6) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 790. Сборник-конволют (л. 151 об. – 186), кон. XVI – нач. XVII вв. Филигрань: Гербовый щит под короной с двойным крестом – Дианова и Костюхина, 580 (1694–1697 гг.). В заглавии имя митрополита не указано. В качестве первой части использована Антониевская редакция вторичного вида. 7) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 563. Сборник (л. 137– 177 об.), нач. XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками, на тулове дата 1596 г. – Дианова и Костюхина, 774 (1602 г.). В первой части использована Антониевская редакция вторичного вида, имя митрополита в заглавии не указано. 8) РНБ, собр. М. П. Погодина, 761. Служба и житие Федора Ярославского (л. 12 об. – 28, 38–59 об.), сер. XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой, на тулове лилия и литеры PD – Дианова и Костюхина, 638–640 (1659 г.); Гроздь винограда – Гераклитов, 14 (1644 г.). Первая часть, помещенная отдельно под 19 сентября, представляет список Антониевской редакции вторичного вида, имя митрополита в заглавии не указано. Вторая и третья части читаются под 5 марта. 9) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 639. Торжественник (л. 67–90), сер. XVII в. Филиграни: Щит с буквами IP под короной – типа Гераклитов, 325 (1639 г.); Щит с лилией под короной, под щитом лигатура из букв WR – Гераклитов, 194 (1649–1650 гг.). В качестве первой части использован список Антониевской редакции вторичного вида, имя митрополита в заглавии не указано. 10) ГИМ, собр. И. А. Вахрамеева, 858. Житие Федора Ярославского (л. 1–26 об.), 50–60-е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами – Гераклитов, 1249 (1656 г.). В качестве первой части использован список Антониевской редакции типа Троиц., 788, имя митрополита в заглавии не указано. В Сказании о чудесах дано описание только первых семи чудес, причем чудо о князе Романе поставлено первым. 11) Псковский музей-заповедник, 130. Сборник (л. 68–109 об.), кон. XVII в. Филиграни: Щит с лилией под короной, под щитом литеры WR – Гераклитов, 179 (1686 г.); Герб семи провинций – типа Гераклитов, 305 (1697 г.). В качестве первой части использован список Антониевской редакции вторичного вида, имя митрополита в заглавии не указано.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Поскольку же путеводители Антониевы сопротивлялись им, то требуют они отчета, не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности перед ними, а поэтому хотят вести счет с самого его рождения. Но путеводители Антониевы воспрепятствовали тому, говоря: «Что было от рождения его, то изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу». Тогда, поскольку обвинители не могли уличить его, свободен и невозбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как бы возвращается и входит сам в себя и снова делается прежним Антонием. В это время, забыв о вкушении пищи, остаток дня и целую ночь проводит он в воздыханиях и молитве, ибо удивлялся, видя, со сколь многими врагами предстоит нам брань и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в этом именно смысле сказал апостол: по князю власти воздушныя ( Еф. 2:2 ). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по оному, покушается преграждать им путь. Почему наипаче и советовал апостол: приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Еф. 6:13 ), чтобы посрамился враг, ничтоже имея глаголати о нас укорно ( Тит. 2:8 ). А мы, слыша это, приведем себе на память апостола, который говорит: аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть ( 2Кор. 12:2 ). Но Павел восхищен был до третьего неба и нисшел оттоле, услышав неизреченные глаголы; а Антоний видел себя проходящим по воздуху и боровшимся там, пока не оказался свободным. 66 . Антоний имел еще и следующее дарование. Во время пребывания своего на горе в уединении, если иногда, предложив сам себе какой- либо вопрос, приходил в недоумение, – то, по Божию промышлению, во время молитвы бывало ему о том откровение, и блаженный, по-написанному, был научаем Богом ( Ис. 54:13 ; Ин. 6:45 ). Так, однажды вел он разговор с пришедшими к нему о состоянии души по смерти и о том, где будет ее местопребывание.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

У места его погребения на стене сделана надпись:   ’ .     Антоний был в Царьграде ровно за четыре года до взятия его крестоносцами 17 ; следовательно он видел многое, чего уже не удалось видеть другим путешественникам, посещавшим Царьград после этого горестного события 18 . Всё виденное и слышанное, что казалось любопытным нашему паломнику, записал он в своем «Путешествии» – не мудрствуя лукаво; записки его отличаются искренностью, простотою и краткостью. Но, не смотря на эту краткость, в них встречаются не только любопытные известия о местах и святынях Цареградских, но и драгоценные заметки о таких обстоятельствах, которые имеют для нас особенное значение 19 .  Путешествие Антония в Царьград известно только в одном списке, взятом из какого-то сборника и имеет следующее заглавие: « книга паломник... сказание мстъ сты во црград»; к нему присоединены, кажется из других сборников, две статьи: а) « брани против трецко цря», на 4 л. и б) « молукицкы островхъ, и ины мнгы дивны, иже новишее кастелановъ, рекше испански крочишаго самодержьца, карола, пятаго събрано, еже новобрте: транъсилвана къ чтнишем кардыналю, салты з в ръенском, красниш а м » , на 12 л., без конца. Единственный список Антониева Путешествия писан скорописью не позже начала XV-ro столетия, на плотной тираксеной бумаге, в небольшую четвертку, на 18-ти листах; на лицевой стороне каждого листа находится надпись киноварью: « о цриград» каждая страница разделена на два столбца, в каждом столбце по 27 строк; слова писаны почти везде подряд; из строчных знаков употреблены точка, запятая и точка с запятою,  из надстрочных знаков и сокращений: В предлагаемом издании все эти особенности соблюдены с возможною точностью, насколько это доступно для средств типографских. Прописные буквы, употребленные в настоящем издании, в подлиннике написаны киноварью. В заключение считаем необходимым сказать, что первое известие о Путешествии Антония в Царьград сообщено было известным нашим археографом П.М. Строевым в Журнале Министерства народного просвещения за 1834 год (ч. I. отд. II. стр. 155), в следующих словах: «Антония, архиеп. Новгородскаго, Паломник в Царьград (1200 г. ) дошел к нам в списке XV в.»; после этого известия, М.А. Максимович в своей Истории древней Русской словесности (кн. I. Киев. 1839, стр. 91) зачислил Антония, за его Паломник, в список древних Русских писателей из Новгородцев. В 1846 г. И.П. Сахаров первый сообщил в Северн. Пчеле, 11, довольно подробную историческую заметку о Путешествии Антония; он хотел сам издать его, но по обстоятельствам не мог исполнить свое намерение и подарил нам рукопись Антониева Путешествия. Ныне, по предложению покойного председателя Археографической Коммиссии П.А. Муханова, эта рукопись издается с примечаниями, которые мы признали небезполезными по крайней мере для некоторых читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Файл : Антониевы пещеры чернигов bxoд.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 600 × 399 (249 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 3 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D50 Время экспозиции 1/400 с (0,0025) Число диафрагмы f/10 Оригинальные дата и время 08:01, 3 января 2005 Фокусное расстояние 20 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Ver.1.00 Дата и время изменения файла 13:01, 10 февраля 2014 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Неизвестно Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 08:01, 3 января 2005 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,7 APEX (f/3,61) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд времени изменения файла 20 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 30 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Мягкое повышение Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Антониевы...

Что касается до вышины Новгородских башен, то башня Софийского собора примерно на четверть выше его кровли и на аршин ниже его боковых куполов, а башни Антониева и Юрьева монастырей на аршин или несколько более выше кровли церквей (в последнем случае, впрочем, говорим только по памяти). Все Новгородские башни и Черниговская плотно приставлены в церквам снаружи последних, и именно Новгородские – у Софийского собора с западной стороны на юго-западном углу, у церквей Антониева и Юрьева монастырей с северной стороны на северо-западных углах 121 . Черниговская – на юго-западном углу. Назначение башен состояло не в том, чтобы служить колокольнями для церквей, ибо, во-первых, они не открытые или с пролётами, а совершенно глухие. Во-вторых, в период до-монгольский, когда колокола были весьма малы, и их было весьма понемногу, никому не могло приходить в голову, чтобы строить для них башни. И, наконец, в-третьих, о существовании при Софийском соборе с древнего времени колокольни, отдельной от башни известно положительным образом (о колокольнях ниже). Древнее назначение башен, ясное отчасти из теперешнего их употребления, отчасти из указания летописей, состояло, во-первых в том, чтобы служить ходами на верхние галереи или полати, во-вторых в том, чтобы служить церковными ризницами и кладовыми 122 . Что башни наши происхождения не греческого даже и в том смысле, чтобы могли быть признаны за варваро-греческие или Корсунские, это как будто может быть утверждаемо положительно, ибо они представляют собой не изменение чего-либо настоящего греческого, а нечто совсем новое против него 123 . Следовательно, они происхождения или западного или собственно русского. Кто немного знаком с архитектурой западной, у того, конечно, тотчас же явится предположение, что они происхождения западного: Одну из характеристических черт позднейшей архитектуры западной составляло именно то, что в ней употребляются башни, как средство украшения церквей. На самом деле гораздо вероятнее, однако, думать что они происхождения не западного, а собственно русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

65. Весьма многие из монахов согласно и одинаково рассказывали, что совершено Антонием много и иного сему подобного. Но это еще не так чудно, как следующее, которое пред всем иным кажется наиболее чудным. Однажды, встав помолиться, перед вкушением пищи около девятого часа, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как бы возводит его по воздуху; в воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Поскольку же путеводители Антониевы сопротивлялись им, то требуют они отчета – не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности перед ними, а поэтому хотят вести счет с самого его рождения. Но путеводители Антониевы воспрепятствовали тому, говоря: «Что было от рождения его, то изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу». Тогда, поскольку обвинители не могли уличить его, свободен и невозбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как бы возвращается и входит сам в себя, и снова делается прежним Антонием. Забыв о вкушении пищи, остаток дня и целую ночь проводит он в воздыханиях и молитве, пораженный видением того, со сколь многими врагами предстоит нам брань и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в этом именно смысле сказал Апостол: по князю власти воздушныя (Еф.2:2). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по оному, покушается преграждать им путь. Почему наипаче и советовал Апостол: приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:13), чтобы посрамился враг, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит.2:8). А мы, слыша это, приведем себе на память Апостола, который говорит: аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть (2 Кор.12:2). Но Павел восхищен был до третьего Неба, и нисшел оттоле, услышав неизреченные глаголы, Антоний же видел себя проходящим по воздуху и боровшимся там, пока не оказался свободным.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=455

Страдала же она от чрезвычайных подвигов жестокою болью в чреве и боку, и вся изнемогла телесно. Антоний помолился; а комит заметил день, в который принесена была молитва, и возвратясь в Лаодикию, находит девственницу здоровою. Спросив же, когда и в какой день освободилась она от болезни, вынимает хартию, на которой записал время молитвы, и после ответа исцеленной, сам в то же время показывает запись; и все удивились, узнав, что тогда Господь избавил ее от страданий, когда молился о ней и призывал на помощь Спасителеву благость Антоний. 62) Часто и об идущих к нему, за несколько дней, даже за месяц, предсказывал Антоний, по какой причине идут они. Ибо одни приходили единственно для того, чтобы видеть его, другие по причине болезни, а иные, потому что страдали от бесов. И трудность путешествия никто не почитал для себя бременем и не жалел о трудах; потому что каждый возвращался, чувствуя пользу. Когда же было Антонию подобное видение и рассказывал он об этом, — всегда просил, чтобы никто не удивлялся ему в том, дивился же бы паче Господу, Который нам человекам даровал возможность познавать Его по мере сил наших. 63) Еще однажды, пришедши в монастыри, бывшие на внешней горе, когда упросили его взойти на корабль и помолиться с монахами; он один почувствовал сильное и весьма отвратительное зловоние. Бывшие на корабле говорили, что есть тут рыба и соленое мясо, и оттого запах; но Антоний сказал, что это зловоние иного рода. Пока еще говорил он, возопил вдруг юноша, одержимый бесом, который, войдя на корабль прежде других, скрывался на нем. Бес, по сделанному ему запрещению именем Господа нашего Иисуса Христа, вышел, а человек этот стал здоров, и все поняли, что зловоние было от беса. 65) Весьма многие из монахов согласно и одинаково рассказывали, что совершено Антонием много и иного сему подобного. Но это еще не столько чудно, сколько пред всем иным наиболее чудным кажется следующее. Однажды, пред вкушением пищи около девятого часа встав помолиться, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительные, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто–то как бы возводит его по воздуху; в воздухе же стоять какие–то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению.Поскольку же путеводители Антониевы сопротивлялись им, то требуют они отчета, — не подлежит ли Антоний какой–либо ответственности перед ними, а поэтому хотят вести счет с самого его рождения; но путеводители Антониевы воспрепятствовали тому, говоря: «что было от рождения его, то изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Отличия такой живописи от хрестоматийных константинопольских произведений начала XII в. несомненны. Попытки объяснения появления этих отличий недостаточно выявленными «динамическими» мотивами в искусстве столицы далеки от успеха. Константинопольские памятники, использующие линейную проработку формы, предполагают её тонкую дифференциацию, стремление даже в типах отразить спиритуалистические тенденции. Поэтому обретенный эффект воспринимается органичным: характер формы отвечает её новым, более подвижным свойствам. Наоборот во фресках указанного круга, особенно в новгородской росписи, главным становится противоположное стремление: острота линейных росчерков не должна совмещаться с крупной, рельефно моделированной, статичной пластикой, но – совмещается. Роль графики в трактовке личного сходна по своей выразительной сути с ролью будущих белильных пробелов зрелого XII в., способных зрительно преображать природное. Это позволяет увидеть и в образах фресок Антониева монастыря, и в способе их изображения тенденции сверхреального преобразования материи, воплощающие героические усилия духа. Именно это придает преподобным Антониева собора страстность реальной борьбы, действенное подвижничество, продиктованные «неистовой» убежденностью веры. Кажется, эти мотивы даже тогда, когда суровый аскетический стиль был главным в византийской столице (XI в.), находили в метрополии более сдержанные формы для воплощения. Возможности всемерной акцентировки его экспрессивных черт были открыты на периферии: 298 здесь такое искусство стало главным, ибо изначально предназначалось для зрителя менее рафинированного и рефлексирующего, чем константинопольская элита. Цветовая гамма организована не менее решительно, чем композиция или пластика. Колорит отличается яркостью, плотностью и фактурностью. В его основе контрастное сопоставление темно-синих фонов с ярко-лазуритовыми поземами светлых тонов одеяний – с ярко-желтыми нимбами. Исключительная глубина цветового строя и его свежесть обязаны своим происхождением особому техническому приему: поверх плотного слоя краски обязательно наносятся прозрачные лессировки, что придает цвету эффект бархатистости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Часто и об идущих к нему, за несколько дней, даже за месяц, предсказывал Антоний, по какой причине идут они. Ибо одни приходили един­ственно для того, чтобы видеть его, другие по при­чине болезни, а иные потому, что страдали от бе­сов. И трудность путешествия никто не почитал для себя бременем и не жалел о трудах, потомучто каждый возвращался, чувствуя пользу. Когда же было Антонию подобное видение, и разсказывал он о сем,-всегда просил, чтобы никто не удивлялся ему в том, дивился же бы паче Господу, Который нам человекам даровал возможность познавать Его по мере сил наших.     Весьма многие из монахов согласно и одинаково разсказывали, что совершено Антонием много и инаго сему подобнаго. Но это еще не столько чудно, сколько пред всем иным наиболее чудным кажется следующее. Однажды, пред вкушением пищи около девятаго часа встав помолиться, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как-бы возводит его но воздуху; в воздухе же стоят какия-то угрюмыя и страшныя лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Поелику же путеводители Антониевы сопротивлялись им, то требуют они отчета, не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности пред ними, а поэтому хотят вести счет с самаго его рождения: но путеводители Антониевы воспрепятствовали тому, говоря: «чтò было от рождения его, тò изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу». Тогда, поелику обвинители не могли уличить его, свободен и невозбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как-бы возвращается и входит сам в себя, и снова делается прежним Антонием. В сие время, забыв о вкушении пищи, остаток дня и целую ночь проводит он в воздыханиях и молитве; ибо удивлялся, видя, с сколь многими врагами предстоит нам брань, и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в сем именно смысле сказал Апостол: по князю власти воздушныя (Ефес. II:2). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по оному, покушается преграждать им путь. Почему наипаче и советовал Апостол: приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Ефес. VI:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

14 мая 2014 г. 15:59 Два корпуса новгородского Антониева монастыря отреставрируют в течение двух лет Завершился тендер на проведение первого этапа ремонтно-реставрационных работ в новгородском Антониевом монастыре — одной из древнейших русских обителей. Полностью соответствующей всем конкурсным требованиями признана единственная заявка — от петербургского Общества с ограниченной ответственностью «Ренессанс». В нынешнем году эта фирма, признанная победителем, получит от Министерства культуры РФ 159 миллионов рублей на приведение в порядок аварийного Западного монастырского корпуса. Стоящий на волховском берегу пустующий Западный корпус находится в госсобственности и включает в себя Келарские и Казначейские палаты (XVIIb.), а также Настоятельские покои (XIXb.) Каждый из его компонентов строился двухэтажным. Но теперь фундаменты обросли значительным культурным слоем, и первый этаж фактически превратился в цокольный. «В ходе предстоящих работ мы предполагаем удалить позднейшие наслоения и восстановить первоначальную двухэтажную архитектуру с открытием заложенных входов на первый этаж, - рассказывает эксперт по изучению и популяризации объектов культурного наследия Новгородского государственного музея-заповедника (на балансе этого учреждения находится здание-памятник) Лариса Банникова. - По плану развития нашего музея-заповедника в Западном и соседнем Береговом Западном корпусах разместится Российский центр изучения и реставрации монументальной живописи с помещениями для хранения древних фрагментов фресок, залами для демонстрации и лабораториями Школы реставрации». Реставрация Берегового Западного корпуса запланирована на следующий летний сезон. Последний раз эти сооружения обновляли после Великой Отечественной войны, причем исторически одноэтажный Береговой Западный корпус постройки начала XIX вв., до революции занятый братской трапезной, тогда надстроили жилым вторым этажом. Кроме воссоздания фасадов и общеремонтных работ, фирме-подрядчику предстоит заменить на объекте инженерные коммуникации, удалить со старинной кирпичной кладки мох и плесень, покрасить своды, изготовить из латуни утерянные оконные ручки и другие детали интерьера.

http://e-vestnik.ru/news/restavratsiya_a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010