Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. – В 12 т. – М., 1911. – Т. 11. – С. 291–305, 333. Савва (Тихомиров) . Хроника моей жизни. – В 9 т. – Сергиев Посад, 1911. – Т. 9. – С. 109, 386, 659. Полный православный богословский энциклопедический словарь / изд. П. П. Сойкина . – В 2 т. – СПб., 1912. – Т. 1. – Стб. 259, 633 ; Т. 2. – Стб. 1993. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1411. Никанор (Бровкович) . Минувшая жизнь: из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века. – В 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 125. Русский биографический словарь. – В 25 т. – СПб. ; М., 1914. – Т. 4. – С. 473–476. 1 Недавно в Иркутске было издано одно из таких сочинений: Н. А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне – июле месяцах 1913 г./публ. и авт. вступ. ст. Т. А. Крючкова, А. И. Шинковой; коммент. Т. А. Крючковой. – Иркутск, 2007. 2       Впервые дневники арх. Герасима были опубликованы в «Астраханских Епархиальных Ведомостях»: Герасим (Г. Добросердов), архиеп. Выдержки из дневника одного из вдовых священников в 1841 г./Герасим//Астрахан. епарх. ведомости. – 1879. – 49–51; 1800. – 1–3. Герасим (Г. Добросердов), архиеп. Выдержки из дневника ученика Иркутской семинарии, Высшего отделения, Егора Добросердова, командированного в июле 1831 г., по распоряжению Его Высокопреосвященства, преосв. архиеп. Иринея, в улусы бурят Аларского, Балаганского и Идинского ведомств в качестве миссионера, с свящ. Ник. Комаровским/Герасим//Астрахан. епарх. ведомости. – 1879. – 45–47. До сегодняшнего момента это была их единственная публикация. 3       Составлен на основании дневников и писем святителя Герасима, воспоминаний современников, «Жизнеописания Герасима» монахини Евсевии, документов из Государственного Архива Иркутской области, а также материалов сайта http://www.iliinka.orthodoxy.ru . 4       Родная фамилия Георгия Добросердова – Попов – установлена впервые, и ранее не упоминалась. Источник – Клировые ведомости Бельской Сретенской церкви за 1835 г. (ГАИО. ф. 50, оп. 1, д. 4506). Отец Георгия – Иоанн Прокопьевич Попов, дьячок, сын священника, в Сретенской церкви служил с 1786 г., с 14 лет. Пономарем при Бельской церкви был дядя Георгия, двоюродный брат Иоанна, Михаил Васильевич Попов, сын дьякона. В 1833 г. дьячком Бельской церкви станет родной младший брат Георгия – Харлампий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Воодушевленный их подвигами, Гавриил ревностно заботился о своем спасении, примерно исполнял послушание и под руководством старцев постигал науку из наук – монашескую жизнь. Невидимая брань со страстями, келейная молитва, чтение Слова Божия и творений святых отцов, ежедневное внимательное самоиспытание и откровение помыслов – вот те духовные делания, в которых возрастала и крепла его душа. В 1878 году после семнадцати лет подвижнических трудов в обители он был пострижен в мантию с именем Герасим и назначен на послушание трапезного 1400 . Впоследствии, видя его стремление к строгой духовной жизни, настоятель о. Исаия (Гомолко) назначил его пономарем при церкви Ближнего скита 1401 . Более двадцати лет благоговейно исполнял это послушание о. Герасим. Подвиг непрерывного внимания к себе и самоукорение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога. Молитвенные воззвания и хвала Господу стали той благодатной атмосферой, в которой пребывала душа старца. По отзывам современников, о. Герасим занимался Иисусовой молитвой и достиг в ней высокого совершенства 1402 . Настоятель схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) ценил его и писал, что о. Герасим «качеств очень хороших и внимательной жизни» 1403 . Молитвенный дар старца, молитвенное созерцание им мира духовного влекли к нему сердца многих братий и богомольцев, которые хотели быть его учениками. Опытный делатель молитвы, о. Герасим давал подробные указания, как проходить этот подвиг людям самых разных положений и в разных обстоятельствах. Старец учил, что стяжание истинной молитвы в своем сердце требует от христианина большого труда и настойчивости. Он не должен ждать расположения к молитве, но всегда понуждать себя к ней. Перед тем как приступить к молитвенному правилу, нужно подготовить себя к нему: оставить все посторонние мысли, успокоить чувства и вспомнить о Том, к Кому обращаешься с молитвой. Старец говорил, что мы должны дорожить временем молитвы и помнить: погибает тот день и час, в которые человек не призывает Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И. (ФИРИ РАН. Собр. Лихачёва. 638). Характер миниатюр, раскрашенных в 2-3 цвета, напоминает лубочные картинки. О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами Жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого , датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре, с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И. В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «…лев под ногами его вохрян, [Г. И.] рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие». Лит.: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Ровинский. Í ародные картинки. Кн. 3. С. 571-574. 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το καθολικο τς μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973. Σ . 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo//ЗЛУ.

http://pravenc.ru/text/164611.html

п. С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об      урожае и погоде: «На Егорья мороз – будет просо и овес»; «На Егорья мороз – под кустом овес»; «На Егорья мороз – гречи хороши»; «Яровое сей на Егорья»; «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает» и др. В народных приметах и пословицах, как весной, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным (см.: Никола Вешний, Никола Зимний). Так, напр., крестьяне говорили: «Егорий с летом, а Никола с кормом»; «Егорий с водой, а Никола с травой»; «Егорий с кормом, а Никола с комарами» и т. п. Память вмч. Георгию отмечается 23 апр./6 мая, 3/16 нояб., 10/23 нояб. и 26 нояб./9дек. Герасим Болдинский Преподобный (1490 – 1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, 13 лет от роду поступил в Свято-Троице-Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима – он желал безмолвия и одиночества. В 26 лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо, по особенному видению, пришел на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С того времени имя св. старца снискало уважение, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще 4 монастыря. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью 12 старцев. Прп. Герасим служил всем примером своей жизни: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая. Герасим грачевник Народное название дня прп. Герасима, 4/17 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А скаску писал Иосифова монастыря Осташковской слободы крестьянин Якимка Струнников. г). Донесение иосифовскаго архимандрита о болезни старца Терасима. 1667 г. 909 Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белые Росии самодержцу, богомолцы твои, Волоколамскаго Успения Пресвятые Богородицы Иосифова монастыря архимарит Саватей з братьею челом бьем. В прошлом, государь, в 174-м году, по твоему, великаго государя, указу и по грамоте ис патриарша разряду прислан к нам, богомолцам твоим, выосифов монастырь Соловецкаго монастыря старец Герасим Фирсов под начал, и тот старец Герасим заскорбел, – лежит болен, опух весь, а желает он исповедатца и причаститца тела и крови Христа Бога нашего: и я, богомолец твой, без твоево, великого государя, указу исповедать и причастить ево не смею; а будет, государь, тот старец Герасим преставитца, и ево выосифове ль монастыре погрести, или где ты, великий государь, укажешь. д). Ответная грамота иосифовскому архимандриту на донесение его о болезни Герасима, 21 сентября 1667 г. 910 От царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Волок Ламской, Иосифова монастыря архимариту Саватею з братьею. Писали вы к нам, великому государю, что выосифове монастыре подначалной старец Соловецкаго монастыря Герасим Фирсов заскорбел, – лежит болен, опух весь, и желает де он исповедатца и причаститца тела и крови Христа Бога нашего: и по нашему, великаго государя, указу, богомолцы наши, преосвященный собор, велели того подначалнаго старца Герасима допросить, истинное ль и неложное покаяние к церкви Божией и к священному собору приносит; и будет он, старец Герасим, в допросе скажет, что он истинное и неложное покаяние к церкви Божией и к освященному собору приносит, и Символ крепко держит и вся церковная и келейная исправляет, как напечатаны в новосправных печатных книгах, и ево велели исповедать, и по исповеди отца ево духовнаго будет достоин, и при смерти тела и крови Христа Бога нашего причастить, и как смерть ему случитца, и ево погребсти выосифове монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1430 году князем Литовским стал Свидригайло Ольгердович (1370-1452), который исповедовал католичество. Именно он, воспользовавшись паузой при избрании преемника на митрополичий Киевский престол в Москве, отправляет епископа Смоленского Герасима в Константинополь для поставления последнего в митрополита Киевского и всея Руси в 1432 году (о чем говорит известный церковный историк Е.Е. Голубинский со ссылкой на литовские летописи ). Не стоит упускать из виду сказанное выше предположение, что Герасиму обещали митрополичий престол после смерти святителя Фотия. По мнению историка Аркадия Евгеньевича Тарасова, возведение в митрополичий сан состоялось между 1 сентября 1432-го и началом 1433 г. в Константинополе, его совершил Патриарх Иосиф II. Именно к этому времени относится надпись-граффити на Соборе Святой Софии: «Господи, помози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митрополита Киевского» . Осенью 1433 года уже митрополит Герасим вернулся в Смоленск. В Москву же владыка не торопился. Вторая Псковская летопись утверждает, что он не отправился в Москву только потому, что там были междоусобные войны , о которых мы уже упоминали выше. Архимандрит Макарий (Веретенников) утверждает, что причина заключалась вовсе не в этом: «Для Москвы же поставление главы Русской Церкви из рук Литовского князя было необычным, и последующая его судьба свидетельствует о его непризнании Москвой» . Это мнение намного больше похоже на правду, чем то, что нам предлагает Вторая Псковская летопись. Перед историками до сих пор стоит вопрос, каким именно митрополитом был Герасим. Историк Е.Е. Голубинский (1834-1912) приводит мнения разных летописей: Вторая Псковская летопись именует архиерея «митрополитом русской земли», Третья Новгородская летопись дважды называет его «митрополитом Московским» (хотя в Москве после возведения в сан митрополита Герасим так и не был). Однако В.И. Петрушко не доверяет Новгородской летописи, так как сам Новгород был обязан Герасиму рукоположением для него архиепископа: «Это могла быть и намеренная фальсификация, связанная с тем, что новгородцы использовали нового митрополита в своем противостоянии с Москвой» . Также известно, что Западнорусская «Кормчая» и смоленский «Требник» именуют Герасима именно «митрополитом Киевским и всея Руси», а в Толковом Евангелии, переписанном в 1434 году в Киево-Печерском монастыре неким иеродиаконом Иосифом, владыка вообще назван «архиепископом Киевским» . Однако следует заметить, что в Толковом Евангелии Герасим мог быть назван архиепископом не в качестве сана, а в смысле старшего епископа града Киева.

http://bogoslov.ru/article/6167235

верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами - обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане» с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног - лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «…лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен, зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель пр[е]подобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях, как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Зосима показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Зосима) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой. Из коллекции Н. П. Лихачёва происходит сборник кон. XVII в., в составе к-рого на первых 14 листах представлено «Слово о святем Герасиме, емуже лев поработа», проиллюстрированное 12 миниатюрами,- это единственный известный сегодня иллюстрированный рукописный список повести о Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Господи Иисусе Христе, прости меня - иначе не удержать. Матушка Иоанна, узнав, что я с севера, передала благословение жителям земли северной русской. После восхождения в гору немного отдохнули. В тра-пезной записала в к книгу гостей молитву ко Господу: Господи, благос-лови жителей земли северной Мурманской, людей русских и всех правос-лавных христиан. Иерихон. Какое древнее название. В детстве слышала о трубах Иерихонских. А теперь могу рассказать о его Ветхозаветной ис-тории. Древние евреи боялись и почитали Господа, не нарушали Его заве-та. Когда они возвращались из плена Египетского, то после смерти Мои-сея над народом был поставлен Иисус Навин. И было ему сказано, чтобы он вел народ за Иордан, в землю Ханаанскую. Господь повелел, чтобы впереди народа шли священники с Ковчегом Завета Как только их стопы ступили в воду Иордана, водарасступилась в обе стороны, а текущая сверху встала стеной. И весь народ перешел Иордан посуху против Иери-хона, По солову Божию 12 камней по числу колен Израилевых было поднято и вынесено со дна на берег. Из них потом был сделан памятник, напоми-нающий опомощи Божией Богоизбранному народ: И было сказано Иисусу На-вину Господом, чтобы в течение 6 дней обносили Ковчег Завета вокруг стен Иерихона, а впереди Ковчега шли бы 7 священников с семью трубами. Чтобы на 7-ой день сделали семь кругов вокруг города и трубили бы в трубы, а весь народ, чтобы громко восклицал. Так и было: во время гла-са труб и восклицания народа стены Иерихона рухнули, и город был взят. В тот же день посетили монастырь Святого Герасима Иорданского. Он основан в 455 году на месте остановки Святого Семейства по пути в Еги-пет. Этот монастырь отделен от Иордана расстоянием в одну милю и выг-лядит маленькой каменной крепостью. Раньше в нем жили более 70 мона-хов. В середине Лавры находилась киновия - общежитие для новоначалъ-ных монахов, были кельи для старцев. 5 дней в неделю монахи не вкушали ничего, кроме воды, фиников и хлеба. В субботу и воскресенье они соби-рались в общей трапезной и вкушали немного вареной пищи и вина после принятия Святых Тайн. Святой Герасим был родом из Мир Ликийских. Он был монахом особо строгой - аскетической жизни. Память Святого празд-нуется 4 марта - этот день всегда приходится на Великий пост - время скорби и покаяния, которое особенно любил Святой Герасим. Предание до-несло до нас свидетельство того, что в Великий пост Святой Герасим во-обще обходился без пищи, только причащаясь Святых Тайн. Преподобного изображают на иконе со львом. Этот лев, после того, как Святой Герасим исцелил его, стал неразлучным и преданным послушником, он помогал Преподобному на монастырских работах. Почил Святой Герасим в 475 году. Место его погребения не извеетйо. И мощи его до сих пор не обретены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Эти сведения могут, также, относиться только к новой церкви, построенной в начале ХХ века, однако, если распространять их на весь скит, то они безусловно противоречат более убедительному отчетам арх. Серафима (Иванова) и еп. Мефодия (Кульмана), описывающим состояние обители осенью 1952 г и в 1961 г. соответственно. Согласно этим отчетам, о. Герасим в одиночестве прожил в скиту два десятка лет (т.е., если считать с 1918 г., то, надо полагать, где-то до 1928-1930 г.). При этом арх. Серафим упоминает только одно сожжение монастыря, не указывая даты, а еп. Мефодий датирует его временем «перед последней войной». Наблюдающим монахом, наезжавшим с Елеона в Фаранскую лавру, оказался, по Серафиму, всё тот же о. Герасим (который оставил лавру незадолго до посещения её арх. Серафимом в 1952 г., – противоречие налицо, так что можно предположить, что о. Герасим отнюдь не был в числе первых афонских монахов, а прибыл в обитель в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века). Новую русскую церковь начала ХХ века Серафим не упоминает, однако Старая (пещерная) церковь осенью 1952 г. действовала и отнюдь не была поругана. Однако судите сами: «От тех иноков (возобновивших обитель в 1903 г. – С.) в настоящее время остался один единственный монах Герасим. Больше двух десятков лет прожил он в ней одиноким пустынником. Собственными руками возобновил церковь и несколько келий после поджога монастыря неизвестными злоумышленниками, даже материал для постройки он подносил на своих плечах из Иерусалима, от которого Фаранская Лавра находится в 2 часах пути (60.000 шагов). Старость и болезни заставили о. Герасима в недавнее время переселиться на Елеон, но он по 2-3 раза в месяц наведывается в дорогую ему Обитель». И далее: «Отец Герасим легкой, привычной походкой быстро опередил нас, затеплил лампады и свечи в церкви и встретил с честью колокольным звоном не то в один, не то в два маленьких колокольчика. В церковь можно подняться только по приставной деревянной лесенке, так ведется от времен препод. Харитона.

http://sobory.ru/article/?object=18570

И ушел преподобный Герасим от старца Даниила, не видя дороги от многих слез. И стал он обходить пустынные места, где бы ему можно было поселиться безмолвствовать. Сколько же времени преподобный Герасим ходил по пустыням, я не смог узнать, только обрел, когда пришел он в пустынь, где ныне лежат его честные целительные мощи и где он множество иноков собрал и наставил на путь спасения. Мы же к прежнему возвратимся. О приходе преподобного старца Герасима в лесную пустынь Пришел преподобный отец наш Герасим в пустынь, в лес, в Дорогобужский уезд в год 7036 (1528) в 25 й день месяца марта, как один из нищих, не имея с собою никого, и стал поселяться при большой дороге. Прежде же было тут жилище разбойников, которые проливали много человеческой крови и беды причиняли людям, проходившим по той дороге, – грабили, били и до смерти убивали. Старец Герасим не знал о случавшихся здесь разбоях, поставил себе хижинку малую и стал жить в безмолвии, как один из убогих. Не желающий же добра роду человеческому враг дьявол, вознамерясь изгнать святого из пустыни, устрашал его то невидимо, то видимо, нападал на него всякими бедами колдовскими и привидениями, а иногда зверями и гадами и разными наваждениями. Преподобный же Герасим вспоминал пророчество старца Даниила, как говорил он о многих должных быть ему искушениях; и возлагал он надежду на Бога и на Пречистую Богородицу, и на молитвы преподобных отцов Сергия и Пафнутия чудотворцев, старца своего преподобного Даниила призывая, – и тотчас исчезали вражьи наваждения. Тогда старый губитель враг дьявол поднимает на преподобного злых людей, которые стали причинять ему лютые беды. Разбойники, приходя к нему, били его безжалостно, другие же выпытывали у него сокровища. Иногда проходившие мимо злые люди, не боясь Бога, издевались над преподобным, жестоко избивая и влача его. Еще же более вредили преподобному близ той пустыни жившие люди, которые ненавидели его и, считая это место своим, говорили: «Уходи, старец, отсюда. Чего ты хочешь на этом месте? Место это – наша вотчина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010