И закончил стихом 27: «Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему». И он замолчал, и общее молчание и тишина окружающего замкнули и мои уста... Проснувшись, я эти стихи 17 главы записал, запомнив частично отдельные слова текста, которые восполнялись по сличению с Библией ... Когда я проснулся, было раннее утро и тишина зарождавшегося дня окружала меня. Недоуменная радость охватила душу мою. Но это было в первое мгновение. Тут же я записал сон. Время показало шесть часов утра. Как отнесся к этому сну святитель и как он, и другие толковали его, об этом он сам написал следующее: «Лично для себя я этот сон считал знаменательным потому, что сподобился его видеть в великий праздник Благовещения. Он возвещает мне устами Иисуса сына Сирахова, предупреждает о необходимости коренного исправления всех моих слабостей, попущений, ошибок, колебаний, которые так прикровенно отражены были во сне в моих больных и беспомощных ногах, ибо не мог я идти как человек, а полз аки червь ничтожный. Господь, устами Святейшего смирял меня, обличал почему-то ветхозаветным словом Божиим и напоминал мне об ожидающем меня конце... Во время сна и после пробуждения своего я не чувствовал ни самомнения, ни какого-либо возвышающего меня чувства – все это скрывалось под искренним уничижением моим и обличением Святейшего устами Иисуса сына Сирахова. И потом, совершенно непонятны мне слова мои Святейшему о том, что я буду служить назначенный акафист. Какой и кому? Но на этот вопрос я не получаю вообще никакого объяснения и ответа. Заканчивая описание сна, невольно задаю себе основной вопрос – в чем же именно выражалась для меня благая весть, подобная Благовещению. Никакой близости своей к ПРЕЧИСТОЙ и Ее заботы обо мне все это время я не чувствовал, но это по своей крайней греховности, как я осознал потом. Обеспокоенный необычным и странным сном, я поделился им с несколькими близкими мне по духу. И вот какими своими толкованиями они обменялись со мной. Один из сибирских моих знакомых архиереев пишет мне: «Читали, читали и единый вывод сделан: к схиме путь во сне свыше показан!... Так схиархиепископ Абашидзе (Антоний), к этому путь добрейший показал!... Но все сие может и не завтра быть – ведь у Бога день вчерашний и грядущий не земными мерами исчисляются...

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

810 Устав. 5–7. На последующих л.7 об.–29 об. расписаны все подробности служб отдельных праздников. 815 Руководственные указания. 13–14. В 1915 г., до напечатания данного приказа, в войска рассылалось предыдущее издание «руководственных указаний» с приложением «Порядка отправления церковных служб в судовых церквах» (см.: Канцелярия. 23–23 об.). 818 Лекция Дмитриевского. 430. См. также более ранние публикации: Дмитриевский. Вынос плащаницы; Дмитриевский. Рецензия. 820 См.: Лекция Дмитриевского. 430; Дмитриевский. Триодь. 709–710. Ср. более раннюю статью: Дмитриевский. Утренние молитвы; а также: Пр-й С-н (1906). 400. 821 Впервые издан в Константинополе в 1838 г. протопсалтом Константином; переведен на славянский язык для болгар иеромонахом Неофитом Рыльским. К началу XX века употреблялся не только в приходских церквах, но и на родине нашего устава – в лавре преп. Саввы Освященного. См.: Скабалланович (1). 493. 827 Скабалланович (2). 330–336. Михаил Николаевич Скабалланович (1871–1931), канд. (1896) и магистр (1905) богословия КДА, пом. инспектора Каменец-Подольской ДС, пом. смотрителя Мариупольского дух. училища (1898–1906), препод., проф. КДА (1906–1918), препод, классической филологии Киевского ун-та (1920), работал в библиотеке б. Михайловского м-ря (1924), в Этнографической комиссии Академии наук УССР (1928–1930). 847 См.: Письма и доклады. 1–1 об. Димитрий (кн. Абашидзе, 1867–1942) окончил Новороссийский ун-т (1891) и КДА (1896), препод, и инспектор Тифлисской и Кутаисской ДС, ректор Александровской миссионерской семинарии (1900), еп. Алавердский (1902), Гурийско-Мингрельский, Балтский, Туркестанский (1906), Таврический и Симферопольский (1912), архиеп. (1915). Служил судовым священником во время войны (1914). После Собора – член Высшего временного церковного управления Юго-востока России. На покое с 1921. Временно управлял Феодосийским викариатством (1922). Подвергался арестам в 1922, 1923, ок. 1930 и в 1933 г. В конце 20-х гг. принял схиму с именем Антоний. 851 Текст доклада: Письма и доклады. 109–112 об.; публикации: Кравецкий. Проблемы Типикона. 78–83; Из материалов Отдела. 303–307.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было», — преподобноисповедник Антоний (Абашидзе) Источник: Православие в Украине С конца 1937-го до 1941 года владыка Антоний был единственным православным архиереем в Киеве. Почти через 70 лет со дня смерти, 14 июня 2011 года, Священный Синод УПЦ прославил его в лике месточтимых святых ( журнал 21 ). Посвятить себя на служение Церкви Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) принадлежал к старинному и знатному грузинскому роду. По отцу он происходил из князей Абашидзе, по материнской линии был в родстве с другим знаменитым княжеским семейством — Багратуни, из которого вышел герой Отечественной войны 1812 года генерал Багратион. Родился будущий светильник Церкви 12 октября1867 г. в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии в имении своих родителей. По окончании Тифлисской гимназии поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1891 г. с отличием. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но вместо этого князь Давид неожиданно для близких уехал в Киев и там, сдав «поверочный экзамен», поступил на I курс Киев­ской духовной академии. 1 октября1892 г. Давид Абашидзе подал на имя ректора академии епископа Сильвестра (Малеванского) прошение, в котором писал: «Имея непреодолимое желание привести в исполнение обет, давно данный мною Господу, посвятить себя вполне на служение Святой Его Церкви, прибегаю к стопам Вашего Преосвященства и смиреннейше прошу посвятить меня в иноческий чин». Как напишет позднее сам владыка, «Господь сподобил меня воспринять иночество в церкви Преподобного Антония в Ближних пещерах в Святой Успенской Киево-­Печерской Лавре, в коей, пред поступлением своим в Духовную Академию и при вступлении в монашество, прожил 3 месяца, а по принятии иночества, в продолжение 4 лет своего обучения, считал Св. Лавру своим родным монастырем». В том же году 16 ноября Давид Абашидзе был пострижен в монашество с именем Димитрий, в честь свт. Димитрия Ростовского. Через пять дней, 21 ноября, в Богоявленской церкви Киево-Братского монастыря рукоположен в сан иеродиакона.

http://pravoslavie.ru/48151.html

Не было всенародного покаяния. Многим в ту пору это казалось смешным. Штурм Перекопа войсками Южного фронта красных был начат 7 ноября 1920 года. 16 ноября Фрунзе отправил в Москву телеграмму: «Сегодня нашей конницей взята Керчь. Южный фронт ликвидирован». В Крыму начались массовые репрессии. Тысячи людей, не пожелавших или не сумевших эвакуироваться, – военные и гражданские, мужчины и женщины, старики и старухи – были убиты… Кажется невероятным, что члена Высшего Временного Церковного Управления, сподвижника Деникина и Врангеля, не убили сразу же, в ноябре 1920-го. Существует предположение, что об Абашидзе позаботился Сталин. Версия является легендарной, какими-либо документами не подтверждена. Старое знакомство для Сталина значение имело, но часто однозначно отрицательное. Семейное предание мусульманской ветви князей Абашидзе (которые с древних времён владели Аджарией) гласит, что Сталин в начале своей революционной деятельности бывал частым гостем в доме у старшего в роду – Мемеда (его потомок Аслан Абашидзе – изгнанный президент Аджарии). В 1933-м Мемеду Абашидзе советское правительство назначило персональную пенсию и предоставило в Батуми десятикомнатную квартиру; он не раз бывал в гостях у Сталина в Кремле. В 1937 году Мемеда расстреляли без следствия и суда. Конечно, в 1920-м Сталин знал и о деятельности ВВЦУ, и о факте пребывания в Крыму архиепископа Димитрия, который был личностью чрезвычайно популярной. Нам небезынтересны слова Сталина, произнесённые им в 1920-м: «Крым должен быть возвращён России во что бы то ни стало, ибо, в противном случае, Украина и Кавказ всегда будут угрожаемы со стороны врагов Советской России». Во всех смыслах прозорливая мысль. V В мае 1921 архиепископ Димитрий (Абашидзе) поселился в Топловском женском монастыре под Феодосией, который уже именовался трудовой артелью. Официально владыка отошёл от церковных дел, был уволен Патриархом на покой. В действительности отхода от дел не случилось даже и после того, как в «Известиях» 28 марта 1922 был опубликован «Список врагов народа». Первым врагом объявлялся… Патриарх Тихон «со всем своим церковным собором»… Владыка Димитрий несколько раз арестовывался, его судил трибунал, от которого не укрылась ни телеграмма, отправленная им Колчаку, ни тысяча рублей, пожертвованная епархией Добровольческой армии, ни Послания ВВЦУ, под которыми стоит его подпись. Например, под пламенным обращением ВВЦУ к юношеству: «Не озирайтесь вокруг себя, почти ни в ком не видя доброго примера, явите сами пример будущим поколениям и покажите себя достойными нашей великой Родины, которая с любовью и упованием смотрит на вас в эти тяжелые дни испытаний». Владыка Димитрий был очень популярен в Крыму. Власти приказали ему покинуть пределы своей бывшей епархии. Он выбрал Киев.

http://pravoslavie.ru/37456.html

В трагическом мае 1919 года, 90 лет назад, в Ставрополе было создано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (ВВЦУ). Вызвано это было необходимостью решать, при длительном обрыве связей с Патриархией, текущие вопросы церковной жизни. В Крыму, при главнокомандующем генерале бароне П.Н. Врангеле, Управление возглавил епископ Таврический Димитрий (Абашидзе). Владыка Димитрий оказался единственным человеком, работавшем в ВВЦУ при Врангеле, который после исхода Белой армии не эмигрировал… …Накануне Пасхи 2009 года за алтарной частью Крестовоздвиженской церкви в Киевской Лавре были сняты строительные ограждения, и посетителям Ближних Пещер открылось несколько надгробий. На плите, расположенной прямо под храмовой иконой, на церковнославянском языке выбито: «На сем месте покоится прах в Бозе почившего Схиархиепископа АНТОНИЯ (Абашидзе) 1857-I.XI.1942. В память вечную будет праведник». Надгробие, восстановленное в 1991 году, к сожалению, сохранило ошибку и ныне, после недавних работ: в дате рождения выдающегося иерарха РПЦ сохранилась ошибка в десять лет. О причине её возникновения мы скажем позже, а пока вспомним. I Княжеский титул рода Абашидзе является одним из древнейших в Грузии, известен с VII века. Абашидзе находились в родстве с владетельным родом Багратиони и в некоторые моменты грузинской истории соперничали с родом царей. Князь Давид Ильич Абашидзе родился в праздничный день – на Покров Пресвятой Богородицы 1 октября 1867 года недалеко от Тбилиси, в родовом имении Веджины. С младых ногтей он был обучен танцам, искусству фехтования, верховой езде… Молодой аристократ с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета (Одесса, 1891) и в тот же год, неожиданно для близких, поступил в Киевскую Духовную академию. На первом курсе, в возрасте 24 лет, он был пострижен в монашество, при постриге получил имя в честь святителя Димитрия Ростовского. Он вышел на поле битвы. Дыхание революции, тектонические сдвиги русской почвы уже чувствовались повсюду – и в Одессе, и в Киеве, и на Кавказе. Оставалось всего несколько лет до того момента, когда и пламя начнёт выхлёстывать из бездны на поверхность.

http://pravoslavie.ru/37456.html

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир 22 апреля во время торжественного богослужения в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры совершил чин причисления к лику местночтимых святых Киевской епархии схиархиепископа Антония (Абашидзе; †1942). Житие новопрославленного святого необыкновенно. Схиархиепископ Антоний (Абашидзе; †1942) Когда о нём говорят впервые, обычно упоминают интригующую подробность: Абашидзе был учителем юного Иосифа Джугашвили в Тифлисской семинарии. Примечательно и то, что для хиротонии во епископа государь император Николай II пожаловал владыке из своего кабинета полный комплект архиерейского облачения с мантией. В годы Гражданской войны он был сподвижником Деникина и Врангеля; при советской власти подвергался арестам, гонениям; старчествовал, проповедовал, творил чудеса; умер в Лавре при немцах… На стыке веков Схиархиепископ Антоний (в миру князь Давид Ильич Абашидзе) родился в 1867 году в своём родовом имении в Грузии. Княжеский род Абашидзе, известный с VII века, состоял в родстве с владетельным родом Багратиони и в некоторые моменты истории соперничал с родом царей. В 24 года молодой князь Давид, с отличием окончив в Одессе юридический факультет Новороссийского Императорского университета, поступил в Киевскую духовную академию. На первом же курсе, в том же 1891 году, он был пострижен в монашество с именем в честь святителя Димитрия Ростовского. В 1896 году о. Димитрий окончил со степенью кандидата богословия Киевскую духовную академию и получил назначение в Тифлис. Предположительно в тот период Абашидзе сумел найти подход к самолюбивому юноше И. Джугашвили и между ними сложились тёплые отношения. Сохранился рассказ известной монахини Сергии (Клименко, 1901-1994): «…когда Сталина за «проказы» сажали в карцер на хлеб и воду, он (о. Димитрий) его жалел и посылал ему покушать…» Абашидзе сменил княжеский дворец на келью монаха – собственно, отказался от наследства отца земного ради обретения Царства Отца Небесного.

http://pravoslavie.ru/53530.html

В 1896 году о. Димитрий окончил Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение в Тифлисскую духовную семинарию. Представляет значительный интерес то обстоятельство, что тогда в семинарии учился Иосиф Джугашвили. В Тбилисском музее им. Ленина много лет хранился семинарский журнал за 1898-99 с записью: «Сделан был выговор. Посажен в карцер по распоряжению о. Ректора на пять часов». Речь – об Иосифе Джугашвили. Запись скреплена подписью «И.Д.» – иеромонаха Димитрия Абашидзе, на тот момент второго по должности человека в семинарии – инспектора. Пути их пересеклись и вольно или невольно в них видится некая странная зеркальность. Если путь Абашидзе был путём из княжеского отцовского дома – в Небесное Отечество, к Отцу Вседержителю, то Джугашвили двинулся «из грязи в князи», создавая великое безбожное царство, в котором его самого нарекут «Отцом всех народов». Через много лет, в другую эпоху, в 1935 году, Сталин приедет в Тбилиси, чтобы навестить свою больную мать, которая так и не согласилась переехать в Москву. Жила она во дворце, некогда принадлежавшем государеву наместнику Кавказа, занимая одну комнату; спросила: «Иосиф, кто же ты теперь будешь?» Ей, возможно, искренне хотелось узнать, кем себя считает её могущественный сын. В православной Грузии к тому моменту не осталось действующих храмов. Сталин ответил, наверняка усмехнувшись в усы: «Царя помнишь? Ну, я вроде царь». То есть он – «вроде» Помазанник Божий? Богобоязненная мать, жалея дитя, вздохнула со сжавшимся сердцем: «Лучше бы ты стал священником». Эпоха, которая придёт на Русь через треть века, застанет и Абашидзе под другим именем, но именем святым; он будет вести жизнь полуподпольную, скитаясь по квартирам уцелевших своих почитателей. В 1902 году, когда о. Димитрий был рукополагаем во епископа Алавердского, он уже знал, чт о за битва ждёт его впереди. При возведении в сан он произнёс: «Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь… Готов смутиться и устрашиться дух мой и тем, что наступают времена лютые, умножаются нечестие, лжеверие и неверие… И я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия… Невозможное человеку – возможно Богу… Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения…».

http://pravoslavie.ru/37456.html

К лету 1923 в Киево-Печерской Свято-Успенской лавре оставалось ещё около 400 насельников (перед революцией было полторы тысячи). В замечательной книге профессора Ивана Никодимова «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943)» читаем о владыке: «Помню, как он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета. Его жизнь представляла своеобразный интерес. В миру грузинский князь, он получил блестящее воспитание и образование. Впоследствии, уйдя из мира, он не раз вспоминал о своих прежних высоких связях и знакомствах. Особенно охотно и с чувством глубокой симпатии он рассказывал о своих встречах с царской семьей…» В 1923 ему было 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Это касается не только профессора Никодимова, которому тогда был 31 год. Будущий архиепископ Леонтий Чилийский (Василий Константинович Филиппович; 1907-1971) повествует, что Абашидзе почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. «Жил он не для себя – писал владыка Леонтий, – а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы». О жизни Абашидзе в Киеве существуют обрывочные сведения. Все они яркие. Вот часть из них. В житии преп. Алексия Голосеевского (Владимир Иванович Шепелев; 1840-1917) – старца-духовника Киево-Печерской Лавры – мы находим рассказ прихожанки Евдокии Сергеевны: «В 1925-м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде…» Сон повторялся ещё два раза. «Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским… Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду… Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия… Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду!» Гроб буквально всплыл на поверхность. «Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались…»

http://pravoslavie.ru/37456.html

VI В Киеве, раздав своё имущество, включая драгоценную панагию и дав на какое-то время обет молчания, архиепископ, с наречением именем Антоний, принял великую схиму. Ранней весной 1933 г. схиархиепископ Антоний, два его келейника, о. Леонтий (Филиппович) и несколько человек из братии Киево-Печерской лавры были арестованы. 13 марта 1933 в спецкорпусе Лукьяновской тюрьмы было заведено Дело 3651 «По обвинению гр. Абашидзе А.И. в преступлении, предусмотренном ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР» (антисоветская агитация и контрреволюционная деятельность. – О.С.) Интересна «Анкета обвиняемого», в ней указано: Абашидзе Антоний Ильич. Год рождения – 1857. Место рождения – село Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии. Профессия – схимоархиепископ. Образование – высшее светское и высшее духовное. Социальное происхождение – из помещиков. Имущественное положение – ничего не имею». Наверняка у старца было какое-то удостоверение, в котором стояло уже схимническое имя, а возраст мудро (дабы власти скорее оставили в покое) увеличен на десять лет. Отсюда, из Дела, эта дата и попала на могильную плиту. Его условно приговорили к 5 годам концлагеря, а потом освободили по постановлению ОСО при Коллегии ГПУ УССР. Больше чекисты его не трогали. Вероятно, тогда и возник слух, что у старца есть некая охранная «кремлёвская грамота», удерживающая его на свободе. Но вероятнее всего хранило его Проведение Божие. После освобождения схиархиепископ продолжал совершать тайные службы и рукоположения. Но этим его нелегальная деятельность не ограничивалась. Монах Амвросий (кн. Сиверс) писал, что схиархиепископ Антоний был организатором Грузинской Катакомбной Церкви и являлся её Первоиерархом с 1926 года до самой смерти. Об этом говорит и о. Леонтий, который в октябре 1930 года был по послушанию послан владыкой Антонием, своим духовным отцом, в Тбилиси. В то время в Грузии не было, по его словам, ни одной действующей церкви, ни одного священника, исполнявшего христианские требы. О. Леонитий, не раз выполнявший поручения своего аввы, вспоминал: «Всюду у меня было много друзей и почитателей, как в городах, так и в селах, благодаря моему старцу, схиархиепископу Антонию».

http://pravoslavie.ru/37456.html

— Сегодня мы перелистываем страницы первых лет жизнедеятельности Туркестанской епархии. Среди преемников архиепископа Софонии по Туркестанской кафедре были такие незаурядные личности, как епископ Александр (Кульчицкий), епископ Неофит (Неводчиков). Они оставили глубокий след своей архипастырской деятельности не только в становлении Православной Церкви в Казахстане. Как известно, в июне прошлого года Синодом Украинской Православной Церкви прославлен в лике святых исповедников схиархиепископ Антоний (Абашидзе), которого алмаатинцы знают как епископа Димитрия, управлявшего в свое время Туркестанской и Ташкентской епархией. Наверное, ему принадлежит особое место среди Туркестанских святителей? — Несомненно, Преосвященный епископ Димитрий (Давид Абашидзе) был выдающимся иерархом Русской Православной Церкви. Его жизнь и деятельность представляют немалый интерес. Как известно, происходил он из старинного славного грузинского вельможного рода. Князь Абашидзе — по отцу, по материнской линии он был в родстве с другим знаменитым княжеским семейством — Багратуни, тем, из которого вышел герой Отечественной войны 1812 года генерал Багратион. Будущий архипастырь в 1891 году с отличием окончил юридический факультет Императорского Новороссийского университета. В совершенстве владел искусством верховой езды, превосходно фехтовал. Перед талантливым и высокообразованным аристократом открывался путь к высоким должностям и к придворной карьере. Но князь Давид, неожиданно для своей родни, поступил в Киевскую духовную академию, на первом курсе которой принял монашество с именем Димитрий. В 1896 году, по окончании академии, он был рукоположен в сан иеромонаха. — Как можно расценить такой резкий поворот в судьбе грузинского князя? — Уход Давида Абашидзе из родового княжеского дворца в монастырь — это путь особого духовного делания, о котором преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Монах есть тот, кто, будучи облечен в материальное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных». Это путь к цели, заключающейся в спасении своей души и душ своих ближних. Подобный путь несколько десятилетий ранее прошел уже упоминавшийся нами святитель Игнатий (Брянчанинов), друг святителя Софонии.

http://patriarchia.ru/db/text/2213651.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010