В 1909–1910 годах он публикует ряд статей и брошюр апологетического содержания: «Против пьянства телесного и духовного (о «братцах» и «беседчиках»)». (М., 1909); «О бессмертии души. О субботе и воскресенье». (Почаев, 1910); « Церковь и секты». (Почаев, 1910). Неутомимому борцу против антицерковных лжеучений принадлежит более тридцати больших и малых работ. Выдающимся явлением миссионерской литературы стал капитальный труд Николая Варжанского «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис». (Почаев, 1910. 2-е изд. испр. и доп., М., 1912; 4-е изд. испр., М., 1913; репринт: М., 1998.) Книгу редактировал духовный наставник автора архиепископ (впоследствии митрополит) Антоний (Храповицкий) , которого он называл «постоянным вдохновителем». Николай Варжанский также опирался на помощь своего тестя, протоиерея Неофита Любимова , опытного в вопросах апологетики и имевшего свое миссионерское издательство. Работе над этим православным противосектантским учебником предшествовали проводимые автором народные курсы, главным образом в рабочей среде. Второе издание труда имеет посвящение: «Посвящаю книгу искренне любимым православным московским рабочим». Замечательной является и та духовно-нравственная настроенность, с какой писалась эта книга. Он признавался: «Я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих Истину и подвизающихся за веру Евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи и они придут на помощь мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты и ясности настоящего народного учебника». 231 Все 29 разделов «Доброго исповедания» охватывают главные темы христианского учения, по которым православные люди ведут борьбу с различными лжеучениями сектантов. Весь материал, преподанный в форме «вопрос-ответ», расположен в строго систематическом порядке: о единстве истины Божией, о Церкви, об источниках изучения христианства – Священном Писании и Священном Предании. Затем говорится о таинствах, храме, св. Кресте, иконах, мощах, о почитании Божией Матери и Церкви Небесной, о молитвах за умерших и о бессмертии души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно, в моей книге сказано, что «монашеством мы называем христианский подвиг безбрачной жизни, с целью соблюдения целомудренного воздержания и более удобного, чем в супружестве, прохождения земной жизни, совершенствования и достижения спасения» и что « Церковь благословляет этот подвиг особым священнодействием и испрашивает принимающему монашество благодать Божию, помогающую ему успешно проходить этот подвиг христианского совершенствования». Казалось бы, что здесь неправильно? Если женящийся нуждается в благодати Божией и получает ее в таинстве брака, то неужели не нуждается в помощи Божией ищущий целомудрия и неужели не получает ее в священнодействии «ангельского чина»?! Я не могу признать ни одного христианского священнодействия безблагодатным, иначе получится, что у нас учреждены какие-то «комедийные действа», только изображающие что-то, но не благодатствующие, не приближающие человека к Богу и спасению. Зачем же такие безблагодатные «действия» и возможны ли они в Церкви? Таковых не может быть! Посему я, при выяснении христианского мировоззрения, определенно указал, что благодать Божия получается в Церкви между другими средствами и чрез священнодействия христианские, а затем перечислил и обосновал Откровением особенно те из православных священнодействий, которые хотя и отвергаются неистово сектантами, но и обличают сектантов, а именно: 7 таинств и священнодействия монашества, водоосвящения, погребения, крестного знамения. Во всех сих священных действиях испрашивается благодать Господня и дается людям. Изложенные основания побудили меня не выбрасывать ни одной строки из соответствующих сим предметам глав, но оставить их в прежнего издания мотивировке». Николай Юрьевич получил множество отзывов на свою книгу. Диакон Антоний Романенко писал: «Ознакомившись с Вашими руководствами, я пришел к заключению, что это превосходит все написанное доныне… Опыты по Вашим руководствам в школе, в которой я состою законоучителем, дали прекрасные результаты и, можно сказать, превзошли все мои ожидания».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В частности, о латинстве, хиротонию, крещение и вообще «благодать» которых будто православие должно признавать, вопреки моим доводам те же удостоенные Владыкой Алексием докторства говорят: «Католичество есть ересь лютейшая прежних, ибо если еретиками называются все возводящие заблуждением догмат, то как избегнут такого наименования латиняне, измыслившие недавно пагубный и унизительный для вселенского христианства догмат о непогрешимости пап; а раньше о непорочном зачатии Пресвятой Девы Ея родителями Иоакимом и Анною, и уже давно отвергнутые Церковью за ложный догмат об исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Восточные Соборы Отцев, видя упорство латинян в их искаженном учении о Пресвятой Троице, а равно то, что с каждым столетием они умножают число своих еретических мудрований, постановила, обращающихся от латинства принимать чрез троекратное погружение, как бы не крещенных, и того же обычая держалась Церковь Российская до времени присоединения Малороссии, когда может быть ради униатов, обращающихся в Православие, постановила снизойти им чрез принятие вторым или даже третьим чином, при чем обращающийся торжественно проклинал латинскую ересь всех пап после их отпадения бывших, искаженное учение о Троице, опресноки, латинские посты в субботу, их праздники и пр». (Арх. Антоний. Собрание Сочинений, т. 1, стр. 479–480, Изд. 2 СПБ. 1911). Это же говорит Дух Божий правилом Третьего Вселенского Собора, предусмотрев ересь латинскую в изменении Символа Веры . Этим я и закончу мою миссионерскую самозащиту, опустив все третьестепенное. От всяких выводов уклоняюсь, имея в виду существо дела и заботясь более всего о сохранении благоговейного отношения к святительскому сану, что составляет исключительную и необходимую принадлежность всякого православного миссионера, находящьго истинное удовлетворение в, защите священства Церкви Божией от всякого огорчения и нападок. 1 Редакция получила сию статью 24 августа, хотя упоминаемый отзыв появился в Колоколе в мае. Редактор Колокола обещал дважды, что статья г. Варжанского будет отпечатана в его газете, но обещание осталось неисполненным, а потому автор прислал свою апологию в наш журнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Не скрою: я это особенно ревностно проводил во всей моей книге, когда говорил о подвигах воздержания, о таинствах и о всех священнодействиях. Я не вспомнил тогда бедных безпоповцев, трепещущих антихриста, который, будто, уничтожил таинства и священнодействия, и прилепляющихся посему хоть к подвигам воздержания и добродетели. Предо мной, как противосектантским миссионером, стоял антихристов запад с латинством и особенно с протестантством и сектами его, разъедающими нашу Церковь и добрую жизнь проповедью ленивой, голой веры, без подвигов воздержания, без добродетелей, без таинств и священнодействий христианских или с чисто внешними подвигами и таинствами, как в Латинстве. (Чит. Архиеп. Антоний. Чем отличается православная вера от западных исповеданий). Я обязан был изложить и обосновать Откровением, показать внутренний смысл, богоблагодатность и цель всего, что есть в Церкви Божией. Я не видел этого в существующих школьных учебниках, и не вижу. Таинства и священнодействия В предисловии ко второму изданию я заявил, что перечислил и обосновал Откровением особенно те из православных священнодействий, которые хотя и отвергаются неистово сектантами, но и обличают сектантов, а именно: 7 таинств и священнодействия монашества, водоосвящения, погребения, крестного знамени. Во всех сих священных действиях испрашивается благодать Господня и дается людям (стр. 2). Эта мысль, действительно проведенная мной в книге, вызывает особенно резкое осуждение, будто я священнодействия или «обряды», как говорится в критике, называю таинствами и напрасно де говорю, что Церковь дает в священнодействиях благодать Божию. Почтительно прошу позволения напомнить, что в моей книге я все семь таинств называл, называю и буду на­ зывать таинствами, потому что это усвоено сейчас сознанием церкви и значится в Посланиях Восточных Патриархов. Ни одного священнодействия, кроме 7 таинств, я не называл таинством. Верую, что таинства суть священнодействия спасительные, особо выведенные из всех священнодействий и что без них спасения не достигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

До начала Великой Оте­чественной войны о. Михаил служил на разных приходах Волынской епархии. Буквально на третий день войны о. Михаил овдовел, потеряв матушку при налёте немецких бомбардиров­щиков. «В период немецкой оккупации был отстранён от служения на приходах, за отказ подчиниться «Автокефальной Украинской Церкви» (40). По окончании войны имел место служения в г. Луцке и до 1958 г. преподавал в Волынской Духовной Семинарии. В 1958 г. был направлен в ГДР, где служил настоятелем православного прихода в г. Дрездане, а позднее в течение года работал секретарем при епископе Берлинском и Германском. По окончании (в 1961 г.) заграничной командировки, в январе 1962 г. был назначен на должность ректора Одесской Духовной Семинарии. Вскоре, одна­ко, 3 августа 1963 г., последовало постановление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода, в котором говорилось, что «ректору Одесской Духовной Семинарии прот. Михаилу Варжанскому, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Ви­ленским и Литовским». Этому постановлению способствовало совпадение интересов (хотя и совершенно разных) Церкви и властей предержащих. Церковь была заинтересована в том, чтобы поставить на Литовскую кафедру обра­зованного и авторитетного архипастыря, власти же не были заинтересованы в том, чтобы тако­вого иметь на посту ректора ОДС, которую они намеревались вскоре закрыть. Так что можно сказать, что при общем согласии 73-х летний маститый старец получил повышение и стал епископом Виленским и Литовским. Вскоре, 25 августа того же 1963 г., « ввиду высокого поло­жения Литовской епархии среди епархий Рус­ской Православной Церкви и во внимание к многолетней усердной службе Церкви Божией, епископ Антоний возводится в сан Архи­епископа с правом ношения алмазного креста на клобуке» (40). Думается, однако, что слова о высоком положении Литовской епархии в описываемый период являются более «пере­житком прошлого», чем действительностью. Известно, и мы об этом говорили, что в пред­шествующие времена Литовская епархия дейст­вительно занимала особое положение, ибо она являлась форпостом Православия на северо-западных рубежах РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ВАРЖАНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Антоний (Варжанский) Редакция текста от: 15.06.2012 12:10:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21115.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6809@ Подпись к иллюстрации: Архиеп. Антоний (Варжанский) Размер файла: 10.88 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 15.06.2012 12:08:07 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6809.html

«Еретические учения должно проклинать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» . Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально. Николай Варжанский, решительно противостоя еретическим заблуждением, никогда не забывал о сострадании к самим заблудшим. Чем и может быть объясним успех его служения миссии. Ни желание самоутвердиться, ни карьерный рост, ни честолюбие не могут быть мотивом к миссионерству, но, наоборот, готовность отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Христом. «Я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих Истину и подвизающихся за веру евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи, и они придут на помощь мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты и ясности настоящего народного учебника. Мне не стыдно слышать самую строгую критику и получить помощь от всякого православного человека, и я жду всего этого с нетерпением, чтобы скорее осуществить свое желание помочь православному народу в день злый» , – так писал Николай Юрьевич в предисловии к «Доброму исповеданию». Миссионерство – это прямое проявление сострадания к людям и следствие любви к ближнему Миссионерство – это прямое проявление сострадания к людям и следствие любви к ближнему. Тот, кто знает, какая участь ждет некрещеного, не будет толерантно рассуждать с ним о том, что «все религии хороши», но и не будет резать по живому, ввергая душу оппонента в безысходность отчаяния, загоняя его в безответный угол. Миссионер – по определению мученик. Он идет проповедовать за пределами христианского мира, как бы раздвигая границы духовного космоса; идет в мир, который живет не по закону Бога, в «область сатаны», в страну тьмы. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Но, увы, не всем в той стране нравится благая весть, есть и такие, кто, по наущению сатаны, будут рвать зубами благовестника Божия. Диавол не любит, когда добыча уходит из рук. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16).

http://pravoslavie.ru/99265.html

10. О таинстве Покаяния Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16 . Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей. Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния: Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Призыв к покаянию Каина: «сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: ( 1Пет.3:18–21 , ср. 2Пет.2:5 ). Призыв Ионы к ниневитянам: ( Ион.3 , ср. Мф.12:41 ). Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно: «если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.16 ). Проповедь покаяния Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Христова о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Отец отдал суд Сыну: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» ( Ин.5:22 ). Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи: «Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сын Божий отдал часть суда и священникам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» ( Ин.20:21–23 ), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60). Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

167 Ср. Втор.26:14 : «я не ел от нее (десятины) в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого». То есть, у иудеев был обычай раздавать милостыню ради умерших, но только эта милостыня не должна была быть из Божьей десятины. 168 Н. Варжанский приводит один интересный археологический факт, касающийся надгробий древних христиан: «В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноапостольный Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод» (Доброе исповедание, М.: Благовест, 1998 г., с. 308). Это ещё одно свидетельство того, что древняя Церковь молилась за усопших. 169 Поразительно само существование многих древних литургий, которые представляют собой последовательность молитв, которые нужно произносить за Богослужением. Протестанты же не только не имеет литургии; они, как правило, даже не знают такого слова – и это те, которые постоянно заявляют о том, что они вернулись к вере и жизни древней Церкви. 171 Бескровная Жертва – то есть Евхаристия, таинство Причастия. Кстати, православные до сих пор называют Евхаристию Бескровной Жертвой. Протестанты же понятия не имеют о том, что это значит – как далеко отошли они от жизни христиан первых веков. 173 Баптисты из новолуганской общины, в которой я около 1,5 года служил в качестве миссионера и проповедника, узнав о моем переходе в Православие, обвинили меня, кроме прочего, в спиритизме, поскольку, по их мнению, молитва к святым и Ангелам является вызыванием духов, то есть – спиритизмом. 174 Протестанты если и не всегда противятся, то и не учат, и не проповедуют, и, как правило, не хотят ничего знать об Ангеле Хранителе, который приставляется Богом к каждому человеку, тем более к святому, – хотя в Библии ясно об этом говорится: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ); «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11,12 ); «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010