Возможно ли прощение грехов в жизни будущей? Возможно, но только не для всех грехов. Для «грехов к смерти» ( 1Ин. 5:16 ) или смертным, общее название которым «хула на Духа Святого», не может быть прощения ни в сем веке, ни в будущем. Спаситель так говорит: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» ( Мф 12:32 ). Ясно отсюда, что иные грехи могут быть прощены в «будущем веке», а другие никогда не простятся. Что такое хула на Сына Человеческого, которая может быть прощена? Это многократное нарушение заповедей Божиих, сопровождаемое исправлением человека, т.е. такое состояние, когда человек, согрешив, не пребывает в неисправлении. «Всякая неправда есть грех , но есть грех не к смерти» ( 1Ин. 5:17 ). Такими обыкновенными падениями, говорит Ап. Иаков, «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). И если бы эти грехи не простились ни в этом веке, ни в будущем, тогда и райской жизни никто не достиг бы. Что такое хула на Духа Святого, которая не может проститься никогда? Это явное, сознательное противление Божией Истине, упорное отвержение Православной веры Христовой, которую охраняет «Дух Святый» ( Иоан 14:26, 15:26, 16:7–15 ). Подобное противление истине можно видеть в сектантах, которые безумно противятся Правде Божией и этим оскорбляют Духа Божия, научающего этой Правде. Сектанты отвергают, например, молитвы за умерших, хотя Дух Святый научает молиться за отошедших в загробный мир, и вот этим они явно противятся Духу Божию, и это «не простится им ни в этом веке, ни в будущем.» Почему сектанты не могут оправдываться словами Писания, что «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» ( Пс. 48:8 ) Прежде всего, здесь говорится не о молитве, а про избавление от смерти. Как это выясняют дальнейшие слова псалма: «дорога цена искупления души их, и не будет того во век, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» ( Пс. 48:9, 10 ). Действительно, никто не избавил человека от смерти, как только Богочеловек Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Вот как рассуждает о пользе поста св. Иоанн Златоуст : «молящийся как следует и постящийся немного требует; а требующий немного не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню... Постящийся – легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога, и горделивую душу смиряет. Поэтому и Апостолы постоянно постились... Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив» (Злат. 7, 590). Правильно ли думают некоторые, что пост есть воздержание только от скоромной пищи, но без воздержания от обжорства, пьянства и других грехов? Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет. Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить? Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь , когда говорят так, потому что, по Христианской нашей вере, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие грехи не одобрялись и не одобряются. Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола? Такое рассуждение не правильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, беседчики, «братчики» или, как они зовут сами себя, «назореи». Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища. О них Св. Дух ясно говорит в слове Божием, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим. 4:1–4 ). Кто установил пост для людей? Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» ( Быт. 1:29 ); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды «дерева познания добра и зла» ( Быт. 2:17 ). Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех . Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Всякий православный христианин сознает, что он сделал далеко не все, что угодно Богу и посему у него постоянное покаянное сознание. Сектанты не признают своей греховности, а считают себя безгрешными. Что же они за христиане, если они не имеют сознания христианского? Они – горделивые язычники и мытари, преслушавшие Церковь ( Мф.18:17 )! Разбор возражений сектантов Сектанты штундо-баптисты, пашковцы-евангелисты, адвентисты и многие другие говорят, что Господь Иисус спас их, простивши им грехи; они уже прощены, грехов не имеют и не грешат. Они де и составляют Церковь святую, т.е. общество безгрешных. Сектанты говорят: Еф.2:8–9 : «благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, – Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Мы, – заключили сектанты, – уже спасены, значит грехов нет у нас, и ничего нам больше не нужно: мы – святая Церковь Христова. Православный ответ: Еф.2:8–9 : означает, что Господь даровал нам все необходимое для спасения, но это еще не значит, что мы обязательно это используем и необходимо спасемся. Рим.8:24 : «мы спасены в надежде», говорит апостол, т.е. имеем надежду, что Господь помилует нас, потому что все уверовавшие спасутся, если правильно будут веровать и воспользуются обильными дарами благодати Божией, как говорит ап. Павел: 1Кор.15:1–2 : «напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Также и в другом месте говорит апостол ( Кол.1:22–23 ): «Господь положил, чтобы представить вас святыми и непорочными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере, и не отпадаете от надежды благовествования». Так что далеко еще неизвестно, кто что получит на суде Божием. Посему и называют себя Апостолы спасающимися, а не спасенными: Деян.2:47 : Господь ежедневно принимал спасаемых к Церкви. Сектанты говорят: Мы уже спасены, и нас не будут судить: Ин.3:18 : «Верующий в Него не судится»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Говорится ли в Писании, что Господь, именно крестом посрамил диавола? Апостол Павел пишет христианам из евреев, что Господь положил «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр 2:14, 15 ). В другом послании Апостол пишет, что Бог «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол 2:14, 15 ). Поэтому-то и проповедь христианства была проповедью о Распятом и о Кресте Христовом. «Я рассудил, – пишет Апостол Павел, – быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2:2 ). Как относились к этой апостольской проповеди неверующие люди из Иудеев и язычников? " Мы, – говорит Апостол, – проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). Как же христиане должны относиться к проповеди, кажущейся неверам такой странной? У христиан проповедь о Распятом и о кресте Христовом должна вызывать радость: «слово о кресте, – говорит Апостол, – для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). В другом месте Апостол Павел пишет: «я не желаю хвалиться , разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Хвалятся ли сектанты крестом Христовым? Сектанты ненавидят крест Христов и называют его плахой и виселицей. Хорошо ли поступают сектанты, если они так относятся ко кресту Христову? Нет, не хорошо, потому что этим самым они уподобляются диаволу, который после того, как посрамлен был крестом ( Кол. 2:14, 15 ), возненавидел крест Христов, Как собака боится и бежит от палки, которою ее наказывали, так точно и диавол ненавидит, боится и бежит от креста Христова, которым Господь посрамил его. И сектанты, как обольщенные Диаволом, как приспешники сатанинские, боятся св. креста Христова, вместе с бесами. Что говорят в свое оправдание сектанты, если указать им на их диавольскую ненависть ко кресту Спасителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Господь проходил по всем городам и селам, проповедуя Евангелие Царствия Божия. Многие, видя чудеса Спасителя, уверовали в Него, то есть признавали Его чрезвычайным посланником Божиим, но «Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» ( Ин. 2:24, 25 ). Как Сердцеведец, «Он позвал к Себе, кого Сам хотел и пришли к Нему...» ( Мк. 3:13 ). Их (т.е. пришедших) приготовлял Господь, чтобы они вошли первыми членами в Его Церковь на земле, чтобы они составили первоначальное истинное Его общество, и чтобы потом уже к этому обществу присоединялись и все другие. Три с половиной года приготовлял Спаситель учеников Своих; Он научал их и после Своего воскресения, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря им о Царствии Божием» ( Деян. 1:3 ). Но это еще не есть Церковь в собственном смысле. Господь обещал послать Своим св. Апостолам Духа Утешителя (читай об этом Иоан. 16:5–16 ). Пред самым вознесением Своим Спаситель напоминает ученикам о приближающемся исполнении Его обещания: «собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.» ( Деян 1:4, 5 ). Это обещание сбылось через несколько дней после вознесения Господа на небо: в день Пятидесятницы снизошел на учеников Дух Святый, и с «этого часа началась Церковь Христова на земле» (читай о сошествии Св. Духа: Деян. 2 гл.) Как утвердилась Церковь Христова после сошествия Св. Духа, Апостолы тотчас и начали привлекать людей в Церковь для спасения. Первым начал проповедовать Ап. Петр, говоря: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». ( Деян 2:38 ). «Охотно принявшие слово, крестились», то есть вступили в Церковь Христову, или, как сказано далее, «и присоединилось (к первоначальной Церкви) душ около трех тысяч» ( Деян. 2:41 ) С этого дня Церковь начала приумножаться: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». ( Деян 2:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Детей же должно крестить по вере их родителей и восприемников, как в Ветхом Завете обрезывали младенцев восьмидневных ( Быт.17:12 , ср. Кол. 2:11–14 ). Сектанты говорят: что дети не способны принимать благодать Божию. Православный ответ: Сам Спаситель призывал к себе детей «и, обняв их, возложил руки на них, и благословил их» ( Мк.10:16 ). Что дети способны получить благодать Святого Духа, видно еще из того, что Иоанн Креститель «Духа Святого исполнился еще от чрева матери» ( Лк.1:15 ). Сектанты говорят: Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил... и все идут к Нему ( Ин.3:22–26 ). Евангелист не говорит, что шли и несли детей, а только шли – идти могут только взрослые («Баптист». 11 г., 5 стр.). Православный ответ: Прежде всего «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Ин.4:2 ); во 2-х, в 3-й и в 4-й гл. Иоанна говорится не о крещении для прощения грехов ( Деян.2:38 ) и присоединения к Церкви ( Деян.2:41 ), а о крещении покаяния, как у Иоанна Предтечи. Церковное же крещение установлено пред Вознесением ( Мф.28:19–20 ) и впервые практиковалось после сошествия Святого Духа ( Деян.2:38–41 ). Что же касается Христа Спасителя, то не только взрослые к Нему приходили, но и детей приносили, и Он «обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк.10:16 ). Если дети способны принимать благодать Христова благословения, то они могут принимать и благодать крещения Христова. Сектанты говорят: Крестить должно только верующих: Мф.3:5 – выходили к Иоанну креститься, а не выносили детей («Бапт.», 9, Православный ответ: У нас не Иоанново крещение, но Христово, а Христос не отвергал детей. Значит, признавал их способными воспринимать благодать Божию ( Мк.10:16 ). Посему должно и детей крестить. Сектанты говорят: Ин.4:1 – Иисус приобретал учеников и крестил: приобретать можно только взрослых, а не детей («Бапт.», 9, Православный ответ: У нас речь не столько о приобретении, сколько о способности детей принимать благодать Божию, а последняя даруется также и по вере одних – другим: Мк.2:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Джованни Паоло Паннини. Развалины со сценой проповеди апостола Павла. 1744 Читаем: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждого закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9: 20–23). «Выглядит как притворство, чтобы всем было все, как это принято у льстецов, однако это не так. Ибо человек Божий есть врач духовный, ведающий все причины и раны, с великим старанием окружает страдающих своим вниманием и сочувствием, ибо мы всегда имеем что-то общее со всеми людьми. Для Иудеев он (апостол Павел. – прот. О.С. ) был как Иудей. Ибо из-за соблазна их обрезал Тимофея и, очистившись (по иудейскому обряду. – прот. О.С. ), вошел во Храм, чтобы не принять обвинения в святотатстве. Сделал то, что уже следовало прекратить (согласно Евангелию. – прот. О.С. ), но по закону делал. Ибо соглашался, что закон и пророки – от Бога, и от них показал предвосхищение Христа обещанного, чтобы добиться согласия подзаконных (то есть ссылался на более авторитетное для них. – прот. О.С. )» 7 , – комментирует Амвросиаст эти стихи 1-го Послания к Коринфянам. А святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чтобы обратить настоящих иудеев, он (апостол Павел. – прот. О.С. ) сам стал как иудей – не действительно, а только по видимости, не на самом деле будучи таким, а только поступая так без истинного расположения» 8 . «Человек, ухаживающий за больным, и сам становится больным, не потому, что ему кажется, что поднялась температура, а потому, что, сочувствуя, он думает о том, какой бы заботы он пожелал, если бы сам был болен» 9 . По вопросу полемики с сектантами я бы рекомендовал скорее дореволюционных авторов – таких как митрополит Стефан (Яворский), диакон Иоанн Смолин, мученик Николай Варжанский и другие. Впрочем, митрополит Стефан иногда теряет чувство меры, оправдывая насилие над инакомыслящими (религиозными диссидентами). Также и догматические системы, более отражающие кафолическую природу Церкви, были составлены в дореволюционный период, менее зараженный библейским критицизмом и чуждый обновленческим тенденциям безответственного экуменизма.

http://pravoslavie.ru/98622.html

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:9 ). Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей? Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на ( 1Петр. 2:5, 9 ), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5:1–4 ). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере ( Евр. 10:38 ). Иерарх Время вступления Андрей Первозванный, Апостол Стахим, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпиои Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июля 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Евангелие Св. Ап. Иоанна Богослова 1 гл. 1 ст. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог 2 ст. Оно было в начале у Бога 3 ст. Всё чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть «Евангелие» Толстого Началом всего стало разумение жизни. И разумение жизни стало за Бога. И разумение-то жизни стало Бог. Оно стало началом всего за Бога. Всё чрез разумение родилось, и помимо разумения не родилось ничто из того что жило и живёт Ho может быть возможно допустить такую замену, и она не изменит смысла Евангелия? Против этой возмутительной подделки сильно говорят дальнейшие стихи, в которых сообщается, что Бог воплотился в лице Иисуса Христа, все видели Славу Единородного Сына Божия и Иоанн Креститель всенародно свидетельствует об этом: «И Слово стало плотию u обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём u восклицая говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мной стал впереди, меня, потому что был прежде меня... И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём, я не знал Его; но Пославший меня крестит в воде сказал мне на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым»... и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин 1:14–15, 32–34 ). Но Толстой, заменивши Бога разумением, пропускает эти слова Предтечи и говорит лишь вместо этих слов о разумении жизни, заменившем Бога. Свидетельство же с небес и видение Духа Божия,– словом, всё, выписанное из Евангелия о Христе Боге, пропускается Л. Толстым. Зачем же это делает Толстой? Сам он объясняет, что Троица и Христос – Богочеловек мешают ему, мешают его разумению. «Забейте, пишет Толстой, клин между двумя половицами закрома, сколько бы мы не сыпали в такой закром зерна, оно не удержится. Точно также и в голове, в которую вбит клин «Троицы или Бога, сделавшегося человеком и своими страданиями искупившего род человеческий и потом улетевшего на небо, не может удержаться никакое разумное, твёрдое жизнепонимание» (Обр. к дух., 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Загробное состояние души в Писании называется различно: то «домом Своим» ( Еккл.12:5 ), то «вечной обителью» ( Тов.3:6 ), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями: Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах – красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, – так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает, какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими представление о загробных душевных переживаниях – хороших, или тяжких. Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом. Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ). «Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе – Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Ветхозаветное Писание описываемыми видениями доказывает, что умершие жнвут в загробном мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме: Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. ( 1Цар.28:11–19 ). Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир.46:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010