В связи с закрытием большинства Духовных Семинарий с каждым годом всё острее ощущался дефицит священнослужителей. Старшее поколение постепенно умирало, а восполнять потери удавалось с большим трудом. Власти всеми правдами и неправдами старались не допустить поступления в духовные школы, а с посвящением подходящих кандидатов, не имев­ших духовного образования, тоже были большие сложности. По данным 1962 г. в епархии име­лось 52 храма и лишь 33 священника (и 3 диа­кона). «Большинство православных приходов Литвы состояло из немногочисленных общин верующих, которые вскоре совсем обеднели...», – пишет местный исследователь Р.Лаукайтите. Поэтому материальное положение духовенства (напомним, что духовенство находилось на содержании приходов) вследствие этого и осо­бенно вследствие непосильных государственных налогов было довольно плачевным. Руководство епархии, не имея возможности и права оказы­вать материальную помощь, старалось поддер­жать его хотя бы морально. Архиепископ Роман, например, был щедр на награды духовенству. «У духовенства, – говорил он, – много невзгод, испытаний и скорбей; пусть хотя бы награды – внимание начальства – подымут их настроение» (40). 13 июля 1963 г. после вторичного кровоиз­лияния в мозг архиепископ Роман скончался, а уже 3 августа в Литовскую епархию был назна­чен НОВЫЙ APXINACTЫPЬ – Епископ АНТОНИЙ (Варжанский). Для него это было первое (оно же оказа­лось и последним) мес­то архиерейского слу­жения; можно сказать, что он был хиротонисан для Литовской кафед­ры. До этого Михаил Варжанский (мирское имя Владыки) прошёл немалый (хиротонисан на 73 году жизни) и нелёгкий жизненный путь. По окончании Житомирской Духовной Семинарии (в 1911 г.) он обучался в Петербурге в Неврологическом институте, а затем (в 1915 г.) поступил в Юрьевс­кий университет на историко-филологический факультет и до 1917 г. успел успешно пройти 8 семестров. Затем была служба в армии, работа преподавателем, служба в Церкви – псаломщи­ком и в 1937 г. проследовало рукоположение во священнический сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодор, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт 1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Ионаа III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Галичине: Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан (в Вильне) 1376–1390 Григорий (в Смоленске) 1415–1419 Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея Руси Григорий II 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Галицкие и всея Руси: Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий IV 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Аресений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Ирофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Антоний (Блум Андрий Борисович, 19.06.1914–04.08.2003, Лондон), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник. Близко сотрудничал с митрополитом Иоанном в 1960е годы. Антоний (Варжанский Михаил Антонович, 28.01.1890–28.05.1971), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Виленский и Литовский. С 1958 по 1961 год – настоятель Русской Православной Церкви в Дрездене, затем благочинный приходов в ГДР. В этот период сблизился с Владыкой Иоанном (Вендландом) . Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 04.02.1862–23.02.1936), митрополит. В 1918 году был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол. В 1922 году привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном. Отбывал ссылку в Средней Азии. В 1933 году назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. В это время туда приехал архимандрит Гурий, которого он благословил на тайное служение Литургии в домашних условиях и дал антиминс. Скончался в Ташкенте, погребен на городском кладбище. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич, 02.07.1887–28.10.1962), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии, исповедник. О своем жизненном пути и церковном служении писал так: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дел 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». Отбывал срок в Зырянском крае, в Туруханском крае, в Соловецких, Беломоро-Балтийских, Онежских, Сибирских, Темниковских лагерях. Последние годы жил в Петушках Владимирской области. Очевидцы свидетельствуют, что любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто с ним соприкасался. Многие из тех, кого Владыка Афанасий тайно рукоположил во священники, в дальнейшем снискали славу истинных подвижников благочестия. Некоторых из них, например епископа Стефана (Никитина), на открытое служение вывел митрополит Гурий. Епископ Афанасий канонизирован 20 августа 2000 года. Афинагор I (Аристоклес Спиру, 25.03.1886–07.07.1972), Вселенский Патриарх с 1 ноября 1948 года (избрание) до своей смерти. Митрополит Иоанн встречался с ним в период своего заграничного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Лозинский) умер 29.1.1973г. 44. И-м. 19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Бочаров) в Курск. еп. 45. И-м. Андрей 22.III.63 В Лавре. Св.ап.Андрей архим. (Лиханский) умер на приходе первозванный 46. И-д. 22.III.63 В Костромской Св. ап. И еван. (Рослов) епархии Иоанн Богослов 47. И-м. Никанор 29.III.63 В Лавре. Св. ап. Никанор (Краскин) умер на приходе 48. Архп. Антоний 29.III.63 Архп. Виленский. Св. муч. Антоний (Варжанский) Виленский 49. И-д. Амвросий 9.IX.63 В Лавре. Свят. Амвросий (Бородачев) на приходе в Ивановской еп. Медиоланский 50.И-д., Анастасий 9.IX.63 В.Лавре. Муч. Анастасий архим. (Коломийченко) диак. Киевопечерск. 51. И-м. Стефан 30.III.64 В Тульской еп. Преп. Стефан (Ермошин) Махрищский 52. И-м. Герасим 14.V.64 В Переделкино. Преп. Герасим (Прокофьев) В Измайл. ц. († 1987) Махрищский 53. И-м. Георгий 14.V.64 Калининск.еп. Св. вмч. Георгий (Кашкар) Победоносец 54. И-д. Лаврентий 28.V.64 В Лавре Преп. Лаврентий (Постников) Комельский 55. Еп. 26.VI.64 Еп. Астраханский Святит.Иона, (Зырянов) умер 1.6.1975 (Немец. кл-ще.) м-т Московск. 56. И-д. Прокопий 22.VII. В Лавре Прокопий Устюжский схииг. (Красный)Дамаскин 57. И-д. Иероним 15.X.64 Наместник Лавры (1972–1982, Преп. Иероним архим. (Зиновьев) 30.03) погребен в Лавре. Стридонский 58. И-д. Иерофей 15.X.64 В Лавре. Св. муч. Иерофей архим. (Соболев) в Арзамасе. Афинский 59. И-д. Евсевий 15.X.64 В Лавре. Свщмч. Евсевий Епископ (Саввин) Лаодикийский с 1984 г. Псковский с 1993 60. И-д. Меркурий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Меркурий (Колбин) на приходе Киевопечерский 61. И-д. , Иоанникий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Иоанникий (Кобзев) преп. ОДС; Великий Луганск. с 1991 16.XII. В Лавре. Св. Гурий Казан. (Юдаков) 63. Оси- Гавриил 17.XII. В Лавре. Св. Архангел (Горшков) Гавриил 64. И-м. Сергий 24.XII. В Воронежской епархии. Преп. Сергий (Кузмин) Радонежский Из этого числа в Лавре на 1 января 1985 г. жили только 12 человек и 3 чел. на послушании в Патриархии (1 чел.) и в Переделкино (2 чел.). В 1990 г. – из них в Лавре – 11 чел., в Патриархии – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения . Приложение Список архиереев, управлявших православной епархией Литвы в период с XIII по XXI столетие. Феофил (1315–1330) Феодорит (1352–1354) Роман (1354–1362) Киприан (1375–1389) Фотий (1408–1431) Григорий/Цамблак/(1415–1420) Герасим (1433 – 1447) Григорий II (1458–1473) Мисаил/Пеструч/(1475 – 1480) Симеон (1481 – 1488) Иона/Глезна/(1489–1499) Макарий/Черт/( 1495–1497) Иосиф/Болгаринович/(1498–1501) Uoha II (1503–1507) Иосиф II/Солтан/(1507–1521) Иосиф III (1522–1534) Макарий II (1534–1556) Сильвестр/Белькевич/(1556–1567) Uoha III /Протасевич/(1568–1576) Илия/Куча/(1577–1579) Онисифор/Девоч(к)а/(1579–1588) Михаил/Рагоза/(1589–1596) Иов/Борецкий/(1620–1631) Исаия/Копинский/(1631–1633) Петр/Могила/(1633–1647) Сильвестр II/Коссов/(1647–1657) Иосиф/Нелюбович-Тукальский/(1664–1675) Гедеон/Святополк-Четвертинский/(1685–1690) Виктор/Садковский/(1795–1793) Иосиф/Семашко/( 1839–1868) Макарий/Булгаков/(1868–1879) Александр/Добрынин/(1879–1885) Алексий/Лавров-Платонов/(1885–1890) Донат/Бабинский-Соколов/(1890–1894) Иероним/Экземплярский/(1894–1898) Ювеналий/Половцев/(1898–1904) Никандр/Молчанов/(1904–1910) Агафангел/Преображенский/(1910–1913) Тихон/Белавин/(1913–1917) Елсвферий/Богоявленский/(1917–1940) Сергий/Воскресенский/(1941–1944) Даниил/Юзьвюк/(1944) Корнилин/Попов/(1945–1948) Фотий/Топиро/( 1948–1951) Филарет/Лебедев/(1952–1954) Алексий/Дехтярев/(1955–1959) Роман/Танг/(1959–1963) Антоний/Варжанский/(1963–1971) Гермоген/Орехов/(1971–1972) Анатолий/Кузнецов/(1972–1974) Герман/Тимофеев/(1974–1978) Викторин/Беляев/(1978–1989) Антоний/Черемисов/(1989–1990) Хризостом/Мартишкин/с 1990 Приложение Устав Православного Братства Литвы 1. Общие положения. 1. Православное братство Литвы является неприбыльной, просветительно-культурной общественной организацией граждан Литовской Республики православного вероисповедания. 2. Братство, унаследовав лучшие традиции ранее существовавших Вильнюсских братств, ставит себе цель служение нуждам и благу людей Литвы православного вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книгу редактировал духовный наставник автора архиепископ (впоследствии митрополит) Антоний (Храповицкий), которого он называл постоянным вдохновителем. Николай Варжанский опирался также на помощь своего тестя, протоиерея Неофита Любимова, опытного в вопросах апологетики и имевшего свое противосектантское издательство. Работе над этим православным противосектантским учебником предшествовали проводимые автором народные курсы, главным образом, в рабочей среде. Второе издание труда имеет замечательное посвящение: “Посвящаю книгу искренне любимым православным московским рабочим”. Замечательна и та духовно-нравственная настроенность, с какой писалась эта книга: “Я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих Истину и подвизающихся за веру Евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи, и они придут на помощь мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты и ясности настоящего народного учебника” 110 . Все 29 разделов “Доброго исповедания” охватывают главные темы христианского учения, по которым Православие противостоит различным лжеучениям сектантов. Весь материал, поданный в форме вопросов и ответов, расположен в строго систематическом порядке: о единстве истины Божией, о Церкви, об источниках изучения христианства — Священном Писании и Священном Предании; затем говорится о таинствах, храме, святом Кресте, иконах, мощах, о почитании Божией Матери и Церкви Небесной, о молитвах за умерших и о бессмертии души. Книга имела огромный спрос. За десять месяцев разошлось 5 тысяч экземпляров первого тиража. Автор получил много теплых благодарственных писем. Так, диакон Антоний Романенко писал: “Ознакомившись с Вашими руководствами, я пришел к заключению, что это превосходит все, написанное доныне. Я слышал на курсах в Екатеринославе Дмитрия Ивановича Боголюбова, он бесподобен в живой беседе; читал все его сочинения, а также слыхал многих других, но то, что я нашел в Ваших сочинениях, меня положительно поразило: такая оригинальность и новизна положений, популярность языка и сила впечатления!..

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Книга получила огромный отклик. За десять месяцев разошлось пять тысяч экземпляров первого тиража. Автор получил много теплых благодарственных писем. Так, диакон Антоний Романенко писал: «Ознакомившись с Вашими руководствами, я пришел к заключению, что это превосходит все, написанное доныне. Я слышал на курсах в Екатеринославе Дмитрия Ивановича Боголюбова, он бесподобен в живой беседе; читал все его сочинения, а также слышал многих других, но то, что я нашел в Ваших сочинениях, меня положительно поразило: такая оригинальность и новизна положений, популярность языка и сила впечатления!.. Опыты по Вашим руководствам в школах, в которых я состою законоучителем, дали прекрасные результаты и, можно сказать, превзошли все мои ожидания». 232 Автор получил письмо и от Преосвященного Сильвестра (Ольшевского) , епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, в котором он писал: «Сердечно благодарю Вас за присланные мне Вами Ваши прекрасные миссионерские книжки. Вашими трудами мы понемногу пользуемся, так как они очень по сердцу пришлись моим сотрудникам по миссионерскому делу. Укрепи Вас Господь продолжать свое святое дело!» 233 Книга «Доброе исповедание» была высоко оценена и в опубликованных на нее рецензиях. Харьковский епархиальный миссионер Л. 3. Кунцевич писал: «Хотя народная листковая литература у нас слаба, но зато в прошлом году многие миссионеры обогатили православных ревнителей солидными руководствами к ведению полемических бесед. К числу их принадлежит книга «Доброе исповедание». Для ревнителей она очень полезна...» 234 Вторая его противосектантская книга «Оружие правды» (М., 1910; 2-е изд., М., 1911; 3-е изд., М., 1913; репринт: Джорданвиль, 1993; М., б.г.) представляет собой весьма удобный конспект для ведения противосектантских бесед. Конспект содержит места из Священного Писания по темам и пунктам, по которым сектанты ведут наиболее активные споры, отстаивая свои заблуждения. Кроме этих пособий, Николай Варжанский составил небольшой курс сектоведения для церковноприходских школ «Образец здравого учения» (М., 1912, 2-е изд., 1914). Книга вышла под редакцией выдающегося организатора миссионерского дела протоиерея Иоанна Восторгова . Руководимое им книгоиздательство «Верность» способствовало распостранению трудов Н. Варжанского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По поводу кончины матушки мною было получено 57 сочувственных телеграмм и 27 писем. Кроме Ярославля и Переславля-Залесского кончина матушки была особенно отмечена богослужением в Саратовском Духосошественском соборе и в Ташкентском Успенском кафедральном соборе. В телеграммах и письмах содержатся подчас удивительно хорошие и трогательные характеристики почившей. Например: «Неповторимый друг, человек прекрасной души» (О. А. Егорова); «Храним чувства глубокой любви и уважения к почившей как к исключительному человеку и талантливому врачу» (протоиерей Ф. Семененко с женой). «Помним милого дорогого человека для вас и всех видевших, помнящих ее, мудрую скромницу. Пламенную молитвенницу» (Анна Николаевна Бурдина и дети); «Да упокоит Господь добрую, смиренную и мудрую душу ее» (Юрий Александрович Сажирский); «Продлю смиренную молитву об усопшей до конца моей жизни» (архиепископ Антоний (Варжанский)); «Ее кончина, отпевание и погребение, как прекрасный сон, величественный и торжественный, вызывающий какоето благодатное настроение» (Анастасия Сергеевна Заспелова – монахиня Сергия)». Последние годы Обыденное отношение к смерти характеризуется переживанием разлуки с близкими людьми и чувством неизвестности. Православное отношение к смерти определяется будущей встречей с Христом, к Которому человек должен стремиться всю земную жизнь. Для неверующего человека смерть – мука разлуки и неизвестности, а для верующего – радость надежды и ожидания встречи со Христом, учит нас Святая Церковь . Монахиня Евфросиния и ее брат митрополит Иоанн в течение всей земной жизни готовились к встрече со Христом. Владыка начал болеть спустя десять лет после смерти сестры. Болел серьезно и очень долго. Когда его первый раз увезли на операцию и об этом было объявлено в соборе – плакали все, со слезами молились о его исцелении. Владыку с молодости преследовала почечная болезнь. Первый раз она обнаружила себя во время командировки на Ближний Восток: «Дело в том, что совершенно неожиданно возобновилась моя «дамасская» болезнь, то есть боль в левом боку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

На стендах не только представлены темы, обсуждавшиеся на Соборе, но и доводы, приводившиеся сторонами, а также статистические данные. Посетителям выставки будет интересно узнать, как распределялось число голосов по тем или иным вопросам. Фото: Иоанн Ткаченко      Октябрьский переворот не воспрепятствовал работе Собора. Однако новая власть, развернувшая гонения на Церковь, не щадила соборян. Множество стендов посвящено делегатам Собора, засвидетельствовавшим свою верность Христу и Церкви даже до смерти. Первым из пострадавших соборян стал митрополит Владимир (Богоявленский), 7 февраля убитый в Киеве группой революционно настроенных людей. Во время работы Собора погибли и некоторые другие его участники — священномученик Андроник (Никольский), преподобномученик Матфей (Померанцев), мученик Алексий Зверев. В мае 1918 г. был арестован и впоследствии расстрелян известный миссионер и борец с сектами мученик Николай Варжанский. Некоторым участникам Собора было суждено принять мученический венец позже. В 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей был осужден и расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Один из защитников патриаршества архиепископ Иларион (Троицкий) умер от тифа в заключении в 1929 г. Немало делегатов Собора пострадало в годы атеистических гонений 1930-х гг. В большинстве своем члены Собора погибли в годы Большого террора 1937–1938 гг. Среди них священномученики Кирилл (Смирнов), Серафим (Чичагов), Никодим (Кротков), Николай (Добронравов), Серафим (Остроумов). В послевоенные годы был в очередной раз арестован и приговорен к лагерному сроку протоиерей Петр Чельцов — известный подвижник и праведник. Лишь в 1955 г. вышел на свободу священноисповедник Афанасий (Сахаров) — автор службы всем святым, в земле Российской просиявшим. Фото: Иоанн Ткаченко      Часть стендов выставки посвящена делегатам Собора, ушедшим в эмиграцию и хранившим в изгнании идею Святой Руси. Среди них один из претендентов на патриаршество митрополит Антоний (Храповицкий), возглавивший Русскую Зарубежную Церковь, митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший главой Русского Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, митрополит Платон (Рождественский), возглавивший Североамериканскую митрополию, и др.

http://pravoslavie.ru/108881.html

Антоний (Храповицкий) , митрополит. Учение о пастыре, пастырстве и об исповеди. Нью-Йорк, 1966. Антонов В. В., Кобак A. B. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия: В 3 т. СПб., 1996. Апостол. СПб., 1860. Аверкий, архиепископ. Отец Иоанн Кронштадтский , как Пророк Божий, посланный России для вразумления. Jordanville, N.Y., 1963. Августин (Никитин) , архимандрит. Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995. Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., 1971. Бартенев Я. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. Л.,1984. Батс Р., Марченко В. Духовник царской семьи, святитель Феофан Полтавский. 1874–1940. Platina, Calif.; Москва, 1994. Биография о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1895. Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Казань, 1891. Богданович Е. Открытое письмо старосты Исаакиевского Собора г. Пашкову. СПб., 1883. Болдовский А. Г. Возрождение церковного прихода. Обзор мнений печати. СПб., 1903. Большаков Н. Я. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1910; репр. СПб., 1995. Большаков Н. Я. Ложная защитница православия и «Черные Вороны». Прил. 3 «Кронштадтского маяка». СПб., 1908. Большаков Н. Я. Правда о секте иоаннитов. СПб., 1906. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Франкфурт-н. М., 1969. Булгаков С. (прот.). Автобиографические заметки. Париж, 1946. Булгаков С. В. Настольная Книга для священно-церковно служителей. Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства: В 2 т. Харьков, 1900. Буткевич Т. Я. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. Быстров Н. Религиозно-нравственные собеседования в Ильинской церкви погоста Муравейна, Островскаго уезда//Псковские епархиальные ведомости. 22 (15 ноября 1896 г.). Варжанский Н. В чем вера Л. Н. Толстого. Народно-популярный эскиз. СПб., 1911. В. Г. Короленко в воспоминаниях современников/Сост. Т. Г. Морозова и др. М., 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010