Корсунской епархии существовало с 31 мая по 24 дек. 2010 г., названо по средневек. г. Каффа (Кафа, совр. г. Феодосия, Крым, Украина). Как и в наименованиях Корсунской и Сурожской епархий РПЦ, а также Керченского вик-ства Сурожской епархии, в названии К. в. отразилась появившаяся в 60-х гг. XX в. в Русской Церкви практика присваивать епископским кафедрам в Зап. Европе названия по центрам византийских епархий, существовавших на Крымском п-ове. Каффа являлась центром диоцеза в юрисдикции К-польского Патриархата, учрежденного ранее 1437 г. и существовавшего до 1678 г., когда епархия была присоединена к Готской митрополии (см. Готская епархия ). Готские митрополиты некоторое время имели резиденцию в Каффе и после 1678 г. носили титул «Готский и Кафский». Последний Готский митр. св. Игнатий (Газадини) в 1778-1779 гг. присоединился к Русской Церкви, жил в Мариуполе (Украина), скончался 16 февр. 1786 г. 7 марта 1787 г. было учреждено полусамостоятельное Феодосийское и Мариупольское вик-ство в составе Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ) для управления храмами на юге епархии и в Крыму. Феодосийское вик-ство стало преемником Готской епархии. Первоначально кафедральной являлась греч. Введенская ц. в Феодосии, вскоре центр викариатства переместился в г. Ст. Крым, в 1791 г.- в Карасубазар (ныне г. Белогорск, Крым). Указом от 4 марта 1794 г. Синод постановил приписать к Феодосийскому вик-ству Черноморское казачье войско, епископ должен был открывать храмы и заниматься подготовкой священников. 16 окт. 1799 г. Феодосийское вик-ство было упразднено. В 1919 г. Феодосийская и Мариупольская викарная кафедра была возобновлена, но в нач. 30-х гг. XX в. назначения на нее прекратились. Во главе Феодосийского и Мариупольского вик-ства стояли архиереи: еп. Дорофей (Возмуйлов; 2 мая 1787 - 10 сент. 1790), еп. Моисей (Гумилевский ; 5 июня 1791 - 5 окт. 1792), еп. Иов (Потёмкин ; 27 февр. 1793 - 13 мая 1796), еп. Гервасий (Линцевский; 29 мая 1796 - 7 янв. 1798), еп. Христофор (Сулима ; 18 апр. 1798 - 16 окт. 1799), еп. Андрей (Одинцов; 1919 - кон. 1921), еп. сщмч. Кирилл (Соколов ; 9 дек. 1921-1922, вик-ством не управлял), Таврический архиеп. Димитрий (Абашидзе (см. Антоний (Абашидзе) ); сент. 1921-1923, временно управлял вик-ством), еп. сщмч. Антоний (Панкеев ; 27 авг. 1924-1926), еп. Иоанн (Петропавловский; 1927), еп. сщмч. Григорий (Лебедев ; назначен в мае 1928, назначение не принял), архиеп. Дионисий (Прозоровский ; 29 нояб. 1928 - 25 июня 1930, управлял всей Крымской епархией), Харьковский архиеп. сщмч. Константин (Дьяков ; 1929, временно управлял епархией).

http://pravenc.ru/text/1683943.html

В 1918 г. Д. был арестован в Орловской губ., приговорен к расстрелу, избежал казни. В том же году переехал в Киев, стал насельником киевского Златоверхого во имя св. арх. Михаила мужского монастыря , зачислен студентом в КДА. Киевский митр. Антоний (Храповицкий) назначил Д. епархиальным миссионером. После отступления осенью 1919 г. из Киева войск ген. А. И. Деникина Д. переехал в Крым, в следующем году архиеп. Таврическим Димитрием (см. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ) Д. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря . 5 нояб. 1922 г. в Симферополе привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиеп. Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым) , Севастопольским еп. сщмч. Сергием (Зверевым) и др. священнослужителями. Оправдан Верховным судом Крымской АССР. В нач. 1923 г. Д. вновь был арестован, неск. месяцев находился в тюрьме вместе со Ставропольским еп. Евсевием (Рождественским) , затем выслан за пределы республики. По отзыву архиеп. Никодима (Кроткова), в Крыму Д. ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя «любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 14 об.). После освобождения Д. уехал в Москву, жил в Даниловом муж. мон-ре . В 1923 г. представители общин г. Глухова Черниговской губ. обратились к Патриарху Московскому и всея России св. Тихону (Белавину) с просьбой об открытии у них епископской кафедры (см. Глуховское вик-ство Черниговской епархии ). 18 нояб. 1923 г. свт. Тихон возглавил в Донском мон-ре хиротонию Д. во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, назначенного временно управляющим Черниговской епархией. В янв. 1924 г. Д. прибыл в Глухов. Архиерей организовал деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных правлений, совершал поездки по епархии. 15 сент. 1924 г. Д. был арестован в г.

http://pravenc.ru/text/168696.html

Преданный сердечно епископ Антоний 1905 24 Друже и святителю! Вчера я водворился во святой Лавре и так проникся ее красотами, духовными и видимыми, что спешу пригласить Вас сюда для созерцания их. Я здесь до Духова дня, а вторично приеду пред Успением и пробуду до Покрова. Когда Вам сравнительно свободно? Наипаче наблюдай 28 августа. Тогда обнесение мощей преподобного Иова вокруг церкви и может быть я приглашу киевского святителя [Флавиана (Городецкого)]. Новости последних заседаний Синода: открывают Уральское викариатство и Холмскую епархию делают самостоятельною. Вероятно, что Иркутский ректор отец Никон [Бессонов] переведен в Тифлисскую семинарию, а иеромонах Арсений ректором в Иркутск (бывший инспектор Киевский). Прошу молиться за преданного сердечно собрата Антония 1905 25 Друже и святителю! И Вас взаимно благодарю за посещение, за молитву, за братскую студенчески-искреннюю беседу и за дружеские чувства. Взаимно прошу считать меня неизменно преданным. Жаль, что поспешили отъездом. Завтра приедет Преосвященный Евлогий [Георгиевский] и Димитрий (Абашидзе), а 29-го пятый святитель Феодосий [Олтаржевский], уже записанный в братство Бизюкова монастыря, в виду его отказа от викариатства, уже Высочайше утвержденный. Конечно сия опала продолжится вероятно недолго. Преосвященный Димитрий [Абашидзе] Вам кланяется, а архимандриты и другие мои гости просят благословения. Народу нынче менее прошлогоднего: забыли оповестить заблаговременно. Если епископ Феодосий [Олтаржевский]согласится погостить у меня до 8 сентября, то я получу возможность съездить в Холм и на открытие епархии; ожидается там и митрополит Флавиан [Городецкий]. По одним ректором в Казань назначен доцент Иннокентий (Ястребов), а по другим епископ Алексий [Дородницын]. Прошу святых молитв за любящего собрата во Христе епископ Антоний. 26 августа 1905 года 26 Друже и владыко! С радостью ожидаю Вас на 20 августа в Лавру, накануне или за день прошу предупредить телеграммой. Надо ехать Вам на Ровно по скорому поезду «Санкт-Петербург – Юг», который вечером (7 часов 15 минут ?) выходит из Санкт-Петербурга. Билет берите на Рудно Почаевскую. Первая и единственная пересадка будет в Здобунове (первая станция после Ровно); выехав на утренней заре 19 августа, Вы 20 в 10 часов утра будете на Рудне, где Вас будет ожидать карета и чрез два с половиной часа привезет в Лавру. Было бы приятнее, если бы Вы пожаловали в пятницу 19-го, 20-го же после поздней (по субботам всегда) отчитали бы акафист пред иконой Почаевской, 20-го вечером вышли бы на литию, а 21-го совершили бы литургию. Если 21-го вечером поедете из Лавры, то 23-го рано утром будете во Пскове.

http://pravoslavie.ru/5541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV (Мирианисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (1178-1187). Занимал престол после католикоса-патриарха Николая I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.- 1178), к-рый «из-за скромности своей отрекся от трона католикоса» и уехал в Иерусалим ( Василий Эзосмодзгвари . 1959. С. 117). После воцарения в Грузии св. Тамары М. «благодаря коварству некоторых царских сановников... отобрал» у архиеп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) должность мцигнобартухуцеси (главного везира) и Чкондидскую кафедру, а также присвоил Самтависскую и Ацкурскую кафедры Грузинской Церкви. Очевидно, М. был противником единоличной царской власти; св. Тамара пыталась отстранить его от управления Церковью и созвала в 1184 г. Церковный Собор, на к-ром вместе с еп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) председательствовал вернувшийся на родину Николай I (Гулаберисдзе). М. на Соборе отсутствовал, т. к. «Николай и Антоний... не пожелали, чтобы в их среде пребывал тогдашний Картлийский католикос, потому что он стал допускать вещи, совсем искажавшие церковные правила, сумел коварством получить от Господа власть архиепископа Чкондидского и архиепископа Ацкурского, также и мцигнобартухуцеси». Участники Собора не смогли отстранить М., «хотя и много потрудились»; однако им удалось сменить неск. недостойных епископов и «вместо них посадили Божьих людей, кроме того на Соборе исправили и некоторые церковные правила, которые были искажены людьми, пренебрегавшими порядком» ( Василий Эзосмодзгвари. 2008. С. 304-305). М. не пользовался любовью и авторитетом среди паствы, летописец отмечает, что его смерть не вызвала жалости: «Никто из-за него не предавался горю, ни великий, ни малый, потому что все презирали его» (Там же. С. 306-307). Архиеп. Антон (Глонистависдзе) был восстановлен в должности чкондидел-мцигнобартухуцеси, на патриарший престол взошел Феодор II (1188-1204/05). Ист.: История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. C. 1-114; Василий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Там же. C. 115-150; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 303-330. Лит.: Абашидзе З. Микел IV//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 52-53 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИОЗ [груз. ] (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в сложнейший для страны период нашествий Тамерлана (груз. Темур-Ленг). Бери Эгнаташвили писал, что во время царствования груз. царя Баграта V (1360-1393) «восседал католикос Елиоз, муж достойных деяний... пас Церковь свою как пастырь добрый и желанный» ( Бери Эгнаташвили. 1959). Сведения Эгнаташвили о том, что Е. преставился почти одновременно с Багратом V и Патриарший престол занял католикос-патриарх Георгий, считают ошибочными, поскольку Е. упоминается в документах 1399, 1405, 1408, 1411, 1413, 1415, 1419 гг. ( Какабадзе. 1913). В 1400 г. под напором войск Тамерлана груз. царь Георгий VII был вынужден уйти через Лихт-Имерети в Зап. Грузию, а Е. «со всей своей паствой и беженцами» вместе с эриставом Виршелом «угнал с собой скот и овец» и укрылся в Шида-Картли в крепости Бехуши (Памятник эриставов. 1979; Аноним. 1959). В 1412 г. на груз. престол взошел царь Александр I Великий, который при поддержке Е. приступил к восстановлению разрушенных церквей и мон-рей. Е. пожертвовал мцхетскому кафедральному собору Светицховели приобретенную его старшим братом Григорием вотчину (ПГП. 1965. Т. 2. С. 114), а также виноградники в селах Горовани и Ахатани, купленные Е. у Датуа Шалвашвили ( Какабадзе. 1913); вернул жителю Мцхеты Иоанну Цхеонисдзе в качестве поминального пожертвования его братьев земли, отобранные царями Багратом V и Георгием VII; утвердил грамоту на выданную Георгием VII Палаванду Палавандисшвили вотчину, а также жертвенную грамоту Химшии Амилахори мцхетскому Светицховели. Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая КЦ: Текст 1-й//КЦ. 1959. Т. 2. С. 340; Аноним. Новая КЦ: Текст 2-й//Там же. С. 446, 449, 472, 473; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2. С. 4, 6, 8 (на груз. яз.); Памятник эриставов/Пер., исслед., примеч.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 35. Лит.: Абашидзе З. Д. Елиоз//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 67-68 (на груз. яз.). З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/189817.html

Митрополит Антоний (Храповицкий) 1919 год – Начал работу Ставропольский церковный Собор (19–24 мая). По инициативе руководителя военного ведомства в армии А. И. Деникина протопресвитера Георгия Шавельского в Ставрополе был проведен церковный Собор. На Соборе присутствовало 56 делегатов от православных религиозных организаций, приходов, от военного духовенства всего Юга России. В числе делегатов было 11 архиепископов и епископов. Из иерархов наиболее заметную роль на Соборе играли архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) и архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), активный член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики, миряне от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумо-Черноморской епархий, члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на территории, занятой войсками генерала Деникина, а также представители от военного духовенства и командования Вооруженными Силами Юга России. Своим председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана. Товарищами председателя были избраны архиепископ Димитрий, протопресвитер Георгий Шавельский и князь Е. Н. Трубецкой. Приветствуя «Поместный Собор Юга России, подымающий меч духовный против врагов Родины и Церкви», генерал Деникин выразил надежду, что Церковь будет освобождена от большевистского плена. Принятое Собором обращение к всероссийской пастве выражало позицию прямой поддержки Белого движения. «Героическое, победоносное движение к центру России Добровольческой армии, казачьих войск, — подчеркивалось в этом обращении, — поддерживаемое мощным, неудержимым движением войск адмирала Колчака, генерала Юденича и славных западных союзников русского народа, вселяет в души всех верующих русских людей чувства горячего упования с Божией помощью скорого избавления наших братьев, тяжко страдающих под игом большевизма в центральных губерниях России». Ставропольский Собор образовал самостоятельно действующий и самоуправляющийся до восстановления естественных связей со всей Русской Церковью и патриархом Тихоном орган — Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) в составе 18 членов. ВВЦУ подчинялось генералу Деникину, как главнокомандующему «Освободительной армией Юга России». Когда Деникина на этом посту сменил барон П. Н. Врангель, ВВЦУ стало подчиняться ему. В ВВЦУ Собором были избраны: председателем — архиепископ Донской Митрофан (Симашкевич), товарищем председателя — архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), членами: протопресвитер Георгий Шавельский, профессор, протоиерей Александр Рожденственский, граф В. В. Мусин-Пушкин и профессор П. В. Верховский. Первые заседания членов ВВЦУ, как вспоминал протопресвитер Георгий Шавельский, «происходили в Екатеринодаре, с переходом же ставки в Таганрог — иногда в Таганроге, чаще же в Новочеркасске».

http://pravoslavie.ru/5455.html

Через год владыка Димитрий говорил в проповеди на панихиде в память убиенного террористами священника о. Георгия Василова: «Каждая капля проливаемой крови создаёт Церкви новых мучеников, готовит её новых членов. Не страшны мучения ни для Церкви, ни для России…». А узнав об убийстве Экзарха Грузии Никона (Софийского), епископ Димитрий, возглавлявший в ту пору Туркестанскую кафедру (1906-1912), со слезами и гневом отправил в Тифлис телеграмму: «…Глубоко потрясённый, спешу с братскими рыданиями припасть к славному, поистине священному гробу высокопреосвященного Никона… О, да будьте прокляты, и да исчезнут все тайные и явные враги нашего великого православного русского Отечества!» В тот раз они выстояли, выиграли духовную битву. Доказательством тому – число монашествующих. Их количество выросло с 1905 года к 1913-му – с 63 тысяч до 92 тысяч человек, число монастырей с 860 до 1005. II 25 июня 1912 владыка Димитрий был назначен епископом Таврическим и Симферопольским. В дневнике за 1914 год Император Николай Александрович, проживавший в Ливадии, сделал запись: «19-го мая. Понедельник. Дивный день Принял епископа Дмитрия и трех священников из Симферополя…». Владыка всю жизнь с большой любовью относился к Царской Семье. Логичным продолжением служения епископа Дмитрия стало его участие в качестве простого иеромонаха в должности священника на флоте. 6 мая 1915 он был возведён в архиепископское достоинство и в тот же день – по его просьбе и с согласия Государя – назначен исполняющим обязанности штатного судового священника. Служил владыка Димитрий на линкоре «Св. Пантелеймон», который до кровавых событий 1905 года назывался «Князь Потемкин Таврический». В хрониках войны название линкора «Св.Пантелеймон» встретить не редкость. Вот, например: «1915.05.10 ТУРЦИЯ. Морской бой эскадры Черноморского флота (линкоры «Ефставий», «И.Златоуст», «Три святителя», «Св.Пантелеймон») с немецким лин.крейсером «Гебен» у прол. Босфор. Получив 3 попадания, «Гебен» на 23 минуте вышел из боя». После катастрофических событий февраля 1917-го, Русь успела созвать Поместный Собор, на котором было принято решение о восстановлении патриаршества. Работа Собора проходила в зареве пожаров и под грохот пушек. Юнкера защищали Кремль. Документы Собора доносят до нас замечательные слова архиепископа Димитрия, произнесённые им после падения Кремля: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами…». Историки Церкви показывают, что на Соборе архиепископ Димитрий «сыграл видную роль, выступая против домыслов той околоцерковной интеллигенции и чиновников, которые пытались воспрепятствовать спасительному для русского Православия восстановлению Патриаршества». А «имя самого архиепископа Димитрия (Абашидзе) фигурировало в первом, так называемом, «большом списке» кандидатов на Патриарший престол».

http://pravoslavie.ru/37456.html

Описывая дальнейшие события, Леонтий Мровели указывает, что вскоре после Крещения Грузии св. Мириан направил к св. Константину посольство во главе с И., прося прислать в Грузию часть Животворящего Креста Господня, обретенного в то время св. Еленой. Св. Константин приказал доставить в Картли подножие Св. Креста и гвозди, к-рыми были прибиты руки Господа. Визант. император прислал еще неск. священнослужителей, а также каменщиков и плотников для строительства груз. храмов. Следуя в Мцхету и по пути обращая в христианство народ, И. оставил гвозди в Эрушети, подножие Креста в Манглиси; в обоих местах было начато строительство храмов. Об И. также известно, что позже он вместе со св. Ниной проповедовал в горах Мтиулети и крестил горцев-язычников. Перед кончиной св. Нина приняла из рук И. причастие; святая просила И., чтобы тот, выбирая себе преемника, поставил епископом Картли Иакова ( Леонтий Мровели. 1955. С. 117, 126, 127). В начале царствования Бакара (60-70-е гг. IV в.), сына царя св. Мириана, И. все еще занимал пост Предстоятеля Церкви Картли; в 60-х гг. IV в. епископом Картли уже назван Иаков (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 324). Ист.: Мокцеваи Картлисай//Шатбердский сб. X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 322, 324 (на груз. яз.); Леонтий Мровели. Житие груз. царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 115-117, 126, 127; Ефрем Мцире. Повествование об обращении грузин - о том, в каких книгах об этом упоминается/Ред.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959. С. 8 (на груз. яз.). Лит.: Абашидзе З. Иоане I//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 10-11 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469648.html

Антоний II, Католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картли-Кахети) Родился 8 января 1762 года в семье царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони в Тбилиси. Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию. В 1784 году рукоположен во епископа Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла Антонию драгоценную панагию. В 1784 году епископ Антоний был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 году, после кончины католикоса-патриарха Ahmohuя I, митрополит Антоний в возрасте 25 лет был избран католикосом-патриархом Грузии. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при императоре Александре I, по которому отменялись даже те автономные права, которые предоставлялись Грузии императором Павлом I. Таким образом фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности Грузинской Православной Церкви. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церковью: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. 21 июня 1811 года на совещании Святейшего Синода по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха. Митрополит Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI, помогавшие ему в течение всей оставшейся жизни. Скончался митрополит Антоний 21 декабря 1827 года и погребен в нижегородском Благовещенском соборе, в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Литература: Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 366. Жмакин В. , протоиерей. Грузинский католикос Антоний в России//Христианское чтение. – 1905, январь-февраль. Абашидзе 3.//Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 658–659. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Авва Антоний В 1920–1930 гг. схиархиепископ Антоний продолжал принимать участие в совершении тайных хиротоний. Архиереи называли его аввой Антонием. В начале 1933 г. владыка был арестован органами ГПУ и содержался в Киевском ДОПРе. Арестованные лаврские монахи на допросах говорили о колоссальном авторитете владыки, называли его «благочестивым отцом своим». В материалах следственного дела он назван «идейным вдохновителем Киевской к/р (контрреволюционной. — Ред.) организации церковников». Приговор — три года концлагерей условно. Возможно, от более жестоких репрессий власти удержало знакомство и переписка со Сталиным — бывшим воспитанником Тифлисской семинарии. 9 мая 1933 г. уполномоченный СПО КОО ГПУ счел, что пребывание схиархиепископа Антония на свободе не повлияет на ход следствия, и 10 мая владыка был отпущен из тюрьмы с подпиской о невыезде из Киева. После освобождения из тюрьмы владыка Антоний продолжал встречаться и вести обширную переписку с духовными чадами, в том числе с находившимися в заключении, в лагерях и ссылках, посылал в места заключения посылки. С конца 1937 г. до 15 июля 1941 г. находившийся на покое владыка Антоний был единственным православным архиереем в Киеве. Проживал он на частной квартире на Кловском спуске, 20. По свидетельству архиепископа Леонтия Чилийского, дом был маленький, простой-простой. «При владыке жил мирянин — будущий о. Димитрий Бакай, насельник Русской Духовной Миссии в Святой Земле, и две монахини — м. Ксения и м. Серафима, которые присматривали за ним». После оккупации Киева фашистами осенью 1941 — зимой 1942 г. в Лавру возвратилась оставшаяся и живых и избежавшая ареста братия численностью 15–20 человек. На Ближних пещерах начал действовать монастырь. Зимой 1941 г. владыка Антоний перебрался с Кловского спуска в Лавру. Он занял маленький домик бывшего настоятеля Ближних пещер. К этому времени в Киев приехал епископ Пантелеимон (Рудык) — временно управляющий Киевской епархией. К 1942 г. в подчинении епископа Пантелеимона пребывало пять мужских и три женских монастыря, 23 храма. Благодаря авторитету схиархиепископа Антония и епископату Автономной Украинской Православной Церкви во главе с епископом Пантелеимоном на Украине удалось сохранить единство с Матерью-Церковью.

http://pravoslavie.ru/48151.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010