Краснохолмская 1923(?)–03(16).04.1955: Сергий Кудрявцев Красноярская (обн.) 1922–1924: Назарий Андреев 10 .1922–1923: Александр (Зосима) Сидоровский 18(31).08.1923–20.09(03.10).1923: Александр Авдентов 02(15).07.1923–: Георгий Жук 1924–1925: Александр Авдеитов, паки 10(23).06.1925–1926: Александр Авдентов, в третий раз 1926–1928: 07(20).01.1928–: Иоанн Житов 1926–08(21).01.1931: Алексий Копытов 08(21).01.1931–1934: Пётр Добринский 10 .1934–: Александр Авдентов, в четвёртый раз 1935–09(22).01.1938: Александр Турский Красноярская и Енисейская 16 .01 (08.02).1913–25.07(07.08).1917: Никон Бессонов 1917–1917: Гавриил Воеводин, в. у. 1917–1917: Зосима Сидоровский, в. у. 1917–09(22).02.1918: Назарий Андреев, в. у. 09(22).02.1918–1922: Назарий Андреев 1919–1919: Зосима Сидоровский, в. y., паки 1922–1927: 05(18).10.1927–03(16).02.1928: Никон Дегтяренко 09 .1928–17(30).05.1931: Мелхиседек Паевский 1929–1930: Амфилохий Скворцов 29 .07(11.08).1931–11(24).06.1933: Павел Павловский 16(29).06.1933–20 04(03.05).1934: Антоний Миловидов 10(23).04.1934–1935: Феофан Еланский 27 .08(09.09).1935–19.03(01.04).1936: Серафим Зборовский 19 .03(01.04).1936–22.10(04.11).1937: Сергий Куминский, в. у. 1937–1942: 1942–1943: Лука Войно-Ясснецкин 1944–1947: Варфоломей Городцов, в. у. Кременецкая 21 .04(04.05).1913–1918: Дионисий Валединский 1918–1920: 20 .01(02.02).1920–1920: Амвросий Казанский 1920–14(27).02.1923: Дионисий Валединский, паки 11(24).08.1924–1926: Симон Ивановский 1926–1928: 21 .05(03.06).1928–1940: Алексий Громадский 1940–: Антоний Марценко – 1943: 1943–1945: Иов Кресович Кременчугская (обн.) 05 .1925–03.1926: Иоанн Славгородский 09 .1927–1934: Михаил Митрофанов 1928–1929: Даниил Громовенко Крестецкая 1920–1922: Серафим Велицкий Крестецкая (обн.) 01(14).09.1922–07(20).02.1923: Макарий Опоцкий Криворожская 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Порфирий Гулевич Криворожская (обн.) 06 .1925–08.1925: Михаил Митрофанов 1925–1930: 03 .1930–05.1932: Димитрий Михальчук Кронштадтская 08(21).09.1916–17(30).06.1917: Мелхиседек Паевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Председатель Финансово-хозяйственного управления провел совещание по вопросу реставрации Краснохолмского Антониева монастыря в Тверской области 25 марта 2021 г. 17:56 24 марта 2021 года в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата председатель ФХУ епископ Наро-Фоминский Парамон провел рабочую встречу с епископом Бежецким и Весьегонским Филаретом . В совещании также участвовала архитектор-реставратор отдела реставрации и ремонта ФХУ Н.А. Васильева. Темой встречи стали вопросы, связанные с восстановительными, реставрационными работами на уникальном памятнике архитектуры XV века — Никольском соборе Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Краснохолмский район, Тверская область). Епископ Парамон и епископ Филарет обсудили сложности при производстве работ по подключению объекта к наружным инженерным сетям (эти работы не могут быть профинансированы за счет государственной программы «Развитие культуры»), специфику эксплуатации таких объектов. В 2020-2021 годах в Никольском соборе планируется выполнить следующие первоочередные работы: усиление фундаментов, реставрацию кирпичной кладки алтарных стен с арочными проемами, реставрацию кирпичной кладки белокаменных стен алтарной части, реставрацию белокаменного цоколя (воссоздание — в алтарной части, реставрация — в части четверика), реставрацию существующих стен четверика, инъектирование трещин на фасадах и устройство железобетонного пояса. Монастырский «Летописец» относит основание монастыря к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно, пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, поселился в этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В том же году преподобный Антоний закончил свою земную жизнь и был погребен на территории монастыря (в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно). Время духовного и материального расцвета монастыря — XV-XVI века. Пожертвования на развитие обители делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале XVII века, обитель была разорена, но затем быстро восстановлена. После революции 1917 года монастырь закрыли, а в 1930-х годах многие сооружения разрушили. В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в реставрации. В обители сохранилось несколько каменных строений, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5791374.ht...

Почти в то же время тремя благочестивыми пустынниками – Ефремом, Игнатием и Галактионом – в лесу, на болоте был основан Вяжицкий монастырь того же святителя. К ним потом, по свидетельству монастырских записей, пришел иеромонах Пимен, бывший впоследствии в этой обители первым игуменом. Первоначально ими была устроена только часовня святителю, потом в 1411 году этими основоположниками была выстроена церковь его имени. Устное предание к этому добавляет, что поводом к устроению этого храма Угоднику послужило явление этим старцам чудотворной иконы святителя «в чудесах». Суровая, исполненная подвигов и лишений жизнь первых иноков этой обители еще более отягощалась первое время притеснениями одного новгородского боярина, владельца леса, в котором поселились иноки. Он никак не хотел позволить им жить на земле его и верно изгнал бы их и разрушил их монастырь, если бы святитель чудесным образом не заступился за своих обетников и их обитель. Строптивый боярин вдруг заболел злокачественными ранами на обеих ногах. Сколько он ни лечился – призывал на помощь сначала соседних знахарей, потом иностранный врачей из Новгорода, – не получил от них никакой помощи, пока наконец не обратился с молитвою к святителю Николаю, который вскоре совершенно и исцелил его. Тогда боярин, движимый раскаянием и благодарностью за исцеление, не только перестал преследовать иноков, но еще отдал им близлежащую землю. В 1461 году преподобный Антоний Краснохолмский (XV) строит деревянный храм святителю на берегу реки Мологи, в 30 верстах от Бежецка, в краю, еще не имевшем обителей. Этот храм и послужил началом Николаевской Краснохолмской обители. В 1481 году преподобный перестроил его в каменный и, хотя со многими позднейшими переделками, он существует в обители доселе в качестве главного соборного храма. Почти с самого же основания своего в обители пребывал явленный чудотворный образ святителя Николая. По преданию, образ явился тому же Антонию скоро после поселения старца в пустынном уединении, когда, привлекаемые славой о его житии, к нему только что начали стекаться отшельники, и им только что строилась первая церковь. «Однажды, – говорит предание, – Антоний увидел из оконца своей кельи невдалеке необыкновенный свет. Объятый трепетом и радостью, он вышел узнать, что означало это дивное явление, и узрел на дереве икону святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Богу и Его угоднику, он внес святую икону в свою часовню, а по устроении деревянной церкви, посвятил ее имени сего святителя». Затем ее перенесли в Николаевский соборный храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Так и вы, положивши доброе начало, должны постоянно трудиться и продолжать своё благоделание. Никто из вас да не ослабевает на избранном поприще, но все друг друга неусыпно подвизайте к «почести вышняго звания» ( Флп.3:14 ). Только благий и вожделенный конец венчает начало и продолжение всякого дела. Посему все мы, предстоящие здесь, желаем и усердно молим Господа: да начный дело вашего общежития Господь, Той и совершит [Ср. ( 2Кор.8:6 )] ко славе пресвятаго имени Его, ко спасению душ ваших и к назиданию всех ближних ваших. Аминь. 21 (14) 104 23 Сент. 1853. Знают ли в Орле, что 20-го числа Сент. здесь была сильнейшая буря, нагнавшая много воды в прибрежные части столицы? Между прочим и на наш Васильевский Остров (на большой проспект оного) бурею пригнано с финского залива большое двухмачтовое судно и множество дров. Тревога от возвышения воды продолжалась до самого утра 21-го числа. Но слава Богу! теперь несколько затопленные улицы уже высыхают. Вчера служивши с своим Ректором Митрофаном 105 во Владимирском соборе, по случаю Кавалерского праздника, к прискорбию узнал я от него, о. Митрофана, что Полоцкий Ректор, Архимандрит Поликарп скончался, после 8-ми-дневной болезни, должно быть от холеры. Такова-то наша жизнь! Помолитесь о нём Господу Богу, чтоб упокоена была душа его с праведными! Объявите о сем печальном случае Орлянам, кои любили его за произношение проповедей, чтоб вознесли они к Богу духов надгробные молитвы – о прочтении его к лику избранных Христовых. О. Митрофан сказал, что в Академии получено формальное донесение о смерти о. Поликарпа. – Неутешная мать его, старушка, помещена Преосвященным Василием в Полоцкий, Спасо-Евфросиньевский монастырь, чтобы удобнее оплакивать внезапную кончину своего сына 106 . Также по Синоду вижу, что и о. Паисий, бывший Полоцкий Архимандрит, недавно действительно помер в Краснохолмском монастыре 107 , куда теперь назначен Архимандритом Эконом Тверского Архиерейского Дома. Сейчас был у меня новоназначенный Уфимский Епископ Антоний (Шокотов) 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На южной стороне церкви в ограде пруд. Один придел в Вассьянском храме посвящён пр. Вассиану (память коего совершается 10 октября) в тот же день, когда православная церковь воспоминает пр. Вассиана игумена, «иже в Константине граде обители устроив, учеников до трехсот собра, в его же монастыре пр. Матрона, мужским одеяньем прикрывшись, иночествова время довольно» (память её 9 ноября). Пр. Вассиан жил в 5 веке. Трудно объяснить, почему в селе Вассианском (в предполагаемой Троицкой Рябовой пустыни) придел посвящён малоизвестному (а может быть и неизвестному для сельских прихожан) святому греческой церкви. Думается, под его именем почитался свой, местный, святой Вассиан, основатель Рябовой пустыни, как в селе Тутани под именем пр. Ксенофонта, чтимого всей православной церковью, чтился свой преподобный Ксенофонт Тутанский, или в селе Савватьеве вместо пр. Савватия Соловецкого праздновали своему пр. Савватию Савватьевскому, или в селе Саввине принимали своего св. Савву, основателя Саввина монастыря, за пр. Савву Освященного и т. п. – тем более что дни кончины – пр. Ксенофонта (Тутанского). Савватия (Савватиевского), Саввы (Саввинского), Вассиана Рябовского (или Вассиянского) были не известны, а памяти святых, дни кончины коих не известны, в нашей православной церкви приурочиваются к дням празднеств святых, чтимых всей церковью, как, например, пр. Антоний Леохновский и др. (Черноезерский, Краснохолмский, Дымский) воспоминаются 17 января, в день памяти пр. Антония Великого ; или Афанасия (Ростовский, Лубенский, князь Афанасий и др.) воспоминаются в дни св. Афанасия Великого 18 января, 2 мая – и т. д. (см. Месяцеслов русских св. архиепископа Димитрия, 17 и 18 января, 2 мая, 12 и июня. Пр. Вассиан был родом из села Рожалина, находившегося в Кесовской волости г. Бежецкого Верха (ныне г. Бежецк) Тверской губернии, – происходил из рода князей Шестихинских, а по другим из рода князей Шаховских; (как Шестихины, так и Шаховские родоначальником своим считают св. Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, 19 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

3) В городе Торжке – в Борисоглебском монастыре открыто покоятся мощи основателя обители преподобного Ефрема, а под спудом, ученика его, блаженного Аркадия. – В Спасо-Преображенском соборе г. Торжка, под правым приделом находится гробница св. Иулиании, княгини Новоторжской – в церкви, её имени посвящённой. – На соборной площади существует старинная часовня, построенная, по местному верованию, на месте погребения Новоторжского блаженного – Константина. 4) В городе Кашине – в Воскресенском соборе – почивают мощи благоверной Великой княгини Анны, супруги св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича, в правом приделе. 5) В городе Колязине – в Троицком Колязинском мужском монастыре открыто почивают мощи основателя обители, пр. Макария, а в притворе – под спудом покоятся мощи местно чтимого святителя Серапиона, митрополита Сарского и Подонского. 6) В Ниловой пустыни, на Столобенском острове озера Селигер (в 7 вёрстах от города Осташкова), открыто почивают мощи пр. Нила, первоначальника обители; здесь же, в монастыре, под соборным храмом, погребено тело благотворителя и восстановителя Ниловой пустыни – местно чтимого святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского. 7) В городе Ржеве – местно почитаются Ржевский князь Владимир и его супруга Агриппина, погребённые в городском соборе; – в этом же г. Ржеве подвизалась и игуменья Параскева, но в каком монастыре она жила, – не известно, не известно где и погребена. 8) В городе Бежецке, в приходской Введенской церкви, обращённой из монастыря подгороднего, покоится основатель обители пр. Нектарий. 9) В Краснохолмском (Никольском) монастыре (близ заштатного города Красного Холма, Весьегонского уезда) под спудом погребён основатель обители пр. Антоний Красно-Холмский (место погребения его в обители неизвестно). Эти святые, без сомнения, могут быть признаны принадлежащими к собору Тверских угодников Божиих, так как они окончили земную жизнь («родились для вечной жизни») в пределах Тверской епархии. Что же касается до остальных, которые скончались вне Тверской епархии, то одни из них по своему родопроисхождению принадлежали к Твери и вообще к территории Тверской епархии, как то:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

7. Блюдо серебряное без поддона, весом 2 ф. 10 зол. На нем подпись: «192 (1684) года марта в 22 день cie блюдо боярыня Федора Степановна приложила бежецкого уезда в дом чудотворца Николая в Онтипов монастырь по супруге своем боярине по Симеоне Ивановиче Заборовском по его душе в вечной поминок.» 8.Два малые серебряные подсвечника; на одном из них надпись: «дал вкладу стольник Яков Васильевич Нелединской в бежецкой верх к чудотворцу Николе в Онтипов монастырь четыре подсвечника серебреные по своей душе и жены своей и по родителях своих.» 9. Два ковшика серебряные, в 60 и 30 золотников; на большом надпись: «7193 (1685) дал сию чару вкладу в дом чудотворца Николы в Антонов монастырь по своих родителях Яков Васильевич Нелединский». Другой ковш его же вклад. Священнических облачений, заслуживающих внимания по древности и богатству нет. От старинных риз, оплечья которых были украшены жемчугом, теперь осталась только одна епитрахиль с небольшим количеством жемчуга. V. Настоятели и обстоятельства монастыря 1.Преподобный Антоний – основатель монастыря (1461 – 1481) О месте и времени рождения его, равно и о первых его подвигах ничего неизвестно, кроме того, что он пришел сюда из белозерских стран священноиноком. Последний подвиг его в основанной им обители был – закладка до ныне существующего монастырского соборного храма, и вскоре после того он, преподобный, отошел в вечный покой. Достойно сожаления, что теперь достоверно неизвестно место его погребения, и только, как замечено выше, пристройка к собору малой церкви и именование ее – во имя Всех Святых – дают повод думать, что алтарь этой церкви устроен над местом упокоения преп. Антония. 29 Игумены: 2. Герман (1482 – около 1403) Из братии монастыря, сначала – строитель. Он докончил постройку соборного храма, украсил оный св. иконами, снабдил утварью и книгами и освятил. За ревностное попечение об обители и за благочестивую жизнь, по прошению братии, архиепископом Новгородским (вероятно – Сергием) возведен в сан игумена. После него и другие настоятели были игуменами. 3.Паисий I (1434 – и в начале XVI века )

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То ручеек, то мелкая речка, а иной раз и коварное мрачное болото – все оставалось за спиной инока, все преграды преодолевали его широкие шаги. Версты одна за другой ложились под ноги. В бежецких пределах, на том лакомом куске лесистой земли, за обладание которым не первое десятилетие продолжалась, но уже явно затихала упорная московско-новгородская вражда, время от времени сдабриваемая тверским вмешательством, странник почувствовал недомогание. И хотя дух монаха оставался бодр, бренное тело настоятельно требовало отдыха. На иноческое счастье в глуши бескрайних и безмолвных лесных пространств мелькнули тесовые крыши: то было селение, принадлежавшее Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому. Здесь инок нашел себе пристанище, здесь над ослабленным телом окончательно взяла верх болезнь, грозившая завершить его земную дорогу. Но пути Господни, как хорошо известно всякому христианину, неисповедимы. Валяясь в бреду, инок твердил заученные еще отроком слова премудрого Соломона: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука». Страдания действительно отпустили тело подвижника, болезнь миновала. Внесли свою лепту в исцеление страждущего и лекари Афанасия Васильевича, почитавшего своим особым долгом заботиться о монахах – тех, кто возложил на себя тяжелое бремя нести по грешной земле прообраз ангельского чина. Впоследствии не один час провели за неторопливыми беседами о райских блаженствах и адских терзаниях протянувший руку помощи и принявший ее. Афанасий Васильевич все больше проникался недюжинной личностью спасенного им инока. Да и сам монах посчитал Бежецкий Верх подходящим местом для своего дальнейшего служения Всевышнему: он стал упрашивать Афанасия Васильевича, чтобы тот разрешил ему поселиться в бежецких пределах. Нелединский-Мелецкий не заставил себя долго ждать и решил навсегда закрепить узы их духовной дружбы – на слиянии рек Неледины и Могочи он выделил иноку землю из своих владений. Так начинался, или, если точнее, мог начинаться, согласно преданиям, Краснохолмский монастырь. Его основателя и первого насельника, пришедшего из белозерской стороны, звали Антоний.

http://pravoslavie.ru/48600.html

Новосёловым». Томск, 1998, стр. 9–38. 139  Эти слова приписаны Обер-прокурору Св. Синода В.К. Саблеру (сообщ. о. Пётр Первушин; см.: Второй Новосёловский архив (2НА). П. 3, стр. 636). 140  См.: С.М. Половинкин. МДА от февраля к октябрю 1917 г. – «Начала». 1993. По всей видимости, конспекты лекций и все разработки деятельности легальной Даниловой академии находились в конфискованном Первом Новоселовском архиве (1НА); небольшая часть общих дел находится в 2 НА. п. 18, стр. 1–592. 141  Определённо известно, что постриг происходил в Даниловом монастыре тайно. Архим. Даниил (Климков) указывал время пострига 1918 г., а прот. Пётр Первушин – зиму 1920–1921 гг. См.: 2НА. П. 3, стр. 640–642. 142  «Параллельный Синод» возник в 1921 г. как реакция на бездействие Патриаршего Синода по отношению кампании изъятия церковных ценностей. Первоначально в него входили: архиеп. Феодор (Поздеевский) , еп. Амвросий (Полянский), митр. Серафим (Чичагов) и др. После выхода из Синода еп. Амвросия и митр. Серафима в 1924 г. из-за разного отношения к компромиссам Патриарха Тихона, Синод пополнился единомышленниками. См.; 2НА. П. 9, стр. 27–37. 143  Даниловская группа» выросла из единомышленников «Параллельного Синода»: архиеп. Феодор (Поздеевский) – председатель; еп. Стародубский Дамаскин (Цедрик) – представитель архиеп. Димитрия (кн. Абашидзе, с конца 20-х годов, схиархиеп. Антоний, глава «украинской группы»), позже представитель «иосифлян»; еп. Чистопольский Иоасаф (Удалов); еп. Серпуховский Арсений (Жадановскии) ; еп. Дмитровский Серафим (Звездинский) ; Вязниковский Николай (Никольский); еп. Ковровский Афанасий (Сахаров) ; еп. Суздальский Григорий (Козырев); еп. Лубненский Аркадий (Остальский) ; еп. Краснохолмский Сергий (Кудрявцев); еп. Тамбовский Зиновий (Дроздов); еп. Липецкий Уар (Шмарин); еп. Осташковский Гавриил (Аболымов); еп. Ананьевский Парфений (Брянских) – представитель «украинцев»; и ещё 8 епископов (см. 2 НА. П. 9, стр. 38–104). Ср.: Митр. Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20–30 годов XX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010