В. Имеют ли крест Христов сектанты? О. Нет, сектанты не имеют креста Христова и не чтут его, напротив, они ненавидят и презирают Его, называют виселицей и плахой. В. Почему сектанты ненавидят честный Крест Христов? О. Потому что сектанты ученики и приспешники диавола, а диавол больше всего ненавидит Крест Христов и боится его. В. Почему христиане любят св. Крест и чтут его? О. По многим причинам. Во-первых, потому, что на Кресте Христос примирил нас с Богом; во-вторых, потому, что Крестом Христос победил диавола; в-третьих, потому, что через Крест прославился Христос, и он является знамением Спасителя. В. Каким образом Христос на кресте примирил нас с Богом? О. Христос, говорится в Св. Писании, примирил людей с Богом " посредством креста , убив вражду на нем» ( Еф.2:16 ), «умиротворив, через Него, кровию креста Его и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). В. Почему крест является оружием победы Христа над диаволом? О. Потому, что Христос, положил, " смертью (на кресте) лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ). В. Каким образом крест является орудием прославления Христа? О. Христос, пишет Ап.      Павел, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:8–9 ). В. Почему крест является знамением Спасителя? Ο. Потому, что перед вторым пришествием Христовым, как сказал Сам Господь, «явится знамение Сына Человеческого на небе» , т. е. честный крест Господень ( Мф.24:30 ). 23. Крест Христов – святыня наша В. Почему крест Христов является святынею Христианскою? О. Крест есть новозаветный жертвенник. Был жертвенник и в Ветхом Завете, и на нем первосвященник приносил жертвы. Христос отменил их, «принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ) на кресте. Таким образом, крест сделался жертвенником Христовым. Но ветхозаветный жертвенник «святыня великая» ( Исх.30:22–29 ), тем более крест Христов есть «святыня великая». В. Есть ли указание в слове Божием, что крест должно прославлять, как святыню?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Как возводятся в эти степени? О. В священные степени достойные священства христиане возводятся чрез священнодействие руковозложения, называемое таинством священства. В Св. Писании говорится, что Ап. Тимофей поставлен в епископа «с возложением рук священства», т. е. рук епископов ( 1Тим.4:14 ). В. Что дается рукополагаемому чрез это священнодействие? О. Рукополагаемый в таинстве священства получает «дар Божий», дар Св. Духа для своего благодатного священствования. Ап. Павел пишет поэтому еп. Тимофею: «напоминаю тебе возгревать дар Божий , который в тебе чрез мое рукоположение » ( 2Тим.1:6 ). В. Как посвящаются в священные степени? О. По Апостольским правилам епископа поставляют несколько епископов, не менее двух. Пресвитера или священника и диакона поставляет один епископ. В. Как должно относиться к священноначальствующим? О. Ап. Павел пишет: «просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоящей ваших в Господе, и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовию за дело их» ( 1Фес.5:12 ). И в другом случае Апостол говорит: «достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). В. Почитают ли сектанты священство Церкви Христовой Православной? О. Нет, не почитают и не признают. Эти нечестивцы говорят, что им не нужно истинного православного священства. В. Против кого сектанты идут в своей гордости? О. Сектанты идут против Духа Божия и Христа. Ап. Павел говорит Ефесским пресвитерам: «Дух Святый поставил вас» ( Деян.20:28 ). Так и наших епископов, священников и диаконов поставляет Дух Святый, а сектанты их отвергают. В. Кто же у сектантов священствует и учительствует? О. Всякий сектант думает, что он священник и учитель, а ап. Павел объясняет этим дерзким самочинникам, что не все священники, но только " иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями... Все ли, спрашивает Ап. Павел, Апостолы? все ли пророки? все ли учители? В. Как же отвечает на этот вопрос Ап. Павел? О. Он говорит: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). А сектанты сами, против воли Божьей, взяли себе эту честь. 13. О святом крещении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Как должно совершаться причащение Тела и Крови Господних? О. Причащаться Тела      и Крови Христовых должно с благоговением, для спасения души и Тела, потому что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор.11:27–30 ). В. Признают ли сектанты причащение Тела и Крови Христовых? О. Сектанты не признают причащения Тела и Крови Господних. Они не верят, что Господь дарует под видом хлеба и вина Тело и Кровь Свои и, очевидно, допускают, что Господь мог обмануть Апостолов Своих и хотя говорил, что дает Тело и Кровь Свои, но на самом деле этого не сделал. А так как христиане укоряют сектантов за неверие Господу, то сектанты, баптисты и пашковцы едят французский хлеб и пьют вино, вместо причащения Тела и Крови Христовых. В. Какими вопросами должно обличать сектантов в неверии таинству Господню? О. Должно спрашивать сектантов: едите ли Плоть Сына Человеческого? Пьете ли Кровь Его? Если нет, то погибли вы во грехах ваших, и нет жизни в вас! 20. О таинстве Елеосвящения В. Что такое таинство елеосвящения? О. Елеосвящение есть священнодействие, в котором, по молитве священников и мирян, чрез помазание освященным елеем больного, подается ему благодать Божия, прощающая ему грехи и исцеляющая от болезней. В. Как об этом священнодействии передается в Св. Писании? О. Ап. Иаков пишет: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В. Как совершается таинство елеосвящения? О. Его совершают семь священников. Если же нет семи священников, то тогда совершает его один священник, но помазывает больного семь раз, взамен помазаний семи священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Как относились люди к ветхозаветной святыне? О. Святыня всегда высоко чтилась. Прор. Моисей называл ковчег завета Господом: «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи , и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил : возвратись, Господи , к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:35–36 )! И царь Давид скакал пред ковчегом и говорил: " пред Господом играть буду и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар.6:21– 22 ). В. Поклонялись ли перед святыней древние, как мы теперь поклоняемся? О. Поклонялись. Псалм. Давид говорил: «поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс.5:8 ). Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» ( Числ.20:6 ). Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» . 26. Святыня новозаветная В. Как относился Спаситель к ветхозаветной святыне? О. Господь сказал об Иерусалимском храме, в котором были священные изображения, так: « дом Мой домом молитвы наречется для всех народов » ( Мк.11:17 ). В. Как апостолы относились к Ветхозаветному храму? О. Апостолы ходили в храм Иерусалимский для поклонения и молитвы. «Ты можешь узнать, – говорил ап. Павел, – что более двадцати дней тому назад, как я пришел в Иерусалим для поклонения " ( Деян.24:11 ). В. Благоволил ли Господь этому поклонению пред священными изображениями? О. Когда Ап. Павел, пришедший в Иерусалим для поклонения, молился в храме, где были изображения, явился ему Сам Господь: «когда... молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» ( Деян.22:14–18 ), рассказывает о себе Апостол. В. Были ли у христиан священные изображения в храмах их? О. Были, и они доныне сохранились в подземных храмах в Риме, называющихся катакомбами. В. Как слово Божие говорит о священных изображениях в Новом Завете? О. Ап. Павел пишет, что вещественная святыня, то есть святые иконы и свящ. предметы будут в Церкви Божией до Страшного Суда. Пред вторым пришествием придет антихрист, «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею , так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Как человек может сделаться христианином? О. Для этого всякому необходимо уверовать в Господа Иисуса Христа и Его спасение и присоединиться к Церкви Божией через св. крещение. В. Нельзя ли сделаться христианином без св. крещения? О. Нет, нельзя, потому что Христос Спаситель сказал о крещении так: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " ( Ин.3:5 ). И в другом случае Господь сказал: » кто будет веровать и крестится , спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). В. Как совершается св. крещение? О. Св. крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением слов: «крещается раб Божий (имя) во Имя Отца и Сына и Святого Духа». В. Откуда взялись эти слова св. крещения? О. Так заповедал Господь, говоря Апостолам и их преемникам: «идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа « ( Мф.28:19 ).       В. Нужна ли необходимо вода для крещения? О. Необходимо нужна, потому что Господь говорил: » кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Поэтому и Апостолы всегда крестили всех уверовавших и присоединяющихся к Церкви Православной в воде. Ап. Филипп и Евнух, передается в Св. Писании, " приехали к воде , и Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду , Филипп и Евнух; и крестил его». ( Деян.8:36–38 ). В. Что нужно для того, чтобы принять св. крещение? О. Для св. крещения нужно «покаяние» в грехах ( Деян.3:19 ), вера в Спасителя и Его искупление ( Деян.8:37 ) и «обещание Богу доброй совести» ( 1Пет.3:21 ). В. Что дается человеку во св. крещении? О. Во св. крещении человеку прощаются все грехи его, и он присоединяется к Церкви Христовой, через это делается христианином. Поэтому и проповедовал Ап. Петр так: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов , – и получите дар св. Духа... Охотно принявшие Слово Его крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч» к Церкви. ( Деян.2:38 ) ( Деян.2:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Какое особенное преимущество Церкви Божией перед всеми сектами? О. То, что в Церкви Православной хранится Христова истина. О Церкви Божией говорит Ап. Павел, что она есть «столп и утверждение истины» (Тим.3:15). В. Неужели помимо Церкви Христовой нельзя узнать истину? О. Нет, нельзя, потому что не только на земле, но и на небе истина возвещается Церковью . " Ныне, говорит Ап. Павел, соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). В. Как хранится в Церкви истина Христова? О. Она хранится в Св. Писании и в Св. Предании . Ап. Павел так научает нас: «братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом , или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), то есть, значит, научение устное и письменное. В. Какие в Церкви Христовой есть Св. Писания? О. Ветхозаветные и Новозаветные. Ветхозаветные достались от Ветхого Завета, а Новозаветные Церковь получила от Св. Апостолов. В. Как Церковь получила от Апостолов писания их? О. Сначала Апостолы только проповедовали всюду христианство устно, а потом, не имея возможности быть лично у христиан, писали им свои письма. Эти письма сохранила Церковь , и из них составилось Св. Писание. В. Заключается ли все Христово научение в Писаниях? О. Нет, не заключается. В Писаниях только часть научения Христова, а остальное все хранится в Предании. Поэтому-то Ап. Павел и хвалит христиан за сохранение предания: « Хвалю вас, братия, пишет Апостол, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). В. Что же такое Св. Предание? О. Священное Предание – это все истины Божии, которые не записаны в Писании, но сохранены Церковию от Христа и Апостолов и под руководством Св. Духа изложены в определениях и указаны в правилах Святыми Отцами на Святых Соборах Церкви Божией, а также сохраняются в православном Богослужении. В. Как же Апостолы повелевают относиться к сектантам, неразумно отвергающим Св. Предание? О. Ап. Павел пишет: «завещаваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякаго брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам» ( 2Фес.3:6–7 ). 11. В Христовой Церкви Православной есть истинное священство

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Какой порядок существует в Церкви Христовой? О. Подобно тому, как в школе одни учат, а другие учатся, есть учителя и ученики, так и в Церкви Божией одни священноначальствуют, а другие подчиняются, есть пастыри и миряне. В. Откуда такой порядок в Церкви Христовой? О. Такой порядок не от людей, но от Самого Бога. Ап. Павел пишет: Спаситель " поставил одних Апостолами , других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых (т. е. христиан), на дело служения для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). В. Как узнать, истинное ли священство в нашей Православной Церкви, или нет? О. Истинное священство то, которое идет непрерывно от Св. Апостолов, а наше священство такое именно и есть. В. Что такое непрерывность священства? О. Сначала Господь избрал себе Апостолов «и поставил из них двенадцать, чтобы посылать их на проповедь » ( Мк.3:14 ). Апостолам Спаситель дал завещание устроить Церковь Его, учить, священнодействовать и управлять в Церкви. Христос Бог сказал Апостолам перед Вознесением так: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во вся дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 ). После сошествия Св. Духа Апостолы начали устроение Церкви. Когда христианство размножилось, Апостолы поставили вместо себя заместителей, а когда умерли, то оставили преемников своих – епископов. Преемники поставили других преемников, и так до наших дней Апостольские преемники поставляют одни других. Наше священство идет от Апостолов Христовых чрез их заместителей, поэтому оно и есть единое истинное, правильное Христово священство. В. Есть ли такое священство у сектантов? О. У них нет истинного священства, а только в некоторых сектах есть самочинники, которые выдают себя за пресвитеров, т. е. за священников, хотя у них нет благодати священства. 12. Три степени священства и рукоположение в них В. Сколько степеней священства в Церкви Христовой? О. Степеней священства три: епископская, пресвитерская или священническая и диаконская. О них упоминается во многих местах Свящ. Писания, напр., Деян.15:23 , Флп.1:1 ; Тим.3 гл. и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Когда руковозложение заменено миропомазанием? О. Руковозложение заменено миропомазанием еще при Апостолах. Поэтому-то и пишет Ап. Иоанн: «вы имеете помазание от Святаго» ( 1Ин.2:20 ) ( 2Кор.1:21–22 ).       В. Признают ли сектанты св. миропомазание? О. Нет, не признают. Только одни самочинники баптистов и адвентистов кладут руки на совращаемых из Православия, будто, Духа низводят на них, а того не понимают, что Св. Дух низводится только Апостолами и их преемниками, православными епископами, а не самочинниками. 16. О таинстве покаяния В. Какая благодать Божия дается в таинстве покаяния? О. В таинстве покаяния даруется христианам благодать прощения всех грехов, в которых христиане раскаиваются и обещают их не делать. В. Кто может прощать грехи? О. Прощал грехи сначала только один Бог , а потом Спаситель обещал даровать это право Апостолам и их преемникам, православным пастырям. Господь сказал: «истинно говорю вам; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). В. Даровал ли Господь это право? О. Господь Спаситель даровал право прощения грехов Апостолам и их преемникам, православным пастырям после своего воскресения. Господь «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся , на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). В. Совершается ли это таинство в Церкви Христовой? О. Да, совершается со дней св. Апостолов, как передается в Св. Писании, что «многие из уверовавших приходили (к Апостолам) исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). И теперь христиане приходят к пастырям «исповедуя и открывая дела свои», а пастыри, по благодати Христовой, прощают согрешения христиан. В. Признают ли сектанты таинство покаяния или исповеди? О. Нет, не признают, потому что сектанты считают себя безгрешными и спасенными. 17. Обличение сектантов, отвергающих исповедь В. Как должно от Св. Писания обличать сектантов, когда они называют себя безгрешными? О. Нужно объяснять, что нет ни одного человека безгрешного, потому что Ап. Иаков говорит, что «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). И Ап. Иоанн говорит также: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» . ( 1Ин.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Кто составляет небесную Церковь ? О. Божья Матерь, св. Ангелы и скончавшиеся в вере христиане. В. Как мы относимся к небесной Церкви? О. Божью Матерь, св. Ангелов и прославленных христиан или Угодников мы чтим, поклоняемся им и просим их молитв о нас. О непрославленных же христианах мы сами молимся, чтобы Господь простил им грехи и прославил их. В. Какое почитание воздается нами Богоматери? О. Большее, чем всем Ангелам и Угодникам Божиим. В. Почему Ее мы преимущественно почитаем? О. Потому, что Господь Ее больше всех прославил, так как Она удостоилась быть Материю Божьею по плоти. Апостол свидетельствует, что «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены » ( Гал.4:4 ). Посему-то и праведная Елизавета, встречая Богоматерь, воскликнула: «откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне» ( Лк.1:43 ). В. Кто научил нас чтить и превозносить Богоматерь? О. Первыми научили этому нас Архангел Гавриил, и Дух Святый через праведную Елисавету. «Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты между женами " ( Лк.1:28 ). Так же прославила Богоматерь и праведная Елизавета по научению Духа Святого. «Елисавета исполнилась Святаго Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41–42 ). В. Как отнеслась к Своему прославлению Сама Богоматерь? О. Богоматерь признала это прославление. Она сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды», т. е. все христианские поколения ( Лк.1:48 ). В. Почему же даже Сама Богоматерь признала возвеличение Свое? О. Потому, как сказала она, что «сотворил мне величие Сильный» ( Лк.1:49 ), т. е., Сам Господь Бог. В. Чтут ли сектанты Богоматерь? О. Нет, не чтут, а считают Ее простой женщиной и не называют Матерью Господней, а прямо Марией. Из этого ясно, что они не христиане, так как на них не сбывается пророчество Богоматери, что Ее будут ублажать все роды христианские. Даже и татары-магометане, и те чтут Богородицу, а сектанты хуже их. 29. О почитании Св. Ангелов и угодников Божиих

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Можно ли спастись помимо Церкви Христовой? О. Нет, нельзя, потому что никто никогда не спасался помимо Церкви Православной. Все Апостолы, мученики и все угодники Божии принадлежали к Церкви Православной, а вне её не было и не будет ни одного истинного Угодника Божия. В. Правильно ли говорят безрассудные сектанты, что достаточно быть порядочным человеком, и тогда легко спасешься помимо Церкви Православной? О. Сектанты заблуждаются, думая так. Из Священного Писания мы знаем, что Корнилий сотник был «благочестивый, боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян.10:3 ), но и ему Господь для спасения повелел через Апостола присоединиться к Церкви Православной. В. Почему же нельзя спастись, помимо Церкви Божией? О. Потому, что без Церкви нет Христа с людьми, а без Христа не может быть истинной добродетели. Спаситель сравнивает Церковь Свою с деревом, в котором корень и ствол Сам Христос, а ветви и листья – верующие. «Я есмь лоза, говорит Господь, а вы ветви, кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего " ( Ин.15:9 ). В. Правильно ли говорят сектанты, что можно спастись, помимо Церкви, только одною верою? О. Нет, неправильно, потому что: «и бесы веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), но они, конечно, не спасутся. Не спасутся и бесовские ученики-сектанты. В. Что должно отвечать сектантам, когда говорят они, что где двое или трое собраны во имя Христово ( Мф.18:20 ), там и церковь ? О. Должно сказать, что сектанты лгут на Св. Писание, так как у Мф.18:20 не называются Церковью двое, или трое. Если понимать эти слова Спасителя по-сектантски, то придется все секты признать истинными Церквами, а мы знаем уже, что Христос основал только одну Церковь ( Мф.16:18 ). Притом Церковь Христова никогда из 2–3 не состояла, но всегда из большего количества верующих. В. Что же говорится у Мф.18:20 ? О. Здесь говорится о совместной молитве только принадлежащих к Церкви Православной христианах, – говорится здесь, что если они будут вместе молиться Господу, то Бог услышит их. Это ясно, если прочесть и 19 стих 18 Главы Ев. Матфея: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас, т. е. православных христиан, согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца Небесного: ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Сектанты ушли из Церкви Божией, поэтому их не слушает Господь, хотя бы их и тысячи собралось, а не только 2 или 3. 10. Церковь Христова Православная имеет истинное научение Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010