Некоторые же провинции, подобно Иудее, он удержал в своих собственных руках в качестве их проконсула, или правителя. В строгом и законном смысле правителем иудейского народа в то время, о котором мы пишем, был не Пилат в Кесарии или Вителлий в Антиохии, но Тиверий в Риме. Он был проконсулом, или правителем, Иудеи от лица существовавшей еще республики - республики, теперь почти отождествленной с ним самим. И Пилат, которого иудеи называли обыкновенно своим правителем, был в строгом смысле прокуратором, или наместником, этого великого проконсула, пользовался гражданской и военной властью как уполномоченный того, в ком была сосредоточена тогда безграничная власть Рима. Пред этот-то трибунал совет синедриона привел в пятницу своего Узника. Утром в эту пятницу Пилат заседал в своей претории, решал дела и отправлял правосудие, как обыкновенно. Нельзя определить наверно, в каком месте Иерусалима находилось на этот раз его судейское седалище. Может быть, в крепости под башней Антония, под этим видимым символом римского владычества, грозно возвышавшимся около храма, а быть может (что гораздо более вероятно) , римский суд происходил в " претории Ирода " , великолепном дворце к северу от храма, описанном Иосифом Флавием и выстроенном незадолго до этого времени идумейскими царями. Перед дворцом лежало белое мраморное полукружие, представлявшее собою открытое пространство, обращенное к священному городу и бывшее почти таким же общественным местом, как пространство между крепостью Антония и храмом. На этом помосте мог быть воздвигнут в самое короткое время подвижный трибунал (Вета или ). В это утро Пилат еще заседал в палате суда - внутри дворца; извне слышался шум восточного города, пробуждающегося накануне пасхи: внутри раздавался лязг римского оружия, возвышались алтари римских богов и, может быть, стояло скульптурное изображение далекого полубога Тиверия. Священники и учители народа, строго соблюдавшего свои народные обычаи, не могли входить в эту языческую палату в продолжение всей священной недели пасхи; и римлянин, со своей римской усмешкой, охотно устранил это затруднение, сам вышедши за ворота со своими воинами-ликторами.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

– Это что? тихо спросил Антоша. – Это картина страшного суда. – Морда точно такая же, какую я видел. А… может причудилось? – Сам же знаешь, что не причудилось, да и не может средь бела дня нормальному человеку причудиться то, чего нет. -Так неужто есть, живой? – Сам видел и спрашиваешь? – А что это за утолщения с надписями? – А это грехи наши. Все до единого, какие существуют. Тот, куда ты смотришь, это – скверноприбытчество. По созвучию догадываешься, что это такое? – Догадываюсь. – И вот сейчас эта змеюка с нанизанными на нее грехами в тебе сидит. И вот Он, Спаситель, и только Он, может выволочь эту гадюку из тебя. А то ведь… ты знаешь, что такое- “Безнадёжен? Без-надё-жен!” Что может быть страшнее? Это когда брюхо набил, злата-серебра сколько смог переныкал-накопил, дов-волен, весь балдеешь от распирающего удовольствия и вдруг – бац! – туда под машину попал. Вроде случайно. А случайностей в мире, где действует Бог, нет и быть не может! Настолько всего тутошнего тленного, руками своими шелудивыми в мошну свою бездонную накопил, настолько душу свою и опустошил, а то и вовсе до дна обчистил. А с пустой-то душою, кто ты? Ты без-на-де-жен, прости, Господи… И скажет тогда Господь покровителю твоему, молитвеннику Антонию Римлянину: – Да хватит! – Слышишь, даже молитву его о тебе хныканием назовет. – Ничего больше за него спросить, он – без-на-де-жен! И слово это Его будет последним! Ой,.. Ох, Господи, аж самому страшно стало, представить не могу всего ужаса такого Его приговора. Ну, а теперь давай. Раскалывайся. Сосредоточься и перечисляй. Все иконы на тебя смотрят и ждут. – Не могу, – прохрипел шепетом Антоша. – Смотрит Он, действительно живой. – Ну, а тогда глаза закрой. Давай, с Богом. – о. Антоний положил руку на Антошину голову, придвинул свое ухо прямо к его губам и сказал тихо – Давай шепотом. И спокойно. И первое, что вырвалось из губ Антоши и совсем не спокойно и не шепотом, это о деньгах из серванта. Вырвалось, будто некоей пружиной вдруг выкинутое, комом из десяти бессвязных сбивчивых предложений. Не далее, как вчера Антоша твердо себе положил, что никакими пытками никто и никогда не вырвет у него признания об этих деньгах. И вот – мячиком выскочило. Для него самого это было так неожиданно, что он остолбенел на мгновенье, глаза открыл и уставился растерянно на о. Антония. Но тут же осмыслились глаза Антоши и он отшатнулся слегка от взгляда о. Антония. Скорбные, строгие, взыскующие глаза нарисованных ликов, которые он сегодня впервые увидел и которые разбередили неожиданно его душу, не шли ни в какое сравнение с тем, как сейчас смотрел на него о. Антоний.

http://azbyka.ru/fiction/babushkiny-styo...

1130 В дополнение к рукописям, упомянутым в предыдущей сноске, см.: константинопольские источники: ВАС Кодекса Пиромала (Goar. P. 155) и Йоханнисбергскую версию (Cochlaeus. P. 124) цитированную выше; версию Льва Тосканского (Jacob A. Toscan. P. 150); архиератикон Гемиста (Дмитриевский А. А. II. С. 311); отрантские источники: Jacob A. Otrante. P. 69; кодексы Ottoboni 344 (f. 152r), Sinai 966 (ВАС, Дмитриевский А. А. II. С. 206), Ambros. 167 (ЗЛАТ, f. 20r-v; ВАС, f. 70r) и 709 (f. 92r); кодексы из Реджио-Мессины: Barberini 316 (ff. 17v-18r) и 329 (ВАС, f. 3r). См. также список XVI в. Ethnike bibl. 757 (Trempelas. P. 8586, apparatus). Другие источники туманны; они содержат рубрики во множественном числе, относящиеся то ли к пресвитерам, то ли к диаконам, то ли к служкам: например, отрантский кодекс Karlsruhe EM 6; Кодекс Фаласки (см. прим. 72); Graz Georg. 5 (Tarchnišvili M. Liturgiae. 56). Древние славянские источники почти всегда дают диалог как между сослужащими: Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский. Описание. III, 1. С.2:6) и кодекс Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154); и некоторые другие славянские рукописи: Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 185187; Муретов C. К материалам. С. 86 и Орлов. С. 142145. Мы также увидели рудименты этих обычаев в рубриках других рукописей. 1131 См., например, отрантский список XIII в. Karlsruhe EM 6 (ЗЛАТ), Engdahl. P. 20; См. ВАС. P. 60: «Он [иерей] говорит диакону и другим, стоящим по краям в круге (κκλω): «Помолитесь за меня, братие...». См. также рубрику из списка из Реджио-Мессины XII в. в экскурсе в конце главы. 1132 См. Grottaferrata Γβ IV, Архиератикон Гемиста и кодекс Петербург 558. Кодекс Фаласки (Goar. P. 88) содержит эту рубрику прямо после покрытия даров: «И [священник] кадит, говоря стоящим справа и слева: Magnificate ...» Это несомненно относится к дарам, которые он кадит, но вероятно недоразумение этой рубрики вызвано происхождением рубрики, предшествующей диалогу в исправленном славянском архиератиконе: «и абие отдает кадильницу, никогоже кадя» (Чиновник. Москва, 1879. Л. 36v; Варшава, 1944. Л. 10r). В одном из служебников (Москва, 1651) священник кадит диакона, говоря «Дух Святый найдет на тя...» (См. Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Один профессор из Рязани пишет, что там ректор и инспектор уволены от должности, не объясняя почему. Неужели Алексий так круто начал свое правление? Мы успеваем; из шести книжек за 1865-й год выдаем теперь третью 278 . Только по слухам, знаю о новых штатах архиерейских. Московский ректор почему-то говорит, что это верх несообразностей всякого рода. Между прочим, указывает на Рязанского, который в звании епископа получал 4000 руб., а теперь архиепископом 1500 рублей. Макарий Орловский 279 написал акафист Антонию Римлянину. Синод определил, что в исправленном виде акафист одобряется в печать, о чем посылается вашему преосвященству указ. Сей указ с рукописью послал Макарий в синодальную типографию, оттуда присылают —135— нам, прося написать разрешение. Мы отказываемся, ибо 1) не рассматривали, 2) нам и не предписано одобрять, 3) одобренное Синодом не подлежит нашему рассмотрению. Видно, и в канцелярии Синода и в типографии потеряли все предания. Обер-прокурор, говорят, нездоров, и между причинами нездоровья то, что отвсюду доходят к нему слухи, что духовенство ругает его. Избрание митрополита в Москву было, говорят, сильным поражением его; дело приписывают Муравьеву преимущественно через Потемкину. Бахметева писала мне, разумеется, от своего кружка, что все довольны назначением этим. 1968 г. марта 11-го. Был у меня А.О. Ключарев и рассказал о будущем митрополите много доброго. Он не любит бумажных жалоб. Раз священник и диакон подают друг на друга просьбы. Он убеждал их мириться, священник не согласился. Он, как во вражде находящихся, не велел им служить до окончания дела, и тем побудил к примирению. Раз или два в год имеет обыкновение созывать к себе духовенство на обед священников и дьяконов с женами. Ключарев передавал еще слова генерал-губернатора. „Я, говорит Долгоруков, повторил во дворце слова, слышанные мною от покойного Владыки об Иннокентии: я не знаю места, которого не был бы достоин преосвященный Иннокентий“. Из Петербурга телеграммой спрашивали московских священников, Иванцова и Благоразумова, не пожелают ли они быть ректорами Рязанской семинарии? Оба отказались. На Леонида более, чем должностные лица, жалуются сельские духовные; недели по две живут из-за такого дела, которое покойный решал в пять минут. Привыкли спрашивать покойного во всех сомнениях, а тут получают выговоры, зачем беспокоят. Предстояла свадьба в одном селе; невеста несколько лет не говела, потребовал имею-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При междоусобных войнах, предшествовавших установке империи, многие иностранные религии беспрепятственно распространялись в Риме. В царствование Августа, который постоянно старался действовать в смысле древнего Римлянина, свобода эта была значительно стеснена. Светоний говорит о нем, что он уважал только официальный культ. В Риме, Август разрешал строить храмы египетским богам, лишь в некотором отдалении от пределов священного города Ромула и от Pomoerium 617 . Особенное покровительство восточным верованиям оказывал соперник его, Марк Антоний, принадлежавший по своим вкусам и наклонностям более к Востоку, чем к Западу, и окружавший себя в Египте всею пышностью азиатского властелина. Тиберий, в характере которого преобладали аристократические инстинкты, не был расположен к иностранным культам и не раз преследовал их. В его царствование, в 22-м году после Р. X., вышло сенатское постановление против суеверий, египетских и иудейских. Эдикт этот был вызван особенными обстоятельствами, о которых мы будем говорить ниже. По словам историка Иосифа Флавия, Тиберий приказал выгнать из Рима (а по Тациту – из Италии) всех, находившихся там, Евреев. Из них консулы выбрали четыре тысячи человек, способных носить оружие, которых отправили на остров Сардинию; но многие из последних были казнены за отказ служить в войске, что запрещали им законы их религии. Тацит, рассказывая это преследование, объясняет, в чем состояла ссылка в Сардинию. Посланные туда, должны были уничтожать разбойничество, принявшее значительные размеры на этом острове, и, если бы они, при этом, погибли от действия его вредного климата, то потеря была бы ничтожна – vile damnum – говорит историк. Только по забвении преданий, политики республиканского Рима, и по упадке древней доблести, стали равнодушнее к распространению восточных верований. Даже сами императоры открыто поклонялись иностранным богам; так, например, Светоний говорит, что Нерон, воспитанный в религии отцов, утратил веру в богов Рима и молился сирийской богине Dea Syria; – потом, однако, бросил ее, мальчишески осквернив ее изображение и стал поклоняться статуэтке девушки, которую ему подарил неизвестный простолюдин, как амулет, способный отвращать злой умысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Народное название дня памяти св. Власия Севастийского, 11/24 февр. У русских людей св. Власий считался покровителем домашнего скота, который нередко от имени этого угодника назывался «родом Власиевским», особенно коровы – часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни; в Новгороде существовал храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносили коровье масло и клали его пред образом этого святого. По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля. В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий был представлен сидящим на скале, окруженным скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою. В «Сказании о святых» св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых губерниях существовал обычай сгонять коров к церквям, где они окроплялись св. водой, особенно это наблюдалось во время болезней и падежа скота. В этих же случаях хозяева, заботившиеся о благосостоянии своего домашнего скота, носили образ св. Власия по хлевам и окропляли весь домашний скот крещенской водой, окуривали его ладаном. Почитание св. Власия как покровителя домашнего скота возникло на основе древнего ритуала языческого божества Велеса (Волоса), «скотского бога», который считался вторым по значению богом в языческом пантеоне. Замена языческого божества св. Власием была тем удобна, что житие этого святого свидетельствовало о его покровительстве животным. Более того, в древнеславянском языке имена Велес (Волос) и Власий были тождественны и часто взаимозаменялись. Так, например, в летописи под 1229 упоминается некто Волос Блужнинец, убитый на вече. В грамоте св. Антония Римлянина XII в. приводится, между прочим, имя Волоса вместо Власия: «на Волховом тудоре с женою и детьми одерен Волос». У мордвы, потомков ростовской мери, до сер. XIX в. сохранялась память о Волосе, воображаемого язычниками в виде большого камня, напоминавшего своими формами быка с человеческим лицом. Этот воображаемый образ древнего Волоса очень напоминал изображение на одной старинной иконе св. Власия сидящим на скале, а вокруг него скот. В некоторых местах праздник св. Власию не всегда совершался по указанию церковного месяцеслова. Простой малороссийский люд, который глубоко чтил этого угодника, переносил день памяти его с 11 февр. на четверг Сырной, или Масленой, недели, находя Сырную неделю более приличным временем для празднования памяти св. покровителя стад потому, что с наступлением Сырной недели начиналось особенно употребление сыра, масла, сметаны, молока – продуктов, доставляемых домашним скотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послание к Галатам не знаю, поспеет ли. – А пообещать – да не исполнить, некрасиво,– Я втянулся теперь в thesaurus asceticus 57 , который давно задумывал составить или собрать да все день за день отлагал. Благо что охота припала. – Авва Исаия – оттуда. – Я его не пришлю к Вам. Раздумал. Хотел по частям их выпускать, – и св. Антония отдал уже в «Тамбовские ведомости», но потом положил издать их отдельною книгою, все в кучке. На первый раз выйдет две части: одна – отшельническая, другая общежительная. В последней будут уставы Пахомия Великого , Василия Великого – и весь Кассиан Римлянин . По поводу Вашего вопроса, о темноте многого читаемого в церкви, пришло мне на мысль выбрать из св. Ефрема Сирианина Псалтирь. Нашлось 150 статей – больше молитвенных, несколько нравоучительных и догматических... хорошо читается, иногда и очи ума продирает. Какой это был вопиющий св. Отец! Настоящий христианский Давид. Благослови, Господи, Вас всяким благословением! Ваш богомолец Еп. Феофан. 184. О толковании послания к Галатам. О печатании толкования 26 сент. 1873 г. Милость Божия буди с Вами! У меня давно готова одна часть послания к Галатам. Но я не думал отдавать в печать ее, пока не докончу всего послания. Передумал и посылаю к Вам без переписки, однако ж, набело, ибо некому этого сделать. Потрудитесь разбирать. Да, кажется, разборчиво писано. Когда печатать будут, прикажите вверху означать главу и стих, так, например, Гал. 2, 16 и подобное... В вашем журнале это легко сделать. Потом и в оттисках то ж учинить велите. Очень скучно смотреть на книгу толкования без подобных надписей на каждой странице... особенно когда надо приискать какой текст... Чтоб не было после остановки, печатайте понемногу, по полтетради. Когда возьмусь за толкование, тогда скажу Вам, и можете увеличить... И тянуть (печатание-то) скучно; но потом сидеть, ожидая продолжения, когда кончится рукопись, еще скучнее. Сослужите мне вот какую службу! Печатание толкования своего – и к Солунянам, и это, к Галатам, и все, какие придется скропать, – я уступил бы миссионерскому обществу. Кажется, это было бы для него полезно, и толкование ширше бы распространилось, и дешевле пустить может оно по причине удобства распродажи. Но не знаю, может ли оно взять на себя подобное дело. Узнайте, пожалуйста. Толкование станет собственностью общества всегдашнею, а мне дадут экземпляров сколько-нибудь. Если общество может взять, тогда я форменно отнесусь с таким предложением ко Владыке. И прямо бы можно к нему; да что его беспокоить, если нельзя. Об этом известите, как только узнаете. Чем скорее, тем лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

—148— светских журналах за истекший год мы найдём только 2–3 статьи по вопросам морали, почти в каждой книжке богословского журнала оказывается одна или даже несколько статей, имеющих если не прямое, то косвенное, отношение к этике. Конечно, далеко не все они свидетельствуют о блестящем состоянии научного исследования в данной области, но факт уже сам по себе свидетельствует о том, какое важное место занимают этические интересы в сознании той среды, органами которой являются духовные журналы. Если мы в этом ошибаемся, то думаем, что читателям «Богословского Вестника» будет, не безынтересно остановится вместе с нами на некоторых из вопросов, обсуждаемых периодической печатью. 1) В. Завитневич о высшем начале общественной нравственности. (Странник, кн. 8–9) Основной задачей общежития, по словам г. Завитневича, служит примирение личной свободы и социального объединения множества личностей в общей жизни: личность по природе свободолюбива и эгоистична, общество по самим условиям своего существования требует ограничения индивидуальных стремлений. История общества есть история опытов – тем или другим путём примирить эти два, по-видимому, принципиально враждебные начала. Восточная деспотия решает вопрос грубо упрощённым способом, принося личную свободу в жертву представителю общественного единства. Рим хочет достигнуть требуемого примирения чрез юридические определения, устанавливающие точные границы для личной свободы, оставляя ей неприкосновенность внутри этих границ. Но и это решение вопроса оказалось призрачным: «вынужденный на каждом шагу своей жизни справляться с формой закона, римлянин перестал справляться с голосом своей совести», вследствие чего «внутренняя свобода заменилась внешней». Для того, «чтобы личность, ограниченная в своих действиях, чувствовала себя свободной, необходимо, чтобы она сама ставила себе границы во имя высших нравственных мотивов, покоящихся на абсолютной основе», а не ограничивалась лишь отвне положенными юридическими предписаниями. Этому именно условию удовлетворяет то решение вопроса, которое предлагает христианство. В основу обще-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ночной легкий сон Старца, вместе и с дневным отдохновением, в продолжение суток длился не более трех часов; но часто и самый ночной отдых прерываем был приходившими к нему по крайней нужде братиями. Пищу вкушал Старец дважды в сутки, – что Бог посылал. Выпивал иногда рюмку вина или стакан пива. Во время трапезования шла у него с учениками оживленная беседа. Допускались им скромные и незлобивые шутки и рассказы, которые имели у него духовную цель. Старец иногда рассказывал анекдоты из римской истории, которую знал хорошо из старинных переводов Тацита и других писателей. Одного из своих учеников, вышеупомянутого о. Антония Бочкова, шутя называл последним римлянином; может быть потому, что этот ученик выражал такое мнение, что мы переживаем последния времена монашества, падающего, по его словам, от тех же причин, которыми доведена была до падения и Римская империя: от роскоши, изнеженности и человекоугодия. Но сам Старец был точно неприступный для мирского духа остров, мимо которого текли реки мира сего, не колебля его нисколько. Напротив, разбитые мирским волнением спасались от душевного потопления в его келлии, как в надежной пристани. Одежду носил Старец самую простую, – мухояровый подрясник, рясу и мантию. А у себя в келлии принимал посетителей в простом белом холщевом, иногда очень заношенном, балахоне. При постоянном и многотрудном своем занятии с посетителями старец о. Леонид имел и посильное рукоделие: во время самого приема плел простые пояски, которые и раздавал некоторым из них на благословение. Когда же посетителей не было, он во время плетения поясков имел обыкновение напевать – «Милость мира жертву хваления», – известную в Оптинском скиту под названием «Молдавской», или же тихо нашептывал Иисусову молитву. Когда жил в Скиту, после обеда для моциона рубил дрова и в то же время принимал братию и мирян, которые подходили к нему поодиночке и объясняли ему свои нужды. Но как и чему обучал Старец-подвижник духовно относившихся к нему и в особенности ближайших своих учеников? – Следуя заповеди апостола: Настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4, 2 ), о.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В первом случае всё путешествие туда и обратно займет не более 2-х часов, а с обзором 3–4 часа. Показателем пути будет Лиддская башня, как для обратного пути белая башня в Рамле. Через 8–10 минут хода мы встречаем на пути описанные цистерны царицы Елены, затем (10 мин.) в стороне обильный колодец Цебак и гробницу шейха Абд-эл-Рахмана, а вблизи колодца большое старое масличное дерево, о котором существует много мусульманских легенд. На возвышенностях видны деревни Эннабэ и Джимзу, библ. Гимзо (2 Парал 28, 18) окруженные зелёнью и оградой кактусов. Через полчаса пути от Рамле мы находим белый столб, указывающий, по преданию, место, на котором стоял дом Энея, исцеленного Апостолом Петром от восьмилетнего расслабления, что описано в 9-й главе книги Деяний Апостольских, ст. 32 – 35. Отсюда всего минут 20 до Лидды, в которую мы входим также через пояс садов; вся дорога плохо вымощенная, временами очень грязная, проходит через великолепные поля, виноградники и сады слив, фиг и абрикосов, осененных пальмами. Прямой путь от Яффы к Лидде, сворачивающий от большой Иерусалимской дороги влево от источника Дилб (через ¾ или 1 ч. пути), проходит через упомянутые выше селения Сакие, Бейт-Деджан, Сафариэ и лежащее на той же дороги кладбище, откуда мы приходим по тропинке в самую Лидду. Всего пути тоже около 3–3½ час. По дороге на равнине видны деревни: Кефр-Уна (древ. Оно), Иегудиэ (еврейская), Кефр-Кениз, а на холмах – эт-Тире, Деир-Тариф и бейт-Набала. Лидда или Диосполис, древний Лодон, основана Самиилом или Самадом, из колена Вениаминова (1Парал. 8,12). По возвращении иудеев из плена Вавилонского, она была заселена снова людьми из того же колена. (2 Эздры 2,34). Римлянин Кассий, который впоследствии вместе с Брутом опозорил себя убийством Юлия Цезаря, предал жителей Лидды рабству, но Антоний, победивший Кассия при Филиппах, снова возвратил им свободу. В 66 году, римский проконсул Цестий, на пути из Антипатра в Иерусалим, остановился близ Лидды, жители которой ушли в это время в Иерусалим на праздник кущей, умертвил оставшихся в Лидде 50 человек, а город предал сожжению. В 69 году им овладел Веспасиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010