в. она помещалась на аналое, близ царских врат). Впосл. эту икону объединили в одном киоте с Владимирской иконой Пресв. Богородицы, также чудотворной.

http://pravenc.ru/text/116074.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антоний Краснохолмский, прп. - житие Преподобный Антоний Краснохолмский основал в 1461 году близ города Красного Холма, в 30-ти верстах от Бежецка, обитель, известную под именем Краснохолмского Бежецкого Николаевского монастыря. Единственным источником сведений о преподобном Антонии Краснохолмском является «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей», составленный предположительно в конце XVI века. Время и место рождения его неизвестны. Антоний в 1461 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег реки Мологи и здесь (при слиянии рек Неледицы и Могочи, впадающих в Мологу) владелец этой местности краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной, прп. Антоний испросил у доброго помощника участок земли, на котором построил деревянную часовню и при ней келью. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника, к нему стали приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволение и жить при его келье. Почитатели прп. Антония доставляли средства не только к пропитанию его с братией, но и для постройки храма. Однажды ночью прп. Антоний увидел необыкновенный свет; объятый ужасом от сего, он пошел на то место, где видел чудное видение, нашел здесь икону святителя Николая и решил начатый (деревянный) храм построить в его честь. Благосклонное внимание А.В. Нелединского-Мелецкого и его щедрые пожертвования внушили преподобному вместо деревянного построить (по образцу Успенского Московского собора) каменный храм и открыть при нем монастырь. Вскоре было положено основание каменному во имя святителя Николая монастырскому собору. К сожалению, прп. Антоний вскоре, в 1482 г., скончался. Остался неизвестен день кончины прп. Антония, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 (30) января, вероятно, по тезоименитству его с прп. Антонием Великим.

http://pravicon.com/info-1788

Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь - православный монастырь в Тверской области. Основан в конце XV в. Был закрыт в начале XX века, возвращен Церкви в 2014 году. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан в конце XV в. старцем, пришедшем, вероятно, из прославленной Кирилло-Белозерской обители, так как монастырский летописец указывает, что преподобный Антоний был из «страны Белозеския». Оказавшись в городе Городецк Бежецкого Верха (пограничье новгородских и тверских земель), старец занемог. По излечении от болезни он решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. К нему стали стекаться люди, вскоре собралась братия, и возник монастырь. Согласно монастырскому Летописцу, основную роль в устроении обители сыграли местные бояре Неледенские-Мелецкие. Но, анализируя политическую ситуацию конца XV в., более вероятно выглядит участие князя Андрея Большого Углического в создании монастыря на землях его удела. Наличие в Николаевском Антониевом монастыре уже в XV-XVI вв. двух каменных строений (главного Никольского храма с пределом и церкви св. влкм. Димитрия Солунского с трапезной), богато украшенных икон, разнообразной богослужебной утвари, богатых священнических облачений и богослужебных книг (имелось 11 напрестольных Евангелий, часть которых была украшена золотом, серебром и бархатом), значительных земельных наделов и различных монастырских служб (среди которых мельничные и «солодяничные») ставят его в один ряд с крупнейшими обителями того времени. XVI – XVII вв. – это время развития, если не расцвета, Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В обитель вносят пожертвования как местные землевладельцы, так и представители именитых боярских родов (среди вкладчиков монастыря были кн. Андрей Большой Угличский, бояре Нелединские, архим. Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы). За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина (в 1564 г. монастырь имел 149 деревень, а в них 215,5 вытей), усиливается его экономическое благосостояние и влияние в крае. На территории обители возникают новые здания (в конце XVI в. строится церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже с трапезную и с разными службами; устраивается трехпрестольная надвратная церковь в честь Вознесения Господня, св. влкмч. Димитрия Солунского и св. благ. кн. Бориса и Глеба - последняя в 1650 г. переосвящена в честь Алексия человека Божия; некоторые другие церкви, каменные кельи и ограда, и прочие постройки), формируется Некрополь монастыря. С конца XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень), хотя, вероятно, и не без усердного ходатайства его влиятельных вкладчиков.

http://azbyka.ru/palomnik/Краснохолмский...

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь восстанавливается в Бежецкой епархии 27 октября 2017 г. 14:30 Продолжаются масштабные противоаварийные работы на объекте культурного наследия федерального значения — Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре Бежецкой епархии . Это одна из древнейших обителей Руси, основанная в середине XV века. После закрытия в послереволюционные годы долгое время она находилась в запустении. С образованием Бежецкой епархии, по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета было учреждено Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Монастырь был включен в федеральную программу «Культура России», благодаря чему стало возможным проведение масштабных противоаварийных работ в главном здании монастыря — Николаевском соборе, построенном в конце XV века. По завершении противоаварийных мероприятий предстоит комплекс ремонтно-реставрационных работ. Основание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря можно отнести к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, поселился на этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В этом же году закончил свою земную жизнь и преподобный Антоний, погребенный на территории монастыря (ныне местонахождение его захоронения неизвестно). Время духовного и материального расцвета монастыря — XV-XVI века . Вклады в монастырь делали представители боярских и дворянских родов: Годуновы, Шуйские, Одоевские, Пожарские, Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале XVII века, обитель была разорена, но затем восстановлена. После Октябрьской революции 1917 года обитель была закрыта, в 1930-х годах многие ее сооружения — разрушены. В августе 2013 года монастырь был зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев). На территории монастыря сохранились несколько построек, имеющих статус памятников культуры федерального значения, сообщает пресс-служба епархии. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Председатель Финансово-хозяйственного управления провел совещание по вопросу реставрации Краснохолмского Антониева монастыря в Тверской области 25 марта 2021 г. 17:56 24 марта 2021 года в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата председатель ФХУ епископ Наро-Фоминский Парамон провел рабочую встречу с епископом Бежецким и Весьегонским Филаретом . В совещании также участвовала архитектор-реставратор отдела реставрации и ремонта ФХУ Н.А. Васильева. Темой встречи стали вопросы, связанные с восстановительными, реставрационными работами на уникальном памятнике архитектуры XV века — Никольском соборе Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Краснохолмский район, Тверская область). Епископ Парамон и епископ Филарет обсудили сложности при производстве работ по подключению объекта к наружным инженерным сетям (эти работы не могут быть профинансированы за счет государственной программы «Развитие культуры»), специфику эксплуатации таких объектов. В 2020-2021 годах в Никольском соборе планируется выполнить следующие первоочередные работы: усиление фундаментов, реставрацию кирпичной кладки алтарных стен с арочными проемами, реставрацию кирпичной кладки белокаменных стен алтарной части, реставрацию белокаменного цоколя (воссоздание — в алтарной части, реставрация — в части четверика), реставрацию существующих стен четверика, инъектирование трещин на фасадах и устройство железобетонного пояса. Монастырский «Летописец» относит основание монастыря к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно, пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, поселился в этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В том же году преподобный Антоний закончил свою земную жизнь и был погребен на территории монастыря (в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно). Время духовного и материального расцвета монастыря — XV-XVI века. Пожертвования на развитие обители делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале XVII века, обитель была разорена, но затем быстро восстановлена. После революции 1917 года монастырь закрыли, а в 1930-х годах многие сооружения разрушили. В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в реставрации. В обители сохранилось несколько каменных строений, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5791374.ht...

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Местность, где основан монастырь, состояла в Бежецком Верху Новгородской области и принадлежала, с 1462 года, к уделу Угличского князя Андрея Васильевича Большого, сына Василия Темного. В 1491 году великий князь Иоанн III Васильевич отнял у брата своего Андрея отчины и по духовному завещанию (1503 г.) назначил Бежецкий Верх сыну своему Симеону Иоанновичу, князю Калужскому, после которого, в 1518 году умершего неженатым, удел этот присоединен к Москве. В церковном управлении Бежецкий Верх, а следовательно и монастырь зависели до 1776 года от Новгородской кафедры. II. Устроение монастыря в разные времена Еще при жизни Преподобного Антония обитель его начала изменять свой вид и даже первоначально избранное для нее место. Увеличивавшееся с каждым годом число богомольцев и приношений от них, а также горячее усердие к новооснованному монастырю бояр Нелединских-Мелецких внушили Пр. Антонию мысль соорудить каменную церковь . Здесь нужно заметить, что берег реки, на котором впоследствии начал устрояться и ныне стоит монастырь, был низменный, заливавшийся в весеннее время водою, и потому первая деревянная церковь и кельи были, конечно, на ближайшей к реке возвышенной местности. Антоний же возъимел желание, чтобы предположенный к построению каменный храм, а также кельи и службы монастырские были на самом берегу реки, для чего потребовалось сделать насыпную площадь, значительную по пространству и высоте насыпи. 2 И в этом деле, требовавшем значительных средств, каких в монастыре и быть не могло, видно участие Нелединских. На этой насыпной и выравненной площади, по сказанию монастырского летописца, в 1481 году Антоний положил основание величественному по тому времени храму во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы. Храм был достроен уже по смерти Антония преемником его Германом. В 1494 году, по тому же летописцу, начаты строением каменная церковь с трапезою, известная по описям XVI столетия под именем Св. Великомучен. Димитрия Селунского 3 и некоторые монастырские службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010