Архив Пн Блаженнейший митрополит Киевский Владимир возглавил торжества по случаю прославления в лике святых схиархиепископа Антония (Абашидзе) 23 апреля 2012 г. 15:07 22 апреля 2012 года, в Фомину неделю, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили: митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник Лавры; архиепископ Бориспольский Антоний , председатель ОВЦС УПЦ, ректор Киевских духовных школ ;  архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; епископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим ; епископ Макаровский Иларий ; епископ Васильковский Пантелеимон ; духовенство монастыря в священном сане. На малом входе Блаженнейший митрополит Владимир по случаю 20-летия Предстоятельского служение Его Блаженства на кафедре Киевских митрополитов и во внимание к церковным заслугам возвел в сан архиепископа епископа Житомирского и Новоград-Волынского Никодима. Во время торжественного богослужения был совершен чин причисления к лику местночтимых святых Киевской епархии схиархиепископа Антония (Абашидзе; †1942). После того, как архиепископ Александр зачитал решение  Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года ( журнал 21 ) о внесении схиархиепископа Антония в святцы, а архиепископ Антоний ознакомил духовенство и верующих с житием святого, на середину храма было вынесено его иконописное изображение, после чего Блаженнейший владыка, архипастыри, духовенство и миряне поклонились мощам новопрославленного святого. За богослужением Блаженнейший владыка рукоположил во пресвитера своего личного помощника диакона Владимира Капацина. Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) родился в 1867 году неподалеку от Тифлиса. В 1891 году с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета в Одессе и в том же году поступил в Киевскую духовную академию. На первом курсе в возрасте 24 лет был пострижен в монашество, в постриге получил имя Димитрий в честь святителя Димитрия Ростовского. По окончании Академии преподавал и исполнял должность инспектора в Тифлисской и Кутаисской духовных семинариях, с 1900 года — ректор Ардонской миссионерской семинарии. В 1902 году рукоположен во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2179172.ht...

Также вводилась должность районных наблюдателей. В апр. 1930 г. Белоцерковский еп. Димитрий (Вербицкий) был назначен архиепископом Киевским при экзархе Украины архиеп. Константине. Еп. Димитрий пользовался большим влиянием в Киеве, но у властей имел репутацию «черносотенца». В февр. 1932 г. архиерей скончался в Киеве (возможно, после ареста). В февр.- окт. 1932 г. К. е. окормлял экзарх Украины архиеп. Константин (Дьяков), к-рый получил от НКВД разрешение посещать Киев. В связи с образованием 27 февр. 1932 г. Киевской обл., в состав к-рой также вошла территория совр. Житомирской обл., границы К. е. существенно расширились; была упразднена Волынская и Житомирская епархия, большая часть которой присоединилась к К. е. Архиеп. Димитрий (Вербицкий). Фотография. 1910 г. Архиеп. Димитрий (Вербицкий). Фотография. 1910 г. 21 марта 1932 г. на Киевскую кафедру назначили архиеп. Сергия (Гришина) . По его рекомендации 30 окт. 1932 г. во епископа Уманского, викария К. е., был рукоположен архим. сщмч. Александр (Петровский) ; его хиротонию в Малом Софийском соборе совершили архиеп. Сергий (Гришин), архиеп. Василий (Богдашевский) и схиархиеп. Антоний (Абашидзе). 13 нояб. 1932 г. во епископа Новоград-Волынского, викария К. е., был хиротонисан Вячеслав (Шкурко) (его предшественник по Новоград-Волынской кафедре еп. Николай (Пирский) являлся викарием Волынско-Житомирской епархии и исполнял должность временно управляющего этой епархией). Митр. Сергий (Гришин). Фотография. 30-е гг. XX в. Митр. Сергий (Гришин). Фотография. 30-е гг. XX в. 15 мая 1932 г. ЦК ВКП(б) провозгласил начало «безбожной пятилетки», к-рая была отмечена дальнейшим закрытием храмов и репрессиями против духовенства. В февр.-марте 1933 г. следственные органы начали дело «Абашидзе, Любимов и другие», главными обвиняемыми по к-рому проходили проживавший в Киево-Печерской лавре схиархиеп. Антоний (Абашидзе) и его келейник М. Н. Любимов; было арестовано более 20 монахов и послушников, живших в Китаевской и Преображенской пустынях в Киеве.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1942 г. в день своего Ангела владыка в последний раз принимал участие в богослужении в Великой церкви. Схиархиепископ Антоний почил в Киево-Печерской Лавре 1 ноября 1942 г. и был похоронен у алтарной стены Крестовоздвиженского храма на Ближних пещерах. Погребение святого старца проходило при громадном стечении народа. Могила схиархиепископа Антония сохранялась до шестидесятых годов и была местом поклонения верующих. В годы хрущевских гонений на Церковь могилу сравняли с землей и залили асфальтом, однако через тридцать лет, в 1990 г., место погребения владыки Антония братией возрожденного монастыря было восстановлено. Надпись на могильной плите по недостатку в то время сведений была изменена. Теперь на могильной плите написано: «Въ память вэчную будетъ праведникъ». Источники : 1. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Т. 1–11. М., 1994–2000. 2. Мануил (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.27–28. 3. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Жизнеописание схиархиепискоа Антония (Абашидзе)//ЖМП. 2003. N 11. 4. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956: Биографический справочник. Книга первая А-К. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1997. С.93–94. 5. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии/Сост.: Л. П. Рылкова, Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры: Феникс, 2008. С. 45–58. 6. Марущак В., протодиакон. Архи­епископ Дмитрий (в схиме Антоний) Абашидзе. Симферополь, 2005. Рейтинг: 10 Голосов: 21 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Кирилл 18 августа 2011, 20:31 Очень рад канонизации схиархиепископа Антония. Хотел бы внести замечание. Собор, освященный Владыкой в г. Верном (ныне Алма-Ата), называется Вознесенским, а не Софийским. Софийский собор был построен и освящен раньше. В Вознесенском соборе, который перенес землетрясение 1911 г. есть Софийский предел.

http://pravoslavie.ru/48151.html

Архимандрит Серафим и иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне, нагруженном углем для паровоза . Отъезд братьев был своевременным. Вошедшие в город большевики не жалели тех, кто давал повод заподозрить себя в связях с белыми войсками. На третий день Рождества, 9 января 1920 года, в Митрофаниевском монастыре был повешен на царских вратах архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров), обвиненный в сотрудничестве с белыми. В течение последующих месяцев жизнь архимандрита Серафима была связана с Крымом. 7 мая 1920 года определением Высшего Церковного Управления (ВЦУ) на юге России архимандрит Серафим был назначен ректором Таврической семинарии . А в сентябре 1920 года на заседании ВЦУ в составе архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе), архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) и епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) было принято решение о хиротонии архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Архиепископ Серафим (Соболев) 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в симферопольском Александро-Невском соборе архимандрит Серафим (Соболев) был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Незадолго до этого из Херсонесского монастыря в Симферополь для участия в заседании ВЦУ прибыл митрополит Антоний (Храповицкий). Он и возглавил богослужение, а также архиерейскую хиротонию архимандрита Серафима . До падения Крыма под ударами Красной армии оставался месяц. В течение этого времени епископ Серафим руководил семинарией. Архипастырь посещал также позиции Русской армии Врангеля для поднятия духа войск. Вместе с епископом Серафимом расположение действующей армии посещали архиепископ Димитрий (Абашидзе) и епископ Вениамин (Федченков) . Когда в ноябре 1920 года Красная армия вошла в Крым, епископ Серафим находился в тяжелых раздумьях относительно того, что делать дальше – уйти в эмиграцию или остаться в России. За советом епископ Серафим обратился к архиепископу Димитрию (Абашидзе). Однако архиепископ Димитрий не разрешил епископу Серафиму оставаться. «Не могу я этого сделать! – сказал он. – Если потом с вами случится что-нибудь плохое, я буду мучиться, что дал вам свое благословение». Чтобы узнать волю Божию, архиереи решили бросить жребий. На одном листке написали «уезжать», на другом – «не уезжать». После молитвы перед иконой Божией Матери архиепископ Димитрий вынул второй листок . Судьба епископа Серафима была решена. 14 ноября 1920 года он покинул родную землю.

http://pravoslavie.ru/71288.html

С первых дней нашего поиска мы чувствовали Божию помощь. Материалы о жизни владыки шли к нам потоком: из Казахстана, Украины, России, Америки, из многих монастырей и архивов мира. Мне попалась в руки книга о жизни Сталина, где упоминалось о епископе Димитрии (Абашидзе). Там было указано место его рождения: село Веджины. Где находилось это село, я не знал. Пришел на воскресную службу, слышу: батюшка объявляет, что на следующей неделе едем в паломничество в село Веджины. Радости моей не было предела. Поехал я туда и всех стал расспрашивать о владыке. Выяснилось, что последний Абашидзе переселился в Тбилиси в начале XX века. Я выписал по телефонной книге всех людей с этой фамилией (их оказалось 400) и стал обзванивать. Мой список подходил к концу, когда я всё же нашел потомков владыки. Святой Димитрий (Абашидзе), в схиме Антоний Как-то мы получили письмо из архивов Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, где говорилось, что в Симферополе живет отец Василий Марушак, который тоже собирает материалы о жизни владыки, но его адреса нет. Долго не раздумывая, помолились Богу, прося помочь разыскать отца Василия. По интернету нашли контакты с Симферопольской епархией, позвонили в епархиальное управление – там дали номер его домашнего телефона. Позвонили отцу Василию мы через два дня, объяснили, что мы из Грузии и что собираем материалы о жизни владыки Димитрия. Отец Василий очень обрадовался нам, сказал, что любит грузинский народ, грузинских святых и что пришлет нам все материалы о жизни владыки. Прошло время, но отец Василий медлил, а в разговорах с нами говорил, что руки не доходят, всё время занят. Но однажды, когда я в очередной раз позвонил ему, чтобы напомнить о его обещании, отец Василий взволнованным голосом рассказал мне, как к нему явился владыка Димитрий. Явился ему владыка Димитрий и говорит: “Почему ты не пишешь мое житие?” Вот его рассказ: «Во сне явился мне владыка и говорит: “Василий, почему ты не пишешь мое житие?” Я не узнал владыку Димитрия и спросил: “Владыка, как вас зовут?” Владыка ответил: “Димитрий”. “Извините, – говорю, – но я не расслышал, как вас зовут”. Владыка снова ответил: “Димитрий”. Но я и во второй раз не услышал. А в третий раз не спросил: было очень стыдно, владыка подумал бы, что я глухой. Разволновавшись во сне, я проснулся. Сижу и думаю: кто это мог быть? Но тут мой взгляд упал на письменный стол, где лежали фотографии владыки в последние годы его жизни – вот таким он мне и явился».

http://pravoslavie.ru/79524.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Схиархиеп. Антоний (Абашидзе) С 4 ноября 1903 года - епископ Гурийско-Мингрельский . С 16 апреля 1905 года - епископ Балтский , викарий Подольской епархии . С 20 января 1906 года - епископ Туркестанский и Ташкентский . Епископ Димитрий открыто осуждал террористические акты в Грузии тех лет. Через год после хиротонии владыка Димитрий говорил в проповеди на панихиде в память убиенного террористами священника отца Георгия Василова : «Каждая капля проливаемой крови создаёт Церкви новых мучеников, готовит её новых членов. Не страшны мучения ни для Церкви, ни для России...». Впоследствии, узнав об убийстве экзарха Грузии Никона , епископ Димитрий отправил в Тифлис телеграмму: «...Глубоко потрясённый, спешу с братскими рыданиями припасть к славному, поистине священному гробу высокопреосвященного Никона... О, да будьте прокляты, и да исчезнут все тайные и явные враги нашего великого православного русского Отечества!» . На Юге России С 25 июня 1912 года - епископ Таврический и Симферопольский . С 1914 года - будучи в святительском сане участник Первой Мировой войны в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры. 6 мая 1915 года был возведен в сан архиепископа и в тот же день, по его просьбе и с согласия Государя, назначен исполняющим обязанности штатного судового священника на линкоре «Св. Пантелеймон». В течении войны не редко бывал в бою. За проявленное мужество он получил редкую награду - панагию на Георгиевской ленте. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 - 1918 года владыка Димитрий сыграл видную роль в защите патриаршества против против домыслов его противников, его имя числится в первом, «большом» списке кандидатов на патриарший престол . После падения Кремля, защищаемого юнкерами, архиепископ на Соборе говорил: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами...» . В эту пору владыка Димитрий не последовал прочим архиереям-грузинам и не присоединился к Грузинской Церкви , самочинно объявившей свою автокефалию восстановленной.

http://drevo-info.ru/articles/12945.html

III По инициативе главнокомандующего Добровольческой армией генерала А.И.Деникина, в канун решающих сражений Гражданской войны, в Ставрополе был созван Юго-Восточный церковный Собор, который учредил Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Это Управление наделялось всей полнотой церковной власти – до момента восстановления связи с Патриархом Тихоном. В своей книге «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота» Георгий Шавельский даёт много любопытных сведений о деятельности Добровольческой армии и о работе Церковного Управления. Вот, например, он открывает нам сцену, в которой личность владыки Димитрия запечатлена особенно яркими красками. ВВЦУ рассматривало дело архиепископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Антоний Иосифович Вишневский; 1867-1924). Главное обвинение против него состояло в том, что он «в декабре 1918 г. в полном облачении, окруженный духовенством, встречал въезжавшего на белом коне в Киев Петлюру, своего ученика по Полтавской духовной семинарии, причем приветствовал его речью и троекратным лобызанием». Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), побывавший в петлюровской тюрьме, и Главнокомандующий потребовали суда над Агапитом. Далее Шавельский пишет: «Как ни защищал его товарищ по Академии и друг, архиеп. Димитрий (кн. Абашидзе), силившийся доказать неосновательность всех обвинений, В.В.Ц.У. поручило Кишиневскому архиепископу Анастасию произвести следствие. Архиеп. Анастасий не покривил душой. Произведенное им самым тщательным образом следствие представило полную картину самостийных похождений Екатеринославского архиепископа, пробиравшегося по взбаламученному морю Украинской жизни к Киевской митрополичьей кафедре». Для суда был созван архиерейский Собор. Шавельский продолжает: «Интересен заключительный момент этого Собора. Прочитано следствие; резюмированы выводы; прошли прения, при которых только архиеп. Димитрий силился обелить своего приятеля. Началось голосование, как всегда, с младших… «Ваше мнение?» – обращается председатель, архиеп. Митрофан к младшему архиерею.

http://pravoslavie.ru/37456.html

21 апр. 1935 г. был закрыт последний действующий монастырь Киева - жен. Введенский на Печерске. Схиархиеп. Антоний (Абашидзе). Фотография. 30-е гг. ХХ в. Схиархиеп. Антоний (Абашидзе). Фотография. 30-е гг. ХХ в. 21 янв. 1934 г. XII съезд КП(б) Украины принял решение о переносе столицы из Харькова в Киев. Вначале власти не разрешали переместить центр Украинского экзархата из Харькова в Киев, хотя вопрос об этом обсуждался. Впрочем, архиеп. Константин имел право посещать Киев, он совершил в новую столицу 1-й визит в марте 1934 г., как следует из его показаний, данных на следствии в 1937 г.: «В связи с переводом столицы из Харькова в Киев я прибыл к месту своего нового служения 29 марта 1935 года. На Киевщине было 170 приходов, из них 70 функционировало и 100 взяты под заготзерно» (цит. по: Шоломова С. Б. Служенья узкие врата. Х., 2007. С. 120). В 1934-1935 гг. в Киеве оставались действующими 7 канонических («старославянских») и 5 обновленческих («синодальных») церквей. С 27 марта 1934 г. в Киеве стал служить близкий соратник архиеп. Константина Уманский архиеп. Филарет (Линчевский). Хотя еп. Филарет был назначен в кон. 1934 - нач. 1935 г. епископом Житомирским (что, по-видимому, предусматривало возрождение самостоятельной Волынско-Житомирской епархии), он не был утвержден на кафедре властями и с нач. 1936 г. служил настоятелем ц. Николы Набережного на Подоле в Киеве, управлял церковной жизнью на Житомирщине через своего представителя. В Киеве он был арестован в 1937 г., впосл. расстрелян. Руководители оппозиционно настроенной в отношении экзарха Константина части клира - киевские священники Александр Глаголев, Александр Браиловский и Адриан Рымаренко (см. Андрей (Рымаренко) ) 13 июня 1934 г. отправились в Москву к митр. Сергию (Страгородскому) с ходатайством об оставлении на Киевской кафедре в случае окончательного перевода в Киев центра Украинского экзархата архиеп. Сергия (Гришина). Однако их просьба не была удовлетворена, и после перемещения центра экзархата в Киев архиеп. Сергий получил назначение на Харьковскую кафедру, Харьковский митр. Константин (Дьяков) стал Киевским.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В дневнике Владыки записано (3.3.1948): " Был псаломщик - латыш. Просится во священники. 70 лет. Достойный. Но некоторые вопросы у него неверно разрешаются... Петр Ив[анович] [...] (корел). Первая ласточка о священниках-латышах " ( Митрополит Вениамин (Федченков). " За Православие помилует меня Господь... " Дневниковые записи. С. 46). 73 Т. е. Иосифа Сталина, Георгия Карпова (см. прим. 61) и Никиты Смирнова (местного уполномоченного). Ср. свидетельство монахини Сергии (Клименко, 1905 +1994): " От отца Иеремии [(Лебедева, 1885 +1.2.1953), казначея Патриарха Алексия I,] я узнала следующее: когда Святейший приехал за границу, его упрекнули в том, что он служил панихиду [возможно, молебен, если учитывать дату кончины архимандрита,] по Сталину-безбожнику. Патриарх Алексий во всеуслышание ответил: " Я служил не за безбожника " . За него молился схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Он был инспектором той семинарии, где учился Сталин. И когда Сталина за " проказы " сажали в карцер на хлеб и воду, он его жалел и посылал ему покушать. А когда времена переменились, когда уже Сталин стал самодержцем, а он архиепископом, его хотели арестовать. И вот Сталину дали знать: помнишь князя Абашидзе, который тебе кушать посылал, когда ты в карцере сидел? И Сталин сказал: " Не трогать его " . И владыка Антоний за него молился и что-то ему вымолил. Уж какая судьба Сталина, мы не знаем, это Бог Один знает, но все-таки с него началось освобождение " (Россия перед Вторым пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии). Изд. 3-е. Т. 2. СПб. 1998. С. 282-283). 74 См. прим. 66 Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1928 году, раздав своё имущество, включая драгоценную панагию и дав на какое-то время обет молчания, архиепископ принял великую схиму с наречением имени в честь Антония Печерского . Ранней весной 1933 года схиархиепископ Антоний, два его келейника, отец Леонтий (Филиппович) и несколько человек из братии Киево-Печерской Лавры были арестованы. 13 марта того года в спецкорпусе Лукьяновской тюрьмы было заведено Дело 3651 «По обвинению гр. Абашидзе А.И. в преступлении, предусмотренном ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР ». Его условно приговорили к 5 годам концлагеря, а потом освободили по постановлению ОСО при Коллегии ГПУ УССР. Больше чекисты его не трогали . После освобождения схиархиепископ продолжал совершать тайные службы и рукоположения, о чем свидетельствует о. Леонтий (Филиппович), который в октябре 1930 года был по послушанию послан владыкой Антонием, своим духовным отцом, в Тбилиси . В то время в Грузии не было, по его словам, ни одной действующей церкви, ни одного священника, исполнявшего христианские требы. Отец Леонтий, не раз выполнявший поручения своего аввы, вспоминал: «Всюду у меня было много друзей и почитателей, как в городах, так и в селах, благодаря моему старцу, схиархиепископу Антонию» . В октябре 1937 были арестованы монахи давно уже закрытой Киево-Печерской лавры, был арестован и убит в Лукьяновской тюрьме экзарх Украины митрополит Киевский Константин (Дьяков) . Одна из его родственниц видела владыку во сне, стоящим у свеженасыпанного могильного холма, митрополит сказал: «Здесь лежит моё тело». Кладбищенский сторож, к которому она решилась обратиться, оказался как раз тем могильщиком, кто зарывал останки митрополита. Схиархиепископ Антоний совершил тайное отпевание священномученика над могилой. К предвоенному времени относится и воспоминание о старце монахини Сергии (Клименко) , когда владыка жил на Кловском спуске, вблизи закрытой Лавры. «Был он такой чудесный, маленький, весь серебряный, с большими «восточными» глазами, глядевшими так приветливо и как-то молодо» .

http://drevo-info.ru/articles/12945.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010