«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» ( Сир.46:15 ). Христос передал славу Свою угодникам: «Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» ( Ин.17:22 ). Праведников почитает даже Бог Отец: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Угодников прославляют люди: «мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). »народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли: «Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Ангелов всегда прославляли люди. Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортуната и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:18 ). Поклонение Ангелам: Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу ( Нав.5:14, 15 ). Праведный Маной поклонился Ангелу ( Суд.13:20 ). Пророк Даниил, павши на лицо свое, поклонился Ангелу ( Дан.10:9, 15 ). Поклонение угодникам: Ученики поклонились Елисею ( 4Цар.2:15 ). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам ( Ин.17:22 ). Страж темничный – Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). Поклонение преселившимся угодникам: Саул поклонился Самуилу ( 1Цар.28:14 ). Просьба молитвы Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 , ср. Кол.4:3 ). «не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). Значение молитвы угодников Божиих: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» ( Иак.5:16–18 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама ( Быт.20:7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Из всех этих многочисленных религий, или вер, только одна есть вера истинная православная, а остальные все – ложные. Они измышлены диаволом и человеческой гордостью. Как называются эти ложные религии? Они называются ересями (по-гречески), или сектами (по-латински), а те, кто оставляют истинную веру и идут за этими бесовскими измышлениями – называются или еретиками или сектантами. Как же все ложные религии говорят, что они имеют Христа Иисуса? Все эти заблуждения, ложно выдающие себя за христианские религии, отверглись от истины и выдумали себе своих Иисусов и выдают их за истинного Христа Спасителя. Подобно тому, как живущий не по закону выдает свою сожительницу за жену, хотя она ему и не жена, благословленная Богом, так и все еретики-сектанты говорят, что Христос с ними, хотя на самом деле у них не истинный Христос. Возможен ли такой хитрый, чисто диавольский обман? Вполне возможен. И Ап. Павел, опасаясь за христиан, чтобы кто не соблазнил их такой ложью, пишет так: «боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса , которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа , которого не получили, или иное благовестие , которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому» ( 2Кор. 11:3, 4 ). Итак, из приведенных слов Апостола ясно видно, что у некоторых проповедников может быть «другой Иисус», не истинный Спаситель, но самоизмышленный; такой же самоизмышленный «другой дух» у них и «иное благовестие» – не христианское. Они-то и есть у всех сектантов. Почему же все почти сектанты, еретики, когда встречаешь их, с виду кажутся очень ласковыми и, будто, добрыми христианами, точно и на самом деле они христиане? Это объясняет Дух Святый через Апостола Павла следующими словами: «лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» ( 2Кор 11:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Имеют ли миряне право отлучать от Церкви? Никто не имеет права отлучать от Церкви, кроме священноначальствующих. Как должно относиться к священноначальствующим в Церкви? Ап. Павел пишет: «просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовию за дело их» ( 1Фес. 5:12, 13 ). Как относятся сектанты к истинному (т.е. православному) христианскому священноначалию? Они поносят христианское, православное священство, хулят его, издеваются над ним. Какой конец будет им от Господа за это издевательство? Господь положил «беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших» ( 2Петр. 2:9, 10 ). И Ап. Иуда говорит, что, как Содом и Гоморра погибли, «так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7, 8 ). Что сказать, когда сектанты в своих ругательствах на истинное христианское священноначалие оправдываются тем, что пастыри у нас имеют те или другие человеческие недостатки? Должно указать на пример Ап. Павла. Иудейский Первосвященник Анания был очень недостойный человек и повелел незаконно бить Апостола Павла по устам. Ап. Павел назвал его «стеной подбеленной», но когда узнал о его первосвященническом достоинстве, то промолвил: «я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь " ( Деян. 23:1–5 ). Значит, никого из законно священноначальствующих в Церкви лиц злословить нельзя. Можно ли доказать сектантам, что наше священноначалие истинно и законно? Можно, потому что истинное священство должно идти непрерывно и преемственно от св. Апостолов, а таковым и является наше, православное, священство. Действительно ли наше священство идет непрерывно от Св. Апостолов? В Церкви Христовой, Православной, есть списки епископов, идущих непрерывно от св. Апостолов. В конце этой главы такой список епископов русской и греческой Церкви приложен для удостоверения всех в непрерывности нашего священства от дней Апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Исполнилось ли это пророчество? Исполнилось. Мы, действительно, видим у верующих в Христа храмы, или церкви, с самого начала христианства. «Целый год, – читаем об Апостолах, – собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». ( Деян 11:26 ). Может быть, у христиан под церквами разумелись обыкновенные жилые дома? Нет, под церквами разумелись, именно, храмы. »Жены ваши, – пишет Ап. Павел, – в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор 14:34, 35 ). Есть ли у нас свидетельства от истории, что у христиан были храмы? Есть. Теперь в Риме ученые в подземельных кладбищах, называемых катакомбами, находят в местах погребения христиан просторные, украшенные священными изображениями, православные храмы. Здесь на гробах мучеников первые христиане совершали богослужения. Будут ли у христиан храмы постоянно? Храмы будут у христиан до пришествия антихриста и до Страшного Суда. Об антихристе Ап. Павел предсказывает, что " в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ). А так как антихрист придет пред Страшным Судом, и его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ) то, значит, храмы Божии будут до второго пришествия Спасителя. Неужели сектанты, несмотря на столь ясные указания Писания, отвергают св. храмы Божии? Большинство сектантов отвергают храмы, ни признают их вещественной святыней христианской и глумятся над ними, таковы особенно толстовцы и молокане, а также, в большинстве случаев, пашковцы, баптисты и адвентисты. Чем же сектанты объясняют свое кощунство? Они говорят, что храмы не нужны потому, что «Бог не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих» ( Деян. 17:24, 25 ). Можно ли на основании этих слов Писания, отвергать храмы Божии? Нет, нельзя, потому что слова эти сказаны против язычников, которые думали, что боги их не живут вне храма, а – только в храме. По христианскому же пониманию, Бог вездесущ, а в храме особое благодатное присутствие Его ( Мф. 23:21 ). Поэтому и будут, по слову Апостола, у христиан храмы Божии до второго пришествия Христова ( 2Фес. 2:4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» ( Мф.12:29 ): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его. Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 ). Священноначалие в Церкви учит: Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). «самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» ( Мк.16:14–15 ). Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ). Самочинники не проповедуют: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). «Как проповедовать, если не будут посланы» ( Рим.10:15 ). «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» ( Евр.5:4 ). Священноначалие священнодействует: Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви ( Мф.28:19 ). Низводить Святого Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники ( Деян.8:14–19 ). Священноначалие совершает таинство Елеосвящения ( Иак.5:14 ). Священноначалие предстоятельствует в молитвах ( 1Фес.5:12 ). Преломляет хлеб, то есть совершают литургию ( Деян.20:11 ). Священноначалие управляет: Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:20 ). Епископы «пасут стадо Божие», то есть, значит, управляют верующими ( Деян.20:28 ; 1Пет.5:1–6 ). Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим.3:15 ). Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Священноначалию должно повиноваться: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... ( Евр.13:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Как только стала существовать на земле Церковь Христова, то и начали Апостолы, а затем их преемники отпускать людям грехи их, и вот это-то священнодействие и называется таинством покаяния. Какое непременное условие для прощения грехов в таинстве покаяния? Для отпущения грехов в таинстве покаяния необходимо искреннее, чистосердечное раскаяние человека в своих грехах перед Господом в присутствии священника или епископа и выражение желания исправить свою жизнь к лучшему. Поэтому и говорится в кн. Деяний Апостолов, что «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18, 19 ). Признают ли сектанты таинство покаяния? Нет, не признают; они не исповедуют своих грехов перед законными пастырями, не получают прощения их и умирают, несчастные, с грехами своими. Чем же оправдывают сектанты свое отвержение священнодействия исповеди? Они говорят, что грехи может прощать только один Бог, а не священники. Основательно ли такое оправдание? Нет, не основательно, потому что Апостолам и их преемникам ясно сказано Господом: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ). У сектантов нет истинного священства, преемственно и непрерывно идущего от Апостолов; в своем обществе они не имеют посланников Христовых, пред которыми они могли бы исповедоваться, поэтому они и отвергают церковное таинство покаяния. Какое оправдание приводят для себя сектанты? Они говорят, что не только священники, но и вообще все люди должны отпускать другим грехи их. Что должно отвечать сектантам на такие их рассуждения? Должно говорить, что взаимное прощение обид, действительно необходимо и требуется Православной верой, но что этого еще мало: нужно еще и исповедание грехов своих пред пастырем и отпущение или прощение им грехов, как заповедано это Господом ( Ин 20:23 ). Не подыскивают ли сектанты оправданий для себя в Писании? Они приводят слова из ( 1Ин. 2:1, 2 ): «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» и еще – из 1Ин 1:9 : «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Какие еще назначения имеет Церковь ? Хранить неповрежденное учение Христово и благодатный источник таинств. Третье ее назначение – распространять истинное христианство среди неверующих и еретиков, т.е. ложно верующих во Христа. Какое научение в Церкви Христовой относительно цели ее? Спаситель сказал, что верующие в Него должны постепенно совершенствоваться до уподобления Отцу Небесному: «будьте совершенны, говорит Господь, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). Ап. Павел писал верующим: «воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес. 4:3, 4 ), т.е. то, чтобы вы делались все непорочнее, более и более приближались к безгрешному состоянию. Где в свящ. Писании такая обязанность предписана не только отдельным лицам, но, именно, Церкви? Это со всей ясностью изложено в словах Ап. Павла: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–13 ). Есть ли в Церкви соответствующие условия для того, чтобы достигать членам ее непорочной жизни? Спаситель, как Глава Церкви, позаботился об этом. " Христос , – говорит Ап. Павел, – возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна " ( Еф. 5:25–27 ). Значит, Господь сделал все, чтобы члены Церкви достигали непорочности. Как же достигается непорочность христианами? Люди грешные, с испорченной греховной природой, для своего совершенствования и спасения вступают в Церковь и здесь, получивши прощение грехов, укрепляются в вере, переходя от веры в веру, от силы в силу, как по ступеням праведности. Как понимать слова Апостола, что Господь говорил ( Еф.5:27 ) о Церкви: «дабы она была свята и непорочна»? Это не значит, что все уже сейчас безгрешны, но то, что в Церкви есть все, дабы верующие достигали непорочности, т.е. здесь указывается не теперешнее, а будущее совершенство верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Каким представляется место обитания душ умерших людей? Оно представляется как бы наполненным живыми душами. Пророк Исаия пророчествовал о царе Вавилонском, что по его смерти, избавившийся от его мучительства еврейский народ так будет говорить о нем: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам»! ( Ис 14:9, 10 срав. Иез 31:3–18 ). Как называется в Писании самое разлучение души и тела? Называется отшествием души к Богу: «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу , Который дал его» ( Еккл. 12:7 )ю На каком примере мы особенно легко можем убедиться, что душа каждого умершего человека продолжает существовать и сама по себе, без того тела, с которым раньше была соединена? На примере Господа Иисуса Христа, Который был и совершенный Бог и совершенный человек. Была ли у Спасителя душа человеческая? Была. И когда Спаситель умирал на кресте, то, возгласив громким голосом, сказал: «Отче! В руки Твои передаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). Не умерла ли душа Спасителя, когда Он испустил дух? Нет, не умерла, но отошла, как и все человеческие души, «в место свое», в ад, хотя и не осталась там. Об этом нисхождении Христа предсказывал еще Псал. Давид; Ап. Петр приводит это пророчество в своей проповеди: «Давид говорит о Нем, ... – Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни. ... Он (т.е. Давид) прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде , и плоть Его не видела тления» ( Деян 2:25, 27, 31 ). Значит, душа Спасителя, как и душа всех, умерших в Ветхом Завете людей, нисходила в ад, хотя и не осталась там. Действительно ли душа Христова временно была в аду? Несомненно, потому что и Ап. Павел пишет: «Он и нисходил прежде в преисподняя места земли» ( Еф. 4:9 ) Что делал Спаситель в аду, когда нисходил туда душею Своею?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Какой смысл замены субботы Воскресеньем? Празднование субботы напоминало Израилю, как он был в рабстве у Египтян, и как от этого рабства освободил его Бог. Празднование Воскресенья напоминает христианам, как они были рабами у дивола, и как Господь освободил их от этого рабства своим воскресением из мертвых. На каком основании мы не празднуем теперь субботы так как в ветхозаветные времена? На том основании, что Церковь Христова отменила исполнение Закона ветхозаветного, а, следовательно, и празднование субботы на первом Апостольском Соборе, в 52 году. Как случилось это отменение? В Иерусалиме «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Собор составил такое постановление всем христианам: " угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» ( Деян. 15:5–6, 28, 29 ). Как видно, ни обрезания, ни жертвоприношений, ни других священнодействий ветхозаветных, ни различений пищи, ни праздников ветхозаветных, ни суббот – в Новом Завете уже не нужно: все это отменила Церковь Православная на Апостольском Соборе. Что говорят адвентисты седьмого дня, когда им показать это ясное повеление Собора об отмене субботы? Адвентисты говорят, что Ветхий Завет делится на две части: на закон Божий, состоящий из Синайских десяти Божиих заповедей, и на закон Моисеев, в котором заключаются все остальные ветхозаветные постановления. Закон Моисеев, как человеческий, Апостолы отменили, а закон Божий остается неизменным, а в нем-то и говорится о субботе. Значит, субботу и нужно праздновать. Что должно говорить адвентистам на эти рассуждения их? Прежде всего, эти рассуждения адвентистов – чистая выдумка их, и о них нигде не написано : не написано ни о делении Ветхого Завета, ни об утверждении заповедей Божиих с отменой закона Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней. Ветхозаветный жертвенник был великой святыней: «Господь приказал Моисею помазать священным миром жертвенник всесожжения и все принадлежности его», и сказал: «освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:22–29 , ср. Лев. 8 ). Кровь жертвенника освящала все ( Исх.29:21 ). Крест Христов есть новозаветный жертвенник: Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). «Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» ( Евр.10:10 ). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ). Древо это, то есть, крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов. Новозаветный жертвенник – Крест Христов – великая святыня: Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней, и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то неужели святая Кровь Христова не освятила Креста, на котором Спаситель принесся в жертву? Кровь Христова от ран гвоздиных обагрила Крест и освятила его. Вещественная святыня может освящать: «жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:19 ). «храм, освящающей золото» ( Мф.23:17 ). Через вещественную святыню Господь проявляет чудотворения: Господь за незаконное отношение к ветхозаветной святыне убивал, карал людей: «Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него... но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог» ( 2Цар.6:6 ). В Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого, Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви. Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами ( 1Цар.5:3–6 ). Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив» ( Чис.21:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010