Наставление владыки Платона подлинно примечательно. Да поучаемся сохранять в уме любовь Божию. Примечательно и вразумление о благословении: сила не в руке, а в имени. Господеви правда, и от служителя лжи вынуждающего истину, а нам стыдение лица, что не довольно вразумляемся о истине от самой истины. Молитвами Святых Отец наших Божие благословенье и охранение да пребывает с вами и братиею. Октября 26-го 1837. Может быть, вам представится, что я без нужды беру подозрение о невнимательности или неправильном побуждении в некоторых словах отрока. Чтобы объяснить сие, укажу на другие случаи, например, когда он утвердился в молитве, и приражающийся сделался бессилен, или когда, употребляя молитву и крестное знамение со вниманием и силою, обратил он в бегство нападающего. Враг злится на добро. Когда стоят в добре с силою и чистотою, стрелы младенец бывают язвы его 47 . Примесь несовершенства, неправости, невнимания, лености, страстного в помышлениях и побуждениях дает доступ ходящему по нечистым путям, и он становится дерзок и нагл. Так ли? Или как лучше думать, научите меня словом Божиим и примерами Святых. Октября 24-го. Забыто послать. Что не скажете вы мне ничего о Димитрии, незнающем своей родины? Не открылось ли чего о нем, по чему бы лучше можно было судить, что с ним делать? И где он теперь? Давно писал я вам и вы мне обещали достать 48 , из Ростова: 1) Мелании Римлянины, 2) Апостолов Андрея Первозванного и Иакова Заведеева. О последней, помню, говорил я с вами в лавре. Или забыли? Письмо 175 Мирствуйте, о. наместник, во Господе. Некоторые из наших высоких гостей, не бывшие в лавре, вспомнили сие и, может быть, выберут время для сего путешествия. Имейте сие в мыслях, и приготовьте иконы и книжицы. Некоторые из них, по случаю бывшего здесь пострижения в монашество, говорили, нельзя ли быть при сем. Но как случай уже прошел, то у меня вырвалось слово, что может встретиться другой, и теперь настоят на сие. Помолитесь, чтобы сие, буде случится 49 , случилось к полезному размышлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть Оттуда есть, пошла Европа 23.04.2024 176 Время на чтение 31 минут Ладья познания плыла к Риму, который был дорог христианскому сердцу. Но в предевангельское время Рим представлял собой странную картину. Рим республики превращался в Рим имперский или, если угодно, цезарианского принципата. Рим болел мировым могуществом. Мощное древо, корнями своими упиравшееся в Европу и Азию. Но в этом древе уже начинали кровоточить раны. Их пытались залечить, перевязывали. Имперская история начиналась во времена Суллы, когда было фактически уничтожено народовластие. Старая греко-римская демократия уходила в прошлое. От многообразия римский мир шел к единообразию. Видимо, это объективный процесс. Римлянин устал от бесконечных прений. Хотелось элементарного покоя. И этот покой, как ему казалось, предоставляла авторитарная власть. Эта власть составляла проскрипционные списки, уничтожала сторонников республики и богатых сенаторов. Простой люд вполне устраивала такая ситуация. Диктатура давала Риму гражданский мир после жутких междоусобных войн. Неважно, что зачастую сам диктатор устраивал эти войны, главное – он их завершал. В век начала единовластия происходил и поиск Единого Бога. Многобожие уже не соответствовало умственным порывам общества. Общественное сознание, как в политике, так и в религии, искало единообразия. Уже Юлий Цезарь и Марк Антоний будут искать в Египте Неведомого Бога. Не найдут. Однако Клеопатра станет для них материально воплощенной гармонией. Это был, конечно, ложный путь. Но нельзя не отметить жажду единства в лучших представителях римской цивилизации. Единство же виделось в красоте и любви. Мир стоял в преддверии этих великих сущностей. Реально происходили родовые схватки. Они доставляли ужасные боли, но и предвещали рождение Нового. Человечество жило ожиданием. Если бы не пришел Христос, то, наверно, началось бы повальное самоубийство. Наряду с поиском любви и красоты, жуткий разврат, что неизбежно вело к саморазрушению. Путь к авторитарности проходил через круг безумных извращений.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/23/...

Ибо тот как сможет постигнуть способ добродетелей, который отнесен ко второй степени в деятельной науке, или тайны духовных небесных предметов, которые находятся на высшей степени созерцания, кто не мог уразуметь свойство своих пороков и не старался истребить их? Следовательно, тот не может взойти на высоту, кто не победит на ровном пути; тем более не поймет внешнего тот, кто не мог понять находящегося в нем самом. Впрочем, следует знать, что нам необходимо подвизаться с двояким намерением: как для изгнания пороков, так и для приобретения добродетелей. И это мы говорим не по своей догадке, а научившись из слов того, кто один знает силы и способ своего произведения и говорит: «Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ). Для истребления вредных предметов здесь называются четыре необходимые действия: искоренять, разрушать, губить, истреблять. А для совершенствования добродетелей и приобретения того, что относится к правде, обозначаются только два действия: созидать и насаждать. Отсюда ясно видно, что гораздо труднее исторгать и истреблять застарелые страсти тела и души, нежели насаждать и созидать духовные добродетели. Глава 4. Деятельная жизнь разделяется на многие виды и подвиги Итак, эта деятельная жизнь, которая, как сказано, состоит из двух образов, разделяется на многие виды и подвиги (Дела деятельной жизни хотя многочисленны, однако могут быть сведены к трем видам первый объемлет дела, относящиеся к собственному исправлению и усовершенствованию, каковы дела покаяния, посты, бдения и т.п., которые здесь преимущественно и подразумеваются Ко второму роду принадлежат дела, относящиеся к обращению и спасению ближних, каковы дела милосердия духовного невежду научит, заблуждающегося наставит на путь истины, порочного исправит и т.п.; А к третьему роду относятся дела телесного милосердия алчущего накормить, нагого одеть и т.п.). Ибо те, которые главной своей целью ставят уединение в пустыне, чистоту сердца, как в древности Илия и Елисей, а в наши времена блаженный Антоний и другие последователи той же жизни, те искренно соединялись с Богом посредством безмолвия в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Дело в том, что богослужение в христианской церкви, церковные чины и обряды, появились и сложились не вдруг, а мало-помалу, в течении многих веков, причем в различных поместных церквах они всегда были .очень неодинаковы, и даже в одной церкви, в разное время ее существования, были различны, а относительно частностей и подробностей, так продолжалось и после того,, как общие типы церковных служб, чинов и обрядов, в основных своих чертах, уже окончательно определились и получили на практике полную устойчивость.[Что и в русской церкви древние богослужебные списки были неодинаковы, несходны между собою и с последующими, это доказывается следующим: из домонгольского периода до нас дошло два служебника, усвояемые — один Антонию Римлянину (+ 1147 г.), другой Варлааму Хутынскому (приблизительно около 1192 г.). Известный историк русской церкви В. Е. Голубинский по этому поводу замечает: «прежде всего служебники, не смотря на то, что они одной и той же местности и по времени писания отделяются один от другого не слишком большим промежутком времени, если только не совсем современны, далеко несогласны сами между собою. В служебнике Варлаамовом нет некоторых молитв и возглашений, читаемых в Антониевом, и относительно некоторых действий даются предписания, отличные от последнего. Вообще из взаимного сличения служебников ясно, что в период домонгольский у нас существовали литургии в нескольких редакциях и что он представляли большее или меньшее разнообразие» (Ист. рус. церкви, том первый, втор. полов, стр. 307, 303). Относительно разнообразия в богослужебных книгах, существовавшего у нас после монгольского периода, см. сочинение; И. Д. Мансветова: Митрополит Киприан, в его литургической деятельности. Москва 1882 г.] Относительное единообразие, даже в частностях и подробностях церковных служб и обрядов, заявило себя только уже со времени книгопечатания, когда целые выпуски церковных книг стали печататься с одного определенного списка. В виду этого древние рукописные списки церковно-богослужебных книг очень разнообразны, во многом несходны между собою, каждый из них говорить только за то, как совершалось богослужение в то время, к которому относится список, и в той именно церкви, которой он принадлежит.

http://sedmitza.ru/lib/text/439648/

Вскоре, в марте, этот указ подтвержден был новым строжайшим указом о том же предмете. Строгость указа и строгое исполнение его гражданским начальством побудили церковнослужителей, на последние средства, отдавать своих детей в духовные школы, состоявшие тогда большей частью при архиерейских домах. Повезла и мать-вдова своего Тимофея в город с той же целью, чтобы отдать его в школу. Но, по бедности своей и по случившейся тогда от неурожая хлеба дороговизне в содержании, она не могла отдать его туда, куда хотела. Поэтому, «для облегчения собственного пропитания»,  представила его на усмотрение гражданского начальства, – а оно назначило его к исключению из духовного звания и к определению в военную арифметическую школу. Но и тут братская любовь, по высшему распоряжению Промысла, спасла его от участи, столь не соответствовавшей будущему предназначению. Другой старший брат, бывший причетником в Новгороде, сжалившись над участью своего брата, упросил духовное начальство принять его в училище, обещаясь, при всей своей бедности, содержать его на собственном иждивении. Духовное начальство уважило его просьбу, – и 11 декабря 1738 года Тимофей был записан в школу с фамилией Соколовский.  С этого времени труды удваивались для юного ученика. Ему приходилось трудиться и духовно и телесно. Учась в школе и упражняясь в занятиях дома, под надзором своего брата, Тимофей в свободные часы нанимался к огородникам копать гряды и так сам себе приобретал пропитание. Таким образом, еще не будучи подвижником, Тимофей уже предвкушал подвижническую жизнь. Но, из-за того, что, во-первых, от школьных занятий его отвлекала работа, а во-вторых, в многочисленном училище было мало учителей (при двух учителях было до тысячи учеников), целый год обучения прошел для него без особенных успехов. Впрочем, для него уже важно было и то одно, что в это время он успел выказать и свои дарования, и свое прилежание и благонравие. Почему, с устройством семинарии, в 1740 г., в монастыре св. Антония Римлянина, он, как один из надежнейших и лучших учеников, (в числе 200 лучших), был принят на казенное содержание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна: Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою, и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе Российстии народи, царие же и князи, и вси людие, прославляюще святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и мир мipobu подаст и душам нашым велию милость. Августа 3. Молитва преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу. Из акафиста Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты, во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим, отечество твое, и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо осветил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель сию (еяже основание тобою бысть), умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляя их: сего ради нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со Безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей и мощи твоя усты и сердцем лобызающих молишися. Ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих бед твоих, честным твоим мощем покланяющихся и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей, молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе: не презри убогаго сего моления нашего, по призри на ны милостивно, коегождо потребу исполняя, болящым здравие, путешествующым в пути благопоспешество, плавающым скорое и безбедное плавание даруя: обитель же сию от всяких бед, внезапно находящых, сохрани, и в ней живущыя и труждающыяся, купно же и им благодеющыя от всяких напастей свободи: да вси твоими молитвами на земле богоугодно поживем, и Небеснаго Царствия наследницы [наследники] будем, достойни славословити Всесвятую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

У св. Макария Вел. это дело духовного просвещения и руководства других представляется долгом не столько намеренного и специального, так сказать, миссионерского подвига, а просто как-бы неизбежным следствием, их духовной высоты и света во исполнение слов Спасителя, что не может укрыться светильник, стоящий на верху горы 1117 . Подобное же можно находить и у св. Антония В.; он говорит: «люди с истинно человеческими достоинствами, должны столько стараться о боголюбивой и добродетельной жизни, чтобы их добродетельная жизнь сияла между другими людьми подобно тому, как малая порфира, набрасываемая поверх белых одежд в украшение их, выдается и всеми бывает заметна 1118 ». Из указанных здесь суждений восточных отцов-аскетов об обязанностях подвижника к ближним, ясно, что прямой идеал подвижничества и прямая его задача по мысли восточных аскетов все-таки есть задача личного совершенствования 1119 . Вот почему, напр., Пахомий В. правилом 139-м запрещает инокам даже принятие священства, с которым соединяется учительство, как особая обязанность и некоторый род начальствования. Сущность альтруизма восточная аскетика предполагает в выработке таких душевных настроений, которые уже обеспечивали бы нормальное отношение личности к обществу и считает дело подвижника осуществленным, если этим настроениям сообщена прочность и непоколебимость 1120 . И если принять с одной стороны во внимание их взгляд на прямую задачу подвижничества-очищение сердца, и копеечную цель его-царство Божие, и понимание ими последнего, а с другой-, иметь в виду признание ими безусловной зависимости внешних отношений человека в их христианском характере от совершенства в себе самом 1121 , то такое решение вопроса об общественных обязанностях является вполне логическим. В данном случае излишне излагать принципиальные взгляды восточной аскетики и спасение человека, на царствие небесное, на добро и зло для того, чтобы указать логические основания их взгляда на задачу подвижника, как на задачу только личного совершенствования. Нам нужно было только показать, что те общие типические черты аскетических воззрений пре. Кассиана, именно взгляд на подвижничество как главным образом внутреннюю жизнь личности с задачей личного совершенствования, осуществляемой под условием активно-сознательной деятельности самого инока, действительно находит себе оправдание в восточной 1122 аскетике. Восточная аскетика в этих чертах целиком выразилась в воззрениях преп. Кассиана, и ученик остался верен духу своих учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Основное деление преп. Кассианом всех страстей на телесные и душевные, ясно намечено гораздо раньше его восточной аскетикой. Преп. Кассиан, взяв это деление, дал только более точное определение различия этих страстей; сделал попытку нового подразделения их на естественные и неестественные и, сообразно четвероякому способу их действия, указал возможность подразделения их на четыре пара 1169 . Благодаря конечно данным восточной аскетики у преп. Кассиана указано довольно ясно внутреннее отношение страстей между собой и тот порядок, в котором следует развитие одной страсти из другой, выделено несколько самых главных страстей и чисто на психологических основаниях указаны лучшие приемы борьбы со страстями 1170 . Действительно, восточная аскетика сделала не мало в этом отношении, особенно в лице Евагрия и Нила Синайского . На «душевные» страсти указывает уже Антоний В. (Доброт. т. I стр. 27 и 78), а у св. Василия В. есть указания на телесные страсти (т. 5 стр. 399). У Нила Синайского есть и определение тех и других страстей по существу почти одинаковое с преп. Кассианом. «Страсти телесные ведут начало свое от естественных потребностей плоти и против них нужно воздержание, а страсти душевные порождаются от потребностей душевных и против них потребна любовь» говорит Нил Синайский 1171 . Еще ранее преп. Кассиана Нил Синайский и Евагрий выделяли из числа прочих страстей три страсти-чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, как такие, которыми обусловливается возникновение всех других страстей, и в подтверждение своих мыслей ссылались на исторический пример искушения Господа дьяволом, который старался возбудить в нем именно эти страсти 1172 . Таким образом, в учении о страстях преп. Кассиан заметно сходится с Евагрием и Нилом Синайским . В подобного рода близком отношении стоит преп. Кассиан еще к Григорию Нисскому , но только в другом пункте, именно по вопросу о молитве. В своем учении о значении молитвы в жизни подвижника, видах молитвы, условиях ее успешности, особенно в изъяснении молитвы Господней преп. Кассиан сохранил не только мысли и дух восточного отца, но часто даже буквально воспроизводить его 1173 . В изображении молитвенного восхищения, как состояние отречения человека от всего земного, как жизни только созерцанием Бога, преп. Кассиан следует уже Нилу Синайскому 1174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Богород.-Донской-Московский, II, 785. Богород.-Дунилова, Волог. г., II, 642. Богород.-Зачатиев.-Высоцкий-Серпуховский, II, 753. Богород.-Зачатей.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Богород.-Знамен.-Елецкий, I, 200. Богород.-Знамен.-Курский, I, 201. Богород.-Знамен.-Обоянский, II, 810. Богород.-Иверский, Новг. г., II, 819. Богород.-Игрицкий-Песошенский, Костр. г., I, 211. Богород.-Казанский, I, 55. Богород.-Казан.-Жадовская, Симб. г., I, 240. Богород.-Казан.-Костромская, II, 847. Богород.-Казан. – Ломовский, Пенз. г., II, 651. Богород.-Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Богород.-Казан.-Калужский, II, 854. Богород.-Казан.-Мокшанский, I, 56. Богород.-Казан.-Нижнеломов., II, 652. Богород.-Казан.-Сызранский, II, 650. Богород.-Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Богород.-Красногор., Арх. г., II, 888. Богород.-Одигитр.-Страстный – Московский, II, 1211. Богород. – Одигитр. – Успен. – Воронина, Новг. г., I, 130. Богород. – Одигитр. – Шерьинская или Шервинская, Перм. г., II, 1359. Богород.-Озерян., Харьк. г., II, 1022. Богород. за Оникиева, Волог. г., II, 715. Богород.-Оранская, Нижег. г., II, 1027. Богород. – Ордынская, Орденская или Арденская, Смол. г., II, 1028. Богород.-Пельшем., Волог. г., II, 909. Богород.-Перынский, Новгор. г., I, 351. Богород.-Площанс., Орл. г., II, 1057. Богород.-Покров.-Озерский, С. Петерб. г., II, 1067. Богород. – Пречист. -Успен.-Кассианова- Учемская, Яросл. г., II, 861. Богород.-Раифская или Раевская, Каз. г., II, 1110. Богород.-Рожд., Калуж. г., II, 1122. Богород. – Рожд. – Анастасов-Лихвинский, II, 614. Богород. – Рожд. АнтонияРимлянина- Новгородский, II, 617. Богород. – Рожд.-Бобренев, Моск. г., I, 45. Богород.-Рожд.-Боголюбов, Влад. г., I, 47. Богород.-Рож.-Белгородский, II, 1123. Богород.-Рожд.-Владимирский, II, 1120. Богород. – Рожд.-Возмицкий-Волоколамский, II, 1002. Богород. – Рожд. – Воротиловская. Твер. г., II, 643. Богород. – Рожд.-Гамалеев.-Пустынно- Харлампиев., Черниг. г., I, 151. Богород.-Рожд.-Глин., Кур. г., II, 765. Богород. – Рожд. – Голубинская, Волог. г., II, 769.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1 Имеются в виду книги I – VII «Войн», четыре из которых предложены вниманию читателя в этом издании. 2 Первоначально в древней античности слово «тиран» и производное от него не имели негативного смысла. По этой причине, видимо, X. Девинг и О. Фей поняли τυραννσουσιν как «те, кто будут обладать верховной властью». См.: S.H.P.7; W.I.S.9. Поскольку, однако, в дальнейшем изложении Прокопий вкладывает в понятие «тиран» исключительно негативный смысл, мы и перевели это место как «тех, кто в будущем окажется тираном». 4 В «Истории войн» Прокопий изображает Антонину как умную, хитрую и энергичную женщину. См.: В.Р. I. 25. 23; B.V. I. 12.2; 13.24; 19.11; B.G. III. 19.7. В том же сочинении историк упоминает о ее «прежнем браке» (B.G. I. 5.5) и сыне (B.G. I. 5.5; 18.18) и дочери (B.V. II. 8.24). 6 Возможно, также и при цирке, который в то время был театром по преимуществу, ибо в нем не только устраивались состязания колесниц, но и ставились театральные сценки. Само слово «театр» тогда нередко означало именно ипподром. 8 Сильверий – римский папа. В 536 г. он был обвинен в измене и смещен. Умер будучи узником на острове Пальмария. 11 Приверженцы еретического учения, получившего название по имени его основателя – епископа г. Кизика Евномия (IV в.). По своей сути евномианство было близко к арианству, являлось крайним течением внутри него. 15 Поведение Велисария оказалось в резком контрасте со словами Кандавла, обращенными к Гигесу: «ушам люди доверяют меньше, чем глазам». См.: Геродот. I. 8. 17 Константин (по другим чтениям Константиниан) – cornes sacri stabuli, видный военачальник, не раз отличавшийся в ходе войны с готами. См.: B.G. I. 5.3; 16.1; 19.16; 22.15; 16, 25. 18 См.: B.G. II. 8. l – 18. Константин отобрал у знатного римлянина Президия его два кинжала (единственное, что у него осталось), за что тот и пожаловался на Константина Велисарию. 19 Карфаген был захвачен 15 сентября 533 г. в ходе войны с вандалами (B.V. I. 20. 1), Равенна – во время похода в Италию в мае 540 г. (B.G. II. 29. 30 – 40).

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010