епископ Дмитровский, викарий Московской епархии; 08.10.1895 Тихон (Никаноров), епископ, сщмч. рукоположен с 02.02.1892 по 20.08.1899 епископ Полоцкий и Витебский; 09.01.1919 Волоколамские епископы Викариатство учреждено 24 апреля 1887 года Имена Сведения рукоположен с 25.05.1887 по 13.12.1890 на покое; с 19.12.1892 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; после 1918 До 1899 года викариатство было вакантно. Звенигородские епископы Учреждено в 1382 году. Упразднено в 1391 году. Восстановлено в 1667 году и упразднено в 1681 году Имена Сведения Даниил, епископ бывший епископ Смоленский с 1383 по 1391 на покое; в марте 1397 Никита (Тотемский), епископ Звенигородский и Архангельский с 06.11.1681 по 24.12.1681 епископ Коломенский и Каширский Нижегородская Учреждена 24 марта 1672 года Нижегородская и Алатырская Имена Сведения Филарет, митрополит рукоположен с 02.06.1672 по 07.03.1686 на покое; 29.09.1694 Павел, митрополит рукоположен с 07.03.1686 26.09.1696 Трифилий (Инихов), митрополит рукоположен с 17.05.1697 по 20.07.1699 митрополит Крутицкий Исайя, митрополит рукоположен с 23.07.1699 по 02.09.1708 отрешён от кафедры; 24.11.1720 Сильвестр (Холмский), митрополит рукоположен с 14.09.1708 по 05.03.1719 митрополит Смоленский и Дорогобужский Питирим, епископ рукоположен с 23.03.1719 08.05.1738 архиепископ с 24.05.1724 Иоанн (Дубинский), епископ рукоположен с 25.02.1739 по 01.09.1742 на покое; 21.01.1743 Димитрий (Сеченов), епископ рукоположен с 14.09.1742 по 09.08.1748 на покое; с 21.06.1752 епископ Рязанский и Муромский Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ рукоположен с 14.08.1748 по 02.03.1753 епископ Тверской и Кашинский Феофан (Чарнуцкий), епископ рукоположен с 14.03.1753 по 01.07.1773 на покое; 08.03.1780 Антоний (Герасимов-Зыбелин), епископ бывший епископ Архангелогородский и Холмогорский с 09.07.1773 по 25.04.1782 архиепископ Казанский и Свияжский Иоасаф (Заболоцкий), епископ рукоположен с 16.05.1782 по 22.09.1783 епископ Тверской и Кашинский Дамаскин (Семёнов-Руднев), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

и франц. языков, синтаксимы, инфимы, грамматики, фары и началов фары. Преподавательский состав насчитывал 7 чел., на обучении находилось 277 учеников. Еп. Антоний (Герасимов-Зыбелин ; впосл. архиепископ) особое внимание уделил развитию подготовительных школ, организованных архиеп. Питиримом в 1738 г. С 1778 г. вместо прежних открывались новые школы, являвшиеся подобием духовных уч-щ и именовавшиеся гимназиями. Первоначально действовали 4 гимназии - в Алатыре, Саранске, Курмыше и Лыскове, затем они открылись в Ардатове, Арзамасе и Починках. Расцвет семинарии в XVIII в. пришелся на время управления епархией еп. Дамаскина (Семёнова-Руднева). Была серьезно расширена ее учебная программа за счет включения светской истории, географии, краткого курса медицины, нем. языка. Особое внимание стало уделяться изучению лат. языка. По распоряжению еп. Дамаскина было введено преподавание татар., мордов. и чувашского языков. Росла б-ка семинарии, мн. учебные пособия выписывались из-за границы, немало книг пожертвовал из собственной б-ки еп. Дамаскин. Под колокольней семинарской церкви начала работать новая б-ка, к зданию семинарии было пристроено дополнительное каменное помещение. В 1787 г. в семинарии обучалось 450 чел. (из них 100 чел.- на казенном коште), а в приписанных к семинарии 4 гимназиях - еще ок. 250 чел., готовившихся продолжить обучение в ней. Особую известность в это время приобрели «диспуты», организованные в семинарии еп. Дамаскином по образцу диспутов в Гёттингенском ун-те, в к-ром он в свое время обучался. Лучшим ученикам семинарии еп. Дамаскин предоставлял возможность продолжить обучение в Славяно-латинской академии. Нередко семинаристы после получения духовного образования поступали в светские учебные заведения - Московский ун-т, Медико-хирургическую академию и др. ( Можаровский. 1896; Макарий (Миролюбов), архим. История нижегородской семинарии. Н. Новг., 1849. С. 1-23). Архим. Тихон (Затёкин), А. В. Морохин XIX в. - 1917 г. При еп. Вениамине (Краснопевкове) в Нижегородской ДС было введено преподавание основ медицины (1808), к семинарскому корпусу пристроен 3-й этаж, расширены и обновлены фонды семинарской б-ки.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Многие выдающиеся настоятели обители и ректоры академии занимали затем архипастырские должности и участвовали в важнейших событиях русской истории. Гедеон I (Вишневский), епископ Смоленский и Дорогобужский, бывший архимандритом монастыря и ректором академии с 1723 по 1728 годы, не покорился Феофану (Прокоповичу). Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит Новгородский и Олонецкий, в 1768 году избран депутатом Уложенной комиссии. Антоний (Герасимов-Зыбелин), архиепископ Казанский, удерживал свою паству во время пугачевского бунта. Архимандрит Заиконоспасского монастыря Симеон поминал князя Багратиона в первую годовщину его смерти. Два великих пастыря, вышедшие из стен Заиконоспасской обители, особенно запомнились. Первый – Серафим (Глаголевский), выпускник Московского университета, принявший в Заиконоспасском монастыре постриг. В 1819 году он стал митрополитом Московским и Коломенским, а с 1821 года – митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским, Эстляндским и Финляндским и архимандритом Александро-Невской лавры. Митрополит Серафим, заботившийся о поднятии уровня образованности духовенства, выступал ревностным противником масонства, тайных обществ и нездоровой мистики, охватившей русское общество и правительственные круги во вторую половину царствования Александра I. Владыка предупреждал императора, у которого был в чести, об исходящей от тайных обществ опасности государственного переворота и добился их запрета в 1822 году. Еще через два года его стараниями был низложен министр духовных дел и народного просвещения князь А.Н. Голицын, увлекавшийся подобными идеями, и закрыто Библейское общество. Император пожаловал митрополиту орден святого апостола Андрея Первозванного. И именно митрополиту Серафиму довелось провожать Александра Благословенного в сентябре 1825 года, когда он навсегда оставлял Петербург. Государь предчувствовал это. Ранним утром он прибыл в лавру и принял благословение от митрополита, помолился у мощей святого Александра Невского и плакал во время молебна, потом попросил возложить ему на голову Евангелие и, покидая обитель, просил молиться о нем и долго крестился на собор. Умер он в Таганроге в ноябре того же года.

http://pravoslavie.ru/4425.html

05(18)01.1931 ВЫБОРГСКАЯ 03.05.1887 24.10.1892 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 07.09.1892 18.10.1892 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ 07.09.1892 24.10.1892 ФИНЛЯНДСКАЯ 24.10.1892 25.12.1899 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.12.1898 02.11.1912 Антоний Вакарик СМОЛЕНСКАЯ 30.01(12.02)1965 24.09(07.10)1967 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 24.09(07.10)1967 18.04(01.05)1973 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 18(31)05.1973 ЧЕРНИГОВСКАЯ 18(31)05.1973 02(15)07.2003 в/у СУМСКАЯ 18(31)05.1973 23.06(06.07)1989 Антоний Варжанский ВИЛЬНЮССКАЯ 12(25)08.1963 05(18)05.1971 Антоний Васильев КАНАДСКАЯ 23.10(05.11)1947(?) САН-ФРАНЦИССКАЯ 11(24)06.1952 Антоний Винницкий (Витицкий) в/у ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 27.06.1662 ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 27.06.1662 в/у КИЕВСКАЯ Антоний Георгадзе ГОРИЙСКАЯ 15.01.1912 12.03.1917 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) АРХАНГЕЛЬСКАЯ 10.10.1770 09.07.1773 НИЖЕГОРОДСКАЯ 09.07.1773 25.04.1782 КАЗАНСКАЯ 25.04.1782 05.03.1785 Антоний Гончаревский БОГОДУХОВСКАЯ, обн. 16(29)10.1926 05.1927 в/у ХАРЬКОВСКАЯ, обн. ЧЕРНИГОВСКАЯ, обн. 05.1927 27.11(10.12)1935 Антоний Грек ЧЕРНИГОВСКАЯ Антоний, кн. Дадиани ХОНСКАЯ 30.08.1814 16.07.1822 Антоний, кн. Дадиани II МИНГРЕЛЬСКАЯ 14.02.1843 09.12.1852 Антоний Демянский ТИХВИНСКАЯ Антоний Завгородний в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ 12(25)07.1975 21.07(03.08)1975 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 21.07(03.08)1975 21.11(04.12)1989 в/у ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 16(29)01.1980 11(24)04.1980 Антоний Знаменский СТАРОРУССКАЯ 09.10.1799 05.07.1802 ВОЛОГОДСКАЯ 05.07.1802 13.02.1803 ТОБОЛЬСКАЯ 13.02.1803 25.05.1806 ЯРОСЛАВСКАЯ 25.05.1806 12.07.1820 Антоний Зубко БРЕСТСКАЯ 06.03.1839 28.01.1840 МИНСКАЯ 28.01.1840 01.03.1848 Антоний Илляшкевич ВЯТСКАЯ 25.05.1748 16.11.1755 Антоний Каржавин ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 14.09.1895 04.10.1897 ТОБОЛЬСКАЯ 04.10.1897 29.01.1910 Антоний Карсавин ТВЕРСКАЯ 29.01.1910 16.03.1914 Антоний, царевич Карталинский, б. Католикос ВЛАДИМИРСКАЯ (и Яропольская) 23.11.1757 16.12.1762 Антоний Кротевич ЖИТОМИРСКАЯ 01(14)08.1944 КОСТРОМСКАЯ 03(16)11.1953 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ ТУЛЬСКАЯ 27.01(09.02)1954 03(16)03.1961 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 09.1958 11.1958 МИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с назначением на эту должность о. Герасим был 12 мая 1849 г. возведен в сан архимандрита. Именно в Ставрополе о. Герасим откроет в себе новый талант и призвание – духовничества. Прекрасно владевший словом, широко образованный, а также много переживший и перечувствовавший, архим. Герасим умел привлечь к себе многих искавших утешения и нравственного наставления души. Особенно тянулись к Герасиму женщины. Очевидно, имевший опыт общения с противоположным полом в лице своей покойной жены и когда-то сильно любивший, о. Герасим хорошо понимал женскую психологию и женскую душу, умел разговаривать со своими духовными дочерьми. Первыми чадами его стали многие сестры из основанной в 1877 г. преосв. Иеремией Иоанно-Мариинской женской общины, располагавшейся в 3 верстах от Ставрополя. О. Герасим не раз приезжал сюда по благословению владыки, помогая ему в устройстве общины. Однако уже в 1849 г. Герасим был вынужден расстаться со своей паствой: его переместили на должность ректора Симбирской духовной семинарии. Ситуация здесь была во многом сходна с той, с которой Герасим столкнулся на Кавказе. Сама Симбирская епархия была образована совсем недавно – в 1832 г., семинария же появилась только в 1840 г. И то, и другое нуждалось в обустройстве. Кроме ректорства в семинарии и присутствия в Консистории, архим. Герасим был утвержден цензором проповедей, а также директором Симбирского попечительного общества о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты гражданского ведомства. Также он ревизовал вновь открытые Самарское и Сызранское духовные училища. В Симбирске располагался женский Спасский монастырь, в котором Герасим исполнял обязанности духовника. Многие из монахинь обители стали его духовными дочерьми и верными друзьями на долгие годы. Была среди них и Евсевсия, автор его подробного жизнеописания, на которое мы уже неоднократно ссылались в нашем биографическом очерке. Однако такой авторитет о. Герасима вызвал нападки и обвинения со стороны его недоброжелателей. Как писала Евсевия, «особенно за посещение обители нашей и наших келий приходилось ему выслушивать потрясающие неприятности и, больно сказать, даже неприличные выходки и поношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Кровь павших в битве товарищей вселяет в бойцов новые силы к борьбе. Так же подействовали на отца Герасима смерть жены и дочери. Если и раньше его редко можно было видеть дома, то теперь отец Герасим заглядывал к себе лишь для того, чтобы взять лекарства да урвать у ночи несколько часов для сна. Он забросил не только свою квартиру, но и церковь. Скучным показалось ему стоять часами в церкви и тратить время на славословие Бога, когда там, за стенами храма, неслышными ни для кого стонами был наполнен весь воздух, когда каждая минута, каждая секунда нужна была для того, чтобы вырвать чье–либо здоровье или чью–либо жизнь из когтей смерти. Часто, совершая каждение пред святыми иконами, отец Герасим чувствовал, как в сердце его поднималось чувство озлобления против этих безмолвных небожителей, которые казались ему такими равнодушными к той бездне клокотавшего людского горя, в самой середине которого стоял он, отец Герасим. И вот, все короче стал позванивать церковный колокол, все реже и реже отпирались церковные двери, и скоро светлые ризы на иконах в храме подернулись серым налетом пыли. Отслужив посокращеннее церковную службу, отец Герасим спешил скорее к своим страдальцам. На лицах последних каждый раз при его появлении расцветала радость. Но не было радости на сердце самого отца Герасима, наоборот, он чувствовал, что с каждым годом его собственная жизнь становится ему тяжелее. Лечил отец Герасим с успехом, но там, где медицина оказывалась бессильной не только при его познаниях, но и в руках самых опытных врачей, отец Герасим бросал все лекарства и окружал больного такой лаской, таким теплом, что умиравшие страдальцы благословляли его не менее выздоравливающих. Успех, однако, не радовал отца Герасима. Чем большую успешную помощь оказывал отец Герасим, тем больше и больше возрастал спрос на нее. Выздоравливал один, взамен его являлись трое. Выхватывал отец Герасим из нищеты одного, на место его являлось пятеро. Со своим горем, с болезнями со всех сторон пошли к отцу Герасиму люди волной, и начал чувствовать отец Герасим, что эта волна захлестнет скоро его самого. Шаг за шагом раскрывалась перед ним ширь необъятного моря людского горя, и, ища берегов этого моря, отец Герасим понял, наконец, что оно безбрежно. Понял и ужаснулся. И от ужаса стали опускаться у него руки, сгорбилась спина, поседела голова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 152-154 ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) 154-155 155-156 ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода 156-157 ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф 157-158 158-159 159-160 ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов 160-161 161-163 163-164 164-165 165-166 166-169 169-170 ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря 170-171 171-173 ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. 173-174 174-179 ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иером. (впосл. архимандритом) Герасимом (Завадовским) 179-180 180-181 181-182 182-183 ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 184-185 ГЕРБ опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления) 185-188 ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Тут к нему кафедральный с ключарем подскочили, на ступеньках подхватили его под руки, а он им: «Не беспокойтесь, — говорит, — я не беременный». Схватил сам одного да другого под руки и потащил их перед собой. «Ну, — говорит, — показывайте, где тут моя квартира, а вас всех, отцы и братия, прошу ко мне пожаловать в воскресенье вечерком на чай…» Да, оригинальный архиерей… — закончил свой рассказ отец Герасим. Немного погодя он снова начал: — В прошлое воскресенье владыка служил в соборе. Нарочно сходил посмотреть на его служение. Хорошо служит. Голос у него такой сильный, звучный; так по собору эхом и раскатывается. Собой представительный, а в полном архиерейском облачении еще лучше выглядит. Как пойдет по собору кадить, любо смотреть. Осанка прямо царская… Завтра тоже он служит тут в монастыре. Сходи, посмотри, если есть желание… — предложил отец Герасим своему гостю. — Я и сам думал: прежде чем идти к архиерею с просьбой — взглянуть на него где–нибудь со стороны. У меня глаз на этот счет верный. Понравится — пойду, не понравится — не пойду: все равно толку никакого не будет. Стук в дверь прервал разговор приятелей. — Пожалуйте, кто там? — ответил на стук отец Герасим. Дверь отворилась, и в нее просунулась всклокоченная голова какого–то оборванца. — Батюшка, а вы обещали к нам зайти, так не забудьте. — Сейчас, сейчас, иду, — заторопился отец Герасим. — Ну, Павлуша, ты меня пока извини; я тут побегаю по одному дельцу. Ты ведь у меня ночуешь? Да ты где ж остановился? На постоялом? Зачем же? Ты переезжай ко мне… Сейчас же… Ладно? Поживем вместе, пока твое дело решится. — Что ж, если позволишь, я с большим удовольствием, — согласился отец Павел. — Только я уж лучше после к тебе, а то сегодня ты, кажется, занят. Вот уже побываю у архиерея, тогда… — Как хочешь. После — так после, только приходи. Кстати сообщишь, что тебе скажет архиерей. Товарищи распрощались. Отец Герасим ушел с ожидавшим его около двери оборванцем, а отец Павел направился к постоялому двору в свою каморку. Глава третья Только в первом часу ночи вернулся в свою одинокую квартирку отец Герасим, усталый и измученный. «Дельце», по которому он ушел, проводив отца Павла, ему не удалось «уладить». Слишком поздно позвали его. Федотыч — так звали оборванца — пригласивший к себе отца Герасима, ждал от него помощи своей умирающей жене. Звать доктора у него не было средств, да и зачем, когда он знал, что отец Герасим выхаживал иной раз больных лучше многих докторов. Вошедши в убогую каморку Федотыча, отец Герасим увидел, что с больной уже началась агония. Часа через полтора больной не стало. Перед отцом Герасимом остался растерянный Федотыч. Отец Герасим знал, что у Федотыча нет никого из знакомых, а потому, не теряя времени, снял с себя рясу, засучил рукава подрясника и, отыскав воды, стал обряжать покойницу. Через час, при помощи Федотыча, покойница была обряжена и уложена на стол под образами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

А как, государь, про тех мятежных старцов, про Герасима, про Генадья, про Александра Стуколова, про Ефрема Каргополца, про Иону Брызгала, про попа Никона, про попа Пафнутья с товарыщи, и против их составной ложной челобитной, и про меня, богомолца твоего, в Соловецком монастыре обыск будет, вели, государь, их из Соловецкаго монастыря вывесть, куды ты, великий государь, укажешь, покаместа о том деле сыск минет. Царь государь, смилуйся пожалуй. Улики на старца Герасима Фирсова. В прошлом во 173-м году, в Соловецком монастыре заскорбел казначей старец Боголеп и для досмотру посланы были соборные старцы: Васьян, Дионисей, Иларион, Феодосей, Марк, Генадей, Александр, да он Герасим: и будучи в келье, тот старец Герасим украл у него, старца Боголепа, часы, и как учал быть сыск, и те часы он, старец Герасим, отдал лицом, и в том ево Герасимове воровстве те соборные старцы подали челобитную, что им впредь с ним, Герасимом Фирсовым, у монастырских дел быть нелзе; да под тою жь челобитною на нево жь подали роспись прежнему ево воровству, будучи он в монастыре и в монастырских службах, монастырскую казну крал, и бездушством своим у себя затаил, и за то он от собору отставлен. Он же, старец Герасим, у старца своево Исаии украл денег сто двадцать рублев: про то ведомо всему монастырю. Во 171-м году он же, Герасим Фирсов, украл у брата своего келейного, у старца Нектарья, денег семдесят рублев, и в тех деньгах по сыску был на правеже, и те деньги на нем доправлены, и челобитная повинная в том ево Герасимовы руки есть; он же, Герасим, будучи в монастырской в арзужской службе, межень рыбу семгу продал и деньгами хотел завладеть, и по сыску те деньги на нем доправлены. Он же, Герасим, будучи в умской службе рыбу продавал без монастырского указу и в тех деньгах заперся, и за то ево воровство ис той службы взят в монастырь скован. Он же, Герасим, будучи в яренской службе дважды, и что сенных покосов и з бобылей оброку и что собрал зборной рыбы с улову, да церковною казною рублев с пятьдесят издержал воровски на свои прихоти, и про те деньги прикащики на него писали, а крестьянишки миром били челом; и по се число те церковные деньги и оброчные на нем, Герасиме. Он же, Герасим, у отца своего духовнаго, у черного попа Игнатрия, украл денег двадцать рублев, и про то ведомо всей братьи. Да он же, умысля воровски, дважды обманул болничного старца Меркурья слепово, нарезал им белово железа вместо денег, и на те железные вырески покупал у него медь, и не хотя на себя челобитья, за те вырески платил серебряные деньги при многих людех, и болничной братьи ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.П. Быков IV. Сергиев скит и старец Герасим После короткого пребывания в Тихоновой пустыни, нам порекомендовали отправиться в находящейся в семи верстах от нее Сергиев скит, к строителю его старцу Герасиму; и мы, взявши лошадей, отправились в эту тоже в высокой степени интересную обитель Калужской губернии. Прежде чем приступить к описанию Сергиева скита, необходимо сказать несколько слов об ее основателе – старце Герасиме. Старец Герасим очень маленького роста, тщедушный, лет 47–50 иеромонах. Начал он свою иноческо-подвижническую жизнь совсем еще маленьким мальчиком, и почти с первых шагов сознательной жизни сделался келейником пользовавшегося в 80–90 годах большою известностью в Калужской губернии старца Герасима. Тот старец Герасим пользовался популярностью блаженного и Христа ради юродивого старца; был человек высокого подвижнического духа, обладал несомненным даром прозорливости; причем прозорливость его выражалась не только в словах, но иногда в поступках, в движениях, которые символически определяли духовное состояние посещавшего блаженного или в момент посещения, или в его будущей жизни. Юный послушник Миша, так звали в то время нынешнего старца Герасима, был другом и учеником Герасима. Не получивший нигде ни какого образования, кроме того наивысшего образования, которое безвозмездно дает каждому свет Христов, просвещающий всех 18 и умудряющий неразумных тем знанием, которое не в состоянии дать никакая наука 19 , – Михаил получил светлый ум, приобрел около старца великий духовный опыт и, несомненно, я имею основание более чем утверждать это, – дар провидения. Скончался старец Герасим и его бывший послушник Михаил, теперь иеромонах, тоже Герасим, как живший со старцем вне монастыря, остался совершенно выброшенным за борт жизни. Другой бы на месте молодого Герасима потерялся, или, в лучшем случае, поступил в монастырь, дабы в уединенной молитве и в созерцательной жизни спасать свою душу, но Герасим был не таков. В минуту тихих бесед со своими почитателями старик Герасим как-то высказался: «мой Миша будет меня выше», и эта предсказание не замедлило своим исполнением.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010