В Белоруссии Герасим помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. В 1951 году Герасим присоединился к Церкви через миропомазание и поступил в семинарию, которую окончил в 1954 году. В семейной жизни будущий пастырь хранил всё тот же патриархальный московский уклад, к которому привык у родителей. Свою дочь воспитывал в строгости, считал, что родительское воспитание — самое важное и никакая воскресная школа его не заменит. Со своей супругой они прожили вместе 50 лет. Как только Герасим в молодости увлекся росписью храмов, с тех пор постоянно напряженно работал, не мог и дня прожить без новых дел. Тут ему очень пригодилась спортивная подготовка, которую он получил в детстве, играя в футбол: до самых преклонных лет он с необыкновенной ловкостью умел лазить по строительным лесам. Сначала его пригласили расписать Богоявленский собор в Елохове, затем, в конце 1950-х годов, кафедральный собор в Перми. Там тогда служил отец Михаил Луканян, очень образованный и тонкий человек, он эмигрировал после революции во Францию, но потом не смог жить на чужбине и вернулся. Его опыт и знания помогли Герасиму Петровичу. Роспись собора должна была быть в стиле Васнецова, и художник даже специально ездил в Киев, чтобы изучать фрески Владимирского собора. Следующей масштабной работой живописца, которая дала ему также ценный духовный опыт, стала роспись храмов Псково-Печерского монастыря. В обитель Герасим Петрович любил приезжать на протяжении всей жизни, жил там подолгу. Помимо храмов самого монастыря он расписал приходскую церковь Сорока мучеников Севастийских в Печорах. В дальнейшем художнику довелось расписывать храмы Новодевичьего монастыря, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, патриаршую резиденцию в Переделкине. Его работы украшают также православные храмы Сербии и Чехии. Трудился он и в домовом храме Академии Генерального штаба, и во многих других московских церквях. Например, одной из его любимых работ был храм Преображения Господня в Богородском, где он и венчался, и крестил дочь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Все это Старец сохранял в тайне, а мне рассказал как своему чаду. Отец Герасим, как и Старец, хранил тайну о видении. Жившие в скиту Святого Василия решили, что отца Герасима исцелил хороший климат. Старец избегал афишировать себя, раскрывать, что это его молитва исцелила отца Герасима. Ведь смысл видения был таков: голубь, убивший змея, спустился не непосредственно с неба, а из рук Старца. Это значит, что отца Герасима исцелила молитва Старца. Но мы никому не говорили об этом. Ведь отец Герасим был человеком грамотным, образованным, ученым. А кроме этого, он очень нам помог в Катунаках. Во время немецкой оккупации ему удавалось посредничать в переговорах с немцами. Помог отец Герасим и катунакским отцам, когда те чуть не умерли от голода. Он связался с немецким комендантом в Карее, а тот уведомил коменданта Салоник, и во время сильного голода нам прислали около четырех тонн пшеницы, которая и была поделена между всеми отцами. Позже отец Герасим ушел от Старца и заболел снова. Он сразу вернулся к Старцу и сказал ему: – Старче, одна из моих болезней вернулась. – Да? А какой у тебя был помысл перед тем, как она вернулась? – Такой: «Теперь, когда ты выбросил все свои лекарства, что ты будешь делать, если заболеешь снова, здесь, в пустыне, где нет лекарств?» – Вот это и есть причина. Из-за твоего неверия болезнь к тебе возвратилась. – Старче, пожалуйста, исцели меня, и я буду внимательным, чтобы в другой раз не поддаться неверию. – Нет. Видно, это воля Божия – иметь тебе этот крест. Довольно с тебя, что ты выздоровел от двух других болезней. Теперь терпи, чтобы приобрести награду. Из-за болезни отцу Герасиму пришлось выйти в мир. Но он вернулся и продолжил жить в суровой пустыне, с самоотречением и верностью монашеским правилам. Прошли годы. Я был уже диаконом в Новом Скиту, мне было тогда двадцать три года, когда Старец узнал, что отец Герасим пришел в монастырь Святого Павла и был при кончине. Старец сказал мне: – Возьми сухарь, отнеси его отцу Герасиму и скажи, что это я посылаю ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Когда же водворилось повсюду на Востоке спокойствие, возвратился о. Василий на Афон. Капсальское его убежище было уже в запустении, почему старец попросился в Зограф, где и был принят радушно. Но жизнь в монастыре, тем более бывшем тогда штатным (своежительным), стала для него нестерпимою, и он просил проэстосов монастыря позволить ему поселиться в заброшенной калибке лесничего в логу в расстоянии менее часа ходу от монастыря. Старцы благословили. Поселившись в калибке, старец поправил ее, сколько можно было сделать самому, и предался глубокому уединению, которое с течением времени дошло до совершенного безмолвия. Через несколько лет он уже совсем затворился и никого не принимал, ни с кем не беседовал и никуда не выходил. В Зограф старец прежде ходил на большие праздники, а потом являлся только раза 3 в год. Слух об его подвижнической жизни достиг до отдаленных пустынь Афона и возбудил одного подвижника, иеромонаха Герасима, известного в то время всему Афону, как опытного делателя умной молитвы, посетить старца. Герасим находился в то время в качестве послушника у знаменитого отшельника, духовника Иллариона – грузина. В монастыре отговаривали о. Герасима идти к старцу, говоря, что труд его будет напрасен. Старец, говорили ему, и для своей монастырской братии никому не отворяет дверь. Это, однако, не остановило о. Герасима. Он сказал, что пришел не ради любопытства, но чтобы получить пользу от беседы со старцем. – Верую, – говорил о. Герасим, – что Господь не лишит меня возможности увидеть старца и побеседовать с ним! – С таким несомненным упованием он отправился по логу к пустынной кельи. И надежда его не посрамилась. По устроению Промысла Божия старец Василий вышел из калибы в то время, когда о. Герасим подходил к ней, и они встретились. Приветствуя старца, о. Герасим просил его благословить войти к нему; тот не отказал, и они вошли. Не известно – имя ли великого Илариона, которому о. Герасим служил, или только их беседа; но скоро растворилась внутренняя клеть сердца о. Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Посетив святые места, Кириак пришел к некоему человеку Божию, по имени Евсторгию, устроившему монастырь близ святого Сиона 8 ], и, будучи им принят, провел там зиму. Взирая на подвиги иноков, Кириак и сам начал подвизаться в иноческой жизни и, как бы по лестнице — с одной ступени на другую, восходил на саму вершину добродетельной жизни. Проживая в обители Евсторгия, он слышал от многих о святом Евфимие 9 ], устроившем лавру 10 ] в пустыне, и о совершенной его жизни; посему он умолил блаженного Евсторгия отпустить его в Евфимиеву лавру, ибо он любил пустыню и хотел жить в ней. Преподав надлежащее наставление Кириаку, Евсторгий отпустил его с молитвою и благословением к преподобному Евфимию. Евфимий с любовью принял его, провидя в нем имеющие открыться дарования Божии; вскоре он своими руками постриг Кириака в иноки и послал на Иордан к святому Герасиму 11 ], который заменил собою великого Феоктиста 12 ], отшедшего ко Господу. Видя, что Кириак еще слишком молод, святой Герасим повелел ему жить у себя в общежитии монастырском и трудиться в различных послушаниях 13 ]. Кириак показал себя готовым на всякие труды и пребывал на поварне, рубя дрова, нося воду и приготовляя кушанья; вообще всякое послушание исполнял он с благодарностью, не давая себе покоя, и тем самым утруждал свое тело. Ибо днем он работал со всем усердием для монастыря, а ночь стоял на молитве, лишь иногда на некоторое время забываясь сном; постился же он так строго, что только чрез два дня вкушал хлеб и воду. Когда же, по обычаю, соблюдавшемуся в праздники, ему случалось вкусить немного вина, то он сначала разбавлял его водою, а равно и в елей вливал сок укропа. Видя такое воздержание в столь молодые годы, преподобный Герасим дивился сему и полюбил Кириака. У Герасима был обычай уходить на святую Четыредесятницу в глубокую пустыню, называемую Рува, куда иногда удалялся и преподобный Евфимий. Любя блаженного Кириака, Герасим брал его с собою в пустыню, чтобы и ему дать возможность упражняться в особом воздержании. Там Кириак каждую неделю причащался из рук Герасима Святых Христовых Таин; так пребывали они в пустынном безмолвии до недели Ваий и потом возвращались в обитель с великою пользою для души своей. Спустя некоторое время преставился преподобный Евфимий, о чем святой Герасим узнал, находясь в своей келлии, ибо видел ангелов Божиих, с радостью возносивших на небо душу преподобного. Тотчас он взял с собою Кириака и пошел в лавру Евфимия, где нашел преподобного скончавшимся о Господе; предав погребению его честное тело, Герасим возвратился с возлюбленным учеником своим в свою келлию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Имея веру в святого, Герасим молил его о себе, дабы он наставил его на путь спасения. Когда, по смерти старца Тимофея (о котором святой упоминал в беседе с Феофаном так почтительно и любовно, называя его «Кир-Тимофеем», т. е. Господином-Тимофеем), под началом которого жил Герасим, среди братии произошло смущение. Виновником смущения, как мы видели из слов святого, был Феодорит, который ушел из братства келлии, перешел в другой скит и манил к себе Герасима. Герасим, бывший еще в сане иеродиакона, удержался. За это и похвалил его святой, когда беседовал с Феофаном в 1814 году во образе пастуха, порицая Феодорита и передавая Герасиму следующие слова: «Как мирствовал (т. е. как сей раз мирно перенес смущение и не подвигся), так и впредь да мирствует, да пожнет, да снесть плод, и пусть не принимает помысла, что в ином месте для него будет покойнее». Приняв от Феофана эти слова святого, Герасим тогда же дал клятвенное обещание пред св. престолом неизменно пребыть на месте пострижения. Но вслед за этим восстали на него еще большие напасти, и Феодорит, пользуясь ими, усиленно убеждал Герасима перейти к нему. В туге сердечной, не зная, что делать, Герасим прибегал к святому. В ответ на это, святой явился Феофану в измененном против первого образе врача Анатолия и приказал передать Герасиму вышеприведенные слова, укоряя его за неустойчивость помыслов. На Герасима до этих скорбей восставали подобные напасти, немедленно вслед за тем, как он поклялся не уходить с келлии, но тогда он просил помощи святого и устоял. Исцелил святой также Герасима от (заикания), которое весьма смущало Герасима, ибо ему предстояло принять священство; он усердно просил святого об исцелении от сего, и святой исполнил его просьбу. (Позволим себе высказать здесь несколько слов по поводу отношения святого Нила к открытию и разделению его святых мощей, вызвавших его негодование. Из жития святых мы видим, что они двояко относятся к своим св. останкам: одни предоставляют себя на раздробление и благодатное пользование, являя сим свою любовь «до конца» к братиям, бедствующим на земле, другие же, проведшие жизнь свою в совершенном удалении от мира, не допускают даже открыть своих мощей, как, например, прп.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Воробьёв Г.А. Воробьёва Н.В. Воротынский Иван Алексевич, кн., бр. Востоков А. Вухтерс Даниель, художник Вухтерс-сын, художник Выговской Иван, гетман Г авриил (Раич), патр. Сербский и Болгарский Гавриил, митр. Халкидонский Гаврилов Тимофей, порт., участник «дела» об отравлении патр. Никона Гад, сын Иакова, родоначальник племени Гада, библ. Гай, боярин, персонаж из Жития Иоанна Златоуста Галин, врач Гардзанити М. Гаспаров М.Л. Г-в С. Гедеон, архиеп. Молдавский Геллей Г. Гемп А.А., коллекционер Гемп К.П., коллекционер Геннадий, патр. Константинопольский Георгий Амартол, византийский хронист Георгий Писидийский, византийский автор Георгий Победоносец, вмч. Георгий Хозевит, прп., св. Гера, вениамитянин, отец Семея, библ. Герасим Влах Герасим Фирсов, соловецкий книжник Герасим, архим. В.Н.-И. мон. Герасим, епископ Смоленский Герасим, иером., стрл. Троицкого мон. Герасимова Н.М. Герман, патр. Константинопольский Герман, стрл., затем архим. В.Н.-И. мон. Гермоген (Ермоген), патр. Московский Геронтий, еп. Коломенский, затем митр. Московский и Всея Руси Герцен А.И. Гиббенет Н.П. Гиезий, слуга прор. Елисея, библ. Гладкова О.В. Глеб Владимиров, св., кн. Муромский, сын Владимира Святославича Глеб, удельный кн. Белозерский Глумилов Евстафий, зять патр. Никона Гнутова С.В. Голейзовский Н.К. Голиаф, филистимлянин, великан, побеждённый Давидом, библ. Голицын Иван Андреевич , кн., комнатный ст., бр. Голосов Лукьян, д. Голубинский Е. Голубцов А.П. Гольдберг А.Л. Гонно П. Гончаров Афанасий, фабрикант Горбунова Л.Н. Гордиенко Э.А. Горский А.В. Горяинов Иван Савинович, д. Горячева М.Ю. Гостинщиков Андрей, сл. Гостинщиков Степан, сл. Готфрид Булионский, король Иерусалимский Грабарь И.Э. Гребенюк В.П. Грибов Ю.А. Грибоедов Фёдор А., д. Григорий Богослов , архиеп. Константинопольский, отец Церкви Григорий Синаит , византийский писатель Григорий Цамблак, митр. Киевский Григорий, архиеп. Омиритский Григорьев Артамошка, дес. стр. Григорьев В. Григорьев Гордюшка, стр. Григорьев Максим, костромитянин

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

И если смертный человек, братья мои, находит более целесообразным пребывать в теле из любви к собратьям, что тогда удивительного в том, что бессмертный Бог [еще] прежде Апостола увидел, что нужнее обитать в Царстве духовном? Сия исповедь апостола Павла перед филиппийцами не объясняет ли нам со всей ясностью мотивы воплощения Сына Божия? Там, на небесах – действительное Христово Царство и подлинная Христова жизнь, без примеси греха и смерти. Но любовь Сына Божия к людям усмотрела более полезным пребывать во плоти, на земле, среди людей. Поистине должны мы быть благодарными апостолу Павлу, что, объясняя смысл своей жизни, истолковал он нам тайну Христова пришествия и пребывания во плоти. Господи, дивен Ты во святых Своих. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 4 марта 1. Преп. Герасим . Сей знаменитый святой сначала учился подвижничеству в египетской Фиваиде, а затем пришел на Иордан и основал там обитель, в которой жило около 70 монахов и которая существует до сего дня. Для своего монастыря он ввел особый устав, согласно которому монахи пять дней проводили в своих кельях, занимаясь плетением корзин и циновок. В кельях запрещалось разжигать огонь, все пять дней вкушали они лишь немного сухого хлеба и фиников. Монахи были обязаны держать свои кельи всегда незапертыми, так что, даже если они их покидали, любой мог туда войти и взять что угодно. По субботам и воскресеньям собирались они в монастырскую церковь , имели общую трапезу с вареной пищей и выпивали немного вина во славу Божию. После этого каждый монах приносил и выкладывал к ногам игумена то, что сделал он за минувшие пять дней. У каждого монаха была только одна одежда. Преподобный Герасим служил для всех образцом. В течение Великого поста он не вкушал ничего, а только причащался Святых Таин. Однажды встретил он рычащего от боли льва, в лапу которого вонзился шип. Герасим подошел к нему, перекрестился и вынул шип из лапы зверя. Лев настолько дал себя укротить, что пришел вместе со старцем в обитель и оставался там до его смерти. А когда старец скончался, лев умер от печали по нему. Святой Герасим присутствовал на Четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне, в правление Маркиана и Пульхерии. И хотя незадолго до того он отчасти склонялся к монофизитской ереси Евтихия и Диоскора, однако на упомянутом Соборе был великим поборником Православия. От ереси отвратил его преподобный Евфимий Великий. Из учеников преподобного Герасима самым славным был преподобный Кириак Отшельник. Преподобный Герасим упокоился в 475 году и перешел в вечную радость Господа Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Посетив святые места, Кириак пришел к некоему человеку Божию, по имени Евсторгию, устроившему монастырь близ святого Сиона8), и, будучи им принят, провел там зиму. Взирая на подвиги иноков, Кириак и сам начал подвизаться в иноческой жизни и, как бы по лестнице – с одной ступени на другую, восходил на саму вершину добродетельной жизни. Проживая в обители Евсторгия, он слышал от многих о святом Евфимии9), устроившем лавру10) в пустыне, и о совершенной его жизни; посему он умолил блаженного Евсторгия отпустить его в Евфимиеву лавру, ибо он любил пустыню и хотел жить в ней. Преподав надлежащее наставление Кириаку, Евсторгий отпустил его с молитвою и благословением к преподобному Евфимию. Евфимий с любовью принял его, провидя в нем имеющие открыться дарования Божии; вскоре он своими руками постриг Кириака в иноки и послал на Иордан к святому Герасиму11), который заменил собою великого Феоктиста12), отшедшего ко Господу. Видя, что Кириак еще слишком молод, святой Герасим повелел ему жить у себя в общежитии монастырском и трудиться в различных послушаниях13). Кириак показал себя готовым на всякие труды и пребывал на поварне, рубя дрова, нося воду и приготовляя кушанья; вообще всякое послушание исполнял он с благодарностью, не давая себе покоя, и тем самым утруждал свое тело. Ибо днем он работал со всем усердием для монастыря, а ночь стоял на молитве, лишь иногда на некоторое время забываясь сном; постился же он так строго, что только чрез два дня вкушал хлеб и воду. Когда же, по обычаю, соблюдавшемуся в праздники, ему случалось вкусить немного вина, то он сначала разбавлял его водою, а равно и в елей вливал сок укропа. Видя такое воздержание в столь молодые годы, преподобный Герасим дивился сему и полюбил Кириака. У Герасима был обычай уходить на святую Четыредесятницу в глубокую пустыню, называемую Рува, куда иногда удалялся и преподобный Евфимий. Любя блаженного Кириака, Герасим брал его с собою в пустыню, чтобы и ему дать возможность упражняться в особом воздержании. там Кириак каждую неделю причащался из рук Герасима Святых Христовых Таин; так пребывали они в пустынном безмолвии до недели Ваий и потом возвращались в обитель с великою пользою для души своей. Спустя некоторое время преставился преподобный Евфимий, о чем святой Герасим узнал, находясь в своей келлии, ибо видел ангелов Божиих, с радостью возносивших на небо душу преподобного. Тотчас он взял с собою Кириака и пошел в лавру Евфимия, где нашел преподобного скончавшимся о Господе; предав погребению его честное тело, Герасим возвратился с возлюбленным учеником своим в свою келлию.

http://pravicon.com/info-2665

Так приказал Батюшка. Действительно, вскоре это явление повторилось. Опять Василий Петрович писал письмо как-то в своей столовой и снова увидел ту же женщину, необычайно прекрасную, одетую во все белое. За послушание Батюшке, Василий Петрович со страхом, но спросил ее: кто она такая и зачем сюда ходит. Женщина ответила, что она их соседка, а ходит она помогать Василию Петровичу по хозяйству – помыть тарелки, почистить ножи и вилки... Сказала так и опять удалилась через запертую дверь. О. Герасим опять зовет к себе Василия Петровича: «Ну, рассказывай, кто у тебя сейчас был, с кем ты разговаривал?» Василий Петрович рассказал Батюшке о чудной посетительнице. «Ну, я так и знал, – сказал Батюшка, – что это наша соседка – Великая Московская Княгиня Ефросиния 230 , это она нас посещает». Для Батюшки это было просто. Этому земному ангелу и небесному человеку так близки были небожители, они были ему родными и соседями. Вознесенский женский монастырь находился рядом с Чудовым монастырем. Провидя будущее, о. Герасим предсказал, что Чудов монастырь будет разрушен, и что многие-многие примут страдальческую кончину. Все это сбылось впоследствии. «А ты, Василий Петрович, на меня не обижайся, – сказал раз Батюшка своему верному слуге, – руки твои будут параличные – они у тебя будут сведены, – только ты не смущайся, получишь ты от Господа большую награду». И это сбылось. Когда Митрополит Московский Владимир 231 приехал к Старцу на исповедь, о. Герасим стал ему говорить, чтобы он не держал у себя своего келейника – Пашку. А Владыка любил его, прекрасно одевал и баловал его. «Прогони ты Пашку, – настаивал о. Герасим, – ведь он тебя убьет...» Но Владыка не придал этим словам значения и Пашку не прогнал. Однако предсказание это сбылось. Когда, спустя несколько лет, Митрополит Владимир был в Киеве и однажды шел в Собор, этот Пашка выстрелил в него сзади из револьвера и его убил 232 ... Батюшка любил вместе с Василием Петровичем ходить в подземное помещение под храмом, во дворе Чудова монастыря во имя Архангела Михаила, где в маленьком убогом закоулке окончил свой страдальческий подвиг Святейший Патриарх Гермоген, и молиться там. Старец предсказывал, что мощи его будут открыты и что там, в подземелье, будет сделан храм. Все это сбылось в свое время. Старец указывал и место, где будет стоять Престол 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

7158 году Божиею помощию и поспешением Святого и Животворящего Духа в Богоявленском монастыре на Костроме построена на конюшенном дворе каменная палата вверх о двух житиях, да каменная полата на овес, да на конюшенной двор каменные ворота, а подание на то монастырское (Л. 171 об.) на каменное на все строение, на все палаты, по вере государева боярина Михаила Михайловича и сына его государева боярина Петра Михайловича Салтыковых, труды и тщанием к сему делу бысть тоя же обители постриженика игумена Герасима. 7160-го году в Богоявленском монастыре на Костроме построены каменные кельи: игуменская келья, да гостиная (Л. 172) да 6 келий брацких, а подание на все то каменное строение по вере государева боярина Михаила Михайловича и сына его боярина Петра Михайловича Салтыковых, а труд и тщанием всему делу бысть тоя же обители постриженика игумена Герасима. (Л. 172 об.) Лета 7163 году июня в 20 день Костромского Богоявленского монастыря игумен Герасим построил в дому святого Богоявления погребы каменные о трех жильях да над ними сушила на монастырские деньги. Лета 7173 году генваря в 23 день в Богоявленском монастыре, что на Костроме, построил игумен Герасим да при казначее старце Елисее в соборной Богоявленской церкви выстлал (Л. 173) железной плитной пол, плиты литые тульского заводу казною монастырской куплены. Лета 7174 году месяца февраля в 5 день в Богоявленском монастыре, что на Костроме, построил игумен Герасим в трапезе в церкви выклал железной пол, плиты литые тульского заводу, казною монастырской куплено. (Л. 173 об.) Лета 7176 году сентября в 20 день при державе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и повелением богоявленских вкладчиков бояр Михаила Михайловича да Петра Михайловича Салтыковых и радением того ж Богоявленского монастыря постриженик игумен Герасим построил житные полаты о двои своды (Л. 174) монастырскою казною, а на тех полатах и летопись написа. Лета 7176 году августа в 14 день при державе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца костромского Богоявленского монастыря игумен Герасим построил в дому святого Богоявления в соборной (Л. 174 об.) церкви деисусы написал и обложил серебром на монастырские деньги.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010